Автор: Владимир Илларионов, Севастополь

Севастопольцы под Эверестом

29 мая 1953 года на вершину высочайшей горы мира ступила нога человека. Точнее, сразу двух человек. Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей так никому никогда и не рассказали о последних метрах пути к вершине. Тайну они унесли в могилы. Кто из них был первым? Посеять меж ним раздор никому не удалось. Вот пример настоящего мужского братства. Высочайший полюс мира покорен, но точку в эпохе географических открытий эта экспедиция не поставила. Да и в альпинизме с того момента открылась новая не страница, а книга.

Подняться на вершину Эвереста сегодня с долей вероятности может любой здоровый человек. Хватило бы денег. И удачи.
А что делать тем, у кого денег заведомо не хватает на восхождение? Для них остаются трекинговые маршруты. На вершину не попадете однозначно, но своими глазами стены Эвереста увидите.

Сбылась мечта севастопольского путешественника Алексея Юркова. Он только что вернулся из Непала и делится с нами впечатлениями.

Алексей не считает себя альпинистом, несмотря на богатый опыт пребывания в высокогорной зоне (свыше 5000 метров). Он профессиональный металлург-литейщик и профессиональный фотограф.

Эверест – предмет вожделения не только самых сильных альпинистов, но и многих путешественников, спортсменов, людей далеких от горного спорта. У него есть несколько названий. Спор о высоте горы продолжается. Но мы можем смело называть 8848 метров.

Впервые Юрков увидел его вершину с борта самолета в 2012 году, пролетом в Индию. Алексей бывал в столице Непала Катманду. От туда летает туристическое такси в район Эвереста.
Удовольствие не дорогое. Но погода дважды срывала планы Юркова пощелкать фотоаппаратом самые популярные восьмитысячники. И он решил идти к Эвересту своими ногами. В компании с супругой Леной.

Маршрут по всем описаниям обещал быть легким. Но опыт горных походов заставил Юрковых еще с лета начать интенсивные тренировки. Не хотелось рисковать в больших горах. Бегали дважды в неделю многочасовки на Чатыр-Даг, Демерджи. Прошли полное обследование в госпитале. Закупили нужное снаряжение. Севастопольский альпинист мастер спорта Юрий Круглов проконсультировал по всему предполагаемому маршруту, дал контактные телефоны непальских гидов, которые работали с ним в экспедиции на Макалу.

Уже в первый день похода открылись некоторые особенности. Юрковы в юности ходили в горные походы, рюкзаки по 30-40 килограммов носили. Тяжело было. А в треке вещи несет высокогорный носильщик. И такое путешествие доступно любому человеку. Вдоль всей тропы в деревнях построены одно- и двухэтажные здания – лоджии. Или гостиницы. В Луклу на высоте 2600 метров прилетели маленьким самолетиком. Альтернатива – 7 дней пешего пути.

В ходе трека набирается высоты до 5500 метров. До 3800 путник идет среди сосновых лесов. Далее до 4500 – леса рододендроновые. Огромные деревья, каких на Кавказе не встретишь. По всей тропе – носильщики. Их много и все они что-то несут. Иногда груз достигает 50 кг.

Намчебазар в 150 домов – последнее крупное селение. Здесь можно купить любое снаряжение для похода в горах. По краям тропы – буддистские молитвенные барабаны, флажки, ленты, ступы. Местное население исповедует буддизм. Но успешно использует энергию ветра и горных рек для вращения молитвенных барабанов. Население очень дружелюбное. Значительно дружелюбнее нашего.

Температура воздуха по ночам опускалась до 20 градусов мороза. Яки и собаки там обитают ну-очень шерстяные. Но предельно дружелюбные. В этой экосистеме нет понятия агрессии. Большие птицы ходят рядом с человеком и не боятся, что кто-то на них набросится. Прошли ледник Кхумбу. Сбегали за 3 часа в базовый лагерь под Эверестом, из которого альпинисты ходят на гору. Лагерь в это время года (декабрь) был пуст. И только на следующий день поднялись на Колапатар, откуда открылась панорама в 360 градусов с видом на Эверест. Далее путь лежал к озеру Гокия. Но это уже другой трек. График группа опережала на 2 дня. Вот что значит хорошая подготовка. С Юрковыми шел 20-летний гид-носильщик. Он нес сумку с продуктами (сухофрукты, колбаса и сало) весом около 18 килограмм. 30 долларов на двоих в лоджии – нормальный расклад. Чисто, прибрано. Еда вполне вкусная. Вот чего не хватало на перевале – кошек. Лед открытый. Скользко. Пришлось с трекинговыми палками в руках просто красться от одной каменной гряды до следующей.

Алексей в Гималаях уже 7 раз. Но эти места назвал самыми красивыми и вполне доступными для здорового человека без ограничения возраста. Здесь гармонично сочетается дикая красота первозданной природы и ненавязчивый сервис цивилизации. Может и нет того экстрима, к которому тянутся альпинисты, но есть пейзажи, которыми невозможно насытиться. И душа человек здесь в самых комфортных условиях. Главное – не забывать о правилах акклиматизации.
Оптимальный срок путешествия – 20 дней. Спешить не стоит. А самое главное – компания, коллектив в котором вы идете. В друзьях залог хорошего настроения с утра до позднего вечера. Алексей брал с собой в экспедицию флаг футбольного клуба «Севастополь», в котором он работает фотографом. Юрков уверен в том, что флаг, побывавший под Эверестом, принесет клубу новые победы. Из снаряжения Юрковы брали только спальники и пуховки. Ботинки горные понадобились лишь в один день на перевале. Но их нес портер. Не понадобилась и газовая горелка – во всех лоджиях на маршруте была горячая вода. Очень выручали два термоса. Пить хотелось весь день. Гид обошелся в 200 долларов за весь маршрут. Севастопольцы ему еще 100 баксов дали сверху. И путешественники довольны, и гид счастлив. А что касается самого гида, так он женат, воспитывает дочку, знает 2-3 языка, ежегодно проходит обучение в школе гидов, имеет 12 коров. Его родственники самодостаточны. Бедный тот, кому не хватает чего-то. Богатый тот, кому хватает всего. Непальцам хватает. И они счастливы. И у них – другие глаза. Добрые. Алексей Юрков твердо уверен в том, что еще вернется в эту сказочную страну. И не раз.