Руководитель: А.Новоселов, Москва

719 м

1359 м

карта, день 9

Общий подъем в 7:00. Утром накрапывает небольшой дождик, что совсем не предвещает по факту одного из самых приятных и солнечных дней в походе. В 9:18 покидаем место ночевки с видом на живописные бараньи лбы с отползающим ледником. Двигаемся на юго-запад – поднимаемся на моренный гребень и дальше движемся по нему. Справа по ходу открывается небольшое озеро (3070) бирюзового цвета. Огибаем южную часть озера по моренному гребню. Далее траверсом уходим влево вниз к леднику Центральный Башиль. В 10:05 выходим на ледник, останавливаемся, чтобы одеть кошки и связаться

Фото 8.1 начало подхода к пер. Грановского с востока

В 10:48 (полтора часа от выхода с места ночёвки) начинаем подъем по леднику, немного забирая правее

Фото 8.2 подъём по нижней части лд. Ц. (З.) Башиль

. Преодолеваем подъем по снежному склону между ледопадом и скальным отрогом. В 11:40 выходим на выполаживание. Прямо перед нами открывается вид на перевал Башильауз (3546 м), слева от него вершина Каракая (3836 м), справа – вершина Местиятау (4036 м)

Фото 8.3 подъём по нижней части лд. Ц. (З.) Башиль

Поворачиваем круто вправо за скальный отрог. Перед нами крутой подъем с мощным ледопадом в левой и центральной частях. В 11:50 (час от выхода на ледник) начинаем подъем, обходя ледопад справа, по закрытой части ледника

Фото 8.4 подъём по средней части лд. Ц. (З.) Башиль между ледопадом и скальным выступом

. Встречаются крупные трещины закрытые снегом – идем аккуратно, проверяя ледорубом крепость снежных мостов.

По мере окончания ледопада и выполаживания начинаем брать немного влево. В 12:50 (два часа от выхода на ледник) доходим до небольшого выполаживания выше мощного широкого скального выступа, слева от которого начинается крутой взлет открытого льда

Фото 8.5 подъём по верхней части лд. Ц. (З.) Башиль выше скального выступа

. Сюда можно выйти с нижней части ледника чуть более коротким, но заметно более трудным и опасным путём (обходя выступ не справа, а слева). Тут можно набрать воду, текущую по леднику, в крайнем случае, поставить палатки. В 13:10 начинаем подъем по крутому участку льда. Непродолжительный подъем, и мы выходим в верхний цирк, где уже виден перевал Грановского

Фото 8.6 седловина пер. Грановского с юго-востока

. Дальше мы движемся по снегу, немного забирая вправо. Взлет представляет собой снежный склон порядка 100 метров крутизной около 30 градусов

Фото 8.7 выход на седловину пер. Грановского с юго-востока

. На подъеме держимся правой стороны склона. На седловине видно скально-осыпное возвышение, левее его висит карниз, мы выходим правее. В 14:10 (3,5 часа от выхода на ледник) выходим на перевал Грановского (2А, 3759 м).

Перевал представляет собой неширокую скально-осыпную седловину. Тур находится на небольшом скально-осыпном возвышении, что слева от перевала, если смотреть со стороны подъема. Отличительным признаком тура является наличие молотка отбойного пневматического. Поедая перевальный шоколад, завязывается разговор «А кто такой Грановский?». По прошествии времени было установлено, что так звали руководителя группы альпинистов, впервые прошедшей этот перевал в 1929 г.

В 14:50 начинаем спуск в кошках и связках. Обходим справа скально-осыпное возвышение, где находится тур

Фото 8.8 обход башенки с туром – начало спуска с пер. Грановского

. Траверс представляет собой очень короткий участок свободного лазанья практически над бездной)) Так как до и после обхода движение по гребню, осуществляем гребневую страховку облезающего. По окончанию обхода стараемся держаться чуть ниже и левее острой снежной седловины ложного перевала Грановского, представляющей собой снежный карниз

Фото 8.9 начало спуска с седловины пер. Грановского на северо-запад

. Вскоре впереди показывается основной ориентир – скальная башня в форме плавника – она завершает гребень, по которому следует спускаться

Фото 8.10 спуск к гребню пер. Грановского

Движемся вниз, забирая чуть левее курса на башню-плавник, и очень быстро выходим на прекрасно очерченный снежный гребень

Фото 8.11 спуск по гребню пер. Грановского

. Двигаемся вниз по гребню. Справа и слева крутые снежные склоны. Справа, кроме того, явно виден большой, но постепенно сужающийся бергшрунд. Слева снег раскис на солнце, и верхний слой сходит лавинками

Фото 8.12 спуск по гребню пер. Грановского

. Не доходя 30 метров до высокой скальной башни, завершающей гребень, начинаем спуск вправо по ходу

Фото 8.13 место спуска с гребня пер. Грановского

. Склон достаточно крутой. Берг виден, но очень обильно засыпан снегом. Одна из связок, стоя на точках из ледорубов становится скользящими перилами для остальных связок. Длина склона порядка 60-80 метров.

В 17:00 (2 часа от выхода с перевала) группа спустилась с гребня в цирк и начинает движение вниз по закрытому леднику Адырсу. При спуске придерживаемся правой части ледника

Фото 8.14 спуск по лд. Адырсу В. и выход на тропу в долину Адырсу

Фото 8.15 спуск с пер. Грановского по лд. Адырсу В.

Фото 8.16 спуск с пер. Грановского на северо-запад

. Через 35 минут ходу ледник открывается. На островке осыпи посреди ледника снимаем кошки, развязываемся. Далее холодный обед. В 18:40 двигаемся дальше вниз по открытому леднику, также придерживаясь правой стороны. Через полчаса уходим с ледника, начинаем подниматься на моренный гребень справа по ходу и находим видимую тропу, ведущую до самого а/л Уллу-Тау. Сначала она идёт по гребню, затем спускается в долину и пересекает ручей. Далее идёт по лугам на дне долины, по пути есть родник. Общая протяженность спуска от выхода на морену до альплагеря – 2,5 часа. В 21:30 прибываем в а/л Уллу-Тау и встаём на ночёвку.

Днёвка в а/л Уллу-Тау

16 июля, день 10

Перевал Гумачи

соединяет

лд. Гумачи (р. Адырсу, р. Баксан) – лд. Джанкуат (р. Адылсу, р. Баксан)

43°11'36.92"С 42°46'25.55"В

В-З

Комбинированный

18.07.13

с востока на запад

снята записка

турклуб “Кондор” из г. Белгород, мк№ 14-31, рук. Муравьёва А. С., 1кс, от 12.07.2013

а/л Уллу-Тау – Средние Гумачинские ночёвки

закрытый ледник около 15°, трещины незначительные

0:30

ледопад

несложный ледопад, 10м 60° – перила, далее 25°-40° – одновременно (скользящие буры)

3:00

ледопад – перевал

пологий закрытый ледник без трещин

0:25

спуск с перевала на лд. Джанкуат

скалы, осыпь, до 35°, 1 верёвка, далее плотными группами

а/л Джантуган – а/л Шхельда

дорога

необходимое снаряжение:

личное: каска, ледоруб, кошки, обвязка, спусковое устройство, карабины - не менее 4 на человека, ледобур

групповое: основная верёвка – 1 на 2-3 человек, ледобуры – 1-2 на верёвку, расходная стропа или репшнур, петли станционные.

выводы и рекомендации

Перевал Гумачи – непростое и техничное препятствие категории 2А. Рекомендуется для прохождения группам, совершающим походы от 3кс, не в качестве первого перевала 2А. Прохождение ледопада на восточном взлёте крайне интересно и полезно с точки зрения ледовой техники.

17 июля, день 11

3:15

4:40

5.6 км

840 м

карта, день 11

Утром подъём в 7:00. Из альплагеря Уллу-Тау выходим в 10:35, переходим реку Адырсу мостику из уложенных брёвен и по набитой тропе начинаем подъём в направлении ледника Гумачи. Тропа начинается на конусе выноса реки Чатсу. Она круто поднимается вверх, на полку над сбросами, периодически встречаются густые заросли рододендронов

Фото 9.1 подход по тропе от а/л Уллутау к пер. Гумачи

. По полке по тропе обходим отрог, в 11:30 доходим до “Нижних Гумачинских ночёвок” (высота 2700) с уютными местами под палатки. Продолжаем идти по тропе и выходим на гребень левобережной морены ледника Гумачи. В 12:55 (меньше 3 часов от альплагеря) подходим к леднику Гумачи (“Средние Гумачинские ночёвки”, здесь много мест под палатки, и есть вода, высота 2965)

Фото 9.2 вид на восток с тропы от а/л Уллутау к пер. Гумачи

. Таким образом, по тропе мы обошли бараньи лбы язык ледника Гумачи. В принципе, можно продолжить движение по морене вверх, но камни крупные и живые, поэтому мы принимаем решение надеть кошки и продолжить движение по леднику.

Некоторое время поднимаемся по открытому леднику, перепрыгивая или обходя многочисленные трещины, держимся правой по ходу движения стороны, слева трещины, разрывы, ледопад. Рядом проходят тренировки альпсборов: по всему леднику куча народу ходит в связках, лазит ледопад, зарубается, спускает камни, однако в сторону перевала идём только мы. Через некоторое время ледник переходит в закрытый, связываемся и продолжаем подниматься по правому по ходу борту ледника

Фото 9.3 начало закрытой части лд. Гумачи – организуем связки

Фото 9.4 выход на среднюю ступень лд. Гумачи

. Он становится немного положе, впереди открывается основной ледопад

Фото 9.5 вид со средней ступени лд. Гумачи на пер. Украина и пер. Оптимальный

Фото 9.6 перевалы лд. Гумачи, вид с Верхних Гумачинских ночёвок

, тут у правого борта зона трещин – обходим её слева и по дуге выходим морены справа

Фото 9.7 выход на Верхние Гумачинские ночёвки

. В 14:55 (2 часа от выхода на ледник, меньше 5 часов от альплагеря) доходим до находящихся на этих моренах “Верхних Гумачинских ночёвок” (высота 3250)

Фото 9.8 пер. Гумачи с востока

. Встаём здесь на ночёвку.

Ночёвки находятся на гребне морены в западной его части. Они очень удобны для выхода на перевалы Гумачи, Украина и Оптимальный и близлежащие вершины. Есть несколько удобных мест для палаток. Не сразу обнаружилась вода и мы уже собрались топить снег, однако выяснилось, что при должном мастерстве можно набрать её в тоненьком ручейке, текущем со скал. А если немного спуститься вдоль тех же скал, то есть совсем неплохой ручеёк (это м.б. не так в менее снежный год, поэтому разумней закладывать топливо с расчётом на то, что здесь придётся топить снег). Ближе к вечеру, как обычно пошёл дождь, затем снег и сильный ветер. По противоположному, орографически правому борту ледника всю ночь грохотали камнепады и лавины.

18 июля, день 12

10:00

11:15

8,2 км

342 м

932 м

карта, день 12

Подъём общий в 5:30, с утра был дождь, поэтому выход пришлось отложить до 8:30, за 30 мин в связках подходим к ледопаду

Фото 9.10 верхний ледопад лд. Гумачи

. Начинаем подъем “в лоб” по правой по ходу движения части ледопада, первый лезет с нижней страховкой без рюкзака, остальные зажумаривают по перилам

Фото 9.11 начало подъёма по ледопаду лд. Гумачи – подъём лидера

. По ледопаду движемся со страховкой через скользящие буры

Фото 9.12 подъём по ледопаду к пер. Гумачи

. Движемся по правой по ходу движения стороне ледопада

Фото 9.13 подъём по ледопаду к пер. Гумачи

. Однако совсем справа, у скальной стенки непрерывно сыпят камни, поэтому туда не суёмся. Ледопад интересный, требует личной ледовой техники, умения лавировать между наиболее крупными разрывами и выбирать более пологие участки

Фото 9.14 подъём по ледопаду к пер. Гумачи

. Прохождение ледопада занимает 3 часа. После ледопада начинается выполаживание

Фото 9.15 начало выполаживания над ледопадом, выход на верхнюю ступень лд. Гумачи

Фото 9.16 верхняя ступень лд. Гумачи

, закрытый ледник, по которому в 12:30 (4 часа от Верхних Гумачинских ночёвок) мы доходим до перевала Гумачи (высота 3582).

Седловина перевала скальная, есть озеро и места для палаток. Погода портится, начинается снег с дождём и градом и поднимается холодный ветер. На спуск вешаем в кулуаре-полочке (начинается прямо от тура) одну верёвку. За ней ещё метров 100 спускаемся плотными группами по осыпи до ледника Джанкуат. Спуск занимает чуть более трёх часов.

Ледник закрытый, связываемся и идём вниз вдоль левого борта. Из-за сильного тумана вовремя не свернули направо, и вышли к крутому ледопаду и сбросам, пришлось немного возвращаться.

Правильное прохождение: из-под перевала Гумачи на юго-запад, под перевалам Джантуган Восточный повернуть на запад, держаться пологих спокойных участков левого борта. Под перевалом Джантуган Западный резко повернуть на север. Ледопады и разрывы остаются один справа сзади, другой слева спереди. На открытый язык ледника Джанкуат выходим ближе к правому борту и пересекаем его налево

Фото 9.17 прохождение лд. Джанкуат

Выходим к левобережной морене ледника в 18:30. Погода портится, конгломератный склон очень живой, крутые обрывы сыпят глиной и камнями. Спускаемся по морене до поляны “Зелёная гостиница” (высота 2650) в 19:45 (7 часов от перевала). Тут сколько угодно хороших мест для палаток и рядом вода, встаём на ночёвку.

19 июля, день 13

4:50

6:35

14,5 км

325 м

750 м

карта, день 13

После предыдущего непростого дня подъём в 8:00. Выходим с Зелёной Гостиницы в 10:25 и идём по левому (западному) берегу реки Адылсу по хорошо набитой тропе, идёт дождь. Через 50 минут переходим на другой берег по мосту из камней со стальными перилами. Там же встречаем пограничников, они проверяют документы, и идём дальше. Примерно от границы погранзоны тропа переходит в грунтовую дорогу. Начинаются альплагеря, сквозной проезд закрыт, обход ближе к реке по хорошей тропе. От а/л “Джантуган” (до которого добрались за 2 часа от Зелёной Гостиницы) начинается автомобильная дорога, по ней за час доходим до моста через реку Адылсу и а/л “Эльбрус”. К этому моменту дождь идёт непрерывно уже сутки. С 13:45 до 15:15 обедаем в кафе сразу за мостом, за это время дождь прекращается.

Перевал Родина

соединяет

лд. Ахсу (лд. Шхельда, р. Шхельда) – лд. “Родина” (р. Юсеньги, р. Баксан)

2А*

а/л Шхельда – граница леса

хорошая тропа

2:15

граница леса – ночёвки у ручья

крупная осыпь, полого

1:00

ночёвки – “улыбка Шхельды”

“улыбка Шхельды” – поворот к лд. Ахсу

моренные валы (чехол ледника) и осыпь, местами трава и кустарник

2:30

подход под лд. Ахсу

средняя осыпь, 5°-25°

1:00

нижняя часть лд. Ахсу

открытый ледник, много больших трещин, участок простого ледопада, от 10° до 25°, местами до 40°

3:00

верхняя часть лд. Ахсу – до седловины пер. Родина

закрытый ледник, от 10° до 30°, трещины не обнаружены

2:55

седловина – тур

снег, около 20°

0:55

от тура по гребню и начало спуска

мелкая и средняя живая осыпь, около 30°

1:55

спуск от гребня на ледник

снег, закрытый ледник, около 30°

4:20

лд. “Родина”

закрытый ледник, полого

0:25

лд. “Родина” – р. Юсеньги, впадение ручья с лд. “Родина”

гребень морены, ниже осыпь и трава, 15°-30°

1:50

необходимое снаряжение:

личное: каска, ледоруб, кошки, обвязка, спусковое устройство, карабины – не менее 4 на человека, ледобур

групповое: основная верёвка – 1 на 2-3 человек, ледобуры – 1-2 на верёвку, желательно петли станционные.

выводы и рекомендации

Перевал Родина – интересная и достаточно сложная 2А. Может проходиться в походах от 3кс, но не в качестве первого перевала 2А. С востока в нижней части ледника Ахсу надо пройти простой ледопад и распутывать трещины во всю ширину ледника. На запад спуск рекомендуется производить по уходящему на северо-запад гребню. Мы в некоторый момент спустились с гребня на север, это оказалось довольно долго, но не очень сложно. При меньшем количестве снега этот путь может быть сложнее и опаснее (больше камнеопасность и откроются трещины). Также можно спускаться по льду прямо с седловины, это соответствует категории примерно 2Б.

От моста через реку Адылсу около а/л Эльбрус выходим в 15:15, идём направо (вниз по течению), переходим по мосту реку Шхельда. Доходим до а/л “Шхельда”, проходим его насквозь и начинаем подъём по тропе, ведущей на ледник Шхельда. Тропа очевидна и хорошо набита

Фото 10.1 тропа вверх по долине р. Шхельда

, по пути, при переходе ручейка (2 часа от альплагеря), второй раз за день пообщались с пограничниками. Проходим развалины в лесу. Вскоре тропа окончательно выходит из леса и начинает теряться в крупной осыпи. Продолжаем двигаться вверх по течению, уклоняясь левее, выходим на ровный берег реки. В 18:30 (3 часа от альплагеря) останавливаемся на ночёвку на травянистой поляне в нескольких мерах от реки немного выше впадения ручейка. Высота 2225м, идёт мелкий дождь. С левого по ходу движения края поляны есть ручей с относительно чистой водой, в реке Шхельда вода мутная.

20 июля, день 14

5:00

7:30

7,3 км

1005 м

карта, день 14

В 6:00 подъём дежурных, в 6:30 – группы. Погода хорошая. Отсюда и далее до полудня источников воды питьевой воды нет. Выходим в 8:35, идем вверх по орографически левому берегу реки Шхельда, по очень крупной осыпи. 9:45 (час от места ночёвки) доходим до начала сильно зачехленного языка ледника Шхельда, место так же называемое “Улыбка Шхельды”

Фото 10.3 «Улыбка Шхельды»

. На чехле успели вырасти густые кустарники и небольшие деревья. Поднимаемся по средней осыпи на покровную морену ледника, представляющую собой выраженный высокий гребень, и идем вдоль неё, по мореным валам. Через 2 часа движения сворачиваем с гребня и идем по правому по ходу движения борту долины. Быстро выходим на травянистый склон, стараемся забирать выше, чтобы не идти по конгломерату. Потом он кончается, и мы возвращаемся на осыпи. Незадолго до поворота к леднику Ахсу на высоте в 2600 метров в 12:00 (3,5 часа от места ночёвки) встречаем площадку для ночевок. Вскоре в крутом ущелье встречаем вытекающий из скал ручей с чистой водой (ночевка в этом месте невозможна). С этого места в 12:20 начинаем поворот направо, в сторону ледника Ахсу. Поднимаемся вдоль текущего с него ручья, по слежавшейся средней осыпи. Выходим на выполаживание, по которому подходим под ледник, где на высоте 2690 в 13:05 (4,5 часа от места ночёвки на поляне у ручья) встаем на обед. Успеваем высушить по килограмму воды с каждой палатки и веревки.

После обеда надеваем обвязки и кошки, и 16:05 по готовности выходим с места обеда на крутой ледовый лоб ледника

Фото 10.4 начало подъёма по лд. Ахсу

. Крутизна склона начинается примерно с 40°, короткий участок проходим на передних зубах, далее склон быстро выполаживается до 10°-15°. Набираем 100 метров до полого участка, собираемся в 16:30 начинаем движение в сторону ледопада. Ледник открытый, трещины небольшие и легко обходятся

Фото 10.5 подход к ледопаду лд. Ахсу

Фото 10.6 вид с лд.Ахсу на лд. Шхельда

. Подходим под ледопад. Движемся по правому по ходу движения краю, как явно более доступному для прохождения. Распутываем ледопад, двигаясь зигзагами, в нескольких местах необходимо перепрыгнуть через неглубокие, но широкие трещины. Глубокие и широкие разрывы, в которые можно провалиться, обходим. Средняя крутизна ледопада небольшая. Идём без связок, при базовом уровне личной ледовой техники они здесь не нужны

Фото 10.7 ледопад лд. Ахсу

В 17:00 (час от выхода на ледник) на высоте 3000м ледопад заканчивается, выходим на относительно пологий участок, рассечённый крупными длинными поперечными трещинами. Делаем связки, начинаем распутывать трещины. Трещины шириной до нескольких метров, лавирование в полширины ледника

Фото 10.8 лд. Ахсу выше ледопада

. Ледник начинает постепенно закрываться, выбираем открытые участки, ищем ледовые мосты, по снежным не прыгаем. В 18:00 (2 часа от выхода на ледник) выходим на границу закрытого ледника, дальше трещин не видно. Видим 2 потенциальных места ночевки, одно в 300 метрах восточнее нас, другое юго-западнее, прямо по линии падения воды, в итоге выбираем второе. Аккуратно в связках движемся к месту ночевки и выходим на него в 19:30 (3,5 часа от выхода на ледник), высота 3230 метров, чуть впадения орографически левой ветви ледника Ахсу

Фото 10.9 лагерь на лд. Ахсу, высота 3200

Место ночевки – полоса открытого льда шириной около 4 метров и длинной порядка 20, с небольшим уклоном в несколько градусов. На ужин топим снег, с ледовой площадки на снег не выходим (она окружена трещинами). Первый и единственный день без осадков.

21 июля, день 15

8:30

12:20

8,0 км

550 м

1330 м

карта, день 15

Общий подъем в 5:30. Погода ясная. Из-за необходимости топить снег завтрак затягивается, выходим в 8:15 в связках. Начинаем набор в лоб, тропим снег, меняя связки. Движемся по центру орографически правой ветви ледника, обходя нунатак по широкой дуге

Фото 10.11 подъём на вторую ступень лд. Ахсу

Фото 10.12 вид назад со второй ступени лд. Ахсу

. На самом нунатаке на камнях, по описаниям, должны быть ночевки, но мы их не увидели. В 10:20 (2 часа от места ночёвки) на высоте 3680м дошли до небольшого гребня, спускающегося от ГКХ в сторону нунтака и разделяющего верхние цирки левой и правой ветвей ледника Ахсу. Проходим осыпную перемычку и снова выходим на снег

Фото 10.13 выход на седловину пер. Родина с лд. Ахсу

, немного спускаемся по гребню вниз и в 11:07 (3 часа от места ночёвки) выходим на широкую седловину перевала Родина (2А) 3780 метров

Фото 10.14 седловина пер. Родина, вид на север

Фото 10.15 вид на восток с седловины пер. Родина

Перевал представляет собой пологую снежную седловину, шириной около 700 метров, в виде дуги, выпуклой на запад. Перевальный тур расположен на 20 метров ниже места выхода на седловину, в 100 метрах на запад, в начале скального гребня, по которому мы в дальнейшем начали спуск

Фото 10.16 вид на ГКХ от тура пер. Родина

. На перевале ловит сотовая связь Мегафон и Билайн.

В 12:05 начинаем спуск с перевала по осыпному гребню. Сложно понять, видим ли мы старые тропинки или просто промоины. Двигаемся по левому краю гребня, обходя жандармы. В 12:45 на высоте 3650м. доходим до крупного скального жандарма, перед ним небольшая скальная площадка, на которой можно установить 1 маленькую палатку. Делаем остановку с целью разведки возможных вариантов движения.

До этого момента путь однозначен, далее описания прошлых лет рекомендуют двигаться по гребню, обходя жандармы слева. Налево вниз, в сторону ледника Юсеньги и перевала Бечо, уходит очень подвижная осыпь, из-под ног вылетают крупные камни и груды песка. Также обзор слева ограничен, опасаемся выйти на скальный обрыв перед ледником. Направо осыпь менее подвижная, а путь движения через ледник просматривается более явно, следов камней на леднике не видно. Решаем двигаться направо.

В 13:30 начинаем движение по правому краю скального гребня. Делимся на 2 плотные группы. Проходим линейно около 200 метров и 100 метров сброса, в 13:45 выходим небольшую площадку на высоте 3530 метров. С нее просматривается несколько возможных вариантов спуска на ледник – по кулуару (камней нет, но потенциально могут упасть), по скальном сбросам (можно уехать вниз и не зарубиться), двигаться по снежному склону восточнее площадки. Выбираем последний вариант, как наиболее безопасный и начинаем движение по нему в 14:00 (2 часа от перевального тура, включая разведку).

Через 15 минут выходим на глубокий снег. Делаем станцию на ледорубе и дюльферяем 50 метров до полого участка. Организуем связки и двигаемся траверсом на запад. На высоте 3460 метров начинаем делать наклонные перила, так как снег становится менее глубоким и скользким, а ниже просматривается крупный бергшрунд. Внизу перил делаем вторую станцию на ледорубе (высота 3440 метров). Со второй станции вешаем перилла вниз, в сторону бергшрунда, веревки не хватает, поэтому чуть в стороне вешаем 3ью веревку, которой уже хватает для перехода через бергшрунд. Пересекаем его по снежному мосту – сам берг шириной около 5 метров, разница высот бортов около 2ух метров, глубина не просматривается. Берг расположен на высоте 3400 метров

Фото 10.17 спуск с гребня и по лд. «Родина»

От станции ниже берга начинаем делать связки и уходим на выполаживание в 200 метрах на юго-восток. Там собираем все связки и в 18:20 (6 часов от перевального тура) начинаем движение траверсом по пологому участку закрытого леднику на северо-восток, пересекая его слева направо. Правее нас по ходу движения видим падающие камни, но до выполаживания они не долетают, прилетевших камней на нашем пути не видно, так как все они очевидно остаются в ледопадах правее.

В 18:45 доходим до зачехленной части ледника, плавно переходящей в моренный гребень

Фото 10.18 спуск с пер. Родина в долину р. Юсеньги

. Делаем привал, снимаем обвязки, кошки, поднимаемся на гребень и начинаем по нему спуск вниз. Слева открывается вид на вторую ступень ледопада и крупную осыпь в долине вытекающего из ледника притока р. Юсеньги. На высоте 2830 чехол ледника заканчивается, и мы выходим на бараньи лбы. Распутываем путь между террасами лбов, спускаемся вниз в зеленую долину, откуда сбегаем в сторону впадения ручья слева от нас в реку Юсеньги. В 20:30 (8,5 часов от перевального тура) выходим на зеленую живописную поляну у слияния ручьев, однако место для палатки приходится поискать, так как поляна неровная, с ямами, лужами воды и крупными камнями.

На противоположенном, орографически левом, берегу Юсеньги пасут коров, уже после наступления темноты приходит пограничный контроль, мобильной связи нет.

Перевал Когутай + перевал Альпинистский (связка 2А)

Перевал Когутай

соединяет

лд. В. Донгузорун (р. Юсеньги, р. Баксан) – лд. Когутай (р. Донгузорун, р. Баксан)

43°12'33.91"С 42°31'45.07"В

Ю-С

комбинированный

22-23.07.13

С юга на север (траверсом к пер. Альпинистский)

тк “Серпантин” из г. Сочи, мк№ 16-09, рук. Тимофеев Д. В., 4кс, от 03.08.2009

р. Юсеньги, впадение ручья с лд. Родина – переход через р. Юсеньги

травянисто-осыпной

0:45

переход через р. Юсеньги – морены лд. В. Донгузорун

морены лд. В. Донгузорун

покровные морены, толщина чехла постепенно уменьшается, переходит в открытый ледник, трещин нет, полого

1:45

открытая часть лд. В. Донгузорун

пологий открытый ледник, небольшие трещины

закрытая часть лд. В. Донгузорун

пологий закрытый ледник, несколько огромных трещин

ледопад

простой ледопад, полки, разломы, снежные мосты около 25°

1:05

кулуар

снег / живая осыпь около 35°

3:50

необходимое снаряжение:

групповое: основная верёвка – 1 на 2-3 человек, желательно петли станционные.

выводы и рекомендации:

Перевал Когутай соответствует категории 2А, рекомендуется для прохождения группам, совершающим походы от 3кс (желательно не в качестве первого перевала 2А). Распутывание ледника и ледопада Восточный Донгузорун не слишком сложно, но увлекательно. Наиболее сложный и несколько камнеопасный участок – снежно-осыпной кулуар. Скорость его прохождения сильно зависит от размера группы и уровня личной техники. При навыке уверенного движения по простым скалам можно проходить скальный кулуар западнее, выводящий прямо к площадкам для палаток.

22 июля, день 16

9:15

11:10

8,4 км

1114 м

карта, день 16

Утром общий подъём в 7:00. Через 2 часа после подъема, в 9:10 утра, мы выдвигаемся из лагеря и идем по орографически правому берегу реки Юсеньги, вверх по течению

Фото 11.1 подход из долины р. Юсеньги к лд. В. Донгузорун

. Наслаждаемся прекрасным утренним солнцем, ясным голубым небом и пестреющими ярко-сиреневыми цветами, растущими рядом с рекой. Однако реку надо перейти. Благоразумно решаем сделать это выше впадения большого ручья с ледника Восточный Донгузорун, где она распадается на протоки в крупной осыпи. Совершив 2-3 огромных прыжка по валунам над бурлящими потоками реки, оказываемся на левом берегу

Фото 11.2 переход р. Юсеньги в верховьях

. Правда во время одного из прыжков в реку уронили руководительский ледоруб, который до сих пор, наверное, покоится на ее дне. Ледоруб впоследствии заменили треккинговыми палками. В 10:00 начинаем подниматься вверх от реки, залезаем на заросшую высокой травой морену, идущую вдоль нее, и, плавно набирая высоту, движемся на северо-запад по направлению к перевалу. В 11:20 (час от реки) выходим на зачехленный ледник, забирая немного вправо. Вскоре ледник «расчехляется», мы оказывается на открытом льду, но почти без трещин, зато усыпанном большим количеством камней – поэтому кошки надевать не спешим

Фото 11.3 подход к пер. Когутай по лд. В. Донгузорун

. Подойдя к 12:50 (3 часа от реки) к подъему, где уже начинается ледопад, мы устраиваемся на горячий обед (высота 2970 м)

По окончании обеда, обвязываемся и обуваем кошки, но пока не связываемся, и в 14:30 начинаем подниматься по открытому леднику, распутывая по пути небольшие трещины. Однако через полчаса натыкаемся на трещины побольше, и, запутавшись в их лабиринте, решаем обойти их слева по закрытому леднику

Фото 11.4 вход в зону трещин на лд. В. Донгузорун

, предварительно связавшись. Одна связка, правда, так легко не сдалась и решила пойти дальше вперед – прямо через трещину, лазанием по льду (с попеременной страховкой, разумеется). Благополучно преодолев ледяную пропасть, она вскоре догнала остальную группу. Собравшись вместе, мы двинулись дальше по грязно бежево-белому бугристому снегу. Оказываемся на правой части довольно красивого и не слишком сложного ледопада, по которому начинаем потихоньку забираться вверх, преодолевая трещины

Фото 11.5 ледопад лд. В. Донгузорун

Фото 11.6 на ледопаде лд. В. Донгузорун

Фото 11.7 на ледопаде лд. В. Донгузорун

. Средняя крутизна небольшая, много полок, поэтому к помощи буров для страховки не прибегали. Упершись в более суровые изрезанные трещинами ледовые стены, поворачиваем еще правее, осторожно ступаем по снежным мостам, к счастью, оказавшимся довольно толстым

Фото 11.8 выход с ледопада лд. В. Донгузорун под пер. Когутай

, выруливаем снова на лед и в 17:20 (5,5 часов от реки) оказываемся на выполаживании перед перевальным взлетом, находящимся справа от нас (высота 3300 м).

Это последнее до перевала место, где можно встать на ночёвку, причём очень некомфортно, на леднике между трещин. В то же время нам известно, что на самом перевале есть оборудованные площадки, а до него остаётся меньше полукилометра и меньше 300 метров набора. Решаем идти на перевал.

От выполаживания, по снегу

Фото 11.9 пер. Когутай с юга, кулуары

начинаем наш путь на перевал Когутай, который выглядел довольно оригинально – узкий довольно крутой кулуар в скалах, покрытый частично снегом, частично осыпью. (Слева (западнее) есть ещё один кулуар, скально-осыпной так как мокро и у нас небольшой скальный опыт, по нему не идём.) Подъем начался с провешивания веревки на снежную пробку, по которой мы все немного пожумарили 2-3 метра

Фото 11.10 прохождение снежной пробки на входе в кулуар пер. Когутай

. Несмотря на кажущуюся издалека легкость, небольшую длину и снежность участка – веревка нам там пригодилась, крутизна снежной стенки была почти 90 градусов

Фото 11.11 вход в кулуар пер. Когутай

. Продолжили подниматься без веревки, тоже по снегу, (не везде удобному, так слой его был в некоторых местах слишком тонок и мягок и иногда проваливался под ногами до камней). Шли мы в связках, по одному, выпуская друг друга на расстояние связочной веревки

Фото 11.12 нижняя часть кулуара пер. Когутай

Фото 11.13 подъём по нижней части кулуара пер. Когутай

. Однако снег в любом случае лучше, чем осыпь, которая началась выше, осыпь, состоящая из полуживых средних и крупных камней, и мелкого каменистого подвижного песка

Фото 11.14 средняя часть кулуара пер. Когутай

. К счастью, периодически встречаются скальные полки и пробки из огромных камней, где можно уверенно стоять, собираться и прятаться от камней. Камни самопроизвольно не сходят, но мы изредка спускаем их своими неаккуратными движениями. Мы балансировали примерно на 30 градусном осыпном склоне, одновременно пытаясь не укатиться вниз и не свалить на расположившихся внизу товарищей камни, встречающиеся нам по пути – это требовало определенной аккуратности. Вскоре ее стало требоваться настолько много, что мы снова решили повесить веревку, по которой вся группа дожумарила до небольшого снежника. По снежнику, уже спокойно, набив ступенек

Фото 11.15 выход с осыпи на снег, верхняя часть кулуара пер. Когутай

, мы постепенно вышли на перевал Когутай (высота 3580 м).

Кулуар проходили 4 часа, вышли на перевал в 21:00. Смеркалось, но пока еще была видна широкая огромная снежная седловина перевала, с которого открывался прекрасный вид на горы и на Эльбрус в том числе. Палатки поставили левее, немного поднявшись выше, на скалах, где оказались хорошие площадки. Между ними и перевалом есть ещё одна небольшая площадка, на которой расположен перевальный тур

Фото 11.16 седловина пер. Когутай, вид на запад

Фото 11.17 вид через седловину пер. Когутай на верховья лд. В. Донгузорун

Фото 11.18 вид с пер. Когутай на север, через долину р. Баксан

Перевал Альпинистский

соединяет

Лд. Когутай (р. Донгузорун, р. Баксан) – р. Когутайка (р. Баксан)

43°13'5.67"С 42°32'38.17"В

хорошая тропа

2:45

необходимое снаряжение:

групповое: основная верёвка – 1 на 2-3 человек.

выводы и рекомендации

Перевал Альпинистский соответствует категории 1Б, рекомендуется для прохождения группам, совершающим походы от 2кс. Самостоятельного значения не имеет, хорош для прохождения в связке с перевалами, ведущими с лд. В. Донгузорун в долину Баксана позволяет выбрать спуск в долину Когутайки или Донгузоруна. Требует точного ориентирования, возможно правильный перевал находится метров на 100 севернее, чем прошли мы.

23 июля, день 17

5:55

7:20

9,1 км

1580 м

карта, день 17

Фото 11.20 путь с пер. Когутай на пер. Альпинистский

Предыдущий день был напряжённым и поздно закончился, поэтому утром поздний общий подъём в 8:30, выход в 10:30. В связках и кошках выходим с перевала Когутай в сторону перевала Альпинистский. Ледник закрытый, снег плотный, трещин не заметно. Видимость менее 100 метров, идём на северо-восток, держась на расстоянии от более крутых склонов Когутаев справа. Под ними местами лежат комья снега, видимо с осыпающихся карнизов. Через полчаса проходим ледниковое озеро. Мы находимся выше пика Белиловского, там, где начинает отделяться правый язык ледника Когутай. Чтобы попасть на перевал Альпинистский отсюда надо идти траверсом склона почти строго на восток. Между скальными выходами снизу и разрывами в гребне Малого Когутая есть относительно пологий и спокойный проход.

В условиях малой видимости и не имея точных координат перевала, мы этот проход не заметили. Через 15 минут, продолжая держаться правой стороны в поисках перевала, мы обнаружили, что спустились под западные склоны пика Кахиани, проскочив перевал метров на 500. Отсюда начали подниматься чтобы попасть на перевал держимся на минимально безопасном расстоянии от скал слева. При этом приходится преодолеть достаточно крутой склон с выходами льда, на небольшом участке (меньше 100 метров) применили даже ледобурную дорожку.

Выходим на выполаживание и поворачиваем налево, в наиболее логичное видимое понижение, полагаем, что это перевал Альпинистский. На седловину вышли в 13:00 (2,5 часа от перевала Когутай, если идти сразу правильно – вполне можно уложиться за час). Седловина – узкий скальный гребень, на пару метров торчащий над ледником. С другой, восточной стороны – скально-осыпной склон.

Разобрав связки, но на всякий случай не снимая обвязки, начинаем спуск с перевала Альпинистский. Идём плотной группой по живой средней осыпи, есть что-то похожее на тропу. Вскоре оказываемся над ступенью сбросов, находим между ними проход – кулуарчик с крутой и очень живой осыпью. Первый, камнеопасный, участок длиной метров 10 проходим по одному. Далее опять плотной группой спускаемся к краю ледника. По границе зачехлённого ледника, пологой мокрой осыпи доходим до первого сухого места. Тут снимаем обвязки, от перевала Альпинистский добрались сюда за час.

Дальше идём по пологой осыпи, постепенно появляется трава. Тут не надо идти слишком высоко и забирать налево – есть риск оказаться над сбросами и конгломератом высоко на борту долины. Стоит держаться правее, недалеко от нижнего края ледника – тут вдоль ручья есть хороший спуск, начинается тропа. По тропе вдоль истока реки Когутайка доходим до границы погранзоны, где расположены Когутайские ночёвки. Несколько групп стоят на правом берегу, но места есть и на нашем, левом. Тут в 15:10 (2 часа от перевала Альпинистский, 4,5 часа от перевала Когутай) встаём на обед.

В 17:00 продолжаем спуск. От Когутайских ночёвок идёт хорошая набитая тропа. Сброс местами крутой, к тому же камни и трава мокрые. Альпийские луга сменяются высокотравьем. Через час тропа приводит к пограничникам, сидящим у большого камня и проверяющим документы. От пограничников тропа резко поворачивает к реке и переходит её вброд (брод простой). Перед самым бродом есть развилка, вниз по левому берегу идёт тупиковая тропа – мы ошибочно сходили по ней туда-обратно, потратив на это полчаса.

Перейдя реку Когутайка, продолжаем спускаться по тропе по правому берегу. Река уходит в каньон, тропа далеко от неё. Начинается лес, погода улучшается, солнце играет на стволах сосен. Спустившись со склона, тропа выводит опять к реке Когутайка, разливающейся по каменистой поляне. Переходим её по валяющимся брёвнам. За рекой уже видны постройки Долины Нарзанов. В 19:45 (2,5 часа от Когутайских ночёвок, 4,5 часа от перевала Альпинистский, 7 часов от пер. Когутай) выходим к кафе и гостиницам. Посетителей уже нет, но работники указывают нам место, где рекомендуется ставить палатки – на восток по тропе, через речку около старого туалета, чуть дальше ровные площадки под соснами.

Долина Нарзанов ~ Поляна Азау ~ ст. Мир – Приют 11

24 июля, день 18

2:35

2:50

3,6 км

630 м

карта, день 18

Утром, по договоренности, группу с Долины Нарзанов забирает машина и довозит до поляны Азау (2300м), являющейся отправной точкой для восходителей на Эльбрус с юга. Здесь достаточно хорошо развита туристическая инфраструктура, несколько гостиниц, магазинов и пунктов проката снаряжения. Также никаких проблем с местами общепита, цены не сказать, чтобы низкие, зато кормят вкусно.

Отсюда у собирающихся на гору есть два варианта – идти пешком по автодороге или проделать часть пути по канатке. Первый вариант подходит для неакклиматизированных групп, позволяя медленно набрать высоту, канатка же за полчаса завозит до 3500м, где уже чувствуется влияние высоты. У нашей группы после предыдущих двух недель похода проблем с акклиматизацией не было, поэтому поднимаемся на канатной дороге до станции Мир (3500м). Стоит сказать, что есть две канатные дороги – новая (600р спуск/подъем) и старая (500р спуск/подъем). Рекомендуем подниматься по новой: нет очередей и намного более комфортные кабинки

Фото 12.1 канатная дорога Азау – Кругозор – Мир

От станции Мир можно пересесть на кресельную канатку и подняться ещё выше на 3780м до ст. Гарабаши, где расположен приют “Бочки”. Мы идем пешком, выходим в 12:10, достигаем бочек за два перехода к 12:55. Приют “Бочки” представляет собой более десяти шестиместных утеплённых жилых вагончиков и кухню

Фото 12.2 «Бочки»

Место выбрано не случайно, здесь проходит летняя граница снеговой линии, через сто метров от приюта уже начинается снег. Ко времени нашего прихода солнце уже достаточно его растопило, превратив в хлюпающую кашу под ногами. Идем дальше, с ориентированием никаких проблем, дорога вверх накатана снегоходами и ратраками, справа по ходу движения маркировочные флажки.

К 15:00 поднимаемся на Приют 11, высота около 4090м. Здесь также несколько жилых вагончиков, куда можно заселиться за 500р/ночь с человека

Фото 12.3 Приют 11-ти

Мы же во благах цивилизации не нуждаемся, устанавливая свои палатки на снегу. Остаток дня отдыхаем, отбой ранний в 20:00 с договоренностью проснуться в 2 ночи и в случае хорошей погоды выходить на гору

Фото 12.4 лагерь на Приюте 11-ти

Приют 11 – Эльбрус Западный(2А, 5642м) – Приют 11

необходимое снаряжение: каски, кошки, настоятельно рекомендуются ледорубы, очень желательно трекинговые палки.

25 июля, день 19

ГХВ первого

6:15

ГХВ последнего

9:20

12,2км

1552 м

карта, день 19

Общий подъём в 2 часа ночи, идеальная видимость, на небе ни облачка. Погода даёт шанс, завтракаем, собираемся и выходим в 3:15.

Начало маршрута до нижних скал Пастухова (4600м) никаких технических сложностей не представляет. Движение по хорошо накатанной снежной дороге, по пути догоняем множество групп восходителей, нас же обгоняют пролетающие с диким ревом ратраки. Идти налегке без рюкзака вполне комфортно, но сильнейший ледяной встречно-боковой ветер не даёт возможности расслабиться, минута остановки и уже чувствуешь, как начинаешь промерзать до костей. Тактика движения на подъеме к Эльбрусу отличается от остальной части маршрута, идем не общей группой, а разбившись на несколько подгрупп по 2-3 человека с рациями у первых и последних участников

Фото 12.6 подъём от Приюта 11-ти к скалам Пастухова

От скал Пастухова самая тяжелая часть подъема. Снежно-ледовый взлет крутизной 15-25°. Без кошек уже никуда, под ногами жесткий фирн, местами с участками открытого льда. На 4900 граница доступности ратраков, дорога переходит в тропу.

Выше 5000м подъем выполаживается, идем по так называемой Косой Полке. Достаточно пологий траверс с плавным набором высоты, выводящий на седловину Эльбруса(5300м). На седловине встречаем рассвет, ветер немного стихает, позволяя сделать небольшую остановку перед заключительным броском к вершине

Фото 12.7 вход тропы на седловину Эльбруса

На седловине маркированная тропа раздваивается – вперед к аварийному приюту RedFox и налево по достаточно крутому снежному склону (30-35°) к западной вершине

Фото 12.8 подъём с седловины Эльбруса на к в. Эльбрус З.

Стихший ветер, возвращается вновь, ещё усилившись. Но, несмотря на погодные неприятности, продвигаемся вперёд. Наиболее крутой участок – подъём с седловины, далее большое выполаживание. В 7:15 первый участник выходит на вершину Эльбрус Западная (5642м). До 9:00 заходят ещё 6 человек, остальные участники группы поднимаются до седловины

Фото 12.9 на в. Эльбрус З.

Фото 12.10 наши девушки на в. Эльбрус З.

. Высотных симптомов ни у кого не наблюдалось, причиной разворота части участников на седловине был сильный холод и ветер.

Спуск по пути подъема около двух часов. Над вершиной с середины дня собираются облака. На Приюте 11 весь день солнечная комфортная погода, можно спускаться вниз, но нам торопиться некуда, тем более канатка в этот день не работала из-за аварии электросети. Решаем отдохнуть и спускаться завтра. Красивейшие виды Кавказа вокруг

Фото 12.11 лагерь на Приюте 11-ти

Приют 11 – ст. Мир ~ Поляна Азау

26 июля, день 20

0:35

3,2 км

630 м

карта, день 20

Утром встаём в 6:00. На вершине облачность, в этот день на восхождение никто не выходил, хорошо, что мы успели вчера. В 8:20 выходим с Приюта 11 и за 25 минут по плотному утреннему снегу спускаемся до Бочек. Делаем 20-минутный привал, чтобы снять кошки и тёплые вещи. Ещё за 10 минут спускаемся до станции “Мир”. На станции мы оказались в 9:15, канатку включили только в 10:30. Спустились на ней до Поляны Азау – конечной точки маршрута.

Выводы и рекомендации

Запланированный маршрут был пройден почти полностью, концепция насыщенного и техничного похода с небольшими переходами по долинам была реализована. Из-за непогоды мы отказались от радиальных выходов на вершины Орелю и Гумачи (обе 1Б). Вообще, погода нам не благоприятствовала, за весь поход было 2 дня без осадков: один во второй половине и один в конце – позволивший нам взойти на Эльбрус. Регулярно приходилось ходить, ставить и снимать лагерь и делать техническую работу под дождём, снегом и или градом и в условиях ограниченной видимости. Движение в тумане было возможно благодаря чёткой работе штурмана и снаряженца, обеспечившего подробные карты для gps и взявшего достаточно батареек для его непрерывной работы.

Также приведём некоторые наиболее важные замечания по конкретным препятствиям.

Перевал Голубева при большом количестве снега становится значительно проще. Мы прошли весь подъём с запада по снегу в связках. Участков льда не было. Бергшрунд был, видимо, настолько забит, что его было даже незаметно, где он.

Перевал Родина в сторону Юсеньги неочевиден. «Тропу по гребню», упоминаемую в старых отчётах, мы не нашли. Вынуждены были спуститься с гребня на север, потребовались перила на крутом снегу. Если вы планируете проходить перевал, попытайтесь найти максимально подробное описание, или, лучше, трек пути по гребню. Также можно идти прямо в лоб по леднику, что соответствует категории 2Б (например, см. Гудков-1994-5).

Перевал Когутай со стороны Юсеньги также достаточно непрост. Последние 200 метров набора проходят по узкому и крутому снежно-осыпному кулуару. При прохождении большой группой без большого опыта тут требуется перильная или попеременная страховка, что занимает много времени. Если все участники уверенно себя чувствуют на рельефе и при небольшой группе можно идти без страховки, это будет значительно быстрее. Также группы, уверенно передвигающиеся по скалам, могут попробовать вариант подъёма по левому кулуару.

Несмотря на относительно небольшие высоты в течение похода (перевалы около 4000, ночёвки до 3800) группа была достаточно акклиматизирована. При подъёме на Эльбрус симптомов, связанных с высотой, не наблюдалось ни у кого. Основной трудностью был очень сильный холодный ветер. Для успешного восхождения на Эльбрус рекомендуются тёплая одежда, бахилы, рукавицы (тёплые или два слоя), балаклава. Также необходимы кошки и ледоруб и навыки их использования. Помните, что, несмотря на большое количество идущих на вершину, рассчитывать на помощь с их стороны не стоит.

Примечания

ЧХВ – «чистое» ходовое время

ГХВ – «грязное» ходовое время (с учётом привалов, как правило, переход – 15-20 мин по первому, привал – 10 мин от последнего)

Написание названий географических объектов – согласно классификатору. В других источниках написание топонимов может незначительно отличаться.

Некоторые названия могут совпадать у разных (иногда даже разнотипных) объектов в удалённых друг частях района или даже разных районах – будьте внимательны при поиске материалов!

Над отчётом работали

Сартан Е. А.

фото 5.1, 9.17, 11.20 – с сайта М. Голубева http://caucatalog.narod.ru/

P. S.

С вопросами по походу и маршруту, а также за фото в полном разрешении и не вошедшими в отчёт – обращайтесь: Саня Новосёлов, experiencedbat()gmail()com