Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Памир >


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Бахамбаев Руслан, Волгоград

Отчёт
о горном туристском походе
V (пятой) категории сложности
по Центральному Памиру

Совершенном с 19.07.2012г. по 18. 08.2012г.
Руководитель Бахамбаев Р.Х.
г.Волгоград. e-mail: bahruslan@yandex.ru
Отчет рассмотрен МКК г. Новосибирск.
Поход оценен категории сложности
Волгоград 2012г.

1.СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ.
1&8203 Проводящая организация – Волгоградский городской клуб туристов.
2&8203 Вид туризма – горный.
3&8203 Категория сложности – пятая.
4&8203 Район – Центральный Памир.
5&8203 Протяжённость активной части маршрута 156 км
6&8203 Продолжительность общая – 31 день. Ходовых дней – 29. Днёвок – 2.
7&8203 Сроки проведения – 19.07.2007г. - 18.08.2007г.
8&8203 Суммарный положительный перепад высот 14117 м
9&8203 Нитка маршрута заявленная:
к. Девшар – р. Ташлык - л. Ташлык – пер. Ташлык (2Б)- пер. Гребень Шагазы (3А)- л. Надежда - л. Сугран- л. Бырс- связка п. Гоголя, пер. Бырс Северный, п. Шапак (3А)- л. Шапак - пер. Турамыс 3 (2Б) – л.Турамыс - л. Фортамбек- л. Вальтера- л. Москвина- п. Е. Корженевской (рад., 3А) - л. Фортамбек- пер. Курайшапак (2А)- пер. Томаша (н/к) - пер. Обходной (1Б)- пер. Белькандоу (н/к)- к. Девшар

10&8203 Запасные варианты:
1) При отсутствии возможности подхода к пер. Ташлык по д.р. Ташлык ( нет описаний гарантирующих такой вариант) – подход к нему по долине р. Шагазы и пер. ПКТ (1Б).
2) Вместо пер. Гребень Шагазы (3 А) - прохождение пер. Екатерина (3А) или пер. Комсомолец Кубани (2 Б).
3) Вместо связки гребень пика Гоголя – пер. Бырс Северный – пик. Шапак (3А) – движение по л. Шини-Бини и прохождение пер. Шапак (2Б).
4) Вместо пер. Турамыс 3 – спуск по л. Шапак до л. Фортамбек и далее по маршруту.
11&8203 Нитка маршрута пройденная:
к. Девшар – р. Ташлык - л. Ташлык – пер. Ташлык (2Б)- пер. Гребень Шагазы (3А)- л. Надежда - л. Сугран- л. Бырс- связка п. Гоголя, пер. Бырс Северный, п. Шапак (3А)- л. Шапак - л. Фортамбек - л. Вальтера - л. Москвина - п. Е. Корженевской (рад., 3А) - л. Фортамбек - пер. Курайшапак (2А) - пер. Томаша (н/к) - пер. Обходной (1Б) - пер. Белькандоу (н/к) - к. Девшар

Отказались от прохождения пер. Турамыс 3 (2Б), с целью сэкономить ходовые дни, потраченные в непогоду на пер. Гребень Шагазы (3А).

12&8203 Пройдено локальных препятствий :
3А- 3
2Б – 1
2А - 1
1Б – 1
н/к – 2

13&8203 Руководитель – Бахамбаев Руслан Халмурзаевич
г.Волгоград, тел. +7 (917) восемь три девять 55 26

e-mail: mark.volg@mail.ru
bahruslan@yandex.ru
14&8203 Поход рассмотрен Новосибирской МКК
2.УЧАСТНИКИ ПОХОДА

3.СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ ПОХОДА

Поход задумывался, как попытка осуществить давнее желание всех его участников совершить высотное восхождение в рамках туристского похода на Памире. При составлении маршрута мы попытались решить следующие проблемы:

1. Добраться до МАЛа в рамках похода 5 к.с., с минимальным количеством ходовых дней, но достаточной для восхождения на 7000м акклиматизацией.

2. Определяющие категорию похода препятствия пройти до прихода в МАЛ.

В процессе поисков подходящего маршрута, нас особенно заинтересовал вариант прохода из долины Суграна в долину Шапака по гребню пика Гоголя в связке с пер. Бырс Северный и пиком Шапак. Самые свежие описания прохождения этого препятствия, а также перевала Гребень Шагазы (3А), найденные нами в недрах Интернета, относятся к началу 80-х годов, поэтому желание выяснить причину столь редкого посещения этих мест стало еще одной целью планируемого путешествия.

Также можно отметить, что решая проблему большого веса рюкзаков в начале маршрута (31 ходовой день), мы составили раскладку на 550 г/чел в день + бензин 100 г/чел и определили лимит личного снаряжения в 15 кг на человека. Еды брали на 21 день – остальное планировали раздобыть в МАЛе, также отправили заброску с продуктами на 5 дней в МАЛ вертолетом через фирму «Альпнавруз», но, учитывая предыдущий опыт общения с Рано Умаровной (директор «Альпнавруза»), - особо на заброску не надеялись. В крайнем случае, готовились выходить из района на голодании. Подробнее в разделе выводы и рекомендации.

4. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЕЗДА И ВЫЕЗДА

16 июля.

Вылетели из Москвы рейсом авиакомпании «Россия» через Санкт-Петербург в Душанбе. Цена билета, купленного за 6 месяцев до рейса, 13 400 рублей (туда-обратно), если брать в день вылета – примерно 16000 руб в один конец.. При посадке на рейс в Санкт-Петербурге - столпотворение, надо иметь запас времени. За весом багажа смотрят очень строго, ограничение 20 кг. Существует возможность часть груза отправить поездом Москва-Душанбе, договорившись с проводниками. Мы так и сделали, это обошлось нам в 1500 руб (4 коробки общим весом около 40кг от Волгограда до Душанбе). В Душанбе эту посылку встретил знакомый знакомых наших знакомых - Максут. Он же очень помог нам с оформлением регистрации и пропусков в погранзону.

17 июля.

С утра занялись оформлением документов, поиском машины, перепаковкой продуктов и отправкой заброски. Переночевали в снятой на сутки двухкомнатной квартире (пятиэтажка около аэропорта): горячая вода, электроплита, посуда, мебель, телевизор, сплитсистема = 30 долларов или 150 сомони за сутки. Хозяйка – Галина (тел. 93 503 36 59), приятная русская женщина с пониманием отнеслась даже к нашей банде из 8 мужиков с рюкзаками.

18 июля.

Утром забираем в ОВИРе документы и в 10-30 выезжаем в Джиргиталь на микроавтобусе Хюндай Старекс (800 сомони), с водителем которого договорились вчера на местном автовокзале «ДОК». Прибыли на место в 18-00. Оставляем заброску начальнику аэропорта Исмон-Али ( Тел. 901 50 60 83). Выясняется, что доехать из Джиргиталя до Девшара на одной машине нельзя т.к. мост перед к. Мук уже несколько лет поврежден и машины через него не ходят. Едем на двух машинах (по 80 долларов за каждую) до моста перед кишлаком Мук (Додарджон на Ниве (тел. 901 07 03 58) и Хамид на джипе (тел. 935 88 24 80). Приехали к мосту уже в темноте, перешли на правый берег и заночевали у дороги. Чистая вода в ручье выше по склону. К мосту и обратно даже ночью периодически подъезжают машины.

19 июля.

Утром без проблем уезжаем до Девшара на 469 УАЗе за 250 сомони с 8 человек с рюкзаками.

Как приличные, с ворохом бумажек сами пошли сдаваться на погранзаставу. Вышел очень вежливый и приятный командир заставы Фируз (тел. +992 904 44 11 44) и разъяснил, что все плохо. Оказывается, мы должны были в Джиргатале зайти в управление погранотряда и зарегистрироваться. Без этого он нас пропустить не может. Часовые уговоры, посулы, угрозы и т.п. результата не дали. На вопрос, что командир будет делать, если мы все равно уйдем в горы, Фируз затруднился с ответом, но заверил, что не расстреляет. Взяв мешки, пошли вверх по тропе в направлении долины р.Ташлык, но вскоре нас догнал наряд из двух солдат с автоматами и приказом немедленно вернуться. Хотели взять их в плен, но передумали. Пришлось остановиться, бросить мешки и вдвоем налегке вернуться. Всласть изругав командира заставы, его начальство и все официальные власти Таджикистана, принялись за дело: начали звонить в Джиргаталь начальнику аэродрома с просьбой как-то помочь. На наше счастье, в этот момент на аэродроме уже сидели, изнывая от безделья в ожидании вертолета, альпинисты – клиенты «Альпнавруза», которые любезно согласились вписать наши данные в книгу регистрации в управлении погранотряда, за что им огромное спасибо, особенно Славе. Наобещали Славе всяческие вознаграждения при встрече в МАЛе. На этом все формальности были закончены, и в 12 часов дня мы смогли тронуться в путь.

6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Техническое описание дано с разбивкой по дням. Координаты и высоты даны по показаниям GPS. Везде, где особо не оговаривается, “право” и “лево” указано орографически.

19 июля. День 1.

По тропе, уходящей вверх по долине р.Ташлык, двигались в течение двух часов, затем тропа теряется в зарослях травы и кустарника (фото 1). Далее пологий набор высоты практически по руслу реки вывел нас к вечеру на неплохие стоянки на левом берегу, на 50м выше русла. Рядом ручей с чистой водой. При необходимости можно насобирать дров. Развлекаемся практическим применением знаний и правил высотной акклиматизации. Все симптомы горной болезни в наличии. Как ни странно, набор в первый день 1000м не очень хорошо сказывается на самочувствии.

Координаты стоянки:

N 39.098694°
E 71.616179°
Высота 3025 м

1. Начало тропы от к. Девшар в долину р. Ташлык

2. Верховья долины р. Ташлык

20 июля. День 2.

От места ночевки продолжили набор высоты по центру морены, нисходящей с ледника Ташлык. Выбирая путь между моренными валами, придерживаемся орографически правой стороны (фото 2). К обеду показался язык ледника Ташлык. Решили занести часть груза метров на 300 выше, чтобы облегчить подъем завтра и заодно побороться с горной болезнью. Умнеем на глазах. Забросив часть груза на ледник, к 18 часам спустились к своим палаткам.

Координаты стоянки:

N 39.080649°
E 71.621380°
Высота 3531 м

21 июля. День 3.

От места ночевки за 1,5 часа поднялись к заброшенному накануне грузу. Здесь один из участников почувствовал себя плохо - серьезное обострение давней проблемы со зрением. К сожалению, ему придется вернуться. Встали перед проблемой – отправлять одного или с сопровождающим. Участник очень опытный, уверяет, что дойдет один. В низовьях долины р.Ташлык работает сотовая связь. Мы выдали возвращавшемуся участнику сотовый телефон, обговорили время связи (каждые 2 часа) и все возможные варианты развития событий. Забегая вперед: через 4 часа участник был уже в Девшаре, а к вечеру в Джиргатале.

Переделив груз, двинулись дальше. По закрытому леднику в связках, придерживаясь орографически правой стороны, обошли первую ступень ледопада. Трещин немного. Далее сместились к центру ледника, здесь решили пообедать и поставить лагерь (11ч 40мин), и для акклимата занести выше часть груза (фото 3).

Координаты стоянки:

N 39.066546°
E 71.629938°
Высота 4086 м

22 июля. День 4.

От места ночевки начали подъем прямо вверх по пологому закрытому леднику, затем ушли вправо по ходу, обходя вторую и третью ступени ледопада (фото 3). Далее крутизна увеличивается. К 17 часам вышли в перевальный цирк (фото 4).

Координаты стоянки: N 39.061453°
E 71.618509°
Высота 4530 м

3. Вторая и третья ступени ледопада л. Ташлык

4. Перевальный взлет пер. Ташлык (2Б) со стороны л. Ташлык

23 июля. День 5.

Перевал Ташлык (2Б) 4600 м

С утра по снежному склону (до 40°) в связках за 1 час поднялись к началу скального перевального взлета – 25 м, 50°. Здесь повесили перила (скальные крючья, балда), и за 40 мин всей группой поднялись на перевал Ташлык (2Б) в 10 часов (фото 5). Сняли записку группы туристов из Вильнюса под руководством В. Кубилюса мк № В-92-41. При необходимости на седловине можно поставить 2 – 3 палатки, в солнечный день можно набрать воды.

Координаты перевала

N 39.060552°
E 71.617281°
Высота 4601 м

Спуск с перевала начали прямо вниз с седловины, по глубокому снегу (фото 6, 7). Спуск до тела ледника Вера занял 1 час. На удобной ровной левобережной морене ледника перед началом подъема на перевал Шагазы решили устроить полудневку и отдохнуть, так как начинать подъем на перевал уже поздновато.

Координаты стоянки: N 39.051185°
E 71.612520°
Высота 4166 м

5. Группа на пер. Ташлык (2Б) 6. Спуск с пер. Ташлык (2Б)

7. Спуск с пер. Ташлык (2Б)

24 июля. День 6.

Перевал Гребень Шагазы (3А) м

От места ночевки в связках по закрытому леднику, обходя ледовые разломы справа по ходу, за 2,5 часа поднялись к началу разрушенных скал на снежном склоне, ведущем к перевалу Шагазы (фото 8). Погода ухудшается, пошел снег. Далее движемся прямо вверх по разрушенным скалам с постепенно увеличивающейся крутизной. В верхней части пришлось повесить 1х40 м перил по разрушенным скалам с закреплением на выступе. К 12:30 по мелкой осыпи вышли на седловину перевала Шагазы (2Б, 4630 м). На гребне несколько возможных мест для палаток, одно из них прекрасно защищено от ветра скальным выступом (фото 9).После непродолжительных дебатов решили ставить лагерь. Сходили к туру и сняли записку группы туристов клуба СПб Государственного университета под руководством Витчак Д.Н. от 21.08.2011.

Координаты перевала

N 39.050543°
E 71.599979°
Высота 4630 м

Начал идти снег, постепенно ветер усиливается. Пока обедали, началась настоящая метель.

8. перевальный взлет пер. Шагазы (2Б) 9. Седловина пер. Шагазы (2Б)

25 июля. День 7.

Утром погода не очень, облачно, срывается снег. Начали движение по гребню , практически сразу пришлось навешивать перила на разрушенных скалах (фото 10). Скалы несложные, но лететь далеко в любую сторону, да и рюкзаки слишком тяжелые. До 14 часов навесили и прошли 6х40м перил ,с короткими промежутками одновременного движения в связках. Точки крепления перил на скальных выступах. Вышли к удобной площадке на гребне. Решили выйти вперед без рюкзаков, навесить перила и заодно просмотреть возможность ночевки. После обеда навесили еще 3х40м на скальных выступах и крючьях, площадки для ночевки не нашли. Вернулись и заночевали (фото 11). Погода окончательно испортилась, метель.

Координаты места ночевки

N 39.047794°
E 71.598763°
Высота 4754 м

10. начало движения по Гребню Шагазы 11. Первая ночевка на Гребне Шагазы

26 июля. День 8.

Весь день метель, видимости нет. Отсиживаемся.

27 июля. День 9.

С утра продолжает идти снег. К 12 часам вроде растянуло, появились просветы в небе. Быстро собрались и вышли, прошли навешенные позавчера перила, далее в течение часа двигались в связках одновременно. Затем снова пришлось навешивать перила, 5х40м по несложным скалам и снежным карнизам (фото 12), и мы вышли на заметное понижение в гребне (18ч 20мин), после которого начинается последний участок подъема на плечо вершины Узловая (фото 13). Здесь выкопали удобные места для палаток под прикрытием снежного наддува и заночевали.

Координаты места ночевки

N 39.045426°
E 71.598032°
Высота 4809 м

12. движение по Гребню Шагазы 13. Место второй ночевки на Гребне Шагазы

28 июля. День 10.

От места ночевки по гребню с увеличивающейся крутизной до 50 град. (снег, скалы) подошли к скальной башне, за ней уже видно начало снежного гребня плеча вершины Узловая. Для подъема на скальную башню навесили 20м перил(первый идет без рюкзака) и вышли к началу снежного гребня (13:00). В этом месте по описанию находится перевальный тур (фото 14, 15). Тур нашли, записки нет, оставили свою.

Координаты тура перевала Гребень Шагазы (3А):

N 39.044397°
E 71.598234°
Высота 4880 м

Далее вверх по снежному гребню в связках за 40 мин дошли до места, где гребень выполаживается. Высота 5050 м. Логично смотрится спуск на седловину перевала Комсомолец Кубани (2Б), далее на ледник Надежда. За 40 мин подошли к месту спуска на седловину перевала (фото 16). По снежно-ледовому склону 45-50градусов 40м спустились спортивным способом на седловину перевала Комсомолец Кубани (фото 17) и устроили перекус (15:00). Сняли записку группы туристов Петроградского клуба туристов под руководством Егоровой Е.Ю. от 29.07.10.

Координаты перевала Комсомолец Кубани (2Б)

N 39.038990°
E 71.599829°
Высота 4991 м

С перевала прямо вниз по крутому снежному склону (45градусов) в связках за 40 мин спустились на тело ледника Надежда (фото 18). Ледник пологий, закрытый, движемся ближе к левому борту и через 40мин у первой воды встаем на ночевку (18:30).

Итого при прохождении перевала Гребень Шагазы (3А) от ледника Вера до ледника Надежда навешено 16х40м перил на подъем,1х40м на спуск, забито 5 скальных крючьев.

Координаты места ночевки

N 39.027167°
E 71.610177°
Высота 4224 м

14. выход к туру пер. Гребень Шагазы (3А) 15. Группа у тура пер. Гребень Шагазы (3А)

16. Место спуска с плеча в. Узловая на пер. Комсомолец Кубани

17. спуск с плеча в. Узловая на седловину пер. Комсомолец Кубани (2Б)

18. Спуск с пер. Комсомолец Кубани на л. Надежда

19. Вид на пер. Ташлык и Гребень Шагазы с гребня Гоголя

20. Спуск с пер. Комсомолец Кубани на л. Надежда

29 июля. День 11.

От места ночевки по открытому леднику за 2 часа спустились до травянистых склонов, придерживаясь центральной и правой стороны ледника Надежда (фото 20). Далее по травянистым склонам правого борта за 1час дошли до места впадения ледника Надежда в ледник Сугран (фото 21). По моренным валам перешли на тело ледника Сугран. Переход требует внимания и осторожности, зря не надели кошки. Поскользнувшись на грязном льду, легко улететь в устьевую воронку. Ледник полностью закрыт моренным чехлом. За 4 часа утомительного движения вниз по леднику (придерживаясь правого борта) дошли до конечного языка ледника. Далее за 2 часа по широкой и плоской долине реки Сугран дошли до левобережной морены ледника Бырс (фото 23). Встречаются прекрасные лужайки с травой и водой, однако продолжаем осуществлять движение. Перед левобережной мореной ледника Бырс нашли великолепные песчаные площадки, защищенные от ветра, есть дрова и вода. Здесь и заночевали.

Координаты места ночевки

N 39.067920°
E 71.690950°
Высота 2949 м

21. слияние ледников Надежда, Сугран и Шини-Бини 22. слияние долины л. Вера и л. Сугран 23. Долина р. Сугран

30 июля. День 12.

Подход к гребню п. Гоголя

От места ночевки за 2 часа пересекли покрытый моренным чехлом язык ледника Бырс с левого берега на правый и неожиданно попали в прекрасный густой лес (фото 24). По залесенному правому карману ледника Бырс вдоль реки за 3 часа поднялись до места, где долина кармана «переламывается» и становится гораздо положе. Здесь лес кончается. Далее пологими травянистыми склонами (фото 25) за 3 часа дошли до конца теплого правого кармана к месту начала подъема на гребень пика Гоголя –так называемая «вертолетка». Стоянки явно часто посещаются людьми. В ручье нашли банку топленого масла, датированную августом 2010г. Попробовали – масло съедобное, положили на место. Совсем рядом ледопад ледника Бырс.

Координаты места ночевки

N 39.043879°
E 71.742629°
Высота 3836 м

24. правый карман л. Бырс и долина Суграна 25. правый карман л. Бырс вид с гребня п. Гоголя 26. Верхняя часть правого кармана л. Бырс

31 июля. День 13

Гребень п. Гоголя

От места ночевки в 8:30 начали подъем на гребень пика Гоголя. Подъем не представляет технической сложности, крутая сланцевая осыпь, иногда встречаются несложные скалы. Первую половину дня траверсировали с набором высоты правый по ходу склон гребня. Непосредственно на гребень вышли у характерных рыжих скал в 15:30. В 17:10 на пологом мелкоосыпном гребне остановились на ночевку.

Координаты места ночевки

N 39.038991°
E 71.760013°
Высота 4735 м

27. нижняя часть гребня п. Гоголя 28. Гребень п. Гоголя вид с Гребня Шагазы

1 августа. День 14.

Погода ясная. Вышли в 8:50 и через 40 мин подошли к крутому(45°) снежно-ледовому участку гребня. Здесь повесили 3*40м перил на скальных выступах и скальных крючьях. Дальше гребень расширяется и поднимается к вершине пологими снежными ступенями (фото 29). По мере подъема глубина снега увеличивается, а держит он все хуже и хуже. Утомленные провалами по пояс, в 16:30 ставим лагерь , надеясь утром проскочить по насту с меньшими энергозатратами. К вечеру натянуло облака, срывается снежок.

Координаты места ночевки

N 39.036986°
E 71.772932°
Высота 5244 м

29. верхняя часть гребня п. Гоголя

Продолжение следует....


Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:

Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Для новых пользователей

Логин (ID):
Имя:
Фамилия:
Пароль:
Ещё раз пароль:
E-mail:

Все поля обязательны для заполнения!

Дополнительную информацию о себе Вы можете добавить на странице клуба в разделе Моя запись

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2017 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100