Горы мира > Кавказ > Казбек >

Автор: Владимир Хлевной, Симферополь

Казбек по классике. 1 - Путь к базовому лагерю

Г.Казбек (5033м.) — потухший стратовулкан, самый восточный пятитысячник Кавказа. Для украинцев восхождения со стороны России чреваты бюрократической волокитой, так как по вершине проходит граница между Россией и Грузией. А вот грузины к украинцам (да и к другим народам тоже) относятся крайне гостеприимно. Узнав эту новость, мы на практике решили ее подтвердить, поэтому для штурма был выбран классический путь через метеостанцию по маршруту Симона Джапаридзе (2А).

Участники экспедиции. До и после

Письменный Александр

Хлевной Владимир

Басенко Матвей

Блинов Алексей

Погорелец Леонид

Въезжать в Россию было решено не через паром в Керчи, а со стороны Ростова. Это дальше на 250 км., но по времени и финансовым затратам гораздо выгоднее. Общий километраж поездки, с учетом посещения Тбилиси, составил около 3000 км., что с учетом дешевого российского бензина обошлось нам в 2000 грн. (по 400 грн. с человека). Выехав утром из Симферополя, к обеду мы достигли границы с Россией. 3-4 часа, проведенных на таможне промелькнули незаметно. За Ростовом на Дону нас настигла ночь...

Дороги в этой части России отменные, поэтому 800 км. до границы с Грузией было решено проехать ночью. Рассвет нас застал где-то под Владикавказом. Впереди в туманной дымке угадывались Кавказские горы.

Путь от Владикавказа проходит по Военно-Грузинской дороге. Через 30 км. начинается Дарьяльское ущелье. На протяжении 3 км над руслом Терека поднимаются скалы до 1000 м высотой. Дорога проходит по ущелью, пересекая тоннель и мост — на российской стороне, а затем еще один тоннель внутри которого проходит российско-грузинская государственная граница.

В 6 часов утра мы были на таможне, но очередь была уже очень велика. После двух часов ожидания мы начали обращать внимание, что по встречной полосе вне очереди то и дело проносятся автомобили. Отнесясь к этому спокойно (в каждой местности есть свои "блатные"), мы мирно завтракали на капоте автомобиля. Оказалось, что это обычные местные джигиты, а проникают они за счет своей бесконечной наглости. Работники таможни никак в это не вмешиваются. Когда количество джигитов превысило критическую отметку, народ все-таки взбунтовался и собственными силами перекрыл встречную полосу. Мы стали продвигаться быстрее.

На российской таможне нам сразу объяснили, что за беспрепятственный проезд необходимо выложить 1000 российских рублей, неповиновение грозит тщательным распаковыванием и запаковыванием своих вещей. Помня о ключевом принципе северокавказских отношений (торговаться по любому поводу), мы тут же сбили цену до 500 руб. (Перед Владикавказом с нас потребовали штраф за превышение скорости в размере 5000 руб., но Александр умелым торгом снизил его размер до 1000 руб. плюс бутылка водки!!!).

Грузинская же таможня повергла нас в изумление. Проехав 3 км. по нейтральной зоне, мы приблизились к небольшой будочке, в которой находился опрятно одетый и выбритый работник таможни (в отличие от российских коллег). Опустив стекла и не выходя из машины мы отдали паспорта и наблюдали как поочередно он направляет на нас что-то вроде вебкамеры. Вебкамера сама находила владельца паспорта. В течение 10 минут осмотр был закончен и нам пожелали счастливого пути. Завороженно глядели мы на остатки древнего замка царицы Тамары, который находился совсем рядом.

Замок был не таким уж древним, а рядом находился подъемный кран.

Продолжив путь по Дарьяльскому ущелью, мы радовались как дети...

Наш путь лежал в поселок Степанцминда, который находился в 10-ти км глубже в горы. Эта историческая область Грузии называется Хеви, а ее жители - мохевцы. Она расположена с северной стороны Главного Кавказского хребта, а с остальной частью Грузии соединяется через Крестовый перевал (2384 м).

Наконец, впереди, появился укутанный облаками Казбек. Вокруг все благоухало и цвело. Мы находились на высоте 1700 м. от уровня моря и после крымской жары здесь было как в раю.

Само восхождение начинается от поселка Степанцминда, который является центром Казбегского муниципалитета. Путь пролегает через Цминда Самеба (Гергетскую церковь), которая находится на 300 м. выше и исключительно живописна с любого ракурса и при любом освещении.

До церкви можно еще доехать на машине, и мы решили воспользоваться такой возможностью.

Троицкая церковь в Гергети (Гергетис Цминда Самеба) расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.

Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.

Стены вокруг церкви сложены из камня без какой-либо связки, не понятно, как при этом они не разваливаются.

Что интересно, за посещение практически любых исторических памятников в Грузии не берут денег. Внутри храма можно поставить свечку, но делается это абсолютно бесплатно, просто лежат свечи и каждый берет сколько надо. В храме фотосъемка запрещена, поэтому фото скачано из интернета.

Внизу в долине реки Терек раскинулся поселок Степанцминда.

Вокруг церкви все ухожено, посажены молодые березки, растут цветы...

Police line. Do not cross!!!

Немного ниже церкви есть красивый родник.

Вода в роднике вкусна и холодна.

Огромная поляна рядом с храмом - излюбленное место ночевок туристов самых разнообразных национальностей и направлений. Совсем матрасные туристы поднимаются туда на такси, некоторые проделывают путь пешком. Для кого-то это конечная цель, другие держат путь на метеостанцию (наш базовый лагерь), ну а кто-то идет еще выше...

С вершины холма был виден путь, который предстояло преодолеть завтра. Он проходит мимо машинок, а потом ровно по хребту Квенетмта (Долина цветов), расположенному на переднем плане.

Осмотрев достопримечательности, мы направились в заросли берез устанавливать наш первый лагерь. Водители, тем временем, договорились в ближайшем селе Гергети оставить машины на время восхождения.

Березы вокруг лагеря росли диковинные: все покрученные и кустистые.

Утро порадовало хорошей погодой. Казбек был великолепен и мы с вожделением представляли, как близок он будет к нам через два-три дня.

Тем временем, лагерь подвергся нападению коров, которые выходили одна за одной из березовых зарослей.

Красоты альпийских лугов сподвигли нас на фотосессию. Задействовав все три аппарата, участники экспедиции фотографировали все, что только можно. Вот один из таких объектов.

Около 9-ти часов утра лагерь был собран и наше восхождение началось. Базовый лагерь находится на высоте 3650 м. От Цминды Самебы это около 1500 м. набора высоты. Теоретически все проходится за один день, но для правильной акклиматизации высоту надо набирать постепенно, примерно метров по 600 в день. Поэтому, было решено сделать промежуточную ночевку на высоте 3000 м. за перевалом Саберце (2950 м). Итак, мы вышли на второй уровень (выше матрасников, но ниже продвинутых восходителей, назовем его уровнем продвинутых матрасников).

После первой сотни набранных метров закончился последний карликовый лес и начались душистые альпийские луга.

Самыми тяжелыми были, конечно, самые первые метры пути. Они были тяжелы, так как с непривычки хочется ломиться во всю прыть, а надо себя заставлять идти медленно премедленно. Если это соблюдать, то никаких последствий разреженного воздуха не наблюдается и кажется, что мы находимся на уровне моря.

На Эльбрусе, где мы побывали двумя годами ранее, было не так: первая ночевка у нас была на 3500 м. и мы весь вечер развлекались тем, что после небольшой пробежки получали хорошую дозу головокружения, за счет чего сэкономили суточную дозу спирта. А окончательного привыкания на высоте 4000 м. (Приют одиннадцати) у меня не было даже на пятый день. Короче, мучились мы там...

А здесь было просто прелестно. Набирая по 150-200 м. за один переход, мы уже к обеду были недалеко от места ночевки. С хребта тропа сместилась в небольшую балку в верховьях которой находился перевал Саберце.

Перевал Саберце представляет собой небольшое выполаживание в хребте. Количество растительности с этого места уменьшается еще в несколько раз.

С перевала открылся живописный вид на Гергетский ледник. Его предстоит нам пересекать завтра. А в верхней правой части фотографии едва просматривается метеостанция - наш базовый лагерь.

Жители Грузии весьма религиозны, кресты на маршруте встречаются довольно часто.

По всей Грузии на видовых площадках встречаются информационные щиты. Мы их встречали и в Тбилиси, а на склонах Казбека их было, кажется четыре.

После перевала тропа слегка спускалась вниз к руслу реки Чхери.

Река Чхери не настолько велика, чтобы тянуть переправу, и не настолько мала, чтобы перейти ее без порции адреналина. Вода в реке черна как нефть от примесей песка. Выручает то, что, даже будучи мокрыми, камни совершенно не скользят.

После пересечения реки нам пришлось покинуть собачку, которая от самой церкви шла вслед за нами. После переправы эстафету принял другой пес. Сопровождая группы вверх и вниз, эти четвероногие друзья зарабатывают себе пропитание.

За рекой было место ночевки. Мы начали обед плавно переходящий в ужин.

Готовить на такой высоте приходилось в автоклаве, так как температура кипения воды там намного ниже. Например, в базовом лагере это было 85 градусов Цельсия. Еда была такая, чтобы можно было закинуть сразу все ингредиенты и больше не открывать. Борща это, конечно, не касается. Его мы готовили внизу.

Закипевшая скороварка снималась с огня, заматывалась в ткань и кипела там еще минут 10 без огня. Затем долго спускался пар.

После ужина все занялись подготовкой снаряжения к восхождению, а также пассивной акклиматизацией.

Утро выдалось слегка туманным, однако вскоре все облака, кроме одного растянуло.

Вот оно - единственное облако. Оно висит над Казбеком практически всегда, поэтому даже в отличную погоду с вершины можно абсолютно ничего не увидеть. Требуется особая тактика, чтобы избежать этой неприятности.

Последние гигиенические процедуры на фоне просыпающейся природы - и мы готовы в путь.

В этот день нам предстояло набрать еще 650 м. высоты, и из зоны тундры выйти в зону арктических пустынь.

Первая часть пути проходила по боковой морене Гергетского ледника. Сейчас ледник сильно потаял, но говорят, что года два назад он был гораздо шире и длиннее.

На привалах участники экспедиции пытались установить связь с большой землей.

Растительность почти полностью исчезла, мы приближались к леднику.

Исток ледника начинается на высоте 4500 м. на Казбекском плато, вдоль него будет идти наш маршрут восхождения. А здесь, на высоте 3200 м. он уже совсем не красавец.

Ужасно захотелось побывать в рантклюфте, здесь они огромные. Рантклюфт — это такая трещина, которая протаивает под влиянием теплового потока от скал.

В нижней части все тело ледника покрыто моренными отложениями. Морена - представляет собой смесь обломочного материала самого разного размера, образующегося в результате перетирания обломков ледником при его движении.

По морене идти удобно, ноги почти не проскальзывают, но многие, с целью тренировки, одевают кошки и связываются веревкой. Я поступил как все...

Воздух прогрелся до 15-ти градусов и по леднику текли ручейки и речечки, увлекая за собой камешки и камни.

Весь ледник был испещрен трещинами, похожими на кожу человека под микроскопом.

Некоторые из них были весьма внушительны. Здесь было гораздо интереснее, чем на Эльбрусе.

Некоторые группы забрасывают свое снаряжение на лошадях. Но нам сказали, что лучше этого не делать, так как местные жители будут нас за это презирать. Чтобы не нарушать традиции, мы отказались от этой затеи. Да и денег на это (140 лари или 700 грн.) у нас не было...

После пересечения ледника оставался последний взлет в 150 м. и мы попали к месту нашей постоянной дислокации.

По мере приближения к противоположному краю ледника все отчетливее прорисовывался наш базовый лагерь. Альпинистский приют "Betlemi Hut" расположен в здании бывшей метеостанции, которая является самым высокогорным зданием в Грузии.

Метеостанция.

Ее история берет начало еще в в 20-х годов прошлого века, когда было решено построить приют для первых грузинских альпинистов, которые начали освоение новых маршрутов на Казбег. В 1933 году деревянное здание было построено на высоте 3653 метров и было названо в честь Симона Джапаридзе, грузинского альпиниста. В 1941 году на том же месте, построили каменное здание, являющееся убежищем для альпинистов и выполняющего роль метеостанции.

В 1998 году приют был назван Бетлеми Hut. Ежегодно он принимает тысячи грузинских и иностранных туристов, которые остаются там в течение ночи на пути к Мкинварцвери Пик (гора Казбег). Внешний вид тоже изрядно поменялся: фасад и внутренние помещения разрисовали современные художники.

Перед приютом есть могила неизвестного человека. Даже смотритель приюта не знает кто в ней похоронен, но тем не менее он терпеливо поправляет памятный знак, когда его валят на землю проходящие туристы.

Есть место для отдыха и созерцания. На этой площадке также собираются группы перед штурмом вершины.

Только на этом капитанском мостике работает мобильная связь, по вечерам можно наблюдать как жители приюта сосредоточенно набирают СМС-ки, свесив свои ноги с обрыва в пропасть.

У нас получалось наладить связь еще и таким вот образом. Но это не всегда получалось, так как к вечеру равновесие не всегда удавалось удержать.

Особого внимания заслуживает туалет, одна из кабинок которого свисала в пропасть и через отверстие в полу можно было следить за перемещениями Гергетского ледника. Поляк на фото, выходящий из клозета, сказал мне: " Итс спешиал экспиарэнс!"

Продукты в приют завозят лошадями, а скапливающийся мусор пакуют в мешки, затем забирают вертолетом.

Из-под метеостанции открываются живописные виды.

Одновременно на приюте ночует много групп из разных стран. Нам встречались украинцы, поляки, болгары, латыши, иранцы, американцы, кажется были даже москвичи. Некоторая часть их ночует непосредственно в здании (20-25 лари), основная же масса - в кемпинговом лагере (10 лари с палатки).

Поляки для чего-то на чужой памятник прикрутили табличку в память своему президенту.

Ниже метеостанции разбросано очень много разных интересных раритетных вещей.

Мы обустроились в двух палатках неподалеку с вертолетной площадкой. Это был наш базовый лагерь. Все дальнейшие выходы совершались налегке, а вещи оставались под присмотром всех остальных жителей кемпинга.

Как ни странно, на такой высоте еще росли небольшие кустики травы. Глядя на них мы иногда тосковали по зелени.

Теперь, в соответствии с нашим планом, нам предстояло провести два дня в акклиматизационных прогулках, один день отдыха и затем был намечен штурм вершины. Но об этом в следующих частях.