Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Риккардо Кассин – каким он был.
Часть вторая

1935 год. Слева направо: Sepp Meindl, Vittorio Ratti, Riccardo Cassin и Hans Hintermeier

Но Рикардо Кассин не был удовлетворен своими значительными достижениями. Его заинтересовали попытки некоторых немецких альпинистов пройти Северную стену Чима Овест (Cima Ovest) в массиве Лаваредо. Кассин и его преданный друг Ратти приняли этот вызов и добились успеха. Им пришлось провести 60 часов на стене, преодолевая технически очень сложные участки.

Чима Овест ди Лаваредо (2973м). Маршрут Р.Кассина

Западная вершина Лаваредо известна в альпинистском мире своими гигантским карнизам северной стены, представляющих собой невероятно трудное и, в то же время, потрясающе притягательное препятствие на пути к вершине. Наиболее популярные маршруты на вершину — это северо-восточное ребро, линия Кассина по северной стене и «Швейцарский маршрут». На этих маршрутах скалы почти отполированы от многочисленных проходов. В то же время все остальные линии находятся практически в том же состоянии, как во время первопрохождения. Рельеф очень богатый, и зацепов даже на нависающих участках достаточно много. Cima Ovest Lavaredo (UIAA VIII- or VI-/A2) Его 500 метров по Чима Овест ди Лаваредо включают нависающие участки, технические потолки, требующие большого количества крючьев. За 60 часов, которые длилось восхождение, случились три жутчайших грозы, добавивших объективных опасностей.

В 1938 году Рикардо Кассин добавил в свою копилку еще одну Северную стену. За Доломитами настала очередь района Монблана. В поле зрения Кссина попала холодная и величественная Северная стена Гранд Жораса (Grandes Jorasses).

Стоит сказать, что команда Кассина ничего не знала о Шамони (Chamonix) и никогда до этого никто из них не посещал Walker Spur (ED- / 1200 м / 5+/A1) более того, они смутно представляли где находится Grandes Jorasses и по пути спросили дорогу у смотрителя.

Он махнул рукой и сказал:
«Да где-то там …». Не узнав итальянцев, смотритель подумал, что это были туристы и их вопрос был шуткой. Он был очень удивлен вечером, когда заметил свет в лагере, разбитом высоко в горах. И еще больше смотритель удивился, когда следующей ночью огни поднялись намного выше по склону.

Он задумал маршрут, являвшийся кратчайшим расстоянием к вершине Уолкер (Walker). Вместе со своими друзьями Эспосито и Тиццони, Кассин совершил одно из сильнейших своих восхождений. Оно заняло 82 часа, из них 35 ходовых. Маршрут изобиловал сложным лазаньем по скалам и льду, опасными участками скал припорошенных снегом.
Этот маршрут до сих пор считается одним из наиболее значимых, из совершённых в период между двумя мировыми войнами.

Начавшаяся Вторая Мировая Война прервала активные занятия альпинизмом Рикардо. Однако, но даже во время войны ему периодически удавалось совершать восхождения.

Обидное исключение Рикардо Кассина из итальянской экспедиции на К2 в 1958 году ни сколько не повлияло на его дальнейшие успехи в горах. Сам он так объяснял этот случай в своей альпинистской жизни: »Я не попал в экспедицию и не поднялся на К2, потому что Ардито Дезио руководитель экспедиции CAI (Итальянского Альпинистского Клуба), сделал все возможное, чтобы оставить меня дома – казалось, он боялся моего опыта. Вряд ли бы он взял меня в экспедицию. Перед вылетом в Катманду он отправил меня на обследование в Рим, где сказали, что у меня проблемы с сердцем и мне придется отказаться от экспедиции и штурма горы. Такое решение было частично сглажено решением доверить, ему руководство второй итальянской каракорумской экспедицией, целью которой стала нетронутая стена Гашербрума IV.

Гашербрум IV. Вид с ледника Балторо

Первое восхождение состоялось 6 августа 1958 года по северному склону горы. Вальтер Бонатти и Карло Маури покорили вершину в составе итальянской команды под управлением Рикардо Кассина.
Огромный альпинистский опыт Кассина, накопленный более чем за 30 лет восходительской деятельности, принес успех экспедиции. До сих пор на вершине Гашербрума IV побывало едва ли полтора десятка восходителей.

1958 год. Великолепная троица: Вальтер Бонатти, Риккардо Кассин, Карло Маури в базовом лагере Гашербрум IV.

Мастерство Рикардо Кассина еще не раз приводило к успеху итальянских альпинистов. В 1961 году он вместе со своими учениками Алиппи (Alippi), Аирольди (Airoldi), Канали (Canali), Перего (Perego) и Цукки (Zucchi) прошел новый маршрут по Южной стене высшей точки Северной Америки — горы МакКинли. Президент США Джон Кеннеди своей телеграммой поздравил итальянских альпинистов с этим восхождением.

Кассин совершал восхождения практически во всех горных системах мира: Гималаи, Альпы, Кавказ, Аляска, Анды, где он руководил восхождением на 6126 — метровую вершину Хиришанкаа (Jirishanca). Через две недели после установки базового лагеря, альпинисты достигли вершины.
Его последним серьёзным проектом стала экспедиция 1975 года, когда большой командой, включающей таких виртуозов, как Гонья, Месснер и Пиусси, они делают попытку восхождения по футуристической южной стене Лхотзе. Тогда им удалось подняться до высоты 7500м. Невероятные технические трудности и постоянная угроза схода лавин не дали альпинистам подняться на вершину.

К 100-летнему юбилею Кассина была выпущена книга-альбом о легендарных достижениях Рикардо Кассина, озаглавленная самим Рикардо: «Cento volti di un grande alpinista» («Сто граней Великого альпиниста»).

Несколько определений из прессы, каким был Риккардо Кассин:

«Рикардо Кассин еще при жизни стал живой историей альпинизма. Это человек, беззаветно преданный горам».

«Рикардо Кассин представлял собой суть альпинизма, он был человеком, который ставит перед собой цели и достигает их. И не только в горах, но и в личной жизни.
Он очень сильно любил горы и называл их «моя девушка».

«Кассин всегда был для его современников идолом альпинизма: человеком, который всегда двигался вперед, который знал, как смотреть и что ожидать от будущего, его интуиция очень часто помогала ему в горах выйти из самых сложных ситуаций. Он был упрямым, даже, пожалуй слишком упрямым, для многих – тяжелым человеком однако он был настоящим лидером, лидером, который ставил первовосхождения превыше всего, при этом Рикардо умел принимать решения и брать на себя полную ответственность за них».

«Кассин приветствовал будущее с распростертыми объятиями, и как все великие люди, он всю жизнь был любопытным. Возможно, именно по этой причине он не уставал, и смотрел на молодых альпинистов, которые «творили будущее» с большим интересом и надеждой».

Книга Риккардо Кассина – «Capocordata, la mia vita di alpinista»

Фото слева: Юбилейное восхождение Р.Кассина в 1987 году на Бадилле
Фото справа: В возрасте 85 лет (1994 год) он пролез 5.10b, Luna Nascente в Валь ди Мело.

За свою жизнь Рикардо Ккассин был удостоен множества наград, в том числе:

- Кавалер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Рим, 5 января 1980 года)
- Кавалер Большого креста «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Рим , 9 февраля 1999 года)
- Золотая медаль за спортивные достижения (Рим, 1935 , 1937 и 1938 годы)
Риккардо Кассин являлся почетным президентом отделения Итальянского Альпинистского Клуба в Лекко, инструктором альпинизма, почетным членом Итальянского Альпинистского Клуба, Французской Группы Высоких Гор (Groupe Haute Montagne), Американского Альпинистского Клуба, Испанского Альпинистского Клуба, Швейцарского Альпинистского Клуба.

Рикардо Кассин умер 6 августа 2009 года в возрасте 100 лет в своем доме на Piani Resinelli возле Лекко.

П.П.Захаров (по материалам: www.cassin.it, Wiki. ru., Risk.ru., Alpklubspb.ru, Federica Valabrega, www.cassin.it/uk/riccardo.htm, http://wiki.risk.ru/), 4 sport.ua, Mountain.ru, Alp,оrd.ua, Sport ua. Фото – из публикаций Интернета)