Автор: Андрей Лебедев, Москва

Первое восхождение на пик 6022 в Заалайском хребте

В августе 2013 г. команда из России и Германии: Андрей Жаров, Иван Жданов, Андрей Лебедев (лидер), Юрий Максимович, Богдан Савчинский совершила первое восхождение на безымянную вершину в Заалайском хребте в 4-х километрах восточнее Зари Востока (6349).
На советской топографической карте вершина обозначена, как пик 5965. Однако имеются веские основания полагать, что высота вершины указана на карте неправильно.

Действительно, на фотографиях с вершины видно, что соседний к западу пик 5995 ниже линии горизонта. Кроме того, GPS-приёмник зафиксировал на вершине высоту 6022 м. Если это действительно так, то пик 5965 (6022) является самым восточным среди всех вершин Заалайского хребта высотой более 6000 м.

2 августа команда вышла из базового лагеря экспедиции на леднике Восточный Кызылсу в пятидневный акклиматизационный трекинг через три новых перевала. Первые два получили названия: «Ячий» (4185) и «Черная Осыпь» (4787). Третий перевал со сложным ледопадом был назван «Верхний Нура» (5050).

8 августа после дня отдыха восходители вышли из лагеря (4467) на леднике Нура и начали подъём по ледовому ребру средней крутизной 32 градуса в направлении пика 5995. Через 300 метров чистый лед кончился и начался снег. На высоте 4830 метров группа вошла в зону ледовых разломов. Преодоление трещин по ненадёжным снежным мостам чередовалось с короткими подъёмами по крутым (до 50 градусов) склонам с глубоким снегом.

Выше зоны разломов команда повернула на северо-восток в направлении северного гребня пика 5965 (6022) и на высоте 5177 метров встала на ночлег.

9 августа восхождение было продолжено уже без рюкзаков. После подъёма на снежное плато на высоте 5300 м команда траверсировала его в восточном направлении и на высоте 5420 м вышла на северный гребень пика 5965 (6022).

Утомительный 800-метровый подъём по северному гребню завершился в 3 часа после полудня выходом на гребень Заалайского хребта. GPS-приемник показал 6002 метра. Но это была еще не вершина, вереница снежных карнизов плавно поднималась к востоку, и высшая точка угадывалась где-то в 200 метрах от нас.

Осторожно, чтобы не рухнуть вместе с карнизом, команда продолжила подъём по южной стороне гребня. Наконец, в точке с координатами 39° 27.809'С 73° 42.106'В гребень пошел на спуск.

GPS-приёмник показал на вершине 6022 м. Вокруг была замечательная панорама. На западе в Заалайском хребте возвышалась «Заря Востока» (6349), а перед нею безымянный пик 5995, который оказался ниже горизонта. А далеко на востоке были видны высочайшие вершины Китайского Памира: Конгур (7719) и Музтаг-Ата (7546).

Спуск в штурмовой лагерь (5177) прошел без приключений. К полудню 10 августа команда спустилась на ледник Нура.