Горы мира > Алтай >

Автор: Cергей К., Москва

Записки инструктора. Алтай 2013
Часть 8. Заключительная

Утреннее солнышко не торопится показаться из-за соседнего склона.
И пока его нет, мы передвигаемся по лагерю медленно и пессимистично.
Замёрзшие за ночь ботинки только усугубляют это состояние. И совершенно не просятся на ноги.
Но, мы знаем – ещё немного, и наша хандра под лучами солнца растает как Снегурочка.
А пока продолжаю реанимировать костёр. Который, как и вчера вечером, скорее мёртв, чем жив.

Наконец, солнце выходит из-за скал.
Уряяя!!! Жизнь снова удалась!
Быстро оттаиваем ботинки и колом стоящий тент палатки. Радуясь, что зима, похоже, наконец, закончилась.

Обогретые, освещёные и сытые, выходим в путь.
После недавних приключений знакомая тропа вдоль Кучерлы кажется лёгкой и приятной.
Снега нет и в помине. И это просто здорово!
А ещё и ночной морозец сковал грязь на тропе, что тоже здорово облегчает передвижение.

Тропа мной уже исхожена и исфотографирована вдоль и поперёк. Поэтому могу позволить себе ничего не фотать, а спокойно идти и просто наслаждаться осенними красками, синим небом и тёплым солнышком.
Кому интересно, как выглядит эта местность в сентябре, могут заглянуть в мои походные рассказы за пару прошлых лет.

И только совсем уж изредка щёлкаю что-нибудь, что совсем уж цепляет.

За пару часов до стоянки начинаются большие луговины. Идём по пыльной жаркой земле и зелёной травке. Кое-где даже цветы ещё цветут.

Мы снова вернулись в лето!
Как же об этом мечталось ещё недавно.
А ведь ещё вчера мы были в Зиме! Даже не верится.

Идём шустренько. По пути болтаем о том, о сём, да по сторонам головой вертим – осенней красотой любуемся.
Вот так, без особого напряга, в своё удовольствие, к вечеру и дошли до стоянки на Куйлю, где и упали на ночь.

Насытившись и нагревшись у костра, решаю пойти поснимать звёзды.
С этим, разумеется, ничего не получилось. Зато заполучили маленькое приключение.

Вышли с Ксюхой в сопровождении собак (они от меня ни на шаг не отстают) на ближайшую луговину. Установили в кромешной темноте штатив на тропе. Типа, мы очень крутые фотографы.
И тут вдали, на противоположной стороне луговины, вроде как мелькнул огонёк. Мелькнул и погас.
Интересно! – подумалось мне.
Проходит несколько минут. И тут в непроглядной темени услышали сильный хруст и топот, быстро приближающийся к нам. Я бы даже сказал – на нас.
В последний момент собаки подняли лай, а я на всякий случай отступил вниз с тропы на пару метров.
И в этот момент вплотную к нам прошли пару алтайцев верхом на конях. Лишь в последний момент, услышав собак, успевшие немного отвернуть лошадей в сторону.
Ну, блин, такого я ещё не видел! - Ночью верхом по горам! В кромешной темноте!!! Полностью доверившись коням. Причём даже не столько их зрению, сколько чутью.
А ведь дальше начинается очень непростая тропа, которая несколько раз будет выходить на траверс крутого отвеса. Там и днём-то на лошади ехать не скучно, а уж ночью…!
В общем, каскадёры-смертники какие-то!

На следующий день в последний раз собираем палатку и выходим на родную уже тропу.
Сегодня возвращаемся в сифилизацию.

Погода опять стоит практически летняя. Лишь прохладный осенний ветерок, да яркие краски напоминают, что уже далеко не август.

Проходим последний скальный прижим…
Ну, вот и долбанная Елань. Урочище встречает скошенной травой и редкой поздней саранчой.
Бесконечные поля утомляют и выматывают больше, чем горная тропа.
Собаки привычно парой трусят рядом.

К мосту у деревни выходим уже прилично умотанные.
Небольшой привал на берегу на умыться-освежиться, и последний рывок.

Через полтора часа, тяжело бухая пыльными ботинками на гудящих ногах, устало вваливаемся в здание администрации «Высотника».
В этот раз, впервые за всю жизнь, решаю сделать себе подарок. Вместо ночёвки в палатке на «дикой поляне», покупаем себе право ходить в тёплый туалет.
Не знаю почему, но нынче я что-то уже наночевался на улице. И ни фига не хочется снова на утро вылезать на холод из оледеневшей палатки. Поэтому сегодня мы барствуем в гостинице на «Высотнике».

Рубленный дом оказался внутри достаточно уютным и вполне комфортным.
Ну, по крайней мере, для людей, которые почти три недели жили как бомжи.

Открываю дверь арендованного номера, затаскиваем туда рюкзаки и… не снимая ботинок, валюсь навзничь на мягкую кровать.

Вот это ЖИЗНЬ!!!! Вот это туризм!
Тело, ощущая ткань покрывала, тем не менее, отказывается воспринимать действительность. А глаза счастливо таращутся в непривычную люстру на белом потолке.
Неимоверным усилием воли заставляю начать шевелиться и стаскивать с ног приросшие к ним ботинки.
После чего, приняв максимально человеческий вид, отправляемся в набег на местный магазин.
Набег прошёл успешно, и мы устраиваем на «дикой поляне» пиршество – манты, свежие помидоры, пиво… и арбуз!
АРБУЗ!!!
Здоровенный плод казахстанских степей оказался внутри сахарно-сочным и сказочно-сладким.
Это просто божественный нектар!
Но, рядом на поляне стоят предупредительные таблички, на понятном языке предупреждая, что арбузы и местные цветы несовместимы.

Хвостатые в этот вечер тоже были непотребно сытыми, и празднично-довольными.

Насытившись, и вымывшись в комфортабельном душе, заваливаемся в свои кроватки спать.

Утром в шесть часов, ещё затемно, за нами приходит машина.
Начинаем таскать в неё пожитки.
Пёсы, спавшие на улице, в этот раз как-то чересчур радостно встречают наше появление. Приходится немного приструнить их буйный энтузиазм. Не дождавшись привычных утренних ласк, немного озадаченные, они скромно и воспитанно отошли в сторонку. Откуда за нами внимательно и наблюдают.
Заканчиваем погрузку и тут наши собачки в темноте хором тоскливо завыли. Похоже, что-то почувствовали.
Быстро заталкиваю в машину Ксюху. У которой глаза уже недобро расширены и полны слёз.
А что делать - приходится кому-то быть строгим.
Падаю рядом с ней на сиденье, захлопываю дверь, и, не оглядываясь, уезжаем.
Пёсы, простите нас!

Дальнейший путь к людям был привычным – сонно-обжорным.
Водила гнал как сумасшедший, и ещё засветло мы были в Барнауле.
На чём, собственно говоря, это приключение и закончилось.

Завершаю рассказ как обычно, более подробным описанием участников этого мероприятия.
Было их в этот раз немного, но… «лучше меньше, да лучше». :)
Итак…

Сергей (Москва)

Хитроумный и хитромордый инструктор.
Быстрый на руку и на язык.

Расчётливый авантюрист и прагматичный романтик.
Умеет делать вид, что всё нормально, даже если сам в это не верит.

Способен доверившихся вывести из любой задницы. Но попадать туда всё равно не любит.
Зато любит Жизнь!
Поэтому из походов не только сам всегда возвращается домой, но и своих туристов возвращает в семьи.

Ксения (Чита-Москва)

Многолетний попутчик в моих походах. Уже в третий раз приезжает на Алтай посмотреть на Белуху. Хотя и безуспешно.
Никогда не унывающий оптимист!
Готова в любое время суток поддержать любую авантюру. Если она исходит от инструктора.

А ещё лечит, кашеварит, заразительно смеётся, таскает дрова, быстро пьянеет… и обладает ещё массой безобидных, и не очень, навыков.

Живое воплощение саблезубой белки из «Ледникового периода».
За кедровый орех готова продать Родину, а потом снова её купить.
Попав в заросли шишек наверху Текелюшки, чуть от счастья не сошла с ума. И тут же нарекла стоянку - «Белкин Рай».
А до этого в течении дня на тропе постоянно маньячно собирала шишки. До тех пор, пока набранный пакет по весу не стал превышать рюкзак. После чего он перекочевал к инструктору.

Если совсем хреново, умеет это талантливо скрывать. Так ей кажется.
Готова и впредь безропотно таскать рюкзак, лишь бы вновь и вновь попадать в места, которые потом снятся целый год.

«Старшой» (Тюнгур)

Старший из наших пёсов.
Опытный, воспитанный и неимоверно интеллигентный товарищ.
Всегда отличался основательным подходом к устройству ночёвки.
Умеет сидеть на задних лапах, запрокинувшись немного назад, и скорчив умилительную морду. Что выглядит со стороны неимоверно смешно.

Любитель горных красот. Оказавшись на краю каньона Текелюшки, больше часа молча сидел, любовался на него. После чего так и уснул – с видом на пропасть.
Был всегда сурьёзен и неигрив с младшим товарищем. Если я начинал того тискать и баловать, тут же подлетал, рассчитывая помочь мне задать ему трёпку.
Ревностный сторож и азартный охотник.

Прекрасно понимал всё, что ему говорили, и сразу же это выполнял. Глазами умел говорить лучше, чем многие из нас языком.

А в целом, прекрасный и надёжный попутчик в наших скитаниях по дикой таёжной глухомани.

«Хитрый лис», он же «Лисёнок» (Тюнгур)

Младший пёс, и возможно родственник «Старшого».
Был всегда с ним навязчиво игрив. За что неоднократно слегка получал от него по морде.
Но, тем не менее, всегда неотступно следовал за ним, до мелочей повторяя всё, что тот в этот момент делает.
Пару раз очень дипломатично проникал в нашу палатку, и, пользуясь умилительной мордахой, оставался в ней надолго.

Просто очаровательный, никогда не унывающий мальчишка! Всегда в идеально чистенькой шубке.

Короче - ещё один источник нашей радости и объект заботы.

Ну вот, в общем-то, и всё.
Там на трассе, видя за окном машины удаляющиеся горы, почему-то не было грустно.
А тут дописал, и как будто закончил поход. Вот теперь точно всё!
И как-то сразу стало пусто…

Ну, да ладно!
Рад, что поход снова оказался таким, какой всегда обещаю своим туристам – трудным, красивым и весёлым.
Рад, что мы и в этот раз смогли все вернуться домой.
Рад, что Удача шла рядом, а маршрут оказался нам по силам.
Ну и, конечно, рад, что у моих читателей хватило терпения тоже пройти его здесь – переживая, удивляясь, любуясь, веселясь и печалясь вместе с нами в сказочной стране под названием Горный Алтай.

До новых встреч, друзья!
И как знать, может быть будут они на горных тропах.