Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Люди >


Всего отзывов: 2 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00


Автор: Владимир Илларионов, Балаклава 2014
sevsport.com.ua

Знакомство с Домбаем.
Или История пропавшей рынды


Владимир Илларионов и Евгений Мешков 1978 год
Еще в первые месяцы занятий скалолазанием в секции Севастопольского приборостроительного института мне довелось услышать от нашего тренера Миши Воробьева завораживающие рассказы о поездках на Кавказ.

В советские времена поездки в альплагеря казались вполне реальными даже для студентов, живущих на стипендию и подработку. Уже в апреле на наше общество «Буревестник» пришла разнарядка путевок на летний сезон. Новички в 1977 году поехали в лагеря Приэльбрусья «Баксан», «Эльбрус», «Джантуган», «Улутау». Потом был сезон в Сванетии в лагерях «Айлама» и «Зесхо». Но с легкой завистью в сентябре слушали рассказы счастливцев, побывавших в Домбае. И только на следующий год севастопольским студентам достались путевки в альплагеря «Домбай» и «Алибек».

За год мы перечитали кучу путеводителей по Домбаю, все статьи в ежегодных альманахах «Побежденные вершины», просмотрели сотни слайдов, привезенных нашими старшими товарищами. Даже песни про Домбай выучили с подачи Воробьева. И вот весенняя сессия 1979 успешно сдана, и первый отряд студентов отправляется в Домбай. Отряд смешанный – от новичков до разрядников. У тех, кто впервые попадает в это царство снежных гор, ледников, бурных рек и волшебных лесов дух захватывает от величия природы. Уезжать никто не хотел. Большинство наших спортсменов постарались остаться на следующую смену. Кто-то горящие путевки перекупал, кто-то устраивался работать в лагере.
Мой одногруппник Женя Мешков, студент радиотехнического факультета, в конце первой смены прислал с Кавказа письмо с настоятельной просьбой привести ему приборы, радиодетали, инструмент. Список прилагался.
Женя устроился на работу в альплагере «Домбай» на весь сезон до середины сентября.

Со мной в июле в Домбай собирались еще два наших товарища по студенческой группе. Игорь Цыбранков взялся укомплектовать посылку для Мешкова.

Мы выгребли в Жениной квартире осциллографы и генераторы, паяльники, коробки с транзисторами и конденсаторами. Согласно списку получилось три огромных рюкзака. На свой риск ополовинили мешки. Осознавая опасность снискать на свою голову гнев новоявленного радиста Мешкова, оставили вне мешков еще пару мешковских приборов. По нашему общему мнению, радист должен без них обходиться в деле ремонта альпинистских радиостанций и наладки громкой связи в самом лагере.

В самолет бы нас с такими мешками не пустили. Взяли билеты на поезд и поехали.
По прибытию в альплагерь, очарованные красотами гор, мы первым делом отправились в радиорубку, выделявшуюся среди строений лагеря антенной и колокольчиком громкоговорителя. Женя, обросший черной бородой за месяц пребывания в горах, был похож на Высоцкого в фильме «Вертикаль».
Вопреки нашим опасениям, он вполне спокойно, для его темперамента, отнесся к недовложению в посылку.

С немецкой педантичность Женя расставил все привезенные нами железяки по полочкам и столам в маленькой радиорубке, включил на прогрев все паяльники. Оказалось, что привези мы все, что он заказал, то самому бы ему пришлось спать на улице. А так он чувствовал себя медведем в своей старательно обустроенной берлоге. И даже нас иной раз приглашал чайком побаловаться.

Кормили в лагере отменно. В изобилии каждый день была «домбайская форель», известная в миру более, как хек мороженный. Каши и супы со стола так же не исчезали. Но душа просила экзотики, которую мы и находили сразу после обеда на Домбайской поляне возле лагеря. Многочисленные торговцы охотно за советский рубль наливали стакан сухого кавказского вина или предлагали палочку шашлыка. Не огромный гостевой шампур, а скромную палочку с сочным мясом грамм на 150-200.

Наше знакомство с горами домбайского района должно было начаться с акклиматизации, скальных и ледовых занятий и восхождения по двойке-А на вершину Сулахат. Гора снизу напоминала лежащую на спине женщину с распущенными волосами. Ходили ее «с ног на голову» или с «головы на ноги». И так, и так – двойка.

Закрепленный за нашим отделением инструктор ушел на восхождение в рамках какого-то чемпионата и доверил нам самим провести ледовые занятия. Благо уже не маленькие. Почти второразрядники. Это самый опасный период в жизни любого альпиниста. Он уже все знает, но еще ничего не умеет. Третьеразрядник готов понты колотить, хвастаться своим здоровьем или снаряжением. Но реально опасность он оценивать еще не научился. Так вот и мы во вьетнамках из лагеря дотопали по снежнику и леднику почти до перевала под Сулахат.

Повернуть назад заставило особое чувство осторожности. На перевале занимался отряд новичков с пятью инструкторами. Кабы увидали они нас в такой обуви, да рассказали об увиденном в учебной части лагеря, наверняка мы бы от начуча (начальника учебной части лагеря) получили бы раздолбон.

Разрядники - люди веселые. Когда из-за непогоды в районе начспас (начальник спасательного отряда) закрыл все маршруты выше третьей категории сложности, отделение разрядников, собравшихся на четверку, перезаявилось на двойку на Сулахат. Якобы, для тренировки и поддержания формы. Каково же было удивление первой группы, вышедшей на Сулахат после непогоды, когда на вершине обнаружилась железная койка с панцирной сеткой. Так второразрядники компенсировали разницу между двойкой и четверкой.

А по лагерю уже ходили истории про севастопольских новичков из первой смены сезона. По сложившейся многолетней традиции после зачетной единички (вершина 1-А категории трудности) новоявленных значкистов посвящают в альпинисты СССР. Это многочасовой веселый ритуал, запоминающийся надолго. Его приветствовало руководство лагеря. Но была и другая традиция – ночная кража рынды в день посвящения. Что бы утром подъем нечем было объявить. Корабельной рынды на все альплагеря не напасешься. Использовали местный материал – артиллерийские гильзы большого калибра или пустые болванки снарядов. В «Домбае» висел снаряд килограммов на 50. Наш земляк Трутень (это не фамилия, а стиль поведения на тренировках) упер рынду, но в ночи был пойман начучем. И предупрежден, что уедет домой без значка и удостоверения к нему, если рында пропадет. А Андрею еще два дня в лагере кантоваться в ожидании рейса самолета. Так он и проходил с той рындой, опасаясь, чтоб кто другой не украл. И в столовую с ней, и в туалет, и за шашлыками ходил. Рынду Андрей Соснин (как он по паспорту именовался) уберег, сдал начучу в обмен на документы и уехал в срок.

Это было в первой смене. А в августе наша группа, вдосталь находившись по горам, собиралась домой. Звездное небо, романтика гор, шум горной реки навеяли Тане и Игорю мысли о женитьбе. Таня уехала на пару дней раньше. Игорь ехал с основной группой. С начальником лагеря мы договорились, что он на своем УАЗике довезет нас до города. Ему по делам надо в город, а нам все равно кому платить за проезд. Грузимся в 5 утра в сумерках.

Рюкзаки, собранные с вечера в багажник укладываем. Игорь, крепкий высокий парень легко свой чувал ставит, машина подозрительно проседает. Игорь улыбается невинной улыбкой младенца. Уже тогда я заподозрил неладное, но разговор затевать было неуместно.

В городе группа разделилась. Игорь отказался лететь на самолете, якобы из-за боязни высоты. Тут мои подозрения окончательно окрепли. «А что у вас ребята в рюкзаках?», - спросил я у Игорька. «Да вот сувенир к свадьбе везу Танюхе. Увидит она его и порадуется, вспомнит наш с ней «Домбай». Я руку в рюкзак. Так и есть - злосчастная рында, сбереженная Трутнем, увезена его старшим товарищем. Посмеялись и разъехались.

Конечно, в самолет Игоря с таким сувениром не пустили бы. А для лагеря тот снаряд никакой ценности не представлял. На складе таких снарядов и гильз лежало штук сорок. Женя, оставшийся радистом в лагере до закрытия сезона, рассказывал, что начальник лагеря недоумевал, куда рында могла подеваться. Всё новичков подозревал (и вполне обоснованно). Ну не мог он предположить, что сам на своей машине вывез ее в город.

В Севастополе на железнодорожном вокзале Игорь свой сувенир, завернул в кусок палатки, обвязал репшнуром и… сдал в камеру хранения. Ну не тащить же его через весь город на себе. Решил позже забрать. В суете подготовки к свадьбе Игорь забыл на месяц про рынду. А когда пришел ее забирать, ему счет назвали за хранение мешка столь большой, что не нашел он тогда таких денег. А потом, наверное, саперов вызывали для вывоза этой железяки. Так что рынду больше никто из альпинистов не видел. Да и посвященными в эту историю остались только четверо однокурсников. Завершался 1979 год.


Отзывы (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Сортировать по: дате рейтингу

давно забытая сказка со счастливым концом

Ах молодость,молодость, ты - несравнима! Зачем ты однажды проехалась мимо?? Куда ты? Тревожно спросилось и спелось? Ответила тихо.... к другим захотелось... Да, был такой факт. Счастливая молодость.., кстати, Джек, он же Женя Мешков, оттуда тоже с невестой Таней приехал..И красиво в Домбае нереально. Спасибо Лохматый, он же председатель Севастопольской студенческой секции Вова Илларионов, за рассказ! Нюха ( это та, которой подарок не достался...) "Нет ничего лучше воспоминаний Да и нечего хуже тоже нет" Антон Чехов
 
Душевно!

Спасибо за рассказ. Очень интересно почитать про былые дела - как там люди занимались альпинизмом в СССР. Эпоха ушла, а горы стоят. Летом обязательно съездим в Домбай...
 

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100