Руководитель: А.Борисов, Ульяновск>

Отчет о горном походе 3 к.с. по С.Осетии летом 2012 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

14 августа 2012. Подъем на ночёвки у пика ОЖД.

Подъём в 6:00, выход в 7:30. Состояние погоды на 8:00: пасмурно, легкий ветер, моросящий дождь, t +80С.

От места ночевок той же тропой, помеченной турами, продолжаем подъем плотной группой, по пути пересекаем небольшой снежник между вторым и первым контрфорсами, до мест ночевок на высоте 3700 метров (9:00). На стоянках «3700» имеются места для 2-3 палаток, источников воды нет. Продолжаем подъем по 1-му западному контрфорсу, туров далее нет, но тропа очень хорошо читается (фото 88). Выходим на места ночевок у пика ОЖД (10:30, 4200). Имеются оборудованные места для палаток в количестве 10-15 стоянок. Организовываем бивак, хорошо укрепляем палатки, так как здесь постоянно дует сильный ветер. Во время нашего прибытия на места ночевок две группы, ночевавшие здесь, отправились на штурм вершины. Мы решили остаться здесь на полудневку для прохождения акклиматизации. Время штурма намечалось на следующий день рано утром.

Состояние погоды на 13:00: сильная облачность, сильный ветер, без осадков, t +150С.

Состояние погоды на 19:00: сильная облачность, сильный ветер, без осадков, t +40С.

За время полудневки совершили радиальный выход на пик ОЖД (4271м, фото 89), так же постоянно наблюдали за состоянием погоды в районе горы Казбек. Следует отметить, что погода здесь нестабильная, все время дует сильнейший ветер, в районе обеих вершин Казбека нависают тучи. Примерно в 20:00 вернулась группа туристов, вышедшая на штурм в 11:00, из их рассказов стало ясно, что на восхождение уйдет примерно 8-9 часов, на протяжении пути подхода, через Майлинское и Казбекское плато, к подножию горы идет хорошо проторённая тропа. Далее при подъеме на саму гору тропа еще шире, так здесь начинается путь подъема со стороны Грузии.

Подъем следующего дня был назначен на 3 утра, чтобы успеть взойти на вершину и спуститься хотя бы до ночевок на высоту 3500 метров. С вечера приготовили небольшой перекус, для каждого из участников маршрута в виде небольшой порции карманного питания, включающую воду, шоколад, конфеты, колбасу, сухари. Двигаться предполагалось без обеда. На всякий случай решили взять горелку, газ и железную кружку, для топки снега. Веревки для связок тоже приготовили заранее.

P.S. В ночь с 14 по 15 августа дул сильнейший порывистый ветер, но за счет укрепленных стенок из камней и хорошо оттянутых палаток ветер нас сильно не потревожил.

Итоговая таблица дня:

м.н. – ночевки «3700»

1ч30мин

ночевки «3700» - ночевки у пика ОЖД

3ч00мин

Перепад высот (только подъем)

+700м

3 км

15 августа 2012. Главный штурм нашего маршрута – восхождение на гору Казбек.

Подъём в 3:00, выход в 5:15. Состояние погоды на 8:00: пасмурно, легкий ветер, моросящий дождь, t +20С.

Сразу же у места ночевок надеваем страховочные системы, кошки, каски и связываемся веревками в связки по 3 и 4 человека, и выходим в путь. От места ночевки пересекаем Майлинское плато по проторенной тропе в направлении небольшого разделительного хребта (6:15), разделяющего Майлинское и Казбекское плато (фото 90). Этот участок пути идет по некрутому склону, покрытому неглубоким снегом. Далее траверсируем разделительный хребет в направлении с севера на юг по той же тропе и спускаемся на Казбекское плато (6:45). Пересекаем Казбекское плато в направлении подножия горы Казбек по хорошей тропе (7:50), Казбекское плато ровное и покрыто более глубоким снегом (фото 93), чем Майлинское (фото 94). У южного склона горы Казбек начинается косая тропа (фото 91, уклон 30-350), ведущая на седловину. По косой тропе поднимаемся на седловину горы (9:00, фото 92). От седловины ведут две тропы: направо – на западную вершину (5015 м), налево – на главную вершину (5033 м).

Вначале поднимаемся на западную вершину (9:20) по снежному склону крутизной 400, затем спускаемся на седловину и начинаем подъем на главную вершину, по такому же снежному склону крутизной 45-50 м, на главной вершине оказываемся в 10:10. Склон от седловины до обеих вершин покрыт плотным снегом - фирном, ступени в котором рубятся очень тяжело, без кошек рубить ступени невозможно. При подъеме на главную вершину остались ступени от предыдущих групп, что существенно облегчило наше восхождение. Видимость на вершине была нулевая, поэтому нам не удалось сделать хорошие фото.

Спуск с главной вершины начат в 11:00. Спускаемся по пути подъема. С главной вершины спускаемся в три такта в связках, широким фронтом. Далее спускаемся косой тропой (фото 95), пересекаем Казбекское и Майлинское плато, и выходим на наши места ночевок у пика ОЖД (13:20, фото 94). Обед (16:15). Столь продолжительное время обеда обусловлено тем, что нам необходимо было посушить обувь и одежду очень сильно намокшую после восхождения. Майлинское плато после обеда очень сильно растаяло.

Состояние погоды на 13:00: ясно, сильный ветер, без осадков, t +80С.

Спускаемся от места ночевок у пика ОЖД до мест ночевок на высоте 3500 метров, по пути подъема по 2-му западному контрфорсу (17:30, 3500).

м.н. – Казбекское плато

1ч30мин

Казбекское плато – подножие горы Казбек

1ч05мин

подножие горы Казбек - седловина

1ч10мин

восхождение на западную и главную вершины горы Казбек

спуск в горы Казбек – ночевки у пика ОЖД

2ч20мин

ночевки у пика ОЖД - ночевки «3500»

1ч15мин

8ч30мин

Перепад высот (подъем и спуск)

+833м, -1533

6 км

16 августа 2012. Спуск на горячие Верхнекармадонские минеральные источники.

Подъём в 6:00, выход в 7:30. Состояние погоды на 8:00: легкая облачность, легкий ветер, без осадков, t +120С.

Спускаемся от мест ночевок на высоте 3500 по пути подъема по 2-му западному контрфорсу правобережной морены ледника Майли, к основанию 2-го западного контрфорса (9:20). Три человека отправляются за заброской, оставленной на гляциологической станции. Возвращаемся с заброской в 11:40. По центральной части ледника Майли в кошках в направлении языка ледника, где встречаем поднимающуюся группу. Со слов группы стало ясно, что спуститься в долину реки Геналдон можно по правобережной морене, после чего придется перейти вброд реку Геналдон. Переходим на правобережную морену ледника (12:20, фото 96,97). Спускаемся в долину реки на правый берег и ищем подходящее место для брода, река очень бурная и брод найти очень сложно. На другом берегу реки оказалась группа туристов из города Казань, турклуб «Ирбис». Ребята помогли нам навести перила через реку с креплением за два больших камня по обоим берегам реки, так же навели страховку в виде маятника (фото 98). Переправляться начали в 13:20, отдельно переправили рюкзаки и отдельно участников. Участник крепился к перилам за грудную обвязку страховочной системы на скользящем карабине, выше по течению был организован маятник, жестко закрепленный в грудную обвязку страховочной системы. Переправились на левый берег реки Геналдон в 15:30. Минеральные источники находятся на левом берегу реки Геналдон, для чего необходимо переправиться через реку Колка. На реке Колка когда то был мост, от которого остались только опоры и стальные тросы. Используя стальные тросы в качестве навесной переправы и основную веревку в качестве челнока, переправляемся на левый берег реки Колка (16:10, фото 99,100). От старого моста хорошей тропой до Верхнекармадонских минеральных источников (16:25, 2200, фото 101). Бивак.

Состояние погоды на 13:00: легкая облачность, легкий ветер, без осадков, t +170С.

Состояние погоды на 19:00: легкая облачность, легкий ветер, без осадков, t +120С.

ночевки «3500» - ледник Майли

река Геналдон – минеральные источники

55мин

8ч55мин

Перепад высот (только спуск)

-1300

7 км

17 августа 2012. Дневка на Верхнекармадонских минеральных источниках.

Состояние погоды на 8:00: легкая облачность, легкий ветер, без осадков, t +100С.

Состояние погоды на 13:00: ясно, легкий ветер, без осадков, t +220С.

За время дневки, проведенной на минеральных источниках, участники команды подготовили вещи для отправки домой, которые необходимо было высушить после переправы через реку Геналдон. Минеральные источники являются хорошим завершением маршрута при спуске с горы Казбек, так как здесь можно принять горячую ванну и набраться хороших впечатлений в конце маршрута.

18 августа 2012. В поселок Верхний Кармадон.

Подъём в 6:00, выход в 7:20. Состояние погоды на 8:00: густой туман, безветренно, без осадков, t +100С.

По хорошей тропе, помеченной турами, левым берегом реки Геналдон (фото 102) до поселка Тменикау (10:00). В поселке имеется погранзастава, здесь у нас проверяют пропуска. Далее по хорошей асфальтовой дороге до поселка Верхний Кармадон (11:10, 1300), где нас ждал предварительно заказанный автобус до города Минеральные Воды.

м.н. – поселок Тменикау

2ч40мин

поселок Тменикау – поселок Верхний Кармадон

1ч10мин

3ч50мин

Перепад высот (только спуск)

-900

11 км

7. Потенциально опасные участки маршрута.

перевал Зуб (1Б, 3460) – снежник сменяет осыпной склон на подъеме, необходимо постоянное наблюдение за склоном, при подъеме по снежнику, движение плотной группой по осыпному участку.

Ледник Архон западный – открытые трещины в левой части ледника (под перевалом Сталь Западный) легко перешагиваются, движение по леднику в кошках.

пер. Сталь западный (2А, 3560) – перевальный взлёт подрезан бергшрундом, который засыпан снегом, границы трещины легко распознаваемы сам перевальный взлёт необходимо преодолевать с перильной страховкой, т.к. довольно крутой склон и в верхней части порядка семи метров голого льда, покрытого конгломератом участникам группы, расположенным на нижней станции, необходимо постоянно наблюдать за склоном поскольку велика возможность схода одиночных камней с перевального взлёта, но т.к. нижняя станция находится в стороне от основного подъема и прикрыта ледовой стенкой, вероятность поражения «нижних» участников довольно невысока. Подъем участников в кошках до самой седловины. Седловина очень узкая – одновременно могут находиться не более трёх человек. Спуск с перевала происходит по крупноблочной осыпи и особых сложностей не вызывает, кошки необходимо снять ещё на седловине.

река Льядон – в месте перехода возможно переправиться почти не замочив ботинок.

ледник Нар южный – покрыт мореной, передвижение особой опасности не представляет. Движение в ботинках

перевал Сталь южный (2А, 3670) – на подъеме снежник, далее крутой осыпной склон, движение плотной группой, замыкающий непрерывно следит за склоном – возможен сход камней с верхнего края снежника. Спуск – необходима перильная страховка на спуске – на скалах повесили 4 верёвки – спуск только по перилам, с непрерывной страховкой. Спуск по леднику – в верхней части лучше для подстраховки повесить верёвку (что мы и сделали), поскольку после напряженного подъема возможны ошибки участников на спуске, которые приведут к травме. На участке перехода на снег необходимо одеть кошки.

ледник Тепли южный - в средней части открытые трещины, местами широкие, но довольно легко при хорошей видимости найти проход – движение до перегиба в кошках. Перегиб ледника обходится по левой (орографически) стороне, в этом месте лёд покрыт плотно конгломератом.

река Бугультадон – река Дзамарашдон – переход рек осуществляется вброд, достаточно сильное течение, но уровень воды немногим выше колена.

перевал Дзамараш (1А, 3619) – осыпной склон на подъеме, возможен сход камней из-под ног участников, поэтому движение плотной группой.

ледник Динамо – спуск с перевала Дзамараш осуществляется в кошках, в нижней части слева (орографически) ледник покрыт осыпью, в случае плохой подготовки участников возможно провешивание одной верёвки перил.

ледник Мидаграбин – открытые трещины, при переходе на правобережную морену существует преграда в виде промоины, местами её можно просто перепрыгнуть. Движение по леднику в кошках.

Мидаграбинский каньон – спуск по «бараньим лбам» возможен только по вертикальным перилам.

Ледник Цата – покрыт крупным конгломератом, при подходе под перевал Шелестенко необходимо двигаться плотной группой.

перевал Шелестенко (2А, 3893) – очень затяжной перевальный взлёт. Движение на всё протяжении подъема плотной группой. В верхней части, при выходе на седловину группа проходила узкий камин с остатками снежника – проходится без кошек, но необходимо постоянно контролировать возможность схода камней из-под ног участников, которые находятся выше, поэтому в этом месте группа разделилась пополам – вторая группа ожидала пока первая пройдёт камин до безопасного места.

ледник Майли - тело ледника переходится в кошках, неширокие открытые трещины перешагиваются.

подъем по 2-му западному контрфорсу – движение плотной группой с постоянным контролем выхода камней из-под ного участников, находящихся выше. Снежники рыхлые, переходятся без кошек.

г. Казбек (радиально, 2Б, западная вершина 5015 и восточная вершина 5033) – основная трудность – это затяжной подъем и спуск на высоте свыше 4100 метров. Движение на всём участке подъема проходило при низкой видимости, поэтому по закрытым ледникам группа двигалась двумя связками в кошках. Дополнительные перила нигде не понадобились, на выходе на седловину друг друга подстраховывали участники связки. Спуск проходил в условиях ясной видимости по уже натоптанной тропе, в кошках, связочные верёвки не использовали.

р. Колка – переправа по перилам разрушенного моста как по горизонтальным перилам, с организацией сопровождения.

8. Дополнительные сведения о походе.

8.1. Снаряжение групповое.

0,7

Палатка

7,0

«Звезда» («Ориент», 4-местная), «RedFox Explorer» («3-местная)

Котел

Баллоны с газом

22 шт.

7,7

0,35 кг каждый (изо-бутан)

12.

Фотоаппаратура

2 комплекта

2,3

комплект запасных батареек к каждому фотоаппарату

16.

Вес на одного участника:

5,09

Кг

Ледовый инвентарь использовали только при прохождении перевала Сталь Западный. Всё остальное техническое снаряжение пригодилось и претензий не вызывало. У палаток производства фирмы «Ориент» слабая подвеска для тамбура, из-за чего в ненастную погоду сильным ветром сильно треплет палатку, так же очень слабые оттяжки (требуют доработки). К палатке «RedFox» нареканий нет.

Газовые горелки модели «TKV-9209-1» вполне себя оправдали. Единственный недостаток – котелок слишком высоко стоит, а потому неустойчив. Газ в больших баллонах зарекомендовал себя с очень хорошей стороны. Пламя ровное, без срывов. Расход газа примерно 2 баллона за двое суток (шесть готовок).

Очень часто приходилось использовать скальные крючья и молоток, при прохождении скальных локальных препятствий, было оставлено всего два крюка.

В общем, можно сказать, что снаряжения хватало, оно было необходимо, отвечая возложенным на него требованиям.

8.2. Список личного снаряжения.

Наименование

Карабин

Кошки

1,0

Платформа, сталь либо автомат на горный ботинок

Спусковое устройство

В герметической упаковке

Посуда

0,3

Миска, кружка, ложка, перочинный нож

Туалетные

Принадлежности

0,3

Полотенце, зубная щетка, мыло, паста

Документы, деньги

Шорты, футболка

Н/з

0,8

Спички, пряжки, лейкопластырь, проволока, батарейки и прочее

Итого:

18,6

Индивидуальная аптека:

бинт, йод, вата, четыре таблетки болеутоляющего средства, лекарство от своих болезней, гигиеническая помада.

За время похода участникам группы оказывалась следующая медицинская помощь:

u Мозоли - применялся лейкопластырь и мазь леовмеколь.

u При фарингите (воспаления горла) применялся фарингосепт – одна упаковка на всю группу.

u При отеках и растяжениях ног – гель «Троксевазин».

u Несколько таблеток темпалгина при головной боли.

При составлении групповой аптечки, руководствовались общими рекомендациями и здравым смыслом. Благодаря сбалансированному питанию проблем с пищеварением ни у кого из участников группы не было. Внимательность и осторожность при прохождении маршрута позволили избежать серьезных травм и заболеваний во время похода. Неудобства некоторым участникам похода, добавляли лишь мозоли, которые с тем или иным успехом нивелировались обычным пластырем. Акклиматизация прошла успешно, группа не страдала от горной болезни, все участники чувствовали себе хорошо, аппетит присутствовал на всем прохождении маршрута. Аптечка почти в полном составе, за исключением, нескольких таблеток темпалгина и фарингосепта. Пользовались спросом: крем от загара и гигиеническая помада для губ. Все участники группы уже не в первый раз в горных походах, поэтому каждый сформировал себе индивидуальную аптечку, в которую включил необходимые лекарственные средства от свойственных ему недугов, что позволило не нагружать обилием лекарственных препаратов и средств, групповую аптеку.

8.4. Расчет веса рюкзака:

Вес личного снаряжения ………………………………………………………… 18,6 кг

Вес группового снаряжения ……………………………………………………… 5,09 кг

Питание …………………………………………………………………………….. 10,2 кг

Итого: 34 кг

С учётом надетого снаряжения = 31,0

Стартовый вес рюкзака у девушек = 25,0 кг.

Стартовый вес рюкзака у юношей = 37,6 кг.

С учётом заброски:

У девушек = 22 кг,

У юношей = 29 кг.

8.5. Питание в походе.

Меню было разнообразным, питательным и основывалось на традиционной структуре: на завтрак были крупы, макароны с мясом, либо чечевица с рассольным сыром (сыр-косичка в вакуумной упаковке) на обед – супы быстрого приготовления + колбаса, лук на ужин – каши с фруктами либо овощами (например индивидуальные порции ризотто «Увелка»), сало и чеснок. Каждый прием пищи дополнялся десертом. Как показала практика прошлых лет, удобнее брать десерт уже индивидуальными порциями, благо сейчас выбор подобных продуктов довольно велик: халва в шоколаде, козинаки в шоколадной глазури, маленькие батончики «Сникерс» и тому подобное. Компоты и кисели не варили, в целях экономии веса и времени на приготовление – пили чай. Каждый четвёртый день приблизительно повторял первый.

Для приготовления супов на этот раз в раскладку были приобретены уже готовые овощи, которые по вкусовым и питательным свойствам не уступают «самодельным».

Для приготовления мясных блюд использовалось не сушеное мясо, как обычно, а тушенное в жире. Мы брали филе куриных грудок и вываривали его в топлёном свином сале – грудки готовятся гораздо быстрее, чем говядина, при этом, не уступая в питательной ценности, несколько удешевляет общую стоимость раскладки. Так же такое мясо гораздо вкуснее сушенного, и помимо белка в нем содержится жиры – необходимый источник энергии. Упаковывали готовое мясо в пластиковые банки с завинчивающейся крышкой (продают в хозяйственном магазине). Всего использовали две банки.

Колбасу покупали сырокопченую, небольшими целыми палками. Для длительного хранения каждую палку завернули в пищевую фольгу, предварительно пересыпав небольшим количеством соли.

Сухари и сахар не входили в групповую раскладку - каждый брал эти продукты исходя из собственных потребностей. Правда, при этом был озвучен рекомендованный ежедневный норматив, отступая от которого настоятельно требовалось компенсировать недостающее за счёт сухофруктов, либо орехов.

В качестве поощрения, за каждое определяющее локальное препятствие группе полагался шоколад – 2 плитки на всю группу.

8.5.1. Раскладка продуктов на горный поход.

на 7 человек на 20 дней

Продукт

Количество грамм

на 1 человека

на раз

на группу

Количество готовок (раз)

Общее количество грамм на всю группу

Чечевица

10 000

Итого:

71,5 кг

9. Смета расходов (расчет на одного человека).

Вид оплачиваемой услуги:

3. Прочие расходы:

Газ

530,0

Прокат (в среднем на человека)

200,0

Всего:

8304,8

10. Итоги, выводы, рекомендации.

Основная цель похода – проведение маршрута 3-й категории сложности, выполнена в полном объеме, пройден интересный и необычный маршрут по центральному Кавказу (район Тепли, Джимарай, Казбек) с охватом многочисленных природных объектов. В рамках горного маршрута, группой туристов из Ульяновска впервые за последние 20 лет совершенно восхождение на вторую по популярности вершину в России – гору Казбек!!! Участники получили большой опыт преодоления локальных препятствий в высокогорье: осыпные, снежные и ледовые склоны получили опыт переправ через горные реки преодоление крутых осыпных склонов и скальных прижимов поработали на скальном рельефе и многое другое.

Маршрут позволил посмотреть красивые места центрального Кавказа: альпийские луга, водопады, причудливые скальные гребни и мрачные каньоны ревущих рек, разорванные трещинами ледники и белоснежные вершины.

Маршрут пролегал по долинам рек: Баддон, Льядон, Бугультадон, Дзамарашдон, Мидаграбиндон, Цатадон, Геналдон. Побывали на ледниках: Цмиаком восточный, Архон западный, Нар южный, Тепли южный, Мидаграбин, Цата, Майли, Казбекское и Майлинское плато увидели последствия сошедшего ледника Колка.

Преодолевая высокогорье, удалось собрать более точные сведения о большом участке центрального Кавказа, уточнить орографию района, отдельных его участков. Дополнительно стоит отметить, что Ульяновские туристы до настоящего маршрута не посещали районы, пройденные группой в рамках данного похода. В итоге, узнали маленький кусочек Великой страны с прекрасным названием - Россия.

В то же время ребята проверили себя на возможность совершения горных походов, что, конечно же, даст положительный результат при организации и совершении будущих маршрутов, более сложных в физическом и психологическом отношении. Возможно, не все решения были верными, но для каждого участника поход явился существенным шагом вперед в вопросах преодоления естественных препятствий и, конечно, самих себя.

Погода была нестабильной для выбранного района, к которой постепенно привыкли, а потому переносили её достаточно спокойно. Хотя, если кому и сказать что нам приходилось испытывать на себе мороз до -150С тогда, когда вся Россия, переживала жару до +400С, никто не поверит, но все, же от гор мы ожидали и этого. С другой стороны она всё же внесла свои коррективы в прохождение маршрута. Хотя, если посмотреть на это с точки зрения подготовки участников к преодолению более сложных препятствий, то некомфортные условия маршрута вполне были соответствующими, чтобы понять, к чему нужно готовиться, и на что обратить внимание при подготовке снаряжения.

Прохождение маршрута потребовало достаточного количества физической работы и, соответственно, психологических усилий, и явилось хорошей проверкой и подготовкой, участников и руководителя к более сложным походам. В то же время, прохождение маршрута не помешало получить группе удовлетворение от интересного и сложного путешествия.

Не смотря на разницу в возрасте и опыте, группа сумела сохранить дружеские отношения и избежать конфликтных ситуаций. Собран интересный материал и сделаны уточнения предыдущих данных.

10.1. Рекомендации по маршруту.

Район, выбранный для проведения маршрута, является наиболее привлекательным по той причине, что до нашей группы не посещался Ульяновскими туристами. Маршрут получился интересный, динамичный, с постоянным ростом «эмоциональной составляющей». Скальные кулуары, снежно-ледовые склоны, переправы, скальные гребни, суровые погодные условия – всё это пришлось преодолевать технически и учиться тактике. Это говорит о том, что район удовлетворяет самым высоким требованиям для спортсменов с высоким уровнем подготовки.

Нитка маршрута строилась, исходя из максимального посещения выбранного района. Акклиматизационный период спланировали по долине реки Баддон, чтобы участники плотнее пообщались. Подход под первый перевал был растянут на три дня. Будущим группам следует иметь в виду, что погодные условия в этом районе очень не благоприятные для движения, зато хорошо готовят участников морально и психологически к преодолению самого себя.

Участок маршрута: «река Баддон - ледник Цмиаком восточный - пер. Зуб (1Б, 3460) - ледн.Архон западный».

Путь подхода проходит по левому берегу реки Баддон, дорога по которой приходится двигаться лежит в стороне от самой реки, по пути попадаются несколько ручейков. В верховьях реки, по словам местных жителей, встречаются медведи, что может являться большой опасностью на маршруте. Наша группа их к счастью не обнаружила. В месте поворота реки Баддон имеются скальные прижимы, которые легко обходятся верхом по удобной хорошо заметной тропе. Мест ночевок от поселка Верхний Бад до устья реки Урусти нет, так как рельеф местности очень неровный. Первые места ночевок попадаются на древнем мореном вале в начале верхнего цирка перевалов Комлгагат и Зуб. Перевал Комлагат имеет категорию трудности 1Б, но по факту сложность данного локально препятствия выше, так как перевальный взлет сильно растаял. Прохождение этого перевала не рекомендуется.

Путь подхода к перевалу не Зуб. Перевал Зуб (1Б, 3460) снежно-осыпной при подъеме и осыпной при спуске. Перевал не сложен, но требует максимального внимания за обеспечением безопасности, поскольку осыпь ведущая к верхнему цирку перевала достаточно подвижная, а так же очень крутой склон при спуске. В хорошую погоду открывается красивый вид на гору Тепли.

При планировании маршрутов, данный перевал можно рассматривать как отправную точку для более сложных маршрутов, от него на восток, через перевал Хетагурова (3А) можно попасть в долину реки Бугультадон.

Ледник Архон западный не сложный для прохождения, но организация тренировок на нем опасна, так как в солнечную погоду могут лететь камни со стороны перевалов Сталь западный и восточный, а так же со стороны пика Сталь.

Участок маршрута: «ледн.Архон западный – пер. Сталь западный (2А, 3560) – р. Льядон».

Перевал Сталь западный (2А, 3560) снежно осыпной на подъеме и осыпной на спуске. Соответствует своей категории сложности, на подъеме требуется провешивание перил, от 1-й до 2-х веревок. Имеется бергшрундт под перевальным взлетом. Так же требует большого внимания, так осыпь при спуске очень подвижная, есть опасность сбрасывания камней на идущих внизу участников.

В южном цирке перевалов Сталь западный и Сталь восточный имеются источники питьевой воды ровные площадки для организации бивака.

Спуск в долину реки Льядон идет по высокому мореному валу, туров нет и тропы тоже. Судя по всему это редко посещаемое место для туристов. Берега реки Льядон очень крутые и нет источников питьевой воды. Единственное удобное место для организации бивака здесь, это небольшая запруда в верховье реки Льядон.

Участок маршрута: «р. Льядон – ледн. Нар южный - пер. Сталь южный (2А, 3670) - ледн. Тепли южный – р. Бугультадон».

Данный участок пути осложнен тем, что, не зная местности трудно найти путь в цирк перевала Сталь южный. Хорошим ориентиром пути в цирк перевала является конечная морена на левом берегу реки Льядон, по которой следует подниматься выбирая этот перевал в качестве локального препятствия.

В верхнем цирке перевала Сталь южный нет источников питьевой воды, воду приходилось брать из под мелких снежников, имеющихся здесь в небольшом количестве. Так же, здесь нет оборудованных мест под палатки, что говорит о малой посещаемости этой местности. Палатку пришлось ставить на единственном более-менее пологом снежнике.

Перевал Сталь южный (2А, 3670) снежно осыпной на подъеме и скально-снежно-осыпной на спуске. Соответствует своей категории трудности, очень техничный перевал, опыт прохождения этого перевала дает хорошие навыки работы на снежном, скальном и осыпном рельефах. При подъеме следует проявлять внимательность и двигаться плотной группой, так как осыпь, ведущая на седловину, очень подвижная.

На спуске требуются навыки движения по мелкой осыпи, движения в три такта на спуске, опыт работы с веревкой на спуске и опыт работы со скальным инвентарем. На спуске повесили четыре веревки по скалам (использовали расходные петли и скальные крючья) и две веревки по снегу.

Ледник Тепли южный закрытый, покрыт очень плотным снегом, движение по которому без кошек очень затрудненно. Спускаться в долину реки Бугультадон необходимо придерживаясь левого борта ледника. В долине реки имеются несколько источников с природным газированным нарзаном.

Участок маршрута: «р. Дзамарашдон – пер. Дзамараш (1А, 3619) – ледн. Динамо - ледн. Мидаграбин – Мидаграбинский каньон – р. Мидаграбиндон».

Участок маршрута технически не сложный. При подходе под перевал Дзамараш необходимо преимущественно двигаться левым берегом реки Дзамарашдон, так как после одно из бродов реки, на правом берегу имеются непроходимые скальные прижимы.

Перевал Дзамараш (1А, 3619) технически не сложный и соответствует своей категории трудности, но в связке с прохождением Мидаграбинского каньона его категория трудности вырастает до 1Б. На подъеме перевал осыпной, найти его очень легко, самая нижняя седловина южнее горы Цариут. Перевал Дзамараш находится в одном цирке с перевалами Динамо и Мидаграбин, оба 1Б, так же прохождение данного перевала можно связать с радиальным восхождением на гору Цариут.

На спуске с перевала требуются навыки хождения в кошках по снежному и ледовому склонам, так же необходимы навыки движения в три такта при спуске.

При прохождении Мидаграбинского каньона нужно быть особо внимательным, так как на спуске с первой ступени «бараньих лбов» имеются отвесные участки скал. Наша группа при прохождении повесила три веревки примерно по 30 метров, но некоторые участки скал можно было пройти ногами, в нашем случае мы просто перестраховались.

При спуске со второй ступени «бараньих лбов» в Мидаграбинском каньоне так же надо быть особо внимательным. Тропа, ведущая вниз, идет по травянистому склону, местами перемежающемуся с участками конгломератов. В дождливую погоду прохождение таких участков может быть очень опасным.

Участок маршрута: «р. Цатадон – ледн. Цата – пер. Шелестенко (2А, 3893) – ледн. Гольда – р. Гольда».

Путь подхода под перевал не сложен и идет с постепенным набором высоты по грунтовой дороге, упирающейся в старый мореный вал.

Перевал Шелестенко (2А, 3893) соответствует своей категории сложности и является единственным перевалом, через который можно совершить переход для восхождения на гору Казбек в рамках маршрута 3-й категории сложности. Подъем на перевал очень опасен и труден. Почти 900-метровый перевальный взлет, состоящий из участков мелкой и средней осыпи, а так же скальных кулуаров, необходимо проходить плотной группой, так как камни, сбрасываемые впереди идущими участниками, могут травмировать участников, идущих в конце группы. Наша группа взошла на перевал за 4 часа 30 минут, это обусловлено тем, что рюкзаки были полностью загружены, так как за день до этого мы забрали заброску в поселке Джимара.

Спуск с перевала покрыт мелкой осыпью, по которой так же следует спускаться плотной группой.

Участок маршрута: «ледн. Майли - подъем по 2-му западному контрфорсу – ночевки у пика ОЖД – п. ОЖД (4271, радиально) - г. Казбек (радиально, 2Б, западная вершина 5015 и восточная вершина 5033) – спуск по 2-му западному контрфорсу – ледн. Майли - р. Геналдон– Верхнекармадонские минеральные источники».

Восхождение на самый восточный пятитысячник Кавказа было главной целью нашего маршрута, поэтому группа подошла к восхождения с большим багажом времени, которые было распланировано еще в Ульяновске при подготовке маршрута. Группа была готова к тому, что на восхождении нам придется встретиться с тяжелыми погодными условиями, проявлениями горной болезни и сильной усталостью. Но все это неприятности мы стойко перенесли, в результате чего мы и совершили то, что уже давно не удавалось никому из наших земляков – мы взошли на гору Казбек, на обе вершины!!!

Подъем и спуск до ночевок у пика ОЖД не представляет большой сложности для группы с хорошей акклиматизации. Мы не успели подняться за один ходовой день по причине плохой погоды, да и время нам позволяло сделать подход, растянув его на два дня. В результате такого подхода, группе удалось хорошо акклиматизироваться к восхождению на высоту более пяти тысяч метров. Предыдущий перевал Шелестенко явился для нас хорошей подготовкой для подъема по 2-му западному контрфорсу, так как характеры подъемов на перевал и по контрфорсу очень схожи. Подниматься по 2-му западному контрфорсу необходимо плотной группой, так как имеются участки живых осыпей. Тропа на всем протяжении читается хорошо и помечена турами. На подъем по 2-му западному контрфорсу у группы со средним уровнем физической подготовки уйдет 7 часов, на спуск 3 часа.

Совершая восхождение на Казбек необходимо планировать время на восхождение и спуск от 8 до 10 часов. Для восхождения требуется все специальное снежное и ледовое снаряжение: ледорубы, кошки и т.д. Двигаться необходимо в связках, хотя трещин закрытых и открытых в Казбекском и Майлинском плато мы не обнаружили.

Вся эпопея заняла у нашей команды около 8 часов. За 4 часа мы дошли до западной вершины высотой 5015 метров. Затем, около 1,5 часов ушло на восхождение на главную вершину высотой 5033 метра и общение с иностранными коллегами по спортивному увлечению. И остальное время спускались вниз, по той же самой тропе. Двигались уже не в связке, каждый шел своим темпом, но очень бодро. Мы практически бежали.

Во время восхождения различные проявления горной болезни, к счастью, нас не потрепали, а только велели нам не расслабляться, напоминая о себе легкой головной болью, припухлостью лица, небольшим подташниванием после съеденной конфетки и темно-фиолетовыми щеками и носом (видимо от прилива крови к лицу).

При спуске с языка ледника Майли необходимо придерживаться левого края ледника, что позволит избежать переправы вброд реки Геналдон.

После приезда в Ульяновск нас заинтересовал очень важный вопрос: «А был ли кто-то из Ульяновцев на вершине Казбека?». Проведя в поисках ответа на данный вопрос почти месяц, стало ясно, что мы едва ли не единственная группа (ну по крайней мере одна из немногих групп), побывавшая на обеих вершинах этой великолепнейшей горы. Поэтому, пройденный нами маршрут, можно с уверенностью назвать победным!!! :)

В целом можно сказать, что данный район очень сложный в техническом, физическом и психологическом отношении он плохо подходит для проведения номинальных маршрутов 3-й категории сложности, оптимально проводить здесь маршруты 4-й и выше категории сложности.

10.2. Экология.

Весь мусор, принесенный группой в природную среду, тщательно собирался, сжигался или укладывался в полиэтиленовые пакеты и транспортировался в город. Ребята убедились, что убирать за собой совсем не трудно, а уносить «свой мусор» совсем не тяжело.

В заключении отметим, что маршрут был очень сильно насыщенным в эмоциональном и физическом плане, динамичным и техничным в спортивном плане. Участникам группы постоянно приходилось работать в условиях физической и психической нагрузки, что, я надеюсь, позволило получить очень большой опыт и закрепить его на деле. Всем участникам маршрут понравился, особенно, спортивная и познавательная сторона. Конечно, ещё многое придётся осмыслить и проанализировать, но уже сейчас понятно, что данный маршрут – хорошая стартовая площадка для более сложных задач.

Список литературы.

1. Аркин Я.Г., Захаров П.П. Люди в горах. – М.: ФиС, 1986.

2. Аркин Я., Вариксоо А., Захаров П., Тятте Я. Горный туризм. - Таллин: Ээсти Раамат, 1981.

3. Балабанов И.В. Классификация маршрутов на горные вершины. – издание третье,

Федерация Альпинизма России, М., 2001.

4. Безопасность в спортивном туризме.

Тезисы докладов научно-практической конференции 5.04.2008 г. – ТССР, М., 2008.

5. Вариксоо А.П. Метод. рекомендации по подготовке горных туристов. – Таллин: 1978.

6. Винокуров В. К., Левин А. С., Мартынов И. А. Безопасность в альпинизме. – М.: ФиС, 1983.

7. Волков Н.Н. Методические рекомендации по проведению горных туристских походов. – М.: ЦРИБ "Турист", 1977.

8. Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов высокогорья:

ТССР, М.: Прест, 2001.

9. Захаров П. П. Инструктору альпинизма. – М.: Спорт Академ Пресс, 2001.

10. Захаров П.П. Начальная подготовка альпинистов. 1,2 часть, М., 2003.

11. Захаров П.П. Спортивная подготовка альпинистов. 1,2 часть, ТВТ Дивизион М., 2008.

12. Кузьмин Н.К., Рукодельников Б.Л. Тренировка альпинистов. – М.: ФиС, 1961.

13. Кузьмин Н.К., Рукодельников Б.Л. Обучение альпинистов. – М.: ФиС, 1965.

14. Линчевский Э. Психологический климат туристской группы. – М.: ФиС, 1981.

15. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах: Сокр. пер. с болг. - М.: ФиС, 1981.

16. Мартынов А.И. Психология альпинизма: М., 2001.

17. Мартынов А.И., Мартынов И.А. Безопасность и надежность в альпинизме.: М., 2003.

18. Отчет о горном путешествии 3-й категории сложности по Северной Осетии под руководством Жигулевцевой Е.Ю. 2007 г.

19. Отчет о горном спортивном туристском походе 4-й категории сложности по Северной Осетии (Центральный Кавказ) под руководством Голубева М.В. 2008 г.

20. Отчет о путешествии 3-й категории сложности по Северной Осетии в августе 2011 года под руководством Голубева М.В.

21. Поль Петцль. Снаряжение для горовосхождений. 2005.

22. Правила соревнований по спортивному туризму. ТССР, М., 2008.

23. Хилл П., Джонстон С. Навыки альпинизма, курс тренировок. – М.: ИТД Гранд-Фаир, 2006.

24. Хубер Г. Альпинизм сегодня: пер. с нем. - М.: ФиС, 1980.

Схема маршрута

1 категория (с элементами 3к.с.) сложности по центральному Кавказу (Тепли, Джимарй, Казбек)

30 июля – 18 августа 2012 года

Фотоальбом

Фото 1. Долина реки Баддон.

Фото 2. Долина реки Баддон.

фото 3. Скальные прижимы на реке Баддон.

Фото 4. Ночевки в долине реки Баддон.

Фото 5. Скальный прижим в верховье реки Баддон.

Фото 6. Путь обхода скальных прижимов на реки Баддон.

Фото 7. Путь подхода в цирк перевала Зуб.

Фото 8. Путь подхода в цирк перевала Зуб.

Фото 9. На леднике Цмиаком восточный.

Фото 10. На леднике Цмиаком восточный.

Фото 11. Цирк перевала Зуб.

Фото 12. Перевальный взлет перевала Зуб.

Фото 13. Перевальный взлет перевала Зуб.

Фото 14. подъем на перевал Зуб.

Фото 15. подъем на перевал Зуб.

Фото 16. Путь подъема на перевал Зуб.

Фото 17. На седловине перевала Зуб (вид на запад).

Фото 18. На седловине перевала Зуб (вид на юго-восток).

Фото 19. Спуск с перевала Зуб.

Фото 20. Спуск с перевала Зуб.

Фото 21. Место ночевки на леднике Архон западный и перевал Зуб.

Фото 22. Группа на фоне перевала Сталь западный.

Фото 23. Перевальный взлет перевала Сталь западный.

Фото 24. Провешивание перил на седловину пер. Сталь западный.

Фото 25. Провешивание перил на седловину пер. Сталь западный.

Фото 26. Подъем на перевал Сталь западный.

Фото 27. Спуск с перевала Сталь западный.

Фото 28. Спуск с перевала Сталь западный.

Фото 29. Спуск в южный цирк перевалов Сталь западный и восточный.

Фото 30. В долине реки Льядон.

Фото 31. Подъем в цирк перевала Сталь южный.

Фото 32. Подъем в цирк перевала Сталь южный.

Фото 33. Цирк перевалов ВВС и Гуркумта.

Фото 34. Подъем в цирк перевала Сталь южный.

Фото 35. Цирк перевала Сталь южный.

Фото 36. Цирк перевала Сталь южный.

Фото 37. Подход под перевальный взлет перевала Сталь южный.

Фото 38. Подход под перевальный взлет перевала Сталь южный.

Фото 39. Подъем на перевал Сталь южный.

Фото 40. Подъем на перевал Сталь южный.

Фото 41. Вид с перевала Сталь южный на восток.

Фото 42. Спуск с перевала Сталь южный

Фото 43. Спуск с перевала Сталь южный.

Фото 44. Спуск с перевала Сталь южный.

Фото 45. Спуск с перевала Сталь южный.

Фото 46. Язык ледника Тепли южный.

Фото 47. Минеральные источники Хилак.

Фото 48. Слияние рек Бугультадон и Дзамарашдон.

Фото 49. В долине реки Дзамарашдон.

Фото 50. В долине реки Дзамарашдон

Фото 51. Подход под перевал Дзамараш.

Фото 52. Перевальный взлет перевала Дзамараш.

Фото 53. Перевальный взлет перевала Дзамараш.

Фото 54. Вид с пер. Дзамараш на восток (путь спуска).

Фото 55. Спуск с перевала Дзамараш.

Фото 57. Спуск с перевала Дзамараш.

Фото 58. Спуск с перевала Дзамараш.

Фото 59. Ледник Мидаграбин.

Фото 60. Путь к Мидграбинскому каньону.

Фото 61. Правобережная морена ледника Мидаграбин.

Фото 62. Первая ступень «бараньих лбов» в каньоне.

Фото 63. Организация перил при прохождении 1-ой ступени «бараньих лбов».

Фото 64. Организация перил при прохождении 1-ой ступени «бараньих лбов».

Фото 65. Организация перил при прохождении 1-ой ступени «бараньих лбов».

Фото 66. Средняя часть Мидаграбинского каньона.

Фото 67. Вид со 2-ой ступени «бараньих лбов» в дол. р. Мидаграбиндон.

Фото 68. Тропа, ведущая в дол. р. Мидаграбиндон.

Фото 69. В долине реки Цатадон.

Фото 70. Подход в цирк перевала Шелестенко.

Фото 71. Ночевка на мореном валу перед перевалом Шелестенко.

Фото 72. Подход под перевал Шелестенко.

Фото 73. Подход под перевал Шелестенко.

Фото 74. Подход под перевал Шелестенко.

Фото 75. Подъем на перевал Шелестенко.

Фото 76. Подъем на перевал Шелестенко.

Фото 77. На перевале Шелестенко (вид на восток).

Фото 78. Спуск с перевала Шелестенко.

Фото 79. Путь спуска с перевала Шелестенко.

Фото 80. Спуск в долину реки Колка.

Фото 81. Спуск в долину реки Колка.

Фото 82. Вид от гляциологической станции на путь подъема на Казбек.

Фото 83. Путь спуска в долину реки Колка (вид от основания 2-го западного контрфорса).

Фото 84. Подход под 2-ой западный контрфорс.

Фото 85. На леднике Майли.

Фото 86. Подъем по 2-му западному контрфорсу.

Фото 87. На ночевках «3500».

Фото 88. Подъем по 1-му западному контрфорсу.

Фото 89. Группа на вершине пика ОЖД (вид на Казбек).

Фото 90. Путь подъема на гору Казбек.

Фото 91. Начало подъема на г. Казбек.

Фото 92. На седловине г. Казбек.

Фото 93. Вид на Казбекское плато со стороны г. Казбек.

Фото 94. Вид на Майлинское плато со стороны г. Казбек.

Фото 95. Спуск с горы Казбек.

Фото 96. Язык ледника Майли (вид с правого берега реки Геналдон).

Фото 97. На правом берегу реки Геналдон.

Фото 98. Переправа через реку Геналдон.

Фото 99. Переправа через реку Колка.

Фото 100. Путь спуска с ледника Майли до минеральных источников.

Фото 101. Верхнеармадонские минеральные источники.

Фото 102. Левым берегом реки Геналдон до пос. Тменикау.