Руководитель: А.Шостак, Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по Терскей Алатау в июле 2012 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

Пер. Онтор(1Б,ск-лд,4020)

1.Расположен в северном отроге хребта Терскей Алатау , севернее пика Джигит.

2.Ведет из верховья д.р.Кельтор в верховье д.р.Уюктор.

3.Ориентация: запад - восток

4.Первое упоминание о перевале встречается в отчете Вуколова В. Н., 5 к.с. , Терскей - Куйлю, 1976г.

5.Перевал соответствует заявленной категории трудности. Является простой 1Б.

6. Перевал пройден группой туристов КП "Робинзонада" в походе 3 к.с. под руководством А.В.Шостака с востока на запад 18 июля 2012г.

7. Снята записка Московского городского турклуба ЦВР "Синяя Птица", руководитель Чурзин П.Н. от 15 июля 2012г.

Описание ведется от места впадения в р.Кельтор ручья из цирка пер.Ленинградцев на высоте 2950м до разлива в д.р.Уюктор на высоте 3100м.

Описание подготовлено Шостаком А.В.

Техническое описание подходов и прохождения

Пер. Онтор(1Б,ск-лд,4020)

1. Подъём по д.р.Кельтор с высоты 2950м. до слияния рек З.Кельтор и В.Кельтор начинаем по правому берегу от ручья, падающего из под пер.Ленинградцев по осыпному борту долины, не сбрасывая высоты выходим к руслу и перебираемся на левый берег. Здесь вдоль русла есть хорошая тропа, которая, то взбирается на склон, то идет по заливным лугам, рядом с водой(фото3.4.1,3.4.2). Два перехода по этой тропе и мы оказываемся на стрелке Западного и восточного Кельтора. Здесь много плоских травянистых полянок для лагеря, но основная их масса - заболочена. Встаем на ночевку на первой поляне сразу после подъема на ступень долины, приводящую сюда. Координаты ночевки: 42° 14.085'С, 78° 32.629'В

2. Подход под ледник В.Кельтор. В этот день по плану у нас был пер. Делоне, но ситуация внесла свои коррективы. На утренней связи по рации нас попросила о помощи соседняя группа, которая находилась на леднике В. Кельтор. Отозвав самых быстрых с языка ледника З.Кельтор, мы оставили рюкзаки, прихватив все необходимое, и переправившись через реку, начали подъем по левому берегу р. В.Кельтор к языку одноименного ледника. Подъем несложный, но как оказалось - легче идти по правому берегу, т.к. там есть слабая тропа по травянистому склону, а здесь нам пришлось попрыгать и полазать по крупной осыпи. Тем не менее, к языку мы подошли за короткий 30 мин. переход, и приподнялись еще на 100м. на ледник. Ребята из группы Кати Елисеевой уже связали носилки и спускали пострадавшую по леднику. Мы подключились к спуску носилок и, дойдя до осыпи, которая сильно затрудняла движение с носилками, сели на привал, и поговорив с доктором решили посмотреть на состояние пострадавшей, у которой было подозрение на отек легких. Она могла проходить около 100м. без остановки, и к тому же была не очень тяжелой, так что мы сменили тактику - несли ее на спине по очереди и иногда давали ей пройти самой, периодически останавливаясь для введения инъекций. Спуск до стрелки З. и В. Кельтора занял 2 часа. Там мы установили тент, т.к. пошел дождь, а дальше долина была очень пологая, и спускать пострадавшую по долине с такой скоростью имело небольшой смысл. К тому же, при данном диагнозе даже на этой высоте(сбросили 500м с их ночевки) ей должно было стать значительно легче.Один из наших участников отправился вниз за лошадьми, а мы, посовещавшись и пересмотрев все варианты спуска, вызвали вертолет. Он прилетел через 3 часа после вызова, забрал пострадавшую вместе с доктором(фото3.4.4). А мы отправились за своими рюкзаками, снова поставили лагерь, между двух рек и решили не идти завтра пер. Делоне, а сходить пер.Онтор с группой Кати.

3. Подъём от м/н до ледника З.Кельтор (Джигит). Начинаем не рано, в 10 утра, по правому берегу р.З.Кельтор(фото3.4.3). Под ногами старая мелкоосыпная морена, местами из камней выбивается редкая травка. Есть слабая тропа, которая приводит нас под язык ледника(фото3.2.5) за 30 мин.

4. Подъём по леднику З.Кельтор к перевальному взлёту пер.Онтор Одеваемся в обвязки, и забравшись по ледяному склону языка, выходим на ледник, с которого открывается отличный вид на пик Джигит, солнце сегодня нас балует, и идем мы очень расслаблено. Трещин нет, идем по центру ледника, плавно сворачивая в направлении пер.Онтор(фото3.4.6). Вскоре ледник становится закрытым глубоким раскисшим снегом, появляются редкие трещины(фото3.4.7). До перевального взлета доходим за 2,5 часа чистого времени.

5. Перевальный взлёт пер. Онтор - это 30 м. некрутых разрушенных скал 30° в гребне над ледником(фото3.4.8), проходимых без страховки. Подъем нашей группы туда занял 10мин.

6. Седловина пер.Онтор(1Б, 3900м, лд-ск) представляет собой узкую щель в скально-осыпном гребне, очень мало места, нет ровных полок. Тур находиться по центру седловины. Координаты перевала: 42° 11.762'С, 78° 31.333'В(фото3.4.9).

7. Спуск с пер.Онтор по леднику Онтор до ур.Уюктор начинаем с живой осыпи, по которой съезжаем 20 м до ледника. Ледник длинный, пологий и широкий. Сначала идем вдоль правого края, потом ближе к центру, и за переход подходим к явному крутому понижению, которое переходит в правобережную морену. Обходим эту яму-понижение слева, и попадаем на срединную морену ледника, которая тянется от скалы, разделяющей ледник на две части(фото3.4.10). По морене спускаемся около 2 км к слиянию с ледником Каракол, и по крутому сыпучему склону морены спускаемся на ледник(фото3.4.11). Он без трещин, спускаемся с языка ледника ближе к правому борту долины на морену(фото3.4.12) и к ложу ледника, затратив на весь спуск 1 час 50 минут.

8. Переход от ледника Онтор до места ночёвки на разливе Уюктор. Еще около 2,1 км проходим вдоль реки, по моренным валам правого берега, до большого разлива, где река разделяется на несколько рукавов и ее можно перейти. Здесь переходим на левый берег и встаем на ночевку(фото3.4.13) в прямо под склоном долины, на галечном пляже с редкой травой. Ходовое время на последнем участке составило 40 мин. координаты ночевки: 42° 13.676'С, 78° 28.997'В.

Связка препятствий пер.Арчалытор Северный(2А,лд-ос,4200м) +пер.Рижан( 1Б,лд-ос,4070м)=2А

пер.Арчалытор Северный(2А,лд-ос,4200м)

1.Расположен в северном отроге хребта Терскей Алатау,

2.Ведет из д.р.Уюк-Тор в д.р.Арчалы-Тор.

3.Ориентация: северо-запад - юго-восток.

4.Первое упоминание о перевале найдено в отчете Петрова О.Н. о походе 3кс, хребет Ала - Тоо 1989г. Характер определяющей ю-в стороны ск-сн-ос, с-з сторона - закрытый ледник.

5.Нашей группой совершено прохождение с Ю-В на С-З. Сложность перевала соответствует 2А к.т.

6. Перевал пройден группой туристов КП "Робинзонада" в походе 3 к.с. под руководством А.В.Шостака с востока на запад 7 июля 2012г.

7. Снята записка группы Новосибирского Гос. Университета, 3 кс. 5фев. 2012 руководитель Ульянов А.П.

пер.Рижан( 1Б,лд-ос,4070м)

1.Расположен в северном отроге хребта Терскей Алатау

2.Ведет из д.р.Арчалы-Тор в д.р.Телеты.

3.Ориентация: север-юг.

4.Сведений о первопрохождении нет. Первое упоминание о перевале найдено в отчете о походе (Литвиненко В.П., 5 к.с., Терскей-Алатау, Куйлю, 1976) Характер перевала с юга осыпь, с севера закрытый ледник.

5.Нашей группой совершено прохождение с юга на север. Сложность перевала соответствует 1Б к.т.

6. Перевал пройден группой туристов КП "Робинзонада" в походе 3 к.с. под руководством А.В.Шостака с юга на север 7 июля 2012г.

7. Снята записка группы ТГПУ, 4кс, 10авг 2011г, руководитель Лезин В.В.

Описание ведется от верховьев д.р.Уюктор до слияния р.Телеты с р.Джеты-Огуз.

Описание подготовлено Никандровым В.С. и Шостаком А.В.

Техническое описание подходов и прохождения связки препятствий пер.Арчалытор Северный(2А,лд-ос,4200м) +пер.Рижан( 1Б,лд-ос,4070м)=2А

1. Прохождение д.р.Уюктор до ледн.Онтор. Место ночлега (координаты: 42° 13.676'С, 78° 28.997'В) находится на разливе р.Уюктор на левом берегу у склона на высоте 3100м. Выдвигаемся вверх по левому берегу д.р.Уюктор(фото3.5.2). пройдя по каменистому разливу до ступени долины, выходим на тропу маркированную турами, которая ведёт до ледн.Онтор. Тропа проходит то по камням, то по траве, иногда пересекаясь с речкой. Время движения составило 40 минут.

2. Подъём от ледн.Онтор до восточной ветви ледн.Каракол осуществляем правее ледника (по ходу движения) по осыпном склону(фото3.5.3). Переходим речку, стекающую с восточной ветви ледн.Каракол, и продолжаем движение вверх по течению вдоль правого берега. На 100м выше речка уходит в карман левобережной морены ледника Каракол, а мы поднимаемся на гребень морены(фото3.5.4), который уходит влево и, пройдя по нему 0,4км, поворачиваем направо, вверх по осыпи средней и малой величины. Вскоре обнаруживаем тропинку, маркированную турами(фото 3.5.5.) и следуем по этой тропе до языка лед.Каракол. Подъем на этом участке занял два часа.

3. Подъём по ледн.Каракол в цирк перевала Арчалытор Северный. Ледник открытый, в нижней части покрыт поверхностной мореной(фото 3.5.6.). Одеваем кошки и обвязки, двигаемся плотной группой по ледовому склону20° без трещин. Преодолеваем подъём, ледник выполаживается и начинаются широкие трещины, которые легко обходятся(фото 3.5.7.). На высоте 3930м. ледник становится закрытым, но видны огромные трещины. Начинаем одновременное движение в связках в направлении пер.Арчалытор Сереверный(фото 3.5.8.), впереди идущий использует щуп. Встаём на ночёвку перед перевальным взлётом(фото 3.5.9.) (N42° 13,01.81 E78° 52,58 4071 м), часть команды идёт на перевальный взлёт вешать перила.

4. Перевальный взлёт пер.Арчалытор Северный. Перевальный взлёт представляет собой осыпной склон30° + снежный кулуар40° между скал(фото3.5.10.). Первую веревку перил провесили в левой части кулуара до выполаживания(фото 3.5.11.). Далее траверс по осыпному склону вправо и вторые перила, которые пересекают снежник слева направо и уходят к центральной скальной стенке. От неё вешаем третью веревку перил, которые уходят влево по снежному склону и заканчиваются выполаживанием у большого камня. К перевалу выходим со страховкой ледорубом по склону 25° со снегом и средней осыпью длинной около 30 метров.

5. Перевальная седловина пер.Арчалытор Северный(2А,лд-ос,4200). Широкая снежная площадка шириной около 20 метров, есть возможность постановки 3-х палаток(фото 3.5.12.). Есть тур. Слева большая снежно-ледовая стенка (порядка 4-х метров), справа плавный уклон (седловина напоминает чашу). Воды не обнаружили, только снег и подтаявший лёд. С перевала хорошо видна седловина пер.Рижан(фото 3.5.13.).

6. Спуск с пер.Арчалытор Северный к перевальному взлёту пер.Рижан Закрытый ледник уклоном 30°(фото 3.5.14.). Есть трещины. Двигаемся в связках и кошках(фото 3.5.16.). Ниже видны трещины. Обходим их с правой стороны, и по крутому склону в центральной части ледника спускаемся к озерцу под взлетом пер. Рижан.(фото 3.5.15.)

7. Перевальный взлёт пер.Рижан. Перевальный взлёт представляет собой склон высотой 50м с живой осыпью среднего и малого размера, уклоном в 30°(фото 3.5.17.), двигаемся плотной группой в касках и через 40 мин забираемся на перевал.

8. Перевальная седловина пер.Рижан (1Б,лд-ос,4100) снежно-осыпная достаточно широкая для постановки небольшого лагеря(фото 3.5.18.). Тур находится на границе осыпи и снега. Открывается хороший вид на пер.Арчалытор Северный и в другую сторону на пер. 40 лет Киргизии.

9. Спуск с пер.Рижан по леднику (до его конца) в сторону долины р.Телеты(фото 3.5.19.). Начинаем спуск с организации станции на ледорубном кресте и вешаем 15 м перил по крутому 50° снежному склону с бергшрундом шириной около метра. Сразу за бергом склон выполаживается до 20° и мы в связках и кошках спускаемся на пологую часть ледника, забирая левее длинной трещины вдоль перегиба ледника(фото 3.5.20.). Спустившись на пологое ледяное поле, проходим к правому борту ледника, обходя большой ледяной холм с трещинами справа, и спускаемся вдоль правого края ледника перепрыгивая неширокие(0,5м) трещины. Через час спуска подходим к концу гребня справа по ходу, который кончается длинной узенькой мореной. Здесь в основной ледник втекает еще один ледник из под пика Дементьева. Около 700м проходим по морене и в ее конце снова выходим на лед. Здесь он уже открытый и без трещин. Под язык ледника выходим по ледяным гребням и кулуарам в его центральной части и в самом конце забираем правее в обход бараньих лбов(фото 3.5.21.). Спуск от конца гребня занял около часа ходового времени.

10. Спуск в долину р.Телеты после ледника. Преодоление ступени. Спускаемся по правому берегу р.Телеты сначала по осыпи 25° высотой 70м, за тем выходим на травянисто-осыпные склоны, невысокие бараньи лбы обходятся легко. В километре от ледника река уходит в каньон у левого борта долины и путь преграждает большая скальная ступень высотой до 50м и шириной во всю долину(фото 3.5.22.). Наименьшая высота ступени в районе русла реки(около 15 м) на правом берегу, где можно легко провесить веревку. Так же есть второй вариант прохождения(фото 3.5.23.). Прямо перед ступенью, если идти вдоль русла - спускаешься по крутому травянистому склону, который выводит на выделяющийся из общего склона скально-травянистый бугор-скалу. Слева в сторону основного русла этот бугор обрывается вертикальными скалами, а справа, где водопадом стекает приток, скалы не крутые и со ступенями. Можно спуститься по этим некрутым скалам прямо к притоку, и перепрыгнуть его. Дальше спустится вдоль него по мокрым камням, и выйти на пологое дно долины под ступенью. Спуск вместе с прохождением ступени занял у нашей группы 1 час 10 минут.

11. Спуск по долине р.Телеты до ручья Аюу-Тор не представляет технической сложности. Сразу под скальной ступенью начинается тропа по правому берегу, по которой мы дошли до ручья Аюу-Тор за 2 часа чистого времени. Долина достаточно живая, встречаются стада овец, коров, а так же группы и лагеря наших и иностранных туристов. Ночевку провели на берегу р.Аюу-Тор на поляне, обжитой пастухами. Здесь оборудовано место для костра и в соседних кустах куча дров! Координаты ночевки 42° 16.170'С, 78° 22.162'В.

12. Спуск до впадения р.Телеты в р.Джеты-Огуз возможен как по правому так и по левому берегу р.Телеты, но по левому тропа явно более нахожена. По дороге вниз встречаются коши, юрты, и сразу видно что эта долина очень популярна среди туристов. Спуск до устья р. Телеты занял два часа ходового времени.

Перевал СОАН(2А,ск-ос,4020)

1. Расположен в северном отроге Хребта Терскей Алатау , севернее вершины 3675.

2. Ведет из верховья левого притока р.Джеты-Огюз в верховье правого притока р.Айлама(р.Кашкатор).

3. Ориентация: запад - восток

4. Первое упоминание о перевале нашли в отчете Галлямова Л.Р., 4 к.с., Центральная часть хребта Терскей-Алатау, 1983 Восточная сторона в нижней части осыпная а в верхней скальная, западная осыпная со скальной ступенью в средней части.

5. Перевал соответствует заявленной категории трудности. Является техничной 2А.

7. Снята записка Петроградского Клуба Туристов, 3кс, 13 августа 2011. Рук.Шкилёв Виталий.

Описание перевала дается от слияния рек Джеты-Огюз и Телеты до моста через р.Чонг-Кызылсу в 4 км ниже курорта Джилису.

Описание подготовлено Шостаком А.В. и Павловым А.А.

Техническое описание подходов и прохождения

пер.СОАН(2А,ск-ос,4020)

1. Подъем по долине р.Джеты-Огюз от слияния с р.Телеты до высоты 3040 начали довольно поздно, около 15:00. С правого берега бродим реку на 300 м выше устья р.Телеты. Достаточно хорошо просматриваются следы лесовозов переезжавших в этом месте. Течение довольно сильное, но проблем с бродом не возникает. Продолжаем движение вдоль левого берега по тропе, местами проходим вязкие заболоченные участки, но в целом передвигаемся достаточно быстро. Через 40 минут на пути встречается кош, останавливаемся на привал, ждем отставших. В коше нас угостили лепешками, рассказали что за группы проходили ранее, предупредили что в районе достаточно много медведей, поэтому дальше шли мы озираясь по сторонам. Дождавшись отставших, продолжаем движение по тропе. Через 45 мин. у слияния р.Джеты-Огуз с р.Айланыш, тропа забирает направо, и вверх через лес, где идти уже не так комфортно, т.к. разбитая скотом тропа очень скользкая и грязь пудами налипает к ботинкам. Через 2 перехода тропа выводит на травянистый склон, погода начинает портиться, дальше идем под дождем. Движемся вдоль левого берега по заливным лугам и травянистым полянам(фото 3.6.1.), начинает смеркаться. Через час подъема встаем на ночевку. Поставили лагерь в 100 м от реки, на левом берегу поросшему травой у ручейка, текущего со склона. Вода в реке мутная, набирали из ручья. Координаты ночевки 42° 11.572'С, 78° 20.412'В высота 3040м.

2. Подъем в цирк перевала СОАН начали около 10:00. С места ночевки забираемся вверх на травянистый борт долины по крутому склону(фото 3.6.2.). Взойдя на полку, продолжаем движение по травянисто - осыпному склону в направлении перевала СОАН(фото 3.6.3., 3.6.4.). Ориентирование затрудняет наличие нескольких похожих Хребтов, по этом используем GPS. Далее склон переходит в крупную и среднюю осыпь, двигаемся по камням. Через два перехода по 45мин. подходим к озеру. Обогнув его слева, по травянистой грядке(фото 3.6.5.), выходим на осыпной склон, с которого открывается вид на второе озеро, оставшееся ниже. Начинаем подъем траверсируя осыпной склон, бараньи лбы оставляем слева по ходу, поднявшись на их уровень, преодолеваем несколько моренных валов и входим в перевальный цирк())). Слева небольшой ледник, с него стекает небольшой ручеек. По крупной местами живой осыпи подходим под перевальный взлет. Подъем от первого озера занял 2 часа 20 мин.

3. Перевальный взлет перевала СОАН. Высотой около 220м начинается с осыпного склона, который мы преодолеваем ближе к правому по ходу краю цирка(фото 3.6.7., 3.6.8.). Выше путь преграждает скальный пояс который с левой стороны имеет высоту около 30-ти м. а к правому краю высота его плавно снижается до нуля, и есть проход, не требующий страховки(фото 3.6.9.). Над скальным поясом расположена травянистая полка около двух метров шириной, которая сверху с правого края прижата крутыми скалами. Около 20 м идем вдоль скал и попадаем в мелко-осыпной кулуар, по которому серпантином набираем около 50 м. и упираемся в скальную стенку, средний уклон которой около 55 о(фото 3.6.10., 3.6.11.).Первую веревку 40 м вешаем по этой стенке до скальной полки шириной 2м, уходящей в направлении перевальной седловины с некрутым набором. Далее еще одна веревка 50 м. вдоль скальной полки и до седловины остается около 15м. пешком, полка в этом месте расширяется до 3м. Есть альтернативный вариант, который мы обнаружили в процессе провески скальной стенки и освоения окрестных склонов. Слева от нашей скальной стены возвышается выпирающий из общего массива бугор - скала, который можно обойти слева по несложным скалам и вылезти на седловинку, соединяющую этот бугор с основным склоном. С седловинки опять взять левее практически без набора по скально-осыпной полочке. Через 20м. взобраться несложным лазанием на скальную ступень около 2 м высотой, и дальше в сторону перевала, чуть правее седловины по серпантину из скальных ступеней и мелкой осыпи. Набрав метров 15, и преодолев еще один участок несложного лазания, попадаем на наклонную полку, ведущую к перевалу.)

4. Перевальная седловина перевала СОАН (2а ск-ос, 4020). Седловина - снежно скальный гребень. В связи с наступлением темноты решаем ставить лагерь прямо на седловине(фото 3.6.12, 3.6.13.). Мест под палатки на снегу не нашли - везде достаточно крутой снежный гребень(фото 3.6.14.),выложили мелкой осыпью два места под палатки(фото 3.6.16., 3.6.17.) рядом с памятной табличкой Антропову Н.Н. на скальной полке, воду брали со снежника.Координаты ночевки и перевала 42° 11.180'С, 78° 17.933'В, высота 4020м. Тур находится на гребне на границе снега и скал, снята записка Петроградского Клуба Туристов, 3кс, 13 августа 2011г., руководитель Шкилёв Виталий. С перевала открывается красивый вид на хребет Терскей-Алатау(фото 3.6.15.).

5. Спуск с перевала СОАН(фото 3.6.18.). Из-за позднего отбоя спим долго и завтракаем под ярким солнцем с замечательным видом. Начинаем движение в 11 утра траверсом вправо - вниз по снежно - осыпному склону 50м, далее налево - вниз еще 200 м вдоль скал до обрыва. В этом месте осыпь обрывается скалами 15м. Выбираем наиболее логичное как кажется место где высота стенки минимальная и осыпь подходит к скальному массиву, вешаем дюльфер. На месте спуска уже была повешена старая петля, но все равно вешаем свою (для надежности). Петля закрепляется за два больших валуна в осыпи. Спускаемся с верхней страховкой, из под веревки вылетают камни. Через час после того как мы спустились, здесь прошел очень сильный камнепад(фото 3.6.19.), который было слышно за1,5 км и видно облако каменной пыли, так что, возможно, лучше выбирать другое место для дюльфера. Сдернув веревку, начинаем спускаться на дно цирка по снежнику вдоль левого склона (быстрее чем по средней и крупной осыпи). В левом краю цирка есть несколько площадок среди больших валунов, но нет воды. При дальнейшем спуске, слева видно небольшое озеро и соседний цирк перевала СОАН 2(фото 3.6.20.). С осыпи выходим на травянистую древнюю морену, которая достаточно скоро переходит в борт д.р. Айлама(фото 3.6.21.), к которой мы благополучно спускаемся. Спуск от седловины занял 2 часа 40 мин. Обедаем. Здесь наверное самое удобное место с водой для ночевки под перевалом, хотя на озере в цирке пер.СОАН 2 наверняка можно расчистить площадки под несколько палаток.

6. Спуск по д.р. Айлама, д.р. Кашкатор, д.р. Чонг-Кызылсу до курорта Джилису. После обеда в 15 часов 10 минут начинаем движение по долине вдоль правого берега реки Айлама. Двигаемся по травянистым склонам по слабой тропе. В километре от устья перед резким сбросом долины тропа уходит в сторону от русла и идет по правому борту долины, плавно спускаясь на дно д.р.Кашкатор, и выходит на дно долины где-то в километре от устья(фото 3.6.22.). Время преодоления этого участка составило 1,5 часа. Продолжаем движение по долине вдоль правого берега реки Кашкатор. На протяжении всего пути по долине тропа хорошо прослеживается. В долине встречается много скота и кошей. Через некоторое время выходим на старую грунтовую дорогу, которая сначала траверсирует склон почти горизонтально, а потом серпантином спускается на дно долины и идет вдоль воды до приюта в д.р. Чонг - Кызылсу. Напротив метеостанции и тур-приюта переходим реку по бревну на левый берег. Течение реки очень сильное, бродить очень опасно. Дальнейший спуск продолжаем по хорошей грунтовой дороге и доходим до курорта Джилису с наступлением темноты.

2.8 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Пройден красивый интересный насыщенный маршрут. В процессе прохождения некоторые участки маршрута были заменены на запасные варианты. Была предпринята попытка разведки пер.Аныртор С., но погода не позволила нам дойти до седловины. Это в последствии повлияло на отставание от план графика и нами было принято решение не идти на пер.Жильвинас(радиально разведка,1Б-2А, 3800м) и на пер.Чонташ(нк,3250). Так же восхождение на пер.Делоне(2А,4100м) + в.4120(рад.1Б*,4120) =2А пришлось заменить на пер.Онтор(1Б,4020м). тем не менее пройдено достаточно сложных, красивых перевалов, маршрут похода соответствует интенсивной "тройке".

Удалось пройти первопроход перевала Московский, посетить оз.Алакель, получить опыт высоких ночевок на ледниках, пройти очень техничную и красивую связку пер.Арчалытор Ю. + пер.Рижан, пройти и описать скальную ступень в верховьях р.Телеты, выложить полки под палатки и переночевать на седловине самого красивого и сложного перевала на нашем маршруте - пер.СОАН.

Стоит отметить что перевал Ленинградцев наверное неоправданно оценен как 2А к.т. потому что проходиться без перильной страховки. Каньон на спуске с пер.Ленинградцев в сторону д.р. Кельтор технической сложности не представляет.

В этом районе хребта Терскей Алатау из-за близости озера Иссык-Куль мы наблюдали частую смену погоды. Как правило к обеду небо затягивали облака и выпадало большое количество осадков в виде дождя, снега и часто - града. На маршруте плохая погода вносила коррективы в тактику прохождения препятствий. Обычно апогей непогоды приходился на вторую половину дня и мы использовали это время для отдыха, а к вечеру возобновляли движение. Но пережидали погоду мы лишь в случаях плохой видимости. 2012 год в этом районе был малоснежным, большинство ледников - открыто, а на закрытых ледниках поверхность достаточно твердая. Лишь в нескольких местах нам пришлось тропить по колено, а чаще всего следы были 10-15 см глубиной.

Пройденный маршрут сильно обогатил технический, тактический и психологический опыт участников. Также полученный высотный опыт восхождений до 4200м и ночевки на 4000м дает хороший "задел" для будущих походов.

Рекомендуем наш маршрут к прохождению.