Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Июльская смена в альплагере Туюк-Су

Вася, это не скалодром! Это горы! Смотри, за что берёшься руками и куда ставишь ноги!

Я с начала месяца работаю инструктором в Альплагере Туюк-Су. У меня было отделение третьеразрядников, с которыми мы сходили разминочную 2А на пик Амангельды и «тройки» на Октябрёнок, Маяковского и Маншук Маметовой. Отделение получилось рабочее — все ходили быстро и работали почти правильно.

На Амангельды сходили быстро и как-то буднично, без проблем и ярких ошибок.

На Октябрёнок ходили 3А по правой части Западного ребра. Там было уже интереснее, но всё же довольно обычно. Я там был уже больше 10 раз, возможно поэтому.

А дальше было интереснее. Я решил, что нам нужно идти на «Кресты» и оттуда ходить на пик Маяковского. Получил добро от руководства, собрались и пошли. Когда мы были уже недалеко от места ночёвки, начался снег. Палатку поставили у маленького озерца.
Ночью к нам пришла гроза. По промежутку между вспышкой и громом можно судить о том, как далеко ударила молния (число секунд &215 300 [округлённая скорость звука] = расстояние до места удара молнии). Я автоматически начинаю считать после каждой вспышки — такой забавный условный рефлекс. Арифметика показала, что гроза началась в трёх километрах от нас, дошла до пика Маяковского и потом застряла над нами (вспышка и гром — одновременно).

Тельняшка на пике Маяковского

Утром под снегом вышли в направлении перевала Маяковского. До перевала шли дольше, чем планировали, чему виной свежий снег. На перевале дуло. Один из наших скалолазов начал лезть по засыпанному снегом гребню. Повесил одну верёвку, начал работать следующую, но тут со стороны Маншук Маметовой раздался гром. Потом ещё. И снова. Тут мне пришлось сворачивать восхождение, потому как попадать в грозу на маршруте — плохо, а если это маршрут на пик Маяковского, то очень плохо.

Спустились к палатке мокрые и голодные. Погода, казалось, не собирается выправляться, поэтому решили идти вниз.

Отдохнули и снова были посланы на пик Маяковского. На этот раз без подхода и на 3Б. Погода была значительно лучше, но пальмы так и не заколосились. Тем не менее на гору сходили, и даже успели спуститься до начала снегопада.

Пик Маяковского по Тельняшке

Я подумал, что ребятам и так досталось, поэтому нужно идти что-нибудь недалёкое и тоже 3Б. Лучше, чем Октябрёнок, в эти рамки вписывается только Аскер, но он довольно специфичный. Остановился на своём старом маршруте по правому канту Первого Бастиона. Пролезли верёвку. Начал накрапывать дождь. Пролезли вторую верёвку. Дождь усилился. Я работал третьим, чтобы каждый из участников мог выполнять полезную работу в группе. Подобрался к станции, первый начал работать в углу над станцией, поднялся немного, скрылся за перегибом… и как прыгнет вниз! Я тем временем завязывал шнурок на ботинке. Поднял голову, посмотрел в его сторону — висит. Начал лезть снова. Вот это хорошо, это порядок. Если после срыва лезет — значит, всё у него хорошо. Снова скрылся за перегибом. И тут снова — как прыгнет! Но на этот раз с массивным куском скалы для надёжности. Вася остался висеть на верёвке, а камень полетел вниз, туда, где наш последний участник разбирал станцию. Сергей наших команд не слышал, так что камень был для него сюрпризом. Благо, он пролетел чуть в стороне. Тем временем роуп-джампер Василий спустился на станцию и я начал заливать его разбитый локоть перекисью. Немного подумав, я решил, что хватит экстрима, и заруководил спуск.

Точкой в смене стало восхождение на пик Маншук Маметовой по северному гребню. Быстро, уверенно — как подобает почти готовым второразрядникам. Это был единственный день без осадков за всю смену. По дороге вниз у Чёрного Камня встретили Алексея Николаевича Марьяшева, который рассказывал, как они в двойке с А.Колеговым нечаянно (!) пролезли северную стену Орджоникидзе.

В отделении, как оно часто бывает, все распределились по ролям: было два участника, принимавших замечания сразу и правильно был человек с собственным мнением, ошибочность которого порой приходилось доказывать была девочка, которая всегда тихо разряжала обстановку. И, что характерно, такие роли часто формируются в отделениях. Эта смена, как я и предполагал, получилась интересной. Сильное отделение, плохая погода, хорошая компания в лагере — всё плотно уложилось в две приятных недели.

Интересно, что для меня смена началась с восхождения (альпиниады) на пик Комсомола и закончилась восхождением на пик Комсомола в качестве гида. Но это отдельная история со снегом, туманом и сильным ветром.

Сейчас в Альплагере идёт вторая летняя смена и у меня снова отделение третьеразрядников. Завтра пойдём на первое восхождение 3А категории трудности.

Альпиниада на пик Комсомола 2013

Правый Бастион Октябрёнка (130м 95° 6a+ A3)