Руководитель: А.Фатеев, Томск

Отчет о горном походе 5 к.с. по Ц.Тянь-Шаню летом 2012 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

5.3. пер.Серебряное Седло (3А, 4850)

Расположение: в центральной части основного хребта Терскей Алатау

Соединяет: долину реки Байтор и ледн. Барокко Вост.

Требуемая квалификация участников: опыт прохождения перевалов 2Б

Дата прохождения: 28-30 июля 2012г., со стороны реки Байтор. Сняты записки туристов «Университета» из Киева от 08.08. 2000 г. и туристов из г. Томска от 05.08.2011 года.

Время прохождения (чистое, ходовое): от ночевок на травяных склонах на впадении р. Вост. Айлама в р. Байтор до верхнего плата ледн.Вост.Барокко - 17 ч .

Ниже описана тактика прохождения перевала по дням, включающая:

· Выход на левую(по ходу) морену ледн. Байтор

· Прохождение ледопада и выход на верхнее плато ледн. Байтор

· подъем на седловину перевала

· спуск на ледн. Барокко Вост

Описание прохождения группой дается от ночевок на травяных склонах при впадении р. Вост. Айлама в р.Байтор до верхнего плато ледн.Вост.Барокко

28 июля 2012 г. Полудневка. - Правые морены ледн.Байтор

протяженность пути: 5км

Ходовое время: 3 ч

Перепад высот: +500 м

Встаем поздно в 8-00. К завтраку с рюкзаками подошли Саша и Аля. Опять едим сало с лепешками, угощаемся пастилой, но ее не все любят.

Погода отличная, солнечно и ясно. Раскидываем по поляне все личные вещи и снаряжение, пока светит солнце надо максимально им пользоваться и высушить все что можно(Фото 18). Моемся и стираемся в ближайшем чистом ручье.

Фото 18 Вид на верхние склоны долины р.Байтор, направо – к пер.СОАН, прямо –к пер.Айлама и Армейких туристов

После завтрака принесли из кустов заброску и Сергей с Михаилом перебрали и перевешали продукты и снаряжение.

От места стоянки хорошо виден основной хребет с вершиной Зап.Огуз-Баши(Фото 19) На фото эта вершина расположена слева от перевала Серебряное седло.

Фото 19 Вид на верховья долины р. Байтор и одноименный ледник

К обеду почти все высохло, оставили мешок с продуктами, которыми посчитали лишними, сожгли разный мусор и в 13.30 вышли. Рюкзаки потяжелели, но организм это воспринял как должное и сильно не сопротивлялся. Ходки делаем короткими – по 30 минут, отдыхаем полноценно, перепрыгнули на левый (по ходу) берег р.Байтор и к 16-00 подошли к языку ледника.

Перед ледником отдохнули, а Саша, как горный архар, успел сбегать вверх на морены сделать разведку дальнейшего пути. Узнав от него, что путь слева неудобен, решили опять перейти речку и выйти на ледник

( Фото 20 ). Под ледником перепрыгнули мутные ручьи и попали в противное грязное мессиво, пройдя через которое вышли на почти чистый лед.

Фото 20 Перед языком ледн.Байтор и путь группы

Через 30 минут забуриваемся среди трещин и думаем, что пора искать место для стоянки, все-таки полудневка. На леднике как-то не очень уютно, а морены – кривые. Сели отдохнуть, Михаил пошел по леднику на разведку, а вернувшись, сообщил, что слева выше на морене видны какие-то хорошие места. Но, обсудив, решили, встанем здесь - не факт, что там есть ровные площадки, тем более, что Григорий и Валера, а затем и остальные участники увлеклись поисками нефрита, кругом валяются “баксы” и грех кусочек не отломать (Фото 21 ). Плюсом являлось также наличие в трещинах воды.

Две площадки подготовили без усилий, а для третьей палатки пришлось разравнивать большой бугор, под которым оказался лед.

Фото 21 Идет поиск нефрита (бело-зеленый поделочный камень

Вечером любовались вершинами главного хребта, освещенными заходящими лучами солнца (Фото 22).

Где-то здесь находится пик Армстронга (?)

Фото 22 Вид на главный хребет с места ночевки

29 июля 2012 (6) Правая морена ледн. Байтор - верхнее плато ледн. Байтор

Протяженность пути: 4 км

Ходовое время: 6 ч.

Перепад высот: +500 м.

Чтобы подняться на верхнее плато ледн. Байтор под перевал Серебряное седло (3А), надо пройти крупный ледопад. Большинство участников поднимались во второй раз и хорошо знали путь подъема – за большим нунатаком (выступающая скала слева) виден менее разорванный участок этого ледопада. В прошлом году группа Неудахина шла тем же вариантом, что и мы в 5-ке с М. Яценко в 2010 году. Хороший отчет по этой пятерке я отправлял Валере в 2011 году.

От места ночевки вышли в 7-30 и за 30 мин. по открытому и ровному леднику дошли до пологого ледового взлета, где сели отдохнуть и одели кошки.

Снега очень мало, все трещины отлично видны и легко обходятся.

Немного поднявшись, уже видно начало подъема по ледопаду (красная стрелка на фотографии, Фото 23). Наст на леднике идеальный и доходим быстро.

Фото 23 Вид на ледопад перед верхним плато и путь группы

Саша Луговой явно соскучился по сложным горным походам и технической работе, «рвется в бой» и за ним трудно было угнаться, а тем более на крутом склоне.

К 10-00 Саша, обвешенный ледобурами, налегке «рванул» вешать первую веревку с нижней страховкой по ледяному склону крутизной до 450 .( Фото 24 ) Выше он (склон) выполаживается, но перила навешиваем - появляются трещины, засыпанные снегом. Станции организуются на ледобурах.

Фото 24 Начало подъема. Первая веревка

Выше путь пересекает

засыпанная снегом высокая и кривая трещина, до которой от низа хватило двух веревок( Фото 25). По перилам проходим трещину и опять перед нами снежный склон до 400, закрепляя на ледорубах подряд две веревки, поднимаемся до пологого участка ( Фото 26).

Фото 25 Засыпанная трещина

В 12-50 решили собраться, хорошо отдохнуть и немного перекусить (но - это был не обед, а просто перекус). Здесь почти случайно, но совершенно правильно, сформировались две связки: чисто томская и сборная. В первую вошли Сергей, Михаил, Григорий и Лена, в сборной связке оказались Саша с Алей, Валера и я.

Глубокий снег проваливается, идем

в связках по ступеням.

Фото 26 Выход на верхнее плато ледн.Байтор

Снег прилипает к кошкам и Саша их снимает. После перекуса наша связка выходит первой и поочередно прокладывает путь, тропя глубокий снег.

К 14-00 путь преграждает широкая и глубокая трещина, но благодаря относительно хорошим мостам, и, выбрав наиболее надежный из них, осторожно переходим на противоположную сторону (Фото 27).

Фото 27 После прохождения трещин на верхнем плато ледн. Байтор

К 15-00 прошли трещины и вышли на относительно ровное снежное плато (фото 28).

К 16-00 устали тропить и решили разбивать лагерь. Утром по насту будет легче и быстрее. На пологом склоне разровняли снег для палаток и даже сделали небольшие стенки. Пока готовили площадки, Саша вскипятил чай и ели даже сало с хлебом.

Вечерний закат и хорошая погода поднимали настроение.

Фото 28 Вид на верхнее плато ледн. Байтор

30 июля 2012

Подъем на пер. Серебряное седло (3А)- спуск на верхнее плато ледн. Вост.Бароко

Протяженность пути: 2 км

Ходовое время: 8 ч.

Перепад высот: +700 м,-100 м.

Основная часть группы уже проходила перевал в прошлые годы и вариант подъема не вызывал больших разногласий. Левые склоны под вершиной Зап. Огуз-Баши отличались повышенной лавинной и камнепадоопасностью, справа нависали ледовые сераки. Оптимальный путь подъема пролегал немного правее от средней части широкого и длинного снежно-ледового желоба выводящего на перевальную седловину( Фото 29).

Фото 29 . Вид на перевальный взлет с верхнего плато ледн. Вост. Байтор. Высота 4100-4200.

Перевальный взлет имеет протяженность порядка 700 метров крутизной от 30 до 45 градусов, в местах, где его пересекают трещины – крутизна увеличивается до 700( Фото 30)

Учитывая опыт прошлых годов, вышли рано (в 7-00). По хорошему насту обошли трещины на плато и вышли на лавинный вынос, по краю которого поднялись метров 200 до крутого участка склона. Выше начали вешать подряд веревки, чередуя станции на ледобурах, где была возможность откопать лед и ледорубах – где снег был глубоким. В нижней части склона преобладали ледовые участки, выше – снежные.

Фото 30 . Схема подъема на перевальную седловину. Видны трещины в средней и верхней частях склона

К 8-20 дошли до крутого участка склона, откуда начали вешать перила. Первая станция организуется на ледобурах около нижней трещины.( Фото 31)

Фото 31 Вид на участок R0-R1 и трещины в средней части склона

К 10-20 последние участники подошли к первой трещине, до которой провесили две веревки( Фото 32).

К 11-20 пройдено примерно половина перевального взлета (фото 33).

Фото 32 На станции R1 перед нижней трещиной в средней части склона

Фото 33 Вид на верхнее плато ледн. Байтор от станции R6, пройдено примерно половина перевального взлета

К 12-20 добрались до верхней трещины, здесь склон немного выполаживается, крутизна под трещиной 30-40 градусов, до седловины перевала оставалось примерно 4 веревки и уже почти виден тур (Фото 34).

Фото 34 Вид на засыпанную верхнюю трещину.

В 2010 году эта трещина подрезала склон полностью и обрывалась большим открытым сколом, сейчас она засыпана снегом и проходится без затруднения.

Странная косая полоса над трещиной справа – это не следы группы, это путь от камня, а возможно куска снега или льда.

Справа возле трещины под сколом возможно установка двух палаток. Здесь мы ночевали с М.Яценко в 2010 году.

В 14-30 вышли на седловину перевала, всего провесив 11 с половиной веревок, высота 4800 м.

записка 2000 года туристов из Киева

записка 2011 года туристов из Томска

Долго искали тур выше на скалах, в итоге я откопал записку 2000 года туристов из Киева, а Лена нашла прошлогоднюю записку своей группы 2011 года

На перевале я обнаружил, что на станковом рюкзаке сломана нижняя часть алюминиевой рамы. Михаилу пришлось достать ремнабор, я «просверлил» шилом швейцарского ножа дырки в трубке, а затем Миша долго обматывал проволокой и скотчем стыки на раме.

Проволоку и скотч он не жалел.

Фото 35 Группа на перевале Серебряное Седло

На перевале приготовили чай, вкусно поели, любуясь красивыми видами.

Спуск с перевала на юг на верхнее плато ледн. Вост. Барокко представляет собой снежно-ледовый склон крутизной до 50 градусов и протяженностью около 100 м., с карнизом в верхней части и бергшрундом внизу. (Фото 36). В 15-00 повесили прямо вниз две веревки, которых хватило до нижнего края бергшрунда.

Фото 36 Путь спуска с перевала Серебряное седло

Сергей спускался последним с нижней страховкой. С верхнего края «берга» прыгали вниз на страховке, проваливаясь внизу в глубокий снег, выбраться из которого было целой проблемой.

К 18-00 начали установку лагеря на верхнем плато ледн. Вост. Барокко.

Вывод:

Среди всех сложных перевалов Терскей-Алатау пер.Серебряное седло занимает очень достойное место. Он является одним из самых известных и красивых туристских препятствий района. Ввиду своей категории сложности – 3А – посещается группами не часто, не каждый год.Расположен в основном хребте Терскея, в первом понижении к западу от в.Огуз-Баши Зап..

Высота (согласно описаниям) ~ 4850 м. (В Перечне высокогорных перевалов, 2001 г. приводится неправильная цифра – 4650 м.).

Соединяет долину ледн.Байтор (бассейн рек Байтор – Джетыогуз) и ледн.Бароко Восточный (центральная ветвь, самое верхнее плато бассейн рек Бароко - Сарычат).

Ориентирован перевал с севера на юг. Определяющая сторона – северная. С обеих сторон перевальным взлетам предшествуют ледопадные участки, расположенные на ригелях цирков и увеличивающие сложность непосредственно самого препятствия.

По характеристике поверхности склонов перевал полностью снежно-ледовый (моренные и осыпные участки – ниже долинных ледников скалы, которые могут быть как-то задействованы при движении, есть только на перевальном гребне).

Наш путь через пер.Серебряное седло был вполне традиционен и описан выше. Прокладывая его, мы руководствовались тремя принципами: простота, рациональность и безопасность.

Для набора 700-800 м. высоты на северном взлете Серебряного седла группе понадобилось ~ 7 ч.

Спуск на верхнее плато ледн.Бароко Восточный представляет собой снежно-ледовый склон крутизной до 50 градусов и протяженностью около 100 м., с карнизом в верхней части и бергшрундом внизу. Его прохождение трудностей не вызывает, за исключением глубокого снега, удобнее спукаться прямо по вертикали.

Необходимое групповое снаряжение(на 6 чел.): веревки 50 м. х 3 шт., ледобуры 6-7 шт., 5-7 м. расходной веревки, снеговая лопата 1-2 шт., а также, 2-3 скальных крюка и айсбаль.

Личное снаряжение: обвязки (верх, низ, усы), ледоруб, кошки, каска, жумар, бсу, карабины 4 шт.

Требующиеся горные навыки: одновременное и попеременное движение в связке индивидуальная и групповая страховка (перильная) умение передвигаться по крутым снежным, фирновым и ледовым склонам в кошках умение устраивать ночевку не только в ледниковой зоне, но и на значительной высоте в нестандартных (потенциально опасных) условиях.

5.4. подъем на плечо пика Огуз-Баши гл. (3А 5168)

Вершина Огуз-Баши гл расположена в основном гребне Терскей Алатау и является красивейшим пиком этого горного хребта.

Подъем с юга на южное плечо пика Огуз-Баши (гл) осуществлен по маршруту М.Яценко 2010 года , но для выхода на короткий юго-западный гребень проложен новый путь, правее от пройденного предыдущей групой.

Дата подъема: 31 июля 2012 г.

Маршрут описан от верхнего плата ледн. Вост. Барокко до южного плеча п. Огуз-Баши Гл.

Протяженность пути: 1 км

Ходовое время: 6 ч.

Перепад высот: +400 м

Сегодня планируется подняться на плечо п. Огуз-Баши, радиально сходить на вершину и уйти на юг по боковому гребню. Первые участники вышли в 8.30, погода умеренно ясная, но наст не очень надежный, хотя идется без напряжения.

От лагеря хорошо виден весь путь подъема на вершину (Фото 37). Практически этим же вариантом мы поднимались с М.Яценко в 2010 году, за исключением выхода на гребень. В этот раз решено подниматься правее, где бергшрунд засыпан снегом и склон кажется положе. В 2011 году группа В.Неудахина совершила восхождение по ледовой стене левее вершины, спускались они по нашему пути подъема 2010 года.

Фото 37 Путь подъема группы на южное плечо п .Огуз-Баши, вид от лагеря на верхнем плато ледн.Барокко Вост.

Обошли слева большую трещину, которая начинается от края короткого юго-западного гребня, и полностью исчезает на середине ледника.

Перед выходом на склон под бергшрундом достали снаряжение, одели полную амуницию, включая «кошки».

Перила начали вешать от нижнего края бергшрунда. До выхода на гребень хватило двух веревок, которые сначала закреплялись на ледобурах, а выше, где увеличивалось количество снега, станции организовывались на ледорубах. Средняя крутизна склона составляет около 50 градусов(фото 38).

Фото 38. Подъем на гребень от бергшрудта, видна первая и начало второй веревки

По снежному гребню, с плавным набором высоты доходим до больших ледовых сколов(фото 39). Правый сброс обходится слева, с выходом под отвесную ледовую стенку, представляющей собой мощный скол ледника, увешанный множеством сосулек. Место относительно ровное и безопасное, здесь можно собраться и расслабится.

Фото 39. Путь и прохождение ледовых сбросов

С правой стороны, где заканчивается отвесная стенка, опять начинаем вешать перила вертикально по склону, крутизной от 500 в нижней части. Выше он выполаживается до 20-350 .От края трещины до выхода на плечо вершины протянули три веревки и в 14-00 вышли на относительно ровное снежное плато, откуда до вершины оставалось меньше ста метров.

Не успели толком отдышаться, как с запада пришел снежный заряд, пришлось натянуть тент и начать готовить обед. После обеда пирамида основной вершины Огуз-Баши скрылась в плотном тумане, и мы поняли, что сегодня погоды не будет и надо становиться лагерем.

5.5 п. Огуз-Баши гл. (5168, радиально ) - пик Вано(памяти В.Неудахина, 5149) - траверс гребня(3А) – до пер.Фестивальный (2А 4615) (первопроход)

Дата прохождения: 1 августа 2012 г.

Протяженность пути: 2 км

Ходовое время: 8 ч

Перепад высот: +150 м, -500

Ранний подъем дежурного. Утром ясно и холодно, погода нам благоприятствует. На западе, напротив лагеря на нашей высоте около 5000 м. висит яркая и огромная луна в мрачных силуэтах горных вершин Терскея. Очень впечатляет.

В 7.00 налегке обычными связками по четыре человека вышли радиально на пик Огуз-Баши. От лагеря до вершины по высоте примерно 150 м. и группа в течении часа поднимается на главную вершину Огуз-Баши по левой стороне снежного гребня, который справа обрывается большими висячими карнизами(Фото 40,41,43)

-Фото 40. Вид на южную сторону главного хребта с п.Огуз-Баши. Видна вершина, которую мы назовем пиком Вано (памяти В.Неудахина)

Фото 41 . Вид на пик Каракольский
- Фото 41 . Вид на пик Каракольский

Вершина острая и снежная, группа еле разместилась вместе для коллективной фотографии (Фото 42,43). На западном склоне – скальные выступы, с востока - обрывается двухкилометровая Джеты-Огузская стена(Фото 41)..

Фото 42 Группа на вершине Огуз-Баши Гл(5168 м.) Фотография Л.Мандраковой.

Тур находится на скалах внизу на западном склоне, сняли прошлогоднюю записку группы томичей под рук.Неудахина.

Тщательный поиск на этих скалах следов первовосходителей с юга в 2002 году к успеху не привел.

Фото 43 Вид на вершину Огуз-Баши с юга с восточного плеча п.Вано

записка группы томичей под рук.Неудахина 2011 г.

К 9-00 спустились на седловину по пути подъема( черные стрелки на фото 43) , собрали палатки, упаковались и от лагеря вышли в 10-00 и в связках пошли по снежному гребню главного хребта на юг ( красная линия на фото 43). По пути к безымянной вершине пришлось немного спуститься, а затем вышли на широкое снежное плечо с восточной стороны этого пика(Фото 40, 43). На этот путь затратили 45 минут. Сняли рюкзаки и единогласно решили, что по праву первовосходителей этот пик назовем Вано в память о Валере Неудахине. За 15 минут поднялись на вершину, с западной стороны на скалах сложили тур и положили записку. Сергей измерил высоту пика по GPS – 5149 метров.

С чувством выполненного морального долга пошли вниз по широкому южному снежному гребню с трещинами в сторону пер. Фестивальный. Этим маршрутом никто еще до нас не спускался, в маршрутке он заявлен как первопрохождение и где-то надо было искать разумный и безопасный спуск.

Через 50 минут подошли к краю снежного плато, и стало отчетливо видно, что южный склон очень круто обрывается во все стороны(Фото 44). Справа на склоне просматривался край бергшрунда, выше которого в 12-30 организуем станцию(R1) на ледорубе и «бросаем» первую веревку.

Фото 44. Вид на южный край плеча п. Вано, откуда начинается спуск на пер. Фестивальный

Пройдя 30 м. по перилам через край верхнего бергшрунда, вешаем горизонтальные перила (около 20 м.) в направлении скал(Фото 45).

Здесь закручиваем ледовые крючья и организуем станцию R3.

Фото 45 Вид от станции R2 вдоль перил по нижнему краю верхнего бергшрунда

От станции R3 вниз по уклону воды провешиваем непрерывно 4 веревки, которых хватает примерно до края ледового отвеса, где организуется станция на ледовых крючьях(R7)( Фото 46,47).

Фото 46 Спуск последнего участника на сдвоенной веревке от точки R7, где оставлен ледобур

Ниже ледового сброса страховка организуется на ледорубах, при уверенном владении снежно-ледовой техникой можно спускаться на самостраховке(Фото 47).

Фото 47 Вид на среднюю часть спуска

Ниже приведена полная схема спуска с точками организации станций (Фото 48).

Фото 48 Схема спуска с плеча п. Вано (памяти В.Неудахина) на ледн. Барокко к пер. Фестивальный

R1- R2 - станция на ледорубе, 30 метров крутизна от 10 до 45, в нижней части бергшрунд.

R2- R3 - станция на ледорубе, наклонные, почти горизонтальные 20 метров, вдоль нижней части берга.

R3-R4 - станция на ледовых крючьях ниже верхнего бергшрунда, 50 метров, вверху снега мало, ниже глубокий снег, 50-60 градусов

R4-R5 - станция на ледорубах, 50 метров, глубокий снег, 50-60 градусов

R5-R6 - станция на ледовых крючьях, 50 метров, вверху снег, ниже лед, 50-60 градусов

R6-R7 - станция на ледовых крючьях, 50 метров, лед, 45-50 градусов

R7-R8 - станция на ледовых крючьях, 50 метров, лед, 45-60 градусов, в нижней части вертикальная стенка 4-5 м.

R8-R9 - станция на ледорубе, 50 метров, снежно-ледовый, 40-50 градусов, в нижней части засыпанный берг.

R9-R10 - станция на ледорубе, 40 метров, снежно-ледовый, 30-40 градусов,.

R10-R11 - станция на ледорубе, 50 метров, снежно-ледовый, 30-40 градусов,.

R11-R12 - станция на ледорубе, 50 метров, снежно-ледовый, 20-35 градусов,.

Итого провешено 10 веревок по 40-50 м.

К 19-00 часам группа спустились на верхнее плато ледника Барокко под пер. Фестивальный, до которого оставалось пройти буквально метров 400 по горизонтали. Но ввиду глубокого и мокрого снега решаем ставить лагерь, тем более, что после продолжительного спуска группа устала и была голодна (обеда не было, шли на мелких перекусах).

Таким образом, наш путь оказался значительно сложнее, чем ожидалось первоначально, возможно, это наиболее оптимальный и простой спуск по южному гребню. На весь траверс от верхнего плато на ледн. Барокко с восхождением на п. Огуз-Баши (гл) и п. Вано группа затратила два дня, трудность прохождения можно оценить по категории не ниже горной 3А.

Есть возможность спуститься непосредственно на западную ветвь ледн.Киче-Борду, но, судя по крутизне ледопада и фотографиям, этот путь сложнее, чем тот, которым прошла группа.

Ниже приведена полная схема траверса с координатами (Фото 49)

Фото 49 Вид из космоса от Google earth

От метки 5 хорошо виден путь по главному гребню на восток, где имеется седловина, с которой также возможен спуск на ледн.Киче-Борду.

В районе метки 8 группа разбила лагерь.

Вывод:

Пройденный нами траверс с восхождением на главную вершину Огуз-Баши и пик. Вано(памяти В.Неудахина), с нашей точки зрения, по своим параметрам отвечает 3А к.с. Он заявлялся как первопрохождение и в настоящем отчете описан как отдельное препятствие.

Подъем на южное плечо пика Огуз-Баши (гл) осуществлен по маршруту М.Яценко 2010 года, но для выхода на короткий юго-западный гребень проложен новый путь, правее от пройденного предыдущей групой.

Во время планирования похода мы долго изучали всевозможную информацию об южных отрогах массива Огуз-Баши и возможности спуска по гребню на пер. Фестивальный. По фотографиям из предыдущих отчетов достаточно сложно определить действительную крутизну и сложность спуска, но в итоге мы все-таки решили рискнуть и заявить этот траверс.

На вершины массива Огуз-Баши в предыдущие годы проложены альпинисткие маршруты 5А-6Б категорий. Но все пути подъема осуществлены с северной стороны. Согласно приведенной ниже схеме с сайта http://mountains.tos.ru/~ar4.h…

Схема вершин массива Огуз - Баши с сайта http://mountains.tos.ru/~ar4.h…

вершина, которую мы назвали пиком Вано осталась в стороне от альпинистких маршрутов. Возможно при траверсах массива ее проходили, но информация не найдена.

В походе 1957 года под рук.Вейцмана ( www.tlib.ru №1296 ), по нашему мнению предпринята попытка восхождения с юга на пик Огуз-Баши Вост 3, который группа назвала пиком Северцева.

На хребтовках разных годов вершина южнее п. Огуз-Баши( гл) отсутствует, а информация от GoogleEarth дает искаженную и не ясную картину.

В результате нашего траверса составлена детальная схема-хребтовка массива Огуз-Баши с вершинами( наш путь показан красной линией), которая приведена ниже.

детальная схема - хребтовка массива Огуз - Баши с вершинами( наш путь показан красной линией)

Пик. Вано(памяти В.Неудахина) расположен в главном хребте Терскей-Алатау

Путь спуска в строну пер.Фестивальный детально описан выше.

Требующиеся горные навыки: одновременное и попеременное движение в связке индивидуальная и групповая страховка (перильная) умение передвигаться по крутым снежным, фирновым и ледовым склонам в кошках высотный опыт.

5.6. пер. Фестивальный (2А, 4600)

Расположение: в южном отроге основного хребта Терскей Алатау

Соединяет: ледники Барокко Вост. и Киче-Борду (зап.ветвь)

Требуемая квалификация участников: опыт прохождения перевалов 1Б

Дата прохождения: 2 августа 2012г., со стороны ледника Барокко Вост. Снята записка туристов из г. Томска от 07.08.2011 года.

Время прохождения (чистое, ходовое): от ночевки на леднике Барокко Вост (метка 8 на фото 49 ) до середины ледн Киче-Борду (зап.ветвь) - 5 ч .

Описание тактики прохождения перевала.

Протяженность пути: 4 км

Ходовое время: 5

Перепад высот: +50, -400 м

После напряженного вчерашнего дня долго спали, и дежурный Сергей поднялся в 6.00, согрел кипятка и попили, кто чай, кто кофе.

Перевал находится в прямой видимости (Фото 50). Идя косым траверсом по хорошему насту на лавинных выносах, и минуя небольшой бергшрунд в нижней части перевального взлета, за 30 минут к 8-00 вышли на знакомую снежно-скальную седловину пер. Фестивальный .

Фото 50. Вид на пер.Фестивальный с запада от места стоянки и путь группы

Погода слегка пасмурная, но ветра нет. Рюкзаки бросили возле скал, где мы с М.Яценко в 2010 году 2-е суток пережидали непогоду (Фото 51).

Прошлогодней палатки в нижней мульде мужики не нашли, то ли унесло ветром, то ли сильно засыпало снегом.

В туре забрали прошлогоднюю записку группы томичей от 7 августа 2011 года – это последнее, что написал Валера Неудахин.

Они сняли нашу с М. Яценко записку 2010 года.

На южной стороне хребта ходят только сибиряки, и то один раз в году.

Фото 51. Группа на пер. Фестивальный

записка с перевала Фестивальный 1 - ая сторона

записка с перевала Фестивальный 2 - ая сторона

Решили, что мемориальную табличку закрепим в северной части перевальной седловины на плите под скалами, где сложен тур(Фото 52).

Порода на плите оказалась умеренно твердой (гранодиорит) и мы за 1.5 часа сделали четыре отверстия для шлямбуров. Дырки в камне долбили поочередно, чтобы не сильно уставали руки.

Фото 52. Вид на север с седловины пер. Фестивальный

К 10 часам закрепили табличку (Фото 53). Участники почтили память нашего товарища Валеры Неудахина, ушедшего из жизни в прошлом году на этом перевале.

Фото 53 Мемориальная табличка

Наши девушки приготовили манной каши, группа позавтракала и к 11.00, связавшись как обычно в две связки, спустились в нижнюю мульду, где мужики искали прошлогоднюю палатку. С восточной стороны мульды начали спуск по снежному склону, который внизу пересекает небольшая трещина, практически полностью засыпанная снегом. Крутизна слона не превышает 20-350, протяженность около 100 м (Фото 54).

Фото 54 Вид с юга и путь спуска

Спустившись на ледник, держим путь правее, по направлению к нижнему ледопаду. Логичный маршрут – прямо в сторону пер. Грозовой, приводит к скальному сбросу(Фото 55, 56, 63).

Фото 55. Вид с пер. Фестивальный на восток и путь группы в обход скального сброса

Внизу количество снега увеличивается, и он начинает иногда проваливаться, что сильно напрягает – так как думаешь, что это трещина. Ледопад не спеша раскручивается по снежным мостикам.

Фото 56. Вид на скальные сбросы, которые обходятся по ледопаду.

Постепенно поворачивая налево в сторону перевала Грозовой, выходим на ровное снежное плато и встаем на полноценный обед, наверное, первый за многие дни.

И только скинули рюкзаки, как с запада потащило всякую гадость и все заволокло белой мглой. Растягиваем на палочках тент, под которым, тесно прижавшись и сидя на рюкзаках, готовим обед (Фото 57).

Фото 57 Пережидаем непогоду

После принятия пищи погода ухудшилась, напрягают сильные порывы ветра со снегом, но мы упорно сидим, накрывшись тентом, и ждем улучшения – вдруг развеет, и можно будет идти дальше.

Лена читает умную книгу про какие-то интересные достопримечательности в Африке, но нам от этого теплее не становится.

К 15.30 – потихоньку замерзаем, погода – гадость, все в белой мгле. Решено, что если к 16-00 не развеется и не появится голубое небо, то ставим палатки и встаем на ночевку.

К 16-00 в непогоду устанавливаем на ветру палатки и, немного погодя – на северо-западе над массивом Огуз-Баши просветлело и показалось голубое небо, но лагерь уже был установлен. Народ повеселел, и даже спели песню про Тянь-Шань.

Вечером над горами на юге любовались борьбой стихий в небе, а к ночи погода опять испортилась, но мы уже приготовили ужин и готовились к отбою.

5.7 Перевал Грозовой (2Б, 4550 м.)

Расположение: в южном отроге основного хребта Терскей Алатау

Соединяет: ледники Киче-Борду (зап.ветвь) и Киче-Борду (цент.ветвь)

Требуемая квалификация участников: опыт прохождения перевалов 2А

Дата прохождения: 3 августа 2012г., со стороны ледника Киче-Борду (зап.ветвь ) Записка не найдена.

Время прохождения (чистое, ходовое): от ночевки на леднике Киче-Борду (зап.ветвь) до Киче-Борду (цент.ветвь) - 7 ч .

Описание тактики прохождения перевала.

Всю ночь сыпал снег, утром погода переменчивая и непонятная, в 6 утра позавтракали, но выходить не решились, погода не понятная, идет снег. К 9-00 появились признаки улучшения в виде кусочков голубого неба над горами, и к 10.00 группа собралась, и все же вышла. Глубина рыхлого снега достигает 15 см., но это не сильно напрягает.

Наш путь к перевалу Грозовой лежит через снежное, почти горизонтальное плато на верхнюю часть нунатака (выступающей скалы), с левой (по ходу) стороны. Правее нунатака ледник разломан крупным ледопадом (Фото 58).

Фото 58. Вид на пер. Грозовой с места ночевки. Западный склон перевала

Косым траверсом поднимаемся на верхнюю часть нунатака и выходим к разорванному трещинами леднику, который “раскручиваем” по снежным мостикам. Немного спустившись, попадаем на пологое (15-25гр.) верхнее плато ледопада уже в цирке перевала. Глубина снега увеличивается, и он местами проваливается. На плато видны широкие трещины, которые засыпаны снегом и легко проходятся. Погода умеренно налаживается, но облачность переменная.

До седловины примерно 500 метров, хорошо виден перевальный взлет – ледовый склон, пересекаемый крупной трещиной в верхней части(Фото 59).

Фото 59. Схема подъема на седловину пер. Грозовой - западный склон перевала

По снежному склону (20-30гр.) держим путь прямо в направлении низшей точки широкой седловины .

В 2010 году я поднимался левой стороной по правой части твердого лавинного выноса (примерно по возможному пути подъема, отмеченного черным пунктиром), трещину в верхней части склона прошли пешком в кошках.

К 11.00 подошли к правой стороне широкого открытого левого ледового склона, откуда начали навешивать перила. Перед выходом на склон одели кошки.

R0 – перила закрепляются на ледобуре, ледовый склон ( 35-40гр.), 20 метров

R0- R1 – станция на ледовом крюке, ледовый склон ( 30-35гр.), 30 метров,

R1- R2 – станция на ледовом крюке, снежно-ледовый склон (30-35гр.), 50 метров,

R2- R3 – станция на ледорубе возле нижней части ледовой трещины, снежно-ледовый склон ( 20-30гр.), 50 метров наклонных перил.

К обеду (в 13.00) в точке R3 мы уперлись в высокую нависающую ледовую стенку, которую можно было бы обойти слева, дойдя до скального участка (Фото 60).

Здесь группа немного поспорила, так как часть команды решила, что надо идти справа, где путь также преграждала высокая ледовая стенка, но ее можно было красиво пройти.

Фото 60. Вид на левую часть трещины и точку страховки R3

Разлом изменился по сравнению с 2010 годом, трещина увеличилась по ширине, явно наблюдается смещение нижней части.

Принимаю решение этой части группы - «ну хочется пройти красиво», и Саша лезет с нижней страховкой вешать перила (Фото 61 ).

Участники напряженно наблюдают за «забойщиком» и облегченно вздыхают, когда он достигает верхней части ледовой стены и выходит на склон.

Фото 61. Обработка вертикальной ледовой стенки.

Выше трещины Александр протягивает одну веревку по пологому (до 35гр.), снежно-ледовому склону и организует станцию на ледобурах.

До седловины перевала оставалось пройти около 30-ти метров снежного взлета.

С целью ускорения процесса подъема группы на верхнем краю стенки с помощью ледобуров закрепляем две параллельные веревки: одна используется для вытаскивания рюкзаков, по другой поднимаются участники (Фото 61.1).

Для физического облегчения планировали также использовать петли для ног из репшнуров и два жумара, но ограничились только жумарами.

Стоя на краю стенки, Михаил с Григорием вытаскивали рюкзаки, а очередной участник поднимался самостоятельно, одевал рюкзак, и по перилам уходил дальше.

Таким образом, благодаря грамотной тактике и умелой технике, на прохождение вертикальной стенки высотой около 7 метров на высоте свыше 4500 метров с выходом на перевал затрачено около двух часов, что, по-моему, и Серегиному мнению было очень неплохо.

Стоя внизу под трещиной, я думал, что мы проковыряемся дольше.

Фото 61.1 Подъем участников на вертикальную ледовую стенку

К 16.00 группа собралась на широком гребне перевальной седловины и, как всегда, сделали коллективную фотографию (Фото 62).

Фото 62. Группа на пер.Грозовой (2Б). (Фото Лены Мандраковой)

Поиск тура под высокими отвесными скалами слева оказался не удачным. От гребня до этих скал надо пройти неуютную продуваемую мульду, внизу которой имеется небольшая странная трещина, идущая поперек гребня.

По описанию - тур должен находиться далеко вверху на скалах гребня южного направления со снежными надувами. Камней в том направлении не наблюдалось и мы туда не пошли, а потому сложили свой тур под нависающими скалами с левой стороны.

Фото 63. Вид на пер. Фестивальный с пер. Грозовой и путь прохождения группы.

Быстро съели традиционную шоколадку и погода начала портиться. Видимость стремительно уменьшалась, и надо было торопиться идти дальше – времени уже потеряли достаточно много.

Наш вариант подъема на перевал с запада можно твердо оценить по категории сложности 2Б. («зато красиво»).

На восток, в направлении спуска – почти сплошная белая мгла, но, зная дорогу по походу 2010 года, мы уверенно пошли в сторону п. Каракольский (следующей нашей цели).

Спустившись с перевала по пологому склону, группа вышла на широкое ровное снежное поле в верхней части центральной ветви ледника Киче-Борду.

Видимость эпизодическая, ветер усиливается и становится встречным – «тяжелые» тучи , как всегда тянет с северо-запада, а в нашем месте со стороны перевала Терскей.

Держим путь на широкую седловину перевала ВГУ-400, но потом постепенно поворачиваем налево (по течению ледника), примерно в сторону Каракольского пика (Фото 64).

Фото 64. Верхняя часть ледн. Киче - Борду (цент.ветвь)

К 19-00 подходим к узкой мульде, в которой, кажется, ветер дует слабее, и уже почти в темноте, быстро устанавливаем палатки. Посчитали баллоны с газом и поняли, что его пора экономить, ужин готовим в палатке в сплошную непогоду. Легли спать в надежде, что утром распогодится.

Выводы.

Пер.Грозовой находится под основным хребтом Терскея в основании южного гребня, на высоте около 4600 м. Ориентирован в западно-восточном направлении. Определяющая сторона – западная.

Западный снежно-ледовый склон перевала около 300-400 м. по высоте. Наиболее крутая (до 40гр.) его верхняя часть – взлет 150-200 м., после бергшрунда – постепенное выполаживание до 30-20гр. глубокий снег – 0,5-1 м.

Если подниматься прямо по центру, под скалу, то необходимо обойти трещину в нижней части, подняться по ледовому склону и преодолеть крутую (почти вертикальную) ледовую стенку. Понадобятся фифы(айсбали), организация перильной страховки с промежуточными ледобурами. Этот сложный вариант подъема оценивается как 2Б, и может быть интересен сильным группам для совершенствования ледовой техники и коллективной работы.

В свою очередь, сложное место можно обойти через ледяной лоб на правом борту долины. Это более простой путь подъема и он оценивается как 2А категория.

Седловина – плавная ледовая перемычка. С двух ее сторон – западной и восточной – мульды, диаметром около 10 м. На севере перевал ограничен вертикальной скалой на юге – вытянулся снежно-ледовый гребень. Тур – в 100 м. южнее самой северной седловины, на скальнике.

Ночевать на перевале неудобно останавливаться лучше с восточной стороны.

Восточный склон перевала очень пологий – 15-20гр.. Лишенный взлета, он тянется без перепадов на 500-600 м.

Личное снаряжение:обвязки (верх, низ, усы), ледоруб, кошки, каска, карабины 4 шт.

Групповое снаряжение(на 6 чел.): веревки 50 м. х 2-3 шт., ледобуры 2-3 шт., расходная веревки, снеговая лопата 1-2 шт. Перевалы преодолеваются в связке, но иметь при себе кошки просто необходимо.

Требующиеся горные навыки: одновременное и попеременное движение в связке индивидуальная и групповая страховка (как на ледорубах, так и на бурах) умение передвигаться по закрытым ледникам, по крутым и перегруженным снежным, фирновым и ледовым склонам, в т.ч. в кошках высотный опыт.