Автор: Егор Дульнев, Москва

Чегем, 4461м. Первопрохождение по С стене СВ гребня, 2005 год

Протокол разбора восхождения, совершённого командой «Странник» в рамках Чемпионата России в высотно-техническом классе на вершину Чегем 4461м по С стене СВ гребня, (левее м-та Форостяна), первопрохождение, ориентировочно 6А категория сложности.

На разборе присутствовали:

Уполномоченный ФАР по району ущелья Адырсу на 2005год, почётный мастер спорта, инструктор 1 категории Порохня Ю.И.
Начальник ПСС ущелья Адырсу, мастер спорта, инструктор 1 категории Петухов В.П..
Начальник спасательного отряда АУСБ «Уллутау», мастер спорта, инструктор первой категории Зайцев К.К.

Члены команды:
Дульнев Егор Вячеславович, кмс, инструктор третьей категории, руководитель.
Морозов Андрей Иванович, кмс, инструктор второй категории, член команды
Кузнецов Сергей Анатольевич, кмс, член команды.

Наблюдатели:
Зайцев Николай, 1 спортивный разряд
Коваленко Максим, 1спортивный разряд

Выступали:
Дульнев Е: Группа вышла из базового лагеря утром 29 июля 2005 г и вечером встала в лагере под стеной. Зная, что предстоит первопрохождение, несли с собой большое количество скального снаряжения, и поэтому стартовый вес рюкзаков был более 40 кг. Утром 30 июля начали обрабатывать нижнюю часть стены. Работала двойка Дульнев-Кузнецов. В первый день обработали 120 м. Далее стена стала сложнее, и во второй день было обработано 50 м. Всего на обработку наиболее сложной части маршрута было потрачено три дня, что соответствовало тактическому плану. На маршруте каждый из участников поработал первым. Команда действовала слаженно, что обеспечило успешное прохождение маршрута. Маршрут соответствует 6 к.с.

Морозов А. 1 августа началась непогода, и мы были вынуждены пережидать её на морене ледника Джайлык. Непогода длилась пять дней, что внесло некоторые изменения в тактические действия команды. 3 августа двойка Кузнецов-Зайцев вышла в АУСБ «Уллутау» за продуктами и 4 августа вернулась на ледник Джайлык. 5 августа, несмотря на плохие погодные условия, решили отрываться. Работу продолжила связка Дульнев-Морозов.

Из-за плохой погоды мы не дошли до хорошей полки и ночевали сидя, на наклонной маленькой полке. Действия команды в подобной ситуации считаю правильными, рельеф настенной части маршрута очень сложен, продвижение по нему в темноте становится опасным. Маршрут красивый, как и маршрут Форостяна, на некоторый участках перильная верёвка висела в 3-5 метрах от стены. Мы в разное время ходили маршрут Форостяна, поэтому-то и решили попытаться проложить свой маршрут по этой стене, получилось неплохо.

Кузнецов С. После очень сложной нижней части бастиона, примерно 350м. стена становиться более пологая, но тем не менее сложность на отдельных участках достигала 5к.с., что могло бы замедлить продвижение по плохой погоде, но 6-7 августа погода стояла хорошая. 7 августа мы в 15.00 в полном составе мы стояли на вершине Чегем (4461м.).

Зайцев К.К. Какие маршруты команда прошла для подготовки к этому маршруту на в.Чегем.

Дульнев Е. Наша команда совершает совместные восхождения уже более 10 лет, к примеру мы почти в полном составе совершили первопрохождение на вершину Тютю по Ю стене 5А, в этом году мы совместно тренировались в Крыму в мае месяце, в этом сезоне в АУСБ «Уллутау» только Морозов Андрей, совершал восхождения выше 5к.с..в.Джайлык м-тЛаскавого 5Б.

Петухов В.П. Перспективность этого маршрута для популярности в районе Адырсу.

Дульнев Е. Мы много раз бывали в различных районах Кавказа, но Уллутау для нас место, где мы всё время чувствуем себя, как дома. Это один из самых спортивных лагерей в Приэльбрусье. Во многих районах наличие большого количества маршрутов 6А к.с. дело обычное, для Уллутау это проблема: Тютю маршрут Хергиани 6А, Чегем- Форостян 6А. Как профессиональному спасателю было особенно приятно сделать маршрут, который даже летом, в период активных камнепадов, является абсолютно безопасным. Может и этот маршрут станет одним из аргументов в пользу дальнейшего привлечения альпинистов в Уллутау. Мы на это надеемся.

Порохня Ю.И. Считаю маршрут пройденный командой соответствует 6А категории сложности. Восхождение засчитать. Отчёт представить в Федерацию Альпинизма России.

Разбор проводил Уполномоченный ФАР России по району Уллутау: Порохня Ю.И.
Описание маршрута на в.Чегем по С стене СВ гребня, первопрохождение, предположительно 6А категория сложности. Команда клуба «Странник»

Выход под маршрут С стену в.Чегем 29 июля 2005 года в 7.30 утра, ввиду малочисленности группы и предстоящего первопрохождения, стартовый вес рюкзаков составлял более 40 кг. Поэтому на пер. Донкина группа была только в 17.00. Спуск с перевала- это примерно 150м снежно-ледового склона с выходами сильно разрушенных скал. Преодолев бергшрунд, мы оказались на верхнем плато ледника Джайлык, далее по леднику, придерживаясь правой стороны по ходу движения (ледопады на стенах Чегема!), спуск под С стену, трещины забиты лавинами с Чегема, внимание! Бивуак на время обработки удобно располагать на противоположной стороне ледника напротив стены: там штатные стоянки, есть вода и даже цветы стали расти. Вторая половина дня часто связана с дождями, по дождю наша группа, в 20.30 стала на ночёвки.

30 августа мы выспались и только в 9.00 вышли под стену для обработки маршрута. В 10 часов Дульнев Е. перелез ранклюфт и начал подниматься по левой стенке камина, пройдя 10 метров по обледенелым скалам, он снял кошки, ботинки. Далее работа шла в скальных туфлях. Надо отметить, что начало маршрута это не нависание, и поэтому возможно прохождение свободным лазанием. Стена северная, и поэтому солнце бывает только рано утром или поздно вечером и только летом. До первой станции дошли за 30 минут. Проблему создаёт капающая сверху вода, которая мочит скалы и поэтому надо быть внимательнее. Вторая верёвка это наклонная стенка, в которой, то появляется, то пропадает трещина, страховка на закладках, френдах, крючьях. Много живых камней, внимание!

К концу второй верёвки лазание становится сложнее , порядка 6с категории сложности, и мест для организации точек страховки меньше. Градус наклона стены увеличивается, первый перешёл на ИТО и примерно 10 м. прошёл на крючьях и шлямбурах, до маленькой полочки, на ней станция(цепь от фирмы CASSIN). Далее влево вверх во внутренний угол 10 метров. Подъём по углу 25 метров до контрольного тура на шлямбуре . Стена нависает, глухие трещины затрудняют организацию точек страховки.

Лазание сложное 7b-7c. От контрольного тура 25 метров прямо вверх до станции, станция висячая. Нужно отметить, что 1 августа погода в районе испортилась, приходилось продолжать работу под струями воды. Хотя стена сильно нависает, но трещины, которые разрезают её, позволяют дождевой воде попадать вам за воротник. Местами поросшие мхом скалы становились «мыльными», что потребовало большего внимания при организации точек страховки и при лазании.

От станции в направлении большого карниза, прямо вверх 15 метров. ИТО, А2. Карниз –2.5 метра горизонтального потолка, поэтому далее вверх вправо к правому углу карниза, угол состоит из огромных висячих блоков. Нижний блок образует угол со стеной, в углу станция, висячая. Со станции прямо вверх 5 метров под карниз, затем в право по наклонному блоку под не широкую часть карниза 3 метра. Переход через карниз на вертикальную стенку. Затем прямо вверх по вертикальной стенке и внутреннему углу 25-30 метров ИТО А2, до ниши. В нише станция.

Из ниши по полке траверс влево 10 метров под вертикальные блоки. По блокам выход на полку 15-20 метров. Страховка на закладках и френдах. На полке шлямбур. С полки траверс влево под стенку с характерной вертикальной щелью. По щели сложное лазание 35 метров до полки. Нам пришлось ночевать сидя т.к. мы не дошли до хорошей площадки 30 метров, из-за наступления темноты. С маленькой полки 30 метров до хорошей полки, контрольный тур. Эта полка находится на СВ гребне в.Чегем. Далее маршрут становится легче , но мы столкнулись с периодом непогоды и после неё часто встречали участки с натёчным льдом, что затрудняло прохождение. С полки по гребню под 30 метровую стенку с внутренним углом в верхней части. Подъём по стенке используя тонкие крючья и отверстия под съёмные шлямбура до наклонной полки справа.

На полке станция. С полки траверс влево в большой камин 10 метров. Далее подъём по камину 35-40 метров. В камине большое количество натёчного льда разной толщины (внимание) лазание сложное и опасное ввиду возможности обрушения натёчного льда, страховка с помощью крючьев, френдов, закладок. Камин выводит на гребень, на маленькую осыпную полку, которая была засыпана фирном после непогоды. С полки траверс вправо 15-20 метров под наклонный камин и по нему выход на гребень 25-30 метров. под второй жандарм возможен бивуак.

Далее по гребню, по вертикальным стенкам, чередующимся с полочками, подъём по жандарму СВ гребня до характерного блока под рыжей гладкой стеной. Далее траверс по вертикальной стене вправо 10 метров до полки, на полке станция. С полки траверс вправо 15-20 метров и по каминам и лбам подъём на гребень. Далее по гребню 50 метров. по стенкам и наклонным полкам под третий жандарм. Часто встречаются полки засыпанные снегом и покрыты натёчным льдом после непогоды, что повлекло снижение скорости прохождения участков. Отсюда траверс влево в направлении большого кулуара 50 метров, далее по наклонным полкам и стенкам подъём вправо вверх на гребень между третьим и четвёртым жандармом, 45 метров, внимание живые камни!

С гребня траверс влево по полкам в направлении большого кулуара 35 метров. И подъём по стенкам и полкам влево вверх на полку 35 метров, далее траверс влево в кулуар и по кулуару подъём в основание ледового склона 70 метров по стенкам и осыпным полкам. П о снежно-ледовому склону прямо вверх на гребень 50 метров. По гребню влево вверх 100 метров, далее гребень поворачивает направо и через 300 метров выход на плечо. Далее в направлении вершинной башни по гребню, внимание карнизы, переходящему в крутой 40-50 градусов склон, подъём на вершинную башню.

Башня обходится слева со стороны В гребня, по полкам подъём на вершину Чегем 4461м. Спуск по З гребню на перевал Донкина.

В сравнении с маршрутами на в. Чегем по С ст. можно сказать только, то что, новый маршрут сложнее м-та Форостяна и более оснащен точками страховки чем м-т Курочкина и м-т Форостяна, степень объективной опасности зависит только от группы его проходящей, стена северная и произвольные камнепады замечены не были. Хотя маршруты на Чегем не пользуются большой популярностью, но они являются интересными и достойными внимания альпинисткой общественности. Всё это привлекало наше внимание уже давно и тем более было приятно совершить первопроход на территории России.

Техническое описание маршрута на в.Чегем по С стене СВ гребня

6.Использовано крючьев на маршруте:
Шлямбурных 94 шт.
Втулок от спитов 17шт
. Дырочек от пробойника 30 шт.
Использовалось ИТО 214 точек.
Закладок и френдов 70 шт.
Скальных крючьев 50 шт.

7.Ходовых часов: 62часа. 5 дней,
из них предварительной обработки
20 часов.

8. Ночёвки 29.07-05.08 в АВС через ледник от стены,
с 01.08 по 05.08 дни непогоды.
Выход на маршрут 05.08., ночёвка сидячая на покатой полке на стене.
06.08 ночёвка лежачая на полке под 2-м жандармом.
07.08. выход на вершину в 16.00. и ночёвка на спуске, на З гребне.
08.08. спуск в АУСБ «Уллу-Тау» в 12.00

9. Тренер: Успенский Вениамин Александрович, КМС , инструктор 3 кат.

10. Руководитель: Дульнев Егор Вячеславович, КМС, инструктор 3 кат.
Участники: Морозов Андрей Иванович, КМС, инструктор 2 кат. Кузнецов Сергей Анатольевич, КМС.

От АУСБ «УЛЛУ-ТАУ» до перевала Донкина подход составляет 6 часов, спуск с перевала на ледник Джайлык ледовый склон 45 градусов, 150 метров. Далее по леднику до С стены СВ гребня вершины Чегем. Ночёвки, на морене ледника Джайлык напротив стенной части объекта восхождения. Подход под стену в.Чегем через ледник Джайлык 20 мин. без набора высоты.

R0-R1 Переправа через ранклюфт, спуск на 3-5 метров и подъём по натёчному льду до полки по левой стороне камина 10м, 5к.с., страховка ледобурами и крючьями. На полке шлямбур.

R0-R2

R1-R2 От шлямбура траверс по полке влево до начала наклонной стенки, 3-4 к.с. 20метров.

R2-R3 По наклонной стенке вверх до полки с шлямбуром, на котором станция,( шлямбур можно сблокировать с спитом 70 см. влево вверх). 20м., 5к.с..

R3-R4 Далее по наклонной стенке влево вверх, до полки для двоих. Страховка с помощью крючьев и закладок, большое количество живых камней. Станция на шлямбурах и цепь на спитах. 35-40 метров, 6а к.с.

R3-R4

R4-R5 Влево вверх по системе тонких глухих нависающих щелей подъём , до станции на шлямбурах, 50 метров, ИТО, 100 град. А2-А3, или 7b к.с. От полки 30 метров до шлямбура с контрольным туром!!!

R4-R5

R5-R6 По внутреннему вертикальному углу подъём 15 метров, ИТО, А2,.

R6-R7 По вертикальной 30 метровой стенке, подъём вправо вверх под правый край большого карниза, ИТО, А2, 90 град.,.

R5-R7

R7-R8 Подъём по вертикальному внутреннему углу под карниз, ИТО, 10 метров, А1-А2, или 7а к.с.

R8-R9 Подъём на карниз, ИТО, 10 метров, А2., 110 град..

R8-R9

R9-R10 По внутреннему вертикальному углу подъём в нишу, ИТО 30 метров, А2, 90 град.., или 6с-7а к.с..

R10-R11 Из ниши вправо траверс к вертикальным блокам, 10м, 4 к.с..

R11-R12 По блокам, используя френды и гексы , подъём прямо вверх на полку со шлямбуром. Станция. 80 град. 15м., 6а к.с.

R11-R13

R12-R13 От шлямбура траверс влево под вертикальные щели и маленькие каминчики, 15м. 6а к.с.

R13-R14 Подъём по вертикальным щелям и каминам , используя крючья, френды, стоппера, до наклонной полки. Справа. 30 метров, А2 или 6с-7а к.с..

R12-R14

R14-R15 С полки прямо вверх подъём лазанием на большую полку СВ гребня вершины Чегем. Возможен бивуак. 25 метров, 75 град., 6а к.с Контрольный тур!!!

R14-R15

R14-R16

R15-R16 По СВ гребню подъём прямо, страховка на мелких крючьях и закладках, до полки, на полке станция. 35 метров, 6а к.с..

R15-R16

R16-R17 Далее траверс 15 метров по правой части СВ гребня, до камина, по которому подъём на СВ гребень 45 метров 75-80 градусов, в камине возможен натёчный лёд, ширина камина изменяется от 2метровой до 50 сантиметровой, страховка на шлямбурах, крючьях и закладках. Подъём на СВ гребень. На гребне осыпная полка.

R17-R18 По правой части СВ гребня траверс по полкам 25 метров до камина, по которому подъём на гребень. 35-40 метров. 5 к.с.

R17-R19

R18-R19 По гребню подъём под 1-й жандарм СВ гребня до полки на отколе, с плоской вершиной, отсюда траверс вправо за угол на полку. На полке станция. 35-40 метров. 4-5 к.с. 70-85 градусов.

R19-R20 Далее траверс вправо, не до ходя до большого кулуара 20 метров подъём по каминам и полкам средней и выше средней сложности на СВ гребень правее вершины жандарма. 60 градусов, 4-5к.с.

R20-R21 Далее по скалам выше средней трудности траверс вправо по гребню до ночёвок под следующий жандарм. Удобное место для ночёвок.

R21-R22 По большим полкам траверс в право в направлении большого кулуара. Не доходя 30 метров до кулуара подъём по косым полкам направо вверх на гребень между жандармами. 4-5к.с..

R22-R23 Сначала по гребню потом по полке влево до вертикальных разломов, по ним вверх влево на полку с местами под палатки. 40м, 5к.с.. Возможен бивуак.

R22-R23

R23-R24 Далее по полке спуск вниз в большой кулуар 45 метров 2к.с.

R24-R25 Подъём по правой стороне кулуара. Возможно в кулуаре наличие льда или фирна, если погода стояла теплая или конец лета, кулуар будет осыпной, внимание! «Живые камни» 35-40 метров 2-3к.с.

R25-R26.Влево вверх, подъём по левой стороне кулуара на снежник.

R26-R27 Подъём по снежно-ледовому склону 50 метров на гребень, 35-40 градусов.

R27-R28 По снежно-ледовому гребню, подъём налево вверх 100метров, 35-45 градусов.

R28-R29 Далее направо и по длинному снежно-ледовому гребню 300метров. Верхней части гребень становится круче 50-55градусов, подъём на предвершинное плечо.

R29-R30 По снежно-ледовому плечу влево под предвершинный взлёт 100метров, 20градусов.

R31-R32 Взлёт к вершинной башне, снежно-ледовый гребень (карнизы), переходящий в склон, 100метров, 45-50градусов, на склоне есть трещины.

Спуск по маршруту В.Грубера, 3А, З гребню, на перевал Донкина.

R32-R33 Вершинная башня обходится слева со стороны восточного гребня и подъём на вершину по полкам восточного гребня вершины Чегем. Спуск по маршруту В.Грубера, 3А, З гребню, на перевал Донкина