Автор: Кирилл Спирин, СПб

Базовый лагерь Аннапурны и Пунхилл, сентябрь 2013

В этом фоторассказе речь пойдет о треккинге к базовому лагерю Аннапурны, совершенном нами в сентябре 2013 года.

География участников, как это обычно у меня бывает, являла собой пеструю палитру. Но на этот раз подавляющее большинство приходилось не на Москву - в лидеры выбилась нижегородская организованная группировка, задавив всех остальных своей массой: из 12 участников семеро были из Нижегородской области, оставшееся меньшинство распределилось между Москвой, Цюрихом и Новосибирском.

Кто-то знал друг друга еще до похода, кому-то довелось познакомиться со всеми уже в Катманду. У кого-то был хороший походный опыт, кто-то приехал в горы впервые. Но уже через пару дней у меня возникло такое ощущение, что мы все знакомы давным-давно, и я еще долго буду с большим теплом вспоминать эту сентябрьскую команду (к слову сказать, с некоторыми ребятами мы повстречаемся в Непале снова уже ближайшей весной, чему я очень рад).

Мне иногда приходится слышать справедливую критику, что в моих отчетах почти не встретишь фотографий из Катманду и Покхары. Это действительно так, но это объясняется тем, что в городах я настолько поглощен организационными моментами, что на фотографию совсем не остается времени. Людей бы не растерять в лабиринтах улиц, какие тут фото при таком сумасшедшем ритме :)

Поэтому и сейчас начнем традиционно с горной части :)

Первое утро в горах порадовало хорошей погодой и красивыми видами. Группа перед началом маршрута, все свеженькие как огурчики:

Мачапучхаре (6997 м), королева района:

Осень 2013 принесла очередной сюрприз: на участке Дампус-Ландрук стали строить автодорогу для джипов. Еще весной не было даже намеков на что-то такое, а теперь на месте красивой когда-то тропы проложена широкая грунтовка:

Джипы пока еще не ездят, да и вряд ли эта дорога когда-нибудь станет сильно оживленной (от силы проедет за день 10 машин), но тем не менее тенденция по Непалу прослеживается довольно определенная: цивилизация все дальше вторгается в эти места. Радует то, что по этому участку мы идем лишь полтора дня, а дальше Ландрука дорогу вроде бы продолжать не собираются.

Меня наличие новой дороги слегка расстроило, но ребята, кажется, особо ничего и не заметили (им просто было не с чем сравнивать). К месту ночлега добежали резво, группа подобралась спортивная.

Фотосессия с огурцами (это не кабачки, как вы могли бы подумать, а именно огурцы):

Пообедав, стали ломать голову, чем бы заняться дальше. Наиболее ретивые (а таких набралось 75 от общего состава) принялись поглядывать по сторонам в поисках возможных вариантов прогулок, которых, собственно, было всего два: вниз в соседнюю деревню или вверх на хребет в отроге Марди Химала. Естественно, сильные духом легких путей не ищут. Двинули наверх. Тьма, пришедшая с Индийского океана, накрыла оставшуюся внизу деревню. Скудные лучи солнца пробивались сквозь черные тучи, проливаясь предостерегающим светом на головы путникам:

- Берегитесь пиявок! - крикнул вслед Прэм.
- Пиявки! Много пиявок! - замахала нам руками проходящая мимо местная жительница.
Мы еще плохо представляли, о чем это они. Но после первых 10 минут продирания сквозь субтропические заросли выяснилось, что пиявок тут действительно много. Безошибочно распознающие тепло человеческого тела, эти цепкие кровопийцы прыгали на нас из травы и кустов и впивались в ноги, животы, спины и прочие интересные места. Осматриваться приходилось каждые 2 минуты, и всякий раз надо было снимать с себя по паре, а то и по десятку этих тварей. Мне это чем-то напомнило Уссурийскую тайгу в разгар клещевого сезона, там тоже далеко не уйдешь без ежеминутного осмотра.

Так было положено начало традиции "пиявочных радиалок". У меня есть предположение, что наряду с обезболивающим и препятствующим сворачиванию крови веществами, пиявки при всасывании выделяют еще и какой-то глюкоген, ибо настроение у всех было, мягко говоря, приподнятое. Сначала принялся громко распевать Вася, потом (несмотря на довольно бодрый темп) к нему присоединился нестройный хор других голосов. Набрав 700 метров высоты за полтора часа, мы вылезли на гребень, ведущий к Марди Хималу, но увидеть ничего не увидели, по причине сплошной облачности. Нас окружали поросшие мохом рододендроны и любвеобильные пиявки, изящно покачивающиеся на кустах. Меж тем смеркалось, пора было спускаться. На спуске в тумане мы незаметно перемахнули на соседний отрожек и в итоге спустились не к своему лоджу, а к соседнему - под покровом глухой темноты, частично на задницах, частично цепляясь за кусты. Промахнулись не слишком сильно, и через 10 минут были уже у себя, и из душа еще долго раздавались женские визги, а по стенам стекала кровь от раздавленных пиявок. После этого радиального выхода я проникся к группе безмерным уважением :)

Следующее утро снова выдалось погожим. Выйдешь зубы почистить - и приходится возвращаться за фотоаппаратом.

Продолжаем свой путь среди каменно-глиняных домиков:

Солнце освещает террасы, поросшие рисом и пшеном:

Тучи, как обычно, начинают стягиваться к обеду, но среди них, нет-нет, да и покажется Южная Аннапурна (7219 м):

Сегодняшний путь пролегает мимо красивых водопадов.

На подходе к Нью Бридж:

Один из самых длинных мостов на этом треке:

Следующая ночевка в Джину ознаменовалось традиционным поеданием свежих лимонов и купанием в горячих источниках (по пути, естественно, опять пришлось покормить пиявок), а также в этот день, кажется, началось повальное увлечение игрой в монополию.

После Джину начинается надолго запоминающийся подъем до Чомронга по каменной лестнице (особенно устрашающе он смотрится, когда смотришь на него снизу, но глаза боятся, а ноги идут). Вот, Вася уже этот подъем преодолел, и наградой ему - вид на снежные вершины (уже не помню, чем занят Василий в этот момент: чихает ли, декламирует в экстазе стихи Иртеньева или занят физическими упражнениями на растяжку):

В Синуве после обеда совершаем очередную пиявочную радиалку по окрестному лесу, а вечером любуемся закатными красками (ради такого дела приходится даже отрываться от игры в монополию):

На другой день погода нас не баловала, как это часто бывает на подходе к Деурали. Зато где-то перед Бамбу, отдирая с ладони впившуюся пиявку, я обнаружил, что она оставила после себя вот такое вот сердечко (спасибо Нине за фото):

Перебираясь через горные потоки:

В Деурали, постирушки среди облаков:

Если кто-то еще не знаком, то познакомьтесь - это Прэм, король непальских портеров и мой неизменный спутник на этом треке :)

"Столовка" в Деурали, в ожидании ужина:

Утро в Деурали тоже выдалось облачным, но по мере продвижения к MBC (Базовый лагерь Мачапучхаре по английской аббревиатуре) шансы увидеть что-то увеличивались. Поэтому после обеда мы решительно двинулись в радиалку по старой морене:

Наша решимость была вознаграждена: облака стали расходиться, и взору открылась Мачапучхаре.

Зрители:

Базовый лагерь Мачапучхаре внизу:

Стала приоткрываться и Аннапурна, но в этот день так до конца и не соизволила (решила приберечь свою красоту до завтра):

Немного романтики:

А здесь можно посмотреть короткий видеоролик, снятый Женей - для более полного представления о том, какое притягательное зрелище являют собой облака в горах:

Можно сказать, что день удался. Возвращаемся в MBC уже под вечер, чтобы ночью выдвинуться наверх навстречу рассвету.

Просыпаемся около 3 часов ночи - отлично: небо звездное, за окном заметно похолодало. При свете фонариков начинаем движение в Базовый лагерь Аннапурны, до которого отсюда 1,5 - 2 часа ходу размеренным шагом. Самочувствие у ребят, в целом, хорошее, но у троих все-таки заметно влияние высоты: идется тяжелее обычного, и голова побаливает. Но нам торопиться некуда (вышли с запасом), поэтому двигаемся осторожно.

В базовом лагере Аннапурны, последние минуты перед рассветом (слева Аннапурна Южная, 7219 м справа - Аннапурна I, 8091 м):

Первые минуты рассвета - солнце начинает подсвечивать золотом снежные верхушки:

Температура минусовая, вода замерзла:

Чтобы согреться, собираемся на чаепитие, а солнце тем временем добирается и до нас, заливая своим согревающим светом всю округу.

Народ дружно высыпает на улицу:

Горы большие, а мы - маленькие такие:

Видимо, аура этих мест все-таки сильна. У парней открылись невиданные доселе способности:

В общем, попрыгали на славу.

Ну и групповое фото, конечно же :)

После столь интенсивных фотосессий было решено предаться нашему любимому виду отдыха - игре "в радиалочки". Оставили лишние вещи в одном из лоджей, и поползли по склонам в сторону Хинчули.

Все выше и выше тянется вереница этих безумных людей:

Время от времени останавливаемся передохнуть и поглазеть на окрестности:

А поглазеть тут есть на что. Непальцы называют эти места "Annapurna Sanctuary" (Святилище Аннапурны):

В итоге, согласно отметкам GPS, мы добрались до высоты 4600 метров с хвостиком. Пороху бы хватило и дальше, но я принял решение развернуть группу, т.к. снежная обстановка начинала внушать опасения. Сфотографировались на память на достигнутой отметке (для большинства это был высотный рекорд, но думаю, с таким потенциалом у ребят они очень скоро поднимут свою высотную планку). В кадр попали не все, сорри.

Тут все уже по-серьезному: снег, ледопады, "бараньи лбы". В общем, нам туда пока не надо :)

Янник, напоминающий здесь чем-то джентельмена с какой-нибудь Уолл-Стрит, не хватает только фрака:

Янник - единственный человек в группе, не разговаривающий по-русски. Но когда Маша (моя жена) разглядывала фотки с ним, она воскликнула: "Да он же русский, из Рязани!" :) Янник швейцарец, он живет в Цюрихе, и сюда приехал вместе с Ниной. Наша группа вызывала удивление у встречных иностранцев, когда мы разговаривали друг с другом то по-русски, то по-английски, а то вдруг Нина с Янником переходили на какой-нибудь швейцарский немецкий (по импульсивности напоминающий что-то латиноамериканское из горячих сериалов). Врочем, Янник довольно быстро обучился наиболее необходимым русским фразам. Лучше всего у него получалось "давай играть!", т.к. Янник оказался необыкновенно азартным игроком в монополию - вплоть до того, что швырял в отчаянии карты по столу, когда у него что-то не получалось :)

Кстати, как раз во время нашего нахождения в Непале соотечественник Янника, Ули Штек, готовился к своему "историческому" (как его теперь уже называют) скоростному соло-восхождению на Аннапурну. Мы разминулись со Штеком всего на один день в базовом лагере, а 9 октября он успешно поднялся на вершину, в совокупности потратив на подъем и спуск всего лишь 28 (!!!) часов.

Между тем, нам пора спускаться, поскольку облака начинают прибывать:

Прощальный взгляд на Аннапурну, и продолжаем спуск:

На обратном пути довелось набрести на овечью отару, разбредшуюся по морене:

Толстожопики:

"Прощай, Мача" :) Дорога домой:

Но дорога домой у нас лежит через Пунхилл, и дорога эта тоже очень красивая, вот погода только на обратном пути испортилась, словно горы решили, что мы уже и так отхватили слишком много из дозволенного.

Щенки в Нижней Синуве, будущие тибетские мастифы :)

На Пунхилле получилось увидеть лишь малую часть от той горной панорамы, которую можно бы было увидеть при ясном небе, но зато довелось поглядеть на необыкновенно красивое море из облаков, гуляющее по долине (слева на фото сквозь эти облака проглядывает Дхаулагири, 8172 метра):

Одухотворенные лица присутствующих на этом спектакле (Леша, я согласен с Оксаной :)):

Последний взгляд на Дхаулагири сквозь облака:

И, наверное, пора прощаться - точнее, до новых встреч! Спасибо за общение, за вовлеченность, за любовь к горам, за безудержный энтузиазм, за поддержку, за открытку на память, и, конечно же, за подаренную монополию :)