Автор - Януш Курчаб, wspinanie.pl
Перевод – Константин Гузовский, Алма-Ата

Новые восьмитысячники?

Непальские власти добиваются того, чтобы Международный Союз Альпинистов (UIAA) официально расширил перечень восьмитысячников. Речь идет не об открытии каких-то новых восьмитысячников, а о признании самостоятельными давно известных и пройденных нескольких боковых вершин больших массивов.

Массив Канченджанги
(фото-summitpost.org. / Topo Janusz Kurczab)

Член правления UIAA и бывший председатель Непальской Ассоциации Альпинистов Анг Тсеринг Шерпа надеется, что предложения, названные « Agura Project», будут приняты делегатами Генеральной Ассамблеи UIAA, которую планируется провести в октябре этого года в Швейцарии.
«Мы надеемся, что это будет способствовать увеличению численности гималайских экспедиций, а также появлению новых целей для последующих поколений альпинистов. Делегация Непала должна организовать сильную рекламную кампанию и убедить других делегатов принять эти предложения.»

До сих пор существует неписаное правило, согласно которому вершина может считаться самостоятельной, если между ней и соседней самостоятельной вершиной существует значительное понижение гребня, принятое для Гималаев за 500 м. По этому критерию неоднократно возникали дискуссии, так как в этом случае в расчет не принималось расстояние по горизонтали между соседними вершинами.
Критерию – 500 м не соответствуют несколько вершин, исторически считавшихся самостоятельными, таких, например, как Кангбачен (7903 м) или Кангчунгцзе (7678 м).
Для менее высоких горных массивов, например, для Альп или Татр, в качестве такого критерия, очевидно, должна служить гораздо меньшая величина.

Непальское предложение предлагает изменить эту традицию. О каких вершинах прежде всего идет речь? Непал имеет 8 самостоятельных восьмитысячников. Если «Агура Проект» получит признание, Непал увеличит их число ещё на 5:

• Ялунг Канг - Yalung Kang (или Канченджанга Западная, 8505 м)
  • Канченджанга Центральная (8482 м)
  • Канченджанга Южная (8476 м)
  • Лхоцзе Средняя - Lhotse Middle (8410 м)
  • Лхоцзе Шар- Lhotse Shar (8382 м)
  • Эверест, Лхоцзе, Лхоцзе Средняя и Лхоцзе Шар с юга
    (фото Jerome Ryan)

Кроме того, непальцы предлагают признать за самостоятельную вершину, находящийся в пакистанской части Каракорумов Броуд Пик Центральный (иначе Broad Peak Middle 8011 m). Нотабене, Броуд Пик Центральный уже с 1997 года китайцы считают самостоятельной вершиной, которую они называют Zhongyang.

Броуд Пик Северный, Броуд Пик Центральный и Броуд Пик Майн (фото Janusz Kurczab)

Мы можем приветствовать эту идею, так как половина из вышеназванных восьмитысячников впервые пройдена поляками, это:

• Броуд Пик Центральный: Казимеж Глазек, Марек Кеньсицки, Януш Кулищь, Богдан Новачык и Анджей Сикорски. 28.07.1975
  • Канченджанга Южная: Евгениуш Хробак и Войцех Вруж. 19.05.1978
  • Канченджанга Центральная: Войцех Браньски, Зыгмунд А.Хейнрих и Казимеж В. Олех, 22.05.1978
  • На остальные три вершины из нового перечня совершили первовосхождения следующие альпинисты:

• Ялунг Канг: Yutaka Ageta и Takao Matsuda, 14.05.1973
  • Лхоцзе Шар: Josef Mayerl и Rolf Walter, 12.05.1970
  • Лхоцзе Средняя: Алексей Болотов, Пётр Кузнецов, Сергей Тимофеев и Евгений Виноградский – 23.05.2001 г, в следующие дни ещё несколько россиян.
  • Надеемся, что в случае, если UIAA примет предложение непальской делегации, то одновременно не будет предпринята попытка пересмотреть перечень первовосходителей на Корону Гималаев.

Преимущество будущих молодых первовосходителей на двадцать вершин мира слишком очевидно и сравнивать их достижения с достижениями предыдущих поколений было бы неприемлемо.