Руководитель: Е.Елисеева, Москва

Отчет о горном походе 2 к.с. по Терскею летом 2012 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

2.7 Техническое описание прохождения группами маршрутов

Техническое описание прохождения маршрутов выглядит следующим образом. Маршрут разбит для удобства восприятия и поиска информации на семь частей, в каждой из них имеется: характеристика локального препятствия, таблица с точными справочными данными (дата и день пути, метеонаблюдения, длина пути, перепад высоты, время), а также текстовое подробное техническое описание. Текстовое описание разделено на описываемые участки согласно таблице. К каждому участку маршрута прилагается большое количество фотографий, иллюстрирующих прохождение нами маршрута.

Описание маршрута подготовлено не только руководителем, но и участниками: Сергеем Науменко, Сергеем Редюком, Алексеем Шостаком. В соответствующих разделах указано, кто является автором данного описания.

Высоты указаны по данным GPS и 3D геомодели "Планета Земля" от Google. В походе кроме хребтовки мы использовали карты Генштаба различных масштабов.

В описании присутствуют координаты для GPS в проекции WGS84 и формате "градус, минута и доля минут"

Понятия "правый", "левый" даются орографические, если это не указано отдельно.

Указанное время - это "Чистое" время движения (технической работы) без учета времени привалов. Округлено до 5 минут для удобства расчетов.

Расстояние приводятся без коэффициента (k=1,2).

Использованы общепринятые туристские сокращения.

Перевал Аксу-Арашан Южный (1А,ос,3649)

1.      Расположен в Северном отроге центральной части хребта Терскей Алатау, горы Кауган, к юго-востоку от в.3823м.

2.      Соединяет д.р.Тео-Кырык (д.р.Алтын-Арашан) и д.р.Аксу.

3.      Ориентация: восток - запад.

4.      Первопрохождение перевала группами Е.А.Елисеевой (2к.с.) и  Д.О. Харахордина (1к.с.) в рамках туристических сборов КП Робинзонада с запада на восток 6 июля 2012г. Перевал назван по взаимному расположению к долинам рек Аксу и Алтын-Арашан.

5.      Тур на перевале не обнаружен, сложили свой, оставили записку.

Описание даётся от впадения д.р.Тео-Кырык в д.р.Алтын-Арашан до д.р.Аксу.

Описание подготовлено участником похода 1к.с. Сергеем Науменко под редакцией руководителя похода 2к.с. Екатериной Елисеевой.

Технические характеристики подходов и прохождения перевала Аксу-Арашан Южный (1А,ос,3649)

Ясно

Подъём от слияния д.р.Тео-Кырык и д.р.Алтын-Арашан по долине

р.Тео-Кырык (до 2710м)

Тропа по лесному участку, далее по травянистым склонам до 15°

1,4

+330

1-40

Пасмурно, дождь

Подъём по д.р.Тео-Кырык до слияния истоков реки (3030м)

Травянистые склоны до 15°

+220

1-45

Переменная облачность

Подъём по д.р.Л.Тео-Кырык (до 3360м)

Травянисто-осыпной склон до 10°

Подвижная мелкая осыпь до 20°

+139

0-30

Седловина пер.Аксу-Арашан Южный (1А,ос,3649)

Широкая, пологая, осыпная седловина

-880

2-20

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 10,9 км

Ходовое время: 10 час 05 мин.

Перепад высот: 2283м (+1269/-1014)

Технические описание

перевала Аксу-Арашан Южный (1А,ос,3649)

Мы высадились (N42°23.310 E78°35.559, 2380м) недалеко от моста через реку Алтын-Арашан на правом берегу, рядом с местом, где в неё впадают р.Тео-Кырык и р.Чон-Кокджар (фото 1.1, фото 1.2). Пока трое добровольцев отвозят заброску на второе кольцо в курорт Алтын-Арашан, группы готовят обед. Мы высадились около ручья, который, судя по всему, и есть р.Тео-Кырык, сразу за ручьём видно начало тропы.

1.Подъём от слияния д.р.Тео-Кырык и д.р.Алтын-Арашан по долине р.Тео-Кырык (до 2710м). Выходим в 16:15 от места обеда по тропе (фото 1.3), которая поднимается от дороги параллельно ручью и ведёт через лес к месту летовок чабанов. Лес вполне проходимый. (фото 1.4) Через 30 минут выходим на более открытое пространство, где стоят чабаны. Забираем левее по ходу и переходим ручей (фото 1.5). Поднимаемся уже по скотопрогонным тропам на травянистый холм, обходя его по правому борту долины, крутизна до 15° (фото 1.6). Продолжаем движение вдоль ручья, изредка переходя с берега на берег, где это кажется нам логичным. Примерно через полтора переход, вода уходит в камни. Привал, отправляем разведку, так как ручей на следующем отрезке пути не видно и может появиться не скоро (фото 1.7). Разведка не принесла утешения: воды нет. Решаем не идти дальше, рискуя остаться без воды, и останавливаемся на ночёвку на травянистой поляне на правом берегу д.р.Тео-Кырык. Есть места под палатки (N42°23.478 E78°36.238).

Итого за день: прошли 1,4км набор +330м ходовое время: 1час 40минут.

2.Подъём по д.р.Тео-Кырык до слияния истоков реки (3030м). Ночью был сильный дождь, выше 3300м             - снег. К утру осадки не прекратились и мы решаем немного повременить с выходом. К 10:00 появляется просвет и мы, выходим. Идём по правому берегу реки по теряющейся тропе (фото 1.8). За полтора перехода выходим из зоны леса и начинаем подниматься по руслу обнажившейся реки (есть вода) (фото 1.9). В течение длинного перехода монотонно поднимаемся по травянисто-осыпному склону, пока не подходим к слиянию истоков реки, высота - 3030м.

Прошли 1,4км набор +320м ходовое время: 1час 50минут.

3-4.Подъём по д.р.Л.Тео-Кырык до 3360м. Наш путь в левую долину. Начинается дождь, который постепенно усиливается и становится ливнем. Впереди виднеется место, где встречаются два ручья, стекающие из соседних долин. Предполагая возможный каньон, решаем обойти справа по ходу, поднявшись в лоб по левобережному травянистому склону до 25° (фото 1.10). Примерно за полтора перехода поднимаемся до выполаживания, откуда уже виднеется будущая седловина. Привал у начала каменной осыпи. Далее траверсируем осыпь, которая вновь сменяется травой. Забираем ближе к руслу ручья. Здесь долина пологая и травянистая. Доходим до конца пологой части долины и решаем остановиться на ночёвку (фото 1.11). Воду берём из ручья. (N42°24.288 E78°37.315, 3360м). В целях акклиматизации, все вместе отправляемся прогуляться выше по склону.

Прошли 1,2км набор +330м ходовое время: 2часа 20минут.

Итого за день: прошли 2,6км набор +650м ходовое время: 4 часа 10минут.

5-6.Подъём на пер.Аксу-Арашан Южный. Подъём в 7:00, выход в 9:00. Движемся в направлении цирка перевала по травянистым склонам крутизной до 15° (фото 1.13). Чуть меньше, чем за переход выходим на локальное возвышение, с которого открывается вид на цирк. Визуально седловина не выделяется (фото 1.14). Слева виднеются скальные выходы. Поднимаемся на перевал по правому борту травянисто-осыпного цирка между скал (фото 1.12, фото 1.15). Движемся плотной группой в касках, уходя вверх и вправо по ходу. Крутизна взлёта до 20°. Северная часть гребня разделена на две седловинки крупными выходами скал. Мы поднялись на южную седловину.

Прошли 1,5км набор +389м ходовое время: 1час 35минут.

7.Седловина пер.Аксу-Арашан Южный (1А,ос,3649) (N42°24.350 E78°38.072) широкая, осыпная (фото 1.16). Воды нет, но есть снег. Места для палаток хватает, однако здесь ветрено, а спуск в любую из долин не занимает больше 15 минут. Складываем тур в половину руководителя J, едим шоколад и поспешно собираемся вниз.

8.Спуск в д.р.Аксу. С востока перевал также осыпной (фото 1.18). Спускаемся по подвижной осыпи, уходя вправо от возможной траектории падения камней (фото 1.17, фото 1.19). Спустившись в цирк, находим подобие тропы и по ней движемся до травы. Здесь тропа теряется, а мы при первой возможности сворачиваем направо в сторону русла ручья, и идём примерно до середины склона (фото 1.20). На первый взгляд спуск по руслу реки кажется не самым логичным путём. Решаем идти траверсом левого берега, потихоньку сбрасывая к руслу реки, чтобы выйти к нему после того, как закончатся скальные прижимы, и не начнутся новые. Вылавливаем этот момент рядом со снежным мостом (фото 1.21). Переходим по кладям реку и продолжаем спуск по тропам правого берега. Уклон на всем пути не превышает 20° (фото 1.22). Дальнейший спуск до лесной зоны однообразен: по травянистому склону правого борта постепенно теряя высоту спускаемся. От зоны леса, где уже пасётся крупнорогатый скот, многочисленные тропы сменяются хорошей тропой, по которой мы, чуть забирая вправо (фото 1.23), спускаемся в д.р.Аксу и останавливаемся на обед у озерца (N42°25.799 E78°39.622, 2630м) (фото 1.24).

Прошли 5км сброс -1014м ходовое время: 2часа 20минут.

Выводы:

1. Первопрохождение перевала Аксу-Арашан Южный раскрывает возможности редко посещаемой части Терскея - хребта Кауган. Этот перевал является самым коротким (из известных) путём, соединяющим долины рек Аксу и Алтын-Арашан. Категория трудности перевала не превышает 1А. Рекомендуем к прохождению группам в походах 1 и 2 к.с., в том числе как первый перевал в период акклиматизации.

Перевал Аныртор Северный (1А,ос,3600)

2.      Соединяет долины р.Аксу и р.Аныртор (р.Алтын-Арашан).

3.      Ориентация: северо-восток - юго-запад.

4.      Сведений о первопрохождении не найдено. Вероятно, это скотопрогонный перевал первые прохождения местными жителями.

5.      Перевал пройден группами Е.А.Елисеевой (2к.с.) и  Д.О.Харахордина (1к.с.) в рамках туристических сборов КП Робинзонада с северо-востока на юго-запад 8 июля 2012г.

6.    Сняли записку коммерческой группы под руководством В.Н.Серебрянникова от 27.08.10г. В записке категория трудности перевала определяется ошибочно, как 1Б.

Описание даётся от среднего течения долины реки Аксу до впадения р.Аныртор в р.Алтын-Арашан.

Технические характеристики подходов и прохождения перевала Аныртор Северный(1А,ос,3600)

Подъём по д.р.Аксу до 2750м

+560

2-50

Ясно

Подход под перевальный взлёт пер.Аныртор Северный

Осыпной склон до 15°,

по осыпному склону до 20°

+100

0-25

Седловина пер.Аныртор Северный (1А,ос,3600)

Широкая пологая травянисто-осыпная седловина

1,7

-370

0-45

Спуск по долине р.Аныртор до слияния с р.Алтын-Арашан

Скотоводческие тропы до 10°

по травянисто-осыпным склонам

5,4

-510

1-45

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 16,1 км

Ходовое время: 8 час 25 мин.

Перепад высот: 2000м (+970/-1030)

Технические описание

Перевала Аныртор Северный (1А,ос,3600)

Мы спустились с перевала Аксу-Арашан Южный. На следующем участке пути мы собираемся пройти перевал Аныртор, и рядом с курортом Алтын-Арашан организовать днёвку совместно с группой А.В.Шостака (3к.с.), там же нас ждёт заброска на следующее кольцо.

1.Подъем по д.р.Аксу до  2750м. Спустившись с пер.Аксу-Арашан Южный в д.р.Аксу встали на обед у озерца (N42°25.799 E78°39.622, 2630м), воду берём из ручья, до которого ~300м вниз по долине. Темнеет, решаем пройти по д.р.Аксу до запланированного ранее места ночёвки, благо д.р.Аксу очень приятная: широкая, пологая (фото 2.1), вокруг виднеются стоянки чабанов, пасутся лошади. По обоим берегам идут хорошие тропы. Местами заболочено. На противоположном берегу замечаем ГАЗ-66. Значит, заехать в д.р.Аксу возможно. Доходим до места ночёвки в темноте, ужинаем (N42°23.846 E78°42.845). Заночевать можно почти в любом месте д.р.Аксу (достаточно найти чистый ручей) (фото 2.2).

Прошли 5,4км набор +120м ходовое время: 1час 35минут.

2.Подход под перевал Аныртор Северный. Поздний выход в 12:00 (благо вчера мы наверстали полдня)  вверх по д.р.Аксу по тропам проходящим по левому берегу. Доходим до места, где долина, которая ведёт к перевалу, сливается с д.р.Аксу. Мы ориентируемся по осыпи на берегу противоположном подъёму: она похожа на песочные часы и мало изменилась с 1982г. Отсюда по теряющейся тропе поднимаемся вверх (фото 2.3). Подниматься к перевалу можно двумя путями (по двум микро долинам, разделённым отрогом) более логичным нам показался путь, начинающийся ниже по д.р.Аксу: тропа, вначале проходит по лесу, который примерно через 250 метров набора заканчивается. Далее тропа проходит вдоль русла ручья по правому его берегу по траве (до 20°). Поднимаемся до высоты 3200м, где встаём на ночёвку. Ночуем на приметном травянистом возвышении между осыпями. Есть вода и места под палатки. (N42°22.998 E78°42.172, 3310м) Второй путь обозначен на генштабовской топокарте - километровке по тропе через параллельную долину, разделённую отрогом, а далее через отрог мы вышли бы к этому же месту ночёвки (этот путь значительно длиннее).

Итого за день: прошли 2,1км набор +560м ходовое время: 2 часа 50 минут.

3-4.Подъём на пер.Аныртор Северный.  Ясно, солнечно. Выходим в 9 часов утра. У начала осыпи начинается тропа, обходящая скально-осыпной гребешок слева по ходу. Потихоньку набираем высоту по набитой тропе (до 15°), которая, поднимаясь серпантином по конгломератно-осыпному склону, выводит прямо на седловину перевала Анытор Северный (фото 2.4, фото 2.5).

Прошли 1км набор +290м ходовое время: 1час 10минут.

5.Седловина пер.Аныртор Северный (1А,ос,3600) (N42°22.792 E78°41.893) очень широкая, конгломератно-осыпная (фото 2.6, фото 2.7). Воды нет, но остался не дотаявший снежный надув. Есть места под палатки. Открывается вид на д.р.Аныртор. Сняли записку коммерческой группы под руководством В.Н.Серебрянникова от 27.08.10г. С седловины можно подняться на соседнюю маленькую вершинку, что мы и сделали. Подъём и спуск по осыпному гребешку до 20°. Спуск по пути подъёма. Фотографируемся, меняем записку на свою и начинаем спуск.

6-7.Спуск с перевала Аныртор Северный в д.р.Аныртор. Спускаемся по мелко-осыпному склону до 20°, по которому проходит спусковая тропа. Лифты из осыпи, перемежающиеся выходами конгломерата не самый приятный рельеф для спуска (фото 2.8, фото 2.8.1). Примерно через 150-200 метров сходим с лифтов на нормальную тропу, проходящую по левому борту. Он представляет собой травянисто-осыпной склон, тропа довольно скоро улучшается. После выполаживания тропа теряется. Выходим на правый орографический травянистый бугор, срезая спуск по основной долине. Переваливаемся через него и траверсируем травянистый склон - правый борт д.р.Аныртор (фото 2.9). Спустя 700 метров, уходим вниз, спускаясь к дну долины реки (фото 2.10).

Прошли 2,2 км сброс -520 ходовое время: 1час 5 минут.

8.Спуск по долине р.Аныртор до слияния с р.Алтын-Арашан. Около реки нас уже ждёт группа под руководством А.В.Шостака (3к.с.). Все вместе обедаем и, стараясь не задерживаться, выходим в сторону д.р.Алтын-Арашан (фото 2.11). Долина реки Аныртор широкая и пологая. Чуть ниже по течению пасётся много скота, стоят палатки пастухов. Мы спускаемся по правому берегу д.р.Аныртор (фото 2.12). Идём по вьючным тропам и уже спустя полтора-два часа выходим к долине реки Алтын-Арашан (фото 2.13), где и устраиваемся на днёвку на травянистой поляне не доходя 50м до слияния с р.Алтын-Арашан (N42°22.321 E78°37.018, 2570м) (фото 2.14). На территории курорта Алтын-Арашан останавливаться не захотели, так как местные, скорее всего, попросили бы плату за простой. На курорт можно сходить покупаться в горячие источники, отведать местную кухню, купить молоко и айран. Заночевать с комфортом можно фактически везде в нижней и средней части долин рек Аныртор, Аксу и Алтын-Арашан.

Прошли 5,4км набор -500м ходовое время: 1час 45минут.

Итого за день: прошли 8,6км набор +290м, сброс: -1020м ходовое время: 4часа.

Выводы:

1. Перевал Аныртор Северный является простейшим путём, соединяющим долины рек Аныртор и Аксу. С обеих сторон на перевал ведут тропы. Категория трудности перевала соответствует 1А. В некоторых источниках категория трудности этого перевала необоснованно завышена вплоть до 2А.

2. Перевал относится к группе редко посещаемых, а, если точнее, редко описываемых. В процессе подготовки было найдено лишь два упоминания: в отчёте ДСО Зенит от 1957г и в отчёте В. Ковченко от 1982г.

Перевал Алакёль Центральный (1Б,ос,3860)

1.      Расположен в Северном отроге центральной части хребта Терскей Алатау к юго-востоку от в.3929м и к северу-западу от в.4010м.

2.      Соединяет долины рек Кельдыке (р.Алтын-Арашан) и оз.Алакёль (д.р.Каракол).

3.      Ориентация: северо-восток - юго-запад.

4.      Сведения о первопрохождении: первая информация о прохождении перевала из отчёта В.В.Дмитриева за 1979год.

5.      Перевал пройден насквозь группой Е.А.Елисеевой (11 июля 2012г.), в рамках туристических сборов КП Робинзонада с северо-востока на юго-запад.

6.      По данным отчётов перевал значится как 1А*, по итогам прохождения, перевал соответствует 1Б категории трудности. При прохождении перевала в обратном направлении трудность преодоления возрастает (камнеопасно!) Перевал является простой 1Б.

7.      Снята записка группы туристов из г.Москва ТК"Вестра" под руководством Серебрянникова от 19 июля 2008г.

Описание дается от курорта Алтын-Арашан до оз.Алакёль.

Описание подготовлено Екатериной Елисеевой.

Техническая характеристика подходов и прохождение

Перевала Алакёль Центральный (1Б,ос,3860)

Ясно

Подъем по д.р.Алтын-Арашан до слияния с р.Кельдыке

Тропа по травянистым склонам до 10°

0,8

+160

1-00

Седловина пер.Алакёль Центральный (1Б,ос, 3860)

Седловина - узкая, скальная, продуваемая

Туман

Дождь, ливень, снег

Спуск с пер.Алакёль Центральный

Подвижные мелкие и средние осыпи, скальные выходы, "живые" камни, движение плотной группой, каски

0,8

-300

2-45

Обход озера до бухты на её восточной оконечности 3530м

Слежавшаяся средняя и крупная осыпь до 15°, живые камни. Каски.

1,2

-30

0-30

Общая протяженность пути без коэффициента района: 12 км

Ходовое время: 9 час. 25 мин.

Перепад высот: 1800 м (+1380/-420)

Техническое описание

Перевала Алакёль Центральный (1Б,ос,3860)

Место для днёвки организовали на правом берегу р.Аныртор (фото 3.1)на травянистой поляне не доходя 50м до слияния с р.Алтын-Арашан (N42°22.321 E78°37.018, 2570м). На территории курорта Алтын-Арашан останавливаться не захотели, так как местные, скорее всего, попросили бы плату за простой. На курорт можно сходить покупаться в горячие источники, отведать местную кухню, купить молоко и айран.

1.Подъем по д.р.Алтын-Арашан до слияния с р.Кельдыке.

От места дневки группа спустилась к курорту Алтын-Арашан, по мосту (фото 3.2) перешла одноимённую реку и начала подъём по долине до слияния с р.Кельдыке. Долина пологая, местами заболочена, есть хорошая тропа (фото 3.3). ЧХВ 40 минут.

2.Подъем по д.р.Кельдыке до слияния притоков вытекающих из цирков перевалов Северный, Центральный, Южный Алакёль (м/н 3200м). Реку Кельдыке, у слияния с д.р.Алтын-Арашан, можно перейти в нескольких местах, по лежащим через нее деревьям (фото 3.4). Перейдя, резко сворачиваем направо и медленно начинаем подниматься вверх. Троп здесь много, выбираем наиболее широкую и натоптанную. Первые 500м подъём по несложному, но крутому участку до 25°. В месте, где тропа выходит на пологий участок, делаем небольшой привал (фото 3.5). Дальнейший подъём по долине до места обеда (N42°20.634 E78°36.228, 2955м) по правому берегу, с постепенным набором высоты. Троп много, как вдоль реки, так и выше. Отобедав, переходим по камням реку на левый берег. Вдалеке виднеется кош. Проходим ещё около 2,5км и встаём на ночлег на слиянии притоков (фото 3.6) вытекающих из цирков перевалов Северный, Центральный, Южный Алакёль (N42°20.179 E78°35.102, 3200м). Место для ночёвки у ручья на травке. ЧХВ 2 часа 30 минут.

3.Подход от м/н - под пер.Алакёль Центральный. От места ночлега продолжаем движение по левому берегу. Постепенно начинают просматриваться подходы под перевалы Алакёль Ц. и Алакёль С. (фото 3.7) Тропа идёт по заросшим травой старым моренным валам. Держимся левее по ходу движения, к скальному выступу, разделяющему цирки перевалов Алакёль Ц. и Алакёль С. Место нахождения самого перевала неоднозначно (фото 3.8). Яркие понижения в гребне отсутствуют. От скального выступа, уходим влево по ходу по левобережному моренному валу и входим в цирк перевала Алакёль Ц. (N42°19.538 E78°33.543, 3600м) (фото 3.9) Место защищенное от ветра, есть площадки под 1-2 палатки, воду слышно, но не видно, в низине между камнями маленький снежник. ЧХВ 2 часа.

4.Перевальный взлёт пер.Алакёль Центральный. Цирк перевала представляет собой травянисто-осыпной склон 160м с уклоном до 30° (фото 3.10). Подниматься на перевал можно как по травянистому склону справа по ходу движения, уходя затем траверсом осыпи вверх, так и по склону, сложенному средней и крупной осыпью левее. Наша группа начала подъём, траверсируя травянистый склон, затем вышла на осыпь и оставшаяся часть подъёма проходила по ней серпантином вверх (фото 3.11). Подъём плотной группой в касках, "живые" камни. Определить седловину перевала трудно, ярких признаков понижения в гребне не имеет. Для её нахождения мы предприняли короткую разведку, и взяли курс к относительно ровной площадке между двумя полуразрушенными выходами скал (фото 3.12). Через 1 час группа вышла на перевал.

5.Седловина пер.Алакёль Центральный (1А,ос, 3860) узкая, скальная, хорошо продуваемая, мест под палатки нет, вода отсутствует. Тур искать не пришлось, так как он находился ровно в том, месте, где мы вышли на перевал (N42°19.326 E78°33.209). Снята записка группы туристов из г.Москва ТК"Вестра" под руководством Серебрянникова от 19 июля 2008г. С перевала виден скальный гребень, разделяющий цирки перевалов Алакёль Ц. и Алакёль С., д.р.Кельдыке (фото 3.14), открывается отличный вид на озеро Алакёль (фото 3.13), и просматривается подъём на наш следующий перевал Чёрные Камни (фото 3.15). Погода постепенно испортилась, со стороны р.Кургактор (истоком которой является оз.Алакёль) медленно начало подниматься густое облако, пошёл дождь. Мы не стали долго задерживаться на перевале и начали спуск, пока видимость совсем не ухудшилась.

6.Спуск с пер.Алакёль Центральный представляет собой очень подвижную осыпь различного размера, крутизной до 35°. Первые 50м спуска забираем чуть правее по ходу (фото 3.16), далее выходим к скальному гребню, со стороны, чем то напоминающим замок. Гребень можно обойти слева по ходу по осыпному кулуару (фото 3.17), путь просматривается отсюда только наполовину и состоит он из подвижной осыпи различного размера, а можно справа по ходу через скальные "ворота" (фото 3.18), путь так же выложен подвижной осыпью, просматривается лишь до следующих скальных "ворот", замыкающих проход (фото 3.19). Было принято решение спускаться вторым вариантом, плотной группой в касках. Самостраховка палками и ледорубами. Местами группу приходилось делить на две части и проходить участки спуска попеременно. ОЧЕНЬ камнеопасно (фото 3.20)!!! Сбросили 150м, потратили не менее 1,5 часов. Далее спуск менее камнеопасен, по осыпи среднего размера, частями по высохшему руслу (фото 3.21). Из-за дождя камни стали скользкими оставшиеся 150м по высоте проходим за 1 час 15 минут. Физическая усталость и постоянное концентрирование внимания даёт о себе знать. У озера встретили ещё одну нашу группу под руководством Харахордина Д. (1к.с.), которая спускалась с перевала Алакёль С. и теперь по мере возможности наблюдала за нашим спуском (фото 3.22). Весь спуск занял у нашей группы 2 часа 45 минут.

7.Обход озера до бухты на её восточной оконечности 3530м. Озеро Алакёль практически со всех сторон выложено средней и крупной осыпью. Единственное место, где можно безопасно и удобно разместиться на ночлег, это его восточная сторона, туда мы и направились по слежавшейся осыпи, тропы нет, сил тоже, дождь. За 30 минут доходим до запланированного места для ночевки (N42°18.812 E78°33.048, 3530м). Дождь сменился снегом, озеро заволокло облаками (фото 3.23). Встаём лагерем на травянистой полке в 50м от озера. Мест для палаток много, но все сильно продуваются ветром. Принимаем решение использовать завтра запасной день, чтобы дать немного восстановиться после трудного дня и провести скальную тренировку.

Выводы:

1.Для перехода из долины реки Кельдыке к озеру Алакёль лучше использовать перевал Алакёль Северный, так как он менее камнеопасен, а обзорный вид с него открывается такой же.

2.Во многих отчётах, перевал Алакёль Центральный оценивается как 1А или 1А*, по нашему мнению, перевал является простой 1Б, и он ни при каких условиях не может стать перевалом 1А.

3.Прохождение перевала Алакёль Центральный рекомендовать группам в том случае, если они до этого уже проходили перевал Алакёль Северный.

Перевал Чёрные Камни(1Б,ск-ос,3780)

1.      Расположен в Северном отроге центральной части хребта Терскей Алатау к юго-востоку от в.3655,4м и к северо-западу отв.3981м.

2.      Соединяет долину оз.Алакёль (р.Каракол) и р.Шаркыратма (д.р.Кельтор).

3.      Ориентация: северо-восток - юго-запад.

4.      Сведения о первопрохождении: первая информация о прохождении перевала из отчёта В.Е.Сазонова за 1984год.

5.      Перевал пройден насквозь группой Е.А.Елисеевой (13июля 2012г.), в рамках туристических сборов КП Робинзонада с северо-востока на юго-запад. Перевал соответствует заявленной категории трудности.

6.      Снята записка сборной команды "Союза туристов Удмуртии" под руководством Н.А.Девятова дата записки неизвестна.

Описание дается от озера Алакёль до среднего течения д.р.Кельтор.

Описание подготовлено Екатериной Елисеевой.

Техническая характеристика подходов и прохождение

перевала Чёрные Камни (1Б,ск-ос,3780)

Снег

Подход под пер.Чёрные Камни от оз.Алакёль(м/н)

Средняя, крупная осыпь до 20-25°, камнеопасно, "живые" камни, каски, плотная группа

1,5

+230

1-20

Перевальный взлёт пер.Чёрные Камни

Снежник, склон до 25°, местами крупная осыпь, "живые" камни, каски, плотная группа

0,25

+20

Седловина пер.Чёрные Камни

(1Б,ск-ос,3780)

Пологая, широкая, сложена средней осыпью

Спуск с пер.Чёрные Камни до д.р.Кельтор

Крупно-осыпной склон (25- 30°), "живые" камни.

Травянистый склон до 35°, каменистые ступеньки, "живая" осыпь, теряющаяся тропа. Движение плотной группой

4,3

-924

3-30

Дождь, переменная облачность

Общая протяженность пути без коэффициента района: 6 км

Ходовое время: 5 час. 10 мин.

Перепад высот: 1174м (+250/-924)

Техническое описание

перевала Чёрные Камни (1Б,ск-ос,3780)

Озеро Алакёль практически со всех сторон выложено средней и крупной осыпью. Единственное место, где можно удобно разместиться, это берег его восточной оконечности (N42°18.812 E78°33.048, 3530м), там мы и стояли. Так как непогода затянулась, пришлось использовать запасной день (12.07), но мы времени даром не теряли и провели скальную тренировку.

1.Подход под пер.Чёрные Камни от оз.Алакёль(м/н). На следующий день вышли с места ночёвки рано (фото 4.3), так как описания предыдущих групп пугало наличием "каньона" на спуске (скорость нашей группы не высока, и не хотелось провешивать верёвки в "каньоне" в ночи). Пересекли бесчисленное множество ручьёв, стекающих с ледника Такыртор, и оказались на левом берегу долины. Продолжили движение вверх, по гребню левобережной морены и подошли под осыпной склон 20-25° (фото 4.4). Перед склоном сделали небольшой привал. Можно было пройти ещё немного по гребню морены и подниматься к перевалу по средне - осыпному склону сначала прямо вверх, а потом уйти вправо на наклонную полку и выйти на перевал (возможно, этот путь более логичный и безопасный). Мы же решили подниматься траверсом по средне - осыпному склону, в сторону перевала с постепенной набором высоты. Из-за дождя и снега камни мокрые и скользкие, местами встречаются выходы простых разрушенных скал и крупной осыпи (фото 4.5). Хочу заметить, этот подъём многие приняли за перевальный взлёт, но только оказавшись на самом верху перед нами открылся верхний цирк перевала Чёрные Камни (фото 4.6). Подъём плотной группой, каски, самостраховка палками или ледорубом. ЧХВ 1 час 20 минут, набор высоты 230м.

2.Перевальный взлёт пер.Чёрные Камни. В верхнем цирке делаем небольшой привал, имеются хорошие места под 2-3 палатки. Подъём далее по камням, покрытым снежником. Идём медленно, так как ноги постоянно проваливаются в пустоты между камнями. За 20 минут выходим на гребень, набрав 25м по высоте. Сам перевал находится чуть левее и ниже по ходу движения (фото 4.2). Подъём плотной группой, каски, самостраховка палками или ледорубом.

3.Седловина пер.Чёрные Камни (1Б,ск-ос,3780) слабо выражена, так как поднявшись на гребень мы увидели пологий, широкий склон, тянущийся на 50м в сторону д.р.Кельтор, сложенный средней осыпью. Тур находится по центру седловины, сняли записку сборной команды "Союза туристов Удмуртии" под руководством Девятова Н.А. дата записки неизвестна. Хороших мест под палатки нет. Погода не позволила полюбоваться красотами окрестных гор, затуманив большую их часть (фото 4.7). И мы, отведав сладенького, одели каски и начали медленно спускаться в д.р.Шаркыратма.

4.Спуск с пер.Чёрные Камни до д.р.Кельтор. Пройдя по пологому участку 50м, мы подошли к крутому склону  (25- 30°), выложенному средней и крупной осыпью (фото 4.8). Держимся левее по ходу к неявно выраженному осыпному кулуару, по которому серпантином спускаемся до озера на дне долины (фото 4.9). Спуск плотной группой, каски, самостраховка палками или ледорубом. ЧХВ 1 час. Привал у озера (отсюда перевал не виден) (фото 4.10). Озеро обошли по камням, справа по ходу движения (фото 4.11), далее несколько пологих травяных террас (фото 4.12). Тропы нет, выбираем наиболее логичный путь, несколько раз переходя речку. Через переход (40 минут) подходим к крутому склону до 35°(N42°17.515 E78°31.379, 3320м). Слева река уходит в скальный каньон (фото 4.14), мы же забираем правее и спускаемся плотной группой по крутому травянистому склону, местами выходя на мелкую живую осыпь (фото 4.13). Спускаться по самому каньону, как написано в некоторых отчётах, не рекомендуем, так как придётся затратить больше сил и времени, возможно, даже провесить верёвку. После небольшого водопада переходим реку на противоположный берег, отсюда начинается еле заметная тропка, петляющая в зарослях травы и кустарника (фото 4.15,  фото 4.16, фото 4.17). Тропа идёт вдоль каньона, а затем уходит крутым серпантином левее в заросли кустарника и мелких деревьев. Трава сильно примята, скорее всего, здесь совсем недавно была группа, а может и животные. В конце спуска тропа выводит на мелкую осыпь, которую мы преодолели по правой по ходу движения части (фото 4.18). И вот мы в д.р.Кельтор чуть выше по течению места впадения р.Шаркыратма (фото 4.19). Спуск вдоль каньона не быстрый, плотной группой, занял 1 часа 50 минут ЧХВ.

Выводы:

1.Перевал Чёрные Камни является простой 1Б и не представляет особой трудности (фото 4.1).

2.При спуске с перевала Чёрные Камни в д.р.Шаркыратма на высоте 3320м начинается крутой склон до 35° поросший травой, местами выходы осыпи. Спуск по склону, в обход скальный каньон справа, куда спадает река.