Руководитель: В.Мартынов, Мос.область

Отчет о горном походе 5 к.c. по Тянь-Шаню в августе 2010 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

6.4 Перевал Смена Южный: категория сложности - 2Б

высота - 4080 метров (h=3940м)

Перевал Смена Южный расположен в хребте между вершинами Узловая и Смена. Соединяет долины Адыгене (Ала-Арча) и Ала-Арча. Ведёт с ледника Адыгене в среднею часть долины Ала-Арча.

С утра погода отличная, ясно, тихо. Но мы решили сегодня устроить днёвку. Отоспались, понежились на солнце. После обеда сходили под перевальный взлёт следующего нашего перевала (ф.№ 33) и повесили 2х50 верёвки через бергшрунды. Вечер также порадовал погодой.

12.08.2010

День 8

Лед. Адыгене – пер. Смена Южный – дол. Ала-Арча

10,0 км

+430, -1360 м

9 часов 45 минут

Выход с места ночлега в 6.30. Погода отличная. Пересекаем ледник и подходим под перевал Смена Южный (ф.№ 32). Ходовое время 20 минут.

Перевальный взлёт представляет собой ледовый склон средней крутизной около 45 градусов (ф.№ 33). Около 55-60 градусов верхних 100 метров (ф.№ 35) и нависающие стенки бергшрундов (ф.№ 34). Перила навешиваем от нижнего бергшрунда и до седловины перевала. Бергшрунды преодолеваем по ледовым перемычкам. Перила закрепляем на станциях, которые установлены на ледобурах. Первый участник проходит без рюкзака. Всего провешено 320 метров перил. На седловину перевала последний участник вышел в 14.00. Обедаем. Погода облачная. Время подъёма группы на перевал 7 часов.

Седловина перевала Смена Южный представляет собой не широкую скальную перемычку (ф.№ 36), со снежно-ледовой мульдой со стороны долины Адыгене. Тур пустой, оставляем свою записку. На седловине возможна организация ночлега. Воды нет. С седловины на север хорошо просматривается ледник Адыгене (ф.№ 38, 39) с перевалами ХХХ лет ВЛКСМ и Джаламыш, а также вершина ХХХ лет ВЛКСМ. На юге (ф.№37) хорошо просматривается сам Киргизский хребет.

Спуск осуществляем по скально-осыпному кулуару, крутизной около 30 градусов, в висячую осыпную долину (ф.№ 40). Ходовое время 40 минут (h=3670м). Далее придерживаясь левого борта вначале по осыпям, а затем по травянистому склону спускаемся к реке в долину Ала-Арча (ф.№ 41). Ходовое время 1 час 20 минут. (h=2850м)

Далее по заросшей дороге местами смытой или засыпанной левым берегом идём в низ. Через 200 метров река уходит под завалы, а мы переходим на правый берег и продолжаем спуск до правого притока, река Джальдису. Ходовое время 25 минут. Здесь останавливаемся на ночёвку в 19.45. (h=3720м)

Фото № 32. Вид на перевал Смена Южный с места ночлега на левобережной морене ледника Адыгене.

Фото № 33. Путь подъёма на перевал Смена Южный. Вид с ледника Адыгене.

Фото № 34. Подъём на перевал Смена Южный со стороны ледника Адыгене.

Фото № 35. Подъём группы на перевал Смена Южный по ледовому склону. Вид со стороны ледника Адыгене.

Фото № 36. Седловина перевала Смена Южный.

Фото № 37. Вид с перевала Смена Южный в сторону спуска долины Ала-Арча.

Фото № 38. Вид с перевала Смена Южный в сторону долины Адыгене.

Фото № 39. Вид с перевала Смена Южный верховья ледника Адыгене.

Фото № 40. Вид на перевал Смена Южный со стороны долины Ала-Арча.

Фото № 41. Спуск, из висячей долины ведущей к перевалу Смена Южный, к реке Ала-Арча.

13.08.2010

День 9

дол. Ала-Арча – а/л Ала-Арча

12,0 км

-590 м

2 часов 20 минут

Выход в 8.00. Ясно. Проблем с переправой через разливы правого притока не было. Через первые два рукава по камням, а основное русло перешли по лежащей доске. Далее по хорошо набитой тропе, местами просматривается старая дорога. Тропа дважды переходит с берега на берег через реку Ала-Арча по мостам. В а/л Ала-Арча (h=2120м) входим по правому берегу. Ходовое время 2 часа 20 минут.

Обедаем, забираем заброску. Ночевать остались в лагере.

Расклад времени на прохождение перевала Смена Южный:

Полное время прохождения перевала - 11 часов 40 минут

Протяжённость участка - 22,0 км

14.08.2010

День 10

пасмурно, дождь

а/л Ала-Арча – хижина Аксай (Рацека)

8,0 км

+1150 м

4 часов 05 минут

6.5 Вершина Корона 1-я башня: категория сложности - 3А (альп.)

высота - 4810 метров (h=3940м)

Вершина Корона находится в северном отроге Киргизского хребта, расположенного между долинами Ала-Арча и Аламедин, южнее высшей точки района вершины Семёнова Тян-Шанского, расположенного в этом же хребте. В этом месте образован самый высокогорный массив района с вершинами Свободная Корея, Семёнова Тян-Шанского, Корона, Скрябина, Двурогая.

Выход в 9.20. От а/л Ала-Арча по хорошо набитой тропе, правым склоном долины Аксай, начинаем подъём к хижине «Аксай». Ранее она называлась «Рацека». Эта тропа выводит нас к водопаду (ф.№ 42). Ходовое время 1 час 55 минут. Это живописное место, остановились на обед. Пасмурно. Выше водопада тропа по осыпным склонам выходит на осыпную морену, где её направление определяется турами. Временами моросит дождь. Долина немного расширяется и тропа спускается в правобережный карман ледника Аксай, где и расположена хижина «Аксай». По карману течёт ручей, место уютное. Много стоянок для палаток, особенно они хороши ниже хижины в 200 метрах. Но ниже мы стоять не рискнули, поднялись выше хижины (ф.№ 43). Здесь, тоже неплохие стоянки, но среди камней. Течёт тот же ручей. Ходовое время 2 часа 10 минут. Остановились на ночлег в 17.20. (h=3270м)

Фото № 42. Подъём по ущелью Аксай к леднику Аксай.

Фото № 43. Хижина «Рацека», ныне «Аксай».

15.08.2010

День 11

пасмурно, дождь, снег

хижина Аксай (Рацека) - хижина Корона

4,0 км

+540 м

2 часов 50 минут

Выход 8.50. С раннего утра было ясно, а перед выходом поплыли облака. Движение начали по тропе маркированной турами. В начале выходим на гребень правобережной морены, затем по склону обращённому к леднику в обход нижнего ледопада (ф.№ 44). Выше ледопада выходим на ледник. На противоположном склоне перевал и вершина Теке-тор (ф.№ 45). Выше, несложный ледопад проходим по центральной морене (ф.№ 46) и по леднику выходим к правобережной морене (ф.№ 47), к хижине «Корона» (h=3810м). Ходовое время 2часа 50 минут. У хижины в 12.50. Обедаем. Ставим палатки.

Вокруг впечатляющие панорамы отвесных стен вершин и перевалов (ф.№ 48,49,50). К 15.00 долину затягивает облаками. Идёт дождь переходящий в мокрый снег. С 16.00 до 19.00 прогулялись в сторону вершины Корона. К ночи прояснилось.

Фото № 44. Нижняя ступень ледника Аксай. Вид от хижины «Рацека».

Фото № 45. Перевал Теке-тор. Вид с ледника Аксай.

Фото № 46. Верхняя ступень ледника Аксай. Вид с левобережной морены ледника Аксай.

Фото № 47. Верховья ледника Аксай. Вид от верхней ступени.

Фото № 48. Правая ветвь ледника Аксай ведущая к башням вершины Корона. Вид от хижины «Корона».

Фото № 49. Вершина Свободная Корея и перевал Провал Свободной Кореи. Вид от хижины «Корона».

Фото № 50. Вершина и перевал Теке-тор. Вид от хижины «Корона».

16.08.2010

День 12

пасмурно, дождь, снег

хижина Корона – вер. Корона 1-я башня – хижина корона

+1000, -1000 м

10 часов 00 минут

Выход в 6.00. Ясно, ночью подморозило. Выходим на правую ветвь ледника Аксай и в связках вдоль правого борта поднимаемся в верхний цирк (ф.№ 48,51,52). Идём в кошках, крутизна местами 30-35 градусов, трещины не широкие. Несколько крупных разрывов только при выходе на верхнее плато. Башню вершины Короны обходим по ходу справа (ф.№ 53,54) и по узкому снежно-ледовому кулуару поднимаемся на перемычку. По ледовому кулуару шли по перилам 2,5х50м, крутизна склона 40-45 градусов. С перемычки проходим ключевой участок скальная вертикальная стена 7-8 метров (ф.№ 56). Выше, до вершины, идут наклонные плиты крутизной около 30-35 градусов. На скалах с перемычки и до вершины повесили ещё 1,5х50м перил. На вершину вышли в 13.00. Ходовое время 7 часов.

На вершине, хорошая площадка, где разместилась вся группа (ф.№ 62). Сняли записку альпинистов из Нижнего Тагила от 30.07.2010г. руководитель Шарафеев Р.Х. С вершины хорошо просматриваются на востоке пик Лермонтова и перевал Орджоникидзе (ф.№59). На юге пик Свободная Корея (ф.№ 57), а на севере пик Семёнова Тян-Шанского (ф.№ 61). Так же ледники Аксай и Учитель (ф.№ 58), Забирова (ф.№ 60).

Спуск начали в 13.30 по пути подъёма. Пока, спускались на верхнее плато, всё затянуло, пошёл снег. Видимость стала ограниченной. Ориентировались по следам подъёма. На спуск ушло 3 часа. Вернулись в лагерь в 17.00. Идёт дождь.

Расклад времени на прохождение вершины Корона 1-я башня:

Полное время спуска с вершины - 3 час 00 минут

Полное время прохождения - 16 часов 55 минут

Протяжённость участка - 19,0 км

Фото № 51. Подъём к вершине Корона, 1-я башня.

Фото № 52. Верхние разрывы при подходе к вершине Корона.

Фото № 53. Верхнее плато правой ветви ледника Аксай.

Фото № 54. У подножья 1-й башни вершины Корона.

Фото № 55. Путь подъёма группы на 1-ю башню вершины корона. Вид от подножья башни.

Фото № 56. Прохождение ключевого участка к вершине 1-я башни Короны.

Фото № 57. Вид с вершины 1-й башни Короны на вершину Свободная Корея.

Фото № 58. Вид с вершины 1-й башни Короны на ледники Аксай и Учитель.

Фото № 59. Вид с вершины 1-й башни Короны в сторону перевала Орджоникидзе и пика Лермонтова.

Фото № 60. Вид с вершины 1-й башни Короны на ледник Забирова (Джиндысу).

Фото № 61. Вид с вершины 1-й башни Короны на вершину Семёнова Тян-Шанского.

Фото № 62. Группа на вершине 1-й башни Короны на фоне вершины Семёнова Тян-Шанского.

Фото № 63. Верхний цирк ледника Аксай.

Фото № 64. Перевал Провал Свободной Кореи. Вид с ледника Аксай.

17.08.2010

День 13

пасмурно, снег

хижина Корона – пер.Корона Юж. – лед. Маяковского

+550, -260 м

11 часов 00 минут

6.6 Перевал Корона Южная: категория сложности - 3А

высота - 4350 метров (h=4500м)

Перевал Корона Южный находится в северном отроге Киргизского хребта, расположенного между долинами Ала-Арча и Аламедин. Соединяет долины Аксай (Ала-Арча) и Алтын-тор (Аламедин). Ведёт с ледника Аксай на ледник Маяковского (Кара-тоо).

Выход в 6.30. От хижины «Корона» движемся в связках по закрытому леднику Аксай (ф.№ 49), мимо вершины Свободная Корея, под перевал Корона Южная (ф.№ 65). Ясно, морозно. Ходовое время 1 час 30 минут.

Перевальный взлёт представляет собой ледовый склон крутизной около 50-55 градусов продолжительностью 400 метров, имеет северную экспозицию, солнцем не освещаемый. Лед перемороженный. Подъём на перевал начали в 9.00. Двигались по перилам, закреплённых на ледобурах (ф.№ 66). Первый шёл, без рюкзака с айс-фифи. Повесили 8х50м перил. Ходовое время 9 часов. На перевал вышли в 18.00. К этому времени погода испортилась. Метёт снег.

Седловина перевала узкая снежная в скальной расщелине (h=4500м). Тур на левых скалах (ф.№ 67). Здесь же можно передохнуть. Мест для постановки палаток нет. Сняли записку туристов из Уфы т/к «Гастелло» от 18.08.2009г. руководитель Гильмутдинов Т.Н.. Вид в сторону обоих ледников ограничен (ф.№ 68,69).

Спуск, по снежному склону (ф.№ 70) крутизной около 25-35 градусов на ледник Маяковского. С седловины бросили одну верёвку, больше для психологической подстраховки. Спустившись на пологую часть ледника, разбили лагерь. Ходовое время 30 минут. (h=4220м)

На ночлег остановились в 19.00. Метёт.

Расклад времени на прохождение перевала Корона Южный:

1. Подход под перевал от хижины «Корона» - 1 час 30 минут
  2. Подъём на седловину перевала по ледовой стене - 9 часов
  3. Спуск по снежному склону на ледник Маяковского - 30 минут

Полное время подъёма на перевал - 10 часов 30 минут

Полное время спуска с перевала - 30 минут

Полное время прохождения перевала - 11 часов 00 минут

Протяжённость участка - 7,0 км

Фото № 65. Перевалы Космонавтов и Корона Южный. Вид с верхнего цирка ледника Аксай.

Фото № 66. Подъём группы на перевал Корона Южный с ледника Аксай, по ледовому склону.

Фото № 67. Тур на седловине перевала Корона Южный.

Фото № 68. Вид с седловины перевала Корона Южный в сторону ледника Маяковского (Кара-Тоо).

Фото № 69. Вид с седловины перевала Корона Южный в сторону ледника Аксай.

Фото № 70. Вид с места ночёвки на леднике Маяковского на перевал Корона Южный.

18.08.2010

День 14

ограниченная видимость, метель

вынужденная днёвка

0,0 км

0 м

0 часа 00 минут

6.7 Перевал Топ-карагай: категория сложности - 2Б

высота - 4400 метров (h=4360м)

Перевал Топ-карагай расположен в северном отроге Киргизского хребта. Соединяет долины Алтын-тор (Аламедин) и Топ-карагай (Ала-Арча). Ведёт с ледника Маяковского (Кара-тоо) на ледник Топ-карагай.

Метель, начавшаяся вчера, продолжается и с утра. Видимость ограниченная.

Устраиваем вынужденную днёвку. Распогодилось только к вечеру.

19.08.2010

День 15

лед.Маяковского - пер.Топ-карагай – лед.Топ-карагай – пер.Войтихова

6,0 км

+140, -450,+270 м

8 часов 25 минут

Выход в 8.35. Ясно, тихо. Двигаемся в сторону перевала Топ-карагай (ф.№ 71). Перевальный взлёт широкий, снежный, крутизной 30-35 градусов, подрезанный бергшрундом. Его обходим по ходу справа и серпантином поднимаемся на седловину перевала. Ходовое время 40 минут.

Седловина перевала Топ-карагай представляет собой широкою снежно-осыпную перемычку (ф.№ 76). Есть площадки для палаток, воды нет. Тур справа. Сняли записку туристов т/к «Гадкий утёнок» г.Москвы от 08.08.2008г. руководитель Михайлов. С перевала открывается вид: с севера на пик Лермонтова и перевалы Орджоникидзе и Хрустальный (ф.№ 72), а с южной стороны на левый склон ледника Топ-карагай (ф.№ 74) и перевал Инструментальщик (ф.№ 75).

Спуск с перевала осуществляем подъёмом на снежный гребень расположенный слева от седловины. С него, хорошо просматривается седловина перевала Корона Южная (ф.№ 77). Далее идём вдоль левых скал по снежному склону крутизной около 30-35 градусов, по которому спускаемся на ледник Топ-карагай (ф.№ 79). Ходовое время 35 минут. (h=4124)

Далее, спускаемся в связках по центру, закрытого, ледника Топ-карагай (ф.№ 81) под перевал Войтихова (ф.№ 80). Ходовое время 35 минут. Остановились в 11.15. Решили здесь обедаем и идём на перевал Войтихова. Погода отличная. (h=3909м)

От сюда, хорошо просматривается вершина Свободная Корея и перевал Провал Свободной Кореи (ф.№ 83).

Расклад времени на прохождение перевала Топ-карагай:

1. Подъём на перевал с ледника Маяковского - 40 минут
  2. Спуск с перевала на ледник Топ-карагай - 35 минут
  3. Спуск по леднику Топ-карагай под перевал Войтихова - 35 минут

Полное время подъёма на перевал - 40 минут

Полное время спуска с перевала - 1 час 10 минут

Полное время прохождения перевала - 1 часов 50 минут

Протяжённость участка - 6,0 км

Фото № 71. Вид с ледника Маяковского на перевал Топ-карагай.

Фото № 72. Вид с перевала Топ-карагай на верховья ледника Маяковского и перевалы Орджоникидзе и Хрустальный.

Фото № 73. Группа на седловине перевала Топ-карагай.

Фото № 74. Вид с седловины перевала Топ-карагай на ледник Топ-карагай и перевал Войтихова.

Фото № 75. Вид с перевала Топ-карагай на перевал Инструментальщик.

Фото № 76. Седловина перевала Топ-карагай.

Фото № 77. Перевал Корона Южный. Вид с левого снежного ребра перевала Топ-карагай.

Фото № 78. Вид на перевал Инструментальщик с ледника Топ-карагай.

Фото № 79. Путь спуска с перевала Топ-карагай на ледник Топ-карагай.

Фото № 80. Вид с ледника Топ-карагай на перевал Войтихова.

Фото № 81. Вид со средней части ледника Топ-карагай на его верховья.

Фото № 82. Вид, из под перевала Войтихова на перевал Топ-карагай.

Фото № 83. Вид из под перевала Войтихова на пик Свободная Корея и перевал Провал Свободной Кореи.

6.8 Перевал Войтихова: категория сложности - 2Б

высота - 4400 метров (h=4180м)

Перевал Войтихова расположен в северном отроге Киргизского хребта. Соединяет долины Топ-карагай (Ала-Арча) и Алтын-тор (Аламедин). Ведёт с ледника Топ-карагай на ледник Алтын-тор.

Выход 13.00. Подходим по закрытому леднику к перевальному взлёту, который представляет ледовый склон, крутизной около 45 градусов (ф.№ 84). Движение по перилам начинаем выше бергшрунда (ф.№ 87). Предыдущие группы, проходившие перевал, поднимались на 4 верёвки и уходили влево на скально-осыпной склон, по которому поднимались на скальную вершинку, где и был установлен тур (ф.№ 90). Мы решили не изголяться и идти прямо на нунатак. Повесили на ледобурах 6х50м перильных верёвок (ф.№ 88). Тур установили на нунатаке. От нунатака идёт не крутое снежное ребро (ф.№ 89), по которому вышли на перевальное плато. Ходовое время 5 часов 30 минут. (h=4180м)

Седловина перевала Войтихова представляет собой широкое снежное плато (ф.№ 93). Можно разбить лагерь. Воды нет. Записку оставили в туре на нунатаке. С перевала открывается вид с севера на вершину Свободная Корея и перевал Провал Свободной Кореи (ф.№ 91), а с юга на главный Киргизский хребет.

По описаниям спуск по леднику занимает 1час 30 минут. По этому спускаемся с седловины перевала в ближайшею мульду и устраиваемся на ночёвку (ф.№ 93). Ходовое время 5 минут. Время 19.00. (h=4160м)

Фото № 84. Путь подъёма на перевал Войтихова с ледника Топ-карагай.

Фото № 85. Вид из под перевала Войтихова на левый борт ледника Топ-карагай.

Фото № 86. Вид из под перевала Войтихова на верховья долины Ала-Арча.

Фото № 87. Выход группы на перевальный взлёт перевала Войтихова.

Фото № 88. Выход группы на нунатак перевала Войтихова, где установлен тур.

Фото № 89. Выход от нунатака по снежному гребню на снежное плато перевала Войтихова.

Фото № 90. Вид от нунатака перевала Войтихова на скально-осыпной гребень, по которому поднимались все предыдущие группы.

Фото № 91. Вид с перевала Войтихова на пик Свободная Корея и перевал Провал Свободной Кореи.

Фото № 92. Вид с седловины перевала Войтихова на Главный хребет Киргизского Ала-тоо.

Фото № 93. Снежное плато перевала Войтихова.

Фото № 94. Ночёвка на снежном плато перевала Войтихова.

20.08.2010

День 16

пер. Войтихова – дол. Алтын-тор – дол. Аламедин

18,0 км

-1900 м

6 часов 40 минут

Выход в 9.50. Спуск с перевала начинаем по правому краю ледника, в связках, вдоль скал (ф.№ 95, 96) по дуге в обход крутого ледового сброса (ф.№ 97). Ледник не крутой закрытый. Далее ужу по открытому леднику спускаемся к не большому озеру на концевых моренах (ф.№ 98). Ходовое время 1 час 10 минут. Здесь имеются хорошие песчаные площадки для палаток. (h=3640)

От ледника продолжили спуск по концевым моренам (ф.№ 99, 100) до долины Алтын-тор (ф.№ 101). Ходовое время 1 час 10 минут. Отсюда спускаемся по травянистым склонам (ф.№ 102) к красивым озёрам, расположенным перед левой долиной ледника Маяковского (Кара-тоо). Погода стала портиться, долину затянуло облаками. Ходовое время 2 часа 25 минут. Здесь местами попадается тропа. (h=2660м)

От озёр по тропе местами исчезающей, продолжили движение до ручья, стекающего с ледника Маяковского. В нижней части его разливов у большого камня переходим на левый берег. Тропа только местами, иногда прижимы реки вынуждают подниматься на левый осыпной склон. Спускаемся к лесной зоне (ф.№ 103) и выходим к слиянию реки Алтын-тор с рекой Аламедин. Здесь останавливаемся на ночлег. Время 20.00. Ходовое время 1 час 55 минут. (h=2270)

Поляна у слияния рек достаточно обширная с берёзовой рощей, много дров. Растут ягодные кустарники, грибы. Под склоном протекает ручей. Середина поляны заболочена.

Фото № 95. Начало спуска группы с перевала Войтихова.

Фото № 96. Спуск с перевала Войтихова по закрытому леднику

Фото № 97. Вид на перевал Войтихова со стороны долины Алтын-тор.

Фото № 98. Путь спуска по леднику с перевала Войтихова в сторону долины Алтын-тор.

Фото № 99. Путь спуска с перевала Войтихова в сторону долины Алтын-тор.

Фото № 100. Спуск с конечных морен к леднику Алтын-тор.

Фото № 101. Группа в верховьях долины Алтын-тор.

Фото № 102. Вид в долину Алтын-тор с верховьев.

Фото № 103. Место слияния рек Алтын-тор и Аламедин.

Фото № 104. Долина Аламедин от места переправы вброд реки Аламедин.

21.08.2010

День 17

по дол. Аламедин – брод

3,0 км

-100 м

35 минут

В районе поляны, переправляться через реку Аламедин на правый берег не рискнули. Решили спуститься ниже по течению в район разлива реки на несколько рукавов. Выход 9.30. Идём левым берегом реки, по тропе местами исчезающей. В месте разлива реки проблем с переправой, вброд, не было (ф.№ 106). Ходовое время 35 минут. На правом берегу реки Аламедин, у брода поставили лагерь (ф.№ 105). Часть группы сходило вниз за заброской. Вторую половину дня посветили отдыху.

Расклад времени на прохождение перевала Войтихова:

1. Подъём на перевал с ледника Топ-карагай - 5 часов 30 минут
  2. Спуск с перевала в долину Алтын-тор - 2 часа 20 минут
  3. Спуск по долине Алтын-тор до реки Аламедин - 4 часа 20 минут
  4. Спуск по долине Аламедин до места брода - 35 минут

Полное время подъёма на перевал - 5 часов 30 минут

Полное время спуска с перевала - 7 часов 15 минут

Полное время прохождения перевала - 12 часов 45 минут

Протяжённость участка - 21,0 км

Фото № 105. Место ночлега у переправы через реку Аламедин.

Фото № 106. Место переправы вброд через реку Аламедин.

Фото № 107. Долина реки Аламедин. Вид от слияния рек Аламедин и Алтын-тор.

22.08.2010

День 18

дол. Аламедин – под лед. Пастухова

11,0 км

+1170 м

5 часов 15 минут

6.9 Перевал Аламединские зубья: категория сложности - 3А

высота - 4200 метров (h=4465м)

Перевал Аламединские зубья расположен в северном отроге Киргизского хребта, южнее вершины Киргизстан. Соединяет долины Аламедин и Иссык-Ата. Ведёт с ледника Пастухова на ледник Тушинского.

Выход 7.50. Начинаем подъём правым берегом реки Аламедин по хорошей тропе. Идём до первого ручья с правого склона. Этот ручей, вытекает от ледника Пастухова (ф.№ 108). Переправляемся на левый берег ручья по камням. Ходовое время 2 часа. (h=2620м)

Подъём к леднику Пастухова вначале осуществляем по гребню левобережной морены заросшей травой (ф.№ 109). Троп нет. Крутизна около 20-25 градусов. Воды нет. Ручей течёт достаточно глубоко, подходы к нему крутые по конгламерату. В верхней части гребень приближается к ручью. Останавливаемся на обед под «бараньими лбами». За водой спускаемся к ручью. Ходовое время 2 часа 30 минут. (h=3235)

Далее продолжаем подъём по осыпному левому гребню и склону(ф.№ 110, 111). Выходим на скальный остров с большим камнем по соседству с языком ледника Пастухова. Здесь имеются площадки под палатки. До воды не далеко. Время 18.00. останавливаемся на ночлег. Ходовое время 1 час 5 минут. (h=3420)

Фото № 108. Вид из долины Аламедин в долину ведущей к леднику Пастухова.

Фото № 109. Подъём к леднику Пастухова из долины Аламедин по его левобережной морене поросшей травой.

Фото № 110. Подход к леднику Пастухова.

Фото № 111. Вид от места ночлега под языком ледника Пастухова в долину Аламедин.

23.08.2010

День 19

вынужденная днёвка

0,0 км

+0 м

0 часов 00 минут

Ночью поднялся сильный ветер и пошёл дождь. Не прекращался он весь день. Видимость ограничена 50-100 метров, лишь иногда просматривается ледник Пастухова. Там идёт снег. Остаёмся на вынужденную днёвку.

24.08.2010

День 20

лед. Пастухова – под пер. Аламединские зубья

5,0 км

+730 м

3 часов 25 минут

Выход в 7.35. От места ночлега по осыпи подходим к языку ледника. Ходовое время 25 минут. Одеваем кошки, системы. Выходим на ледник. Перед нами нижняя ступень ледопада. Идём по центру. Ледник открытый, весь вздыбленный, но трещин практически нет. Прохождение представляет собой петляние по гребням и преодоление коротких, крутых стенок (ф.№ 112,113,114). Ходовое время 1 час 15 минут. Выходим на плато под верхнею ступень (ф.№ 115). (h=3830)

Вторую ступень начинаем проходим также по центру (ф.№ 116), а заканчиваем вдоль правого борта. Трещины появляются только на верхнем перегибе, но все легко обходятся. Ледник открытый, но слегка при сыпан вчерашнем снегом. Ходовое время 55 минут. (h=3990)

Под перевал выходим по центру закрытого ледника в связках (ф.№ 117,118). Этот участок ледника пологий. Под перевальным взлётом останавливаемся на ночлег, время 12.40. Ходовое время 1 час. (h=4180) Погода улучшается.

Фото № 112. Выход на язык ледника Пастухова.

Фото № 113. Прохождение нижней ступени ледника Пастухова.

Фото № 114. В ледопаде нижней ступени ледника Пастухова.

Фото № 115. В ледопаде нижней ступени ледника Пастухова.

Фото № 116. Группа перед верхней ступенью ледника Пастухова.

Фото № 117. Подход группы под перевал Аламединские зубья.

Фото № 118. Путь подъёма группы на седловину перевала Аламединские зубья.

25.08.2010

День 21

пасмурно, снег

лед. Пастухова –пер. Аламединские зубья – лед. Тушинского – пер.Промежуточный – лед. Ленинградцев

+285, -515, +160, -200 м

9 часов 40 минут

Выход 7.50. Поднимаемся на седловину перевала по снежному склону крутизной 25-30 градусов. Пасмурно, иногда облачность закрывает вершины гор. Ходовое время от места ночлега 1 час 20 минут. (h=4465)

Седловина перевала Аламединские зубья представляет узкий снежно-осыпной гребень (ф.№ 119). Имеются площадки для палаток, воды нет. Тур на гребне слева. Сняли записку в очень печальном состоянии, со стоящей из смороженных клочков. Можно рассмотреть, что предыдущая группа сняла записку туристов МАИ. С перевала на юге просматривается перевал Сюрприз (Пастухова) (ф.№ 120), а на севере пик Усечёнка и перевал Киргизстан.

Спуск начинаем с левой стороны седловины. Первую верёвку закрепляем на скальном выступе (ф.№ 121). На нём около пяти старых петель. Это самый крутой участок спуска крутизной 60-65 градусов по ледовому склону. Вторая верёвка на ледовом склоне крутизной 55-60 градусов (ф.№ 123), выводит нас в широкий снежно-ледовый жёлоб (ф.№ 124). В верхней части он ледовый крутизной 45 градусов, верёвки крепим на ледобурах, а начиная с 6 верёвки на ледорубах, крутизна около 40 градусов. На нижней трети склона серия разрывов прикрытых раскисшим снегом. Весь склон проходим по перилам 10х50метров (ф.№ 126). Видимость часто ограничена облачностью до 50 метров, идёт снег. Иногда в разрывах просматриваются окружающие склоны. С перевала спустились на ледник Тушинского в 16.00. Ходовое время 6 часов 30 минут. Обедаем. На противоположном склоне временами просматривается наш следующий перевал Промежуточный.

Расклад времени на прохождение перевала Аламединские зубья:

1. Подъём по долине Аламедин до ручья - 2 часов 00 минут
  2. Подъём под ледник Пастухова - 3 часа 35 минут
  3. Подъём на седловину перевала - 4 часа 45 минут
  4. Спуск на ледник Тушинского - 6 часов 30 минут

Полное время подъёма на перевал - 10 часов 20 минут

Полное время спуска с перевала - 6 часов 30 минут

Полное время прохождения перевала - 16 часов 50 минут

Протяжённость участка - 19,0 км

Фото № 119. Группа на седловине перевала Аламединские зубья.

Фото № 120. Вид с перевала Аламединские зубья на левый борт ледника Пастухова.

Фото № 121. Спуск с седловины перевала Аламединские зубья.

Фото № 122. Вид с седловины перевала Аламединские зубья на перевал Киргизстан.

Фото № 123. Седловина перевала Аламединские зубья со стороны ледника Тушинского.

Фото № 124. Спуск группы с перевала Аламединские зубья на ледник Тушинского.

Фото № 125. Перевал Промежуточный. Вид со спуска с перевала Аламединские зубья.

Фото № 126. Вид на перевал Аламединские зубья с ледника Тушинского.

6.10 Перевал Промежуточный: категория сложности - 1Б

высота - 4020 метров (h=4010м)

Перевал Промежуточный расположен в юго-восточном гребне вершины Усечёнка. Соединяет два ледника Тушинского и Ленинградцев расположенных в одном бассейне реки Иссык-Ата. Самостоятельного значения не имеет, служит для сокращения времени обхода юго-восточного гребня.

Из под перевала Аламединские зубья пересекаем ледник Тушинского в направлении перевала Промежуточного (ф.№ 125). Ледник закрытый, связки. Взлёт осыпной, не продолжительный, крутизной 25-30 градусов, местами присыпан снегом (ф.№ 127). Много мелкой осыпи. Ходовое время 1 час 20 минут.

Седловина перевала Промежуточный достаточно широкая, с северной стороны снежная. Тур посередине седловины (ф.№ 128). Сняли записку туристов г. Уфы, т/к «Гастелло» от 25 августа 2009г., руководитель Гильмутдинов Т.Н.. Возможна организация ночлега, но воды нет. Всё в тумане с седловины перевала ни чего не просматривается. (h=4210м)

Северный склон перевала снежный, крутизной около 30 градусов, подрезан бергшрундом. Спуск начинаем по центру в связках, когда стал просматриваться бергшрунд, уходим влево и по широкой перемычке обходим его (ф.№ 133). Выходим на пологую часть ледника Ленинградцев и останавливаемся на ночлег. Ходовое время 30 минут. (h=4010)

Пока подходим к месту ночлега, облачность раздувает (ф.№ 132). В верховье, ледника Ленинградцев просматривается седловина перевала Усечёнка (ф.№ 131). Просматривается левый рукав ледника Ленинградцев ведущий к перевалу Салык-ашу (ф.№ 130).

Расклад времени на прохождение перевала Промежуточный:

1. Подъём на перевал - 1 час 20 минут
  2. Спуск на ледник Ленинградцев - 30 минут

Полное время подъёма на перевал - 1 час 20 минут

Полное время спуска с перевала - 30 минут

Полное время прохождения перевала - 1 час 50 минут

Протяжённость участка - 4,0 км

Фото № 127. Перевал Промежуточный. Вид с ледника Тушинского.

Фото № 128. На седловине перевала Промежуточный.

Фото № 129. Вид в сторону верховьев ледника Ленинградцев из под перевала Промежуточного.

Фото № 130. Вид с ледника Ленинградцев на левую ветвь этого ледника.

Фото № 131. Вид с ледника Ленинградцев на перевал Усечёнка.

Фото № 132. Вид с ледника Ленинградцев на верховья долины Иссык-Ата.

Фото №133. Путь спуска с перевала Промежуточный. Вид с ледника Ленинградцев.

26.08.2010

День 22

лед. Ленинградцев – пер. Усеченка – под лед. Н.Рериха

14,0 км

+180, -1000 м

7 часов 50 минут

6.11 Перевал Усечёнка: категория сложности - 3А

высота - 4300 метров (h=4191м)

Перевал Усечёнка расположен в северном отроге Киргизского хребта между вершинами Усечёнка и Салык-баши. Соединяет долины Минджилки (Иссык-Ата) и Салык (Аламедин). Ведёт с ледника Ленинградцев на ледник Н.Рериха (Салык).

Выход 8.20. Подходим под взлёт перевала Усеченка по закрытому, пологому леднику в связках (ф.№ 134). Ходовое время 40 минут. Подъём на седловину перевала по скально-осыпной полке, припорошенной снегом (ф.№ 135). Ходовое время 20 минут.

Перевал Усечёнка представляет собой узкую скальную седловину. Тур справа. Записки нет, оставляем свою. На седловине нет возможности разбить лагерь. Тут и всей группе собраться негде. Погода ясная и с перевала очень хороший вид на юго-восток в верховья долины Минджилки (ф.№ 136), а на запад на перевалы Аламединская стена и Тоо-Карын (ф.№ 138).

Спуск с седловины перевала начинаем по снежному склону крутизной около 40 градусов влево (ф.№ 139), 20 метров. Верёвку закрепляем на скальном выступе. Ниже вертикальный скальный пояс высотой 15 метров (ф.№ 140). Вторую верёвку, закрепляем на ледобуре, как и все остальные. Весь склон проходим в кошках. Третья и четвёртая верёвки навешиваем на ледовом склоне крутизной 50-55 градусов в скальном жёлобе (ф.№ 141,142). Ещё три верёвки закрепили на ледовом склоне, крутизной около 50 градусов, подрезанному бергшрундом (ф.№ 143). Всего, повесили 7х50 метров перил. Ходовое время 4 часа 45 минут.

Ниже бергшрунда спускаемся на закрытый ледник Салык по снежному склону крутизной 25-30 градусов (ф.№144). Пересекаем ледник (ф.№ 147) и останавливаемся на левобережной морене на обед. Ходовое время 20 минут. (h=3780)

Дальнейший спуск с осуществляем по левобережной морене, до поворота ледника вправо, а затем по открытому пологому леднику (ф.№ 148). Останавливаемся на ночлег в 19.00, под языком ледника Н.Рериха, на песчаных площадках у ручья, вытекающего из под ледника (ф.№ 153). Ходовое время 1 час 45 минут. (h=3200)

27.08.2010

День 23

облачно

лед. Н.Рериха – дол. Салык – дол. Аламедин – б/о «Тёплый ключ»

21,0 км

-1500 м

5 часов 20 минут

Выход в 9.40. Продолжаем спуск по конечным моренам ледника Н.Рериха и осыпям (ф.№ 155). Через 2 часа 30 минут ходового времени спускаемся к реке, вытекающей из-под камней. (h=2460) Через 10 минут по правому берегу появляется тропа, по которой спускаемся в долину Аламедин. Ходовое время 1 час.

Спуск в долине Аламедин по хорошей тропе правым берегом. Ходовое время до б/о «Тёплый ключ» 1 час 40 минут. Закончили маршрут в 16.20.

Расклад времени на прохождение перевала Усечёнка:

1. Подъём на седловину перевала - 1 час 00 минут

Полное время спуска с перевала - 12 часов 20 минут

Полное время прохождения перевала - 13 часов 20 минут

Протяжённость участка - 35,0 км

Фото № 134. Перевал Усечёнка. Вид с ледника Ленинградцев.

Фото № 135. Перевал Усечёнка. Вид с ледника Ленинградцев.

Фото № 136. Вид с седловины перевала Усечёнка на ледник Ленинградцев и верховья долины Иссык-Ата.

Фото № 137. Вид с седловины перевала Усечёнка на ледник Н.Рериха и перевал Тоо-карын.

Фото № 138. Вид с седловины перевала Усечёнка на перевал Аламединская стена.

Фото № 139. Начало спуска с перевала Усечёнка в сторону ледника Н.Рериха.

Фото № 140. Прохождение скального пояса перевала Усечёнка со стороны ледника Н.Рериха.

Фото № 141. Спуск группы по ледовой стене перевала Усечёнка на ледник Н.Рериха.

Фото № 142. Вид на перевал Усечёнка со спуска на ледник Н.Рериха.

Фото № 143. Вид на перевал Усечёнка из под взлёта, с ледника Н.Рериха.

Фото № 144. Вид на перевал Усечёнка с ледника Н.Рериха.

Фото № 145. Вид с ледника Н.Рериха на перевал Киргизстан.

Фото № 146. Вид с ледника Н.Рериха на перевал Аламединская стена.

Фото № 147. Вид на перевал Усечёнка с правобережной морены ледника Н.Рериха.

Фото № 148. Спуск по леднику Н.Рериха.

Фото № 149. Вид с ледника Н.Рериха на перевал Тоо-карын.

Фото № 150. Вид в сторону перевала Искра Центральный и ледник С.Рерих с ледника Н.Рериха.

Фото № 151. Вид с ледника Н.Рериха на перевалы Усечёнка и Киргизстан и пик Усечёнка.

Фото № 152. Вид на перевал Аламединская стена с ледника Н.Рериха.

Фото № 153. Вид от языка ледника Н.Рериха на его верховья.

Фото № 154. Группа на фоне верховьев ледника Н.Рериха.

Фото № 155. Долина Салык. Вид с конечных морен ледника Н.Рериха.

7. Материальное обеспечение группы

Всего

в граммах

Бивачное

Палатка 3-х местная “Sinto”

2 800

8 400

Газовая горелка “Primus”

шт

Кастрюля 2,8 и 3,5 литра (алюм)

щт

Скальные крючья

Карабин

1 620

Блок с зажим. “Mini traxion”

Айс-фифи

на 1 ч. руб.

на группу 8 ч

Дорога

Москва- Бишкек- Москва (самолёт)

15 600

124 800

Бишкек – а/л Ала-Арча (микроавтобус)

3 600

б/о «Тёплый ключ» - Бишкек (микроавтобус)

Продукты на -22 дней

1. Аламединские зубья (3А, 4200) – 109, 110, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118,

119, 121, 123, 124, 126

2. Аламединская стена (3Б, 4340) – 138, 146, 152

3. Войтихова (2Б, 4400) – 74, 80, 84, 87, 88, 89, 90, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99

4. Джаламыш (1Б, 4100) – 13, 17, 20, 22, 39

21. Тоо-карын (2Б, 3950) – 137, 138, 149

22. Топ-карагай (2Б, 4400) – 71, 73, 76, 79, 82

23. ХХХ лет ВЛКСМ (2А, 4000) – 2, 3, 7, 12, 18, 39

24. Усечёнка (3А, 4300) – 129, 131, 134, 135, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 147,

25. Хрустальный (3Б, 4300) – 72

10. Записки снятые с пройденных перевалов

Записка с перевала Ледовый.

Записка с вершины Корона 1-ая.

Записка с перевала Корона южная.

Записка с перевала Топ-Карагай.

Записка с перевала Пятерочка.

11. Заключение

Группа туристов СТК «Траст-М» г. Долгопрудного Московской области в количестве 8 человек прошла горный маршрут пятой категории сложности по Северному Тянь-Шаню в районе «Киргизского хребта» с 05 августа по 27 августа 2010 года.

Выбор района проведения спортивного путешествия определялся желанием пройти маршрут в средней Азии, ознакомиться с условиями организации спортивных мероприятий в горах Тянь-Шаня. Основная часть группы вылетела самолётом, но троих отправили поездом для доставки груза в Бишкек и организации заброски на заключительную часть маршрута. Чтобы не терять время в Бишкеке, заранее обратились в фирму, которая помогла транспортом и обеспечила необходимым количеством газа.

Намеченный маршрут начинали от а/л Ала-Арча, куда легко добраться, автотранспортом за 45 минут от Бишкека, а выезд планировали от курорта «Иссык-Ата». По графику было запланированы два запасных дня, но вынужденных днёвок оказалось четыре из-за не устойчивой погоды. В итоге группа прошла намеченный маршрут без последнего, не определяющего перевала Искра Центральный 2А. Пройденный маршрут соответствует, заявленной, пятой категории сложности. Было пройдено одиннадцать перевалов, из них: 5 – 3А, 3 – 2Б, 1 – 2А, 2 – 1Б. Средняя высота перевалов 4000-4500 метров.

Участники группы вместе ходили уже не один горный поход, в прошлом году прошли маршрут четвёртой категории сложности. В течение года начиная с ноября 2009 вели тренировочный процесс к маршруту пятой категории сложности. Тренировки в зимнее время проводились на склонах Москвы-реки в районе Филёвского парка. В мае и июне подготовку проводили в карьерах вблизи ст. Полушкино Рузского района. Осваивали приёмы прохождения снежных и скальных маршрутов, работу с верёвкой. Параллельно занимались подготовкой снаряжения.

Перед выходом на маршрут приходилось по 35 кг снаряжения на участника. До выхода была оставлена одна заброска в альплагере Ала-Арча, а другая в долине Аламедин.

Погода для средней Азии было очень неустойчивой. В течение похода неоднократно выпадали осадки, накрывало облачностью, что приводило к необходимости пережидать, тем самым терять время. Туристов в районе не встречали. Несколько групп альпинистов находилось у хижины «Аксай» (Рацека). Записки, снятые с перевалов датировались прошлыми годами.

В целом группа справилась с поставленными задачами. Прошла маршрут пятой категории сложности, преодолев все определяющие препятствия. Подходы к перевалам были не замысловатые, техническая работа на взлётах. В первых двух частях маршрута основные препятствия были на подъём, а в третей на спуск. В группе на протяжении всего маршрута были хорошие взаимоотношения, взаимовыручка, моральная поддержка. Прошли интересный маршрут, увидели красивые горы. Участники не зря потратили время на подготовку к походу. Шли слаженно и уверенно, своевременно организовывая страховку на сложных участках маршрута. На бивуаках всегда было хорошее настроении, смех, тёплые беседы. Не смолкала гитара, за что особое спасибо Болотину Игорю.

При подготовке маршрута использовали материалы из отчётов, через интернет.

Руководитель группы Мартынов В.В.