Руководитель: А.Ступченко, Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по З. и Ц. Кавказу летом 2013. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

Перевал Лётчика Машкова (1А, 3500м). Прохождение со стороны р.Акбаши, р. Кубань в долину р.Уллухурзук. Снята записка-в туре записка не обнаружена.

...

От р.

3:20

5:25

600м

солнце, переменная облачность

трава, каменное русло ручья

в касках, группой, с трекинговыми палками

Рис. ХХХ Перевал пер.Лётчика Машкова.

6.00. Подъём. Лагерь в тени, ясно, туман. В 7.30 появляется солнце.

8.50. Тропа идёт вдоль правого (левого ор) берега р.Уллухурзук. Сначала траверсом по травянистому склону, дальше спускается ближе к реке, по камням. По дороге во всей красе виден Эльбрус. Погода ясная, но на Эльбрусе висит линза.

Подходим ближе к леднику и изучаем склоны на противоположном берегу, по которым предстоит подниматься. Видим, что склон слева от планируемого значительно удобнее для подъёма. Ледник Кюкюртлю в нижней части зачехлённый. Это нагромождение растаявших и ледяных частей. Переход по нему в этой части сопряжён с большим количеством спусков-подъёмов по поверхностным моренам. Поэтому решаем поискать брод.

10.15. Оказывается, уровень воды в это время достаточен для перехода индивидуально в бродовых тапочках. Воды где-то по колено. После мутного освежающего душа для ног поднимаемся по травянисто-осыпному склону плотной группой. Затем траверсом переходим в правый кулуар к запланированному маршруту. Далее траверсом вправо проходим место развилки маршрутов на перевалы Кольцевой (налево) и Машкова (направо). В этом месте осыпь достаточно подвижная, подстраховываемся палками "наизготовку".

12.30. Поднимаемся в широкий просторный цирк, видим перед собой широкий гребень с ровными склонами. Здесь крутизна немного уменьшается, осыпь почти не едет. Наш перевал отсюда не виден, не виден даже его цирк. Продолжаем подъём по руслу ручья, уходящего немного вправо. Русло узкое, по краям осыпные склоны. Крутизна увеличивается. Дальше идёт тягун с крупно-каменной осыпью выходящий в цирк перевала. Здесь между камнями ещё течёт ручей. Похоже, что выше воды уже нет. Поворачиваем налево.

Перевальный взлёт некрутой каменный склон, изредка попадается растительность. Крутизна постепенно уменьшается. Постепенно уменьшается и размер камней.

15.00. Сам перевал - это практически одно огромное плоское поле. На нем есть небольшая скала с памятником экипажу самолета, разбившегося в годы войны вблизи перевала. Сам перевал технической сложности не представляет, сложен нудными осыпными подходами.

Спуск начинается в самой левой части поля, где идёт явная тропа в обход снежников. Тропа идет то по крупной, то по мелкой слабо подвижной осыпи, тем не менее хорошо читается. Приходим на выполаживание, где любуемся красивыми ручейками в траве.

Далее идём правым берегом вдоль ручья. Трава, камни, кое-где выходим на тропу. Переходим на левый берег, но упираемся в обрыв. В этом месте возвращаемся на правый берег. Тропа идёт траверсом и заходит довольно высоко, чтобы обойти обрывы. По тропе минуем ручей-приток. Сухой переход с прыжками, воды много. Это уже р.Битюктбьекол. Тропа уходит вверх и спускается траверсом далеко от реки. Тропа часто теряется или расходится на множество коровьих троп. Подходим к месту впадения ручья, стекающего из района пер.Балкбаши. Форсируем его сухом бродом с прыжками, рельеф и обилие больших камней позволяет. Недалеко разбиваем лагерь.

Теперь есть время спуститься к кошу и нарзанному источнику. В коше нам предлагают айран по 100р/л. Чуть ниже ряд строений, палаточный лагерь, гостиница. Тут же колодец прямо в земле - сильногазированный нарзанный источник. Действительно как хорошая газировка. Ниже по течению к сгоревшей гостинице приезжает магазин, но туда мы уже не пошли.

Уже из лагеря наблюдаем, как с противоположного склона спускается стадо баранов. Весь огромный склон покрыт черными точками, баранов там по крайней мере не меньше тысячи.

Высота стоянки 2690м, координаты 43°24'2.55''С 42°21'33.58''В.

День 7 27.07.2013. р.Битюктебекол - пер. Балкбаши(1А, 3708м) - верховья р.Кызылкол от ледн.Уллучкран.

9:15

1000м

-800м

10км

солнечно, потом облачно, туман, ветер

в касках, с трекинговыми палками

Перевал Балкбаши (1А, 3708м). Прохождение со стороны р.Битюктюбекол в долину р.Кызылкол. Снята записка ТК Романтик г.Одесса рук.Давидович А.С.

Движение

От р.Битюктюбекол и до перевала

3:25

5:05

1000м

солнце, холодный ветер

трава, осыпь - тропа

в касках, группой, с трекинговыми палками

От перевала до бродов тропы через Кызылкол

2:15

-800м

облачно, морось

осыпь, трава - тропа

в касках, группой, с трекинговыми палками

Рис. ХХХ Перевал пер.Балкбаши.

6.00. Подъём. Проспали до 6.25. Стоянка в тени, ясно. Стадо овец гонят обратно на выпас на склон. Хорошо, что это действо происходит на той стороне реки.

Согласно описанию и карте тропа на перевал Балкбаши идёт по хребту слева от реки. От стоянки вверх мы видим 2 ущелья с ручьями прежде, чем начнется основной хребет. Тропы от нас не видно. Поднимаемся сразу же из ущелья на холм, затем переходим на хребет и идём на него в лоб, тк тропы не видно. Дальше проходим траверсом налево, на противоположный склон и видим куски тропы сзади, но не впереди. Дальше решаем вернуться и идти согласно описанию по самому хребту. И тут видим турик и встаём на тропу. Дальше тропа поднимается на самый гребень, что соответствует описанию и карте. Однако, где заход на тропу остаётся неясно. Видимо, тропа проходила выше нашей стоянки, но мы её в какой-то момент перешли, не заметив. Похоже, в начале она прерывается.

11.20. Продолжаем подниматься по тропе по гребню. Солнце, тучи с Эльбруса, холодный ветер. Ловит Мегафон. Встретили группу из турклуба Романтик г.Одесса. Они шли навстречу из Джилысу, ночевали под Балкбаши и сообщили нам, что если спускаться по тропе, то серьёзным препятствием будет переправа через реку. И что после 10 утра её перейти невозможно. По мере приближения к перевалу становится все более наглядной роль северного отрога Эльбруса, на котором находится перевал Балкбаши, и хребта, уходящего на северо-запад, в формировании погоды. Здесь находится водораздел Кубани (Уллухурзук, Битюктюбекол) и Терека (Малка, Кызылкол). Здесь же погода боролась с непогодой. Туман и сплошная облачность поднимаются из долины Малки, с северо-востока. Облака поднимаются над хребтом и сдуваются юго-западным ветром обратно. В долинах Кубани, откуда мы идём, остаётся солнечная погода с небольшими летними облаками. Мы же через перевал попадаем в непогоду.

13.30. Тропа по осыпным склонам приводит на седловину, оборудованную хорошими стоянками с ветрозащитными стенками. Что здесь явно не лишнее, ветер сильный. Но спуск здесь в долину р.Чемарткол, что нам совсем не нужно. До перевала ещё 200м по гребню отрога Эльбруса. Тропа продолжается по гребню среди камней промаркированная туриками.

14.15. Сам перевал находится на северо-западном отроге Эльбруса между ледником со стороны Эльбруса и совсем рядом от вершины 3714. Это просто понижение на хребте среди камней.

Спуск начинаем по тропе, которая сразу уходит на север и идёт траверсом по хребту вдоль ледника Уллучкран и далее вытекающей из него реки. Мы идём по тропе в середине по высоте склона. По всей видимости, есть параллельные тропы ниже - ближе к леднику и выше по хребту. Спускаемся траверсом, склон осыпной. Слева на хребте остаётся пер.Балкбаши Северный. Основная тропа уходит немного влево, оставаясь на склонах хребта, мы же продолжаем движение вперёд переходя на старый моренный вал. По нему также идёт тропа. Нам представляется, что тут и идти удобнее и дорога короче. К тому же осыпной склон не является идеально безопасным с точки зрения камнепадов.

Место перехода тропы через реку находится после просторного выполаживания. На нем река разливается на несколько рукавов и видны шикарные броды. Основная часть группы спускается ниже почти до намеченного места брода в поисках стоянки, поскольку вечером перейти там нереально. Тем временем Вася оказывается на той стороне посуху, он перешёл на широких разливах. В результате, всем надо подняться обратно до разливов и спокойно перейти по камням. Проход, конечно, надо поискать, тк река здесь сильная. Но по разливам это сделать не так сложно даже во второй половине дня.

Броды мы прошли в ~17.30. Координаты 43°25'23.95''С 42°26'10.23''В.

Дальше осталось лишь найти удобное место для стоянки, на что мы потратили около 500м линейно. Дошли до тропы и места перехода тропы через реку. Убедились в невозможности брода в этом месте в это время. Спустились ещё чуть ниже в поисках чистой воды.

20.00. Погода портится, иногда моросит. Поставили лагерь, поели, легли по палаткам. И тут начался уже сильный дождь.

Высота стоянки 2900м, координаты 43°25'37.64''С 42°26'20.12''В.

День 8 28.07.2013. Ур.Ирахиксырт - долина р.Кызылкол - поляна Эммануэля - ур.Джилысу - полудневка.

9:30

9км

облачно, морось

свободное, группой

6.00. Подъём. Дождь проливной всю ночь и утро. Готовим под дождём, едим в небольшой просвет, собираемся под дождём. Но дождь у нас, а все вершины хребтов белые, в горах выпал снег. Красота. На глаз граница снега примерно на 3300м.

9.30. Ждём ближайшего просвета и выходим. Тропа уходит вверх по склону и отдаляется от реки. Выходим на плато Ирахиксырт и идём практически по ровной местности. Внизу в долине Малки туман. Сзади нас ущелье Малки открывается лишь в редкие просветы. Справа величественная панорама северных ледников Эльбруса и урочищ перед ними также появляется из тумана лишь на считанные минуты. Сам Эльбрус спрятан за плотной пеленой облаков. Привал делаем у триангуляционного знака, посреди зеленого поля обозначающего вершину 2961.8. Практически по всему плато уже идёт не тропа, а хорошо наезженная дорога. Справа видим плоское урочище Аэродром. На спуске к поляне серебряных источников дорога уже сильно размыта, зарождается овраг. Вместо неё по полю рядом другая дорога. Находим подходящее место для брода и попадаем на широкую поляну. Здесь палаточные лагеря, здесь ездят машины туда-сюда, здесь пост МЧС КБР.

Регистрируемся и узнаём полезную информацию. Место называется Серебряные источники, чуть ниже поляна Эммануэля. Узнаём, что "горячие" источники в Джилысу работают по расписанию и мы как раз успеваем на мужскую сессию. На Джикаугенкёз нам рекомендуют подниматься прямо из Джилысу, не возвращаясь к поляне Эммануэля. Поскольку на Джикаугенкёз опасны трещины-колодцы, нам рекомендуют при плохой погоде держаться ближе к горам с востока от плато.

12.00. Чтобы попасть в Джилысу отсюда, надо спуститься по дороге к концу поляны, перейти по подвесному мостику речку, спуститься 200м по другой дороге и перейти речку обратно по мосту уже в Джилысу. По этой дороге постоянно ездят вверх-вниз машины с экскурсиями, в основном уаз-буханка. Перед вторым мостом дорога внезапно превращается в тропу. Сам мост видимо когда-то был автомобильным, это единая металлическая конструкция. Но сейчас он лежит на камнях под таким углом, что пешеходам надо держаться за поручни. Да и подъездов к нему нет. Зато справа от него красивый водопад. А слева купальня "горячих" источников и трубы от разных нарзанов для питья.

Интересно, что купальня и раздевалочка для неё находятся практически на дороге. Пройти мимо, не заглянув на то, что там творится, сложно. Мужское время с 14.00 и ещё не настало. Поэтому, попив нарзана, отправляемся в единственное здесь кафе. Надо отметить, что народа достаточно много. Здесь несколько палаточных лагерей отдыхающих на машинах. Есть уже построенные гостевые домики или гостиницы. Строят-расширяют дорогу. Люди приходят сверху с поляны Эммануэля и из палаток у серебряных источников. Тем не менее кафе одно, никакой конкуренции. Меню достаточно, хотя и небогато. Еда вполне сносная. После цивилизованного обеда поднимаемся чуть выше стихийного кемпинга и ставим свой лагерь. Теперь есть время и для источников.

17.00. Источник - это выложенная камнем ванна, куда по скале стекает нарзан. В ванну помещается одновременно человек 10, вода на уровне груди. В скале на уровне спины дыра, откуда выходит газ. Поскольку это под водой, получается своеобразное природное джакузи. Причём, силы выхода газа достаточно для массажа спины. Есть только 2 "но": во-первых, температура этих горячих ванн отнюдь не велика, по ощущениям 22-23°. Т.е. особенно в дождливый день это отнюдь не расслабляющее мероприятие. Кроме того, время приёма ванны ограничено 15 минутами. И даже это время с первого раза не всем удаётся выдержать, газ делает своё газовое дело. С точки зрения сервиса это совок. С одной стороны, это не совсем самодеятельное место - следы как окультуривания, так и бизнеса присутствуют. С другой - такое понятие как сервис тут отсутствует, особенно в европейском смысле. Прямо раком с купальней стоит недостроенный дом - не видно, чтобы его пытались снести или окультурить. Но тут же из разных труб можно попить нарзанов из разных источников. Какие-то трубы проведены даже с противоположного склона.

После 6 вечера из ванн спускают воду и туда можно зайти в одежде (совместно м+ж). Просто подышать газом.

Мегафон в Джилысу ловит. Но для этого надо подняться на гребень над стихийным кемпингом.

Высота стоянки 2400м, координаты 43°25'58.17''С 42°32'17.40''В.

Рис. ХХХ Сырты, Джилысу, подход под Джикаугенкёз. Зелёным предполагаемый путь тропы в обход горы 3227.

День 9. 29.07.2013. Ур.Джилысу - подход к плато Джикаугенкёз.

11:30

6.5км

облачно, туман, морось

группой

6.00. Подъём. Реально проснулись в 7.00. Перед выходом ещё раз набрали нарзанов в источнике.

10.40. Поднялись на гребень над нашей стоянкой, где ловит мегафон. По гребню вышли на большое поле и продолжили движение на юг. Поднялись на холм, прошли по плато, где пересекли ручей и каменную реку. Над нами постоянно висит облако, видно, что скоро мы пойдём в тумане. Над Джилысу дождевое облако. И отсюда уже видно, что за Балкбаши по-прежнему сияет солнце.

Дальше предстоит подъём по камням. И тут траверсом по большим скользким камням мы уходим влево. На склоне встречаем турик, переходим ручей, некоторое время продолжаем движение траверсом на восток, но потом поворачиваем на юг и поднимаемся в гору. Всё это происходит в условиях плотного тумана. Тут мы оказываемся на вершине, соседней с 3227, и, делать нечего, спускаемся к небольшому выполаживанию. По всей видимости, тропа, турик от которой мы встретили перед подъёмом на гору, уходила вдоль ручья в обход горы (на карте зеленым). Но в плотном тумане мы это место пропустили. Поход по камням осложняло то, что все они покрыты тонким слоем снега после недавнего снегопада. Кроме того, это северные склоны и все камни покрыты скользким лишайником.

Продолжаем двигаться по ложбинке между горами. Пересекаем практически ровное плато размером с пару футбольных полей. В надежде на воду мы выходим к озеру на карте перед ледником Джикаугенкёз. Но озера на этом месте нет. Только камни под снегом. Проходим ещё немного и встаём у меленького ручейка с талой водой. Отсюда уже видно само плато, кусочек Эльбруса и даже наш перевал Ирикчат. Всё вокруг бело в снегу. И чем выше, тем больше снега. Но тут и там из-под снега пробиваются цветы.

Вечером опять пошёл снег. И к отбою его нападало уже больше 10 см.

Высота стоянки 3240м, координаты 43°23'24.43''С 42°32'29.69''В.

Рис. ХХХ Плато Джикаугенкёз, перевал Ирикчат.

День 10. 30.07.2013. Плато Джикаугенкёз - пер.Ирикчат(1Б, 3660м) - долина реки Ирик.

6:00 Подъём. 9:30 Выход.

17:05

17:55

-430

свежий снег по курумнику, тропа

18:20

11км

облачно, снег, временами солнце

в связках (2-3-3) с ледорубами, след в след

Перевал Ирикчат (1Б, 3660м). Прохождение со стороны р.Джикаугенкёз в долину р.Ирик. Снята записка ТК Планета Ростов-на-Дону рук.Белова А.А.

Плато Джикаугенкёз

3:20

5:20

облачно, снег, солнце

закрытый ледник

в связках, шаг в шаг, с ледорубами

Перевальный взлёт

облачно, снег, туман

закрытый ледник

в связках, ступени, с ледорубами

Спуск до слияния р.Ирикчат и р.Ирик

3:15

4:00

-1250

облачно

тропа по осыпному, затем травянистому

группой, с трекинговыми палками

6.00. Подъём. Солнце, снег 10-15см, мороз, лёд. Всё белое и красивое, виден Эльбрус. Холодно. На солнце воздух быстро нагревается, но видны облака и ветер. Летают вертолёты.

Идём на плато по направлению к пику Калицкого. По сравнению со старой картой ледник в этом направлении сильно отступил. Доходим по камням до мощной реки, текущей по направлению от пика Калицкого в сторону северо-восточного языка ледника. Река опоясывает ледник с запада. Похоже, что ледник покрыт мореной. Но для нас после снегопадов это закрытый ледник под приличным слоем снега. За рекой всё плато выглядит как одно большое ровное снежное поле.

Одеваем обвязки, связываемся, берём ледорубы. Кошки не нужны, тк свежий глубокий рыхлый снег. Идём в связках след в след. Реку форсируем вброд в месте её слияния с одним из притоков. Поток бурный, но мы переходим по камням. Видимо, действует морозная погода. Передвигаемся медленно, связками, шаг в шаг. Плато преодолеваем за 4 перехода, обходя обнаруженные под снегом трещины и ручьи. Периодически появляется солнце и тогда жарит со всех сторон, особенно от снега снизу. Иногда находят облака и идёт снег. Сзади в Джилысу всё черно. Видим несколько проходящих (мимо) групп. Одна идёт поперёк с востока на запад обходя пик Калицкого с юго-запада. Судя по следам, они спустились с пер.Джикаугенкёз и пошли в направлении Ачкерьякольского лавового потока либо траверсом по полям на север. Другая группа прошла по гребню через пер.Ирикчат в сторону г.Рыжий бугор.

15.00. Подходя к перевальному взлёту стремимся в правую его часть (по ходу). Здесь более пологое начало. Продолжаем движение в связках с ледорубами по ступеням шаг в шаг. В нижней трети переходим трещину. Крутизна постепенно увеличивается, мы идём почти в лоб. В верхней части небольшой траверс. Примерно на середине подъёма накрывает туман снижая видимость до 30-50 м.

Седловина перевала ровная широкая, снежная. На перевале встретили пару, поднимавшуюся навстречу, в бахилах и кроссовках.

Тропа на спуск начинается в левой части седловины. Перевал настолько хожен, что по вчерашнему снегу идёт хорошо набитая тропа. Граница снега ок 3200м. Часто попадаются оборудованные стоянки. На одной из них стоит группа чехов.

Осыпной склон сменяется травянистым, спускаемся по тропе. Ищем стоянку чуть раньше запланированного места.

Высота стоянки 2775м, координаты 43°18'35.70''С 42°35'16.38''В.

День 11. 31.07.2013. Долина реки Ирик - подход под пер.Терсколак.

11:35

+900м

7км

солнце

по долине свободное, на подъёме плотной группой в касках с палками

7.00. Подъём. Мороз, небо ясное, солнце за горой. С утра на стоянке пасётся табун лошадей. Собираемся, сушимся. Недалеко собирается другая группа, по тропе вверх проходит ещё одна.

8.30. В лагере появляется солнце, сразу становится веселей, сушка идёт быстрее.

10.40. Идём вниз по тропе по левому берегу р.Ирикчат. Спускаемся до слияния рек Ирикчат и Ирик. Переход реки раньше затруднён, тк по противоположный берег скален и крут. Реки сближаются почти вплотную, а сливаются на 1 км ниже. Тропа идёт высоко левым берегом, спускается, видимо, в пос.Эльбрус. Нам нужно по соседнему ущелью вверх. Поэтому мы спускаемся к реке и ищем брод. Сухого брода не находим, погода хорошая, переходим в бродовых тапочках, воды примерно по колено.

12.30. Поднимаемся на гребень, разделяющий реки. Переходить р.Ирик сразу не стремимся. Считаем, что выше уровень воды будет меньше. Последний перевал у нас вариант - Терсколак или Терскол, оба категории 1Б. По описанию основной перевал Терскол имеет крутой ледовый участок, что в условиях прошедших обильных снегопадов и последующего таяния становится опасным. Поэтому идём Терсколак.

Тропа по ущелью идёт по обеим сторонам реки. Мы поднимаемся по правому (левому ор) берегу. Входим в ущелье, склон травянистый, пасутся лошади. Тропа иногда исчезает, затем появляется вновь.

Ориентиром для начала подъёма под перевал служит красивый водопад в середине склона под перевалом. Нам надо обойти слева от него. Подъём под скалы раньше и траверс выглядит более опасным. Путь слева от водопада идёт по осыпям и частично по травянистым склонам. Ищем место брода, что тут довольно сложно. В конечном итоге находим 2 камня, между которыми бурный поток. Перепрыгнуть надо широкое место, поэтому почти все рюкзаки переносит на себе Саня, прыгая туда и обратно десятки раз.

Подъём на крутой травянистый склон начинаем короткими траверсами. Идём слева от ручья, вытекающего от водопада. Держим направление на водопад, чтобы обойти его слева выше. Над водопадом идём небольшим траверсом в правую часть склона, чтобы попасть между скалами под бараньи лбы. Еле видимая тропа обходит бараньи лбы по осыпному лавинному выносу. После скал попадаем в цирк перевала с оборудованными стоянками. Склоны г.Терсколак слева по ходу камнеопасны, на снегу много свежих камней. Но сыпет не сильно, камни останавливаются далеко от стоянок и нашего маршрута. Всё равно внимательно следим за склонами.

Рис. ХХХ Перевал Терсколак, подход и спуск.

Высота стоянки 3270м, координаты 43°18'0.61''С 42°32'1.45''В.

День 12. 01.08.2013. Перевал Терсколак(1Б, 3520м) - пос.Терскол.

8:05

-1350м

7.5км

солнце

Перевал Терсколак (1Б, 3520м). Прохождение со стороны р.Ирик в долину р.Терскол. Снята записка ТК Планета г.Ростов-на-Дону рук.Трепко Сергей.

От слияния р. Ирик и Ирикчат до цирка

5:00

-1300м

солнце

закрытый ледник, крупная осыпь, тропа по скалам

в касках, группой, с трекинговыми палками

6.00. Подъём. К подъёму завтрак уже почти готов - дежурные постарались. Быстро на стоянке появляется солнце. Со склонов горы слева иногда сходят камни.

8.05. На подъёме держимся правой части перевального взлёта. Стараемся по возможности обходить небольшие снежники. Сходящие рядом с горы камни на перевальный взлёт не попадают.

Седловина перевала широкая, снежная. Ночью снег смерзся, можно ходить по насту. Турки находится почти в центре седловины. На подъёме на снегу и на спуске видим следы одного человека. Видимо, он прошёл тут в качестве прогулки (не оставляя записки) не далее, чем 2-3 дня назад. Снегопад был совсем недавно. По этим следам можно проследить, где идёт тропа.

На спуск идём от правого края седловины вправо, где начинается некрутая часть ледника. Ледник под толстым слоем снега, а на снегу наст, который в большинстве случаев держит. Ледник поворачивает налево и мы выходим на большое поле крупной осыпи. Этот участок ограничен обрывами в сторону ущелья с одной стороны и горным склоном с другой. В дальней левой части видим турики и выходим на тропу.

Дальше спуск без тропы весьма затруднен из-за крутых скал. Но найти тропу не составляет проблем, турики видны хорошо. Тропа проводит через крутые скальные и травянистые склоны. Крутой участок достаточно большой. Кончается он у красивейшего водопада. Дальше спускаемся по зелёной долине. Появляются следы человека, строения и дорога приводит в пос.Терскол примерно в районе здания МЧС.

Высота гостиницы на поляне Чегет 2080м, координаты 43°14'51.66''С 42°31'30.70''В.

День 13. 02.08.2013. Пос.Терскол - стн.Гарабаши(Бочки) - место стоянки напротив Приюта 11.

14:05

15:20

15:35

2:30

400м

2км

Времени было предостаточно, но ломанулись сразу на Приют 11 с пос.Терскол. Хотелось побольше попыток на восхождение. В итоге, даже не смотря на достаточную акклиматизацию в походе, на Приюте оба Санька свалились от горняжки. К вечеру отпустило и решили в ночь попробовать совершить первую попытку восхождения.

Высота стоянки 4100м, координаты 43°18'57.90''С 42°27'42.99''В.

День 14. 03.08.2013. Тренировочный выход радиально скалы Пастухова.

3:00 Подъём. ~4:00 Выход.

-600

2:30

600м

-600м

2км

Вышли. За 45 мин. доходим до окончания скального гребешка, на котором стоят палатки. Еще через 45 мин. доходим до верха скал Пастухова. Итого, за чуть больше 1.5 часа набираем 600 метров. Солнце нас уже освещает с ног. Стоим минут 20,отдыхаем,пытаемся согреться. Тут Федя ловит горняжку, или она его. Принимаем решение спускаться. Не страшно только 3е августа, а поезд аж 8го,времени вагон. Спустились в лагерь, поели и легли спать. Над Эльбрусом уже нависает шапка. Проснулись часа через 3-4 вышли из палатки, а там "молоко", и не то, вкусное и питательное, которое пили на "Ворошиловских кошах", а отнюдь, серое и безвкусное. Видимость метров 10. Ветер набирает обороты, идет снег. К вечеру на улицу уже не выйти, даже в туалет. Над ГКХ сверкают грозовые тучи, в лучах вечернего солнца непередаваемое зрелище. Погода испортилась. Не смотря на это, ставим будильник на 03.00,а вдруг! Нет, Эльбрус не успокоился в ночи, правильнее сказать еще больше разозлился. Ветер усилился, снег тоже. Спим дальше.

День 15. 04.08.2013. Отсидка.

К утру в тамбуре был сугроб снега, задувало со всех щелей. Пол дня урагана со снегом. Ветер 50 м/с(как позже выяснилось у МЧСников). К 17.00 начинается прояснения, открывается Эльбрус, тучи уходят вниз. Ветер усиливается. На улицу по-прежнему не выйти. Ставим будильник на 03.00.

День 16. 05.08.2013. Спуск в пос. Терскол.

-400м

2км

Просыпаемся, выглядываем из палатки и в эту же секунду глаза залепляет снегом. Небо звездное, но этот ветер! Идти не вариант. Спим.

Просыпаемся в 07.00. Соседняя группа(сборная Москва и Питер),отправляет своих дам в домики МЧС что ниже наших палаток на 10 метров. Ветер и не думал прекращаться. Сборная собирается валить вниз, говорят погоды не будет до 8го(сведения МЧС). У Яшы поломало палатку, в результате чего у него и у Феди промокли спальники. В силу всех этих факторов принимаем групповое решение идти вниз.

День 17. 06.08.2013 Отъезд.

Подъём. Завтракаем на поляне Чегет в кафе "У Елены". Елена помогает найти нам трансфер, и мы уезжаем в Нальчик.