Руководитель: Т.Смирнова, Москва

Отчет о горном походе 2 к.с. по Тянь-Шаню в июле 2013 г. Часть3

Продолжение. Часть 2 здесь

15.07.2013

День 14. Перевал Эхо (1А, 3800).

Выход: 6:00

От места ночёвок мы переходим реку там, где она ещё под камнями, и идём по левому борту ущелья сначала по тропе, а потом просто вдоль левого (ор.) берега реки. Чуть выше по течению река уходит в мини-каньон. Мы обходим это место по верху, по осыпи. Далее мы спускаемся к реке и переходим её по камням на правую (ор.) сторону. Здесь находится озеро. Отсюда нам уже открывается вид на ледник Чатыр-Тор.

Поднимаемся под самый ледник. От перехода реки до ледника 10 мин. ходу. Этот переход в целом занял у нас 40 мин. Снизу ледник открытый, в нашем случае припорошенный снегом. Надеваем кошки. На ледник выходим с левого (по ходу) его краю. Фото 113.

Ледник пологий до 10о.Переход с морены на ледник трудности не представляет. По леднику идём сначала по центру, а потом забираем направо (по ходу), двигаясь в ЮЮЗ направлении.

С ледника видна седловина перевала Эхо. Седловина находится в ЮЮЗ направлении от нас. Седловина широкая, скально-снежная. Справа ( по ходу) от седловины находится вершина 3961 м. Слева (по ходу) от перевальной седловины находится крутой склон с многочисленными снежными кулуарами. Наш перевал находится между двух этих ориентиров. На снежную седловину перевала ведёт снежный кулуар, а правее (по ходу) идёт крутой (30о ) скально-крупносыпной склон со скальными полочками. По леднику мы поднимались 1 час т.к. нам приходилось тропить.

Под перевальный взлёт мы подходили по средне и крупно-осыпному склону. Направление ЮЗ. Идём 20 мин. до перевального взлёта. Фото 114. Тропы здесь нет, но имеются туры. На перевал идём плотной группой, в касках, с самостраховкой ледорубом. Осыпь на подъём очень живая. Время подъёма на перевальную седловину 20 мин. Фото 115, 116.

Выходим на перевал в 9:15.

Седловина перевала широкая, скально-снежная. Фото 117. Тур посредине седловины. Отсюда открывается изумительный вид на ледник Чатыр-Тор и озеро под ним. Спуск с перевала представляет ранклюфт забитый снегом. Спускаемся по ранклюфту с левого (по ходу) его края. Фото 118.

После мы выходим на открытый (в нашем случае припорошенный снегом) ледник. Надеваем кошки. Чем левее, тем ледник становится круче, идём правее. Самостраховка ледорубом. Через 10 мин. выходим на моренные валы, по которым спускаемся дальше до озера под ледником, стекающим в долину реки Шатылы. Этот переход занял у нас 1 час., направление движения З. Фото 119, 120.

Оставляем слева реку Шатылы вытекающую из ледника и идём в ЮЗЗ направлении, правым бортом долины по натоптанным скотиной тропам. Со временем нужно найти самую натоптанную тропу и продолжать спускаться до зоны кустарников. Тропа идёт высоко над рекой, затем плавно спускается к месту брода реки Шатылы. ( N 042о 13' 05.9'' E 078o 12' 17.2''). Переходим по камням. Фото 121.

Дальше по правой стороне тропы нет т.к. река уходит в скальный каньон. Тут прижим, который тропа обходит по левому (ор.) берегу реки. Перейти реку здесь можно по камням. На левом борту долины тропа идёт сначала вдоль реки, а затем поднимается резко вверх и идёт высоко над рекой. Затем тропа крутым траверсом обходит скальные выходы, а после крутым серпантином спускается вниз в долину реки Чон-Козылсу. Фото 122. Тропа спускается в зону леса и вскоре соединяется с разъезженной дорогой, доступной даже легковушкам. Весь спуск от брода до низа долины занял у нас 30-45 мин. Дальше идём по дороге в сторону ФГС ( N 042o 11'33.1'' E 078o 11'59.5''), плавно вверх по ущелью. Фото 123. Так мы поднимаемся 15 мин. до места, где мы решили встать на стоянку. Это стоянки неподалёку от ФГС, рядом с мостом через р. Чон-Козылсу ( N 042o 11'44.6'' E 078o 11'33.3'')

Высота:2500м

Пройденный путь: 8,5 км

Перепад высот: + 300/ - 1300

Ходовое время:

от стоянок до языка ледника - 40 мин.

От языка ледника до выхода на морену - 1 час

От выхода на морену до выхода на седловину - 40 мин

Спуск к озеру под л. Шатылы - 1 час

Спуск к стоянкам у р.Чон-кызыл-су - 1 час 35 мин

Всего: 4 часа 55 минут

Составила: Чертопруд Елизавета

16.07.2013

День 15. ДНЁВКА.

Полноценная днёвка внизу (высота: 2.500), в лесу и при прекрасной погоде.

Стираем, сушим вещи, разбираем снаряжение. Посещаем баню на ФГС, там же закупаемся молоком и лепёшками.

Занимаемся научной работой, разбираем важные тактические и технические участки пройденного пути.

Составил: Синёв А.

17.07.2013

День 16. Подход под пер. Ашутор

От стоянок выходим в 7:00 утра.

Переходим по мосту речку Чон-Кызыл-Су, движемся вверх по ущелью по хорошей грунтовой дороге. Через 15 минут доходим до ФГС. Отсюда начинается хорошая набитая тропа вверх по ущелью Ашутор. Ущелье широкое, с пологими склонами хвойного леса. Тропа идёт прямо по дну долины по левому (ор.) берегу реки Ашутор (Ашуу-Тёр). Фото 124, 125. Иногда тропа обходит невысокие прижимы.

Через 1,5 часа доходим до слияния р. Ашуу-Тёр и реки, вытекающей из-под ледников Котур-Тёр Зап. И Вост. Отсюда начинается крутой подъём по травянистому склону (до 30°). Тропа есть, но периодически теряется или расходится на несколько лошадиных троп.

Через 1 час выходим выполаживание долины р. Ашуу-Тёр. Борта долины крутые, дно – широкое травянистое плато. Здесь заканчивается лесная зона. Идём по хорошо натоптанной тропе по левому орогр. берегу реки.

Через 2 часа 15 минут подходим к старому моренному валу. Есть места под несколько палаток. Подъём идёт по карману левой береговой морены, промаркирована туриками. Затем тропа выходит на гребень этой морены и через 30 минут спускается на дно по конгломератному склону средней крутизны. Камни под ногами живые, спускаемся плотной группой, в касках с самостраховкой ледорубом.

Здесь внизу течёт мутная река, есть места под несколько палаток. Мы же движемся дальше в Ю направлении и через 10 минут переходим реку по камням, вылезая на старую срединную морену. Прямо здесь есть очень ровные и в достаточном количестве места для палаток. Правда, в мокрую погоду здесь будет грязно. Фото 126, 127, 128, 129.

Высота: 3.700

Координаты стоянки: N 042°04’49.7” E 078°08’46.8”

Ставим лагерь и выходим на разведку нашего дальнейшего пути. Погода под конец дня сильно испортилась, и детально просмотреть путь подъёма на ледник было невозможно. Разведка же показала, что выход на ледник возможен практически в любом месте.

Пройденный путь: 8 км

Перепад высот: + 1200

Ходовое время:

от стоянок до ФГС - 15 мин.

От ФГС до слияния рек - 1, 5 часа

От начала крутого подъёма до выполаживания долины - 1 час

От выполаживания до вала старой конечной морены - 2 часа15 минут

От выхода в карман морены до спуска с гребня - 30 мин

До стоянок: - 10 минут

Всего: 5 часов 40 минут

Составил: Гребенщиков И.

18.07.2013

День 17. Перевал Ашутор (1Б, 4000). Подъём на плечо п. Джукучак

Выход в 5.00.

Лавируя среди отложных морен ледника, двигаясь в Ю направлении, через 45 минут выходим на открытую, слегка зачехлённую часть ледника Ашутор. Надеваем кошки, каски. Фото 130.

Так как мы вышли практически к середине языка, продолжаем движение в Ю направлении, забирая немного влево. Фото 131.Через 45 минут доходим до закрытой части ледника, связываемся. Язык и закрытая часть ледника пологие – до 10°. Фото 132.

Обходим большие разрывы ледника слева по ходу, держим направление на ЮЮЗ и через 30 минут оказываемся у ледового конуса, сейчас покрытого большим слоем снега. Здесь начинается крутой подъём на верхнее плато ледника. Крутизна склона – до 40°.

Снег уже подтаял, тропим.

Через 20 минут от начала подъёма на конус выходим к выполаживанию ледника. Фото 133. Продолжаем движение в Ю направлении, держась середины ледникового плато, забирая чуть левее, через 45 минут выходим на абсолютно ровное ледниковое плато.

Перевальная седловина представляет собой широкое ровное ледниковое плато примерно 2,5 км в длину и 1,5 км в ширину. Перевального тура, естественно, нет. Общее время подъёма 3 часа 40 минут. Фото 134.

На западе открывается вид на склоны горы Джукучак, а впереди, на юге, уже видно озеро, в котрое обрывается ледник 90° стенкой. Фото 135. Начинаем забирать влево (ЮЮВ) и движемся, придерживаясь ближе к левой по ходу части языка ледника. Через 3 часа спускаемся к озеру. Выход с ледника не представляет трудностей. На восточном берегу озера есть места для стоянок. Фото 136.

Выходим от озера идём вдоль вытекающего из него ручья по левому (ор.) берегу. Через 45 минут доходим до слияния его с ручьём, стекающим с Ю-В плеча пика Джукучак.

Поднимаемся вдоль русла (ручей часто теряется в камнях, поднимаемся практически по руслу). Через 20 минут выходим на плечо п. Джукучак. Фото 137. Идём вдоль ручья по левому (ор.) берегу, поднимаемся от ручья в В направлении буквально метров 100 и через 15 минут подходим под скалки, где находим места для ночёвки.

Приходится немного разровнять площадки, очистить от камней. Фото 138, 139, 140.

Высота по GPS: 4087м.

Координаты стоянки: N 042°00’34.0” E 078°09’26.2”

Пройденный путь: 11 км

Перепад высот: + 300/ -300/ +400

Ходовое время:

от стоянок до языка ледника - 45 мин.

От начала подъёма по леднику до выхода на плато - 3 часа 40 минут

Движение по леднику до озера - 3 часа

От озера до начала подъёма на плечо - 45 минут

Подъём на плечо - 20 мин

До стоянок: - 15 минут

Всего: 8 часов 45 минут

Составила: Кузнецова А.

19.07.2013

День 18. Восхождение на пик Джукучак (4800м)

Координаты GPS: N 042°02’09.4” E 078°07’47.9”

Восхождение делаем в составе из 9 человек, учитывая техническую подготовленность и состояние участников.

От стоянок на плече пика Джукучак выходим в 5.00. Начинаем движение в ССЗ направлении по плечу по средней пологой осыпи. Фото 141.

Движемся в направлении ЮВ гребня горы. Через 1,5 часа выходим к гребню и начинаем его траверсировать. Склон скально-осыпной, крутизной до 35°. Фото 142, 143, 144. Через 45 минут выходим на занесённую снегом и смёрзшуюся честь гребня, надеваем кошки. Продолжаем движение траверсом в направлении вершины (С) и через 45 минут выходим на ледник. Время: 8.00.

Ледник закрытый, связываемся.

Видимость очень плохая, держимся СЗЗ направления и через 30 минут поднимаемся по крутому (30-35°) склону на снежную предвершинную подушку.

Продолжаем движение в ССЗ направлении – направлении пика. Через пр. 150 метров после выхода на «подушку» - большой бергшрунд, по большей части засыпанный снегом. Переходим его с попеременной страховкой по снежному мосту. Фото 145.

Продолжаем движение в направлении вершины прямо по центру ледника – по бокам снежные карнизы и сбросы.

Склон крутой – до 35°.

Поднимаемся на вершину в 10.00. Фото 146.

Спуск по пути подъёма. Фото 147, 148, 149.

Пройденный путь: 5 км

Перепад высот: + 700/ -700

Ходовое время:

от стоянок гребня - 45 мин.

Траверс гребня - 1,5 часа

Выход на предвершинную подушку - 30 минут

Подъём на вершину от «подушки» - 2 часа 20 мин

Спуск до гребня - 30 мин

До стоянок: - 2 часа 20 мин

Всего: 7 часов 55 минут

Составила: Кузнецова А.

День 19. Подход под пер. Кашка-Су.

Выходим с места стоянок на плато южного отрога пика Джукучак в 10.00 в ЮЗ направлении, траверсируем каменистый гребень, плавно переходящий в травянистый, оставляя слева внизу много мелких озерец. Фото 150, 151.

Высота 3940 м.

Спускаемся на дно долины – совершенно пологое и травянистое, движемся, ориентируясь на нижний край скалок справа. Через 15 минут по камням пересекаем ручей. По пологому (до 5°) склону поднимаемся на перешеек между скалками справа и мореной слева и спускаемся с него в долину реки Арабель за 20 минут по травянисто-каменистому склону до 15°. Чуть выше по долине реки вверх река распадается на несколько рукавов. Первый рукав перепрыгиваем по камням, второй - переходим вброд. Фото 152.

В 50 метрах ниже разлива начинаем подниматься на склон долины реки Арабель. Фото 153.

Под камнями течёт ручей. Выходим на ровное травянистое плато, переходим ручей, выше рассыпающийся на 3 и выходим к руслу пересохшего ручья. От брода – 50 минут. Поднимаемся в СЗ направлении по руслу. Вскоре оно становится всё круче (до 30°), поэтому выходим на левый по ходу борт. За 30 минут поднимаемся на самый верх, здесь, прямо перед нами вырастает ледовый купол южного плеча пика Джукучак.

Фото 154.

Высота: 4200 м.

Продолжаем движение траверсом каменистого плата в западном направлении. Доходим до конца плата – отсюда открывается великолепный вид на долину реки Кашка-Су и цепочку голубых озёр. Фото 155. Спускаемся по крутому мелко-осыпному склону плотной группой, в касках с самостр.ледорубом на дно долины реки Кашка-Су. Спуск занял 20 минут. Фото 156.

Выходим к заболоченному берегу озера и начинаем движение в С направлении к нашему перевалу. Фото 157. Через 40 минут, немного не доходя перешейка в нижнем краю озера, находим огромный сложенный тур. Здесь прекрасное место для стоянок, поросшее зелёной травой и жёлтыми цветочками. Чуть позже появляется тропа, указанная на карте и в описании команды турклуба «Гадкий утёнок», которым мы активно пользуемся.

Через 15 минут выходим к галечным площадкам прямо на берегу озера. Здесь со склонов течёт бурный ручей, который мы переходим по камням и останавливаемся на ночёвку. Фото 158.

Пройденный путь: 14 км

Перепад высот: -100/ +300/ - 400

Ходовое время:

от стоянок до брода - 35 мин.

От места брода до выхода на плато под южн плечом пика - 1 час 20 минут

Спуск в долину реки Кашка-Су - 20 минут

Движение вдоль цепочки озёр до стоянок - 55 минут

Всего: 3 часа 15 минут

Составила: Волкова А.

21.07.2013

День 20. Перевал Кашка-Су (1А,3600). Спуск к слиянию рек Ашу Кашка-Су и Джуку.

Выходим от места стоянок (3.870). Движемся в С направлении вдоль берега. Затем поднимаемся на моренный вал по тропе, отмеченной туриками. Огибаем моренный вал и спускаемся вниз к месту перехода реки на левый берег (по ходу). Здесь идёт скотопрогонная тропа, которая периодически теряется. Тропа, отмеченная частыми туриками, идёт по моренным гребням. Фото 159.

Через 45 минут выходим на перевал. Перевальная седловина широкая, осыпная. Прямо на седловине стоят два огромных валуна, напоминающие скальные ворота. На одном из валунов построен перевальный тур. Фото 160.

Спуск начинаем в сторону ущ. Ашу Кашка-Су. На спуск идёт хорошо протоптанная тропа, отмеченная хорошо заметными турами. Тропа идёт по моренным гребням, лавируя среди карманов, затем спускается по широким пологим травянистым ступеням к руслу высохшего ручья. От начала спуска – 1 час. Фото 161. Выходим на хорошую протоптанную скотом и пастухами тропу и выходим по ней на широкую пологую часть долины, где тропа близко подходит к реке. Здесь есть большое количество мест для стоянок. Фото 162.

Через 2 часа доходим до старого моста на левый берег реки Ашу Кашка-Су. Фото 163.

На этом же берегу стоит домик пастуха. От моста, чуть забирая вверх, поднимается тропа и идёт высоко над рекой, заходя в лесную зону. Движемся по тропе, которая 2 раза пересекает ручей и выводит на широкую дорогу, по которой уже может проехать вахтовка. Выходим к новому мосту, загороженному брёвнами от скота. Переходим на уже хорошую грунтовую дорогу и идём по ней вниз, прямо на дно долины реки Джуку.

Фото 164.

Доходим по правому (ор.) берегу до елового леска по правой стороне и встаём на стоянку. Здесь неподалёку стоит юрта. По дороге часто ездят легковые машины. Спуск от моста занял 30 минут.

Высота: 2.800 м.

Пройденный путь: 16 км

Перепад высот: -250/ +50/ - 800

Ходовое время:

от стоянок до брода - 20 мин.

От места брода до выхода на седловину - 45 минут

Спуск в долину реки Ашу Кашка-Су до старого моста - 3 часа

Спуск от старого моста до нового - 30 минут

Спуск от нового моста до стоянок - 45 минут

Всего: 5 часов 20 минут

Составила: Волкова А.

22.07.2013

День 21. Спуск по долине реки Джуку

Сегодня нас в 11.00 должны были забрать машины, но прождав их час и поговорив с местными, мы сделали вывод, что машины где-то застряли.

Нам повезло, что здесь довольно часто проезжают легковые машины. Пастух из юрты, находящейся прямо рядом с нами отправлялся вниз, и захватил одного из руководителей с собой. К сожалению, машины наши были дальше, чем «добивала» рация, поэтому мы незамедлительно выдвинулись пешком навстречу машинам, чтобы как-то с ними связаться.

В дальнейшем оказалось, что наши машины просто не могли проехать по размокшей после дождя дороге, поэтому остановились на полпути и ждали нас.

Встретившись с водителями и полностью погрузившись в машины, мы выехали в направлении Юртового лагеря. По пути остановились в посёлке Тамга, чтобы закупить нужные продукты на вечер и следующее утро.

Пройденный путь: 9 км

Перепад высот: -700

Ходовое время: 2 часа

Составила: Лыжина К.

6.2 GPS координаты и высоты некоторых точек на маршруте.

Координаты GPS: N 042°02’09.4” E 078°07’47.9”

4800 – пик джукучак

042°02’09.4”

078°07’47.9”

Составил: Гребенщиков И.

7. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ ГРУППЫ.

7.1 Список специального снаряжения группы и рекомендации по нему.

Общественное общее снаряжение.

12,7

Личное техническое снаряжение.

Вес ( кг.)

Ледоруб ( в вес рюкзака не входит )

в вес рюкзака не входит

Очки солнцезащитные

2,7

Рекомендации по питанию.

1. На акклиматизационную часть похода можно несколько снизить нормы продуктов, а на последние дни лучше увеличить.

2. На высотные стоянки лучше брать более легкие и быстро приготовляемые продукты: манка, гречка, овсянка, картофельное пюре, сублимированный творог. Сублимированный творог можно сделать вкуснее, если добавить туда сухие сливки, немного сахара и изюм. В этом году мы использовали творог в качестве основного блюда (вместо каши) на завтраки перед ранними выходами в перевальные дни. В эти же дни мы делали перекус раньше обычного, и обязательно готовили горячий обед (т.к. вставали лагерем обычно не позже 14:00 – 16:00).

3. Нам очень понравились сушеные овощи, которые мы приобрели в фирме («Феруза» Адрес: ул. Ген. Макарова - 15) Это - сушеный лук (в том числе жареный сушеный лук), морковь, сладкий перец, и особенно помидоры. Сушеные овощи хорошо в большом количестве добавлять в разнообразные блюда (рис, макароны, картофельное пюре). Сейчас эта фирма работает только по безналичному расчету и оптовыми партиями, так что закупиться там сложно. Но с3ухие овощи появились в сети магазинов Ашан.

4. Сушеное мясо лучше готовить самим (сырой фарш раскладывается тонким слоем на противень, запекается, а затем и сушится, в духовке). Такое мясо намного вкуснее, и из него можно сварить настоящий мясной бульон.

5. Суп из сушеного мяса и сушеных овощей получается вкуснее, чем из пакетиков за такое же время.

6. Вместо сухого молока мы используем сухие сливки, они гарантировано без комков растворяются в любом блюде и позволяют не брать с собой сливочное масло для каши, с хранением которого всегда морока.

8. Для быстрого приготовления холодных напитков мы используем растворимый чай (лучше всего лимонный и персиковый), а так же витаминизированные напитки «Супрадин» и ему подобные. Витаминизированные напитки можно брать из расчета полтаблетки на кружку, иначе они очень едкие.

9. Необходимо учитывать, что во время горного похода организм человека теряет большое количество минеральных солей, которые не полностью восполняются, т.к. вода в горах очень слабо минерализована. Особенно часто возникает дефицит ионов калия. Для восполнения солевого баланса можно порекомендовать:

- использовать в пищу сухофрукты, орехи и сушеные овощи.

- добавлять в холодные напитки шипучие таблетки, содержащие мультивитамины и мин. соли(например:супрадин)

- соблюдать питьевой режим.

9. Для возмещения дефицита витаминов, неизбежно возникающем в длительном походе и связанным с повышенной физической нагрузкой и пребыванием на «высоте», рекомендуем такие продукты, как свежий чеснок, лимон, сухофрукты, орехи. Фармакологические формы витаминов мы обычно не употребляем, так как по нашим сведениям они плохо усваиваются организмом. Таблетки аскорбиновой кислоты используем только в терапевтических целях.

10. Очень классная вещь – сублимированная клюква и смородина. Добавив ее в кипяток за 1 мин. получаешь морс - естественный витаминизированный и очень хорошо утоляющий жажду напиток.

11. Еще одна обычная проблема питания в походе – это дефицит белков (баланс белков, жиров, и углеводов должен быть (1:0,7:5). Уменьшить его можно, включив в рацион продукты, содержащие большое количество белка – это сушеное мясо, сублимированный творог, яичный порошок.

12. В заброску (если таковая есть в походе) можно положить, что-нибудь вкусное и ценное в питательном отношении, но тяжелое, с тем, чтобы это сразу съесть и никуда далеко не нести. Например, мы клали свежие яблоки, лимоны, свежий лук и др.

13. Рекомендации по упаковке продуктов.

Мы упаковываем продукты герметично, в пустые пакеты из-под молока или сока, предварительно расфасовав и собрав наборы по приемам пищи. Например: завтрак 1-го дня, перекус 1-го дня и так далее. Такая упаковка водонепроницаема, хорошо сохраняет хрупкие, крошащиеся продукты, удобно упаковывается в рюкзак, существенно уменьшает «головную боль» завхозу. Отдельно упаковываем не очень хорошо хранящиеся продукты: сырокопченую колбасу, сыр, шоколад.

Составили: Волкова А. и Гребенщикова И.

7.3 Расчет веса рюкзаков и меры по его снижению.

Меры по снижению веса рюкзаков:

1. Использование для приготовления пищи сухих, т.е. легких продуктов

(вес дневного рациона в среднем 710 г. на человека.)

2. Организация забросок (см. раздел)

Расчет веса рюкзака:

Составные части веса рюкзака

1 часть

маршрута

2 часть

3 часть

Личные вещи (включая

спальник, коврик, рюкзак )

8 кг

(без газовых баллонов)

2,8 кг

2,8 кг.

Продукты (0,71 кг. на чел. в день)

3,55 кг.

16 кг

20 кг

Рекомендации по снаряжению:

Набор снаряжения, который мы взяли собой, оказался практически оптимальным.

Пригодилось все, и недостающего снаряжения не было.

Бивуачное снаряжение:

1. В связи с тем, что большая часть маршрута проходит в безлесой зоне, лучше иметь возможность готовить как на костре, так и на газу (примусах) (соотношение ночевок 1:2).

В настоящее время запрещено провозить газовые баллоны в поездах этого направления. Наличие газовых баллонов тщательно проверяют на всех пересекаемых границах, особенно у туристских групп. Газовые баллоны можно купить в Бишкеке через встречающую фирму.

2. Обычно мы подбираем палатки и тент так, чтобы ставить их «тандемом», это существенно повышает комфорт стоянки в непогоду.

Техническое снаряжение:

Перед выездом в поход надо постараться получить информацию о снежно-ледовой обстановке в районе (например через встречающую фирму) для уточнения необходимого технического снаряжения.

В обычный по погоде год, в июле-августе месяце для прохождения маршрута

совершенно необходимы:

1. Для страховки на снежных склонах и при движении по закрытым ледникам ледорубы

на всех участников.

2.Для движения по закрытым ледникам основные веревки (из расчета на каждые 3 - 4 человека), системы с блокировкой, аварийная система для самовылаза из трещины,

2 карабина на каждого участника.

3. Для безопасного прохождения камнеопасных участков (которых очень много на маршруте) – каски на всех участников.

Из дополнительного, делающего более удобным прохождение маршрута, снаряжения рекомендуем иметь кошки на всех участников и телескопические лыжные палки.

Составила: Чистякова М.В.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Поход дал возможность участникам группы расширить свое представление о горных районах мира, что и было его основной смысловой идеей. Мы в полной мере оценили красоту Центрального Тянь-Шаня, ощутили его особенности и отличия от других горных районов (до этого все участники были на Кавказе, Алтае, многие на Камчатке и в Крыму).

Маршрут на наш взгляд достаточно спортивен и интересен. Он пройден группой в полном составе, без отклонений от запланированной нитки и графика, с хорошим состоянием здоровья всех участников на протяжении всего похода. Мы считаем, что такому удачному прохождению маршрута способствовало его правильное тактическое планирование, определенный запас у группы технических навыков и снаряжения и хорошая физическая подготовка.

Кроме знакомства с районом, мы выполнили и другие задачи,

которые наметили:

- в походе участники получили большой опыт по преодолению различных препятствий, особенно открытых и закрытых ледников

- приобрели опыт пребывания на большой высоте (подъем до 4800 м., ночевка на 4000 м.).

В целом маршрут отвечает требованиям к горным походам 2 категории сложности. Все перевалы соответствуют своей категории (1А или 1Б). Поход получился интересным, насыщенным впечатлениями и великолепными пейзажами.

Поход показал, что в настоящее время по условиям безопасности район Центрального Тянь-Шаня вполне пригоден для походов со школьниками, правда по финансовым затратам он все-таки несколько дороже, чем другие горные районы территории СНГ.

Рекомендации:

1.При подготовке к походу мы рекомендуем учесть, что Центральный Тянь-Шань, из-за своих особенностей (большие высоты и большие перепады высот из-за глубоких долин) предъявляет повышенные требования к здоровью и физической подготовке участников, по сравнению с другими горными районами, поэтому:

- необходимо при подготовке похода уделить особое внимание физической подготовке и медицинскому допуску участников, а во время похода - контролю за состоянием их здоровья.

- необходимо больше времени уделить высотной акклиматизации.

2. Прохождение маршрута требует от участников кроме физической подготовки, уверенных технических навыков, таких как преодоления крутых снежных, осыпных и травянистых склонов с самостраховкой альпенштоком или ледорубом, свободного лазания по простым скалам, преодоления камнеопасных участков, движения по закрытым и открытым ледникам. При подготовке к походу, мы рекомендуем тренировки по горной технике в рамках программы Первенства Москвы по горному туризму (группа А, походы 2-3 к.с.), а так же тренировки по скалолазанию на естественном скальном рельеф и на скалодромах Москвы.

3. Традиционное время посещения туристами этих районов – конец июля, август. Это время отличается более устойчивой погодой, открываются ледники и тропы, к этому времени обычно восстанавливаются мосты через реки. Кроме этого мы рекомендуем учесть следующее:

- погода портится обычно во второй половине дня (со слов местных жителей и по нашим наблюдениям, см. таблицу метеонаблюдений), поэтому лучше, чтобы прохождение дневного маршрута приходилось на первую половину дня.

- в хорошую погоду снег раскисает уже к 11:00, что сильно затрудняет движение и уменьшает безопасность (снижается прочность снежных мостов, усиливается камнеопасность и т.д.) Поэтому мы рекомендуем ранние выходы на перевалы (на снежно-ледовые перевалы выход из лагеря должен быть не позже 6:00.) При этом светает в конце июля - августе в 5:00.

- в связи с возможной неустойчивостью погоды и снежной обстановки необходимо запланировать запасные дни на непогоду, а так же иметь определенный запас снаряжения (большее кол-во газа, обязательно иметь компас)

- повышенный уровень солнечной радиации при движении по снежным склонам (очки, солнцезащитный крем, пантенол в аптечке)

4. Большая часть маршрута проходит в безлесой зоне, поэтому лучше иметь возможность готовить как на костре, так и на газу (примусах) (соотношение ночевок 1:2)

(Подробные рекомендации по снаряжению и питанию см. раздел 7)

5. Рекомендуем использовать большие возможности для облегчения рюкзаков (см. раздел)

6. При разработки маршрута рекомендуем выбирать перевалы, требующие для своего прохождения разнообразной техники, тем более, что возможность выбора (особенно перевалов 1Б) здесь большая. Это дает участникам большой технический и тактический опыт.

7. При прохождении маршрута рекомендуем посетить следующие интересные места:

- красивейшее высокогорное озеро Алакель

- один из крупнейших узлов оледенения и пятитысячники хребта Терскей Ала-Тоо – вершины Джигит и пик Каракольский

- удивительное явление природы - «красные скалы» в ущельеДжеты-Огуз

- термальные источники «Алтын-Арашан» и Такыртор

- озеро Иссык-Куль (на берегу которого рекомендуем провести 1-3 дня)

- Мемориальный музей Н.В.Пржевальского (в поселке Пристань Пржевальск, в окрестностях г. Каракола)

8. Рекомендуем наш маршрут для прохождения другим группам (так как считаем его удачным). При этом его можно проходить, как в том же, так и в обратном направлении.

Составила: Смирнова Т.

Список использованной литературы

1. Каталог перевалов Тянь-Шаня

2. Каталог перевалов на сайте ТК "Вестра"

3. Кыргызские топонимы Тянь-Шаня

Нитка маршрута

год

П.В. Волкова

оз. Алакель (радиально) – р. Кельтор – р. Телеты – пер. Телеты (1А, 3600) – р. Телеты Зап. – р. Джеты-Огуз – р. Асантукум – пер. Арчатор (1А, 3700) – р. Арчатор – р. Чон-Кызылсу – р. Саватор – р. Каратакия – пер.

Каратакия (1А, 3800) – пер. Кашкатор С. (1А, 3700)

– р. Джуукучак – пер. Джуукучак (1А, 3980) – р. Арабель – пер. Кашкасу (1А, 3600) – р. Ашуу-Кашка-Суу – р. Джууку

2012

Составил: Синёв А.

9. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

9.1 Список картографических материалов, вошедших в состав отчета.

Наименование

Масштаб

Кол. листов

Обзорные схемы – хребтовки.

1:100000

Маршрутные карты

№ Карты

Участок маршрута

А\л Каракол- д.р. Культор – пер. Обходной(3700) – пер. Черные камни (3700)(1А) – оз. Алакель – пер. Такыртор(1Б,3700) -пер.Каменистый (1Б,3700) – пер.Онтор(1Б,3900) – д.р. Онтор - место слияния рек Онтор и Телеты Вост.

1:50000

Место слияния рек Онтор и Телеты Вост. – перевал Озерный (1Б,3700) – перевал Рижан (1Б, 4100) – долина реки Джетыогуз.

Долина реки Джетыогуз – долина реки Чатыртор – перевал Эхо (1А, 3800) -

д.р. Шакаратма

1:50000

д.р. Шакаратма – д.р.Чон-Кызылсу –д.р. Ашутор –пер.Ашутор (1Б,4000) – ледник Ашутор Ю.

ледник Ашутор Ю. – вершина Джукучак – пер. Кашка-су (1А,3800) –д.р. Ашу-Кашкасу

д.р. Ашу-Кашкасу – д.р. Джукку

9.3 Список откорректированных объектов

карты

Участок маршрута

Нанесены карту

а\л Каракол, юрты в д.р. Каракол, мост через реку Каракол, тропа вдоль берега реки Культор, мост через реку Культор, место брода через реку Культор, перевалы Обходной, Черные камни, Такыртор, Каменистый, Онтор, горячий источник в ущелье Такыртор, тропа в долине реки Онтор, места возможных стоянок.

Место слияния рек Онтор и Телеты Вост. – перевал Озерный (1Б,3700) – перевал Рижан (1Б, 4100) – д. р. Джетыогуз.

Тропа, вдоль правого берега реки Телеты Вост., перевалы Озерный и Рижан, озеро под ледником Арчатор, тропа, вдоль правого берега реки Арчатор, мосты через реки Арчатор и Айланыш, места возможных стоянок.

Д. р. Джетыогуз – д. р. Чатыртор – перевал Эхо (1А, 3800) -

д.р. Шакаратма

Тропа, вдоль правого берега реки Джетыогуз, место брода через реку Джетыогуз, юрты в долине реки Джетыогуз, тропа, вдоль левого берега реки Чатыртор, перевал Эхо, места возможных стоянок.

Д.р. Шакаратма – д.р.Чон-Кызылсу –д.р. Ашутор –пер.Ашутор (1Б,4000) – ледник Ашутор Ю.

Тропа по д.р. Ашутор, мосты через реку Чон-Кызылсу, здание Физико-географической станции, зона разломомв на леднике Ашутор, перевал Ашутор, места возможных стоянок.

Ледник Ашутор Ю. – вершина Джукучак – пер. Кашка-су (1А,3800) –д.р. Ашу-Кашкасу

Вершина Джукучак, брод через реку Арабель, места возможных стоянок.

Д.р. Ашу-Кашкасу – д.р. Джукку

Коши в долине реки Джукку, мосты через реку Ашу-Кашкасу и Джукку.