Руководитель: Ю.Тильман, Москва

Отчет о восхождении на Эльбрус в мае 2013 г.

ОТЧЕТ

о горном путешествии

с элементами 3 категории сложности

(Восхождение на вершину Эльбрус Западная 5642м с юга),

совершенном группой туристов клуба «Вестра» г. Москвы в период

с 27 апреля по 4 мая 2013 года

I.      Справочные сведения о походе 1.                 Проводящая организация:

Московский горный клуб «Вестра»

Адрес: г. Москва, Студеный проезд дом 7.

E-mail: info@westra.ru

Web: www.westra.ru

Выпускающая организации: МКК ФСТ-ОТМ

Маршрутная книжка: №13П

2.                 Район похода

Страна: РФ

Географический район похода: Центральный Кавказ (Приэльбрусье)

3.                Общие справочные сведения о маршруте

Ходовых дней

Сроки проведения

Горный туризм

Путешествие с элементами 3 к.с.

9,72

6 дней

28.04.2013-04.05.2013

Подробная нитка маршрута

Заявленная

г. Москва – Минеральные воды - пос. Терскол - станция Старый кругозор – станция Мир –

станция Гара-Баши – приют Одиннадцати – скалы Пастухова - пер. Седло Эльбруса + вер. Эльбрус В + вер. Эльбрус З. (2А, 5642м) - скалы Пастухова –

приют Одиннадцати ст. - Гара-Баши – станция Мир - пос. Терскол - Минеральные воды – Москва

Фактическая:

станция Гара-Баши – приют Одиннадцати – скалы Пастухова - пер. Седло Эльбруса + вер. Эльбрус З. (2А, 5642м) - скалы Пастухова –

Пройдено препятствий

2А 1 шт.:пер. Седло Эльбруса + вер. Эльбрус З.

Контактная информация группы:

п.п

Фамилия, имя, отчество

Г.р.

Опыт

Обязанности в группе

Тильман Юрий Александрович

1985

1ГУ (Саяны, 3-1А, 1Б, 3500м), 2ГУ (Алтай, 8 – 1Б,3560м), 4ГУ+рук. ЛП 1Б (Фанские Горы, Гиссарский хребет, 2-1Б, 2А, 4-2Б, 4740м), 1ГР (Северный Тянь-Шань, Заилийский и Кунгей Алатау, 3-1А, 4172м), 2ГР (Аладаглар, 2-1А, 3-1Б, 3208м), 3ГР (Джунгарский Алатау, 5-2А, 4-1Б, 3735)

Руководитель Медик

Штурман

Грашин Константин Станиславович

1983

2ГУ (Аладаглар, 2-1А, 3-1Б, 3208м), 3ГУ (Джунгарский Алатау, 5-2А, 4-1Б, 3735)

Снаряженец Реммастер

Осипова Светлана Алексеевна

1988

1ГУ(Северный Тянь-Шань, Заилийский и Кунгей Алатау, 3-1А, 4172м), 1ГУ (Приэльбрусье, 4-1А, 3520м), 2ГУ (Кавказ, Гвандра, 1-1А, 6-1Б, 3546м), 3ГУ (Джунгарский Алатау, 5-2А, 4-1Б, 3735)

Завхоз

Финансист

Отчет хранится

МКК ФСТ-ОТМ

Поход рассмотрен

II.  Содержание отчета 1.     Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна.

Основной целью путешествия было получение высотного опыта участников и проверка снаряжения, как личного, так и специального, в условиях сильных ветров и морозной погоды для летнего восхождения на семитысячник.

2.     Варианты подъезда и отъезда.

Восхождение на Эльбрус с юга не представляет сложностей для подъездов и организации пути, за исключением случаев, когда в районе проводятся контртеррористические операции, о чем следует узнавать заранее. Из Москвы можно доехать как на поезде, так и на самолете. На поезде ближе добираться от Нальчика. Мы летели самолетом в Минеральные воды, так как туда направляется множество рейсов. После завершения маршрута этот вариант позволил нам в день подъема обменять билеты в аэропорту и сразу вылететь в Москву.

Трансферт из Минеральных вод в Терскол и обратно стоит 3000 рублей с машины в одну сторону, при этом не важно, Газель едет, микроавтобус Mercedes или легковая машина, т.е. чем больше народу, тем дешевле. Дорога в одну сторону занимает 3-4 часа.

Жилье в Терсколе можно снять в частном секторе, для этого достаточно обратиться в любой магазин, все продавцы имеют контакты с жителями, сдающими в аренду жилье. Цена в период нашего пребывания была везде одинаковая - 400 рублей с человека в сутки. В гостиницах цены начинались от 600 рублей. Жилье на бочках и Приюте 11 мы не использовали. Кто-то из обитателей Приюта 11 сказал, что он платит 500 рублей в сутки, а кто-то сказал, что он жил в приюте бесплатно.

При восхождении на Эльбрус с юга необходимо встать на учет в Эльбрусском ВПСО МЧС России. Адрес мы не запомнили, но здание пропустить сложно. При движении вверх по левой стороне новопостроенное здание. Телефон оперативного дежурного 8(866-38) 7-14-89.

Трансфер из Терскола в Азау и обратно стоит по 50 рублей с человека, не менее 150 рублей с машины. Подъемник от Азау до станции Мир на маятниковой канатной дороге стоит 500 рублей, спуск бесплатный. Также функционирует канатная дорога с кабинками, там подъем стоит 600 рублей, но ждать необходимо меньше. Относительно организации спуска по ней мы не узнавали. Также от станции Мир до станции Гара-Баши периодически работает кресельная канатная дорога, по ценам мы также не узнавали. От станции Мир до низа скал Пастухова можно добраться на ратраке или снегоходе. Мы использовали ратрак. Вверх стоит 800 рублей. Вниз обычно народу нет, за нами он приехал за 2000 с трех человек, но не факт что с четырех человек цена будет ниже.

3.     Аварийные выходы с маршрута и его варианты.

Учитывая характер маршрута аварийный выход по пути подъема на юг. С собой каждому участнику необходимо иметь сотовый телефон, который ловит от начала маршрута до середины косой полки (МТС), в который заблаговременно необходимо записать телефон оперативного дежурного ВПСО МЧС России. Для зон, не покрытых сотовой связью, группой использовался спутниковый телефон Thuraya.

4.     Изменения маршрута и их причины.

План похода поменяли сразу по приезду в Терскол в связи с прогнозом погоды. Прогноз был благоприятным только на первые 5 дней путешествия.

День 1. 28 апреля.

Для экономии времени решили заехать сразу на станцию Мир вместо станции Старый кругозор и сходить радиально до станции Гара-Баши.

День 2. 29 апреля.

Поднялись до Приюта 11 и поставили там лагерь. Радиально поднялись на 250 метров вверх, вместо подъема на станцию Гара-Баши и радиального выхода на Приют 11.

День 3. 30 апреля.

Как и планировалось, сходили на скалы Пастухова, однако не от станции Гара-Баши, а от Приюта 11. Так как ночью с 28 на 29 апреля из-за высоты отдохнуть не получилось, спустили лагерь на станцию Мир.

День 4. 01 мая.

От станции Мир поднялись до скал Пастухова радиально, затем спустились в Терскол в тот же день.

День 6. 03 мая.

Заехали на подъемнике и ратраке на нижние скалы Пастухова, дошли до верхних скал Пастухова, где и установили лагерь, вместо постановки лагеря на станции Гара-Баши, что было вызвано тем, что 4 мая по новым прогнозам был крайним благоприятным с точки зрения погоды днем для восхождения.

День 7. 04 мая.

В связи с тем, что прогноз погоды на 5 мая был неблагоприятным, отказываемся от ночевки на седловине. Поднимаемся на Эльбрус З., не выходя непосредственно на седловину. Отказываемся от восхождения на восточную вершину, так как понимаем, что в этот же день можем улететь домой.

5.     Высотный график путешествия

III.           Техническое описание прохождения группой маршрута: День 1. 28 апреля 2013 года

L= 1.2 км. Lx1.2 = 1.4 км. ЧХВ=55 минут

В 14:00 по маятниковой канатной дороге поднимаемся на станцию Мир (3470м). Перекусив хычинами в местном кафе, оставляем там рюкзаки, и в 14:30 выходим в сторону станции Гара-Баши (Бочки). Движемся по левой по ходу ратрачной снежной дороге (Фото 28-1 - на участке подъема ст. Мир - Бочки). Снег сильно размешан гусеницами ратраков и раскис от солнца. Крутизна склона от 5 до 20 градусов. При подъеме у всех участников ощущается отсутствие высотной акклиматизации. За 40 минут вся команда поднимается чуть выше Бочек (Фото 28-2 – Последние шаги к месту привала у Бочек). Точка Prival 29-1. Сидим на Бочках минут 20, чтобы освоиться на высоте, фотографируемся (Фото 28-3 – первый привал на Бочках). Лучше было бы посидеть подольше, но кафе в 16:00 закрывается, так как канатная дорога работает на спуск до 17:00 (до 16:00 на подъем).

За 15 минут спускаемся на станцию Мир и успеваем еще попить чаю в кафе. Высота отпускает – организм запустил процесс адаптации.

Забрав рюкзаки, поднимаемся на 30 метров вверх, и ставим лагерь за скалами, чтобы с дороги не было видно (Фото 28-4 – Лагерь 1). Точка Lager 1. Делаем фотографии для спонсора (Фото 28-5 - говядина тушеная Микояновского мясокомбината на фоне вершин Эльбруса), из чего потом и готовим ужин. Несмотря на то, что обедали хычинами, московская гречка с Микояновской тушенкой показались нам ничуть не хуже местной национальной пищи.

После ужина засветло ложимся спать. Погода ясная. Высота ночевки 3504м.

День 2. 29 апреля 2013 года

L= 3.8км. Lx1.2 = 4.5 км. ЧХВ= 4 часа

Просыпаемся в 7 утра. Ночь прошла благополучно, у всех участников был крепкий сон. В 9 утра, сняв лагерь у станции Мир, выходим в сторону Бочек. Погода стоит ясная, а снег еще не успел раскиснуть. Поднимаемся там же где и накануне. Несмотря на наличие рюкзаков, идется легче, чем вчера. За 50 минут поднимаемся до бочек.

Отдохнув 20 минут, выдвигаемся в сторону Приюта 11. Так как погода стоит ясная, решили идти каждый в своем темпе, при необходимости отдыхать по самочувствию раздельно. Этот этап подъема дается тяжелее. Во-первых, этот участок пути с самого рассвета освещен солнцем, и снег на нем уже раскис. Во-вторых, сказывается влияние высоты. Путь представляет собой подъем в три ступени, между которыми склон практически выполаживается. Крутизна ступеней 15-20 градусов. После первой ступени непротяженный пологий участок. После второй (Фото 29-1- Вторая ступень подъема) протяженное пологое плато, в конце которого 80-ти метровый набор (Фото 29-2 Плато после второй ступени подъема между Бочками и Приютом 11, третья ступень подъема). Перед третьей ступенью в точке PRIVAL 29-2 собираемся и делаем привал, решая идти на Приют 11 или на скалы спасателей.

Отдохнув 10 минут выходим к Приюту 11. Уже чувствуется усталость, и 80-ти метровый набор преодолеваем за полчаса. Изучив обстановку в приюте решили немного подняться и поставить палатки чуть выше (точка PRIVAL 29-3 ЛАГ2). К этому моменту солнце палит нещадно. Ставим палатки и устраиваем дневной сон (Фото 29-3 – Место под палатку во втором лагере).

Однако сон к нам так и не пришел. У мужского состава группы болит голова от высоты. Переждав жару, в целях акклиматизации, решили подняться наверх сколько сможем. А спустившись, посмотреть на состояние. В случае отсутствия положительной динамики, рассматриваем вариант спуститься на ночевку на бочки.

Движемся без рюкзаков, однако подъем дается с трудом. За час осиливаем 250 метров подъема до точки PRIVAL 29-4 (Фото 29-4 Акклиматизационные действия на 4319), полчаса дышим высотой и за 12 минут, бегом спускаемся к Приюту 11. Переведя дух, понимаем, что чувствуем себя лучше, исчезла головная боль и дышится легче, решаем ночевать здесь.

День 3. 30 апреля 2013 года

L= 2 км. Lx1.2 =2.4 км. . ЧХВ= 3 часа 44 минуты

Прошедшая ночь не всем далась легко. Мужская часть группы была вынуждена выпить диакарба и обезболивающее от головной боли, что позволило под утро уснуть. В итоге встали позже запланированного времени, когда солнце уже успело растопить снежные склоны. На этот день запанировали сходить на верхние скалы Пастухова и переместить лагерь на 3500 на станцию Мир, чтобы следующей ночью выспаться и с новыми силами подняться на гору.

Выходим от Приюта 11 в 11 утра и по ратрачному следу начинаем подъем на скалы Пастухова (Фото 30-1 – путь подъема на верх скал Пастухова). Держимся правых по ходу следов. Снег раскис и идется очень тяжело. За 80 минут проходим окружающие нас с обеих сторон скалы, сделав два привала (точка PRIVAL 30-3). Подъем представляет собой чередующиеся ступени и выполаживания крутизной не более 20 градусов. После окончания скал протяженное плато с уклоном до 10 градусов. В конце плато исчезает след ратрака, начинается тропа, которая огибает слева по ходу движения скалы Пастухова. Левее, по ходу движения от тропы, тянется ледовая полоса, которую мы замечаем еще в начале плато.

Одеваем кошки и в качестве тренировки поднимаемся на Верхние скалы Пастухова по ледовой полосе. Уклон ледовой полосы на всем протяжении практически одинаковый и не превышает 15 градусов. Лед мягкий и кошки на нем держат отлично (Фото 30-2 – На ледовой полосе вдоль скал Пастухова). В конце ледовой полосы забираем правее по ходу и выходим на верхнюю часть скалы Пастухова (точка VERX PASTUXOV). Подъем от начала плато занял 40 минут. К этому моменты погода начинает портиться, поднимается сильный ветер, а с северо-востока периодически приплывают облака, снижая видимость до 100 метров (Фото 30-3 – Наплывающие облака). В итоге подъем от Приюта 11 до верха скал Пастухова занял два часа чистого ходового времени (3 часа грязного времени).

В целях акклиматизации провели на скалах Пастухова около часа, оставили часть продуктов в заброске, для будущего лагеря на скалах Пастухова. Головы не болели, однако был заметен общий упадок сил. В 15:04 начали спуск к лагерю на Приюте 11, куда спустились за час. Собрав лагерь и оставив в заброске провизию для лагеря на 4700, за 40 минут спускаемся до станции Мир, где и ставим палатку.

День 4. 01 мая 2013 года

L= 4.9 км. Lx1.2 =5.9 км. ЧХВ= 5 часов 41 минута

Благодаря спуску на 3500 всем участникам удалось выспаться и, как нам тогда казалось, набраться сил. Выходим в полпятого утра. Погода стоит ясная и морозная. В свете луны можно идти без фонарей. По смерзшейся ратрачной дороге, по пути предыдущих подъемов, поднимаемся до Бочек за 36 минут. Подъем дается легко и быстро. Передохнув, начинаем подъем на Приют 11. Решили подниматься туда без привалов. Подъем до Приюта занял 67 минут. К этому моменту уже полностью рассвело. Снимаем заброску, пьем чай и идем вверх.

Поднимаемся по вчерашнему пути (Фото 01-1 – На участке подъема Приют 11- скалы Пастухова), однако на этот раз снег смерзся, и идти существенно легче. К середине пути начинаем понимать, что отдохнули недостаточно. Как результат, подъем в более благоприятных условиях занимает у нас на 11 минут больше чем накануне. Дойдя до верхних скал Пастухова к 10 утра, понимаем, что даже если мы поднимемся сегодня на вершину, то спуститься уже не получится. Принимаем решение спускаться вниз, в Терскол, делать дневку и затем с новыми силами пробовать взойти на Эльбрус.

Проведя более полутора часов на 4700, спускаемся вниз. К этому моменту снег уже успевает раскиснуть. Опять сказывается усталость, и спуск до станции Мир занимает у нас столько же, сколько и накануне, только на этот раз отрезок «Приют 11 – станция Мир» мы проходим с легкими рюкзаками.

От станции Мир спускаемся на подъемнике в Азау и едем в Терскол.

День 5. 02 мая 2013 года

Дневка

День 6. 03 мая 2013 года

L= 0.5км. Lx1.2 =0.6км. ЧХВ= 34 минуты

К двум часам дня сначала на подъемнике, затем на ратраке поднимаемся к нижним скалам Пастухова. Без кошек, за 34 минуты, поднимаемся между ледяной полосой и скалами Пастухова. Обустраиваем место под палатку и ставим лагерь – точка Lager 4 (Фото 03-01 – В лагере на верхних скалах Пастухова). На первый взгляд палатку поставить негде, единственное ровное место уже занято, однако, поработав около часа лопатой и ледорубом, выравниваем сносное место для палатки. Когда мы на следующий день снимали лагерь, группа восходителей ровняла место еще под две палатки.

Наши соседи, два среднего возраста мужчины, ночуют уже на скалах Пастухова, они планировали взойти на вершину и спуститься вниз, однако сил не хватило. Мы же планируем уложиться в более короткие сроки, поэтому подарили им Микояновскую тушенку (Фото 03-02 – Дарение Микояновской Тушенки), за что они нам были благодарны. Благодарность их выросла сильнее, когда они сварили из нее суп. После этого они все хотели поделиться с нами сладким, но у нас и сладкого было с запасом.

Погода ближе к вечеру начинает портиться, сильный ветер периодически нагоняет облака. Залезаем в палатку и ложимся спать. Подъем назначен на 2 ночи.

День 7. 04 мая 2013 года

L=3.7 км. Lx1.2 =4,4км. ЧХВ= 6 часов 12 минут

Ночь на высоте 4700 прошла без особых происшествий, несмотря на сильный ветер, палатка отлично справилась, а высота, конечно, давила на виски, но это не помешало поспать перед восхождением.

Проснулись, как и было запланировано, в два ночи, облака рассеяло, однако был сильный мороз и ветер. Готовим в палатке на Jetboil принесенную снизу воду, открыв все окна и приоткрыв двери. Несмотря на высоту, вода вскипает достаточно быстро, едим овсянку, пьем чай и собираемся. К сожалению, ранний выход не удался, и на сборы потратили больше двух часов. Как итог выходим в 4:08.

Несмотря на чистое небо звезд мало, а луна к моменту выхода еще не вышла, поэтому идем с включенными фонарями, ориентируясь на следы, и сверкающие выше нас фонари восходителей. К этому моменту перед нами поднимается уже 4 человека.

Наш путь начинается из точки Lager 4, сначала по пологому заснеженному плато крутизной не более 5 градусов, расположенного выше скал Пастухова, затем склон становится круче и тропа попадает на так называемое «зеркало». «Зеркало» представляет собой ледовый склон, крутизной до 20 градусов, посередине которого проходит заснеженная тропа, которая местами прерывается (Фото 04-01 Тропа на «Зеркале»). Снежная тропа на «зеркале» лишь слегка прикрывает лед. Двигаться необходимо только в кошках с самостраховкой ледорубом. В момент нашего подъема лед был достаточно мягким и прохождение этого участка сложности не представляло.

За зеркалом тропа начинает идти серпантином с общим забором влево по ходу. Затем длинный косой участок тропы «косая», с уклоном около 15 градусов. Чем выше поднимается «косая», тем она становится более пологой, и в итоге она плавно выводит практически на Седловину Эльбруса (Фото 04-02 – Общий вид на подъем на Седловину Эльбруса, точка съемки между Бочками и Приютом 11 Фото 04-03 – «Зеркало» и начало косой тропы на Седловину Эльбруса). Тропы на восточную вершину Эльбруса не видно, но нам туда и не надо. Именно на этом длинном пологом участке тропы все участники восхождения начинают ощущать влияние высоты. Движения замедляются, а в висках появляется легкая давящая боль.

Передохнув на седловине в точке Prival 04-03 okolo sedla, продолжаем движение на Западную вершину. Сначала тропа поднимается вверх с небольшим забором вправо по ходу, затем становится положе (около 15 градусов) и забирает правее по ходу, в сторону северной части западной вершины (Фото 04-04 – Подъем на Западную вершину от Седловины Эльбруса). Пересекая небольшой участок крупной осыпи, откуда виден приют Redfox на седловине (Фото 04-05 – Вид на Седловину Эльбруса и приют RedFox с Западной вершины), тропа начинает забирать влево походу, выводя на широкое плато, в противоположном конце которого виднеется возвышение – вершина Эльбруса (Фото 04-06 – Плато перед вершиной). После выхода на плато открывается вид на все стороны света, вместе с этим появляется сильный ветер. Но вид вершины вселяет в нас силы, собираемся все вместе и все вместе поднимаемся на вершину-точка Elbrus Z (Фото 04-07, 04-08, 04-09 – На Вершине). Подъем от верхних скал Пастухова до вершины занял 4 часа 9 минут чистого ходового времени и 5 часов общего времени.

Проводим 25 минут на вершине и начинаем спуск. До седловины доходим за полчаса, раздеваемся и продолжаем спуск. К этому моменту (10 утра) снег уже начал раскисать и солнце печь нещадно. За 1 час 20 минут (1 час 45 минут ЧХВ от вершины) спускаемся к месту ночевки на верхних скалах Пастухова, снимаем лагерь, спускаемся к нижним скалам Пастухова, откуда уезжаем до станции Мир на ратраке. Затем спускаемся на подъемнике и сразу уезжаем в Аэропорт Минеральных вод, откуда в тот же день улетаем в Москву.

IV.           Дополнительные сведения о походе

V.  Стоимость проживания, средств передвижения

Перелет Москва - Минеральные воды - Москва

10000 рублей

Минеральные воды – пос. Терскол - Минеральные воды (по 1000 рублей в один конец – 3000 рублей машина в один конец)

2000 рублей

Подъемник Азау - ст. Мир (2 раза по 500 рублей)

1000 рублей

Ратрак ст. Мир – низ скал Пастухова

Ратрак низ скал Пастухова - ст. Мир (2000 за ратрак)

Проживание Терскол (3 дня по 400 рублей)

VI.           Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Заявленный маршрут был пройден группой не полностью. Причины приведены в разделе «Изменения маршрута и их причины». Маршрут отлично подходит для подготовки групп к высотным походам и восхождениям, однако стоит иметь в виду, что на майские праздники на Эльбрус с южной стороны восходят сотни человек, и для духовного отдыха восхождение с юга не слишком комфортно.