Руководитель: А.Сафонов, Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по С.Осетии летом 2012 г. Часть 3

Продолжение. Часть 2 здесь

Перевал Дзамараш 1Б (с Мидаграбинским каньоном)

3651 м

Соединяет

д/р Дзамарашдон и лед. Мидаграбин

Характер

Ледово-осыпной. Запад: пологие морены, мелкая осыпь 30°?Dh=230м Восток: лед до 20°?Dh=70м, пологие снежники морены

Седловина

осыпная широкая, с примыкающим с ЮВ пологим ледником

Места под палатки

есть

Кошки, ледорубы, каски

нет

Прохождение

19.08.2012 из д/р Дзамараш

Фото 116. На пер. Дзамараш 1Б. Вид в сторону Мидаграбина.

Перевальный взлет – средняя и мелкая осыпь около 30° высотой 230 м, перемежающаяся небольшими снежниками (они почти все стаяли). Понять, где именно перевальная седловина, не так просто – в гребне несколько осыпных понижений. Ориентируемся по наименьшему уклону и простейшему пути подъема на самое левое и самое широкое понижение (азимут 19). На подъеме попадаются обрывки тропы, что особенно помогает на участках эскалатора. На перевал вышли в 15:30, h = 3651 м. Холодно, сильный ветер, моросит дождь. Сняли очередную записку группы т/к «Вестра», 5 к.с., рук. Виданов В.Л., от 13.08.2012 г. в составе уже 4 человек (?). Седловина широкая, осыпная. Есть, где поставить палатку.

Фото 117. Спуск с пер. Дзамараш 1Б на морену ледника Мидаграбин.

С востока к перевалу примыкает некрутой открытый ледник (Фото 116). Тем не менее, кошки необходимы, потому что за перегибом становится круче. Спуск начали в 15:50. Спускаемся сначала вдоль левого борта, затем забираем правее в направлении нунатака (Фото 117). От него – снова вправо до конца ледника (180 м по высоте и 600 м по горизонтали от седловины). Далее – по пологим моренам, сложенным из удобных чешуек, все время правым берегом ручья, переходя правые притоки, в направлении двух выделяющихся скальных останцев (г. Хицан). На широкой террасе правого берега слева от останцев – бессточное озерко с оборудованными стоянками (Фото 118). Здесь и останавливаемся в 16:40. h = 3200 м, 1,5 км от языка ледника.

Фото 118. В сторону пер. Дзамараш от стоянки у озерка под г. Хицан на ЛБ ледника Мидаграбин.

Мидаграбинский каньон мы сегодня уже, конечно, не успеем пройти, а ночевать на леднике, тем более, в такую погоду не хочется. Нам и так удалось компенсировать вчерашний прогул – за один день мы выполнили двухдневный план, набрав 1600 м высоты. Место для стоянки удобное, но чересчур открытое. В этом нам пришлось убедиться ночью, когда налетел шквальный ветер с грозой и повалил град. Пришлось вылезать, укреплять все оттяжки палатки и тамбуры, вязать штормовые оттяжки. Собрали, наверное, все крупные камни с поляны.

Фото 119. Ледник Мидаграбин с г. Хицан.

20.08. 21 день похода.

Утром снова пасмурно, собирающийся дождь подстегивает наши неспешные сборы. Выпавший ночью град быстро тает. Только окрестные горы остаются припорошенными, в том числе, стоящий прямо напротив нас на другой стороне Мидаграбинского ледника пик Зейгаланхох. Выход в 8:10. По описанию нормального спуска прямо по ручью нет. Поэтому по травяному склону быстро поднимаемся на перевальчик к западу от Хицана (8:20) и, перевалив гребешок (Фото 119), спускаемся на левобережную морену ледника Мидаграбин по средним осыпям (3050 м, 8:40). Из-за продольной трещины на сам ледник можно выйти не везде. Спускаемся на 250 м ниже по течению ледника, где трещина засыпана, выходим на плоский ледник и одеваем кошки.

Фото 120. Преодоление ледового ручья на леднике Мидаграбин.

При пересечении ледника натыкаемся на глубокий ледовый ручей (h = 3000 м, 9:20). Вот тут-то и пригодились кошки и ледорубы (Фото 120). Как выяснилось позже, группа Туморина прошла ниже, спустившись с ледника по левому краю и перейдя Мидаграбин вброд ниже языка. Выходит, мы напрасно побоялись большой глубины реки в этом месте. Перейдя тело ледника шириной около 250 м, поднимаемся по тонкому чехлу на правобережную морену, где по описанию начинается тропа через Мидаграбинский каньон (Фото 121).

Фото 121. Вход в Мидаграбинский каньон. Устье ручья из-под пер. Дзамараш (слева) труднопроходимо из-за крутого зачехленного льда.

Фото 122. Верхняя ступень скал в Мидаграбинским каньоне (фото Д.Овсянниковой).

В плотном облаке идем вдоль по морене, затем у самой воды (река совершенно черная, вспухшая) и в 10:00 выходим к первой скальной ступени (h = 2924 м, Фото 122). Ступень не выше 15–20 м, скалы не очень крутые, ниже – травянисто-осыпной склон. В сухую погоду ступень преодолевается свободным лазанием. Здесь уже провешена веревка на спуск, закрепленная на нескольких сблокированных крючьях. Два крюка выглядят вполне свежими и надежными. Освежаем блокировку, вешаем свои перила, оставляем туморинцам, как условились кусочек желтой световозвращающей ленты и спускаемся со ступени. Последний спускается по сдвоенной веревке. Очень скоро выходим ко второй ступени (2883 м, 10:40). Она несколько выше и круче. Лучше немного пройти траверсом вправо-вверх. В этом месте со ступени можно спуститься по скальному кулуару. Дублируем старый крюк и снова оставляем метку. Последний, как и в прошлый раз, спускается по сдвоенной веревке. Ее немного не хватает до самого низа, но скалы здесь уже пологие, срываться некуда. Ниже второй ступени – пологие травяные увалы, среди них между троллейбусами – место стоянки с кострищем и следами промышленной деятельности – железными трубами и еще чем-то подобным. Отсюда начинается хорошая тропа (h = 2663 м, 900 м по горизонтали от второй ступени, 12:20). Пройдя еще 800 м вдоль ущелья, она круто поворачивает вправо и начинает резко сбрасывать высоту, петляя по травяным полкам среди скальных уступов. Где-то справа вверху надо лбами остается почти неразличимый в плотном тумане, как говорят, огромный водопад Зейгалан высотой аж 700 м (2450 м, 13:05). В этом месте тропа идет по полке в заглаженной ледником скальной стене. Вскоре выходим к крутой широкой селевой промоине. Тропу снесло, но на крутом конгломератном склоне угадываются не то человеческие, не то козьи следы. Идем траверсом с самостраховкой ледорубом. На противоположной стороне промоины тропа вновь появляется и вскоре превращается в старую заросшую геологическую дорогу. Дорога спускается по крутому осыпному, затем травянистому склону широким серпантином. Ее когда-то, возможно, ровное полотно совершенно завалено скатившимися сверху камнями и заросло травой, что вместе делает ее мало пригодной для ходьбы. Поэтому со временем мы начинаем идти прямо вниз по склону, ориентируясь на повороты дороги. Судя по следам на траве, так поступали и до нас. Спустившись, наконец, к реке, попадаем в заросли молодых березок и осин, где тропа теряется. Продравшись кое-как через них, однако, скоро выходим на настоящий проезжий проселок (h = 2036, 14:30). Отсюда можно буквально бежать.

Фото 123. Осетинские башни в пос. Джимара.

Решаем, что подниматься на неопределяющий пер. Камчатский 1Б в условиях отсутствия видимости нецелесообразно и к тому же слишком утомительно. Безопаснее и экономичнее обойти по долине с севера. Пройдя около 6 км по проселку (перелесками, вброд через Фарсильсдон и Скаррон, потом лугом мимо нарзана и заболоченного пруда), останавливаемся у шлагбаума погранпоста напротив пос. Джимара (16:15–16:45, 1710 м). В поселке множество живописных древних башен (Фото 123). Постройки забираются высоко на левый борт ущелья Мидаграбина. Проверка пропусков под накрапывающим дождем, разговоры о погоде, о футболе. Говорят, накануне, когда нас полоскал град, у пограничников снесло пешеходный мостик через Мидаграбин. Основная дорога в Джимару идет левым берегом, в поселке – автомобильный мост. О дороге в долину Цатадона пограничники ничего не знают. По описанию можно перелезть пологий травянистый водораздельный гребень, но очень уж не хочется сейчас набирать высоту. Поэтому идем в обход скотопрогонными тропами. Вскоре почти сразу за поселком появляется и проселочная дорога. По ней и идем около 700 м до входа в долину Цатадона. По описанию на Цатадоне плохо со стоянками, поэтому, немного отойдя от дороги в сторону речки, в 17:05 останавливаемся на ночевку на лужайке на холме метрах в 30 от воды. Вода в Цатадоне чистая, не в пример Мидаграбину. Вниз открывается отличный вид на поселки в долине Гизельдона и ленту «шоссе» Р-299. Погода понемногу улучшается. Пытаемся сушиться на ветерке.

Карта 7 (Шау)

21.08. 22 день похода.

Утром ясно. У нас снова наполеоновские планы подняться под пер. Цата, набрав 1600 м. Однако хочется подсушить палатки, да и вещи. Выход в 9:40 под палящим солнцем. Возвращаемся на проселок и поднимаемся по нему в долину Цатадона. После череды зеленых увалов долина открывается. Леса в ней нет совсем. В 10:25 проходим стойбище с кошем (h = 1910 м). Симпатичный молодой пастух немного навеселе угощает нас литром крупной черники из 20-литрового ведра, которое он накануне собрал на склоне. Рядом стоит такое же полное ведро его напарника. К сожалению, этот склон нам не по пути. По широкой части долины можно подниматься разными путями по проселкам и тропам, все они более-менее равноценны. В 11:30 минуем лабиринт зеленых холмов и выходим на плоскую часть долины (h = 2200 м). Здесь у ручейка можно при желании поставить лагерь. Над долиной в облаках нависает грандиозная стена перевала Цата и ледовая шапка г. Шаухох (Фото 124).

Фото 124. Гребень пер. Цата 2Б из долины р. Цатадон.

Выше река скрыта под камнями. Колея продолжается и переходит на правый берег, затем снова на левый, где наконец пропадает. Река снова выходит из-под камней, уклон долины увеличивается. Идем вдоль воды левым берегом, потом переходим по камням на правый. Еще выше река течет в ущелье с крутыми конгломератными бортами, прорезающем вал морены. По карте Голубева здесь – последнее место, где можно поставить лагерь на траве (h = 2670 м, 15:30). Мы рассчитываем, что на морене всегда можно выложить площадки. Поднимаемся на вал, постепенно забирая немного влево по ходу (2890 м), поскольку там можно по осыпи обойти нижний скальный пояс пер. Цата. Ориентир – скальный останец на осыпном склоне ближе к левому борту цирка (Фото 124). Вдоль ручья, стекающего слева по ходу от останца, поднимаемся по средней и мелкой осыпи и выходим на пологую часть морены выше останца (h = 3150 м, 16:30). Ручей теряется под камнями. Разведка обнаруживает оборудованное место под палатки с мощными ветрозащитными стенками. На них и останавливаемся, немного расширив и выровняв, поскольку палатка у нас большая. План набора высоты почти выполнен. Выше горизонтальных полок не предвидится. За водой ходим вниз по склону на ручей. В левом борту цирка прекрасно виден осыпной кулуар пер. Камчатский 1Б (Фото 125).

Фото 125. Восточный склон пер. Камчатский 1Б из-под пер. Цата 2Б.

Наверху солнце, но снизу то и дело наползают обезьяны. Рассматриваем путь подъема на пер. Цата (Фото 126, Фото 127).

Фото 126. Восточная часть гребня пер. Цата 2Б со стороны д/р Цатадон и путь подъема. Желтым показан участок перил (8 веревок).

Фото 127. Западная часть гребня пер. Цата 2Б с висячим ледником.
Перевал Цата 2Б

Соединяет

д/р Дзамарашдон и лед. Мидаграбин

Характер

Скально-ледовый. Запад: живая мелкая/средняя осыпь/разруш.скалы до 35°?Dh=460м,траверс L=120м, лед 40°?Dh=200м (камнеопасно!), траверс скал 50°?L=70м. Восток: открытый ледник 15–20°?Dh=460м, L=1.2 км, морены

Седловина

осыпная широкая

Места под палатки

есть

Ледобуры, основная веревка 2х50м, кошки, ледорубы

15 (11 основных)

Прохождение

22.08.2012 из д/р Цатадон

Фото 128. Верхняя часть гребня пер. Цата 2Б со стороны Цатадона. Цифрами показаны номера веревок, кружками - точки страховки, зеленым - путь разведки. Снимок сделан накануне.

22.08. 23 день похода.

Утром ясно. Выход в 7:30. Решили подниматься по снежно-ледовому кулуару слева по ходу от двух близко расположенных «пятнышек» скал на самом верху склона, а затем уходить налево на гребень по косой снежной полке (Фото 128). Но для начала нужно выйти в этот кулуар. Обходим по средней, а потом мелкой осыпи средний пояс скал слева по ходу, в северной части, где он сходит на нет (азимут 133). По пути попадаются небольшие участки зачехленного льда (8:05). Уклон постепенно увеличивается. Серпантиним, используя чьи-то следы. Набрав 200 м, поворачиваем направо, к югу и, используя выходы разрушенных скал, выходим наверх скального пояса (набор 260 м с уклоном 35°, Фото 126). Здесь, в принципе, можно было бы организовать ночевку, но нет гарантии, что с верхнего пояса скал не прилетят камни. Траверсируем на юго-запад некрутую мелкую осыпь. Для пересечения участка слабо зачехленного льда пришлось одеть кошки, которые потом уже и не снимали. В 10:45 останавливаемся перед открытым льдом под скальным контрфорсом (h = 3580 м). Здесь есть небольшой участок почти горизонтальной осыпи, но ставить лагерь в таком месте тоже нельзя из-за камнеопасности. Для выхода на ледник необходимо пересечь желоб натечного льда, по которому часто летят мелкие камни. Ширина наиболее камнеопасного участка – около 20 м (Фото 129).

Фото 129. Преодоление камнеопасного ледового желоба при подъеме на пер. Цата 2Б.

Желоб переходим по перилам по кратчайшему пути (траверсом) с выставлением наблюдателей (11:45). Дальнейший путь – по диагонали вправо-вверх на левый край бергшрунда, а затем под скалы правого борта перевального кулуара. Отсюда – прямо вверх вдоль правого борта кулуара со станциями под прикрытием выступов скал (Фото 128). Под бортом кулуара – чистый снег без следов схода камней. Весь остальной кулуар и ледник под ним простреливается камнями (Фото 130). Страховка на ледобурах.

Фото 130. Снежно-ледовый кулуар пер. Цата 2Б со следами схода камней. Путь подъема - под скалами правого борта.

Всего провесили 8 веревок перил до верха кулуара, работая по очереди (лед 35–45°, припорошенный снегом, Dh=200 м). Погода тем временем испортилась, солнце скрылось, но вместе с ним прекратился и камнепад. Село облако. Наверху на узкой полке под прикрытием почти вертикальных скал – станция со страховкой за скальный выступ.

Фото 131. На станции на скальной полке. Кружком обведен разведчик (И.Сафонова).

Фото 132. Косая скально-осыпная полка, выводящая на седловину.

Проводим разведку. Можно пройти вправо по ходу под скалами (довольно круто!) и выйти в снежно-ледовый кулуар, идущий почти до гребня (Фото 131). Влево же по ходу уходит косая наклонная скально-осыпная полка (Фото 132). По ней – полторы веревки до гребня со страховкой за выступы скал. Первый – налегке. Скалы разрушенные, легко крошатся, приходится тщательно выбирать точку страховки. Решаем, что влево все-таки проще. На гребне страхуемся за крупный обломок (>500 кг) на противоположном склоне (Фото 133).

Фото 133. Выход на седловину пер. Цата 2Б по косой скально-осыпной полке.

На седловину вышли в 17:00, h = 3810 м. Седловина широкая, просторная, сложена из средней и мелкой осыпи (Фото 134). Тур чуть севернее. Сняли записку группы туристов г. Пенза, 4 чел., 4 к.с., рук. Разживин А.В., от 27.07.2012 г. Можно стоять прямо на седловине, но погода к этому не располагает. Хочется найти более укромное место, но недалеко, чтобы не усложнять себе подъем на Шаухох. Такое место быстро находится на разрушенных скалах правого борта ледника Гольда в 230 м по горизонтали и 50 м по вертикали от перевала (Фото 134, Фото 135). Приходится потрудиться под дождем, чтобы выровнять здесь площадку.

Фото 134. Пер. Цата 2Б с восточного гребня г. Шаухох. Желтым отмечен участок перил.

Фото 135. Спуск с пер. Цата по леднику Гольда (Шау) 23.08.2012 г.
Вершина Шаухох (радиально по восточному гребню)

4636 м

Координаты

N42°44.553’ E44°24.360’

Расположена

Ц. Кавказ, р-н Джимарай, в разветвленном С отроге Бокового хребта

Вершина

Снежно-ледовая шапка, карниз на С, крутые скалы на Ю

Маршрут (подъем/спуск)

По восточному гребню (факт. 2Б альп.)

Характер

Широкий ледово-фирновый гребень высотой 800 м с уступами до 45° и сужениями местами карнизы на С и скальные сбросы на Ю.

Необходимое снаряжение

Ледорубы, кошки, каски, страх. системы, ледобуры (2–5 на связку в зависимости от состояния льда), основная веревка 50 м на 2–3 чел, желательно жумары, спусковые устройства

Кол-во точек страховки

5 (в зависимости от состояния склона до 20)

Восхождение

23.08.2012 г. с пер. Цата 2Б

Фото 136. Начало подъема на г. Шаухох, 4636 со стоянки под пер. Цата 2Б (первая ступень).

23.08. 24 день похода.

Утром ясно. Выход в 7:30. Идет связка-тройка Л. Дубов, А. Киселев и А. Сафонов. От лагеря просматривается только начальный участок гребня (Фото 136). Это фактически продолжение ледника Гольда, очень широкое и даже несколько вогнутое внизу и ограниченное с юга небольшими выходами скал, а с севера – крутым склоном со снежно-ледовыми карнизами. Средний уклон 38°, в середине подъема чуть выше, в конце – положе. Перепад высоты до первого выполаживания – 500 м. Идем по диагонали на юго-восток в направлении перегиба гребня, постепенно приближаясь к его южному скальному краю, а затем вдоль него на запад. Первого горизонтального участка гребня достигли в 8:55 (h = 4260 м). Это довольно широкая фирновая шапка, ограниченная с юга разрушенными скалами (Фото 137).

Фото 137. На нижнем горизонтальном участке восточного гребня г. Шаухох.

Фото 138. Восточный гребень г. Шаухох 4636 выше пологой части.

В направлении вершины Шаухоха гребень сначала несколько понижается и изгибается широкой дугой (Фото 142). С южной стороны – пологий снежный склон, с севера – местами карнизы. Гребень идет уступами, некоторые из них кажутся довольно крутыми и высокими (Фото 138). На нашем выполаживании можно при желании организовать ночевку.

С уступа хорошо виден массив Казбека, Казбекское плато, в. Майли, ледопад Майли, Джимарайхох, пер. Шау 2Б и верхняя часть гребня Шаухоха. Внизу к северу от Бокового хребта все затянуто облаками, из которых торчат отдельные вершины Скалистого хребта (Фото 143). Узкий снежно-ледовый кулуар пер. Шау выглядит страшно из-за своей большой крутизны и очевидной камнеопасности (Фото 141). Кроме того, внизу он выводит в широкий кулуар черного натечного льда, тянущийся из-под самой вершины Шаухоха, по которому камни должны разгоняться до чудовищной скорости. Скальный склон к югу от седловины пер. Шау, за двумя жандармами, выглядит куда как положе, проще и безопаснее. Это лабиринт скальных полок и ступеней, по которому на первый взгляд в большинстве мест можно идти ногами.

Фото 139. Подъем на вторую ступень восточного гребня г. Шаухох.

Фото 140. (Верху) Третья ступень восточного гребня г. Шаухох с участком перил (желтая линия) выводит на предвершинное плечо.

До 9:30 без труда проходим чуть извилистый в целом горизонтальный участок гребня (около 400 м по горизонтали). Местами он представляет собой острый фирновый гребешок. Сбросов по обеим сторонам нет, но боковой уклон достигает 45°, идти приходится аккуратно. Далеко на западе видны Эльбрус и Дыхтау, Затем начинаем подъем на следующую крутую ступень (Фото 139). Из-за снежно-ледового надува приходится идти вдоль самых скал южного края, иногда над скальными сбросами (9:50). В 10:35 поднимаемся на очередное выполаживание гребня (h = 4410 м, уклон при подъеме на ступень 33–45°, перепад 100 м). Выше гребень сужается, на север свисают ледовые карнизы, однако можно свободно идти вдоль края скал (Фото 140). Кажется, следующая крутая ступень уже выводит на вершину. Но это обман зрения, хотя до вершины оттуда уже, действительно, недалеко. В верхней части ступени – выход льда, трещина, пришлось на всякий случай завинтить пару буров. На эту ступень поднялись в 11:00. Снова широкое выполаживание, есть, где поставить палатки.

Фото 141. (Справа) Восточный склон пер. Шау 2Б с гребня г. Шаухох.

Фото 142. Восточный гребень г. Шаухох 4636, пер. Шау 2Б и г. Джимарайхох 4780.

Фото 143. Панорама

с восточного

гребня г. Шаухох 4636.

Фото 144. А.Киселев и А.Сафонов на вершине г. Шаухох 4636.

Фото 145. А.Киселев и Л.Дубов на вершине г. Шаухох 4636.

Фото 146. Вид с вершины г. Шаухох 4636 на ЮВ-Ю-ЮЗ.

Фото 147. Круговая

панорама

с вершины

г. Шаухох 4636.

Фото 148. Три ступени восточного гребня г. Шаухох.

Фото 149. Г. Шаухох с севера, с шоссе Р-299.

На вершину вышли в 11:08 (Фото 144, Фото 145). Это ледово-фирновая шапка с карнизами на север (Фото 149) и крутым скальным склоном на юг. Высота по альтиметру GPS – 4654 м. На запад продолжается снежно-ледовый гребень (Фото 147). Фотографируемся, снимаем панораму Мидаграбинского ледника, в.в. Суатиси, Джимарая, ледников Колка и Майли и Казбека (Фото 146). Тура не нашли. Спуск по пути подъема начали в 11:15. На крутых участках идем с попеременной страховкой через ледоруб (Фото 148). До нижнего края ближайшей ступени спустились к 11:35, а в 12:00 слезли с нее.

Фото 150. Кулуар между южным и восточным гребнями г. Шаухох - возможный путь подъема с ледника Мидаграбин для обхода камнеопасного восточного склона пер. Шау 2Б.

Фото 151. Ледопад Майли, г. Казбек и г. Майлихох со спуска с ледника Гольда.

В это место выводит кулуар с Мидаграбинского ледника из-под пер. Шау 2Б (Фото 150). Интересно, что перевальный гребень идет не от самой вершины Шаухох, а несколько восточнее. Кулуар не слишком крутой, около 40°, сложен из разрушенных скал и осыпи, присыпанных снегом. Он может служить неплохой альтернативой перевалу Шау, поскольку выводит на заведомо некамнеопасный и в целом не очень крутой восточный гребень Шаухоха. Однако сам кулуар обращен на юго-запад и может быть камнеопасным после выхода солнца на склон.

Фото 152. г. Джимарайхох на рассвете (от хижины на левом борту быв. Ледника Колка).

На спуске с длинной горизонтальной части гребня хорошо просматривается весь западный склон перевала Цата и наш вчерашний путь подъема (Фото 134). На ледник Гольда спускаемся широкой дугой вдоль правых скал (здесь несколько положе), затем пересекая пологую часть ледника (Фото 136). В лагерь под пер. Цата вернулись около 13:00. Обедаем, собираем лагерь и в 16:00 продолжаем спуск.

Ледник Гольда пологий, в основном открытый, трещин практически нет. Перепад высоты до языка 460 м, длина 1,2 км. Под языком на горизонтальном участке морены есть места под палатки у разливов ручья (16:25–16:50, h = 3488 м, Фото 135). Дальнейший спуск – по пологим и средней крутизны моренам и конгломератно-осыпным склонам, придерживаясь левого борта ущелья. С очередной ступени долины открывается великолепная панорама ледопада Майли (17:20, h = 3200 м, Фото 151).

Фото 153. Левый берег р. Колка непроходим.

Непосредственно вдоль русла ручья нормального прохода до низа нет. Траверсируем влево. Появляются обрывки тропы с пер. Шелестенко 2А. Завершающая часть спуска – серпантин по осыпному склону до 35° – выводит на боковую морену бывшего ледника Колка. У левого борта на зеленых лужайках – новая хижина Владикавказского турклуба «Каскад», директор Рыжанов О.Н., и строящаяся автоматическая метеостанция на солнечных батареях, метеорологическое оборудование, стройматериалы. Рядом много площадок под палатки. К хижине вышли в 18:25. H = 2945 м. Хижина рассчитана на 4-ч человек (лежанка 2х2 м), но при необходимости может вместить и чуть больше. Есть небольшой запас продуктов и газа, рядом чистый ручей. Тесниться не хочется, погода ясная, поэтому становимся на улице. Оставляем благодарственную запись в книге посетителей.

Фото 154. Долина р. Геналдон с морены, разделяющей р. Колка и лед. Майли.

После восхождения на Шаухох сил на то, чтобы перейти ложе Колки и ледник Майли и подняться на стоянки на высоте 3400 на втором контрфорсе правого борта ледопада Майли уже нет. А без этого точно не успеть завтра взойти на Казбек и спуститься до ванн, где мы должны встретиться с группой Туморина. Поэтому, несмотря на в коем-то веке идеальную погоду, решаем отказаться от восхождения на Казбек и на утро спокойно спускаться к ваннам на Геналдоне. Вечером уже в темноте замечаем фонарики на стоянке 3400 и выше в районе стоянок ОЖД. Позже сверху пускают сигнальную ракету (или петарду?). Фонарики на 3400 не гаснут, похоже, со стоянок ОЖД кто-то спускается в темноте. Мы светим им в ответ своими «прожекторами». Не случилось ли чего? Решаем, что если людям в лагере на 3400 понадобится помощь, они найдут способ дать нам знать. К счастью, впоследствии оказалось, что ракету пустила молодежь из баловства – отмечали успешное восхождение.

Фото 155. Переход р. Колка возле устья по подвесному мосту.

Фото 156. Ледник Майли от верхних Кармадонских ванн.

24.08. 25 день похода.

С утра ясно (Фото 152). Торопиться некуда. Отдыхаем, заряжаем аккумуляторы, устраиваем скальные занятия на ближайшей стенке высотой 15 м с плоским верхом, фотографируемся на память на фоне ледопада Майли (Фото 158). Выход в 12:15. Одна из троп уходит от хижины вниз по зеленой левобережной морене, но это тупик – левым берегом Колки пройти нельзя, недалеко от языка ледника Майли он обрывается в реку почти отвесными скальными стенами высотой в несколько сот метров (Фото 153). Поэтому спускаемся по другой тропе прямо к старому ложу ледника Колка, забирая вправо, переходим по камням ручей из-под ледника Гольда (200 м по горизонтали от хижины, азимут 200, h = 2875) и выходим к Колке несколько выше по течению, где она выходит из-под камней морены, и ее можно перейти посуху (200 м азимут 132, 2858 м). Далее идем правым берегом Колки по моренным валам, уже успевшим местами зарасти травой (950 м азимут 75). По пути то и дело попадаются артефакты, в том числе исправный, хоть и разряженный фотоаппарат-мыльница, пролежавший, как оказалось, несколько лет! Оставляя по левую руку конгломератный борт прорытого Колкой желоба, оказываемся на своеобразном узком зеленом гребне старой морены, разделявшей ледники Колка и Майли, и идем по нему 700 м (азимут 43) до языка лед. Майли. Чтобы спуститься с ледника, необходимо пересечь его левую сильно зачехленную часть. Спуск заканчивается участком открытого льда 45°?Dh=25м, где организованы перила. Приходится надеть обвязки и кошки. С ледника сыпет, поэтому спустившиеся участники сразу отходят на безопасное расстояние. Спуск закончили в 13:56 (h = 2500 м). Снова переодеваемся и по хорошей тропе по довольно пологой морене к 14:18 спускаемся к подвесному мостику через Колку (h = 2290 м, 750 м от языка ледника, Фото 155) недалеко от слияния с Майли (Фото 154). Менее чем в 200 м от него на левом берегу Геналдона – знаменитые верхние Кармадонские ванны, много палаток, туристов и просто отдыхающих (Фото 156).

Фото 157. Купание в верхних Кармадонских ваннах.

Фото 158. Группа на фоне ледопада Майли и г. Майлихох. Слева направо: А.Киселев, И.Сафонова, Ф.Савельев, А.Сафонов, Л.Дубов

У ванн встретили Светлану Цветкову и Дашу Овсянникову из группы Туморина. Погода по-прежнему великолепная, горячие минеральные ванны изумительны (Фото 157). Общаемся, моемся, перекусываем, наслаждаемся отдыхом. В 16:30 уходим по тропе вниз по Геналдону вслед ушедшим раньше дамам. Они расположились лагерем у нижних ванн. Мы направляемся туда же. 2,4 км тропа идет по дну ущелья недалеко от русла, переходя многочисленные нарзаны, затем круто забирается на конгломератный борт и некоторое время траверсирует его. Выйдя на зеленую левобережную террасу, она больше не спускается к реке и со временем превращается в проселок. Местами от проселка осталось лишь заросшее вырезанное в склоне полотно. Через 4 км на дороге, метрах в 100–150 за распадком с нарзаном, как раз над нижними ваннами, стоит погранпост (h = 1722 м). Отмечаем пропуска, немного возвращаемся до едва заметной тропки и по ней спускаемся к лагерю группы Туморина в перелеске у ванн (19:00, 1550 м). С местами под палатки плоховато. Разводим костер, не столько, чтобы готовить на нем, сколько просто для создания атмосферы. Долгие посиделки за чаем, ванны под звездами, снова чай… В отличие от верхних, нижние – настоящие чугунные ванны (4 штуки), огороженные листами жести, так что получается комната без потолка с занавеской вместо двери. Горячая вода из нарзана наливается по пластиковой трубе. Рядом – стол с навесом. Вокруг сильно замусорено, но местные, похоже, с удовольствием и регулярно пользуются этими ваннами. От источника протянута капитальная труба вниз, в поселок.

25.08. 26 день похода. Отъезд.

Погода снова отличная. Туморинцы договорились с водителем, что маршрутка придет за нами к погранзаставе к 11:00. Чтобы не спешить, выходим заранее, в 9:20. Перед этим сушим палатки от выпавшей ночью росы, желающие снова купаются в ваннах. От ванн вниз по Геналдону по дну долины идет проселок. По обочинам заросли облепихи. Постепенно дорога забирает вверх от реки. На встречу попадаются группы местных жителей, направляющихся к верхним и нижним ваннам – сегодня суббота. Пройдя чуть больше 3 км, пересекаем по мостику ручей, поднимаемся на холм и оказываемся на автотрассе Р-299 (10:20, h = 1436 м). Пройдя по ней немного на запад мимо корпуса недостроенного санатория, останавливаемся у ворот погранзаставы. Наши пропуска снова проверяют. Переодеваемся в цивильное. Алан приезжает ровно в 11:00. Грузимся и без приключений доезжаем до Владикавказа, по пути закупившись медом.

Выводы и рекомендации

Выполнение плана похода

Нам удалось пройти за 25 дней достаточно напряженный маршрут, включающий 5 технически сложных перевалов, в том числе пер. Купол Воологаты 2Б, пер. Южный Уилпатинский 3А, пер. Ронкетти + Цейский ледопад, суммарно 3А, пер. Хетагурова 3А, а также восхождение на одну из основных вершин района Джимарай – г. Шаухох 4636, 2Б альп.

Нам пришлось отказаться от восхождения на в. Уилпата по южному гребню с пер. Ю.Уилпатинский из-за а) сильного ветра и необходимости строительства надежной ветрозащитной стенки для ночевки на перевале и б) опасения чрезмерного утомления перед технически сложным и продолжительным спуском с пер. Ю.Уилпатинский 3А и необходимости его разведки.

Мы также отказались от прохождения неопределяющего пер. Камчатский из-за неблагоприятной погоды (плотная облачность на уровне 2000–3000 м, дождь) и практической нецелесообразности прохождения в условиях отсутствия видимости по сравнению с обходом по долинам.

Наконец, нам пришлось отказаться от восхождений на вершины Майлихох и Казбек из-за нехватки времени, вызванной ожиданием благоприятной погоды под пер. Хетагурова 3А.

Обеспечение безопасности

Проблем с высотной акклиматизацией у нас не было, поскольку все участники имели серьезный высотный опыт (до 5642 на Кавказе, 4800 на Тянь-Шане, 4506 на Алтае и 4810 в Альпах). Кроме того, был запланирован разгонный участок по Дигории, который мы прошли с небольшим опережением графика.

Для снижения общей нагрузки были организованы заброски продуктов и газа на пост МЧС в пос. Нар (13-й день похода) и с прибывающими участниками группы Туморина на р. Дзамарашдон (19-й день похода). Экономия веса и заброски позволили пройти все сложные препятствия с относительно легкими рюкзаками (в среднем по 25 кг на старте) в хорошем темпе.

Ледовые склоны многих из пройденных перевалов камнеопасны. В этих условиях особенно важны ранние выходы с ночевок в непосредственной близости от перевального взлета. В качестве дополнительного стимула к ранним выходам мы перевели часы на 2 часа вперед по сравнению с поясным временем.

Движение по закрытым ледникам – строго в связках. В нашем случае практически все ледники вытаяли до голого льда, поэтому проблем с хождением по закрытым ледникам не было. Единственное исключение – Караугомское плато, на ровной части которого почти нет трещин.

Подвижные осыпи и разрушенные скалы преодолевались плотной группой.

Движение по перилам на камнеопасных участках – строго по одному с выставлением наблюдателей, в то время как остальные участники укрываются в скальных карманах.

Подъем первого/спуск последнего участника по ледовым склонам осуществлялся налегке или с облегченным рюкзаком с нижней страховкой и 2-3 промежуточными точками страховки на ледобурах. Во избежание падения на нижестоящих участников при срыве, перила провешивались со смещением по горизонтали. Самовывинчивающиеся буры практически не применялись. Вместо них при спуске по льду для ускорения были применены ледовые проушины с оставлением расходных петель.

С целью ускорения и равномерного распределения нагрузки порядок движения участников по перилам обговаривался заранее, всякий раз организовывались достаточно просторные промежуточные станции, при первой же возможности на верхней станции закреплялись две параллельные нитки перил. В результате на провешивание и прохождение 18 веревок перил при подъеме 6 участников на пер. Хетагурова 3А было затрачено всего 9,5 часов общего времени (чуть более 30 мин на веревку).

Движение по лавиноопасным склонам – близко к линии падения воды (пер. Купол Воологаты 2Б).

Существенных бродов на маршруте не встречалось.

Практиковался регулярный отдых: полудневка на Райской поляне после разгонного участка, облегченный день на переходе от пос. Зарамаг до пос. Нар с разбором продуктов, две дневки на пер. Боковой (для наблюдения за пер. Хетагурова и в ожидании погоды), дневка при встрече группы участников Туморина со второй заброской.

Существенно повышает безопасность наличие поста МЧС в середине маршрута, наличие сотовой связи в некоторых точках. Из любого ущелья на маршруте можно за несколько часов выйти в населенные пункты по тропам и проселочным дорогам без перевалов или через некатегорийные перевалы.

В распоряжении группы был спутниковый телефон для экстренной связи.

Для координации действий на перилах, а также для связи разведчиков и восходителей друг с другом и с основной группой или лагерем использовались портативные рации.

Новизна

Новым можно считать соединение в одном линейном маршруте практически всех горных районов Северной Осетии от Дигории до Джимарая.

Выполнена разведка пер. Цазги 2Б, 3920. Перевал может служить запасным вариантом при необходимости отказа от прохождения пер. Хетагурова 3А.

Обнаружена возможность восхождения на в. Колота по северному ледовому склону из цирка пер. Цазги. Этот маршрут сопоставим по сложности с пер. Хетагурова и также может служить ему альтернативой, если требуется попасть с лед. В. Архон в долины рек Бугультадон или Хардотчин.

Обнаружена возможность сравнительно простого и менее опасного обхода камнеопасного пер. Шау 2Б (особенно – его восточного склона) – с лед. Мидаграбин по скально-осыпному (снежному) кулуару восточнее вершины Шаухох на ее восточный гребень и далее по восточному гребню г. Шаухох на лед. Гольда. Техническую сложность такого маршрута оцениваем как 2Б.

Напряженность

Высокая напряженность маршрута вытекает из общего количества (13) и набора пройденных препятствий, общего объема технической работы (провешено более 3,5 км перил), суммарного перепада высот (29531 м), большого набора (до 1600 м) и сброса (до 1900 м) высоты в отдельные дни, пройденного расстояния (158,5 км без повышающих коэффициентов, не учитывая радиального выхода в пос.Фиагдон, 18 км).

Оценка фактической сложности препятствий

Пер. Ронкетти 3876 с ледопадом лед. Ю.Цей. Фактическая сложность перевала с прохождением ледопада ледника Южный Цей от Николаевской хижины соответствует, по нашему мнению, 3А к.т. Определяющая сторона – северная. Цейский ледопад: лед 35° в среднем, местами до 90°, сплошные разломы, трещины, сераки, снежно-ледовые мосты. Количество точек страховки на ледобурах – более 20. Движение по узким мостам/серакам – налегке с последующим перетаскиванием рюкзаков по навесным перилам. Необходима сплошная разведка средней и верхней части. Есть риск обвала сераков и обломков с главной ледовой стены высотой до 20 м! Некоторые сераки обваливались при нас, осложняя выбор пути, но, к счастью, не под нами. Перевальный взлет: бергшрунд 90°?Dh=2,5м + лед (внизу – натечный) 45–40°?Dh=145м. Количество точек страховки на ледобурах – 6 основных + 8 промежуточных.

В. Шаухох 4636. Восхождение по восточному гребню с пер. Цата соответствует, по нашему мнению, 2Б к.т. Пользуясь благоприятным состоянием ледово-фирнового склона, участники прошли весь маршрут в связке, завинтив всего 2 бура при подъеме на третью ступень гребня. Однако, как показал опыт группы, предпринявшей попытку восхождения двумя неделями позже, при дальнейшем вытаивании (в сентябре) потребовалось бы провешивать перила на значительной части маршрута, в том числе, на всей широкой нижней части гребня и крутых ступенях, т.е., до 20 веревок.

Рекомендации

Фактическая сложность остальных препятствий вполне соответствует указанной в Перечне.

1. Подъем на пер. Купол Воологаты 2Б мы советуем осуществлять по правому по ходу краю купола, по леднику вдоль скального гребня. Этот вариант не существенно круче общепринятого, но значительно короче и менее лавиноопасен. При стандартном варианте подъема приходится подрезать лавиноопасный склон над крутыми и высокими ледовыми сбросами.

2. Мы крайне не рекомендуем планировать прохождение пер. Ронкетти 2Б* через Цейский ледопад! Преодоление ледопада заняло у нас 12 часов и было сопряжено с очень высоким риском. Несколько раз нам пришлось преодолевать трещины по мостам шириной буквально 10 см. Поскольку ледопад постоянно меняется, совсем не факт, что в следующие годы он окажется вообще проходимым (без спусков в глубокие трещины). Возможно, на верхнее плато Цейского ледника под пер. Ронкетти можно попасть через ледопад левого рукава южной ветви Цейского ледника, с дальнейшим переходом через невысокий скальный гребешок, разделяющий верхние камеры двух рукавов ледника, в районе в. 3748. Но этот путь вряд ли будет безопаснее. Может быть, можно обойти ледопад левого рукава по скалам с севера, по южному склону п. Хицан (и через скальный гребешок перейти в цирк перевала). Также туда можно попасть через пер. Промежуточный Цейский, 3А. В любом случае суммарная сложность этого препятствия будет выше 2Б.

3. Мы не рекомендуем прохождение пер. Цата 2Б ввиду его повышенной камнеопасности. Вместо него на ледник Гольда из долины Цатадона можно попасть через пер. Шелестено 2А. С лед. Мидаграбин на Геналдон можно пройти через пер. Шау 2Б, но он тоже кажется крайне камнеопасным. С подъема на в. Шаухох просматривается альтернативный путь — по широкому снежному кулуару из-под пер. Шау 2Б выйти на восточный гребень в. Шаухох, а далее спуститься с него на лед. Гольда (сложность гребня до 2Б в зависимости от состояния льда). Мы не провели разведки кулуара, но описанный путь должен быть менее опасен, чем каждый из перевалов Цата и Шау. В случае крайней необходимости пер. Цата рекомендуем проходить в облачную погоду или ночью (очень ранним утром). В любом случае не следует планировать прохождение пер. Цата 2Б группам, не имеющим опыта походов 4 к.с., и детским группам.

Путевые точки

пастбище

12-AUG-12 16:23:37

N42 43.589 E44 06.269

Место стоянки в истоках р. Льядон под пер. Сталь Зап. и Вост.

14-AUG-12 14:12:46

2072

19-AUG-12 11:06:53

N42 42.711 E44 16.369

Возможное место стоянки на р. Дзамарашдон

19-AUG-12 11:20:14

N42 42.721 E44 16.645

Хижина на р. Дзамарашдон

19-AUG-12 13:03:33

N42 43.488 E44 17.935

Чистый ручей/место стоянки под пер. Дзамараш

19-AUG-12 14:40:25

N42 43.724 E44 18.802

Возможное место стоянки под пер. Дзамараш

20-AUG-12 10:03:47

N42 44.434 E44 21.185

Верхняя скальная ступень в Мидаграбинском каньоне

20-AUG-12 10:43:07

N42 44.485 E44 21.214

Нижняя скальная ступень в Мидаграбинском каньоне

20-AUG-12 12:19:41

N42 44.458 E44 21.500

Возможное место стоянки в Мидаграбинском каньоне

20-AUG-12 13:05:56

Пастбище/кошв долине Цатадона

23-AUG-12 7:29:12

N42 44.887 E44 25.684

Возможное место стоянки под пер. Цата

24-AUG-12 13:56:36

Hetagurova

16-AUG-12 17:06:16

N42 44.472 E44 08.886

Возможное место стоянки на пер. Хетагурова

Kolka

24-AUG-12 14:18:35

N42 45.188 E44 28.861

Мост через р. Колка возле устья

Kupol Voologat

Skatledoz

04-AUG-12 17:47:35

N42 48.426 E43 46.873

Возможное место стоянки на лед. Скаттиком

Tapankau

N42 43.549 E43 50.195

Пер. Зарамаг Южный 1Б

Приложения

1. Топографические карты масштаба 1:50000 и 1:100000 с привязкой для OziExplorer с сайта:
K38-040-1, K38-040-3, K38-040-4, K38-041-3, K38-041-4, K38-042

2. Схема с перечнем перевалов с сайта http://caucatalog.narod.ru,

3. Контрольные записки.

4. Фотоотчет.

Авторы фотографий: Дубов Леонид, Киселев Александр, Овсянникова Дарья, Савельев Федор, Сафонова Ирина, Туморин Виктор, Сафонов Александр

Рецензия

на маршрут 5-й к.с. под руководством Сафонова А. И.

Нитка пройденного маршрута: 5 к.с., Центр. Кавказ, Северная Осетия. пос.Стур-Дигора – р.Урух – р.Гебидон – пер. Геби-Бартуй 1Б, 3336 – пер. Электрон 2А, 3462 – р.Фастагдон – лед. Караугом – лед. Гулар – пер. Вооологата 2А, 4070 – пер. Купол Воологаты 2Б, 4311 – плато Караугом – пер. Уилпатинский Южный (Ленина) 4319, 3А – лед. Цей - пер. Хицан 1Б, 3293 – Цейский ледопад + пер. Ронкетти 3876, факт. 3А – пер. Зарамаг Южный (Мамисон-Зарамаг) 1Б, 3776 – лед. Зарамаг – пос. Заромаг – р.Льядон – пер. Сталь Зап. 2А, 3722 – пер. Боковой Теплинский 1А, 3530 – пер. Цазги 3920 (р/в, факт. 2А) – пер. Хетагурова 3А, 3945 – лед. Вост. Тепли – р.Бугультадон – р.Дзамарашдон – пер. Дзамараш 1Б, 3600 – лед. Мидаграбин – Мидаграбинский каньон – лед. Цата – пер. Цата 2Б, 3811 – р/в г.Шаухох 4636, 2Б альп. – лед. Шау – р.Геналдон – пос. Тменикау

Пройден насыщенный маршрут 5-й к.с. по Кавказу, сочетающий достаточный набор перевалов и украшенный восхождением на в. Шаухох. Пройденные перевалы в большинстве своем имеют односторонний характер, что несколько ухудшает общее впечатление от пройденного маршрута.

Оценка определяющих препятствий маршрута:

- перевалы Воологата-купол Волоогаты-Уилпатинский я бы рассматривал как связку 3А к.тр. (аналогично, например, пер. Плато на Памире). В лучшем случае – связка первых двух – 2Б, Уилпатинский – 3А. Но никак не в качестве 3-х категорированных препятствий. Наиболее сложный участок определяющей стороны пер. Уилпатинский пройден на спуск.

Связка Цейского ледопада и пер. Ронкети по условиям прохождения вполне соответствует 3А к.тр.

Перевал Хетагурова 3А – односторонний, технически для 3А прост, т.е. относится к слабым 3А.

Пер.Цата+р.в. на в.Шаухох следует рассматривать, как связку 2Б.

Фактически пройденная нитка предлагается в следующей редакции: пос.Стур-Дигора – р.Урух – р.Гебидон – пер. Геби-Бартуй 1Б, 3336 – пер. Электрон 2А, 3462 – р.Фастагдон – лед. Караугом – лед. Гулар – пер. Вооологата+пер. Купол Воологаты 2Б, 4311 – плато Караугом – пер. Уилпатинский Южный (Ленина) 4319, 3А – лед. Цей - пер. Хицан 1Б, 3293 – Цейский ледопад + пер. Ронкетти 3876, факт. 3А – пер. Зарамаг Южный (Мамисон-Зарамаг) 1Б, 3776 – лед. Зарамаг – пос. Заромаг – р.Льядон – пер. Сталь Зап.+пер. Боковой Теплинский 2А, 3722 – пер. Цазги 3920 (р/в, факт. 2А) – пер. Хетагурова 3А, 3945 – лед. Вост. Тепли – р.Бугультадон – р.Дзамарашдон – пер. Дзамараш 1Б, 3600 – лед. Мидаграбин – Мидаграбинский каньон – лед. Цата – пер. Цата+р/в г.Шаухох 4636, 2Б альп. – лед. Шау – р.Геналдон – пос. Тменикау