Руководитель: А.Щербина, Москва

Описание

Подъем к лед. Культор В.

(СВ ветвь)

С места стоянки на боковой морене ледника Культор В.  (ФОТО 9-4) начинаем  подъем по морене в направлении правого притока реки Культор, стекающего с северо-восточной камеры ледника Культор В. (ССВ). Крутизна склона до 10°. За 7 минут вышли на зеленую полку: на ней можно найти места для 3-4 палаток, рядом течет ручей.  Возможно это место стоянки удобней, так как источник воды намного ближе.

По полке выходим к левому берегу ручья и начинаем подъем  вдоль него (СВ). Крутизна подъема до 10°. Через 39 минут, выходим к озеру и переходим по камням на правый берег ручья.

Выше озера долина делится на две части скальным отрогом, заканчивающимся характерным скальным зубом (ФОТО 10-1).  Нам нужно идти левее зуба (по ходу), поднимаясь к северо-восточной ветви ледника Культор В. В долине восточной ветви ледника Культор В., правее зуба (по ходу), находится перевал Труд 2А.

Держась ближе к отрогу, по моренным холмам (до 10°) идем по направлению к леднику(СВ). Через 26 минут вышли к языку ледника.  С ледника стекает ручей с чистой водой.

Подъем на пер.

50 лет Октября

(2Б, 4200)

На ледник нужно заходить с левого борта, так как язык ледника здесь положе. Ледник открытый, движемся по нему в кошках с самостраховкой ледорубом. Крутизна склона до 10°. За 5 минут прошли язык ледника, переходим на его правый борт, так как ступень ледника там положе 10-15°. Подъем на ступень осуществляем  с самостраховкой ледорубом, он занял у нас 12 минут.

Выше ступени ледник выполаживается , крутизна склона до 5°. Основная часть ледника разорвана редкими поперечными трещинами, которые обходятся ближе к левому борту. Отсюда видно широкую пологую седловину перевала и вершину 50 лет труда, находящуюся правее перевала по ходу (ФОТО 9-5).

Движемся в направлении седловины (СВ). За 36 минуты вышли на седловину перевала 50 лет Октября.

Седловина перевала  широкая. В скалах слева по ходу мы не нашли тур, поэтому создали новый.  С седловины открывается величественный вид на центральную часть хребта Терскей-Алатау с пиками Каракольским, Джигит и Бригантина (ФОТО 10-4)

Координаты перевальной седловины: N 42°14'48.48"С E 78°35'18.93", высота по GPS – 4185 м.

Как и планировалось, встали на стоянку, немного не доходя до седловины, на 350 метров ниже седловины нашли пологие площадки у левого борта ледника. Вода набирается из ручья на границе правого борта ледника и скал.

Радиальный выход на вершину

50 лет труда (Пенсия)

(1Б, 4341)

С седловины сделали радиальный выход на вершину 50 лет труда, которая с легкой руки первовосходителя (руководителя группы первовосходителей) С.В. Винокурова получила второе имя – «Пенсия».

Вершина находится юго-восточнее (правее по ходу нашего движения) седловины перевала 50 лет Октября. Подъем на нее идет по снежному ребру, он хорошо просматривается с седловины и подхода к ней по леднику (ФОТО 10-2, 10-3).

Поднялись на вершину по ребру за 32 мин. (ЮВ, до 15°). Трещин нет, веревки не пригодились.

Координаты вершины: N 42°14'40.50"С E 78°35'32.94", высота по GPS – 4333 м.

Сняли с вершины записку все того же С.В. Винокурова, которому мечты о Пенсии никак не дадут покоя (это уже не первый его визит сюда) J

Спустились вниз по маршруту подъема.

Спуск с пер.

50 лет Октября

Спуск с перевала 50 лет октября стал самым технически сложным участком нашего маршрута. Это связано со следующими его (спуска) особенностями:

1.    Высокая крутизна склона (до 65° по льду и до 90° по скалам)

2.    Сочетание ледовых и скальных участков, создающих возможность спуска камней

3.    И как следствие - трудность выбора безопасного маршрута спуска.

Спуск со средней части седловины перевала невозможен: веревка неминуемо приведет к отвесному ледопаду, которого с седловины не видно (ФОТО 10-12). Спускаться следует от левой по ходу, восточной, части седловины, от скал (ФОТО 10-11). Ориентиром может послужить петля, оставленная на скальном зубе группой туристов.

Первая веревка от петли, закрепленной на скальному зубе, спускается на 20 м по ледовому склону 60° до выхода на скальную стенку (ФОТО 10-6, 10-7). На границе скального и ледового участков мы организовали первую станцию (ФОТО 10-8, 10-9).

Вторая веревка 50 м спускается на 20 м по скальной стенке 90° (ФОТО 10-10) и снова выходит на ледовый склон  50°. Вторую станцию организуем на границе льда и вертикального скального массива,  находящегося левее по ходу движения.

Опасаясь спуска камней со скального участка на участников, находящихся на второй станции, организуем на выходе с первой станции участок косого траверса, отводящего на 10 -15 м правее по ходу (ФОТО 10-6, 10-7).

Третья веревка спускается на 50 м по ледовому склону 50 - 60°. Третью станцию организуем на льду.

Четвертая веревка  спускается на 50 м по ледовому склону 45° и преодолевает небольшой бергшрундт.

После бергшрундта спускаемся еще 60 метров с самостраховкой ледорубом в кошках по ледовому склону, закрытому неглубоким снегом, (до 25°) и выходим на пологую часть ледника (путь спуска и расположение станций см. на ФОТО 9-5).

Спуск по веревкам осуществляем в кошках со спусковым устройством с самостраховкой схватывающим узлом (ФОТО 10-7). Веревки сдергиваем с помощью самовыкручивающегося ледобура.

На спуск с перевала группа потратила 4 часа 23 мин.

Перевал с ледника выглядит величественно (ФОТО 10-13)!

Вниз по лед. Такыртор Ю.

Ледник становится открытым и  выполаживается, крутизна спуска до 10°. До конца ледника дошли в кошках за 16 минут (СВ) . Язык ледника пологий и никаких сложностей с выходом на морены нет (ФОТО 10-14).

Михаил Шнайдер

5 ч 55 мин

19 - 20.08

Общие сведения

Река Такыртор берет свое начало под лед. Такыртор Юж. и впадает в р. Алтын-Арашан.

Тропа идет сначала по правому берегу реки, затем, после красивого водопада, переходит на левый берег. Борта долины р. Такыртор представлены травянистыми склонами, крутизна которых на подходе к воде варьирует от 5° до 20°. Группа прошла с верховья реки до места ее впадения.

Река Алтын-Арашан (Арашан в нижнем течении) – одна из крупнейших рек этого района, имеет множество притоков. Долина реки широкая, безлесая в верховье, в средней и нижней частях течения есть хвойные деревья. Ориентация долины – север-юг. Берега пологие и травянистые, движение возможно с обеих сторон.

Схема движения

Описание

Верховья

р. Такыртор – р. Алтын-Арашан

От языка лед. Такыртор Юж. начинаем движение к р. Такыртор по моренным валам (ФОТО 10-14, 11-01).

Идем, траверсируя моренные валы (В, 10°), выбирая оптимальный путь между холмами. Постепенно забираем к левому борту долины, имея своей целью выйти к тропе на правом берегу р. Такыртор. По пути периодически встречаются участки крутого спуска по мелкой осыпи (до 30°), но мы быстро находим для них обходные маршруты. В целом, движение трудности не представляет.

Через 1 ч 25 мин выходим к зеленым лугам, которые были видны еще с пер. 50 лет Октября (2Б, 4200). Здесь есть много ровных мест под палатки и чистая вода в ручье, стекающем с лед. Такыртор Ю.

Еще через 20 мин движения начинаются старые травяные морены и нам встречается крутой участок, но уже не осыпи, а скального обрыва. В процессе разведки пути обхода находим тропу в 50 м (ССВ) от нас и выходим на нее.

Продолжаем спуск по тропе (В). Тропа, постепенно улучшаясь, выводит нас к водопаду на р. Такыртор буквально через 15 мин. В 200 м выше водопада есть места под 2-3 палатки, вода в реке чистая. От подножия ледника прошли 5,2 км за 2 ч, сбросили 600 м.

Еще через 25 мин спуска тропа переходит на левый берег р. Такыртор. Решаем переночевать на правом берегу, не переправляясь на другую сторону, так как уже поздно. Площадка каменистая, заросшая травой, с трудом находим места под три палатки.

Утром по камням переправляемся на левый берег р. Такыртор и продолжаем спуск по тропе до слияния с р. Чон-Узень. Тропа кондовая, идет через заросли можжевельника и жимолости. Спуск занял 10 мин, от места стоянки прошли 0,6 км, сбросили 30 м.

Движение вдоль р. Чон-Узень принципиально ничем не отличается от движения вдоль р. Такыртор в ее нижнем течении. По левому берегу все так же ведет четкая хорошая тропа. До р. Алтын-Арашан добрались за 40 мин. От места слияния р. Такыртор с р. Чон-Узень прошли 3,2 км, сбросили 200 м.

Р. Алтын-Арашан (Арашан) – курорт Алтын-Арашан

Продолжаем движение вниз по долине р. Алтын-Арашан к курорту Алтын-Арашан (ССЗ).

Оба её берега представляют собой пологие зеленые луга с редкими участками увеличения крутизны (до 10°).

Идем по левому берегу р. Алтын-Арашан, движение по долине сложности не представляет. Под ногами все та же тропа, которая несколько раз пересекает притоки реки (переправляемся по камням).

Движение по правому также возможно, но мы туда не переправлялись. Прошли по долине 10,4 км, сбросив 200 м.

За 2 ч 30 мин спуска выходим к конечной точке нашего маршрута - курорту Алтын-Арашан (ФОТО 11-02, 11-03). Алтын-Арашан – термальный курорт, пользующийся широкой известностью у многочисленных отдыхающих. Славу ему составляют горячие целебные источники (слабородоновые ванны температурой до 50 градусов). Перед туристами, выходящими сюда с маршрутов, открывается соблазнительная возможность за совсем скромную плату принять ванну. Нужно только набраться смелости и окунуться в воду упомянутой выше температуры.

На курорте есть несколько гостиниц, кафе, в целом состояние курорта ассоциируется со словом «дикий».

Отсюда идет горная дорога вниз по долине в пос. Аксу (бывш. Теплоключенка) и далее – в Каракол. По этой дороге мы уехали с курорта на вахтовом автомобиле ГАЗ. закончив наш маршрут (подробнее о выезде и последующем отдыхе на оз. Иссык-Куль см. в разд. «Организация похода»).

Анна Постовская, Дария Чернецова

6. Картографический материал

Список картографических материалов отчета

(прилагаются к отчету отдельно)

Наименование

показано расположение листов карты масштаба 1:50 000

Маршрутная карта

1 : 50 000

Таблица поправок, внесенных в маршрутную карту при ее корректировке

№             Дня

Фундамент каменного строения

В долине р. Сарычат

4.3

Тропа на левом берегу р. Сарычат

5.1

Уменьшился язык лед. Катор

7.1

Уменьшился лед. Колпаковского

8.1

Увеличился лед. Колпаковского

10.1

Продолжение тропы на левом берегу р. Сарычат

11.1

Тропа на левом берегу р. Ирташ

12.1

Летовка

На слияние рек Борду и Чон-Борду

13.1

Уменьшился язык ледника перед пер. ФКТ

15.1

Скалы при подъеме в цирк пер. Бригантина

16.1

Уменьшение лед. 99

18.1

Тропа в долине р. Такыр-Тер

Она переходит с одного берега на другой

19.1

Юрта на правом берегу р. Арашан

Валентин Комаров

Рекомендации по подбору и использованию снаряжения

1. Мы использовали кевларовый шнур (50 м) для сдергивания веревок при спусках, это позволяет использовать все основные веревки в качестве перильных и ускорить процесс спуска.
  2. Чтобы сэкономить в весе, мы решили не брать с собой скальный молоток, а взять с собой ледовый инструмент, пригодный для забивания скальных крючьев.
  3. Для того чтобы облегчить взаимодействие между связками и стацниями при спусках мы использовали рации.
  4. В нашем походе мы использовали бесшланговые газовые горелки фирмы Kovea и Primus, в отличие от горелок со шлангом, они не ломаются, занимают гораздо меньше объема и весят значительно легче, не уступая при этом в мощности.
  5. Высокую эффективность (как и в прошлом году) подтвердили каркасные палатки Red Fox (модели Comfort-4, Comfort-3).

Рекомендации по подбору и использованию продуктов питания

Общие принципы организации питания

1. Питание в этом походе было организовано по изменяющейся, «плавающей» раскладке. Весь маршрут был разбит на 3 этапа: дни акклиматизации (народу массово плохо и в целом не до еды), основная часть маршрута (начинает хотеться есть) и последние дни похода (ОЧЕНЬ хочется есть). Для каждого из этих этапов составлялась автономная раскладка с увеличением норм и калорийности продуктов на последних этапах. Получилась «ступенчатая» раскладка разной калорийности, в зависимости от нагрузки в разные этапы похода.
  2. Удобно, когда рацион состоит из 3 приемов пищи в день: завтрака (каши, бутерброда, сладкого), обеда (быстроприготовляемого супа, бутерброда, калорийного сладкого), ужина (различных каш, бутерброда, сладкого) и перекусов.
  3. Кстати, о перекусах. В этом походе мы решили поэкспериментировать и сделали перекусы не групповыми, а личными. Надо сказать, что эксперимент удался! Рекомендуемая норма перекуса в день равнялась 50 г. Каждый мог подобрать идеальный индивидуальный рацион, с учетом вкусовых качеств и необходимых объемов порций.  Многие участники группы свои перекусы, рассчитанные на дни акклиматизации, так и проносила в рюкзаке, т.к. даже их в первые дни не хотелось есть.
  4. Кроме личных перекусов в этом походе у нас также в качестве эксперимента был введен личный сахар. Сахар на себя каждый рассчитывал по «ступенчатой» раскладке, т.е. прикидывал, сколько кусочков сахара нужно ему в день и в зависимости от этапа похода, это количество менялось. Сахар в кашу был заменен на сахарозаменитель (вкус каши при этом был абсолютно нормальным!). Опять же, тем самым, экономился вес групповых продуктов.
  5. В дни перевалов на завтрак мы брали каши быстрого приготовления, типа «Nordic» или «Быстров». Они обладают удовлетворительными вкусовыми качествами, позволяя при этом экономить газ и время утренних сборов. Кроме быстроприготовляемых каш, у нас были горячие кружки «Магги» на обед, которые чередовались с быстроприготовляемыми супами. Т.к.у нас все определяющие перевалы представляли техническую сложность на спуск, горячие кружки позволяли быстро приготовить обед, спустившись с перевала.
  6. Также, при составлении рациона для прохождения маршрута по высокогорному району Терскей-Алатау полезно включить в него следующие продукты:

-         Лимон, перетертый с сахаром. Данный продукт содержит большое количество  витамина С, который очень полезен в условиях высокогорного похода для поддержания иммунитета.

1. - Калорийные батончики на наиболее энерго- и трудозатратные участки похода.         Они позволяют утолить голод в любой ситуации.

-         Резервное питание (суп на обед + сухари + сыр/колбаса). Это позволяет группе дольше существовать автономно в случае непредвиденных обстоятельств.

1. - Растворимые мультивитамины и напитки «Zuko». Поскольку вода в высокогорьях отличается недостатком солей и минералов, эти напитки позволяют восполнить водносолевой баланс в походных условиях.
  2. - Советуем взять лук и чеснок. Эти продукты полезны для профилактики простудных заболеваний и содержат витамины.

Упаковка забросок

1)       Заброски хранились в мешках из-под сахара, с дополнительно вложенным внутрь полиэтиленовым мешком для мусора. Таким образом, достигалась максимальная защита продуктов от намокания.

2)       Мешки с заброской посыпались табаком, что позволяло отпугнуть грызунов и сохранить заброску целой.

Расчет веса рюкзаков и меры по его снижению

Расчет веса рюкзаков планировался исходя из следующих параметров:

1)  Средний вес суточного рациона – 640г, общий вес продуктов –145,9 кг

2)  Общий вес группового снаряжения – 45 кг

3)  Максимальный вес личного снаряжения участника – 14 кг

4)  Групповой вес (групповое снаряжение + питание) делился между девушками и юношами в соотношении 2\3.

Расчет максимального веса рюкзаков на 1 участника

19,2/22,1

22,5/24,7

18,6/21,9

Меры по снижению веса рюкзаков в данном походе

1) Организация заброски с дол. р. Сарычат

2) Использование раскладки умеренного веса (замена тушенки сублимированным мясом)

3) Использование групповых многоместных спальников.

Иван Петрунин

Ксения Гальченко

8. Выводы и рекомендации   Общие итоги похода

1. Итогом похода стало прохождение горного маршрута IV категории сложности. Пройдено категорированных препятствий – 7, из них категории 1Б – 2, 2А – 1, 2Б – 4.

Группа отказалась от прохождения лишь одного, последнего, перевала Такыртор (1Б) в связи с задержкой по графику.

Наиболее сложными препятствиями маршрута стали перевалы ФКТ (2Б*) и 50 лет Октябрю (2Б).

Все перевалы очень красивы, до такой степени, что трудно отдать предпочтение в этой номинации одному из них. Будет честно сказать, что самое яркое впечатление осталось от перевалов Колпаковского и Бригантина.

2. В итоге похода нам удалось реализовать смысловую идею похода – совершить путешествие по южному Терскей-Алатау. Мы в полной мере ощутили на себе, как всю его эстетическую ценность (очень красивые долины, большие ледники, величественный массив Ак-Шийрак и многое другое), так и то суровое давление, которое он оказывает на человека, совершающего по нему путешествие (большая высота, очень сильные реки, снег и трещины на ледниках).

Впечатление от южного Терскея трудно объяснить и «разложить по полочкам», но своеобразие этого района несомненно: в последний день маршрута, оказавшись на северных склонах Терскей-Алатау, мы почувствовали, что попали в другую страну.

3. Немаловажную роль сыграло то, что группа прошла поход автономно, самостоятельно организовав для себя заброску в труднодоступной части маршрута.

В условиях постоянного пребывания в труднодоступном районе (за все время нахождения на южных склона Терскей-Алатау мы не встретили ни одного человека) большую роль играло выполнение всех условий и правил безопасности, а также простая человеческая осторожность и забота друг о друге. Ведь мы понимали, что в случае серьезной аварийной ситуации быстрая помощь может быть оказана нам только вертолетом.

В связи с этим важным итогом похода следует считать то, что в ходе его проведения никто из участников группы не получил даже незначительной травмы.

4. Главными трудностями на маршруте стали очень жесткая акклиматизация (старт на высоте свыше 3 700 м) и челночное движение в первые дни маршрута до закладки заброски.

Неоднозначный вопрос, можно ли считать эти трудности результатом ошибок планирования маршрута, ведь мы четко понимали, на что идем и что хотим получить.

В оправдание можно сказать лишь то, что участники группы остались довольны маршрутом в целом и, в частности, тем, что он был спланирован именно так. Стоит ли следовать нашему примеру другим группам – дело их руководителей и участников.

5. Поход стал, несомненно, «этапным» моментом для повышения туристского опыта всех участников группы и вывел их этап обдумывания своего дальнейшего туристского роста: руководства, походов более высокой категории.

6. Интересным моментом на маршруте стало выполнение группой исследовательского краеведческого задания связанного с предсказанием погоды по облакам. Благо, погода дала самые широкие варианты решения этой темы.

Рекомендации по району и маршруту похода

7. Район Терскей-Алатау в целом и его перевалы хорошо описаны. Большое количество отчетов есть в библиотеке МГЦТК и интернете. При подготовке к походу основной массив отчетов мы брали с сайта туристского клуба Вестра (www.westra.ru). Большим преимуществом этого сайта является то, что точное расположение всех перевалов и других препятствий легко проследить по космоснимкам Google Earth.

Знакомство с отчетами показало, что, как правило, они содержат адекватную информацию: большое количество походов проведено в последние 10 лет.

6. Ранее (в этом и предыдущих разделах отчета) было много сказано о своеобразном построении нашего маршрута. Завершить сказанное хочется выводом о том, что автономное путешествие по южному Терскею оказалось для нас вполне реально, но связано с уже не раз обсужденными выше трудностями (см. разд. «Организация похода»).

7. При организации похода в районе Терскей-Алатау рекомендуем отказаться от «дикого» поиска автотранспорта на вокзале и в аэропорту, а действовать с «опорой» на туристические фирмы, специализацией которых является обслуживание спортивных туристских и альпинистских групп. Эти фирмы наряду с пунктуальным предоставлением надежного транспорта берут на себя ряд функций связанных с обеспечением безопасности групп. Многолетний опыт сотрудничества дает нам все основания рекомендовать в качестве такого партнера компанию «Достук-Трекинг» (см. разд. «Характкристика района похода»).

Общие рекомендации

8. Все сказанное выше свидетельствует о том, что мы настоятельно рекомендуем район Терскей-Алатау, как район горного туризма, перевалы которого дают возможность совершать походы самого разного уровня. Все это сочетается с разнообразием ландшафтов, типов рельефа и препятствий, делающих район привлекательным для туристов с технической и эстетической точек зрения.

В частности, в период проведения нашего похода, на маршрутах были 6 групп с разбросом сложности от первой до четвертой категории.

9. Спокойная политическая обстановка в Киргизии в сочетании с транспортной доступностью и наличием туристской инфраструктуры дают основания рекомендовать его как район туристских походов групп школьников.

Александр Щербина

Список литературы, использованной при подготовке похода

1. В.Н.Вуколов. По Северному Тянь-Шаню. М., Профиздат, 1991.

2. Энциклопедия туриста. М., БСЭ, 1994.

3. Ю.К.Ефремов. Природа моей страны М., “Мысль”, 1985.

6. Л.Д.Долгушин,  Г.Е.Осипова. Ледники М., “Мысль”, 1985.

7. А.Г.Исаченко, А.А.Шляпников. Ландшафты М., “Мысль”, 1989.

8. Геогафический энциклопедический словарь. М., 1989.

9. Высокогорные перевалы. Москва : б.н., 2001.

Основные отчеты, использованные при подготовке похода

Название

Вестра

Титов С. И.

2011

Отчет о походе (Чистякова М.В., 4 к.с., Терскей-Алатау, 2009)

ЦВР "Синяя почта", Москва

Чистякова М. В.

2009

Отчет о походе (Ермилов А. М., 4 к.с. , Хребет Терскей-Алатау, 2007)

Хребет Терскей-Алатау

Гадкий утенок, Москва

Ермилов А. М.

2007

Отчет о походе (Картаев Ф., 5 к.с., Терскей-Алатау, 2007)

т/к "Гадкий утенок", Москва

Картаев Ф.

2007

Отчет о походе (Чистякова М. В., 2 к.с. , Северные отроги центральной части хребта Терскей-Алатау, 2006)

Северные отроги центральной части хребта Терскей-Алатау

Чистякова М. В.

2006

Отчет о горном походе III к.с. по Тянь-Шаню

Центральный Тянь-Шань

Детско-юношеский туристский клуб "Гадкий утенок", Москва

Щербина А.

2004

Отчет (Кодыш В. Э., 5 к.с., Хребет Терскей-Алатау, 2003)

Хребет Терскей-Алатау

Кодыш В. Э.

2003

Отчет (Винокуров С.В., 4 к.с., Центральный Тянь-Шань, 2002)

Центральный Тянь-Шань

Винокуров С. В.

2002

Гладко - писано в бумаге.

Крайне неграмотно составлен тактический план похода, особенно для подростковой группы. Нельзя в этом районе сразу заезжать/заходить на сырты без последующего спуска вниз в период акклиматизации. Проблемы с последней признает и сам руководитель в Выводах и Рекомендациях. Увы, в последнее время, подобный план-график в данном районе встречается чуть ли не у каждой второй группы. Довольно опасная тенденция.