Скалолазание > Районы и маршруты >

Автор: Александр Топорков, Рязань
Фото: Никита Варламов, Александр Топорков

Тарья — Марокканский «Каравшин»

Пока наша страна носилась с олимпийским огнём, мы ездили в Африку. Там, где-то в Атласских горах есть каньон Тарья (Taghia Gorge). И приезжают туда лазать продвинутые и совсем крутые европейские скалолазы.

Это не скалолазный район в понимании наших скалолазов — там мало пробитых одноверевочных маршрутов. И это не альпинистский район, в понимании наших альпинистов — нет там льда и снега, все вершины ниже 3000. Зато там дикая берберская деревня, заброска 2 часа с осликами и много свободного лазания на пробитых и не очень маршрутах. Протяженность маршрутов до 600 метров. Сложность до восьмерок.

Из России туда когда-то ездили Максим и Ольга Костровы. Большое им спасибо за отчет и полезную информацию. У них все подробно описано про заброску в район. Однако, времена меняются, даже в Африке. И в деревню Тарья идет цивилизация. Там уже есть постоянное электричество. Это только у нас дорог как не было, так и не будет, а до села Zaouiat Ahanzal проложена асфальтовая дорога и аренда джипа уже не обязательна - проедет обычная легковушка. В гестхаусе есть горячий душ, который работает на газовых баллонах, доставляемых осликами. Но сотовой связи пока еще нет.

Местный бутик

Ближние горы и стены

Октябрь — лучшее время для лазания в Тарье. В гайдах обычно пишут про весну и осень, но весной по каньонам, текут потоки воды и на подходах может быть плохо.

ИТО A0 на подходе в каньон Тимразин

Спуск по каньону. Хорошо, что нет воды

Пробка на спуске

В сети есть неплохой гайд на испанском. В районе много пробитых маршрутов, но пробивка там альпинистская. Пролеты порой такие, что лучше не срываться.

Немцы сэкономили на шлямбурах

Нам удалось сходить несколько маршрутов. Мы выбирали самое интересное — то, что считается классикой района, или просто красиво. Для октября, по словам местных, погода была очень тёплая. Первый раз в горах я не разу ни замёрз. А вот на солнце лазать было очень тяжело. Африканское солнце очень жаркое. Поэтому мы выбирали маршруты в тени. Лишь один день был с облаками, и мы успели сходить маршрут на солнечной стороне.

Таудждад, маршрут «От редакции»

На вершине Таудждад, позади Тимразин

Удждад, маршрут «Танцы с ослами»

Он же, но виден гребень

Стена водопада, немецкий маршрут «Быть или иметь»

Нет фото маршрута «Каньон Апач», но маршрут - просто шедевр искусства прокладки маршрутов. Самое трудное - найти начало. Мы тоже нашли не сразу.

Если для вас в альпинизме важна арифметика: 3*3а + 2*3b = 2р. , то скорее всего район не для вас. Если вам нужны мастерские баллы, то за те горы вам баллов тоже не дадут. А вот полазать там просто здорово: хорошая погода, крепкие скалы, красивые маршруты.

Спасибо, Константин

Спасибо за приглашение, но старые и сыпучие скалы - это не очень. В Марокко все крепкое, крепче чем в Крыму. А на самом деле, очень много мест в Казахстане и России и для малого альпинизма. Надо только развивать. В Казахстане много альпинистов, а интересуют их в основном Хан - Победа. Справедливости ради: мой напарник Никита Варламов из славного города Тольятти.

Впечатляет. Молодцы рязанцы. Не только Денисом Урубко славна Рязань!

Маршруты интересные и интересны их названия. Но... Каньон Тарья похож на каньон Чарын Скалы схожие. Каньон Чарын - в миниатюре американский каньон. Визы не надо. Подъезд по вкусу и карману: на ПАЗе,МАНе, но можно и на джипе. С крыши авто бьёте первый крюк. Всё - первопроход. От цивилизации далеко - 200 км. Погода хорошая. Особенно осенью. Из опасностей - скорпионы и гадюки. Скалы старые и сыпучие. Но дёшево! Подробности в интернете. Милости просим.