Руководитель: А.Фатеев, Томск

Отчет о горном походе 5 к.с. по Ц.Тянь-Шаню летом 2012 г. Часть 3

Продолжение. Часть 2 здесь

5.8 пик. Каракольский (3А 5280, радиально с юга по западному гребню )

Пик Каракольский (5281 м) расположен в центральной части хребта Терскей Ала-Тоо и является высшей точкой района и почти идеальной смотровой точкой. Самый простой маршрут подъема с севера по западному гребню оценивается как альпинисткая 4Б и проложен с перевала Западное плечо п. Каракольский. В последние годы именно этим путем поднимаются группы на вершину, часто начиная маршрут с урочища Джеты-Огуз.

Группа подошла под пик Каракольский с южной стороны, с ледника Киче-Борду (центральная ветвь) 4 августа, на следующий день совершено радиальное восхождение на вершину.

Восхождение на пик совершено радиально и рассматривается как отдельное препятствие.

Описание тактики восхождения на пик Каракольский.

Ночь была холодной и, поднявшись рано, поняли, что погода нам благоприятствует, надо собираться и идти на высшую точку Терскея. Небо ясное и первые солнечные лучи осветили южные отроги хребта и массив Огуз-Баши (Фото 65).

Решаем, что четверо молодых и здоровых мужчин(J))) сильно сказано, а молодым уже за сорок однакоJ), под руководством Сергея выйдут раньше, чтобы провесить веревки на сложных участках. Посовещавшись, решили, что надежнее подниматься по западному гребню, предложил его Саша Луговой.

Вариант подъема по центральному ледовому кулуару, где обычно вешают от 4 до 5-ти веревок, нам показался более опасным.

Ботинки одеваются долго и с трудом, а кто-то сказал, что когда их оденешь – это тоже счастье. Выпили немного теплого чая, позавтракали овсянкой и, взяв все веревки и снаряжение, передовая часть команды пошла на гребень. Время было около 7 утра.

Фото 65. Вид утром на южные отроги и массив Огуз - Баши

Вторая половина группы вышла ровно через 35 минут, именно столько времени понадобилось “авангарду”, чтобы повесить три веревки на гребне.

Подъем на западный гребень с юга по снежному склону крутизной до 35гр. не представляет технической трудности и безопасен, бергшрунд в нижней части склона засыпан снегом. По гребню доходим до скального выступа, откуда уже необходимо организовывать перильную страховку. Схема с точками страховки приведена ниже(Фото 66).

Фото 66 Вид на западный гребень п.Каракольский

R0 – станция под скалами на ледобурах

R0- R1 – наклонные перила, ледобур, снежно-ледовый склон( 20-35гр.), 20 м.

R1- R2 – станция на ледобуре, снежно-ледовый склон (30-45гр.), 30 метров.

R2-R3 – станция на ледорубе на скально-снежном склоне (35-45гр.), 50 м.

R3-R4 – станция на ледорубе на скально-снежном склоне (45-55гр.), 50 м.

R4-R5 – станция на ледорубе на скально-снежном склоне (40-50гр.), 50 м

R5-R6 – станция на ледорубе на скально-снежном склоне (35-45гр.), 50 м

Итого от нижнего скального выступа до вершины повесили пять веревок. На подъем группа потратила 3 ч. 30 мин., на вершине дурачились и фотографировались в течении часа(Фото 67) , а Сергей Шлапак успел разрекламировать красный флаг МТС.

Фото 67 Группа на высшей точке Терскея – пик Каракольский (5281) На заднем плане - массив Огуз - Баши и пик Вано(памяти В.Неудахина) (Фото Сергея Шлапака)

Тура на вершине не нашли, сложили камни на скалах с западной стороны и оставили две записки, вторая – с рисунком енотов. Около 12 часов первые участники начали спуск по пути подъема. В 14-00 в лагере поставили греть воду на остатках газа, солнце на «сковородке» нещадно палило, снег таял на лопате, и вода становилась ценностью.

К 15-00 последние участники, уставшие, но довольные подошли с веревками к палаткам. К этому времени почти закипела вода, но хватило только по одной кружке, и на обед был всего один пакетик супа типа “Чашка-суп”, но каждому. Поели тепленького супа, и наступила общая «расслабуха»( Фото 68 ). Газа осталось пол баллона, а до заброски – день или два ходу.

Фото 68 Лагерь под п. Каракольский на южной стороне хребта

5.9 пер. Зап. плечо Каракола (3А 4800)

Расположение: в центральной части основного хребта Терскей Алатау

Соединяет: ледник Киче-Борду (центральная ветвь) и долину реки Онтор( Каракол) • Требуемая квалификация участников: опыт прохождения перевалов 2Б

Дата прохождения: 4-6 августа 2012г., со стороны ледника Киче-Борду (центральная ветвь) . Снята Записка Одесского клуба “Романтик” от 4 августа 2011 г.

Время прохождения (чистое, ходовое): от ночевки в лагере напротив пер.ВГУ-400 до ледника Онтор - 8 ч .

Ниже описана тактика прохождения перевала, включающая:

· подход по леднику Киче-Борду (центральная ветвь) под перевальный взлет в верхнем цирке этого ледника

· подъем на седловину перевала с юга

· спуск на пер.Васильева

· прохождение ледопада в сторону ледн. Онтор

4 августа (12 ходовой день)

Подход от ночевки в лагере напротив пер.ВГУ-400 по леднику Киче-Борду (центральная ветвь) под перевальный взлет в верхнем цирке этого ледника под п. Каракольский

Протяженность пути: 2 км

Ходовое время: 5

Перепад высот: +400 м

Ранним утром еще тянулась низкая облачность и только часам к 10 погода начала нас радовать - становилось ясно и безветренно, облачность поднималась - значит давление росло. Открылся вид на перевал Грозовой и седловину пер. ВГУ-400(Фото 69, Фото 70)

Фото 69 Вид на центральную ветвь ледника Киче - Борду и путь группы от пер. Грозовой

Фото 70 Ночевка в мульде, на заднем плане седловина пер. ВГУ - 400, на право – подъем к п. Каракольский

Вышли поздно, примерно в 11.00. Повернув на право от мульды, движемся в связках по центру ровного закрытого ледника с уклоном от 10 до 30 градусов, с подъемом – крутизна увеличивается. Сзади открывался замечательный вид на пройденный нами маршрут(Фото 71 ) .

Фото 71 Вид на массив Огуз - Баши с востока

Через 1.5 часа за две ходки подошли к огромной трещине, засыпанной снегом. Верхняя ее часть представляла собой вертикальную стенку высотой до 30 метров(Фото 72) .

Были варианты обойти ее или справа по ходу по снежно-ледовым (и крутым) склонам, или далеко слева, возле скал, но мы пошли центром по косому и наклонному снежно-ледовому гребню, представляющему собой отрыв части этой трещины.

Фото 72 Вид на разорванную трещину с наклонным гребнем

Для надежности прохождения сложного участка организовали перила, закрепленные на ледобурах и ледорубах. Схема с точками страховки приведена ниже(Фото 73) .

Фото 73 Схема прохождения трещины(отрыва ледника) с точками страховки

R0- R1 – перила закрепляются на ледобурах, снежно-ледовый гребень( 20-35гр.), 50 метров.

R1- R2 – станция на ледорубе, снежный пологий склон (10-15гр.), 30 метров.

R2-R3 – станция на ледорубе за мостом через трещину, снежно-ледовый склон (10-15гр.), 50 метров перил.

На прохождение этого участка группа потратила в сумме около 2-х часов.

Выше, примерно через 300 метров, нас ждала еще одна большая и глубокая трещина, пересекающая ледник полностью от края до края. И нам повезло, что в центральной части этой трещины остался целым снежный и довольно надежный мостик, по которому мы вышли на верхнюю часть плато.

К 16.00 подошли под взлет на пер. Зап.плечо п.Каракольский и разбили лагерь примерно на высоте 4900 м.

Погода отличная, замечательные виды на массив Огуз-Баши с нашим пиком Вано, на южные отроги Терскей-Алатоо и пройденные перевалы.

На ужин вскипятили воды для чая в двух посудинах – газа оставалось всего 1.5 баллона.

Хорошо, что еще завхоз разрешил жевать сушеное мясо, и грела надежда, что завтра должна быть отличная погода.

Подъем на седловину перевала Зап.плечо п.Каракольский с юга группа совершила 5 августа на 13 ходовой день после восхождения на п. Каракольский.

Перевальный взлет представляет собой пологий снежный склон протяженностью 100-150 м. с засыпанной снегом трещиной в средней части.

От места ночевки в верхнем цирке группа в связках вышла в 16.00 и по пологому склону, пройдя закрытый бергшрунд, через 45 минут поднялись на седловину пер.Зап.плечо п.Каракольский(Фото 74).

Фото 74 Группа на перевале (Фото Григория Зиякаева)

Тур справа, на скальном, хорошем выступе. Записка клуба “Романтик” от 4 августа 2011 г

Записка клуба “Романтик” от 4 августа 2011 г

Долго сидели на перевале, пока часть группы надевала кошки.

Спуск на пер. Васильева по пологому снежному склону не представляет трудности, за исключением прилипающего снега и небольших трещин в нижней части, почти на седловине(Фото 75).

Тура на скалах не нашли. Погода отличная и безветренная, на ледопаде в сторону ледн. Онтор – все спокойно.

Фото 75 Спуск на седловину пер.Васильева

В 19-00 на широкой седловине ставим палатки и дожигаем последний баллон с газом – хватило каждому только по кружке слегка теплой воды. Ужин был скромным - доедали остатки пайков, какие-то орешки и сухофрукты, пытались жевать сушеное мясо, но оно становилось поперек горла, хотя некоторые пытались его протолкнуть вдоль(из воспоминаний Саши) :-).

С перевала Васильева на ледник Онтор Зап. обычно спускаются по северному гребню и пер. Джеты-Огуз(2Б), провешивая кучу веревок и затрачивая до 2-х дней. По ледопаду ходят редко из-за повышенной лавиноопасности и возможных ледяных обвалов. В этом сезоне лавин сходили мало, а просмотр вариантов спуска по ледопаду и боковых отрогов подтвердил, что путь вполне безопасен, но лучше идти рано утром, пока не тает, и спускаться быстро.
6 августа - Спуск с пер.Васильева через ледопад на ледн. Каракол(Онтор Зап)

Вышли в 8.00

Связавшись и одев кошки, уходим плавным траверсом над ледовыми обвалами почти на противоположную сторону ледопада(Фото 76 ) .

Обнаружив спуск налево к трещине в форме широкого снежно-ледового желоба, вешаем перила. (на фотографии это место обозначено маленьким красным кружком).

Трещина внизу засыпана снегом, а ее верхняя часть обрывается метровой стенкой, с которой просто прыгаем на страховке или съезжаем на “пятой” точке на “скользящем”.

Фото 76 Вид на юг с перевала Арчалы - Тор (Фото Чубирко Саши, 2011 г.). Штриховой линией показан путь спуска

Дальше спускаемся одновременно в связках по снежному склону (30-45гр.), и подходим к сбросу в виде засыпанной трещины с ледовым гребешком(Фото 77), на котором закручиваем ледобур и вешаем перила (на предыдущей фоторгафии это место обозначено большим красным кружком). Последний участник спускается с нижней страховкой.

Фото 77 Участок склона перед трещиной, за которой провешиваются перила. 50 метров веревки хватает до пологого места.

Следующие 300 м. склона проходим зигзагом одновременно в связках, количество снега увеличивается и он начал проваливаться и прилипать к кошкам(Фото 78). Крутые участки становятся лавиноопасными и в нижней части мы уходим левой стороной и, выйдя на ровное место - садимся отдыхать.

Фото 78 Вид на пер. Васильева со снежного лавинного выноса под ледопадом. Путь спуска с перевала.

Основную часть спуска благополучно прошли – вниз хорошо просматривалась нижняя часть ледопада с редкими и почти открытыми трещинами.

Стало жарко, хочется пить – жуем снег, но жажду он не утоляет. Почти рядом – ледник Зап Онтор, а на нем много воды, далеко внизу уже видны зеленые площадки, где у нас планируется дневка.

К 12.00 вышли на голый ледник, по которому текло множество ручьев. Остановившись возле ближайших камней, с большим удовольствием утолили накопившуюся жажду.

Через две ходки по 30 минут вышли на морены под цирками на перевалы Арчалы-Тор, Сказка и Маречека.

Лагерь поставили на хороших площадках между травяным склоном и большим “старым” моренные валом. Часть группы вместе с молодежью «Амазонок» сходила за заброской в Каракольское ущелье и вернулась поздно.

Удивительно, но в этот день пересеклись сразу несколько групп с разных городов. Вначале встретили группу Красноярских туристов, после обеда подошла группа “Амазонок” из Томска с Л. Кучумовой и тремя новосибирскими туристами, вечером к нашему лагерю поднялась “тройка” москвичей. Следует отметить, что в предыдущие две недели мы не встретили ни одной группы.

Сергей с Гришей сходили за прошлогодней заброской под перевалом Арчалытор Юж. Вечером, все кто хотел, позвонили по спутниковому телефону своим родным и близким, узнали свежие новости и сообщили, что у нас все нормально.

5.10 перевал Джигит (3А, 4800), пик Джигит(2А, радиально)

Расположение: в центральной части основного хребта Терскей Алатау

Соединяет: ледники Зап.Онтор и Караколтор Зап

Требуемая квалификация участников: опыт прохождения перевалов 2Б

Дата прохождения: 8-10 августа 2012г., со стороны ледника ледник Зап.Онтор . Записка не обнаружена.

Фото 79 Вид на центральный гребень Терскей - Алатау с ледн.Зап.Онтор

С ледника Онтор подъем на перевал осуществляется по снежно-скальному короткому гребню и протяженному снежно-ледовому склону(Фото 79). Этот подъем с северной стороны детально описан в многочисленных отчетах. Часто ходится горными туристами, реже альпинистами, а потому на сложных скальных участках на маршруте забиты крючья

и висят петли

Ниже описана тактика прохождения перевала, включающая:

· выход на гребень до стоянок “чайник” от лагеря на площадках между травяным склоном и большим “старым” моренные валом под пер.Маречека

· прохождение гребня с “жандармами” и подъем по снежно-ледовому склону на перевальную седловину

· восхождение на пик Джигит радиально

· спуск на ледник Караколтор Зап.

Описание приведено по датам и ходовым дням.

8 августа (16 ходовой день) Ледн. Онтор – стоянка на фирновом гребне (чайник) под пер. Джигит

Протяженность пути: 8 км

Ходовое время: 6

Перепад высот: +700 м

От лагеря на хороших площадках между травяным склоном и большим “старым” моренные валом вышли в 9.20 Спустились с боковой морены к речке вытекающей из ледника Зап.Онтор, по камням и бараньим лбам перешли на противоположную сторону. За 30 минут вышли на пологий (5-10°) и открытый ледник Вост. Онтор. Трещины отсутствуют. Идем по практически чистому льду, выбирая путь там, где лежат камни.

По леднику начали активно течь ручьи. Погода отличная и хорошо видны все вершины и перевалы верховий ледника. С пика Каракольский произошел небольшой ледовый обвал.

В средней части переходим ледник в направлении перевала Онтор и выходим на морены(Фото 80). За 2 часа поднимаемся почти к перевалу Онтор, под две характерные скально-осыпные седловины (правильная – находится слева).

Фото 80 Вид с ледника Онтор на северную стену п.Джигит, вдали показался пер.Онтор(1Б)

В 13-00 на мокром леднике встаем на обед, с северо-востока подтянулись темные дождевые облака, и потому пришлось натянуть тент.

После обеда одеваем обвязки и в связках поднимаемся по широкому снежному склону(Фото 81), снег начал проваливаться местами выше колена и приходится идти, выбирая участки с настом.

Фото 81 Начало подъема на гребень к стоянкам “чайник”

Преодолев две трещины, выходим на довольно крутой (20-45°) снежный гребень контрфорса. Выше путь преграждает еще одна трещина, через которую на гребне виден снежный мост, но он показалась не очень надежным и мы, немного спустившись, обходим трещину справа.

На фотографии, сделанной вниз по гребню, видны нижние трещины и путь обхода верхней(Фото 81).

Делая ступени в глубоком снегу, практически по самому ребру, поднимаемся на хорошую, идеально-ровную снежно-ледовую площадку.

Фото 81 Подъем по снежному гребню

Недалеко слева на камнях виднеется настоящий железный чайник, погода радует, виды во все стороны завораживают, рядом величественно возвышается стена Джигита, на фоне которого сделали коллективную фотографию(Фото 82).

Выше идет скальный гребень с жандармами, который упирается в собственно перевальный взлет – дальше идти в этот день смысла не было

Фото 82 Группа на фоне пика Джигит, справа видна седловина перевала и снежно - ледовый склон

Подойдя к скалам, где стоит чайник, обнаруживаем две ровные площадки для палаток на камнях и мусор в расщелинах. Одну палатку пришлось поставить на льду с мокрым снегом(Фото 83).

Ниже возле камней слева течет небольшой ручеек и можно набрать воды.

Фото 83 Палатка на стоянке “чайник”

Сегодня годовщина гибели В. Неудахина и перед ужином группа вспомнила добрым словом нашего товарища.

Наблюдаем красивый закат на фоне пика Каракольский и перевала Джеты-Огуз. Напротив нас перевалы Маречека, Арчалы-тор, пики Тельмана и Литовских альпинистов. Высота ночевки около 4200 м.

9 августа (17 х.д.) Стоянка на фирновом гребне (чайник) - пер. Джигит

протяженность пути: 1 км

Ходовое время: 7 ч.

Перепад высот: +700 м

С места ночевки «чайник» (красная точка на фото 84) вышли в 8.30, идем в связках по снежно-скальному гребню контрфорса до жандармов.

Крутизна гребня – около 10-15° . Через 30 минут подходим к скальному участку: дорогу нам преграждают два больших жандарма (на фото они отмечены как в описании: 2-ой и 1-ый) , за которыми начинается снежно-ледовый склон, тянущийся до седловины перевала Джигит

Фото 84 Путь подъема от ледн. В.Онтор.

Первый по ходу жандарм (он считается вторым) обходим с левой стороны, повесив одну веревку(Фото 85). Нижняя часть перил закрепляется на петле, висящей на скальном крюке, вторая (верхняя) часть веревки обвязывается за большой камень.

Фото 85 Провешивание перил в обход второго жандарма.

Фото 86 Прохождение первого жандарма

Последний, большой жандарм в виде башни проходится в «лоб»( Фото 86). Вешаем одну веревку 50 м. с промежуточными точками страховки и дополнительно еще 15 метров. В конце жандарма - 2-х метровый спуск и наклонная полка, на которой устраиваем небольшой перекус (сало с сухарями).

Выше начинается снежно-ледовый широкий склон, крутизна нижней части (25-30°) которого позволяет идти первые 100-120 м. связках. Дальше организуем перила вверх, практически по уклону воды.( Фото 84,87)

Первые три веревки крепятся на ледобурах, с увеличением количества снега станции организуются на ледорубах.

Ближе к верхней части склона крутизна увеличивается до 60°, при выходе на седловину склон выполаживается.( Фото 87) . Всего до перевальной седловины непрерывно навешано 9 веревок (450м перил). В авангарде идут Сергей, Григорий и Михаил. От них сверху регулярно сыпется то снег, то небольшие ледяные кусочки. В какой-то момент пришлось ловить Гришину меховую варежку. Поднимались долго и нудно.

Фото 87 Выход на перевальную седловину, последняя веревка закрепляется на станции из двух ледобуров.

Фото 87

В 16-00 поднимаемся на седловину перевала. Погода переменчивая, временами облака, туман и ветер. К вечеру разъяснило.

Одну палатку ставим на краю обрывистых скал, остальные – на снежно-ледовом пологом склоне. Тур искали по всем скальным выступам, и, не обнаружив, сложили свой и оставили записку.

10 августа (18 х.д) – радиальный подъем на пик Джигит (4А альп., 5062) – л. Караколтор З. – р. Караколтор

протяженность пути: 10 км

Ходовое время: 8 ч.

Перепад высот: +300, -1600 м

Путь подъема на пик Джигит хорошо виден с главной обзорной точки хребта Терскей Алат ау (Фото 89 )

Фото 89 Вид на восток с пика Каракольский.

Выход в 7.20

От седловины перевала на пик ведет примерно 30-35 градусный фирновый склон, не представляющий технической сложности( Фото 89,90) .

Одев обвязки и кошки, налегке в связках зигзагами поднимаемся на вершину. На твердом фирновом склоне кошки держат почти идеально

Фото 90 Вид на пик Джигит с перевальной седловины.

Примерно в 8-30 утра вышли на вершину, где

делаем фотографии и панорамы во все стороны, погода опять радует, на голубом небе ни облачка, безветренно. Тур с капсулой на скалах, но записки нет, лежат две конфетки..

Фото 91 Группа на пике Джигит

Съели шоколадку и быстро спускаемся вниз по пути подъема. К 10-00 вернулись в лагерь, согрели чаю, перекусили, собрали палатки и рюкзаки и в 10-30 вышли в южном направлении по центру широкой седловины(Фото 95) .

Через полчаса по пологому снежному склону в связках подошли к снежно-ледовому кулуару – наиболее логичному пути спуска на ледник. Слева по ходу кулуар ограничен скалами, справа – ледопадом. В верхней и нижней части кулуара лежит плотный и довольно глубокий снег, однако в середине снега становится меньше, и обнажаются ледовые участки с крутизной 45-50° местами встречаются скальные выходы. Под кулуаром находится бергшрунд, забитый снегом. Крутизна - 30-45° .

Первую веревку 50 метров закрепляем на петле, оставленной на большом камне предыдущими группами. Следующая точка страховки также закрепляется на оттяжке, висящей на скалах с правой стороны. От этого места провешиваем две веревки, которых хватает до скального выступа. Ниже - на ледобурах организуется станция, от которой бросаем одну веревку вниз. Следующие перила косые влево по ходу и последние две веревки идут по снежному склону через бергшрунд в нижней части. Все веревки снимаются последним участником с нижней страховкой.

Путь спуска камнепадоопасен, на скальных участках лежат «живые» камни разных размеров, которые могут упасть. Для безопасности надо проходить как можно раньше и быстрее, пока солнце не осветило верхнюю часть хребта и кулуар.

Ниже приведена подробная схема спуска по кулуару(Фото 92) .

R0- R1 – перила закрепляются на петле, обвязанной вокруг камня, уклон от 20 до 40 градусов, фирн.

R1- R2 – перила закрепляются на оттяжке, висящей на скале справа, уклон - 35-45 градусов, лед, небольшой слой снега

R2-R3 - станция на ледовых крючьях, 40 метров, лед, 45-50 градусов

R3-R4 - станция на ледовых крючьях, 50 метров, вверху лед, ниже плотный снег, 30-40 градусов

R5-R6 - станция на ледорубе, 50 метров, вверху снега мало, ниже глубокий снег, 20-35 градусов

R6- R7 - станция на ледорубе, 30 метров, плотный снег, крутизна от 10 до 35, бергшрунд, засыпанный снегом.

Вешаем 7 веревок, но от точки R4 можно спускаться на самостраховке.

Фото 92 Схема прохождения кулуара при спуске с пер.Джигит

Фото 93 Вид от точки R3 на нижнюю часть кулуара ( участки R4 - R7 )
- Фото 93 Вид от точки R3 на нижнюю часть кулуара ( участки R4- R7 )

Фото 94 Нижняя часть кулуара, спуск последних участников

К 15-00 вся группа собралась внизу на верхнем плато ледника З.Караколтор.

В связках пускаемся по закрытому леднику, местами снег начал проваливаться, но «слава богу» ниже его количество уменьшается и ледник становится совсем открытым.

Фото 95 Путь спуска группы с пер. Джигит на ледник Зап.Караколтор

С верхнего плато выходим на пологий ледник, откуда слева хорошо просматривается западный склон южного отрога пика Джигит с широкой седловиной, через которую, казалось бы, можно «упасть» под пер. Эпюра(Фото 96).. Но для этого на самом деле надо пройти еще один перевал в следующем отроге.

Фото 96 Вид на южный отрог идущий от п. Джигит

Путь держим сначала по центру ледника, потом поворачиваем влево к боковой морене, раскручивая рваный ледник на изгибе и преодолевая трещины, которые видны и легко прощупываются. Выйдя под скалы, одеваем кошки и по открытому крутому льду вдоль бурного ручья спускаемся на нижнюю часть ледника Караколтор Зап.

Сворачиваем мокрые и грязные веревки и по камням выходим на ледник.

В этой части он полностью открыт и группа быстро рванула вниз к языку ледника по левому краю ровного, но мокрого от бегущих ручьев ледяного поля(Фото 97). Через 40 минут подошли к месту поворота на перевал Эпюра, откуда открывался вид на широкое ущелье р. Сарычат и начало долины ледн. Караколтор Вост. Слева хорошо виден п.Бригантина и край ущелья с наползающим ледником Эпюра и «бараньими» лбами, по которым текли ручьи и падали водопады.

Фото 97 Вид на верхнюю часть урочища Караколтор

Решили, что пора искать место для стоянки, и траверсом полезли на боковую и высокую морену, за которой Саша обнаружил отличное место с ровными площадками(Фото 98). Единственным минусом было отсутствие чистой воды – в бурной речке она текла мутной и грязной. В 19-00 ставим лагерь на ровных оборудованных площадках.

Фото 98 Вид в сторону пер. Эпюра с ледника Караколтор Зап

Настроение поднимала отличная погода и идеальное место с прекрасными видами на зеленую долину р. Сарычат и противоположный хребет(Фото 99).

На этом участке мы надеялись встретиться с группой Кудояровой из Томска, но видимо информация о графике движения группы у нас была не точной и в итоге мы так и не пересеклись

Фото 99 Вид на среднюю часть ледника Караколтор Зап

Вывод: пер.Джигит и восхождение на пик Джигит – последнее трудное препятствие нашего похода. От ледн. Онтор до спуска на ледн.Караколтор Зап. мы затратили 2 дня. Ориентирован перевал в северно-южном направлении. Определяющая сторона – северная.

Ключевые участки: скальный гребень с жандармами (150-200 м.).. ,. северный снежно-ледовый взлет (500 м.) кулуар южного склона (200-250 м.).

Подъем по снежному склону и ребру от пер. Онтор до стоянки “чайник” осуществлен в связках, потрачено 2 часа, на проход всего гребня и скального участка с жандармами понадобилось около 3 ч. (3 станции –2.5 веревок перил). При подъеме по протяженному северному снежно-ледовому склону нами затрачено около 6 ч. чистого времени. На ледобурах и ледорубах организованно 14 точек страховки. Непрерывных перил – 9 веревок (около 450 м.).

Подъем на вершину Джигит с одноименного перевала особой трудности не представляет. Квалифицировать его можно как 2А. Это 300-метровый фирновый склон с участками льда. Наклон 30-40гр. (вдоль камней – круче, 50-60гр.). Подъем – в кошках, связках, касках, с ледорубами. При себе необходимо иметь ледобуры. Основная опасность – срыв с козырьков на юг, по скальным кулуарам на север. Лавины – маловероятны. В непогоду следует помнить и остерегаться атмосферного электричества

Спуск по южному кулуару занял чуть больше 4 ч. Путь камнепадоопасен, на скальных участках лежат «живые» камни разных размеров, которые могут упасть. Для безопасности надо проходить как можно раньше и быстрее, пока солнце не осветило верхнюю часть хребта и кулуар. Непрерывных перил – 7 веревок (около 350 м.). Организовано 6 станций, верхняя - на петле вокруг большого камня, вторая - оттяжка на скалах, третья и четвертая на ледбурах на ледовом склоне, пятая и шестая на ледорубах.

Среди «троек-А» пер.Джигит выглядит достойно! При его переходе оказываются востребованными практически все горные навыки. Применяются разнообразные приемы передвижения и страховки на протяженных участках. Например, хождение в кошках и связках на крутых снежно-ледовых склонах групповая (перильная и попеременная) и индивидуальная страховка умение организовать станции на скалах, льду, фирне лазание по скалам организация высотного лагеря… Оптимальное количество ночевок – две (на гребне и перевале).

Необходимое групповое снаряжение(на 6 чел.): веревки 50 м. х 3 шт., ледобуры 6-7 шт., 5-7 м. расходной веревки, снеговая лопата 1-2 шт., а также, 2-3 скальных крюка и айсбаль.

Личное снаряжение: обвязки (верх, низ, усы), ледоруб, кошки, каска, жумар, бсу, карабины 4 шт.

Требующиеся горные навыки: одновременное и попеременное движение в связке индивидуальная и групповая страховка (перильная) умение передвигаться по крутым снежным, фирновым и ледовым склонам в кошках высотный опыт.

5.11 пер. Эпюра(2А,4200)

Расположение: южный отрог центральной части основного хребта Терскей Алатау

Соединяет: долину рек Караколтор и Кельтор Зап

Требуемая квалификация участников: опыт прохождения перевалов 1Б

Дата прохождения: 11 августа 2012г., со стороны ледн. Караколтор Зап. Снята запискатуристов тк «Амазонки» г. Томск от 08.08.2012 г.

Время прохождения (чистое, ходовое): от места ночевки под ледн. Эпюра до языка ледн. Кельтор Зап – 6 ч 30 мин.

Снаряжение, используемое группой: веревка, ледобуры, спусковые устройства, высокогорные ботинки, ледорубы, каски

Описание тактики прохождения перевала.

С утра прекрасная погода, полный штиль, небо идеально-чистое. Выход в 7-30

Обходим бараньи лбы слева по ходу, резко и круто поднимаясь по камням и моренам.

Впереди простирался открытый голый ледник Эпюра, выше он был разломан крупными трещинами(Фото 100 ). Одев кошки, мы пошли в направлении острой вершины (п. Альбатрос), и, через 30 мин., не доходя скал, повернули налево, начав «распутывать» по центральной части изрезанный ледник, обходя и перепрыгивая трещины.

Фото 100 Вид на среднюю часть ледн. Эпюра с юга и путь группы

С высотой количество снега увеличилось, трещины стали опаснее, а снежные «мосты» ненадежными, для безопасности пришлось одеть обвязки, достать веревки и «связаться»( Фото 101).

Фото 101 Вид на долину р. Караколтор с ледника Эпюра.

Раскрутив участок с трещинами, выходим на ровное снежное плато, откуда открывается вид на широкую седловину с двумя скальными выступами(Фото 102 ). Провал слева от правого «треугольника» - есть собственно перевал Эпюра.

Хорошим ориентиром перевального взлета служит скальный зуб непосредственно на перевале. На плато хорошо видны следы спуска предыдущей группы т/к «Амазонки». Снег не глубокий, трещины хорошо засыпаны и почти отсутствуют.

Фото 102 Верхняя часть ледника Эпюра.

К 10-30 подошли под перевальный взлет(Фото 102), представляющий снежно-ледовый склон протяженностью около 100 м. и крутизной до 40 градусов.

Фото 102 Вид на перевальную седловину с юга

В 11-00 вышли к туру на седловине, где перекусили и сделали коллективную фотографию(Фото 103 ).

Фото 103 Группа на перевале, на заднем плане п. Джигит, восточная сторона

Сняли записку хорошо нам известной группы Амазонок из г. Томска от 8 августа 2012 г.

Седловина широкая и уютная, на скалах – небольшой череп козла (или барана) с обломанными рогами.

записка группы Амазонок из г. Томска от 8 августа 2012 г.

Спуск на северный склон проходит по широкому пологому склону с выходом на снежный гребень, на котором видны следы предыдущей группы(Фото 104 ).

Фото 104 Вид на верхнюю часть пер. Эпюра с севера

Слева от гребня хорошо просматривается ледник, переходящий в ледопад, справа – простой снежно- ледовый склон с бергшрундом в нижней части(Фото 105 ).

Закрутив два ледобура и организовав станцию, бросили вниз одну веревку(50 м) , которой хватило до пологой части склона ниже засыпанного снегом бергшрунда.

Фото 105 Путь спуска группы - по правому склону

Последний участник спускался на двойной веревке, вся группа потратила на спуск около одного часа. Собравшись вместе, немного отдохнули и дальше пошли в связках вниз по широкому снежно-ледовому склону крутизной от 10 до 35 градусов. Снег начал подтаивать и прилипать к кошкам.

Спуск по склону протяженностью более 300 м., ведущий на ледник Кельтор Зап.(Джигит), не представляет технической сложности(Фото 106). Дальнейший путь пролегает по открытому леднику с множеством ручьев, что наглядно подтверждает всеобщее глобальное потепление.

Фото 106 Вид с ледн. Зап.Кельтор(Джигит) на основной гребень

Долго спускались по противному ледяному полю, где в нижней части лежало множество камней, и они мешали идти, так как была возможность сломать кошки. К двум часам все же встали на обед с правой (по ходу) стороны ледника, где он заканчивался, и начинались свежие морены.

Хорошо отдохнув и сытно поевши, к 16-00 вяло собрались, перешли на левую часть долины, преодолев бурную и грязную речку.

Вывод: пер.Эпюра – красивая 2А, соединяющая долины рек Караколтор и Зап. Кельтор. Ориентирован перевал в северно-южном направлении..

Ключевые участки: разорванный ледник Эпюра на южной стороне, северный снежно-ледовый склон с бергшрундом (100 м.).

Прохождение ледника Эпюра осуществлено в связках, от языка ледника до седловины потрачено 4 часа. На спуске организована одна станция на ледобурах и провешена одна веревка 50 м. От седловины до языка ледн. Зап. Кельтор прошли за 2.5 часа.

Снаряжение: кошки, ледорубы, каски, обвязки, карабины, бсу, жумары веревки перильные, расходные концы, ледобуры.

Дальнейший путь пролегал по камням, травянистым полянам и склонам и на слиянии рек Кельтор Вост. и Зап. вышли на тропу и долго шли по ней вдоль р.Кельтор, прыгая по камням(Фото 107 ).

Фото 107 Вид на верхнюю часть долины р.Кельтор. Вдали хорошо виден парус пер. Бригантина

Затем тропа стала совсем скотопрогонной, и к 19-00, поняв, что идти до поляны на р. Каракол еще далеко, встали возле большой скалы, стоящей по середине на склоне.

На ужин долго варили рисовую кашу, которая оказалось очень вкусной.

12 августа (20 ходовой день) р. Кельтор - р. Каракол- г. Каракол

Выход в 7-30

Утром, после завтрака, коллектив исполнил авторскую песню собственного сочинения в честь дня рождения руководителя.

Погода идеальная, небо – голубей не бывает, тепло, сухо, «зеленка», но надо собираться и идти вниз. Быстрым темпом сваливаем, первая остановка возле живописного места с идеально чистым, горным ручьем, вторая – короткая, около лагеря красноярцев на правом берегу, к которым подошли Саша и Аля. Третья остановка – в лесной зоне, где мы начали собирать грибы. Спускались по тропе с левой стороны р.Кельтор. Возле хорошего моста тропа раздваивается, но основная идет на противоположной стороне. Левая тропинка менее хоженая, ниже, в лесу она почти теряется, затем улучшается и заворачивает в сторону Каракольского ущелья. Тем не менее, по ней выходим лесом в широкую долину р. Каракол на пологие склоны, затем по большому бревну перешли речку и к обеду подошли к Каракольской поляне, где встретились с туристами как из России, так и из дальнего зарубежья ( Фото 108).

Фото 108 Общение с народом и фотография на память на Каракольской поляне.

К вечеру мы добрались до г. Каракол, душевно сходили в отличную сауну, а уже ночью встретились с группой “Амазонок” на Кравцова, 96 (в этом году улицу переименовали в Шапак баатыр).

5.12 Потенциально опасные и сложные участки, препятствия, явления на маршруте.

При прохождении крутых скальных сбросов (пер. Айлама) организовывали станции и вешали перила, последний участник спускался на сдвоенной веревке.

На закрытых ледниках представляли опасность скрытые трещины и поэтому для безопасности, движение осуществлялось в связках. При глубоком снеге на ледниках группа раньше вставала на ночевку, планируя утром пройти по насту.

Все ледово-снежные перевалы категорий 3А и выше характеризуются значительной протяженностью (до 600 м.) с северной стороны и повышенной лавиноопасностью. Их прохождение осуществлялось строго по линии падения воды, чтобы не подрезать склоны. Любые горизонтальные передвижения происходили исключительно вдоль трещин, разломов или сераков.

Наиболее сложными и ответственными участками пути явились:

- пер. Серебряное Седло северный склон (лавиноопасность).

– спуск по южному гребню массива Огуз-Баши (неизвестность, повышенная лавиноопасность)

– передвижение по ледопадам ледников Байтор, Киче-Борду (трещины…)

- подъем на пер. Грозовой (вертикальная ледовая стенка)

- прохождение верхней части на ледн. Центр. Киче-Борду (трещины)

- подъем на пик.Каракольский (камнепадоопасность )

– спуск с пер. Васильева по ледопаду (неизвестность, повышенная лавиноопасность)

- подъем и спуск на перевал и пик Джигит (трещины, повышенная лавино- и камнепадоопасность)

На морене ледн.Байтор обнаружены образцы нефрита - поделочного камня светло-зеленого цвета, а под ледником Эпюра найден камень с вкраплениями малахита и халькопирита. Возможно где-то рядом имеется хорошая жила или даже месторождение медных руд.

6. Дополнительные сведения о маршруте.

В группе имелось оптимальное количество провизии, личного и общественного снаряжения, аптечка и достаточно укомплектованный ремнабор.

6.1 Список снаряжения.

GPS-навигатор

Фото/видео, документы

Карты, схемы, фото

Для приготовления пищи использовали корейский газ (в «дихлофосах»), который привезли с собой.

6.2 Сведения о продуктах

Средний вес раскладки продуктов составлял 550г/чел/сутки, из них белки жиры и углеводы составляли 10, 20, 70 соответственно. Общей калорийностью 2500-3000ккал. Завтрак состоял из каш с добавлением сухого молока, топленого масла и чай либо растворимый кофе с пряниками либо шок. конфетами. Обед включает в себя супы с добавлением сухого картофеля, вермишели, либо крупы в зависимости от супа, перекрученного соленого сала с чесноком и сухого мяса. Ужин состоял либо из лапши/картофельное пюре с тушенкой либо из аналогичного горячего обеда. Дополнительно в ежедневный рацион включалась фруктово-ореховая смесь, чеснок либо лук в свежем виде, конфетная «кармашка». Ежедневно выдавались витамины типа «Ревит» и поливитамины.

В перевальные дни обед заменялся на перекус на основе сырокопченой колбасы, паштета или сыра. На каждый перевал либо вершину дополнительно выдавался шоколад.

6.3 Расчет веса рюкзаков.

Наименование

Личное снаряжение

12.5

всего

Максимальная нагрузка на одного участника: 30кг.

6.4 Смета расходов

Стоимость проезда:

Поезд Новосибирск – Алматы – 2620 р на человека

Алмата - Каракол - через Игоря Ханина микроавтобус 240евро (9600 руб/ 1600)

Каракол - Джетыогуз УАЗ таблетка 4500 сом.(3000р/ 500 р)

р. Каракол – г. Каракол ( машина Урал), по цене 90 евро.(3600/ 450 )

г. Каракол- Приют – Газель-Мерседес 1600 сом (1067 руб / 178)

г.Чолпон-Ата – Алмата( Рейсовый автобус) 900сом (600 руб)

Итого транспортные расходы (от Н-ска) – 8500 на чел.

Примечание: 1 руб = 1.5 сом = 4.8 тенге

Расходы на продукты и питание в дороге 8000 руб. с человека.

Расходы на газ, аптеку, ремнабор 500руб\чел.

Итого: (примерная стоимость похода) 17000 руб\чел.

7. Итоги , выводы, рекомендации.

Самую главную задачу группа осуществила - в рамках одного горного похода 5 к.с. совершено восхождение на три высших вершины (основных обзорных точек) хребта Терскей-Алатоо. Идея сибиряков, идея В.А.Неудахина наконец-то осуществилась, впервые в истории горного спорта полностью пройден такой маршрут.

Также основной задачей стояло выполнение морального долга – совершить первопрохождение безымянной (южной) вершины массива Огуз-Баши со спуском на перевал Фестивальный. Назвать новый пик в память о В.А. Неудахине и установить мемориальную табличку в память о нем.

Эта задача успешно выполнена. Совершая траверс южного гребня массива Огуз-Баши, группа поднялась на безымянный пик высотой 5149, который единогласно именован как п. Вано. Так звали Валеру Неудахина его товарищи по горам.

Наш успех обусловлен тщательной и детальной подготовкой к походу, высоким физическим и техническим уровнем членов команды. Правильно разработана тактика прохождения маршрута с постепенным набором высоты и спуском вниз для отдыха, с акклиматизационным кольцом и организацией забросок. Это позволило проходить технически сложные участки с относительно легкими рюкзаками.

Очень важное значение имели морально-нравственные стимулы, что придавало дополнительные силы и создавало боевой настрой спортсменов. За время похода никто из участников не заболел, у всех было бодрое и оптимистичное настроение.

Огромный вклад в подготовку и удачное прохождение маршрута внес Сергей Шлапак. Как признали все участники, без его энтузиазма и активности поход в таком варианте вряд ли бы состоялся. В горах он, наверное, больше всех волновался за безаварийное и полное выполнение поставленных задач.

От имени всех членов группы и наших товарищей из команды Виктора Будникова позволю выразить ему отдельную и заслуженную признательность.

Природно-климатические условия в горах, в основном, благоприятствовали нашему походу. В критических ситуациях после кратковременной непогоды наступали ясные дни. Так было на плече вершины Огуз-Баши главная, когда после обеда все небо заволокло и налетел ветер со снегом, но на следующий важный день все разъяснилось. Аналогично произошло под п. Каракольский, когда в день восхождения утро встретило нас ясным небом и морозной погодой. А после дневки на ледн.Онтор настроение также поднимали практически ясные и безветренные дни.

При прохождении перевалов и вершин на больших высотах нашу задачу облегчала снежно-ледовая обстановка. Во время похода лавины наблюдались редко, вероятно, большинство из них сошло до нашего прихода.

Надо отметить, что спортсмены прошли разные горные школы подготовки, и поэтому отличались мнения по тактике хождения в походе. В частности, мои предпочтения, исходя из прошлого опыта, отдаются малочисленным связкам, надежнее ходить в “двойках”, как это обычно практиковалось в команде В. Будникова и у советских альпинистов. “Молодые” томичи, почему-то, привыкли к большим связкам(по трое - четверо) и доказывали мне, что на леднике так лучше и более надежно. У альпинистов такая тактика называлась «паровозик», в практику ее ввел И.Ерохин, но после его гибели в 1960 г. на Кавказе, альпинисты отказались и даже запретили длинные связки.

Ввиду возрастных и психологических особенностей членов группы, иногда возникали разногласия, но они никогда не приводили к критическим ситуациям, мы оставались дружным и сплоченным коллективом и каждый прилагал усилия для создания благоприятной обстановки в команде.

Небольшое сокращение запланированного маршрута в заключительной части обусловлено в основном объективными причинами и никак не влияет на сложность и категорию похода.

Таким образом, группой впервые пройден красивый и сложный спортивный туристко-альпинисткий маршрут с восхождением на три главных вершины хребта Терскей-Алатоо. Надеюсь, что опыт руководителя также способствовал этому результату.

Спортсмены увеличили навыки командной работы, получили моральное удовлетворение и множество эмоциональных впечатлений

Всем участникам и руководителю похода могут быть выданы справки о прохождении горного похода пятой категории сложности. Рекомендовано дальнейшее спортивное совершенствование.

8. Литература.

1. Отчет о походе 3 к.с. на Центральном Тянь-Шане (2001г)

Зотов, 2001, МГУ (http://www.geolink-group.com/tourclub/trips/2001az3/atu.html)

2. Отчет о походе 3 к.с. на Центральном Тянь-Шане (2009г ) Новикова Ю.П. МГУ http://www.geolink-group.com/tourclub/trips/2009jn3/index.html

3. Отчет о походе 4 к.с. на Центральном Тянь-Шане (2006г), Мехоношина Г. В., Пермь, т/к Меридиан http://meridian.perm.ru/03_reports/terskey2006/terskey2006.shtml

4. Яценко М. , г.Новосибирск (Терскей- 2009, 2010 г.)

5. Сальников Г., г. Новосибирск (Терскей-1990, 1993 и др.)

6. Жигарев О.Л. Отчет о совершенном туристско-спортивном мероприятии. – Новосибирск: ОЦДОД, 2009. – 64 с.