Статья подготовлена редакцией Mountain.RU на основе материалов из общественных и личных источников

22-й Piolets d'Or. Аннапурна. Вершина сомнений

В октябре 2013 года Ули Штек сообщил широкой общественности о соло-восхождении по южной стене Аннапурны (8091м) за рекордно короткое время 28 часов. Жюри Piolets d'Or включило это восхождение в пятерку номинантов 2014 года. Однако организаторы премии столкнулись с неожиданной проблемой.

* * *

"Вкус приключений и открытий, красота личных и командных усилий" - девиз новой версии Piolets d'Or, с легкой руки Кристиана Троммсдорффа запущенной несколько лет назад.

В 2009 году, в соответствии с новейшими стандартами и заданным курсом, Ули Штек и Симон Антаматтен получают свой первый Золотой Ледоруб за первопроход северной стены Тенгкампоче (6500м) в Непале, а Ули - за невероятную физическую форму и потенциал - зарабатывает прозвище Swiss Machine.

Казалось бы, в 2013 году ничто не предполагало скандала.

Слухи, сомнения и критика поползли со стороны Германии.

Бывший плотник, мечтавший не о профессии гида, а о том, чтобы "просто ходить в горы", при поддержке дюжины друзей стремительно ворвался в элиту мирового альпинизма.

На имя вице-президента Национального Союза Горных гидов (National Union of Mountain Guides, SNGM), президента Группы Высоких Гор (Group de Haute Montagne), организатора Piolets d'Or Кристиана Троммсдорффа посыпались имейлы, суть которых сводилась к обычным в таких случаях предъявах: нет свидетелей восхождения, нет ни камеры, ни альтиметра, ни отметок GPS, ни снимков с вершины.

Конечно же сразу припомнили и поставили в вину апрельский конфликт Ули и его напарников с шерпами на Эвересте (тогда обе стороны были уличены во лжи).

"Все эти вопросы логичны. Ули - профессиональный альпинист, и пусть Piolets d'Or не имеет призового фонда, но обладателю Золотого Ледоруба проще найти финансовую поддержку и общаться с представителями медиа, - комментирует ситуацию Троммсдорфф. - Когда мы встретились с Ули в феврале, он сразу же сказал, что никаких доказательств у него нет, и каждый волен поверить ему на слово или не поверить".

Правила Piolets d'Or не обязывают номинантов предоставлять доказательства первопроходов.

"Отчасти это моя вина, - соглашается Штек. - Я не из тех, кто любит хвастаться. Восхождения в горах ничего не дают человечеству. Я делаю то, что считаю правильным, когда меня спрашивают - рассказываю подробности восхождений, и никто - до сегодняшнего дня - не критиковал меня за отсутствие вещественных доказательств.

Да, у меня нет фотографии с вершины Аннапурны, так как я потерял камеру и перчатку в небольшой лавине, кстати тогда мне впервые пришла в голову мысль, что я могу погибнуть. Этого не произошло, и на всплеске адреналина я продолжил восхождение".

График восхождения

* * *

В начале марта, в Катманду, непальцы, работавшие в экспедиции Ули, поддержали его версию.

Помощник повара, Нгима Дава, впервые задействованный в проекте швейцарца, рассказал, что у них с Ули не было радио-связи, но за подъемом было несложно следить, благодаря свету налобного фонарика.

"Около 11.30 pm он находился чуть ниже вершины, но я не могу с точностью определить, на сколько ниже. (Ули обозначил время на вершине полуторами часами позже). Я проснулся в два часа ночи и понял, что он спускается, так как свет двигался вниз".

Tенжи Шерпа, экспедиционный глава базлага, добавляет, что Ули не должен был идти соло. "Но его напарник (канадец Дон Боуи) сначала заболел, а потом из-за камне

падов и высокой лавинной опасности почувствовал себя не в своей тарелке и отказался. Ули решил, что пойдет наверх.

Из АВС, расположенного ближе к стене, чем базовый лагеь, мы не могли видеть его постоянно.

В шесть вечера он пропал из виду где-то на час.

Затем мы заметили свет его налобного фонарика. В полночь он был в 200 метрах от вершины. Мы с Доном не ложились спать до четырех утра, пока не убедились в том, что он спускается.

Потом мы пошли наверх его встречать. Его лицо было очень красным, опавшим, но он выглядел счастливым и взволнованным".

На обвинения в подкупе шерпов (Ули заплатил, чтобы они сказали то, что сказали), Тенжи обиделся, ответив, что их нанимает и платит агенство, а не иностранцы, на которых они работают.

"Ули Штек - уникальный спортсмен, я никогда не встречал ему подобных в горах. Он за час сделает то, что обычные люди делают за день".

* * *

Строгая Мисс Элизабет Хоули, выведшая на чистую воду не одну экспедицию, интервьюировала Ули и не нашла несоответствий в его рассказе.

Французы Янник Грациани и Стефан Бенуа, 10 днями позже также поднявшиеся вариантом маршрута Лафая-Бегана, не сомневаются в том, что Ули был на вершине.

Отсутствие следов парни объясняют просто: за это время выпало 60 см снега.

"Ули поставил цель пройти стену, достигнуть вершины и спуститься живым, - добавляет Стефан. - Все, что касается людей, сидящих внизу, вторично. Ули принадлежат рекорды скоростных восхождений на северных стенах Маттерхорна, Айгера и Гран Жорасса.

Аннапурна вполне укладывается в его список.

Он "раскусывает" гору очень профессионально.

Ули вышел один, налегке (в отличие от нас), удачно использовал погодные условия (лучшие, чем у нас), да и он просто-напросто сильнее нас".

"Я убежден в том, что Ули был на вершине", - кивает Янник.

Линдсэй Гриффин, президент альпийского английского клуба и редактор
American Alpine Journal: "Независимое жюри из шести человек из 76 восхождений выбрало пять, в их числе Ули".

Денис Урубко, член жюри Piolets d'Or 2014, обладатель премии: "Уверен, что Ули Штек был на вершине Аннапурны. Я видел, как они с Симоне на Эверест лезть пытались. Это маньяк :)"

Хайнц Мариахер, легендарный клаймер, попавший на обложку Climbing, он же - человек, которому мир обязан появлением современных скальных туфель, ныне дизайнер компании SCARPA, спонсирующей Штека: "Ули - последний, в ком можно усомниться. Начните с тех, кто был до него. Историю альпинизма потребуется переписать..."

* * *

Тем не менее, вся эта суета и недобрый шепот вокруг одного из самых впечатляющих восхождений века, заставила организаторов призадуматься. Должны ли они внести дополнительный пункт "доказательства восхождения"?

Чем ближе к началу церемонии, тем жарче дебаты.

Интервью с Ули Штеком

Piolet d'Or 2014. Бомонд

Янник Грациани и Стефан Бенуа. Южная стена Аннапурны. В тени Штека

Первые подробности скоростного восхождения Ули Штека на Аннапурну

Ули Штек. Соло по Южной стене Аннапурны за 28 часов (подъем-спуск)

Жан-Кристоф Лафай. Интервью

Ули Штек. Соло по Южной стене Аннапурны

Ули Штек и Дон Боуи. Южная стена Аннапурны

Инцидент на Лхоцзе

Ули Штек. Новое видео о старом рекорде. Забег на Айгер, 2ч 47мин 33сек

Побит рекорд Ули Штека на Айгер. Дани Арнольд 2 часа 28 минут

Ули Штек. Эль Капитан. Почти онсайт…