Люди и горы > Владимир Марков >

Автор: Владимир Марков Город Петропавловск-Камчатский
В статье использовались фотографии из личного архива и архивов Михаила Фейгина, и информация журналиста Владимира Коноплицкого

Сильные люди на Дальнем Востоке. Часть III.
Игорь Константинович Железняк. 20 июля 2013 года ему будет 60 лет

Рождение Федерации альпинизма в Приморском крае

В этой части моего повествования пройдет пересечение фактов не только самой статьи и событий в ней, но и того, что я уже описывал в своих ранних «трудах». Ничего! Повторение – мать учения. А так как я стал уже «народный, заслуженный ОРДЕНОПРОСЕЦ в литературе» еще и расту, как личность, то это все будет уже рассказано более зрело и осмысленно. Немного по результатам общих дел в альпинизме к началу 80-х годов в нашем Приморском крае.

Владислав Терзыул. Представляете? У него даже личных фотографий не было, одни горы в голове
В Приморье уже нет давно Владислава Терзыула. Папа его в раннем детстве увез поближе к большим горам. Он вырос и работает в альпинизме Украины. Немного расскажу об этой легендарной личности. 18.06.53 года рождения. Родился в городе Артем Приморского края. 1999 год – Заслуженный мастер спорта по альпинизму. 2000 год – Мастер спорта международного класса. 2000 год – Капитан сборной Украины по альпинизму в высотном классе. Инструктор альпинизма III категории – работал в альплагерях Эльбрус, Шхельда, Баксан. Инструктор по горным лыжам – работал в альплагере Эльбрус, турбазе Чегет. 2000 год – звание «Снежный барс» официально не оформлено, но взошел на все семитысячники Союза. 2000 год – удостоен звания «Одессит года», правительственных наград «За мужество» II и III степени. На основе отснятого материала, во многом уникального, сделаны видеофильмы о восхождениях. 2004 год, 18 мая – погиб при спуске с в. Макалу (Гималаи).

Анатолий Скригитиль в горах Памира
Нет Анатолия Скригитиля. Он в начале 70-х бросил это дело во Владивостоке и продолжал заниматься альпинизмом в Таджикистане. Когда я более осмысливаю по фактам работы первую волну альпинизма в Приморье, мне приходит на ум простой вывод. Какой? Смерть Володи Берсеньева отодвинула развитие альпинизма в Приморье как минимум на 12 лет. Как минимум. Но сейчас не об этом. Немного поподробнее об Анатолии.

Скригитиль Анатолий – Мастер спорта СССР по альпинизму, неоднократный призер первенства чемпионатов России по альпинизму. Инструктор 3-й категории. Основное время работал и занимался альпинизмом в Таджикистане. Спортивное общество «Хосилот», что в переводе на русский язык «Урожай». В период 1967-1969 годы жил во Владивостоке, имея опыт 2-го разряда по альпинизму. Являлся первым человеком, кто начал организовывать спортивный массовый альпинизм в Приморском крае. Создал первую секцию альпинизма в Приморском крае на базе ДВПИ. Пожив немного во Владивостоке и нахлебавшись проблем, уехал обратно в Таджикистан. Причем его владивостокская команда альпинистов постоянно ездила к нему в Душанбе на сборы, повышая свой альпинистский уровень.

Наш Михаил Ситник!
В Приморье нет Михаила Ситника. Он бросил это дело в Находке и продолжал заниматься альпинизмом на Украине. Вот все «дергали» на Украину! Почему? Сейчас обосную, у меня не заржавеет. Мишу Ситника просто не замечали «волки» города Находка. Он работал самостоятельно, и это всех бесило. Сам Михаил с характером. На равных говорит с красноярами. И тут какие-то «деревенские гарные ХЛОПЦЫ» с Находки. Естественно, обидишься. Думаю, он задал красноярам банальный вопрос при «зарубе» мужиков на Екатериновском массиве: «Где можно спокойно выполнить нормы на звание «Мастер спорта по альпинизму?» Те ответили просто: «На Украине!» Миша туда и дернул вслед за Терзеулом. На нашу Матушку УКРАЙНУ. А были варианты? Причем когда я копнул факты из жизни альпинизма Михаила Ситника в Находке, тишина «гробовая» была. Первый «проснулся» Станислав Кабелев. Тот долго напрягал свои электроды в голове и, наконец, вынес свой вердикт: «Да! Был такой!» Отвлеклись! Это серьезно! Сейчас документ. А именно, коротенько о Михаиле Ситнике: Ситник Михаил – с 1970 года занимался альпинизмом. В 1973 году приехал в город Находка, получил назначение после окончания института на работу в порт. По альпинизму имел тогда второй разряд. Создал секцию альпинизма и скалолазания при ДСО «Водник». Эта секция и стала первой альпинистской организацией в Находке. С включенными в План бассовета ДСО «Водник» мероприятиями и бюджетом. До этого альпинистских организаций в Находке не было. В 1976 году Михаил Ситник пригласил в Находку красноярцев. Провели матчевую встречу городов Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Красноярцы прислали тогда сильные две команды, все мастера (Балезин, Дюков, Савельев, Крупенина, Стекольщикова и др.). Занимался альпинизмом в городе Находка три года и переехал на Украину. Поближе к высоким горам. В результате: с 1986 года он МС СССР. В 1988 году присвоено звание МСМК СССР.

Наш Виктор Шкарбан!
В Казахстане взошла новая звездочка в альпинизме – Витя Шкарбан. Он постоянно пропадает в Больших горах, занимается альпинизмом в сборной САВО Казахстана. Ну вроде все. Я очень много о нем написал в этой статье. Добавлю коротенько. Для нас в начале 80-х годов Виктор был Иконой в альпинизме Приморья и это факт. Коротенько о нем:

Шкарбан Виктор – проживал в городе Уссурийске. Учился в ДВПИ в городе Владивостоке. Заниматься альпинизмом стал в команде Скригитиля Анатолия. Затем попал в город Алма-Ата. Остался там жить и заниматься альпинизмом.

Михаил Соловьев – друг и соратник Сергея Эйдуса
В результате: Мастер спорта СССР по альпинизму. Неоднократный призер первенства чемпионатов СССР по альпинизму. Инструктор 3-й категории. Звание «Снежный барс СССР». Кандидат в сборную страны для восхождения на первый гималайский восьмитысячник – пик Эверест (1982 года). Входил в число сильнейших альпинистов СССР. Погиб в горах 1 августа 1986 года, участвуя в чемпионате страны по альпинизму, пик Литва.

Судьба этого человека такая же, как и у Миши Ситника и Анатолия Скригитиля. Я очень поздно, уже достаточно занимаясь альпинизмом в Приморье, узнал о нем от Сергея Эйдуса. Уверен, он по праву занимает место в истории альпинизма Приморского края.

Соловьев Михаил – 01.01.56 года рождения. 1978 год (25.07) - оформил звание КМС по альпинизму. Тренер – Лаврухин В.И., секция альпинизма в ДССО «Хосилот» Таджикская ССР. В начале 80-х годов кратковременно работал в Приморском крае в институте ДВНЦ, что в дальнейшем сыграло роль взаимоотношения приморских альпинистов и Михаила. Сделал очень много в организации первых серьезных выездов Приморских альпинистов. 1981 год – в составе сборной ДВПИ участвовал в зимней экспедиции на Камчатке, Ключевская группа вулканов. Жил в Таджикистане, город Душанбе. 1983 год 26.08 – погиб в горах.

Денис Урубко в конце 80-х

Во Владивостоке Денис учился в Институте Искусств

Денис всегда жил в горах, хоть его профессия – ПРАПОРЩИК

Денис Урубко – это тяжелая тема, сверхтяжелая гаубица. Чтобы все осмыслить, нужна не одна неделя. Скажу проще. В 80-х годах Денис по-черному «барагозил» у нас в Приморском крае. В результате Игорь Железняк, как молодого начинающего И.Омуру, Дениса просто взял и вышвырнул из клуба альпинистов. Если у меня правильная информация, то в то время Городской клуб альпинистов базировался на улице Крыгина. Я часто писал о Денисе в своих статьях. Все они напечатаны на этом портале. Но такую поднаготную о нем я еще нигде не давал. Страна должна знать своих героев. Даю информацию со слов Януша Курчаба. Так написать может человек, который очень внимательно изучил всю альпинистскую деятельность самого Дениса. Перевод Константина Гузовского:

«Денис Урубко является одним из величайших альпинистов мира. Он родился 29 июля 1973 года в г. Невинномысске (Ставропольский край, Россия). По происхождению – русский, но сейчас живет в Алма-Ате и выступает под казахским флагом. В юности Денис любил охоту, рыбалку и походы в горы – вначале на Кавказе, а затем и на Сахалине. На дальневосточном острове вместе со своими родителями он провел 1986-1990 годы, затем он переехал в Алма-Ату. Во время учебы во Владивостоке он занялся спортивным скалолазанием и присоединился к альпинистскому клубу. Во время поездки на Памир он встретился с альпинистами казахского Центрального спортивного клуба и их тренером Эдвардом Ильинским, который отговорил Дениса от намерения совершить одиночный выход на пик Ленина. По настоянию Ильинского, Денис переехал в Казахстан, чтобы серьезно заняться альпинизмом. В Алма-Ате в течение года он работал актером в театре, а затем вступил в ряды казахской армии. Это удалось ему не сразу, так как наступил период больших политических перемен: Советский Союз распался, а Денис был русским по происхождению. Будучи прапорщиком Центрального Спортивного Клуба Армии Республики Казахстан, он интенсивно тренировался, вместе с Валерием Бабановым, Вадимом Грековым, Михаилом Михайловым и другими известными альпинистами.

В 1998-2001 годах Денис Урубко становится одним из лучших альпинистов в Республике Казахстан. Он был многочисленным победителем в традиционных скоростных восхождениях на вершины гор. В 1997-99 он был победителем в скоростных забегах на вершину Амангельды (4100 м). В 2000 году он выиграл соревнования на скоростное восхождение на Хан-Тенгри, пройдя маршрут от базы (4200 м) до вершины (6995 м) и обратно за 12 часов, опередив следующего конкурента более, чем на 3 часа! В 2006 году он выиграл престижные Международные гонки Elbrus Race, поднявшись на Эльбрус (по маршруту Экстрим – от подножия до вершины) за 3 часа 55 мин 58 сек. Этот рекорд продержался до 2010 года, когда он был улучшен примерно на 23 минуты польским альпинистом Анджеем Баргелем.

В 1999 году всего за 42 дня он поднялся на все пять вершин (пик Ленина, пик Коммунизма, пик Корженевской, пик Хан-Тенгри и пик Победы), необходимых для получения звания Снежного Барса.

Весной 2000 года он начал подниматься на восьмитысячники, взойдя на Эверест без кислорода. Девяти годами позже он стал пятнадцатым человеком на Земле, добывшим Корону Гималаев, и восьмым, поднявшимся на все восьмитысячники без применения кислорода. На три восьмитысячника он поднялся по новому пути (Броуд Пик, Манаслу и Чо Ойю), а на Макалу и Гашербрум II он совершил первые зимние восхождения.

Список его спортивных и зимних высотных восхождений впечатляет:

Броуд Пик (8051 м). 19 июля 2005 года. Маршрут по 3000-метровой юго-западной стене Броуд пика. Казахстанская двойка – Денис Урубко и Сергей Самойлов начинают восхождение из цирка Южного ледника Броуд пика от основания стены (5100 м). Маршрут они проходят в альпийском стиле, ночуя в единственной небольшой палатке. На маршруте большие технические трудности, ураганный ветер, метель, в верхней части маршрута – нависшие массы снега, угрожающие сходом снежных лавин. Биваки на высотах 6100, 6500, 6700, 6950, 7500 и 7800 м. На двух из шести бивуаков из-за недостатка места пришлось ночевать сидя. Наибольшие трудности доставил скальный пояс, пройденный на третий день восхождения, а также микстовая область на высоте между 7500 и 7800 м. На вершину они поднялись 25 июля в 11.30. Стоит отметить, что для Самойлова это был первый восьмитысячник.

Весной 2006 года Денис Урубко нацелился на Манаслу. Его напарником снова был Сергей Самойлов. Оба вначале поднялись на вершину по нормальному пути в классическом стиле восходителей. Восхождение заняло почти две недели: с 8 по 25 апреля. Отдохнув, они предприняли штурм по новой линии на северо-восточной стене Манаслу, между восточным ребром (путь Хайцера-Кукучки) и нормальным маршрутом. Казахстанская двойка прошла маршрут в альпийском стиле с 4 по 8 мая 2006 года.

Макалу (8485 м) зимой. Толчок к зимним восхождениям в Каракоруме Урубко получил в 2003 году, участвуя в зимнем восхождении на К2 под руководством Кшиштофа Велицкого. Он оказался одним из сильнейших участников экспедиции, Денис не присоединился к группе диссидентов, покинувших экспедицию, и, продолжая сотрудничать с поляками, достиг наивысшей точки (7650 м).

Установление партнерства с Симоне Моро привело к величайшему достижению в зимних восхождениях в Гималаях. Из-за постоянных ураганных ветров Макалу считается очень сложной для зимних восхождений. Это мнение подтверждалось множеством неудавшихся попыток и трагической гибелью Жана Кристофа Лафайля (Jean-Christophe Lafaille'a) во время его самостоятельного восхождения. Гора не воспрепятствовала натиску двойки Моро-Урубко. Ветер на некоторое время стих, и уже ничто не смогло помешать успеху. 9 февраля 2009 года Денис Урубко и Симоне Моро стояли на вершине Макалу.

Чо-Ойю (8201 м). В 2009 году Денис Урубко и Борис Дедешко были награждены Золотым Ледорубом за прохождение юго-восточной стены Чо-Ойю по новому пути. Маршрут пройден в альпийском стиле за пять дней в мае 2009 года. На вершину они поднялись 11 мая, после 15-часового восхождения в сильную бурю, которая заставила вернуться всех других альпинистов, поднимающихся на вершину по классическому пути. Спуск казахской двойки с вершины занял трое суток, из которых в последние двое суток у них не было еды. Для Дениса Урубко именно Чо-Ойю стал четырнадцатым восьмитысячником, последним из Короны Гималаев. В этот же год двойка Урубко-Дедешко за это спортивное достижение была также награждена Азиатским Золотым Ледорубом.

Лхоцзе (8501 м.). 16 мая 2010 года Денис Урубко самостоятельно прошел маршрут (собственно удлиненный вариант) с Южного Перевала на Лхоцзе.

Гашербрум II (8034 м). 2 января 2011 года вместе с Симоне Моро и Кори Ричардсом, Урубко совершил первое зимнее восхождение на Гашербрум II. Это было также и историческое восхождение – впервые зимой совершено восхождение на пакистанский восьмитысячник. Победоносный коллектив не собирается почивать на лаврах. Тройка альпинистов уже заявила, что собирается совершить зимнее восхождение на Нанга-Парбат (8126 м).

Пик Пржевальского (6240 m, Tien Szan). 22-25 июля 2011 года двойка Урубко-Дедешко совершила первопрохождение западной стены пика Пржевальского. Этим же летом Денис был приглашен для поисков Михала Кацперского и Петра Зволинского – двойки поляков, пропавших по дороге под Хан-Тенгри.

Пик Победы (7439 м). Денис Урубко уже с 1993 года мечтал о прохождении северной стены пика Победы. Его целью был маршрут по так называемой «палке к Доллару», названный так для отличия от маршрута «Доллар», пройденного в 1982 году группой Владислава Смирнова. Попытка прохождения этого маршрута была принята давно, но лишь с 12 по 15 августа 2011 года новый маршрут становится фактом. Партнером Дениса на этот раз был Геннадий Дуров.

Нет сомнения, что в настоящее время Денис Урубко является звездой первой величины мирового альпинизма вместе с Симоне Моро, Марко Презели, Уэли Стецко, Стивом Хоусе и возможно ещё парой других альпинистов».

Могу только добавить следующую информацию. Для нас она очень важна. Денис Урубко участвовал в альпиниаде на Баджале и получил Значок по альпинизму, живя в Приморье. Его первым инструктором был Генка Шаферов. Это факт, который говорит о том, что свою карьеру в альпинизме он начал еще в Приморском крае. А то, что он отошел от туризма приложил руку Я. Это тоже Факт. После того, как его не помиловал Игореня, Денис пришел ко мне в КСС и после часового разговора учесть этого парня была решена в пользу ГОР. Как когда то это сделал Игорь Железняк и решил мою судьбу. Я ему за это очень благодарен. Думаю и Дэн также благодарен за то, что я этого И. Омуру «пнул» в альпинизм.

«Наш», горячо любимый Федор Конюхов
И в заключении своей мысли по легендарным людям и тому, что творилось в Приморье в начале 80-х, я дам Вам характеристику нашего времени на примере этого человека. Мне в жизни очень повезло, потому что я с ним не ходил и даже не сталкивался на тропе туризма и альпинизма. Но он БЫЛ! И это факт! И это тоже наша история альпинизма Приморского края. Обида осталась. Это точно! В рядах альпинистов при восхождении Федора Конюхова на Эверест планировались, по обильной рекламной программе самого восходителя, стоять Приморские альпинисты. Почему? Потому что они заслужили это право. Федор сделал по-своему. Но если ты сделал по своему, напиши приморцам с Москвы, что ты идешь с другими. Ведь находкинцы ждали этого и дождались. «Триумфальная победа на Эвересте Федора Конюхова».

Немного его заслуг в горных восхождениях в качестве путешественника: Конюхов Федор родился 12 декабря 1951 года на берегу Азовского моря. Жил и работал в городе Врангель, Приморский край. Первый путешественник в мире, человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты. В рамках программы «Семь вершин мира» Федор Конюхов совершил восхождения:
26 февраля 1992 г. — Эльбрус (Европа) – одиночное
14 мая 1992 г. — Эверест (Азия), совместно с Евгением Виноградским (Екатеринбург)
19 января 1996 г. — массив Винсон (Антарктида) – одиночное
09 марта 1996 г. — Аконкагуа (Южная Америка) – одиночное
18 февраля 1997 г. — Килиманджаро (Африка) – одиночное
17 апреля 1997 г. — пик Косцюшко (Австралия) – одиночное
26 мая 1997 г. — пик Мак-Кинли (Северная Америка), совместно с Владимиром Яночкиным (Москва).

Игорь Константинович Железняк у себя дома в родном городе в 80-х годах
К чему я клоню? Пока не было ни одного спортсмена в конце 70 – начале 80-х годов, который жил бы в Приморском крае, занимался альпинизмом, работал постоянно в Приморье и при этом стал «Мастером спорта по альпинизму СССР». России, кстати, тоже. Это звание в Приморье вообще никто не имел. При всем при этом альпинизм во Владивостоке существовал. Думаю, что такая беда была во многих регионах нашей страны. Это ФАКТ. Работа ФАР последних 5-10 лет по этому вопросу активно велась. И мы это узнавали со слов именитых альпинистов. Что сделала ФАР? Все очень просто. Звание «Мастер спорта России» по альпинизму стало намного доступнее в наше время для молодых перспективных альпинистов. Это ФАКТ. И он подтвержден триумфом человека, который бычил с начала 2000-х годов на это звание и получил его. Александр Ищенко. С чем его и поздравляем. Мне это особенно приятно. Потому что в начале 2000-х годов я его натаскивал на скалах Екатериновского массива до тех пор, пока он не вырвался из гнезда клуба альпинистов «Тихий Океан» и не пошел своим путем. Путем СПОРТА. Мне приятно это в двойне. А если через три-четыре года к этому званию приблизится Василий Рубцов, на пенсию уйду спокойно. Останется одно – подтягивать и осаживать двух опарышей: Маркова Диму и Маркова Рому. Это уже другая ИСТОРИЯ. Отвлеклись. Но повторю главное, что работа ФАР изменилась, и это приятно видеть на деле.

Все эти беды вначале 80-х сердцем чувствовал ЖЕЛЕЗНЯК. Игорь в 1983 году затевает «недоброе». Почему? Потому что общался со средней полосой России так часто, что мог там и остаться. Но Игорь не та НАТУРА. Ему нужна была ОБЩАЯ альпинистская организация уже не во Владивостоке, а во всем Приморском крае. И он начал ГЛОБАЛИТЬ эту тему. Как? Все просто. Если ты организаторская личность, собирать всех у себя дома нонсенс. Все ищут хорошее помещение для сборов альпинистов в городе Владивостоке. Находят. На базе этого помещения создается Владивостокский клуб альпинизма. Базируется этот клуб на улице Крыгина. Места хватит для всех жаждущих. Работа продолжается. Именно на Крыгина зарождается первая серьезная организация альпинизма в Приморском крае – Федерация альпинизма и скалолазания Приморского края.

Сам Бог дал ему ей руководить. То есть Игорь становиться прародителем Федерации альпинизма и скалолазания в Приморье. А кто еще мог это сделать в это время? Эйдус Сергей? Он жил своей жизнью. Шлемченко Сергей? Да, этот «волчара» стоял у истоков зарождения альпинизма в Приморье. Думаю, он был своего рода приемником Анатолия Скригитиля. Характер Шлема не давал ему право быть на таком руководящем месте. Все остальные? Как сказал Анатолий Черных: «Народу было много! А кто работал?»

Игорь разворачивает знамя Федерации и начинает сплачивать вокруг себя альпинистов всего Приморского края. Вырисовывается единая структура. Автоматически все перерастает в единую спортивную команду по альпинизму Приморского края. Это факт. При этом альпинисты со всего Приморья до рождения Федерации уже имели за плечами солидный по тем временам опыт работы в горах.

Безмен Лена – активный работник Федерации Приморского края по альпинизму

Комаревцева Татьяна ни в чем не отставала от своей подруги Лены

На небосводе появляются две прикольные курносые девчонки – Безмен Лена (Безмениха) и Комаревцева Татьяна (Комарик). Они прекрасные скалолазки и ведут активное участие в жизни Федерации. Честно, я не помню спортсменов из женской половины, кто был бы рядом с Игорем. Честно, не помню! Назвать еще одну фамилию – Зелеченок. Думаю, она как быстро пришла, так и быстро ушла. Мужики и в Африке – мужики. Немного по составу альпинистов в городе Владивостоке: Шлемченко Сергей весь в Науке. Быстро, как грибы, растут Кольцов Александр и Гайнеев Вадим. Всегда рядом с Игорем был Куценко (Витольдич). Молодой Шаповаленко Игорь заявляет о себе и как скалолаз, и как альпинист. Причем заявляет о себе, как лидер в связке. Интересная судьба у Александра Попова. Он буром ворвался в альпинизм. Есть сведения, что он при выезде на сборы в Москве потерял паспорт. Так и не состоялся его дебют в больших горах. Потом куда-то исчез. Где-то в районе Монголии несколько лет пропадал в боевой машине. Его искали на боевых вертолетах среди барханов и нашли. Откопали, и Попов дембельнулся. Сразу влился в ряды альпинистов. Много можно сказать и о Доброшевском Константине, и о Мельнике Володе. Вроде, Константин сам обо всем рассказал выше в этой статье.

Андрей Мотыцин. Молодо – ЗЕЛЕНО
Под ногами у Игоря всегда крутится Андрей Мотыцин. Но как нужно что-то сделать, он куда-то исчезает. Игорю нравился этот парень. Не срослось. Альпинизм кипит. Находкинцы и арсеньевцы зашли в Федерацию со своей командой. Все работают в едином звене независимо от того, как они сами ездят в Большие горы. Почему я заостряю на этом внимание? Все очень просто. Если арсеньевцы (Анатолий Черных и Андрей Тюрин) сразу встали под эгиду Железняка и были одним целым с ним, то с Находкой было все сложнее. Знаете, по роду своей специальности спасателя, я постоянно сталкивался со всеми альпинистами и туристами города Находка. Чуть ли не каждый день. Это очень сильные люди, как лидеры, как личности. Они по роду «Секачи». Имеют свои угодья. Править или доминировать среди таких людей очень не просто. Хотя факт, что братья Трофименки – Геннадий и Николай – работали с Игорем Железняком в тесном контакте. Александр Мороз, Рома Галин, тем более. Про Аркана (Аркадий Соловей) молчу. Ну, из молодежи это, естественно, Новацкий Владимир. Все они делали общее дело в Федерации. Худо-бедно, они пытались заниматься альпинизмом еще с начала 70-х годов. Так что там есть своя история альпинизма, но не такая, как однажды ее описал Борька Хершберг. За что «получил» от меня по полной программе. Независимо от этого Борис является прародителем летописи альпинизма в Приморье. У него родилась первая альпинистская газета. Она быстро переросла в САЙТ. Да и спортсмен он был прикольный. Ну очень «шубутной», когда участвовал во всех соревнованиях, как по скалолазанию, так и в ледолазании. Нельзя не отметить тот факт из жизни спортсменов с Находки для ясной картины альпинизма, инструкторов у них по этому виду спорта не было. Если у меня правильная информация, в конце 90-х годов город Находка распечатал эту тему. Там стал работать первый инструктор по альпинизму.

Вадим Гайнеев объясняет молодым членам Федерации Безменихе и Комарику, как надо вести себя на банкетах и фуршетах, представляя ФЕДЕРАЦИЮ
Были еще люди? Повторюсь, Толя Черных подсказал логичную мысль: «Было всегда много народа. А кто работал? Поэтому две – три фамилии и достаточно!» Он молодец. Но мы дадим больше фамилий. Потому что все работали, хоть по крупице, но складывали общую картину дел Федерации. Был ли в это время Геннадий Шаферов во Владивостоке? Вопрос. Он только приехал с Риги. Заявил о себе так, что все поняли: «В Приморье появился новый лидер!» Это факт, подтвержденный впоследствии его делами. О скалолазании пока молчу. Браги мне тут не нужно. Это другой «муравейник». Нужно не забывать тот факт, что Эйдуса Сергея в Федерации не было. Это мое мнение и слова Игоря подтверждают: «Два медведя в одной берлоге не живут!» А Сергей активно работал по альпинизму в Приморье в это время. Он уже был КМС-ом и инструктором в этом виде спорта. Напрашивается простой вопрос, с кем он работал? Все просто! С теми же людьми. Почему? Я уже это говорил. Мы все от одной праматери, мы – НЕГРЫ! Я часто касался этой темы – истории альпинизма в Приморском крае, но однажды меня ПРОБИЛО. Эйдус Сергей постоянно был внештатным (общественным) членом КСС. Вот так все и бродили в Приморье в одной бутыли браги.

Вадим Гайнеев – приемник и соратник Игоря Железняка в работе Федерации в конце 80-х
В середине 80-х все идет по плану. И мне придется закрыть тему по нашим клубам. Почему? Когда пошла совместная работа альпинистов края, мне кажется, руководить такой организацией и клубом одновременно Игорю было трудно. Не знаю. Меня в городском клубе альпинизма на Крыгино не было. Я «бычил» в этот момент самостоятельно. И делал я это для того, чтобы заработать 2-ой разряд по альпинизму в лагерях Памира и Кавказа. Задачу себе при этом поставил простую – войти в любую команду с каким-то своим альпинистским багажом. Поэтому по городскому клубу альпинистов скажу проще: как он внезапно появился, немного проработал и исчез на улице Крыгина, расскажут сами «старички-разбойники», которые в нем начали свое ВЕЛИКОЕ дело.

Как альпинист в конце 80-х вырос Вадим Гайнеев. Под крылом Железняка всегда было тепло и надежно, естественно, если ты ему угоден. Так Вадим постепенно стал его приемником. Правда, сам Игорь об этом даже не догадывался. А потом пришло другое время. Сменились ценности. Что-то произошло. Последовал сбой в общей работе альпинизма Приморского края. Сборная Приморья по альпинизму разваливалась на глазах. Делать мне анализ работы Федерации в те годы не очень хочется. Федерация работала, а я шел своим путем. Имею ли я право на это – делать анализы работы ребят, которые БЫЧИЛИ. В это время проводились соревнования любого ранга. Это был не междусобойчик, приезжали «волки» с Запада. Проводились значимые сборы альпинистов Приморья в Больших горах. Сколько выросло КМС-ов? Ума не приложу. Факт налицо. Этот рекорд по массовости КМС-ов не побит уже в течение 30 лет. А Игорю этого было мало. У него стояла основная задача – выйти на прямую линию класса МАСТЕРОВ. Ввожу в курс дела. До перестройки было уже рукой подать.

Гиричи (Чечено-Ингушетия), слева: Шлемченко Сергей, Шаповаленко Игорь, Марков Владимир,
Эйдус Сергей, Мельник Володя, на заднем плане – Суприянович Игорь

В конце 80-х я самостоятельно закрываю 2-й разряд в горном районе Памира и вливаюсь в работу команды Эйдуса Сергея. Рос, как спортсмен. Никогда не был ПАСЫНКОМ. Зная общую беду ребят, я на все сборы выбивал 100-процентное финансирование в профсоюзах. Профсоюз всегда шел мне навстречу. Почему? Не знаю! Рожа у меня очень серьезная и надежная. Сама за себя говорит: «Ничего не пропьем, все потратим на спорт». В это время мне очень помогал по вопросу финансирования Коля Рязанов. Естественно, и сам ПАПА Дульцев. В команду Сергея, сразу после моего изгнания от дел Федерации, перешел Сергей Шлемченко. Шлем человек интеллигенции, и штурмовщина не в его складе сознания. А в Федерации Приморья пошла именно ШТУРМОВЩИНА. А жаль. Есть такие разговоры, что Шлем пытался выяснить у Игоря причину моего отстранения от дел Федерации. На что получил от Игоря однозначно: «НЕ ЛЕЗЬ на рожон!» Сергей встал и ушел. Не у дел стал Александр Кольцов. У него в это время очень болел сын. И Кольцуха стал пропускать тренировки. Почему? Потому что регулярно определенное время сам делал уколы ребенку. Личная жизнь спортсменов в команде Игоря не интересовала.

Шлем спокойно произносит мне свою крылатую фразу:
«Падла ты, а не матрос!» Я сосредоточен – у меня КАСТИНГ

В кульминационный момент всей этой эпопеи принял участие и Я. Меня пригласили. Зачем? Нужно было – для массовости и остроты основного вопроса пленума Федерации – ПЕРЕВЫБОРОВ. То есть попал на последний пленум Федерации с участием Игоря Константиновича Железняка. У меня есть такое ощущение, что его созвали сами альпинисты Приморского края. Пленум состоялся. Не буду утверждать, но ее итог был уже оговорен. То есть костяк альпинизма города Находка не мог позволить себе, чтобы ими руководили по законам ЖЕСТКОЙ руки. Не думаю, что арсеньевцы были за идею переизбрания Игоря с должности Председателя Федерации. Сомневаюсь, чтобы у Толи Черныха это даже в уме возникло. Да и Тюрин Андрей не такой человек. Они были в одной связке с Игорем до конца. Не приехал на пленум и Куценко.

Слева Гена Трофименко. На переднем плане Геннадий Шаферов в горах Памира
Находкинцы были уже своей командой. Но всегда смотрели на Эйдуса Сергея и Гену Шаферова. Они верили им. И надеялись на общую работу. Это говорило об уровне команды города Находка. Им нужны были только горы и только стены. Готовить молодых ребят в альпинизме у них в планах не было? Факт налицо в разделе АЛЬПИНИЗМ (Большие горы)! Сами расскажут. Хотя проявление тренерской работы в скалолазании вырисовывается у Романа Галина. Сильный, молодой скалолаз с города Находка Кузнецов (Ниньдзя) – дело рук тренерской работы Романа. Это факт. Классный скалолаз – БОЕЦ. Наш Володя Мерзляков (Заяц) побаивался этого спортсмена. Когда все-таки «делал» его, то неделю бегал и прыгал по окрестным полям от радости. Кто тренировал Раису Новацкую – не знаю. Но то, что у этой девушки было большое будущее, это сто процентов. Трагедия унесла жизнь этой спортсменки. Нельзя забыть организатора всех соревнований Аркадия Соловья (нашего Аркана). Напоминаю, общую жизнь «муравейника» скалолазов я продолжаю не обговаривать.

Вадим Гайнеев в 80-е годы
На пленум все собрались, как обычно, в частной квартире. Все сидели кружком и ждали начала. Собрание вел Вадим Гайнеев. Чувствовал ли Игорь в этот момент отрицательную энергию оппонентов в зале? Думаю, что чувствовал. Он сидел настороженный, внимательно смотрел на всех. Все видел, понимая, что что-то идет не так. Оно и пошло все не так для него. Что было в Федерации, это не главное. В кульминационный момент начали выступать сильные люди, и у них проскакивали мысли о неадекватном поведении Игоря Железняка, как руководителя Федерации и Сборной команды Приморского края по альпинизму. Коля Трофименко в своем выступлении поставил точку, сказав то, что все побаивались сделать рядом с Игорем. Затем перевыборы, голосование и все. Повторяю, все единогласно решили, что председателем станет Гайнеев Вадим.

Аркадий Соловей со своим воспитанником, напарником по связке
Я в Федерации сильно переживал за другое. Я чувствую людей. Там сидел Аркадий Соловей (Аркан). Человек, кто отдал всю жизнь организации проведения спортивных соревнований, проведению сильных туристских экспедиций. Аркан был сильный спелеолог. Стал КМС-ом по альпинизму. Причем без трамплинов и подсказок – САМ. Он понимал Игоря Железняка ДУШОЙ. Я представляю, что творилось внутри Аркадия в этот момент. Представляю, ребята. Это жизнь. Если наше время и наша психология жизни уйдет в небытие, то мы потеряем последнюю ниточку между нашим прошлым и будущим наших детей. Потеряем почву под ногами и потеряем самих себя, что когда-то произошло в первой сборной края по альпинизму, которой руководил Анатолий Скригитиль.

Все мы, как один, на карьере Вторая Речка. Слева направо: Безмен Лена, Кольцов Александр, Марков Владимир, Комаревцева Татьяна
Что было потом после Пленума? Игорь встал и ушел. Но мне нужно рассказать о людях и их работе. Если не Я, то кто? Продолжала работать схема «свято место пусто не бывает». Всех сплотил вокруг себя Эйдус Сергей. Автоматом он стал работать в Федерации. Повторюсь. Нельзя забыть тот факт, что в Федерации уже работал Гена Шафиров. Он стал вплотную заниматься созданием молодой альпинистской команды в Приморском крае. При этом постоянно участвовал во всех делах и сборах Федерации. И это факт конца 80-х и начала 90-х годов. Сергей Эйдус в это время доработался в альпинизме до такого, что ему осталось «пять минут», чтобы элите, цвету альпинизма в Приморье досталось заслуженное. А именно – стать классом Мастеров! Почему это не произошло? Не знаю. Капитанов, руководитель АУСБ «Артуч», наверное, до сих пор в ШОКЕ. Взять и не подать отчет по пройденному «золотому» маршруту? Нормально? Такие вещи упускать нельзя. Такое выпадает только раз в жизни.

Эйдус Сергей, собственной персоной
После такого трюка Эйдус уходит головой в свой бизнес, продолжая ездить в малые горы Баджала в качестве инструктора. Вадим Гайнеев работает в молодой «Школе альпинизма», которую он организовал в горах «Баджала». Мог ли Вадим работать в сборной края по альпинизму в качестве лидера? Могла ли эта команда подвинуть призовые места в чемпионатах России по альпинизму? Не знаю. Факта попытки не было. Почему? Вадим не лез в это дело. В полную силу стал работать Гена Шафиров. Геннадий сразу по приезду из Риги прочувствовал все беды в работе альпинистов Приморья. Он сделал по-своему. Постепенно и безболезненно отходит от «Зубров» альпинизма Приморья и в рядах «Тюфяков» ДВПИ готовит молодежную сборную по альпинизму.

Сын полка команды Гены Шаферова – Рудниченко Дима
Туда входит Сергей Дементьев, Сергей Щегливатых, Игорь Суприянович и еще несколько перспективных альпинистов среди молодежи. Например, Рудниченко Дима. К чему это привело. Организаторские способности Геннадия Шафирова приводят к тому, что его юнцы к пятому курсу в ДВПИ вплотную подходят к званию КМС по альпинизму. Начинают нахаживать все вершины для заслуженного присвоения им звания «Снежный барс России». Мало того, Геннадий постоянно участвует во всех различного уровня чемпионатах России по альпинизму. Его места в этих Чемпионатах стали заявлять о себе так, что в Приморском крае родилась «Молодежная сборная Приморского края по альпинизму». Есть факт, что в это время Вадим Гайнеев на какое-то время передает руководство Федерацией Геннадию Шаферову. Я думаю, что тусовка должностей в это время привела к первому шагу к полной остановке работы Федерации в Приморском крае в сфере альпинизма. И это событие состоялось. Почему от работы в Федерации устраняется Эйдус Сергей? Думаю, позиция Сергея, как организатора, спортсмена, личности могла сохранить все начинания Анатолия Скригитиля и Игоря Железняка.

«Снежный барс России» Геннадий Шафиров

«Снежный барс России» Щеглеватых Сергей

«Снежный барс России» Дементьев Сергей

Не судьба. Гена Шафиров пробыл Председателем Федерации недолго. Почему? Вся его команда составляла костяк Промальпа. Так все мы зарабатывали на горы. Потом мужики посчитали и решили: «А не переехать ли нам всем ближе к горам?» Уехали все в Краснодар. Там все закончилось трагически для всей команды. Кто остался жив, вернулись во Владивосток. Мир не стоит на месте. Жизнь – это долгоиграющая пластинка. Кончилась – перевернул и играй дальше. Кто знает, может уже где-то зреет новый Игорь Железняк или Анатолий Скригитиль, да и Миша Ситник. Нужен только момент, один МИГ. В Приморье пойдет линия жизни Большого альпинизма заново. Но опыт 70-80-х годов забывать нельзя, иначе будет еще одна СПАРТА. И от нее останутся одни легенды. А пока, на современном этапе, Ищенко Александру предложили работу в Федерации, как лидеру, и он отказался. Сделал это честно. Для него важен сейчас клуб альпинизма «Восток», который он создал и ведет к мастерству.

А кто его знает? Может это и есть миг, когда в небе появилась еще одна звездочка. И нужна этой звездочке должность Председателя? Поживем – увидим.

В наше время на пост главы Федерации выбирают Вадима Гайнеева. Как Папу Римского. Как бы не умер на рабочем месте или не отрекся от престола. Если отречется, кто будет Председателем Приморской Федерации альпинизма и скалолазания? Кто-кто? Дед Пихто!

Эпилог

Игорь и Миша Фейгин
У Игоря была непростая судьба. И он такой был не один. Система СССР творила чудеса, и мы все вместе строили «свое светлое будущее». Думаю, это трагедия его ДУШИ. Не все было гладко у него с его женщинами. Первый опыт стресса он поимел еще в институте. Именно там он познакомился с девушкой, которая родила ему ребенка, сына. Женщина-соратник в альпинизме. Родила, забрала ребенка и уехала на Камчатку. Думаю, в большинстве случаев это ложь, когда женщины приходят в клубы, чтобы заниматься альпинизмом. Они быстро уводят любого в клубе альпиниста и… дети, заботы, а самое страшное – судьба мужчины уже в ее руках за счет его детей. Затем начинается одно недовольство в жизни и ……….. Хэппи энд нам только снится. «Половинка» Игоря сделала свой выбор по-своему. Прошло немного времени, он приехал за сыном на Камчатку и в юном возрасте забрал его на Кавказ. Причем сделал это по-своему, по-ЖЕЛЕЗНЯКОВСКИ. На Кавказе они вместе пробыли сезон в альпинистском лагере. Я видел фотографию у Игоря, где его наследнику вручают значок «Альпинист СССР» совершенно в юном возрасте. (Если у меня правильная информация). Представляете, что это было для Игоря?

Игорь Константинович в горах Кавказа
Был ли у него за всю его жизнь праздник лучше этого? А были ли у него вообще праздники? Номенклатура в тайге, где оттягивались так, что неделю потом отходили, приговаривая: «Классно погуляли!» Современники, знайте – пили мы много! Игорь все переживал в душе. Не знаю, когда ему было совсем «под горло», мог ли он поговорить с кем-то по душам? С Витольдичем? Не знаю! Наверное, уезжал на горнолыжку в Арсеньев. К своей стае спелеков. Там отдыхал этой БОЛЬШОЙ душой. Такой вот он, ЖЕЛЕЗНЯК. Был ли он от всего этого злым человеком? Нет! Сто пудов – НЕТ! Он был человеком ПРИНЦИПА. Я не помню, чтобы он кричал или создавал ажиотаж вокруг себя. Спокойный, уверенный в себе человек. С повышенным чувством ЮМОРА. Он был очень требователен к себе и считал, что все должны быть такие же. Может быть, это и есть личная ТРАГЕДИЯ человека, который искренне делает свою работу, на благо ОБЩЕГО ДЕЛА. Или на благо людей, получая за это в конечном результате общую оценку «НЕТ!»

Но, то что поведала мне недавно подруга юности Игоря заставило меня долго молчать и не двигаться. Такое пережить и продолжать жить с таким грузом может только ЖЕЛЕЗНЯК:

«Я всю жизнь прожила на ул. Светланской 163. Игорь тогда жил за рестораном "Горизонт" и мы часто встречались. У Игоря судьба складывалась очень непросто. Когда ему было 25 лет он на мотоцикле на Пушкинской сбил насмерть мальчика 8 лет (дети неожиданно выбежали из-за сложенных блоков). Я помню его тогдашнее страшное состояние! Может судьба ему мстила за это. Его сына Боречки не стало в 11 лет (лейкемия) на Камчатке 1 апреля (сегодня 28 лет, как это случилось). Дочки Анечки тоже не стало в 11 лет, сбила машина (собака потянула за поводок через дорогу). Как он это всё пережил, не знаю!!!
Игоря похоронили рядом с Анечкой. Где отец похоронен, не знаю. Думаю, что не рядом с Игорем, там места не было. Знаю, что памятник Игорю ставили друзья. Говорили, что друзья помогали и сыну Мише по поводу получения высшего образования».

Люди все разные. Команда – это организация людей с различным темпераментом, силой, возможностями. Каждый по-своему вносит свою лепту в ОБЩИЙ КОТЕЛ. Спарта всегда проиграет. И от нее останутся одни легенды. Потому что у сильных есть одно слабое место – «ничего идеального в жизни не бывает!»

Игорь на Кавказе во время восхождения на легендарную Ушбу
Его мудрые высказывания может не личные, но произнесенные именно им, до сих пор сидят у меня в сознании. А именно. Когда он сталкивался с личностями (с лидером), и при этом возникали трения, то Игорь быстро и без потерь старался разойтись с этим человеком. Люди его окружения интересовались: «Почему?» Игореня отвечал просто: «Два медведя в одной берлоге не живут!» А когда кто-нибудь пытался вслед уходящему сказать что-то плохое, Игорь резко обрывал этого человека. Потом, выдержав минуту тишины, произносил: «Не плюй в колодец, из которого будешь пить!» Он это делал так, что после него все молчали. Если было совсем плохо, то он смеялся своим бурным, задорным смехом. Между ржанием слышалась его самая коронная фраза: «Страху – нет! Один ПОЛОВОЙ задор!» И, наконец, когда он, усталый, брел после горы в лагерь, в глубоком молчании на спусковой тропе перед лагерем слышалась его ПРИХОТЬ: «Вернемся в лагерь «Вдарим», ох как НАКАТИМ!»

Бригада промальпа в районе поселка Рязановка. Строительство цеха разведения молоди лососевых пород
Трагедия! Она просто так не возникает. Сначала Игорь потерял Витю Шкарбана. Затем практически у него на руках умер Влад (Вадим) Смирнов под пиком Ленина. И венец всему этому – полнейшее разногласие с его командой. С командой, которую он создал. Такое и врагу не пожелаешь. Ну и самое главное. Это мое видение дел альпинизма в Приморском крае. От нас очень далеко горы. Чтобы к ним добраться, человек лишает себя всех благ, которые он накапливал, собирал, откладывал на свои шалости + семья. А ему приходится все это отдать за короткое мгновение в горах. Представляете? Отдать свое КРОВНОЕ. Кто на это пойдет? ЖЕЛЕЗНЯК? Это и коню понятно, что отдаст. Дома у него будут висеть наполовину отклеенные обои на стене. А в рюкзаке лежать «золотая» французская веревка. А кто еще так сможет? Вот в этом и трагедия самого Игоря и людей вокруг него. Это окружение то решается посвятить свою жизнь альпинизму, то вдруг раз! И нет никого. У всех домашние проблемы. В настоящее время Мастером стал Ищенко Александр. Сколько вечеров мы обсуждали с ним, как жить в альпинизме. Сколько спорили. И вердикт. Он посвятил свою жизнь альпинизму. У него нет семьи, детей. Один помысел – ГОРЫ. Правильно это? Кто что скажет. Все пробовали по-другому – «и рыбку съесть, и все-то сделать». И где они?

Есть еще один факт. На глазах у Игоря взяли и опустили человека, который создал альпинизм в Приморском крае. Представляете. Был человек (Анатолий Скригитиль). Он был организатор, идейный вдохновитель на новое, не изведанное еще никем в Приморье. Все кончилось трагедией на Камчатке, на склонах вулкана Ключевская сопка в начале 70-х годов. Анатолию ампутировали ступни ног. Да и все в команде поморозились, пока спустили тело Володи Берсеньева. Команда распалась. Сам Анатолий вынужден был покинуть Владивосток и уехать в Таджикистан. И там по частям собирать остатки команды с Владивостока. Представляете? Вот такие люди всю свою жизнь посвящают горам и отдают эту жизнь в горах. Кто это поймет? Кто на это пойдет? Единицы! Вот такие они, «пироги с котятами»!

АУСБ «Шхельда» В этой группе четыре представителя с Приморья
Ну и главное. Что сделал в Приморье Игорь! Не будем упускать тот факт, что рядом были «волки», которые тоже «бычили» на общее благо, не общаясь с Игорем. Я нарисую свою общую картину того времени, где был и работал Константиныч. На ошибках первой сборной он создает структуру, которая не подчиняется в Приморском крае никому. Дает ей имя «Городской клуб альпинистов», затем все перерастает в Федерацию альпинизма. Полностью меняет мировоззрение всех команд, во всех городах Приморского края, где теплится альпинизм. В результате чего рождается Сборная Приморского края по альпинизму.

Игорь, как всегда, дотошен до мелочей в альпинизме
Игорь – один из первых, кто решает проблему финансирования своим, независящим ни от кого путем. То есть налаживает в рядах альпинистов работу бригад ПРОМальпа. Интересно себя ведет по набору кадров. Вводит в состав Федерации двух молодых девчушек-хохотушек (Безмениху и Комарика) и делает их скалолазами. То есть лишает внутри команды любого проявления ЛИШНЕГО.«СПОРТ есть СПОРТ!» Все остальное – за пределами клуба. Хотя факт налицо. Лена Безмен со мной ездила в АУСБ «Шхельда». Поездку всем нам оплачивал Игорь за счет средств ДСО «Зенит». Он всегда трезво оценивал свои силы и никогда бы не выпустил на Чемпионат СССР по альпинизму людей, не готовых для участия в таком мероприятии. А именно молодежь. Он первый, кто требовал от своих соратников не только ходить в горы, но и ехать в Школу инструкторов для повышения своего уровня. Для того, чтобы каждый участвовал в работе подготовки молодых спортсменов альпинистов у себя дома на уровне ФАР.

Интересен тот факт, как он подхватил соревновательное знамя альпинизма в Приморье. Привлекал на все соревнования по альпинизму на сложном горном рельефе Екатерининского массива именитых спортсменов альпинистов и скалолазов СССР. Все это он делал на территории Приморского края, совершенно не боясь того факта, что мы очень далеко от ГОР.

Кто был для меня Игорь? Наставник? Друг? Товарищ? Мостом моего детства в зрелое юношество? Соратник в альпинизме? Не знаю. У нас одинаковые судьбы? Возможно. Мы разные? Не знаю. Но я точно знаю одно – я живу, а ОН нет. Неправильно это. Трудно это очень пережить. А еще труднее потом всегда жить с ЭТИМ чувством «за себя и за того парня». А сможешь ли? Сейчас ему бы стукнуло 60. Представляете? 20 июля 2013 года ему исполниться 60 лет.

Соратников Игоря разбросало судьба по всему свету – Миша Фейгин в Австралии,
а Анатолий Черных в Новой Зеландии

Как он погиб? В море он погиб! Игорь, МУЖИК! Мужики уходят, как мужики. И это ЗАКОН! «От Винта!» А вот как они все уходят, расскажу на примере Игоря. Спелеологи с Городского клуба постоянно пробивали себе в работе достойную зарплату. Брались за всю работу, где эту зарплату можно было заработать. Естественно, промальп, добыча морепродуктов. Авдеев Николай со своими напарниками был не только спелеологом по «сухим пещерам». Он участвовал со своей командой в подводе и проходил сложные обводненные полости в пещерах. Работа с аквалангом у ребят была отточена. Практика в экстремальных ситуациях. Это привело к тому, что они стали ПРОФИ в этом деле. Естественно, эти ПРОФИ могли себе позволить добывать морепродукты. Но как?

Толя Батажок попробовал это делать нелегально. Параллельно это делал и Гретченко. Анатолия поймали ВЛАСТИ Приморья. Решили устроить показательный суд. Чтобы другим неповадно было. Толю спасло то, что у него было двое маленьких детей. На опыте Анатолия спелеологи поняли одно – с ВЛАСТЯМИ шутить опасно. Стали искать другие варианты промысла морепродуктов. Нашли. Они работали под крылом солидной компании по добыче морского ежа в районе острова Сахалин. Не думали над таким пустяком – под какой крышей работал их БОСС. Работали все лето на износ и хорошо при этом зарабатывали.

Однажды у Игоря были проблемы с деньгами. Спелеки, зная работоспособность этого человека, выручили его. Как? Просто пригласили его работать в свою бригаду. Игорь и в Африке ИГОРЬ. Авторитет налицо. Человек работоспособный, опытный. Контроль за таким человеком сразу отпадает. А зря! Ребята работали по проторенной тропе на еже в районе Сахалина. Ни чего не предвещало беды. Игорь мог себе позволить все. Если все еще были в воде, выполняя свою должную норму по выемке с моря ежа, Игорь, все сделав, уже сидел на палубе судна. Выработал весь свой положенный кислород в баллонах, собрал со дна все, что можно и что нельзя. В один из таких моментов работы ему стало скучно. В стороне стоял одинокий баллон, набитый воздухом. Почему стоял, Игорь не спросил у дежурной смены, кто отвечала за жизнеобеспечение пловцов. Подошел к баллону и попробовал его на вес. Полный, подумал Игорь. На самом деле этот баллон отложили в сторону. Что-то в нем было не так. Знал ли об этом Игорь? Откуда? Он работал под водой. Что творилось на палубе, его не интересовало.

Надев подводное снаряжение на себя, он быстро опустился под воду. Могли ли его остановить ребята на палубе? Нет, конечно. Это ведь Железняк. АВТОРИТЕТ. Все ныряльщики, отработав свое положенное, понемногу начали подниматься наверх. После работы – традиционное обязательное вечернее купание. Не сразу кинулись по тому факту, что Игоря не было среди купающихся. А когда кинулись, было уже поздно. Его искали какое-то время и нашли на дне моря. Течение уже достаточно оттащило Игоря от судна.
Современный дайвинг обеспечен всем необходимым для того, чтобы предотвратить трагедию. А именно. На руках у аквалангистов сейчас, как часы, присутствует компьютер. Именно он предупреждает ныряльщика о том, что ему нужно делать. О том, что в баллоне недостаточно воздуха и что пора всплывать. Игорь игнорировал это предупреждение. В настоящее время по рассказам друзей Игоря, его персональный компьютер находится в одной из школ дайвинга. На примере этого трагического случая инструктора учат молодых людей, как нужно вести себя под водой. Не бывает в жизни супер-людей. Это легенды, мифы. Есть то, что говорит, что мы дети СТИХИИ в нашем МИРЕ. Должны при этом соблюдать все правила, когда попадаем в ее НЕДРА.

Игоря не стало. Для всех это было больше, чем трагедия. Не понятно и мне сейчас поведение Игоря. Ему бы жить и жить. Но факт налицо и он учит нас одному – уважать СТИХИЮ. Мне можно утверждать, потому что я работал много лет спасателем. Не нужно, люди, все списывать на стихию, на альпинизм, на случайность. Нет этого на 95. Просто нет. Везде присутствует человеческий фактор. Поведение самого человека в экстремальной среде. Будьте всегда внимательны и осторожны. За вами стоят родители, родственники, ваши дети и они вас ждут домой живыми. Нужно всегда помнить об этом и жить этим.
Заканчивая эту тему я прошу прощения, если что-то не так рассказал. Меня там не было. Проблема в том, что тот, кто там был, об этом не напишет. Так вот и мучаемся.

Смерть не только Игоря заставила меня понять это. Смерть Александра Попова в промальпе ничем не отличается от трагедии под водой. Небрежность Александра с электричеством привела к тому, что и его нет сред нас. Сильные люди уходят молодыми из жизни. Наверное, они решают, что смерть обойдет их стороной, потому, что «они этого достойны». А факты говорят об обратном.

Растут наши дети. Становятся взрослыми. Нам остается только учить их на примере наших товарищей выжить в этом МИРЕ. А сами мы продолжаем делать то, что однажды нас может привести к последней черте. Там, наверху, мы обязательно встретимся с Игореней. Тот при встрече будет смеяться своим неподражаемым смехом, приговаривая: «А я тебя ждал, скучновато тут без тебя! Какая для меня удача, что ты со мной. Ну пошли, все покажу, расскажу. Я тут уже АВТОРИТЕТ».

В начало

Фото в архив. Хочу выслать фото В.Шкарбана и И.Железняка, п.Ленина, 1984г.

Владимир, - Здравствуйте! - Читаю, вспоминаю .... 1984 год. Команда альпинистов САВО.(Средне-азиатского военного округа). Традиционное начало сезона, - восхождение на п.Ленина. Массовое восхождение, нас было человек 60...( САВО "мелко" не ходило...как говаривал мой товарищ: - "ходить, так "по большому...".) Так сложилось что я вместе с Игорем Железняком и ещё несколькими друзьями-товарищами оказался в одном отделении под руководством Виктора Шкарбана .... . О том времени, о том восхождении остались яркие, прекрасные воспоминания... - И фото, точнее, - слайды на "ОРВО-хроме". Я их отсканировал и хочу поделиться... нужен адрес, e-mail для отправки. Мой e-mail: tugalev@mail.ru С Уважением, Владимир.

***

Статьи, конечно, нужные. Насчёт Урубко и Конюхова. Я не удивлюсь, если скоро мы узнаем, что Месснер и Уэмура родились и получили значок "Альпинист СССР" в Приморье, и что Приморье это колыбель мирового альпинизма.

Наши люди, наша сила!

Господин Кумарьков. Вы еще не упомянули по Приморью Терзеула. Сильный человек, сильный альпинист. Погиб на Макалу при спуске, делал последний свой 8000-ик. Конюхов не альпинист. Это путешественник. Уэмуро к нам ближе. Дальневосточник. Япония столько прошла в Гималаях, книг на полках будет на всю комнату. По Меснеру проблемы. Австрийцы вторглись в Италию и в Тирроле засели до сих пор. Меснер от туда и, думаю, в Приморье его не было. И главное. Я ни чего не упускаю, потому, что за моей спиной ВЕТЕРАНЫ. Они все и всех знают. Пишите больше о Камчатке! Сейчас это важнее. Время пришло собирать камни. Альпинизм стал фиксированным спортом и разбавить его будет уже трудно.