Руководитель: В.Мартынов, Мос.область

пятой категории сложности

по Северному Тянь-Шаню в районе Киргизского хребта

в период с 04 августа по 27 августа 2010 года

Нитка маршрута: г.Бишкек - а/л Ала-Арча – пер. 30 лет ВЛКСМ (2А,4000) – пер. Ледовый (3А,3900) – пер. Спартакиады Зап. (1Б,4100) – пер. Смена Южный (2Б,4080) – а/л Ала-Арча – вершина Корона 1-я башня (альп. 3А, 4810) – пер. Корона Южный (3А,4350) – пер. Топ-карагай (2Б,4400) – пер. Войтихова (2Б,4400) – пер. Аламединские зубья (3А,4200) – пер. Промежуточный (1Б,4020) – пер. Усечёнка (3А,4300) - кур. «Тёплый ключ» - г.Бишкек

Маршрутная книжка № 16/2010

Руководитель группы: Мартынов В.В.

e-mail: martynov_vv@bk.ru

I. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)

1.1. Проводящая организация: СТК «Траст-М», г.Долгопрудный

Московской области

1.2. Место проведения: Киргизия, район «Киргизский хребет»

1.3. Общие справочные сведения о маршруте:

150-00-555550020

2. Вводная часть

2.1 Общая смысловая идея похода

Район похода был выбран из желания посетить горы средней Азии. До этого основным местом проведения подобных мероприятий был Кавказ. Для подъездов в глубину среднеазиатских Азиатских гор требуется немало времени, а возможности участников лимитировано работой, наш выбор был остановлен на Киргизском хребте.

Разработка маршрута делалась с акцентом на участие в чемпионате России, поэтому он был запланирован технически насыщенным с разнообразными по характеру препятствиями. Маршрут состоял из двух частей: акклиматизационной и технической. Планировалось закончить поход в долине Иссык-Ата, но из-за неустойчивой погоды, четыре дня отсидок, не успели пройти последний, не определяющий, перевал Искра Центральная 2А и завершили маршрут с выходом через долину Аламедин.

2.2 Пред походная подготовка

Тактико-техничекая подготовка к походу проходила исходя из особенностей района и сложности перевалов.

Регулярно проводились занятия на склонах Москвы реки и в карьерах вблизи «Полушкино». Группа приняла участие в соревнованиях по лыжному туризму в феврале и горных в мая проводимых Московской областью.

2.3 Особенности стратегии и тактики

Маршрут был условно разделён на три этапа. Первый акклиматизационный с выходом из а/л Ала-Арча и возвращением туда же. Второй технический, где основная техническая работа была на подъёме и третий, где технически сложные участки были на спуск. До выхода на маршрут была сделана заброска продуктов в долину Аламедина на третий этап. На второй оставлена в а/л Ала-Арча.

2.4 Варианты подъезда и отъезда

Из Москвы основная часть группы добиралась самолётом до Бишкека, а трое участников с грузом снаряжения поехали поездом. Заранее был заказан микроавтобус, чтобы не тратить время на его поиски. На нём доехали до а/л Ала-Арча. Отсюда мы начали активную часть маршрута.

На обратном пути с пустившись до курорта «Тёплые ключи» связались по телефону и вызвали транспорт, на котором вернулись в Бишкек. Далее самолётом до Москвы.

2.5 Аварийные выходы и запасные варианты

В случае возникновения аварийных ситуаций планировался спуск по долинам в низ. На случай непредвиденных обстоятельств, для определяющих перевалов, были запланированы запасные варианты, которыми воспользоваться не пришлось.

2.6 Организационные сведения

Для заказа автобуса и газа на поход связывались с туристской фирмой “Dostuck-Trekking”,

Тел., +996 (312) 545455 545551 540237

e-mail: dostuck@saimanet.kg

руководитель Щетников Николай

Группа перед выездом из Москвы застраховалась в Ингострахе.

2.7 Заявленный и пройденный маршрут

Заявленный маршрут: А/л Ала-Арча – дол. Адыгене - пер. 30 лет ВЛКСМ (2А, 4000) – лед. Гюзель – пер. Ледовый (3А, 3900) – дол. Чон-тор – пер. Спартакиады (1Б, 4100) – лед. Адыгене – пер. Смена Южный (2Б, 4080) – дол. Ала-Арча – лед. Аксай – вершина Корона 1-я башня (3А, 4810) – лед. Аксай – пер. Корона Южный (3А, 4350) – лед. Маяковского – пер. Топ-карагай (2Б, 4400) – лед. Топ-карагай – пер. Войтихова (2Б, 4400) – дол. Алтынтор – дол. Аламедин – пер. Аламединские зубья (3А, 4200) – лед. Тушинского – пер. Промежуточный (1Б, 4020) – лед. Ленинградцев – пер. Усечёнка (3А, 4300) лед. Н.Рериха – лед. С. Рерих – пер Искра Центральный (2А, 4150) – дол. Иссык-Ата – кур. «Иссык-Ата».

Пройденный маршрут: А/л Ала-Арча – дол. Адыгене - пер. 30 лет ВЛКСМ (2А, 4000) – лед. Гюзель – пер. Ледовый (3А, 3900) – дол. Чон-тор – пер. Спартакиады (1Б, 4100) – лед. Адыгене – пер. Смена Южный (2Б, 4080) – дол. Ала-Арча – лед. Аксай – вершина Корона 1-я башня (3А, 4810) – лед. Аксай – пер. Корона Южный (3А, 4350) – лед. Маяковского – пер. Топ-карагай (2Б, 4400) – лед. Топ-карагай – пер. Войтихова (2Б, 4400) – дол. Алтынтор – дол. Аламедин – пер. Аламединские зубья (3А, 4200) – лед. Тушинского – пер. Промежуточный (1Б, 4020) – лед. Ленинградцев – пер. Усечёнка (3А, 4300) лед. Н.Рериха – дол. Салык – дол. Аламедин – б/о «Тёплый ключ».

В связи с неустойчивой погодой в районе было потеряно несколько дней на пережидание, по этому, не хватило времени для прохождения последнего перевала Искра Центральный (2А, 4150) и выход из района произведён по долине Аламедин.

3. Краткая географическая характеристика района.

В 40-60 км на юг от столицы Киргизии высится могучий горный хребет со сверкающими на солнце вечными снегами и льдами – это Киргизский хребет. Он расположен в северо-западной части Тянь-Шаня в пределах Киргизстана и частично в Казахстане. Вытянут на 400 км с запада на восток – от города Джамбула до Боомского ущелья реки Чу. В северной части он смыкается с Таласским хребтом, а через водораздельную перемычку бассейнов рек Каракол Западный и Каракол Восточный – с коротким (около 70 км) хребтом Кара-Мойнок (Карамойнок), расположенным южнее и почти параллельно Киргизскому и входящим в систему Джумгалатау. Вершины Киргизского хребта достигают почти 5000 м: наивысшие пик Семёнова – Тян-Шанского (4875 м) и пик Западный Аламедин (4856 м). Высшая точка хребта Карамойнок – пик Шнитникова (4281м). Общая площадь оледенения района более 500 кв.м.

Образование современного рельефа района – результат двухстороннего процесса: мощные тектонические движения приводят к горообразованию с другой стороны происходят эрозиционные процессы – вымывание реками, выветривание. Реки создают также некоторые положительные формы рельефа (например, конусов выноса на реках Ала-Арча, Аламедин). В результате выветривания образовались мощные осыпи – весьма характерный здесь элемент рельефа. Часть продуктов выветривания выносится ледниками и водой в долины и отлагается в виде морен или обширных галечных пойм вдоль русел рек.

На климат района оказывает сильное влияние циркуляционные процессы атмосферы над Западной Сибирью и Казахстаном, а также высотная зональность и значительная солнечная радиация. Сильно влияют на климат горные системы: над ними формируются мощные циклоны, они же загораживают приток воздуха из Атлантики. Приток масс воздуха идёт в основном из Сибири и Казахстана: зимой преобладают холодные северо-восточные ветры из Сибири, летом – из Западной Сибири и юго-восточных районов европейской части бывшего СССР (северные и северо-западные ветры). На юге над Центральной Азией формируются более теплые массы воздуха, однако проникают к району редко – мешают мощные горные системы, расположенные южнее хребта.

Кроме этого существуют ветры местного значения: фены и горные бризы. Тёплый и сухой фен возникает при высоком давлении воздуха на плоскогорье Сусамыр, лежащем южнее Киргизского хребта. Он приносит на северные склоны тепло и сухость. Горные бризы возникают из-за дневного нагрева Чуйской долины. Они определяют суточное направление ветра в ущельях хребта: днём оно северное, ночью – южное. Скорость ветра в высокогорной зоне достигает 3 м/с, на перевалах – 4 м/с и более. Для долин характерны горнодолинные ветры, в ночное время суток дующие с гор, в дневное из долин. Относительная влажность составляет 60-70 и мало меняется в течение года.

В целом климат района континентальный, однако сложность и расчлененность рельефа вызывают значительные контрасты в температурах и степени увлажнения. Количество осадков сильно зависит от высоты и времени года. Весной нередки туманы, дожди, снегопады количество осадков составляет 80 мм в месяц. Лето влажное, прохладное средняя температура летних месяцев +12 градусов. Наиболее теплый и сухой месяц лета – август. Осень ясная, теплая, самый сухой и тёплый месяц осени – сентябрь. Ноябрь – холодный зимний месяц. За три осенних месяца выпадает 50 мм осадков, причём в основном в ноябре. Зима холодная, но не суровая: долины защищены хребтами от северных ветров. В высокогорье зима более холодная – это объясняется высотой и тем, что эти места открыты для ветров. Наиболее холодный месяц – февраль средняя температура на высоте 2100 м -7,5 градусов. Киргизский хребет зимой подвергается довольно частому воздействию тёплых фенов, вызывающих оттепели температура воздуха повышается до 0 градусов и выше. Осадки на зиму составляют 80 мм, выпадают в основном в виде снега.

Общее количество осадков невелико (520-760 мм в год) и зависит от высоты. Летом их количество увеличивается с высотой, а зимой наоборот. Самый сухой месяц для всех поясов – сентябрь. Самый мокрый – май. Лето в горах влажное в июле в высокогорье выпадает в 7-8 больше осадков, чем в средневысоких горах.

Господство летом северо-западных, а зимой северо-восточных ветров приводит к неравномерному распределению осадков в зависимости от экспозиции склонов северные склоны влажнее южных. Положение снеговой линии также сильно зависит от экспозиции: на северных склонах она опускается до 3600-3800 м, на южных доходит до 3900-4200 м. Вечные снега тянутся на 200 км между верховьями рек Мерке и Киндыкты на западе и перевалом Шамси на востоке. Именно здесь расположены основные ледники, наиболее интересные для туризма и альпинизма перевалы и вершины, причём северные отроги Киргизского хребта выше и сложнее главного водораздельного хребта. Большая часть сложных и интересных перевалов расположена в двух из этих отрогов – Алаарчинском (Аксайская подкова) и Аламединском (Аламединская стена). Наиболее освоен район реки Ала-Арча, где расположен одноимённый альпинистский лагерь. Хребет Карамойнок освоен сравнительно мало.

Оба хребта отличаются сильной асимметрией в направлении север – юг. Северные склоны имеют мощное оледенение, на южных склонах ледников почти нет, они как правило, скальные, сильно разрушенные. Следствием этой асимметрии является большое количество односторонних перевалов, тактика прохождения которых и используемое снаряжение сильно зависит от направления, в котором проходят перевал.

Высокогорье Киргизского хребта представляет собой глубоко расчленённый альпийский рельеф, что обуславливает обилие различных форм ледников. Наибольшее количество ледников относится к каровому и долинным типам, много висячих ледников и различных переходных форм. Многие ледники на различной площади покрыты обломочным материалом, почти все имеют мощные современные морены. Часто встречаются обширные зоны разломов, ледопады, ледосбросы. Для хребта Карамойнок наиболее характерны каровые ледники, часто «забронированные» моренным чехлом. Ледопады здесь практически не встречаются, трещин, как правило, немного. Языки ледников района спускаются до 3000 м и ниже. Скорость движения ледников небольшая – до 30 м в год.

Скалы в районе в основном сильно разрушенные, однако встречаются монолитные стены, контрфорсы, рёбра. В Киргизском хребте весьма много подвижных осыпей, сложенных из обломков различного размера.

Реки имеют типичный горный характер, средний уклон – 6 м/1 км длины. Питание рек смешанное, т.е. они получают воду от таяния ледников и вечных снегов, с одной стороны, и сезонных снегов с другой. Дождевое питание имеется только летом, когда могут образоваться паводки с большим увеличением уровня воды. Сток рек в зависимости от времени года составляет: 10 - весной, 62 - летом, 19 - осенью и 9 - зимой.

Озёра района чаще всего небольшие, мелкие, под пруженные моренами (например, озёро Проценко, озеро под южным склоном пика Молодая гвардия). Очень красивая группа молочно-изумрудных озёр в верховьях ущелья Аламедин.

Изменение климатических условий с высотой определяет высотный характер растительности. Внизу до высоты 900 м лежит степь, освоенная под земледелие. Выше, до высоты 1600м, находится пояс мелко древовидных злаковых. В горах средней высоты 1600-2800 м господствуют травы, кустарники, арчовые и в некоторых ущельях еловые леса, у верхней границы леса – арчовое редколесье. Ещё выше 2600-3700 м, пояс субальпийских и альпийских лугов, арчового стланика. На субальпийских лугах масса цветов, сочная зелёная трава. Однако всё это в июле, к середине августа жухнет и выгорает, остаются только некоторые виды цветов: эдельвейс, таргыл, лапчатка, полынь. Выше 3700 м – царство камней, снега, льда.

В долине реки Ала-Арча введён заповедный режим, здесь расположен национальный парк. Для въезда и пребывания в парке необходимо получить разрешение в его управлении. Однако спуститься вниз по ущелью Ала-Арча можно практически беспрепятственно.

Киргизский хребет расположен на небольшом удалении от Бишкека и имеет достаточно удобные подъезды. Долины крупных рек хорошо освоены и имеют автомобильные дороги иногда до самых верховьев (Ала-Арча, Кегеты), через перевал Кегеты проложена автомобильная дорога в долины реки Каракол Восточный. Долины всех крупных рек Киргизского хребта связаны удобным автобусным сообщением с Бишкеком. По долинам рек Каракол Западный и Каракол Восточный проложена через перевал Каракол дорога, соединяющая посёлки Сусамыр и Кочкорка, которые в свою очередь связаны с Бишкеком. По долинам рек Суек Западный и Суек Восточный через перевал Суек проложена дорога из Сусамыра и Кочкорку, но она используется гораздо реже, чем дорога по Караколу.

Туристское освоение района началось во второй половине 70-х годов (если не считать немногих более ранних походов), и к настоящему времени пройдено чуть больше половины известных в Киргизском хребте перевалов и около четверти в хребте Карамойнок, однако информация о них до сих пор рассеяна и не систематизирована. Описаний на многие, даже давно хоженые, перевалы нет.

Большое количество перевалов 1А, 1Б и достаточное количество перевалов 2А, 2Б категорий трудности позволяют совершать в районе горные походы I-|IV категорий сложности. Все эти перевалы очень техничны и разнообразны по своему характеру. Перевалов 3А, 3Б категории трудности немного, они имеют приблизительно одинаковый характер: на юге и востоке- снежные или осыпные, на севере и западе крутой ледовый или скальный склон (можно сравнить для примера перевалы Южная Корона, Северная Корона, Восточный Салык (Усечёнка) и др.). Поэтому целесообразно планировать прохождение этих перевалов в разных направлениях: один – с запада на восток, второй – наоборот. Это позволит совершать здесь полноценные горные походы V категории сложности.

В заключение можно отметить, что район становится всё более популярным. Удобные подъезды, широкая сеть чистых рек, богатая природа – всё это привлекает сюда большое число любителей путешествий. Нет сомнений в том, что в ближайшие годы «белые пятна» на туристской карте Киргизского хребта и хребта Карамойнок будут сняты, и тогда район станет ещё более доступен.

5. График движения

-300

скально-осыпные склоны

снег, дождь

лед.Гюзель – пер. Ледовый (3А) – дол.Чонтор – пер.Спартакиады (1Б) – лед.Адыгене

10,5

+300

-300

+400

-450

ледовый склон кру-тизной до 50 гр.

ясно,после обеда пасмурно

Д н ё в к а

лед. Адыгене – пер. Смена Ю.(2Б) – дол. Ала-Арча

10,0

+430

-1360

ледовый склон кру-тизной до 60 гр.

дол. Ала-Арча – а/л Ала-Арча

12,0

-590

хорошо набитая тропа

ясно

а/л Ала-Арча – хиж. Рацека (Аксай)

8,0

5,0

+550

-260

ледовый склон кру-тизной до 50-55 гр.

ясно,после обеда пасмурно, с вечера метель

метель, видимость ограничена

травянисто-осыпной склон

ясно, силь-ный ветер

дождь, облачность

по лед.Пастухова – под пер.Аламедин- ские зубья

5,0

+730

ледопад, закрытый ледник

облачно, ветер сла-бый

пер.Аламединские зубья – лед. Туши-нского - пер.Пром-ежуточный – лед. Ленинградцев

+285

-515

+160

-200

снежно-ледовые склоны крутизной до 45-60 градусов

пасмурно, временами снег, видимость ограничена

пер.Усечёнка – под лед.Салык

14,0

7,50

+180

-1000

снежно-ледовые склоны крутизной до 60 градусов

ясно,после обеда облачно

дол.Салык – б/о. «Тёплый ключ»

21,0

5,20

-1500

облачно, тихо

164,5

+9055

6. Техническое описание прохождения группой маршрута

05.08.2010

День 1

а/л Ала-Арча – дол. Адыгене

7 км

-100, +800 м

3 часа 25 минут

6.1 Перевал ХХХ лет ВЛКСМ : категория сложности - 2А

высота - 4000 метров (h=3935м)

Перевал ХХХ лет ВЛКСМ расположен в хребте между вершинами 30 лет ВЛКСМ и Панфилова. Соединяет долины Адыгене (Ала-Арча) и Джаламыш. Ведёт с левой (северной) ветви ледника Адыгене на ледник Гюзель.

От а/л Ала-Арча, до которого мы вчера доехали на автобусе, начинаем маршрут по тропе, вдоль правого берега реки, в низ по течению. Через 20 минут х/в выходим к мосту, по которому переходим на левый берег. От моста тропа немного возвращается вверх по течению и серпантином подымается на гребень, по которому продолжает свой подъём. В право, к реке, сворачивает хорошо набитая тропа. Она ведёт в тупик к водопаду. Нам надо выше мимо кладбища альпинистов, за ним тропа уходит в право траверсируя правый склон долины Адыгене поросший сосновым лесом. Вскоре лес заканчивается и тропа продолжает нас вести через альпийские луга. Постепенно долина сужается и уже слабозаметная тропа прижимается к реке, немного ниже слияния рек Тестор и Адыгене. Продолжая движение правым берегом реки Адыгене выходим к небольшому мостику из брёвен, выше слияния примерно на 300 метров. Здесь переходим на левый берег, поднимаемся до ровных площадок и останавливаемся на обед. Погода пасмурная, слегка накрапывает дождь. Ходовое время от переправы через р. Ала-Арча 3 часа 05 минут.

К концу обеда дождь усилился, села облачность. Приняли решение остановиться на ночлег.

06.08.2010

День 2

дол. Адыгене – лед. Адыгене

8,0 км

+870 м

3 часа 50 минут

Выход в 7.50. Пасмурно. Продолжаем движение по тропе левого, травянистого, склона долины Адыгене. Через 50 минут х/в выходим под концевую морену. Здесь чистые ручьи и хорошие площадки для палаток. Тропа нас ведёт дальше по травянистому левому карману. Заморосил мелкий дождь. Через 2 часа х/в слабозаметная тропа выводит в верхнею часть левобережного маренного кармана. Здесь также хорошие места для ночлега, обедаем.

После обеда поднимаемся на поверхность морены, по которой движемся в сторону левой (северной) ветви ледника Адыгене (ф.№ 2), где расположен перевал ХХХ лет ВЛКСМ. Отсюда открывается панорама правого борта ледника Адыгене (ф.№ 1). Х/в 1 час, останавливаемся под левобережной мореной левой ветви. Дождь усилился, устраиваемся на ночлег.

Под языком основной ветви ледника, на берегу озера, виден синий домик гляциологов, которые, прежде всего, присматривают за возможностью прорыва озера. Есть связь с Бишкеком. Планируем завтра ранний подъём и выход на первый перевал.

Фото № 1. Вид на правый борт ледника Адыгене с его конечной морены.

Фото № 2. Вид на верховья ледника Адыгене с его конечной морены.

07.08.2010

День 3

дождь, низкая облачность

вынужденная днёвка

0 часа 00 минут

С утра нашим планам сбыться не суждено. Идёт дождь, который не прекращался всю ночь. Осадки закончились в обед, временами стали показываться вершины. Решили, налегке прогуляться в сторону перевала ХХХ лет ВЛКСМ и если погода позволит подняться на него для акклиматизации. Выход на его седловину занял 1.30 от места ночлега, спуск 1 час. К ночи проясняется, надеемся, что завтра пройдём перевал.

08.08.2010

День 4

с утра ясно, с обеда пасмурно временами мокрый снег

лед. Адыгене – пер. ХХХ лет ВЛКСМ – лед. Гюзель

6,0 км

+450, -300 м

3 часа 20 минут

Выход в 7.20. Поднимаемся на пологую левобережную морену и выходим под скально-осыпной склон (ф.№ 3). Х/в 20 минут. Начинаем подъём несколько правее, по ходу, от самого перевала по крупной осыпи. Она нас выводит в висячею долинку (х/в 45 минут от поверхности левой ветви), очень хорошие площадки для ночлега, течёт ручей. Далее траверсом поднимаемся к седловине перевала (ф.№ 7). Склон крутизной около 30 градусов с очень подвижной осыпью. При движении придерживаемся скал. От висячей долинки ещё 45 минут х/в.

Седловина перевала узкая, расположена в широком скальном гребне (ф.№ 11). На перевале обнаружили три тура, но все пустые. С перевала хорошо просматриваются в бассейне ледника Адыгене перевалы Саватор-Ашу, Смена, Смена Южный (Кирова) (ф.№ 9,10), а со стороны ледника Гюзель напротив нас перевал Ледовый (ф.№ 8). Погода портится, затягивает всё облаками.

Под седловиной со стороны ледника Гюзель узкий кулуар, в средней части он покрыт натечным льдом. Делаем разведку в кулуар расположенный правее. Он скально-осыпной, но спуск в него по отвесной скальной стене около 10-12 метров. Принимаем решение спускаться правым, для чего навешиваем дюльферную веревку на скальном выступе. После спуска в кулуар продолжаем движение по скально-осыпному склону крутизной около 30-35 градусов (ф.№ 12). Ходовое время от седловины перевала 1 час 30 минут до правой морены ледника Гюзель. Останавливаемся на обед. Облачность опустилась совсем низко, пошёл снег с дождём, что вынуждает нас здесь остаться на ночлег (h=3720) .

Расклад времени на прохождение перевала ХХХ лет ВЛКСМ:

Полное время спуска с перевала - 1 часа 30 минут

Полное время прохождения перевала - 10 часов 35 минут

Протяжённость участка - 21,0 км

Фото № 3. Вид на перевал ХХХ лет ВЛКСМ с левобережной морены северной ветви ледника Адыгене.

Фото № 4. Вид с северной ветви ледника Адыгене на перевал Смена Южный.

Фото № 5. Вид с северной ветви ледника Адыгене на перевал Смена Южный с приближением.

Фото № 6. Вид на правый склон ледника Адыгене с пути подъёма на перевал ХХХ лет ВЛКСМ.

Фото № 7. На пути к седловине перевала ХХХ лет ВЛКСМ. Вид со стороны ледника Адыгене.

Фото № 8. Вид на перевал Ледовый с седловины перевала ХХХ лет ВЛКСМ.

Фото № 9. Вид на перевал Смена Южный с седловины перевала ХХХ лет ВЛКСМ, с приближением.

Фото № 10. Вид на перевалы Саватор-ашу и Смена с седловины перевала ХХХ лет ВЛКСМ.

Фото № 11. Группа на перевале ХХХ лет ВЛКСМ на фоне перевала Ледовый.

Фото № 12. Путь спуска с перевала ХХХ лет ВЛКСМ. Вид с ледника Гюзель.

Фото № 13. Вид из под перевала ХХХ лет ВЛКСМ на перевал Джаламыш и Ледовый.

Фото № 14. Вид на перевал Ледовый с места ночёвки на морене ледника Гюзель.

09.08.2010

День 5

низкая облачность, ночью и утром снег

вынужденная днёвка

0 часа 00 минут

6.2 Перевал Ледовый : категория сложности - 3А

высота - 3900 метров (h=4023м)

Перевал Ледовый расположен в хребте севернее вершины Спартакиады. Соединяет долины Джаламыш и Чон-тор. Ведёт с ледника Гюзель на осыпные склоны в район ледника Перевальный.

Подъём в 5 утра. Видимость 50-100 метров, падает снег. Решаем переждать непогоду. Забираемся в палатки и продолжаем сон.

К обеду погода улучшается. Идём налегке под перевал провести занятия и повесить пару верёвок на ледовом склоне перевала Ледовый. К вечеру возвращаемся к палаткам. И снова дождь со снегом.

10.08.2010

День 6

памурно

лед. Гюзель - пер. Ледовый – дол. Чон-тор – пер.Спартакиады – лед.Адыгене

10,5 км

+300,-300,+400,-450 м

10 часа 55 минут

Выход в 6.00. Ясно, тихо. От места бивуака выходим на ледник Гюзель, связываемся и пересекаем его в направлении перевала Ледовый (ф.№ 15). Под бергшрунд выходим по закрытому леднику крутизной 30-35 градусов (ф.№ 16). Выше бергшрунда склон ледовый, крутизной 40-50 градусов. Движение по перилам (ф.№ 19), станции крепим на ледобурах. Всего от бергшрунда до седловины перевала повесили 320 метров верёвки. На перевале в 12.40. Поднимались вертикально вверх и вышли на левую седловину. Пока поднимались последние участники, был приготовлен обед.

Перевал состоит из двух нешироких осыпных седловин (ф.№ 23,25). На обоих можно разбить лагерь, но воды нет. Тур на разделяющих седловины скалах. Сняли записку группы туристов из Уфы, руководитель Ионис Е.Ю., от 11.08.2009г.. С перевала на востоке хорошо просматривает правый склон ледника Гюзель, на юго-востоке через перевал Джаламыш горный узел с вершинами Семёнова Тян-Шанского, Короны и Свободной Кореи (ф.№ 21), а на западе верховья ледника Перевальный (ф.№ 22).

Просмотрев спусковые кулуары с обоих седловин, решаем спускаться по правому. Этот кулуар скально-осыпной, крутизной около 30 градусов (ф.№ 27) выводит на осыпную террасу. Х/в 45 минут. В нижней части террасы имеются места для палаток, небольшое озеро (h=3750).

Расклад времени на прохождение перевала Ледовый:

1. От места ночлега под перевальный взлёт - 30 минут
  2. Подъём до седловины перевала Ледовый - 6 часа 10 минут
  3. Спуск с перевала до осыпной террасы правого борта

долины Чонтор - 45 минут

Полное время подъёма на перевал - 6 часов 40 минут

Полное время спуска с перевала - 45 минут

Полное время прохождения перевала - 7 часов 25 минут

Протяжённость участка - 4,0 км

Фото № 15. Подход по леднику Гюзель к перевалу Ледовый.

Фото № 16. Подъём группы на перевал Ледовый.

Фото № 17. Вид на перевал Джаламыш из под перевала Ледовый.

Фото № 18. Вид на перевал ХХХ лет ВЛКСМ из под перевала Ледовый.

Фото № 19. Подъём группы на перевал Ледовый.

Фото № 20. Вид на перевал Джаламыш с подъёма на перевал Ледовый.

Фото № 21. Вид на горный массив, верховьев ледника Аксай, с подъёма на перевал Ледовый (с приближением).

Фото № 22. Вид седловины перевала Ледовый на верховья ледника Перевальный.

Фото № 23. Правая седловина перевала Ледовый.

Фото № 24. Вид с седловины перевала Ледовый в долину Чонтор.

Фото № 25. Левая седловина перевала Ледовый.

Фото № 26. Группа на перевале Ледовый, левая седловина.

Фото № 27. Спуск группы с перевала Ледовый в сторону долины Чонтор.

6.3 Перевал Спартакиады Западный: категория сложности - 1Б

высота - 4100 метров (h=4020м)

Перевал Спартакиады Западный расположен в северной части скального хребта между вершинами Спартакиады и Узловой. Соединяет долины Чонтор (Сокулук) и Адыгене (Ала-Арча). Ведёт из долины Чонтор на ледник Адыгене.

С осыпной террасы, расположенной под перевалом Ледовый, уходим влево на скально-осыпной гребень. Ходовое время 30 минут. Погода портится, низкая облачность. Фотографии перевала Спартакиады со стороны Чонтор нет. В GPS заведена карта района, выложенная в интернете турклубом «Вестра». Решили, что пришло время испытать это изобретение человека в деле. GPS, указывает на место перевала в скальном гребне (ф.№ 28). Решаем, выходить на седловину перевала поднявшись по гребню и траверсом вдоль верхних скал. Сам гребень не крутой около 20 градусов, х/в 50 минут, а траверс по скалкам крутизной до 40 градусов и осыпным кулуарам и полкам, х/в 1 час (ф.№ 29).

Седловина перевала скально-осыпная узкая в нешироком гребне. Остановиться негде. Тура нет. Следов пребывания человека нет. Понимаем, что на этой седловине мы первые, классическая седловина перевала Спартакиады осталась правее. С седловины на юго-западе просматривается район ледника Перевального, а на востоке ледник Адыгене. Складываем тур и оставляем в нём записку, назвав, эту седловину Спартакиада Западная.

Осматриваем место спуска. Под нами крутой скально-осыпной склон. Идём влево по осыпи на скальный гребень, около 100 метров. С него продолжаем движение влево и выходим на продолжительный, широкий, мелко-осыпной склон, по которому спускаемся на ледник Адыгене (ф.№ 31). Ходовое время 40 минут.

Далее продолжаем движение в связках по центру закрытого ледника Адыгене. В средней части уходим влево и останавливаемся на ночлег в 20.40 на левобережной морене у водосборника (h=3650). Ходовое время 30 минут.

Расклад времени на прохождение перевала Спартакиады Западный:

Полное время спуска с перевала - 1 час 10 минут

Полное время прохождения перевала - 3 часов 30 минут

Протяжённость участка - 6,5 км

Фото № 28. Вид на перевал Спартакиады Западный со стороны долины Чонтор.

Фото № 29. Подход к седловине перевала Спартакиады Западный.

Фото № 30. Вид на седловину перевала Спартакиада Западный со стороны ледника Адыгене.

Фото № 31. Вид на перевал Спартакиады Западный с ледника Адыгене.

11.08.2010

День 7