Руководитель: В.Мартынов, Мос.область

Отчет о горном походе 5 к.с. по Памиро-Алаю в августе 2012 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

6. Техническое описание прохождения группой маршрута

По ряду причин группа собралась в Санкт-Петербурге 5 августа, от куда вылетела самолётом вечерним рейсом. В 3 часа ночи 6 августа приземлились в г.Душанбе, где нас встретил представитель фирмы «Asia Discovery» и на микроавтобусе перевёз на территорию детской турбазы расположенной в району Зелёного рынка.

Утром встретились с руководителем фирмы Еленой Лоренц и передали документы для оформления регистрации и погранпропусков в ГБАО. В данный момент в Горно-Бадахшанской Автономной Области шли контртеррористические операции. В ОВИРе в пропусках отказали, обнадёжив, что может быть, завтра оформят. На следующий день повторилось тоже самое. Проведя некоторые консультации по этому вопросу приняли решение идти по запасному варианту в район Матчинского горного узла – Памиро-Алая. Как выяснилось позже, такое решение приняли не зря. По нашему возвращению в Душанбе ГБАО ещё была закрыта для посторонних.

В первый день пребывания в г.Душанбе закупили необходимые продукты и Е.Лоренц предоставила нам газовые баллоны, количество было ранее оговорено. Наступило утомительно ожидание.

7 августа в 12 часов дня на джипе в полном составе выехали с турбазы в сторону посёлка Хаит. В ОВИРе нас заверили что туда погранпропусков не надо. Дорога очень хорошая затруднений на пути не возникало. Большая её часть с асфальтовым покрытием. Был небольшой участок около 30 километров без покрытия, но вполне приличный. До Хаита 300 км. Около 18 часов вечера, проехав Хаит стали подниматься по долине Ярхич. Дорога грунтовая хорошо наезженная. Регулярно по ней идут машины с углём с месторождения расположенного в долине Назар-Айляк. Около 19.30, в 10 км от начала нашего маршрута, проехать погранзаставу не удалось. Требовали пропуска. Ни какие уговоры и разговоры не помогли. Сослались на начальника погранчасти расположенной г.Джиргиталь. Немного ниже заставы расположились на ночлег. Водитель согласился остаться с нами, чтобы на следующий день нас с возить в Джиргиталь и потом довести до начала маршрут, слияние рек Назар-Айляк и Дарапиоз.

С утра руководитель группы Мартынов Владимир и Агафонов Владимир отправились с водителем в Джиргиталь. Время в пути 1,5 часа, 50 км. Долго искали погранчасть. Начальника не оказалась. Зам. начальника долго ссылался на указания из Душанбе и даже делал попытки туда дозвониться. После часа переговоров написал разрешение на проход нашей группы в приграничную зону в двух экземплярах. К обеду вернулись к заставе. Сборы, проверка группы пограничниками и мы продолжаем движение к долине Дарапиоз. В 16.00 мы на месте. Пересекаем реку Дарапиоз с левого на правый берег по мосту и проехав в верх около 400 метров останавливаемся на обширной песчаной поляне. Потерян еще один день. Вечером разбираем продукты и снаряжение. Общаемся с местными жителями располагающимися здесь же.

09.08.2012

День 1

слияние рек Назар-Айляк и Дарапиоз – по дол. Дарапиоз

7,2 км

+300 м

5 часов 40 минут

Выход в 8.00. Вверх по долине Дарапиоз начинаем движение по тропе идущей правым берегом реки (ф.№ 1). Заброску снаряжения, на ледник Дарапиоз решили произвести челноком. Долина узкая и живописная. Трава иногда достигает пояса. Местами заросли кустарника и криволесья. Через короткое время тропа поднимается высоко над рекой. Ручьёв стекающих со склонов достаточно много. На ночлег остановились в березовой роще.

Фото № 1. Устье долины Дарапиоз.

10.08.2012

День 2

вверх по долине Дарапиоз

7,0 км

+270 м

5 часов 30 минут

Выход в 7.10. От места ночлега двигаемся по тропе правым травянистым склоном, высоко над рекой. Через 1 час 30 минут выходим к ручью стекающего с правого борта. Тропа теряется. Спускаемся к реке по остатком лавин, и по берегу заросшему травой, выходим к снежному мосту (ф.№ 2). Снежный мост длиной около трёхсот метров. Двигаясь по нему выходим к началу тропы на левом склоне, по которой продолжаем движение. Отсюда рассмотрели потерянною нами тропу на правом склоне идущей высоко над рекой, которая спускалась к снежному мосту напротив места начала её на левом склоне.

Тропа поднимается круто на скально-осыпной гребень и спускается к берёзовому криволесью. Постепенно она теряется и продираясь через густые заросли выходим к реке стекающей с левого склона. Находим переправу по камням и на правом берегу ручья, на небольшой поляне, устраиваемся на ночлег. Палатки поставить практически негде. Располагаемся под открытым небом, расстелив спальники между камней. Вечером сделали разведку в поисках тропы и нашли её в 100 метрах ниже ночлега.

Фото № 2. Переправа с правого берега реки Дарапиоз, на левый по снежному мосту.

11.08.2012

День 3

вверх по долине Дарапиоз – лед.Дарапиоз

7,5 км

+200 м

6 часов 40 минут

Выход в 7.20. От места ночлега спускаемся ниже по склону и выходим на тропу. Двигаясь левым склоном подходим к берёзовой роще, пересекаем её проходим в зону альпийских лугов заросшей травой по пояс. Спускаемся к реке и по песчано-гравийному берегу двигаемся в сторону языка ледника Дарапиоз (ф.№ 3). Далее тропа не просматривается.

Двигаемся вдоль реки, левым берегом, через осыпные завалы. У места, выхода реки из под ледника Дарапиоз, крутые ледовые стены, поэтому смещаемся к его левому борту. Здесь по леднику крутизной 15-20 градусов, покрытому толстым слоем осыпи поднимаемся на пологую его часть. Прижимаемся к левому борту к ручью стекающего со скал. Останавливаемся на ночлег в 19.00. Ходовое время от предыдущего места ночлега 5 часов 50 минут.

Фото № 3. Выход левым склоном долины Дарапиоз к языку ледника Дарапиоз.

12.08.2012

День 4

утром- ясно, днём- облачно, вечером- пасмурно, мелкий дождь

по леднику Дарапиоз - под ледопад западной ветви

7,5 км

+480 м

6 часов 40 минут

Выход в 7.00. Ясно, тихо. Вначале идём по центру ледника покрытому мореной. В средней части пересекаем его к правому борту, вдоль которого идём до поворота. Появилась облачность. Не доходя поворота ледника обедаем. Здесь он весь покрыт мореной, становится ровней.

За поворотом, просматриваются верховья центральной ветви ледника Дарапиоз (ф.№ 4). Здесь двигаемся от правого борта к левому к левобережному карману вблизи восточной ветви ледника Дарапиоз. Карман широкий, поросший травой. Протекает ручей с чистой водой, имеются подготовленные площадки под палатки. На ночлег остановились в 19.10. Пасмурно, иногда моросит мелкий дождь. Ходовое время 6 часов 40 минут от ночёвок на языке ледника. Весь груз челноком занесён на ледник Дарапиоз.

Фото № 4. Выход по леднику Дарапиоз к его восточной ветви.

13.08.2012

День 5

Д н ё в к а

0 км

0 м

0 часов 00 минут

В этот день решили отдохнуть, разобрать снаряжение, сходить к началу ледопада восточной ветви ледника Дарапиоз. Необходимо было решить вопрос заноса заброски на ледник Зеравшанский.

По основному плану надо было сделать заброску через перевал Дарапиоз Западный, но набор высоты в 1200 метров со спуском на ледник Зеравшанский и возвращением обратно на ледник Дарапиоз за один день, без должной акклиматизации ставился под сомнение. Приняли решение идти через ледопад Восточной ветви ледника Дарапиоз сразу со всем грузом. Заброску делать с верхнего плато, через запасной вариант - перевал Дарапиоз Восточный.

6.1 Перевал Дарапиоз Восточный: категория сложности - 2Б, лд-сн

высота - 4500 метров

Перевал Дарапиоз Восточный расположен в Зеравшанском хребте. Соединяет ледник Дарапиоз с ледником Белый (левый приток ледника Зеравшанский). Ориентация перевала север-запад – юго-восток. Определяющая сторона южная (ледопад восточной ветви ледника Дарапиоз). В первые пройден в 1969 году альпинистами рук. Елисеев Г..

14.08.2012

День 6

ясно, ветер тихий

лед. Дарапиоз – ледопад восточной ветви ледника Дарапиоз

3,0 км

+540 м

10 часов 30 минут

Выход в 6.30. Ясно, тихо. От места ночлега выходим на гребень левобережной морены ледника Дарапиоз и по пологому снежно-осыпному склону выходим на открытый ледник Дарапиоз (ф.№ 5), по которому подходим под ледопад восточной ветви. Ходовое время 30 минут.

Одеваем кошки, страховочные системы. Определяемся с направлением подъёма через ледопад, вдоль правого борта по жёлобу (ф.№ 6). В нижней трети средняя крутизна ледопада 40 градусов (ф.№ 7). Движение по перилам. В средней части ледник несколько выравнивается, тещины не большие, средняя крутизна около 35 градусов (ф.№ 9). В верхней части крутизна увеличивается до 40-45 градусов (ф.№ 10), несколько крупных разрывов проходим по снежным мостам. На ночлег остановились на верхней части ледопада в 17.30. Навесили 10х50 метров верёвок на ледобурах. Идти с полным грузом первый перевал было тяжёло. Набрали около 540 метров. Приняли решение продолжить подъём на следующий день. Время прохождения ледопада 10 часов.

Фото № 5. Подход от левобережного кармана к леднику восточной ветви ледника Дарапиоз.

Фото № 6. Путь подъёма по ледопаду ледника Дарапиоз.

Фото № 7. Прохождение нижней части ледопада восточной ветви ледника Дарапиоз.

Фото № 8. Западная ветвь ледника Дарапиоз. Вид с ледопада восточной ветви.

Фото № 9. Прохождение средней части ледопада ледника Дарапиоз.

Фото № 10. Верхняя часть ледопада ледника Дарапиоз.

Фото № 11. Вид с верхней части ледопада восточной ветви ледника Дарапиоз в сторону перевала Дарапиоз Восточный.

15.08.2012

День 7

ясно, ветер слабый

лед. Дарапиоз – пер.Дарапиоз Вост. – лед.Белый – пер.Дарапиоз Вост. – лед Дарапиоз под пер.Айланыш

5,0 км

+730, -100, +100, -200 м

5 часов 50 минут

Выход в 8.20. Ясно, слабый ветер. От места ночлега, в связках продолжили подъём на верхнее плато ледника (ф.№ 12). Проходим ряд крупных разрывов в обход и с начало попадаем в снежную мульду. Выше ледник закрытый и не крутой до 10-15 градусов. Прижимаемся к левому борту, где трещины не просматриваются. Пересекаем плато и выходим под перевал Айланыш (ф.№ 15). Ходовое время 2 часа.

Здесь разбиваем лагерь. Разбираем продукты. После обеда, всей группой выходим в сторону перевала Дарапиоз Восточный (ф.№ 14).

К перевалу Дарапиоз Восточный, движемся в связках по закрытому пологому леднику (ф.№ 15,16). С южной стороны большой снежный надув (ф.№ 17), возвышающийся над скальной седловиной перевала. В западной части, надув обрывается в сторону ледника Белый карнизами (ф.№ 20). С восточной стороны, седловина ограничена скальным гребнем (ф.№ 21). Ходовое время из под перевала Айланыш до седловины 40 минут.

Перевал Дарапиоз Восточный представляет собой узкую седловину выложенную из больших блоков (ф.№ 18). Тур с восточной стороны на скалах (ф.№ 21) Сняли записку группы туристов МГУ под руководством Мукаилова С. от 11 августа 2010г.. С седловины ледник Дарапиоз не просматривается, но хорошо просматриваются верховья ледника Зеравшанский (ф.№ 19). На седловине возможна разбивка лагеря. Воды нет.

Спуск с перевала осуществляем по скально-ледовому склону крутизной около 50 градусов. Вертикальные перила 1х50 метров и вторая верёвка 50 метров траверсом влево над бергшрундом и через него (ф.№ 65). Ниже - широкое, ровное, снежное плато. В трёхстах метров от перевала закапываем заброску. Ходовое время на спуск с перевала на ледник Белый и подъём обратно на перевал 2 часа 30 минут.

К месту ночлега под перевалом Айланыш возвращаемся в сумерках. Ходовое время от перевала Дарапиоз Восточный 40 минут.

Расклад времени на прохождение перевала Дарапиоз Восточный:

Полное время спуска с перевала - 1 час 30 минут

Полное время прохождения перевала - 14 часов 40 минут

Протяжённость участка - 7,0 км

Выводы и рекомендации: перевал Дарапиоз Восточной соответствует категории сложности 2Б, двух сторонний, но основная техническая работа проходит в ледопаде ледника Дарапиоз. Для прохождения требует опыта прохождения ледопадов.

Фото № 12. Выход из ледопада на верхние снежные поля.

Фото № 13. Вид с верхней части ледопада ледника Дарапиоз в сторону перевалов Дарапиоз Восточный и Айланыш.

Фото № 14. Вид с верхнего плато ледника Дарапиоз в сторону перевала Дарапиоз Восточный.

Фото №15. Вид с подъёма на перевал Дарапиоз Восточный на верхнее плато ледника Дарапиоз и перевал Айланыш.

Фото № 16. Подход группы под перевал Дарапиоз Восточный со стороны ледника Дарапиоз.

Фото № 17. Выход группы на седловину перевала Дарапиоз Восточный.

Фото № 18. Седловина перевала Дарапиоз Восточный.

Фото № 19. Вид с перевала Дарапиоз Восточный на верховья ледника Зеравшанский.

Фото № 20. Снежный карниз расположенный западнее седловины перевала Дарапиоз Восточный.

Фото № 21. Расположение тура на перевале Дарапиоз Восточный.

16.08.2012

День 8

лед. Дарапиоз – пер. Снежный купол – лед.Игла

5,0 км

+100, -500 м

8 часов 05 минут

6.2 Перевал Айланыш+Снежный купол: категория сложности - 3А, сн-лд

высота - 4500 метров

Перевал Айланыш расположен в Алайском хребте и соединяет ледник Дарапиоз (долина реки Дарапиоз) и ледник Айланыш (долина реки Ак-Терек). Ориентация перевала юго-запад – северо-восток.

Выход 8.00. Ясно, ветер умеренный. От места ночёвки на леднике Дарапиоз выходим в сторону перевала Айланыш по закрытому не крутому леднику (ф.№ 22). Выход на седловину перевала Айланыш по короткому скально-осыпному склону крутизной около 35 градусов. Ходовое время 40 минут.

Седловина перевала Айланыш широкая осыпная в снежной мульде можно поставить палатки, есть вода. Тур с восточной стороны на гребне. Сняли записку группы туристов Иркутской области от 19 августа 2009 г. под руководством Стрелюка Л.Е.. С седловины перевала хорошо просматривается правая (западная) ветвь ледника Дарапиоз (ф.№ 23).

Перевал Снежный купол расположен в северо-восточном отроге Алайского хребта между вершинами Игла и Снежный купол, и соединяет ледник Дарапиоз (долина реки Дарапиоз) и ледник Игла (долина реки Ак-Терек). Ориентация перевала юго-восток – северо-запад. Определяющая сторона северо-западная.

С седловины перевала Айланыш начинаем движение в сторону склона вершины Игла по закрытому леднику (ф.№24), местами трещины. Двигаемся в связках (ф.№ 26). Выйдя под склон вершины, поворачиваем на северо-восток, и движемся в сторону вершины Снежный купол (ф.№ 27). Условно перевалом считается место выхода скал на этом гребне. Ходовое время от седловины перевала Айланыш 25 минут.

Седловина перевала Снежный купол снежно-ледовая с выходами скал. Тур, расположен на этих скалах (ф.№29). Можно поставить палатки, воды нет. Сняли записку группы туристов г.Москвы от 27 июля 2009 г. под руководством Щербакова А.. С седловины хорошо просматриваются: ледник Айланыш (ф.№ 28), пик Игла (ф.№ 30), и массив Ак-Терек (ф.№ 25).

Спуск, с перевала Снежный купол начинаем от скального выхода на седловине перевала (ф.№ 27) , по снежно-ледовому склону. В верхней части склон не крутой, широкий и представляет собой каскад из ряда трещин с перепадом стен от4 до 8 метров. Некоторые из них обходятся. Средняя крутизна 35 градусов (ф.№ 33,34). Ниже склон сужается и крутизна увеличивается до 40-50 градусов (ф.№ 35). С левой стороны свисают сераки. Стараемся проходить не задерживаясь. Нижняя часть представляет собой не широкий кулуар сплавным выкатом на ледник (ф.№ 36). Спуск проходит под скальной стеной с левой стороны, над которой находится ледосброс (ф.№ 38). На спуске с перевала навесили перила 10х50 метров. Фирн глубокий крепили верёвки на ледорубах. Ходовое время на спуск от седловины перевала до ледника Игла 6 часов. Ясно, ветер умеренный.

Дальнейший спуск, проходил по закрытому леднику в связках (ф.№ 37). Ориентиром служит понижение в левом склоне. По предыдущим описаниям там на скалах есть хорошие стоянки. Ходовое время из под перевала до этой седловины 50 минут.

Спустившись на седловину в левом отроге действительно нашли хорошее место для стоянки (ф.№ 40). Есть 4 подготовленных площадки под палатки. Чуть ниже на скальной седловине вода. Место уютно. Похоже, что это место ранее использовалось не однократно для лагерей при прохождении ледника Игла в сторону перевала Снежный купол и пика Игла.

Вышли на седловину в левом отроге в 17.00.

Расклад времени на прохождение перевала Айланыш +Снежный купол:

Полное время спуска с перевала - 6 часов 50 минут

Полное время прохождения перевала - 7 часов 55 минут

Протяжённость участка - 5,0 км

Выводы и рекомендации: перевал Снежный купол односторонний, требует умения работать на снежно-ледовом склоне. Прохождение определяющей стороны лучше планировать на ранние часы, так как под вершиной Игла регулярно происходят обвалы. Перевал соответствует категории сложности 3А.

Так как в связи с ожиданиями и организацией пропусков в пограничные зоны было потеряно несколько дней, а впереди был технически насыщенный участок в Туркестанском хребте, приняли решение идти по запасному варианту в обход перевала Зеравшанский через перевалы Игла-Матча и Матча-1, чтобы сэкономить время.

Фото № 22. Вид на перевал Айланыш с верхнего плато ледника Дарапиоз.

Фото № 23. Вид с седловины перевала Айланыш в сторону ледника Дарапиоз.

Фото № 24. Вид с седловины перевала Айланыш в сторону перевала Снежный купол.

Фото № 25. Вид с перевала Айланыш на пик Скалистый (5621) и массив Ак-Терек.

Фото № 26. Вид с перемычки между перевалами Айланыш и Снежный купол в сторону пика Игла (4747).

Фото № 27. Вид с перемычки между перевалами Айланыш и Снежный купол на седловину перевала Снежный купол.

Фото № 28. Вид с седловины перевала Снежный купол в сторону ледника Айланыш.

Фото № 29. Тур на седловине перевала Снежный купол.

Фото № 30. Вид с седловины перевала Снежный купол на пик Игла (4747)

Фото № 31. Вид с седловины перевала Снежный купол в сторону перевала Айланыш.

Фото № 32. Начало спуска с перевала Снежный купол в сторону ледника Игла.

Фото № 33. Прохождение верхней части склона, ведущего с перевала Снежный купол на ледник Игла.

Фото № 34. Вид на ледник Игла со спуска с перевала Снежный купол.

Фото № 35. Движение группы с перевала Снежный купол в сторону ледника Игла.

Фото № 36. Нижняя часть спускового жёлоба с перевала Снежный купол на ледник Игла.

Фото № 37. Вид с ледника Игла на перевал Игла-Матча.

Фото № 38. Вид с ледника Игла на перевал Снежный купол.

6.3 Перевал Игла-Матча: категория сложности - 2Б, лд-ск, первопрохождение

высота - 3980 метров

Перевал Игла-Матча расположен в северо-восточном отроге вершины Узловая Туркестанского хребта и соединяет ледник Игла с ледником Матча. Ориентация перевала юго-восток – северо-запад. Определяющая сторона северо-западная.

Эта седловина рассматривалась нами как запасной вариант для выхода на ледник Матча и прохождения перевала Матча-1. В перечне классифицированных перевалов его нет. Впервые он, как Игла-Матча, появился на схеме Ляпина В.Г. составленной в 2011 году и квалифицирован как 2Б. Ранее в 2006 году на эту седловину выходила группа Беззубова Н.Н. из Запорожья (сведения из отчёта Беззубова Н.Н. за 2006 г.) с целью его прохождения. После его осмотра признала его не проходимым и спустилась в долину Ак-Терек по леднику Игла, обходя ледопад по скалам левого борта. Других прохождений этой седловины как перевала в отчётах найдено не было.

Выход на эту седловину с ледника Игла не представляет сложности, так как она находится практически в один уровень. Седловина представляет собой широкий скальный гребень (ф.№ 39,43,44), со стороны ледника Игла снежный надув. В сторону ледника Матча обрывается скальной стеной. Нижняя часть стены не просматривалась. Тура на седловине не обнаружили, также как и спусковых петель или других следов сквозного прохождения перевала.

Вечером, осмотрев седловину и выбрав предполагаемое место спуска (ф.№ 39), делаем разведку склона, спустившись на две верёвки. Все полки присыпаны осыпью. Нижнею часть склона просмотреть не удалось. Принимаем решение с утра спускаться с этой седловины на ледник Матча.

Фото № 39. Вид на седловину перевала Игла-Матча с места стоянок, на восточной части седловины.

Фото № 40. Место стоянок расположенных на восточной части седловины.

Фото № 41. Седловина перевала Игла-Матча.

Фото № 42. Вид с перевала Игла-Матча на перевал Снежный купол.

Фото № 43. Место начало спуска с перевала Игла-Матча в сторону ледника Матча.

Фото № 44. Место стоянок на седловине перевала Игла-Матча.

17.08.2012

День 9

ясно, ветер умеренный

пер. Игла-Матча – лед. Матча

2,0 км

-380 м

10 часов 20 минут

Выход в 7.00. Ясно, тихо. Ночью стука падающих камней не слышали. Выходим от места ночёвок расположенных в северной части седловины (ф.№ 44) к ранее намеченному месту спуска (ф.№ 43). Закрепляем первую верёвку на скальном выступе, рядом складываем тур. Первые метры спуска осуществляем по косой полке вправо, а далее практически вертикально вниз (ф.№ 46-50). Скальная стена сложена из огромных блоков, мелкие полки присыпаны осыпью. Первая верёвка проходит по склону крутизной 55-60 градусов, много полок. Вторая по склону крутизной 60-70 градусов, полок где можно остановиться почти нет. Половина третьей верёвки проходит по склону около 70 градусов, не большая полка для трёх человек. Вторая половина третьей верёвки по косой полке влево крутизной 45-50 градусов. Точка закрепления четвёртой верёвки небольшая полка на одного человека. Четвёртая верёвка проходит по склону крутизной около 80 градусов, местами нависания, трещин практически нет. В конце четвёртой верёвки находим единственную полку для двух человек. Пятая верёвка, также проходит по скалам крутизной 80 градусов 25 метров. Ниже рантклюфт шириной 2-2,5 метра, глубиной 6-7 метров. Далее выход на пологий закрытый ледник.

От седловины перевала до ледника Матча провешено 220 метров перил. Все верёвки закрепляли на скальных выступах. Полок очень мало и они не большие, собраться больше двух, трёх человек негде, а то только для одного. Все полки и выступы были присыпаны камнями, поэтому при прохождение была большая вероятность не произвольно сбрасывания их вниз. Из-за чего одновременно двигался только один участник, остальные ждали, прикрываясь выступами. В низу под стеной на леднике камней видно не было. Похоже стена не сыпучая, надо опасаться только камней сброшенных участниками. Ходовое время от седловины перевала Игла-Матча до ледника Матча 10 часов. Ещё 20 минут ушло на выход по леднику к центральной морене, где остановились на ночлег в 18.00.

Расклад времени на прохождение перевала Игла-Матча:

1. Спуск с седловины перевала Игла-Матча до ледника Матча - 10 часов 00 минут
  2. Спуск из под перевала Игла-Матча на центральную морену

Ледника Матча - 0 часов 20 минут

Полное время спуска с перевала - 10 часов 20 минут

Протяжённость участка - 2,0 км

Выводы и рекомендации: перевал Игла-Матча односторонний, определяющая сторона в сторону ледника Матча и представляет сложный скальный склон крутизной 50-80 градусов. Определяющую сторону проходили на спуск. В нижней части скалы крутые около 80 градусов, местами с нависаниями. Полок и зацепок почти нет. Прохождение в обратном направлении будет очень сложным. Самопроизвольное падение камней маловероятное. Что подтверждает чистый ледник под стеной. Но требует очень аккуратной работы группы, чтобы не сбросить камни друг на друга. Склон высотой 230 метров (4,5х50 метров). Оцениваю как очень серьёзной 2Б, и очень близкой к 3А. Для его прохождения рекомендую иметь хороший опыт работы на скалах. Самый сложный участок нижние 80 метров. Не рекомендую проходить первым перевалом 2Б в четвёрке.

Фото № 45. Вид с перевала Игла-Матча в сторону перевала Матча-I.

Фото № 46. Начало спуска с перевала Игла-Матча в сторону ледника Матча.

Фото № 47. Спуск по скальной стене с перевала Игла-Матча на ледник Матча.

Фото № 48. Спуск с перевала Игла-Матча на ледник Матча по четвёртой верёвке.

Фото № 49. Спуск с перевала Игла-Матча на ледник Матча по пятой верёвке.

Фото № 50. Вид с ледника Матча на скальную стену перевала Игла-Матча.

Фото № 51. Вид на перевал Игла-Матча с центральной морены ледника Матча.

Фото № 52. Вид с ледника Матча на массив Ак-Терек.

18.08.2012

День 10

утром ясно, днем облачно, ветер умеренный

лед. Матча – пер.Матча-1 – лед.Зеравшанский

4,5 км

+420,-300 м

3 часа 55 минут

6.4 Перевал Матча-1: категория сложности - 2А, сн-ос

высота - 4000 метров

Перевал Матча-1 расположен в Туркестанском хребте севернее пика Иглу. Соединяет ледник Матча (долина реки Ак-Терек) с ледником Зеравшанский. Ориентация перевала восток - запад.

Выход в 7.30. Ясно, тихо. От места ночёвки на леднике Матча выходим в сторону перевала Матча по открытому леднику, прижимаясь к левому борту (ф.№ 53), ходовое время 45 минут. Затем по снежникам покрывающим осыпи поднимаемся к снежно-ледовому склону, ходовое время 55 минут. Крутизна склона 40-45 градусов (ф.№ 55). Поднимаемся по перилам 2х50 метров, ходовое время 1 час 30 минут. Наверху пологий снежно-ледовый склон выводит на скально-травянистую седловину перевала.

Седловина перевала широкая и уютная, здесь решили отдохнуть и организовать обед. Камни тёплые, между ними всё поросло травой. Отсюда открываются хорошие панорамы центра матчинского узла.

Седловина перевала Матча-1 представляет собой широкий скально-осыпной гребень. Тур расположен в нижней части седловины (ф.№ 57). Сняли записку группы туристов г.Запорожья от 09 августа 2006 года под руководством Беззубова Н.Н.. С седловины на северо-востоке просматривается ледник Матча (ф.№ 59), а на юго-западе ледник Зеравшанский (ф.№ 58). На седловине перевала имеются хорошие площадки для ночлега, воды нет.

Спуск с перевала начинаем от тура по широкому осыпному склону. В нижней части смещаемся влево и по снежникам спускаемся на пологий открытый ледник Зеравшанский (ф.№ 62), по которому вдоль левого борта выходим под ледник Белый (ф.№ 63). Здесь, на осыпи укрывающей ледник устраиваем ночлег (ф.№ 64). Ходовое время от седловины перевала Матча-1 45 минут. Остановились в 17.40. Можно было бы и продолжить спуск по леднику Зеравшанский, но завтра нам будет нужно подняться на верхнее плато ледника Белый за заброской.

Фото № 53. Вид с ледника Матча на перевал Матча-I.

Фото № 54. Вид с подъёма на перевал Матча-I на перевал Игла-Матча.

Фото № 55. Верхняя часть снежно-ледового склона перевала Матча-I со стороны ледника Матча.

Фото № 56. Вид с перевала Матча-I на перевал Игла-Матча (с приближением).

Фото № 57. Тур на перевале Матча-I.

Фото № 58. Вид с перевала Матча-I на ледник Зеравшанский.

Фото № 59. Вид с перевала Матча-I на ледник Матча.

Фото № 60. Группа на перевале Матча-I.

Фото № 61. Вид на верховья ледника Зеравшанский.

Фото № 62. Вид с ледника Зеравшанский на перевал Матча-I.

Фото № 63. Вид с ледника Зеравшанский на перевалы Дарапиоз Восточный и Дарапиоз Западный.

Фото № 64. Ночёвка группы на леднике Зеравшанский под перевалом Матча-I.

19.08.2012

День 11

ясно, ветер умеренный

лед.Зеравшанский – лед.Белый – лед.Зеравшанский

14,0 км

+600, -959 м

7 часов 15 минут

Выход в 7.00. Ясно, ветер умеренный. Выходим в сторону верхнего плато ледника Белый в связках. С ледника Зеравшанский путь подъёма просматривается как простой по пологому закрытому леднику (ф.№ 63). Оказалось, несколько сложней. В средней части подъёма большие разрывы ледника, иногда шириной около 10-15 метров и длиной 300-400 метров. Приходилось их обходить или переходить по снежным мостам, местами перепрыгивать. Дважды подниматься на ледовые стенки высотой 10-15 метров и крутизной около 50 градусов, чтобы не делать продолжительных обходов (ф.№ 66,67). Верхнее плато ледника Белый представляет собой пологое плато с большим количеством не широких трещин (ф.№ 65). Ходовое время от Зеравшанского ледника до места заброски на верхнем плато ледника Белый под перевалом Дарапиоз восточный 3 часа.

На обратный путь к леднику Зеравшанский ушло 2 часа ходового времени. Обедаем. Разбираем заброску. Погода отличная: ясно, тихо.

Выходим в 16.15. Отсюда продолжаем спуск по центру ледник Зеравшанский к правому притоку леднику Толстого. Двигаемся по ровной, пологой ледниковой поверхности. По мере, как появляются морены, смещаемся к правому борту. Остановились на ночлег в 19.00, перед ледником Скачкова. Ходовое время 2 часа.

Фото № 65. Перевал Дарапиоз Восточный с северной стороны (со стороны ледника Зеравшанский).

Фото № 66. Преодоление одной из трещин на леднике Белый.

Фото № 67. Выход с ледника Белый на ледник Зеравшанский.

Фото № 68. Вид на ледник Ахун с ледника Зеравшанский.

Фото № 69. Вид на ледник Мирамин с ледника Зеравшанский.

Фото № 70. Вид с ледника Зеравшанский на массив Игла и перевал Дарапиоз Восточный.

Фото № 71. Вид с ледника Зеравшанский на ледник Назар-Айляк-1 и перевал Назар-Айляк-1.

Фото № 72. Вид с ледника Зеравшанский на ледник Скачкова.

Фото № 73. Вид с ледника Зеравшанский на ущелье ледника Толстого.

Фото № 74. Вид с ледника Зеравшанский на ледник Назар-Айляк-2.

20.08.2012

День 12

лед. Зеравшанский – лед. Толстого

17,0 км

-200, +750 м

6 часов 25 минут

Выход в 7.00. С утра, как и обычно ясная погода. Двигаемся по морене в сплошь покрывающей ледник Зеравшанский. Через 20 минут выходим к леднику Скачкова. Здесь оставляем небольшую заброску на выход из района. Далее идём до ледника Толстого, постепенно приближаясь к правому борту. Через 1 час ходового времени поворачиваем на него.

Расклад времени на прохождение перевала Матча-1:

Полное время спуска с перевала - 4 часа 05 минут

Полное время прохождения перевала - 7 часов 15 минут

Протяжённость участка - 21,5 км

Выводы и рекомендации: перевал Матча-1 классическая 2А. Определяющая сторона со стороны ледника Матча.

6.5 Перевал Толстого: категория сложности - 3А, сн-лд

высота - 4900 метров

Перевал Толстого расположен в Туркестанском хребте между вершинами Федченко и ЛЭТИ . Соединяет ледник Толстого (правый приток ледника Зеравшанский) с ледником Каратура (долиной реки Каратура). Ориентация перевала запад – восток. Перевал двухсторонний. Первопрохождение совершено туристами города Ростов на дону под руководством Шамраевского в 1973 году.

Подъём к перевалу Толстого начинаем от ледника Зеравшанского по пологому леднику Толстого. Нижняя часть ледника вся покрыта мореной (ф.№ 75). Двигаясь вдоль левого борта постепенно выходи к её центру. Со средней части, хорошо просматриваются верховья ледника Толстого (ф.№ 76). Останавливаемся на ночлег 18.45, не дойдя до верховьев. Ходовое время от Зеравшанского ледника 5 часов 05 минут.

Фото № 75. Ледник Толстого от слияния с ледником Зеравшанским.

Фото № 76. Вид с средней части ледника Толстого на его верховья.

21.08.2012

День 13

лед. Толстого – под пер. Толстого

7,0 км

+410 м

3 часа 15 минут

Выход в 7.00. От места ночлега идём в сторону перевала Толстого по пологому открытому леднику (ф.№ 77). Хорошо видны перевалы Толстого, Долгожданный и Академика Королёва. За 1 час 30 минут, подходим под ледопад (ф.№ 78). Ледопад обходим справа по ходу. Далее ледник закрытый. Продолжаем подъём, придерживаясь левого борта в связках. Проходим под перевалом Долгожданный (ф.№ 80). Под перевал Толстого выходим в 12.00. Ходовое время от ледопада 1 час 45 минут.

Решаем, что идти на перевал уже поздно, ставим палатки. Вечером сходили на перевальный взлёт, наметили путь подъёма на перевал. Ясно, тихо.

Фото № 77. Верховья ледника Толстого. Вид на перевалы Толстого, Долгожданный, Королёва.

Фото № 78. Вид на перевалы Толстого и Долгожданный, из под верхней ступени ледника Толстого.

Фото № 79. Восточная ветвь ледника Толстого ведущая к перевалу Королёва.

Фото № 80. Вид на перевал Долгожданный с ледника Толстого.

22.08.2012

День 14

лед. Толстого – пер. Толстого

2,0 км

+450 м

7 часов 00 минут

Выход в 6.30. От места ночёвки идём в сторону перевала Толстого по закрытому леднику в связках (ф.№ 81). Нижняя часть склона, крутизной 30 градусов проходим с одновременной страховкой (ф.№ 82). Средняя часть крутизной до 35-40 градусов, появляются разрывы, которые проходим по перилам (ф.№ 83,84,85). Выше разрывов поднимаемся по перилам. Крутизна склона 40-45градусов, идём траверсом влево обходя разрывы. Поднявшись на широкий, снежный гребень оказываемся выше седловины перевала Толстого. Спуск на седловину по снежному склону крутизной около 30 градусов.

При подъёме на перевал навесили 8х50 метров верёвок. Вышли на седловину в 13.30. Ясно, ветер умеренный. Ходовое время от места ночлега до седловины перевала Толстого 7 часов.

Седловина перевала Толстого широкая, снежная (ф.№ 87).С восточной стороны обрывается крутым скально-ледовым склоном. С западной снежный склон, плавно понижается и выводит в зону верхних разрывов (ф.№ 91). Тур расположен на скалах южного гребня. Сняли записку группы туристов турклуба «Планета» от 4 сентября 2011 года под руководством Таранцевой Е.. С седловины перевала, на востоке хорошо просматриваются перевалы Долгожданный и Академика Королёва (ф.№ 86), а на западе ледник Каратура с одноимённым перевалом в его верховьях (ф.№ 88).

Спуск, в сторону ледника Каратура осуществляем по закрытому леднику в связках. Крутизна плавно увеличивается. Выходим к разрывам ледника и начинаем смещаться вправо, но упираемся в скалы. Прохода в разрывах не находим. Приняли решение вернуться на седловину для организации ночлега и сделать разведку ледопада, чтобы с утра возобновить спуск.

Фото № 81. Вид на перевал Толстого с ледника Толстого.

Фото № 82. Подъём группы на перевал Толстого со стороны ледника Толстого.

Фото № 83. Прохождение бергшрунда при подъёме на перевал Толстого.

Фото № 84. Характер снежно-ледового склона при подъёме на перевал Толстого.

Фото № 85. Группа на подъёме к седловине перевала Толстого.

Фото № 86. Вид с подъёма на перевал Толстого в сторону перевалов Долгожданный и Королёва.

Фото № 87. Седловина перевала Толстого.

Фото № 88. Вид с перевала Толстого в сторону ледника Каратура.

Фото № 89. Вид с перевала Толстого на перевал Королёва (с приближением).

Фото № 90. Группа на перевале Толстого (один фотографирует).

Фото № 91. Верхние разрывы при спуске с перевала Толстого в сторону ледника Каратура.

Фото № 92. Ночёвка на седловине перевала Толстого.

23.08.2012

День 15

пер. Толстого – лед. Каратура

9,5 км

-1100, +150 м

7 часов 50 минут

Выход в 7.30. С вечера, во время разведки, нашли проход в ледопаде. Сегодня не теряя времени, сразу выходим к намеченному месту спуска. Сначала спускаемся в разлом по вертикальной ледовой стене высотой 12 метров (ф.№ 93). Проходим по нему на край и по вертикальному ледовому выступу высотой 20 метров спускаемся на скальный гребень (ф.№ 95). Со скального гребня по снежному склону крутизной 40 градусов спускаемся, по перилам 3х50 метров, на плато под ледопад (ф.№ 96,100,102,104). Время спуска с седловины перевала Толстого до снежно-ледового плато под верхним ледопадом 5 часов.

Далее, по закрытому леднику в связках, очень много трещин, продолжаем спуск в обход нижнего ледопада слева (ф.№ 105). Прижимаемся к левому склону и выходим на пологую восточную ветвь ледника Каратура (ф.№ 106). В средней части этой ветви на центральной морене и останавливаемся на обеденный отдых. Ходовое время на спуск из под верхнего ледопада на центральную часть ледника 1 час 30 минут.

Дальнейший спуск проходит по открытому леднику, вдоль левого борта (ф.№ 107,108). Проходим, под склоном перевала Фарахноу (ф.№ 109,110) и выходим под ледопад центральной ветви ледника Каратура (ф.№ 112). Здесь останавливаемся на ночлег в 18.30. Ходовое время 1 час 20 минут.

Расклад времени на прохождение перевала Толстого:

1. Подъём по леднику Толстого под перевал Толстого - 8 часов 20 минут

Полное время спуска с перевала - 7 часов 50 минут

Полное время прохождения перевала - 23 часа 10 минут

Протяжённость участка - 32,5 км

Выводы и рекомендации: перевал Толстого интересный двухсторонний перевал. Для данного района высокий - 4900 метров. Со стороны ледника Толстого снежно-ледовый склон, со стороны ледника Каратура сложный ледопад. Категория сложности 3А. Требует опыта прохождения ледопадов.

Фото № 93. Спуск с перевала Толстого через ледовые разломы.

Фото № 94. Спуск по скальному контрфорсу.

Фото № 95. Спуск с ледовых разломов в сторону скального контрфорса.

Фото № 96. Спуск со скального контрфорса на ледник в обход верхнего ледопада.

Фото № 97. Вид со скального контрфорса в сторону перевала Каратура.

Фото № 98. Спуск последнего участника на контрфорс.

Фото № 99. Вид с контрфорса на нижнею часть верхнего ледопада.

Фото № 100. Спуск с контрфорса под верхний ледопад.

Фото № 101. Вид на верхний ледопад.

Фото № 102. Путь спуска со скального контрфорса под верхний ледопад.

Фото № 103. Вид на верхний ледопад со среднего плато.

Фото № 104. Вид на верхний ледопад со стороны ледника Каратура.

Фото № 105. Вид на ледник Каратура из под перевала Толстого.

Фото № 106. Вид с ледника Каратура в сторону перевала Толстого.

Фото № 107. Вид с восточной ветви ледника Каратура на западную.

Фото № 108. Вид с ледника Каратура в сторону перевала Каратура.

Фото № 109. Вид с ледника Каратура в сторону перевала Фарахноу.

Фото № 110. Снежно-ледовый склон под перевалом Фарахноу. Вид с ледника Каратура (с приближением).

Фото № 111. Вид на перевал Толстого с центральной ветви ледника Каратура (с приближением).

Фото № 112. Место ночлега под ледопадом центральной ветви ледника Каратура.

24.08.2012

День 16

лед. Каратура – под пер. Каратура

6,0 км

+600 м

4 часа 10 минут

6.6 Перевал Каратура: категория сложности - 3А, сн-лд

высота - 4800 метров

Перевал Каратура расположен в Туркестанском хребте западнее массива вершины Минтэке (5482). Соединяет ледник Каратура (долина реки Каратура) и ледник Рама (долина реки Зеравшан). Ориентация север – юг.

Выход в 7.50. Подъём к перевалу Каратура начинаем с прохождения ледопада по правому борту. Двигаемся в связках. Средняя крутизна 30-35 градусов. При подъёме приходится преодолевать ряд больших трещин (ф.№ 113,114,115).. Большую часть обходим, но через две проходим по хлипким, снежным мостам. Ходовое время на прохождения ледопада 2 часа 30 минут.

Выше ледопада, идём по пологому закрытому леднику в связках (ф.№ 116). Ориентиром служит ледник, вытекающий из под перевала Каратура. Его проходим, также вдоль правого борта (ф.№ 117), выходим на плато под перевал Каратура (ф.№ 118). Пересекаем это плато, и останавливаемся на ночлег у левого склона перевала Каратура (ф.№ 119). Ходовое время 1 час 40 минут.

Фото № 113. Прохождение ледопада центральной ветви ледника Каратура вдоль правого борта.

Фото № 114. В ледопаде центральной ветви ледника Каратура.

Фото № 115. Вид на верховья центральной ветви ледника Каратура от ледопада.

Фото № 116. Путь движения группы под перевал Каратура.

Фото № 117. Подход группы под перевал Каратура.

Фото № 118. Перевал Каратура со стороны ледника Каратура.

Фото № 119. Путь подъёма на перевал Каратура. Вид от места ночёвки на леднике Каратура.

25.08.2012

День 17

лед. Каратура – пер. Каратура – лед. Рама

6,5 км

+450,-300 м

10 часов 25 минут

Выход в 7.00. Подходим под перевальный взлёт по пологому закрытому леднику в связках. Ходовое время 25 минут. Выходим к бергшрунду по снежному склону крутизной около 30 градусов (ф.№ 119). Выше него крутизна склона увеличивается до 40 градусов (ф.№ 120). Двигаемся по перилам 3,5х50 метров до скальной полки. Далее идём по склону крутизной 40-45 градусов 4,5х50 метров (ф.№ 121). На всем пути, глубокий снег, верёвки закрепляем на ледорубах. Время подъёма на седловину перевала Каратура 8 часов.

Седловина перевала Каратура (ф.№ 123) представляет собой широкий, длинный, скальный гребень, засыпанный глубоким снегом. Можно располагаться на ночлег, воды нет. Тур не нашли. Сложили новый в месте выхода на седловину перевала, где и оставили записку. С перевала на востоке, хорошо просматривается перевал Толстого (ф.№ 122), на юге верхнее плато ледника Рама (ф.№ 124).

Склон седловины перевала Каратура со стороны ледника Рама подрезает бергшрунд обходим его с левой стороны. Далее, спускаемся по пологому, закрытому леднику в связках, придерживаясь левого борта (ф.№ 124,127,128,136). Движемся под наш следующий перевал Башня (ф.№ 135). Подходим к верхнему ледопаду, количество трещин возрастает, снег подтаял. Часто проваливаемся. Прижимаемся в плотную к левому склону. На ночлег останавливаемся в 19.15 среди трещин под перевалом Башня. Ходовое время от седловины перевала Каратура до взлёта на перевал Башня 2 часа.

Расклад времени на прохождение перевала Каратура:

1. Подъём по леднику Каратура под перевал Каратура - 4 часа 10 минут
  2. Подъём с ледника Каратура на перевал Каратура - 8 часов 25 минут
  3. Спуск с перевала Каратура под перевал Башня - 2 часа 00 минут

Полное время подъёма на перевал - 12 часов 35 минут

Полное время спуска с перевала - 2 часа 00 минут

Полное время прохождения перевала - 14 часов 35 минут

Протяжённость участка - 12,5 км

Выводы и рекомендации: перевал Каратура односторонний. Сложный участок со стороны ледника Каратура, снежно-ледовый склон. Категория сложности 3А.

Фото № 120. Подъём группы на перевал Каратура со стоянок на леднике Каратура.

Фото № 121. Преодоление верхней части подъёма по снежно-ледовому склону со стороны ледника Каратура.

Фото № 122. Вид с перевала Каратура на перевал Толстого.

Фото № 123. Седловина перевала Каратура.

Фото № 124. Вид с седловины перевала Каратура на ледник Рама.

Фото № 125. Вид на перевал Снежный купол с седловины перевала Каратура.

Фото № 126. Место выхода группы на седловину перевала Каратура.

Фото № 127. Путь спуска с перевала Каратура на ледник Рама.

Фото № 128. Вид с ледника Рама на перевал Каратура.

Фото № 129. Вид с ледника Каратура на его правый склон.

Фото № 130. Вид с верховьев ледника Рама на перевал Башня.

Фото № 131. Вид на перевал Башня с верховьев ледника Рама (с приближением).

Фото № 132. Вершина Минтеке. Вид с ледника Рама.

Фото № 133. Седловина расположенная западнее вершины Минтеке. Вид с ледника Рама.

Фото № 134. Вид с ледника Рама в сторону перевала Каратура и Снежный купол.

Фото № 135. Перевал Башня вид ледника Рама.

Фото № 136. Верховья ледника Рама.

26.08.2012

День 18

пер. Башня – пер. Е.Абалакова

3,0 км

+200,-100,+450 м

5 часов 45 минут

6.7 Перевал Башня: категория сложности - 2А, сн-лд-ос

высота - 4600 метров

Перевал Башня расположен в южном отроге Туркестанского хребта. Соединяет верхнее плато ледника Рама с его левым притоком. Ориентация северо-запад – юго-восток.

Выход в 8.30. Перевальный взлёт представляет собой снежно-ледовый склон в виде узкого галстука (ф.№ 137). Подход, по склону крутизной 35-40 снизу обрывается ледовыми разломами, здесь провешиваем первую верёвку. Далее крутизна резко возрастает до 60 градусов, лёд натечной в узком месте. Выше крутизна увеличивается до 70 градусов. На перегибе закрепляем вторую верёвку. Далее склон резко начинает выполаживаться и выводит на седловину перевала. Время подъёма группы на седловину перевала 3 часа 30 минут.

Седловина перевала Башня представляет собой узкую осыпную седловину. Есть возможность поставить палатки и на скалах собрать воду. Тура на перевале не обнаружили. С перевала, хорошо просматривается весь ледопад ледника Рама (ф.№ 138), верховья ледника Рама (ф.№ 139) и путь подъёма на перевал Е.Абалакова (ф.№ 140).

Спуск, осуществляем по осыпному 30 градусному склону (ф.№ 141), с выходом на снежно-ледовый склон. Ходовое время 15 минут.

Расклад времени на прохождение перевала Башня:

1. Подъём с ледника Рама на перевал Башня - 3 часа 30 минут
  2. Спуск с перевала Башня на снежно-ледовый склон - 0 часов 15 минут

Полное время подъёма на перевал - 3 часа 30 минут

Полное время спуска с перевала - 0 часов 15 минут

Полное время прохождения перевала - 3 часа 45 минут

Протяжённость участка - 0,5 км

Выводы и рекомендации: перевал Башня самостоятельного значения не имеет. Используется для сокращения пути, чтобы не спускаться низко по леднику Рама. Односторонний. Основная сложность со стороны верховьев ледника Рама, снежно-ледовый склон, местами лёд натечной. Категория сложности 2А.

Фото № 137. Перевальный взлёт перевала Башня.

Фото № 138. Верхний ледопад ледника Рама. Вид с подъёма на перевал Башня.

Фото № 139. Вид с перевала Башня в сторону перевала Каратура.

Фото № 140. Вид перевала Башня на перевал Е.Абалакова.

Фото № 141. Спуск с перевала Башня на южную сторону.