Автор: Алексей Заводский, Москва

Восхождение на Эльбрус. Западная вершина 5642 м

На самом деле восхождение на Эльбрус в моём исполнении подойдёт далеко не каждому и поэтому не стоит воспринимать этот отчёт как руководство к действию, так как у меня был скорее экспресс вариант относительно того, как это принято делать:) Но начну по-порядку.

После того как я немного отошёл от гонки вокруг Эльбруса я решил таки сходить собственно и на сам Эльбрус. 9 августа я благополучно поднялся на канатке до станции Гара-Баши 3850 м., и далее уже своими ногами потопал на Приют Одиннадцати 4050 м. Дойдя до приюта, я почему-то решил тут не останавливаться, а идти выше, на сколько выше - плана у меня не было и я шёл нагруженный всем своим барахлом, шаг за шагом набирая высоту:)

Выйдя на пологий участок перед началом подъёма к скалам Пастухова я сделал привал и осмотрелся. У верхней части скал Пастухова стояла пара палаток, у нижней части тоже стояла палатка, но в нижней части как-то место под ещё одну палатку не наблюдалось, а наверх лезть желания большого не было. В результате осмотра местности я нашёл достаточно удобную площадку немного не доходя нижней части скал Пастухова и решил, что расположусь здесь. Высота моей стоянки составила 4502 м. по моему GPS. Но сразу хочу заметить, что место далеко от идеала, так как если будет дуть достаточно серьёзный ветер, то всё это может кончиться не очень хорошо, но в моём случае с ветром проблем не было и вообще с погодой мне повезло.

Вечером ничего не фотографировал, но снял пару видео роликов, вообще по ходу восхождения периодически снимал видео на мыльницу, надеюсь, что руки дойдут собрать из этого добра какой-нить ролик.

Вообще изначальный план был такой, что после первой ночёвки я один денёк должен был погулять до скал Пастухова, может быть чуть выше, а уже на вторую ночь пойти на восхождение, но по ходу дела я решил, что если я проснусь ночью и погода будет хорошая, то откладывать восхождение на следующий день не буду, пойду сразу наверх.

Ночью я проснулся без чего-то два и разбудили меня носящиеся по склону снегоходы, которые забрасывали народ на 5100, пока я грел чай и что-то там собирал в ход пошла крупнокалиберная техника - ратраки. Прежде чем пойти наверх я ещё какое-то время исполнял танец со штативом вокруг своей палатки, пытаясь снять Эльбрус таким образом, чтобы ни ратрак, ни снегоход в кадр не попали и в принципе мне это удалось, но вот избежать попадание света, от всей этой техники, у меня не вышло.

На восхождение я стартанул в 4:12. Первую остановку я сделал на высоте около 5100 метров, там куда забрасывают народ на всей этой адской технике для дальнейшего восхождения. На подходе к этому пятачку для разворота ратраков наблюдал кошмарный инцидент с участием снегохода, его водителя и пассажира-альпиниста. Уже выезжая на этот пятачок, водитель снегохода каким-то образом не справился с управлением в результате чего снегоход перевернулся и покатился по склону, как минимум первый оборот он сделал с сидящим на нём пассажиром, далее уже без людей он покатился набирая скорость. В какой-то момент он встал на гусеницу и поехал вниз с просто сумасшедшим ускорением. На траектории его движения шла группа альпинистов, на мой взгляд их спасло какое-то чудо, а именно то, что снегоход зацепился за стальной трос натянутый межды вешками и надо заметить, что трос и вешки закреплены на совесть, снегоход запутался и остановился. В общем всё обошлось, но дважды за несколько секунд я подумал, что сейчас всё кончится очень плохо!

Я же в свою очередь подвис на этом пятачке примерно на 30-40 минут, разложил штатив, пытался поймать утренний свет, получилось или нет судить вам.

Семёрочка

Ушба 4710 м.

После съёмки пошёл дальше. Начал дуть не очень приятный ветер и чем ближе я приближался к седловине, тем он становился настойчивее. На седловине я одел пуховик и жарко мне не было:) После седловины начинается решающий подъём на Западную вершину, на этом участке народ двигается особо медленно, поначалу мне казалось, что люди на склоне вообще замерли, но всё таки они шли, медленно но верно двигаясь к цели.

Верхняя часть этого подъёма была даже провешена, наверное в этом есть смысл, там и на самом деле достаточно круто.

После этого ключевого подъёма тропа выходит на относительно ровное пространство.

Ещё каких-то пару сотен метров, финишный пупок и всё, я на вершине! Текущее время 9:00, то есть на всё про всё с остановками и фотосъёмками у меня ушло 4 часа 48 минут:)
Но надо заметить, что я тут не один, тут на вершине целая толпа! Все чем-то заняты:)

Фотографируются

Даже гитару сюда запёрли)))

Я тоже попросил чтобы меня сфоткали:)

После фото я ещё немного поснимал видео и потопал вниз

Спустился ровно за два часа. Перекусил, собрался и пошёл на канатку. Пока собирался, то созвонился с друзьями, Алексей и Леонид в этот день должны были подняться на приют, но не на восхождение, а так, чисто вверх и вниз, пофоткать и поглазеть на тамошнюю обстановку. Спустились мы вместе.
В Терсколе мы были где-то в районе 17:00, то-есть всё восхождение из Терскола в Терскол заняло у меня чуть больше суток:)

Немного полезной информации:
Трансфер из Нальчика в Терскол - 400 р.
Проживание в Терсколе от 250 до 600 р. (есть конечно и дороже, но за 600 уже очень приличное жильё).
Проживание на приюте - 500 р. (в палатке бесплатно).
Аренда ботинок - 250 р. в сутки
Канатка до Мира и обратно - 600 р.
Канатка до Гара-Баши и обратно - 200р.
Такси от Терскола до Азау - 150 р.
Баня в Терсколе - 1000 р. в час.
Продукты в магазине есть практически всё, цены московские.
Для восхождения на Эльбрус понадобятся сносные ботинки (я брал пластик в аренду), кошки и палки. Ледоруб я с собой брал, но так нигде им и не воспользовался, какое-либо специально снаряжение не требуется. Тропа чёткая, во всяком случае в это время года, размечена отлично, вешки стоят везде и довольно часто.

Спасибо.

Описание и фото - хорошие. Но не указана дата восхождения - её надо указывать. Наличие светлого времени суток зависит от того, когда совершается восхождение. В зимний период светлого времени значительно меньше - это надо учитывать. Последствия восхождения без ледоруба и каски (да ещё и с другими нарушениями) хорошо иллюстрирует статья "Порывом ветра" в 77 номере журнала ЭКС (январь-февраль 2013 г.) - в январе перворазрядник Артём погиб после срыва на склоне в месте выхода на "косую полку". Он шёл без ледоруба и без каски, - тяжёлые последствия срыва во многом были следствием этих обстоятельств. При срыве он сломал ногу (в результате неверной и неудачной попытки затормозить падение кошкой) и получил черепно-мозговую травму в результате двух сильных ударов головой о склон при падении с переворотами (наличие каски могло защитить от таких травм). В результате неудачных действий партнёров по группе спасатели не смогли его быстро обнаружить и спасти. Партнёр Артёма Игорь, потеряв на склоне пуховку, ушёл и уехал вниз, оставив раненого Артёма с неопытной участницей восхождения Сашей. Он ограничился объяснением спасателям, и не пошёл со спасателями, чтобы указать им место расположения Саши и Артёма. Саша не смогла оказать помощь Артёму, должным образом утеплить его и установить контакт со спасателями, разыскивающими их на склоне. В результате Артём скончался, хотя, судя по рассказу Саши, после срыва он был жив (а "предварительный вывод" спасателей о том, что Артём погиб сразу в результате срыва был очень "удобным" для участников событий, но неверным). Замечу: расчёт светлого времени для зимнего восхождения совсем другой, чем для летнего. Замечу: при восхождении на Эльбрус многие участники опрометчиво не используют ледоруб и каски. И не берут другое спасательное снаряжение, рассчитывая на помощь спасателей. Но при этом надо учитывать, что эта помощь никогда н может прийти моментально, - даже при наличии устойчивой связи со спасателями. Восхождение на Эльбрус с использованием ретраков, снегоходов и без серьёзной и активной акклиматизации в течение 9-10 суток не может считаться ни "полноценным", ни полностью самостоятельным. На этот счёт не стоит обманываться. Описание январской трагедии не относится прямо к этой статье, но итоги трагедии надо учитывать при планировании восхождений на Эльбрус в современных условиях.

"снегоход перевернулся и покатился по склону, как минимум первый оборот он сделал с сидящим на нём пассажиром" А что с пассажиром-то стало?