Руководитель: А.Щербина, Москва

12 ч 55 мин

14 - 15.08

Общие сведения

Перевал ФКТ (Фрунзенского клуба туристов, 2Б*, 4455 м) соединяет лед. Металлург (бассейн р. Чон-Борду) с лед. Караколтор Зап. (бассейн р. Караколтор). Перевал ориентирован в направлении В-З, характер перевала снежно-ледовый.

Группа прошла перевал с запада на восток, подойдя к нему по леднику Металлург. Основная часть ледника пологая (5-10°), лишь язык ледника представляет собой двадцатиградусный ледовый склон. Непосредственно перед перевальным взлетом ледник закрыт, крутизна варьирует от 10° до 20°.

Западный склон перевала ФКТ (перевальный взлет) – снежный, крутизной до 35°, протяженностью 150 м (ФОТО 7-3). В нижней части склон подрезан засыпанным снегом бергшрундом (ширина около 2 м). Седловина снежная, широкая (30 м с З на В), очень длинная (200 м с С на Ю).

Спуск с перевала осуществлялся по сильно разорванному снежно-ледовому склону (ФОТО 7-11). Средняя крутизна - 40°, на отдельных  участках достигает 55° протяженность - 400 м.

Спуск с перевала выводит на открытый пологий (5-10°) лед. Караколтор Зап., по которому группа спустилась до его конечных морен.

Краткая Характеристика пути

Подход к лед. Металлург

Осыпные морены (10-20°)

+110

1 ч 20 мин

Облачно

Подход под перевал по лед. Металлург

Открытый ледник (5-20°),

-405

3 ч 30 мин

Спуск по лед. Караколтор Зап. и моренам

Открытый ледник (5-10°) Мелкоосыпные морены (до 15°)

5,1

-330

СВ,СВВ

1 ч 40 мин

Переменная облачность

Подход к лед. Металлург

С утра погода не задалась – туман держался с 6-ти до 8-ми. К счастью, он все же рассеялся не поздно, и на северо-востоке стал просматриваться наш главный ориентир (пик Слоненок – характерный пик слева по ходу от перевала ФКТ, (ФОТО 7-1)). Также с места стоянки открылся вид на верховье р. Чон-Борду и нижнюю часть языка ледника Металлург, цирку которого принадлежит перевал ФКТ. Остальная часть цирка скрыта за предшествующими моренами.

С наших галечных площадок близ разлива р. Чон-Борду (3530 м N 42°06'33.59", E 78°28'57.70")  начинаем движение к подножию ледника Металлург (С). Идем по правому берегу р. Чон-Борду, под ногами - мелкая и средняя осыпь галечного разлива. По ходу периодически встречаются рукава разлива, которые перешагиваем или переходим по камням. Через 10 мин проходим еще одни площадки, похожие на наши, но более сырые. Борта долины скально-осыпные слышно и видно, как там в кулуарах сходят камни, но до нас им не добежать, что не может не радовать.

Через полчаса ходьбы стала обозрима большая часть языка ледника (в частности, место вытекания реки) и мы поняли, что выходить на ледник лучше по более пологому и свободному от воды левому берегу. Для этого переправляемся через все отделяющие нас от левого берега рукава р. Чон-Борду. Здесь их глубина уже значительнее, чем раньше (чуть выше ботинка), - брод занял 15 мин.

За следующие 40 мин движения по осыпным моренам (С, 15°) выходим к леднику Металлург.

Прошли  от стоянки 1,9 км за 1 ч 20 мин, набрав 110 м.

Подход под перевал по

лед. Металлург

Выходим на лед. Металлург и начинаем движение в его верхнюю часть, где нас ждет пер. ФКТ (СВ).

Язык ледника крутой – до 20°, достаточно быстро прошли его серпантином в кошках с самостраховкой.

После подъема на пологую часть ледник хорошо просматривается: в большинстве своем он открытый и пологий (5-10°), изрезан несильно (ФОТО 7-2). Продолжаем идти в кошках. В целом, движение трудностей не вызывает. За 2 ч 30 мин проходим 2,9 км, набрав 300 м от подножия ледника.

Здесь и далее на леднике появляется незначительный слой снега, рельеф хорошо читается. Снег плотный, не проваливаемся. Впереди видны две крупные снежные ступени. Через 20 мин заходим на первую из них (10°, набор высоты – 100 м). Седловина перевала пока скрыта от нас соседней слева вершинкой. Однако по имеющимся у нас фотографиям становится понятным, что пер. ФКТ находится в ближайшем к пику Слоненок понижении хребта левого борта долины (сразу после хобота Слоненка, конец которого напомнил нам рог носорога) (ФОТО 7-2). В соответствии с этим просматривается удобный пологий подход со следующей снежной ступеньки непосредственно под перевальный взлет (ФОТО 7-3).

Решаем ночевать на первой ступени, не поднимаясь сегодня на вторую (прохождение перевала запланировано на следующий день). Снег здесь еще неглубокий (не приходится бояться скрытых трещин), поверхность ступени пологая и ровная, к тому же нашлась трещина с чистой водой. До стоянки по леднику прошли 4,6 км и набрали 520 м за 3 ч 10 мин (4050 м N 42°09'01.34", E 78°29'57.90").

Следующим утром возобновляем движение и через полчаса поднимаемся на вторую снежную ступень (С, 15°). Отсюда видна протяженная с севера на юг снежная седловина перевала и, соответственно,  разные варианты подъема на нее. Выбираем в качестве перевального взлета самую правую по ходу часть склона (ФОТО 7-3). При принятии решения руководствуемся опытом предыдущих групп: по снегу подниматься удобней, чем по скалам (наверху примерно в центре седловины есть участок выхода скал).

Внизу взлет подрезан засыпанным бергшрундом. Как и предполагалось, к нему можно подойти по пологому склону. Снег стал мягче, склон круче (до 25°), поэтому до бергшрунда 15 мин идем в связках с одновременной страховкой (ФОТО 7-3).

Солнце начинает пригревать, и на противоположном борту цирка, справа от пика Слоненок, видны камнепады.

С места стоянки прошли 0,6 км, набрали 75 м. Ходовое время – 45 мин.

Подъем на пер. ФКТ (2Б*, 4455)

Перевальный взлет (до 35°, 150 м) начинается почти полностью засыпанным снегом бергшрундом (ширина около 2 м). Первый участник без рюкзака на страховке переходит бергшрунд по наиболее плотному участку снежной пробки (ФОТО 7-4).

На подъеме до седловины организуется перильная страховка (всего три веревки по 50 м, крепление на ледобуры). Первый участник поднимается без рюкзака в кошках с нижней страховкой и самостраховкой двумя ледорубами. Снег хорошо держит. Остальные участники поднимаются в кошках с использованием жумара (ФОТО 7-5, 7-6).

Седловина снежная, широкая (30 м с З на В), очень длинная (200 м с С на Ю). На седловине возможна ночевка – ее поверхность ровная, места хватит под 5 палаток. В центральной части седловины есть 2 скальных островка, на каждом – тур. Главным является тот, что ближе к пику Слоненок. Сняли записку группы Д.С.Мансурова (5к.с.) за 05.08.2012, в другом туре записки нет.

С перевала на запад открывается вид на ледник Металлург, на восток открывается вид на ледник Караколтор Зап (ФОТО 7-7).

На подъем вместе с провешиванием веревок затратили 2 ч 20 мин. Набор высоты составил 275 м.

Спуск с пер. ФКТ

Спуск с перевала начинаем примерно в центральной части седловины (между турами, В), так как из описаний предыдущих групп знаем о возможном ошибочном пути по скалам справа. Классический же маршрут – в середине по снежному «лбу», ему и собираемся следовать (ФОТО 7-11).

Первые 20 мин спуск проходит по двадцатиградусному снежному склону. Идем в связках с одновременной страховкой. Выходим на полочку, после которой крутизна склона заметно увеличивается. Зная, что где-то за перегибом ждет «лоб», начинаем провешивать веревки (ФОТО 7-8).

Всего на спуск повесили 5 веревок (250 м перил). На участке спуска по первой веревке максимальная крутизна составила 40°. Дальше начался обещанный крутой (45-55°), сильно разорванный снежно-ледовый «лоб», на преодоление которого потребовалось 3 веревки. После «лба» крутизна склона уменьшилась до 35°. Этот участок спуска покрыла последняя, пятая, веревка (ФОТО 7-9, 7-11).

Все веревки, кроме третьей, крепились на ледобуры. Их сдергивание осуществлялось с помощью самовыкручивающегося ледобура. Третью веревку крепили на ледорубы из-за большой глубины снега, снимали способом «ледорубный крест».

Участники спускались по веревкам в кошках с самостраховкой схватывающим узлом и применением спуского устройства (ФОТО 7-10).

После пятой веревки проходим нижнюю часть снежно-ледового склона  (до 30&186,  около 150 м, (ФОТО 7-11))  в кошках с самостраховкой и выходим на открытый пологий лед. Караколтор Зап. В левом борте цирка в густом облаке прячется пик Джигит, чуть-чуть выглядывает из облака пер. Джигит (3А) (ФОТО 7-12).

Всего на спуск с перевала затратили 3 ч 30 мин. Сбросили 405 м за 0,4 км.

Спуск по лед. Караколтор Зап.

и моренам

По открытому пологому (5-10&186) леднику Караколтор Зап. спускаемся на северо-восток к его конечным моренам (ФОТО 7-13).

Движемся по леднику в кошках с самостраховкой. Идем сначала в юго-восточном направлении, затем поворачиваем на северо-восток, уходя ближе к левому краю ледника. Нижняя часть языка ледника представляет собой крутой сброс (50°), так что стоит заблаговременно сойти с него на левобережную морену, что мы и делаем после небольшой разведки.

Спуск по леднику занял 1 ч 5 мин, сброс высоты составил 240 м, пройденное расстояние – 3,3 км.

Продолжаем спускаться по мелкоосыпным моренам на левом берегу стекающего с ледника ручья (до 15о, СВВ). Через 35 мин выходим на галечные площадки. Ровных мест под палатки много, ручеек с чистой водой течет в 20 м. Встаем на ночевку (3620 м N 42°11'00.47", E 78°34'32.75").

От ледника сбросили 190 м, прошли 1,8 км.

Анна Постовская

8 Подход под пер. Бригантина

+170/-45

1 ч 15 мин

Общие сведения

Пройдя пер. ФКТ, мы вышли на ледник Караколтор З. и спустились по нему до концевых морен. Дальше нам предстояло подойти под пер. Бригантина, который находится в цирке ледника Караколтор В.

Из нашей карты следовало, что лед. Караколтор З., переходя в лед. Караколтор В., создает общую ледовую перемычку, соединяющую цирк пер. ФКТ с цирком пер. Бригантина. Как оказалось, центральная часть ледника стаяла. Таким образом, лед. Караколтор З. выводит вовсе не на следующий ледник, а в осыпную верхнюю часть долины р. Караколтор, отделенную с северной стороны от цирка пер. Бригантина моренным валом.

Таким образом, чтобы подойти под пер. Бригантина, нам предстояло немного спуститься по реке Караколтор,  а затем подняться в цирк вдоль первого левого притока, стекающего от лед. Караколтор В., на левобережную морену (см. схему).

Река Караколтор, берущая начало от лед. Караколтор З., впадает в р. Ашу-Тор ориентирована с СЗ на ЮВ. Оба берега реки непосредственно у русла представляют собой пологие морены с мелкими и средними камнями, удобные для движения.

Цирк лед. Караколтор В. широкий, в нижней части представляет собой моренное плато, свободное ото льда (ледник ушел выше), с большим выбором мест под палатки. В ручье, стекающем с ледника, вода чистая.

Погода

Вниз по долине р. Караколтор (до первого левого притока)

Каменистый пологий берег реки

1,2

-45

15мин

Солнце

Подъем в цирк пер. Бригантина

Крупная и средняя осыпь (25°)

0,7

+170

Солнце

Вниз по долине р. Караколтор

(до первого

левого притока)

От места стоянки под языком лед. Караколтор движемся вниз по долине р. Караколтор (5°, В,) по левому берегу реки, т.к. позже планируем уйти налево (С) – в цирк пер. Бригантина (ФОТО 7-13). Правый берег также пригоден для движения. Почва каменистая, тропы нет, но выбирать путь нетрудно. Через 15 минут движения подходим к первому левому притоку р. Караколтор.

Подъем в цирк пер. Бригантина

Дойдя до первого притока, начинаем подъем на моренный вал, закрывающий вход в цирк пер. Бригантина, по крупной осыпи (25°, С). Поднимаемся по правому берегу притока, несмотря на то, что левый кажется более пологим, так как наш перевал находится в западной части цирка, к тому же приток очень бурный и переходить его не хочется.

Подниматься по осыпи лучше ближе к реке, выбирая удобные полочки. Массивные скальные выступы огибаем слева и выходим в цирк пер. Бригантина спустя час после начала подъема, набрав 170м.

С перегиба открывается вид на лед. Караколтор В., нависающий над долиной, и собственно на пер. Бригантина (ФОТО 8-1), находящийся в западной части цирка.

По правому берегу притока, вдоль которого мы шли, есть целая череда удобных мест для стоянок, на одном из которых мы и встали на ночлег                 (N 42°11’33.54” E 78°35’11.58”).

Стоянки песчано-галечные, ровные чистую воду можно брать из ручья, стекающего с бокового склона. Непосредственно от стоянок начинается подъем под перевальный взлет Бригантины (ФОТО 8-1).

Из цирка ледника открывается вид на долину р. Караколтор (ФОТО 8-2).

Рекомендации

!!!

Мы ничуть не пожалели, что не стали переходить приток, поднимаясь в цирк перевала. Несмотря на то, что левый берег казался очень заманчивым, подъем по правому оказался не слишком трудным и довольно быстрым, к тому же, выводил нас в нужную часть цирка.

Татьяна Никитина

9 Пер. Бригантина (2Б, 4400) – верх. р. Культор

5,1

+460/-360

9 ч 45 мин

Общие сведения

Перевал Бригантина (2Б, 4400) расположен в основном хребте Терскей-Алатау и соединяет долины рек Караколтор и Культор. Ведет с лед. Караколтор В. на лед. Культор В.

Ориентация перевала – юг-север (определяющая сторона северная).

Характер перевала – скально-ледово-снежный. На подъем – крупная и средняя осыпь, крутизна до 35° (ФОТО 9-1). На спуск – снежно-ледовый склон 250 м (до 60°) с бергшрундом в конце (ФОТО 9-5), который выводит на пологую снежную полку («подушку») (ФОТО 9-10).

«Подушка» заканчивается крутым (до 35°) снежно-ледовым склоном 120 м, изрезанным трещинами, между которыми можно найти несложные для прохождения пути. Далее открытый пологий ледник, выводящий на морены в верховьях р. Культор.

Спуск с перевала камнеопасен.

Ходовое время, затраченное на прохождение перевала – 9 ч 45 мин.

Погода

Подъем на пер. Бригантина (2Б, 4400)

Крупная  и средняя осыпь (до 35&186), ледовой пробка (20 м перил)

2,5

+460

СВ, С

3-54

Спуск с пер. Бригантина

(до «подушки»).

Ледовый склон (до 600, 250 м перил)

0,4

-160

3-24

Спуск с пер. Бригантина

(ниже «подушки»)

Ледопад, снежно-ледовый склон (до 350, 90 м перил)

0,3

-80

С-СВ

1-29

Спуск с лед. Культор В.

в верховья р. Культор

Открытый ледник (до 50), морена (средняя и мелкая осыпь, до 250)

-120

С-СВ

0-58

Подъем на

(2Б, 4400)

С места стоянки на правобережных моренах ниже языка лед. Караколтор В. открывается вид на цирк пер. Бригантина в правом борту долины и весь подъём на него по средней и крупной осыпи (ФОТО 8-2). В начале подъема осыпь выглядит пологой, наиболее сложным участком подъема видится преодоление крутого кулуара, выводящего непосредственно на седловину пер. Бригантина, которую мы без труда узнаем по фото групп, ранее проходивших этот перевал.

За 20 мин поднимаемся в моренный цирк пер. Бригантина (крупная осыпь, до  25°), набрав около 50 м. Здесь выложены площадки из камней под две небольшие палатки, однако воды поблизости нет.

Продолжаем движение в направлении подножия перевального взлёта (СВ). В течение первых 10 мин движемся по пологой (до 5°) крупной осыпи, затем ещё 1 ч 03 мин набираем высоту  по крупной и средней осыпи (до 25°), перемежающейся с несколькими снежниками. Идем плотной группой, в наиболее крутых местах серпантином,  и выходим под перевальный взлёт.

Перевальный взлёт пер. Бригантина (2Б, 4400) представляет собой среднеосыпной кулуар крутизной 30-35° длиной около 250 м,  осыпь живая. Кулуар внизу довольно широкий, в верхней части сужается до нескольких метров,  прямо под седловиной перевала находится ледовая пробка (5-7 м, крутизна до 40°).

Поднимаемся на перевал по кулуару, прижимаясь к его левому борту  (осыпь там менее живая).  Идем серпантином,  плотной группой,  не находясь друг под другом.

За 31 мин выходим под ледовую пробку в верховьях кулуара. Она довольно крутая, подъём по ней без кошек невозможен. Поэтому решаем повесить веревку (первый поднимается по скалам свободным лазаньем, веревка сверху надежно закреплена за камень).

Дальнейший подъем происходит с самостраховкой к перилам (жумар, кошки) (ФОТО 9-2). За 50 мин поднимаемся на седловину перевала Бригантина (2Б, 4400).

Седловина перевала – достаточно большая, есть, где расположить 2-3 палатки. С запада  седловина ограниченна фирновой стенкой,  с востока -  скалами.  Тур в осыпи у выхода из подъёмного кулуара. С седловины перевала на северо-восток открывается вид на пик Джигит (ФОТО 9-9) и Каракольский, на юг – на долину р. Караколтор (ФОТО 9-3), на север – на долину р. Культор (ФОТО 9-4).

За 3 ч 54 мин прошли 2,5 км, набрав 460 м высоты.

(до «подушки»).

Спуск с перевала проходит по ледовому склону крутизной до 60° длиной около 300  м  (эта часть склона называется «Парус бригантины») (ФОТО 9-5).

Выходим в западную часть седловины и начинаем вешать веревки от скал левого контрфорса у перегиба стены.

Спускаясь по центральной части «Паруса», вешаем 5 веревок (250 м) (ФОТО 9-5). Крепление первой веревки – на ледорубах (из-за большого количества снега), остальных верёвок – на ледобурах.

Спускаемся в кошках с помощью спускового устройства и самостраховкой к перилам схватывающим узлом (ФОТО 9-6, 9-7, 9-8). Снятие верёвок – с помощью самовыкручивающегося ледобура, первой веревки – способом «ледорубный крест».

Первая верёвка (45-50°) выводит на центральную часть «Паруса». Двух верёвок хватает, чтобы пройти его наиболее крутую часть (до 60°).

Далее вещаем ещё 3 верёвки по нижней части склона (до 40°). Последней верёвки хватает,  чтобы перейти бергшрунд  (ширина до 3  м)  по лавинному выносу и выйти на «подушку» (ФОТО 9-5).

Существует другой вариант спуска – левее «Паруса» по скальному склону контрфорса. Выбранный нами вариант – по центральной части «Паруса» – является менее камнеопасным, что подтверждается многочисленными камнями, лежащими на склоне слева и справа по ходу выбранного нами маршрута.

Спуск с седловины занял 3 ч 24 мин. Прошли 0,4 км, сбросив 160 м высоты.

(ниже «подушки»)

«Подушка» –  участок закрытого ледника около 100 х 100 м,  отделённый от основного лед. Культор В. ступенью ледопада. На ней возможна ночёвка, однако воды в жидком виде здесь нет.

Известно, что существует много вариантов для спуска с «подушки». Поэтому нами была проведена разведка, в ходе которой решили спускаться слева по ходу.

За 16 мин в связках выходим на левый край «подушки» под огромный характерный серак (ФОТО 9-10).

Спускаясь из-под серака, вешаем 3 веревки (150 м). Крепление веревок – на ледобурах, снятие – с помощью самовыкручивающегося ледобура.

Спускаемся по снежно-ледовому склону (до 35°) в кошках с помощью спускового устройства и самостраховкой к перилам схватывающим узлом.

Нижнюю часть снежно-ледового склона  (до 30°,  около 100 м)  проходим в кошках с самостраховкой ледорубом, выходим на пологий открытый лед. Культор В. (ФОТО 9-10).

Спуск с «подушки» занял 1 ч 29 мин. Прошли 0,3 км, сбросив 80 м высоты.

лед. Культор В.

в верховья

р. Культор

По пологому (до 5°) открытому леднику Культор В. идём в кошках в направлении правобережной боковой морене ледника (СВ).

За нашей спиной – величественная панорама одной из самых красивых частей главного хребта Терскей-Алатау с пиками Джигит и Бригантина, только что пройденным нами перевалом Бригантина, также одним из самых красивых в районе, низенькой перемычкой бокового перевала Солнце (ФОТО 9-11, 9-12, 9-13).

Через 25 мин выходим на морену. Спускаемся по морене в обход крутых ледовых сбросов языка ледника Культор В. по средне- и мелко-осыпному склону крутизной до 25° (ССВ).

Через 23 мин выходим на почти идеальное для стоянки место – ровное галечное плато, слева и справа окруженное моренными валами, закрывающими от ветра (ФОТО 9-4).

Нашли тур, сняли записку группы литовских туристов из четырех человек. Здесь можно разместить много палаток (штук 5-6), однако до ручья, стекающего с северо-восточной ветви лед. Культор В., идти минут 10. Встаём на ночёвку.

За 58 мин прошли 1,9 км, сбросив 120 м высоты.

Дария Чернецова

Часть маршрута

10 Верх. р. Культор – пер. 50 лет Октября (2Б, 4200) – лед. Такыртор Ю.

8,2

+372

7 ч 33 мин

18 - 19.08

Общие сведения

Перевал 50 лет Октября (2Б, 4200 м)  расположен в северном отроге главного хребта Терскей-Алатау. Он связывает ледники Культор В. и Такыртор Ю. Ориентирован с Юго-Запада на Севера-Восток. Перевал ледовый, определяющая сторона – северо-восточная, крутой ледовый склон со скальными выходами (ФОТО 10-11). Подход со стороны лед. Культор В. – по пологому леднику, перевального взлета с этой стороны как такового нет (ФОТО 10-2).

Группа осуществила  подход под перевал от боковой морены ледника Культор В.

В день подхода мы вышли на северо-восточную ветвь ледника Культор В., произвели разведку перевала 50 лет Октября  и сделали радиальный выход на вершину 50 лет Труда.

Заночевали недалеко от седловины перевала и прошли его на следующий день.

Подъем к лед. Культор В.

+295

56 мин

Cолнечно

Радиальный выход на вершину 50 лет труда (Пенсия)