Руководитель: Г.Сальников, Новосибирск

Отчет о горном походе 6 к.с. по Терскею в августе 2013 г. Часть 3

Продолжение. Часть 2 здесь

15 августа, наконец, затяжной запердон прекратился, мы покинули разногрибье и спасительницу-Елку, и в 800 вышли с Манжалейских стоянок вверх по долине Айланыша. В лесу тропа идет по левому берегу реки. Выше лесной зоны тропа переходит на правый берег и затем методически набирает высоту вдоль характерной правой боковой морены существенно выше ледника.

ЛК: тропа по боковой морене вдоль Джетыогузской стены
В 1150 мы достигли конца этой удобной морены и остановились на длинный обед на зеленой лужайке у ручья как раз напротив стены пер. Терскей.

ГСН: Джетыогузская стена и пер. Терскей: синяя линия - наш путь, зеленая линия - путь ростовчан
Было довольно ветрено и без дождя, так что мы подсушили шмотки. Дальнейшая разведка показала, что принципиально ближе к перевалу удобных ночевок нет. Имело смысл либо ночевать на месте обеда, либо подниматься в верхний локальный цирк под саму стену. Но сразу после захода в верхний цирк у нас был запланирован предпровес первого технически сложного участка сегодня вечером мы не успевали сделать сразу то и другое. Кроме того, мы остерегались возможной камнеопасности крутой горловины ледника на входе в цирк во второй половине дня. Поэтому сочли дальнейший подход к перевалу в этот день нецелесообразным и остались на ночевку на месте обеда. Вечером нас снова попугал легкий запердончик, в качестве средства ПВО мы применили полиэтилен.

16 августа в 625 мы вышли с места ночевки и за ходку подошли ко входу в верхний перевальный цирк. Зимой 2007 г. эта горловина была забита зафирнованным снегом, и нам удалось подняться в цирк в связках, не навешивая перильных веревок. Летом же здесь оказался крутой голый лед, не проходимый без страховки. Разведка показала, что облаз льда по бараньим лбам слева по ходу не проще, и к тому же явно камнеопасен. Поэтому мы навесили первые 3 веревки по льду (150 м, ~ 40o),

СН: заход в верхний цирк пер. Терскей
обходя замусоренные камнями сераки с правой стороны. К тому моменту солнце из-за хребта еще не показалось, и камни с сераков не вытаивали. Поскольку перила забирали косым подъемом вправо,

ЛК: подъем в верхний цирк пер. Терскей; 1-я веревка
случайно оброненные из-под ног камни падали мимо участников. На прохождение перил мы потратили около 2 часов. В верхней части лед выполаживается. Там мы прекратили навеску перил и, обойдя слева зону трещин, вышли к осыпному склону, ограничивающему цирк. Затем за ходку поднялись на верх осыпного гребешка (~150 м), подошли ближе к собственно перевальному взлету и в 1050 остановились на ночевку. На осыпи чуть ниже гребешка есть несколько площадок под палатки. Воду можно набирать из ручейков талой воды на ледничке сбоку. Во второй половине дня по кулуарам Джетыогузской стены громыхают камнепады и ледовые обвалы, но стоянке они не угрожают. Координаты места ночевки: N 42o10.092', E 78o25.270' высота 3850 м.

После "разведки боем" 2007 г. мы хорошо представляли себе, как выглядит начало предстоящего подъема, и разработали следующую тактику.

С вечера обязательно нужно было предварительно навесить все имеющиеся в группе веревки. На следующий день выйти рано утром, максимально быстро пройти предпровешенный участок и, продолжая навешивание перил, как можно раньше подняться на верх 1-го бастиона, где должна была быть возможность комфортной ночевки. Правее этого бастиона проходит кулуар, который, как мы предполагали, мог оказаться камнеопасным во второй половине дня. Большая часть этого кулуара находилась далеко в стороне от нашего пути. Но обойти технически сложный бастион логичнее всего было, пройдя вдоль самой верхней части кулуара. И желательно было проделать это как можно раньше. Оставшись на 1-м бастионе на ночевку, мы предполагали, опять же с вечера, сделать предпровес на 2-м бастионе - как нам представлялось, ключевом участке подъема на перевал, за которым к тому же долго не было подходящего места для ночевки.

В соответствии с нашим планом, после обеда, с 1400 до 1810 мы налегке отправились к выбранному ребру и навесили там 5 веревок (4 основных по 50 м и одну расходную 30 м).Скалы были сухие, можно было лезть без кошек. Таким образом, всего за этот день мы прошли 3 веревки (150 м перил) по льду и налегке предпровесили 5 веревок (230 м перил) по скалам.

Здесь и далее при описании перильных веревок на пер. Терскей мы применяем сквозную нумерацию. 1-й веревкой считается тем самым первая веревка, навешенная в этот день на льду при подъеме в цирк, а первая скальная веревка собственно на перевальном контрфорсе получает номер 4. Все "лево" и "право" указываются не орографически, а по ходу движения, если не оговорено иное. Лидер шел везде без рюкзака.

17 августа в 645 мы вышли с места ночевки, по крутой осыпи подошли к навешенным с вечера перильным веревкам и в 710 приступили к подъему.

Подъем на перевал Терскей, вид из локального цирка у подножия скальной стены; красным подписаны характерные элементы рельефа на маршруте, цифры - порядковые номера навешенных в указанном месте веревок

4-я веревка (первая из скальных) начиналась от удобной осыпной полки и шла вверх ~35 м по зигзагообразному внутреннему углу.

ГСН: предпровес на пер. Терскей; 4-я и 5-я веревки, подъем в центре фотографии
Скалы в этом месте довольно прочные и хорошо расчлененные, но крутизна большая, 60 - 70o. Остерегаться случайно сброшенных из-под ног камней надо на первом левом повороте остальная часть этой веревки прикрыта стеной. В верхней части угла неудобная перестежка на крючьях, а за ней трудная вертикальная стенка 4 - 5 м высотой, здесь рюкзаки вытягивали веревкой. Затем правее метров 10 по простой наклонной полке, и станция на скальном выступе в безопасном, но тесном месте.

5-я веревка переходила по полкам метров на 10 правее в соседний внутренний угол и затем шла по нему вверх (35 м, 50 - 60o).Лазание здесь простое и безопасное. Станция на выступе на просторной полке.

6-я веревка (50 м) и 7-я веревка (расходная, 30 м) прошли по несложным разрушенным скалам вдоль гребня. Станции сделаны на больших камнях. От конца 7-й веревки 30 м можно было безопасно пройти без страховки по достаточно широкой осыпной полке вперед и направо.

Внимание, засада! Эта удобная осыпная полка уходит еще далеко направо и заманивает в большой кулуар, идущий из-под 2-го бастиона до самого подножия стены. Большой кулуар крайне камнеопасен, туда нельзя! Надо подниматься прямо вверх по крутой стене и снова выходить на гребень.

8-я веревка (1-я крутая щель) - самая трудная в этот день - шла от вышеупомянутой осыпной полки прямо вверх по крутой узкой неприятной щели (50 м, 60 - 80o).

ГСН: выход из первой крутой щели пер. Терскей; 8-я веревка
Щель сырая, образующие ее скалы довольно разрушенные, надежная страховка нужна, но проблематична. Хороших ступенек небогато. Можно распираться в щели плечами и бедрами, но как же не хочется из нее выпасть! Лазание с прецизией! При подъеме по этой щели легко спустить из-под ног камни. Подходить к началу щели следует после того, как предыдущий участник поднялся по ней до самого верха. Промежуточная перестежка в щели на крючьях неудобная. Верхняя станция хорошая, на большом камне, места много, можно собраться группой.

На площадку выше 1-й крутой щели мы поднялись в 900. Здесь закончились перила, навешенные с вечера.

9-я веревка шла 50 м по хорошо расчлененным скалам гребня, лазание простое.

10-я веревка - жандарм "Горбатый" (запомнившимся жандармам мы дали собственные имена). Здесь нужно было взлезть по не слишком крутым (~ 50o), но довольно монолитным скалам в лоб

ЛК: подход к первому бастиону пер. Терскей: жандарм "Горбатый"; 10-я веревка
(а точнее, в "горб") прямо на жандарм, балансируя на его горбу, перейти по нему на ту сторону, и чуть правее приспуститься. Навешивать на нем перила было не слишком страшно, но заниматься эквилибристикой с рюкзаком - очень напряженно из-за опасности маятника.

ЛК: эквилибристика на жандарме "Горбатом"; 10-я веревка
Посреди "Горбатого" была перестежка на надежном крюке, но тоже в очень неудобном месте, как собака на заборе. Станция за "Горбатым" на крючьях была вполне стоячая, но только для одного человека.

11-я веревка шла около 30 м, 60o по широким плитам с редко расположенными ступеньками справа от гребня и выводила на большую полку под 1-м бастионом. Там веревка проходила еще с десяток метров по полке до подходящего большого камня, где была сделана станция. По сравнению с 1-й крутой щелью, здесь было ненапряженное лазание.

На этой площадке у подножия 1-го бастиона зимой 2007 г. у нас была довольно комфортная ночевка. Для определенности, в память об участнике похода 2007 г. Михаиле Щеглове будем называть это место "Стоянка Гамми" (Гамми - это был его ник). Сейчас, летом, мы продемонстрировали более резвый темп, чем тогда зимой, и поднялись до стоянки Гамми уже в 1110. Зимой на этой стоянке было хорошо и безопасно, но сейчас нас смутили свежие мелкие каменные обломки на правом краю площадки, происхождение которых было не вполне понятно, но очень подозрительно. В принципе, была возможность поставить палатку подальше от подозрительного края, но там не было воды ни в каком агрегатном состоянии ходить за льдом все равно пришлось бы на край опасного кулуара. Так что мы решили не испытывать судьбу и не проверять, откуда на стоянке Гамми взялись каменные обломки, а поскорее провесить перила дальше на верх 1-го бастиона.

12-я веревка обходила подножие 1-го бастиона справа (20 м) по краю кулуара, затем (еще 20 м) выходила из кулуара налево на верх бастиона.

ЛК: обход первого бастиона пер. Терскей; 12-я веревка. Кулуар справа камнеопасен!
Лазание здесь несложное, верхняя станция на большом камне. Начало этой веревки внизу было спрятано за углом в укрытии от неаккуратно оброненных сверху камней.

13-я веревка (50 м) шла чуть вниз, и далее горизонтально по гребню 1-го бастиона в сторону его середины, где было наиболее удобно построить площадку.

В 1230 на верху 1-го бастиона мы остановились на обед и последующую ночевку,

ГСН: первая стенная ночевка на пер. Терскей - на первом бастионе
координаты: N 42o10.064', E 78o25.573' высота 4160 м. Построили площадку для палатки (пристраховав ее веревкой), после обеда собирались выйти на предпровес 2-го бастиона, самого сложного. Но в 1330 в кулуаре, который остался правее и ниже нас, "открыли клоаку".С какой-то непонятной полки в правой части 2-го бастиона регулярно пошли камнепады. Камни (иногда очень приличных размеров) летели в кулуар, и дальше по нему в тартарары. Крупные и средние камни нам не угрожали, они приземлялись на дно кулуара гораздо ниже нашего пути. Но самые мелкие рикошетировали в произвольном направлении и в принципе могли достать до полки, ведущей к подножию 2-го бастиона. Поэтому мы вынуждены были отказаться от планов вечернего предпровеса и переждать "клоаку" здесь, на месте ночевки на 1-м бастионе. Предпровес мы все-таки решили сделать, но на следующий день - перед завтраком в качестве утренней зарядки. Надо сказать, что зимой никаких камнепадов в этом злополучном кулуаре, конечно же, не было.

Таким образом, всего за этот день мы прошли в хорошем темпе 10 веревок (с 4-й по 13-ю, 480 м перил) по скалам, из которых половина была предварительно навешена с вечера. Шли без кошек. Напряженными оказались 4-я и 10-я веревки (по 1-му внутреннему углу и через жандарм Горбатый), а особенно трудной - 8-я веревка (1-я крутая щель). К месту ночевки мы подошли рано, впереди была еще половина рабочего дня. Но мы были остановлены из-за потенциальной камнеопасности последующего участка. Проходить над верхом кулуара между 1-м и 2-м бастионами (как и обходить 1-й бастион по краю кулуара) можно согласно расписанию только утром до 1300.

18 августа в 540 был объявлен общий подъем. Трое отважных разведчиков отправились на предпровес 2-го бастиона, а остальные занялись приготовлением завтрака и снятием лагеря. Зимой 2007 г. этот бастион оказался для нас самым серьезным препятствием. Зимой на нем было 4 веревки подряд трудного лазания, причем верхняя из них проходилась при помощи ИТО. Зимой мы потратили на это препятствие целый зимний световой день, на нем сломались три кошки марки Grivel, наверху получилась крайне неудобная (хотя формально и лежачая) ночевка, и именно после него мы повернули вниз, сходя с маршрута. Так что со 2-м бастионом у нас были свои счеты.

Второй бастион перевала Терскей, вид с места ночевки на первом бастионе; зеленым отмечена линия навески перильных веревок

14-я веревка (50 м) от верхней станции 13-й веревки переходила направо на полку, по которой шла до конца этой полки, к подножию 2-го бастиона. Это пока еще была простая веревка. Станция на большом камне.

15-я веревка (50 м) провешивалась прямо вверх по крутой щели ("2-я крутая щель").

ГСП: предпровес второго бастиона: вторая крутая щель; 15-я веревка
Скалы в этой щели крепкие, монолитные, кое-где можно распираться, но щель очень крутая, трудная для прохождения, местами с проблематичными промежуточными точками. Встречаются некоторые участки крутизной до 80o и с мизерным рельефом. Перестежка в щели на крючьях, верхняя станция на скальном выступе. Место у верхней станции очень ограниченное: узкое корявое плечо, на три стороны обрыв, на четвертую - вертикальная стенка.

16-я веревка шла с этого узкого плеча сначала по стенке из крупноблочных скал

ЕС: предпровес второго бастиона пер. Терскей: крутая стенка; 16-я веревка

ЕС: прохождение перил на втором бастионе пер. Терскей, начало 16-й веревки
(7 - 8 м по отвесу, затем еще ~12 м поположе, 60 - 70o). Лезть было непросто, к счастью, здесь многие выступы стояли торчком, за них было удобно браться руками или закладывать веревку для подстраховки. На середине веревки была полка с перестежкой на выступе. Дальше еще одна практически вертикальная стенка, метров 10, с локальными чуть нависающими участками, со страховкой из-за угла (возможен маятник при срыве). Этот кусок оказался самым проблематичным, пролезть его удалось только с третьего захода чуть справа. За ним следовало еще около 15 м менее крутых (до 70o) скал,

ГСП: перила на втором бастионе пер. Терскей, подход к станции на 16-й веревке
и надежная верхняя станция на выступе, но опять на очень ограниченной площадке, на которой помещается только два человека.

17-я веревка (50 м) начиналась снова с вертикальной стенки (метров 5), затем постепенно сужающийся и выполаживающийся гребень (от 70o в нижней до 50o в верхней части) подводил под жандарм "Плита",

ЛК: подход к жандарму "Плита"; 17-я веревка
венчающий вершину всего 2-го бастиона. Здесь несколько неудобная, но надежная станция на швеллерах. Здесь закончились взятые нами на предпровес три веревки, и мы с чувством выполненного долга подюльферяли вниз на завтрак.

В 1000 наверх отправилась вся группа. Демонстрировать все те же эротические упражнения, на этот раз с тяжелыми рюкзаками в качестве спортивных снарядов...

На 18-й веревке путь преградила особенно изысканная задница - жандарм "Плита". Перед "Плитой" забивается швеллер, страховка надежная, но лазание здесь с прецизией... Справа и слева глубокие обрывы, обойти этот жандарм негде. Лезть прямо посередине плохо: наверху нависание. Чуть правее - гладкая плита 70o, метров 5. В этой плите есть узенькая вертикальная трещинка, можно загнать туда якорный крюк и повесить лесенку, и так до верха плиты раза четыре. Зимой 2007 г. мы здесь шли на ИТО. Вздрючиться по мизерному рельефу зимой в кошках и варежках нечего было и мечтать, но только лесенок у нас тогда с собой не было. Лидер забивал в эту щелку якоря и вязал на них из репшнура петельки. Сейчас мы уже гораздо лучше представляли, куда идем, лесенки и крюконоги у нас были наготове. Однако после некоторой медитации "Плиту" удалось пройти свободным лазанием,

ЕС: обработка жандарма "Плита"; 18-я веревка
используя боковые микрозацепы, трение (вибрам пластиков "Asolo" хорошо держит), а также придерживаясь зубами за воздух и время от времени приговаривая соответствующие ситуации слова. На верху "Плиты" неудобная гладкая наклонная полка, рядом с которой можно с облегчением засунуть в щель френд №4 и перевести дух. Затем уже без проблем перелезть через маленькую стенку налево и там между камней связать надежную станцию на петле. С рюкзаками большинство участников жумарили по "Плите" на стременах, при этом еще надо было смотреть, чтобы не съехать маятником направо за угол на отвес.

ЕС: прохождение жандарма "Плита"; 18-я веревка
Остаток этой веревки (метров 30) шел до следующей станции на надежных камнях по узкому, но пологому гребню из простых сильно разрушенных скал.

На верху "Плиты" 2-й бастион закончился. Достойный бастион, без халтуры, с прецизией, и в духе лучших традиций! Ключ! Зимой 2007 г. мы остановились именно на этом месте, и отсюда повернули обратно вниз. Предстоящие препятствия на контрфорсе нам, строго говоря, не были известны. Но мы надеялись, что такого впереди больше быть не должно. И действительно, следующие несколько веревок подряд по сравнению с бастионом оказались гораздо проще и даже позволяли несколько расслабиться. Как выяснилось, потенциально опасных мест до самого перевала тоже больше не было.

Веревки с 19-й по 21-ю (150 м перил), как уже сказано, были несложными. Довольно однообразный набор высоты по не слишком узкому гребню средней крутизной около 40o, сложенному из сильно разрушенных скал и наваленных на них камней самых разных размеров и конфигураций. На 20-й веревке встретилась небольшая стенка (~10 м, 60o)

ГСП: подход к жандарму "Забор"; 20-я веревка
со станцией на большом камне, не доставившая особых трудностей. Больше на этих веревках не было ничего заслуживающего подробного описания.

К следующему жандарму, напоминающему узкий, высокий и гладкий забор, мы подошли в 1400. "Забор" смотрелся внушительно еще издалека. Казалось, что заниматься на нем эквилибристикой с рюкзаками нечего и думать. Поэтому мы сначала попробовали обойти его справа. Но "не вышел каменный цветок". Чем дальше, тем стена "Забора" становилась глаже, пока не превратилась в зеркало. А ниже "Забора" был глубокий провал. Так что 22-я веревка (50 м) оказалась тупиковой. Пришлось вернуться и попытаться пройти через верх. С рюкзаками мы по этой веревке не ходили.

23-я веревка включала подход к "Забору" по полке (15 м), подъем по крутой стенке на "Забор" в лоб (15 м, 70 - 80o), и проход вдоль по верху "Забора" (15 м). Промежуточная станция в углу над стенкой была на крючьях, верхняя - на самом "Заборе" - на выступе. Некоторые участники жумарили по крутой стенке на стременах.

24-я и 25-я веревки (100 м) - завершающие в этот день - были одно удовольствие.

ГСП: жандарм "Забор"; 24-я веревка
"Забор" наверху оказался не таким узким и страшным, как казалось издалека. Хоть страховка и была необходима, идти здесь было совсем нетрудно. На самой вершине "Забора", где заканчивалась 25-я веревка, оказалось достаточно просторное заснеженное плечо, где можно было поставить палатку, даже ее не пристраховывая.

На жандарме "Забор" в 1830 мы остановились на ночевку,

ГСН: вторая стенная ночевка на пер. Терскей - на жандарме "Забор"
координаты: N 42o09.997', E 78o25.693' высота 4350 м. До темноты осталось всего полтора часа, за день мы славно поработали, место здесь было очень комфортное, впереди другого такого на протяжении ближайших 200 м не предвиделось (следующие два дня показали, что его не было вообще до самого перевала). Так что остановились мы здесь вполне своевременно. Мы успели еще прогуляться метров на 50 вперед посмотреть предстоящий путь и пришли к выводу, что предпровес в этом месте нецелесообразен. Ближайший участок был технически простой, следующие пара веревок - лед или микст с очевидной тактикой прохождения. Было ясно, что завтра с утра мы и так сможем быстро провесить все эти веревки.

Таким образом, всего за второй стенной день мы прошли 12 веревок (с 14-й по 25-ю, 600 м перил) по скалам. Шли без кошек. Одна из веревок была разведочная и с рюкзаками не проходилась. Ключевым участком, как мы и предполагали, оказался 2-й бастион - 4 веревки подряд, с 15-й по 18-ю. Эти веревки были весьма трудными. Преодолеть такое препятствие существенно быстрее у нас вряд ли могло получиться.

19 августа мы вышли в 740. 26-я веревка (50 м) представляла собой несложный траверс гребня в кошках по заснеженным разрушенным скалам до подножия следующего большого жандарма, который мы назвали "Ледовым". Перестежка была на большом камне, а верхняя станция - на паре ледобуров.

27-я и 28-я веревки вели на вершину жандарма "Ледового" с левой стороны.

ЕС: обработка жандарма "Ледового"; 27-я веревка
Подъем представлял собой микстовый склон, 100 м, 50 - 55o. У подножия жандарма был жесткий и достаточно толстый лед, надежная ледобурная страховка. Но по мере подъема ледовый галстук сужался и утончался, камней из натечного льда торчало все больше, рубиться и буриться становилось все труднее.

ГСП: жандарм "Ледовый"; 28-я веревка
Сама вершина "Ледового" - это заснеженные скалы с очень тесной перемычкой и неудобной для съема станцией, связанной вокруг огромного скального выступа.

29-я веревка началась с очень неудобного перелаза через перемычку "Ледового" с левой на правую сторону гребня (10 - 15 м).

ГСП: облаз вершины жандарма "Ледового"; 29-я веревка
Оставшиеся 30 м этой веревки продолжались по несложной полке из разрушенных скал. Дальше трудные веревки чередовались с простыми, и так несколько раз. После "Ледового" мы попробовали было снять кошки, но тут же попался заснеженный участок, и пришлось снова их надеть. Следующие два дня мы больше кошки не снимали, разве что внутри палатки.

30-я веревка (50 м) проходила через оправдывающий свое название жандарм "Трухлявый". Строго говоря, трухлявой была его нижняя половина - будто какой-то "доброжелатель" специально сложил друг на друга камни, ничем их не скрепив, но очень аккуратно - так, чтобы башня получилась как можно круче. Верхняя половина "Трухлявого", наоборот, представляла собой довольно монолитные скалы приличной крутизны, требующие замысловатого лазания.

ГСП: жандарм "Трухлявый"; 30-я веревка
Это была трудная веревка.

31-я веревка (50 м) снова была простая - траверс по гребню, а потом по полке с правой стороны до следующего монументального жандарма.

32-я веревка (50 м) пошла с правой стороны на трудный жандарм. Сначала нужно было на высоте нескольких метров над землей исполнить подтягивание, держась обеими руками за большой сильно качающийся камень. Насколько глухо камень заклинен на своем месте, снизу из-под него было совершенно непонятно, а потому страшновато. Пост фактум живой камень оказался заклинен достаточно надежно, во всяком случае, извлечь его и выбросить не удалось даже сверху с перил. Потом надо было подняться по стенке с минимальным рельефом и забитыми трещинами, ~10 м, 60o - не слишком круто, но надежная страховка проблематична. К счастью, на перелазе через эту стенку было куда положить закладку, да и сама веревка прошла через перегиб. Дальше метров 10 простого пути по гребню, а потом снова горбатый забор. Лидеру оказалось проще взлезть на забор с торца и по нему балансировать. Перила же, 20 м, во избежание большого маятника оказалось удобнее провести косым подъемом по правой стороне забора (крутизна стенки 60 - 70o, полочки есть, но узенькие и редко расположенные). Заканчивалась эта веревка на вершине жандарма в забавной выемке, окруженной большими выступами, за один из которых были закреплены и сами перила. Сквозь большие просветы в камнях на дне выемки было видно, что прямо под ногами разверзлась офигенная пропасть, эффектно падающая на несколько сотен метров вниз в кулуар Гор. Здесь, как будто в орлином гнезде, довольно удобно могли поместиться четверо ореликов с рюкзаками.

ГСП: жандарм "Гнездо"; 32-я веревка
За это сходство мы так и назвали этот жандарм - "Гнездо". Виды из "Гнезда" были такие, что аж дух захватывало!

33-я веревка (50 м), опять простая, по гребню из заснеженных разрушенных скал подошла к подножию огромного и очень крутого жандарма "Зуб". Штурмовать это чудовище в лоб нечего было и думать. На самом деле мы уже давно присматривались, где бы уклониться от гребневой линии вправо, обойти "Зуб", а потом траверсировать еще дальше в направлении предвершинного кулуара. Но до сих пор все попытки уйти с гребня упирались в препятствия в виде глубоких провалов - на глаз веревок так на 5 вниз, а потом на столько же вверх.

Наконец, уже под самым "Зубом",

ГСП: жандарм "Зуб", начало 34-й веревки; треугольником отмечено место третьей стенной ночевки на пер. Терскей
появился вариант обхода жандарма с небольшим провальчиком, всего на одну веревку. Это была 34-я по счету веревка, 50 м. Первая ее половина спускалась направо и вниз в кулуар из заснеженных разрушенных скал. Вторая половина веревки пересекала кулуар (ширина около 10 м) и поворачивала налево вверх по гребешку из разрушенных скал крутизной около 50o. Станции были на больших камнях, прохождение этой веревки не составляло проблем. Траверсировать дальше направо оказалось рановато, там были еще глубокие провалы.

35-я и 36-я веревки (100 м) шли опять прямо вверх примерно вдоль линии гребня правее стены жандарма "Зуб". Крутизна склона была 50 - 55o. Рельеф на 35-й веревке представлял собой заглаженные скалы наподобие бараньих лбов, местами покрытые натечным льдом, в основном с проблематичной страховкой. Посередине этой веревки на левой стороне скалы было место под хорошую закладку для перестежки. Верхняя станция была на паре ледобуров лед в верхней части стал уже достаточно толстым и надежным. 36-я веревка была чисто ледовой. Она заканчивалась в специфическом ледовом гроте под стеной, уходящей куда-то далеко вверх в сторону вершины. Станция на паре ледобуров, завернутых в пол, была надежная, место защищено скальным карнизом от любых неожиданных "подарков" сверху. Но в этом гроте было очень тесно, там помещались только два человека, каска и клапан рюкзака упирались в потолок карниза и свисающие с него сосульки. С потолка грота постоянно капало, и вообще там было как-то очень уж сыро и неуютно. Хотелось как можно скорее из него куда-нибудь отползти.

В принципе, отсюда уже можно было траверсировать направо по косой микстовой полке в нужный нам предвершинный кулуар. Однако уже было 1600 (всего 4 часа до темноты), до перевала неизвестно сколько, но пока еще не близко. Не было оснований ожидать, что мы успеем выйти на перевал засветло, как и не было оснований надеяться, что где-то впереди будет возможность лежачей ночевки. Со стороны кулуар впереди выглядел более крутым, чем то место, где мы в настоящий момент находились. Кроме того, погода была нежелательно теплая, мы опасались, что по кулуару вечером могут сходить камнепады от вытаивающих камней. Подниматься по кулуару с утра было бы явно безопаснее. Мы решили искать место для ночевки, но в гроте было совсем некомфортно. Тогда мы обратили внимание на большой скальный выступ выше и левее нас - на нем могла бы быть какая-нибудь площадка. Разведка показала, что там и правда можно построить площадку при весьма умеренном объеме строительных работ, а сам выступ при ближайшем рассмотрении оказался вершиной жандарма "Зуб", координаты: N 42o09.937', E 78o25.822' высота 4530 м. Туда-то мы и провели 37-ю веревку (50 м). Нижняя половина этой веревки шла по замысловатой стенке из разрушенных скал (в самом низу 80o, дальше положе). В середине веревки была большая станция на выступе под самой скальной стеной на эту станцию мы потом пристраховали на ночь наши рюкзаки. Вторую половину 37-й веревки мы протянули налево вдоль гребня и привязали к большому камню внатяг так, чтобы получились скользящие перила.

Площадка на жандарме получилась на удивление почти горизонтальная, и на ней в точности втиснулась наша палатка!

ГСН: третья стенная ночевка на пер. Терскей - на жандарме "Зуб"
Но с трех сторон вокруг палатки были крутые полукилометровые обрывы, а с четвертой стороны - отвесная стена. Таким образом, обойти палатку оказалось никак невозможно попасть на другую сторону можно было только пройдя сквозь нее. Кочегарить примус тоже пришлось в палатке: снаружи для кухни совсем не было места. Для безопасной ночевки мы натянули внутри палатки перила из счетверенной веревки, воспользовавшись для этого специально предусмотренными силовыми петлями в углах пола. Как снаружи, так и внутри палатки мы оставались пристегнутыми к перилам, а на ночь пристегнулись к ним не скользящим, а жумарами, чтобы предотвратить возможное сползание на небольшом уклоне. Внутри пикантность этого бивака никак не ощущалась, разве что только вид жумаров,

ГСП: экзотическая ночевка на жумарах; 38-я веревка
пристегнутых к натянутой сквозь палатку веревке, слегка портил почти полное ощущение комфорта. Хотя мы и не жумарили по этим палаточным перилам, а крепко спали на них, но поскольку веревка в палатке всю ночь была реально нагружена, мы ее тоже сосчитали: 38-я!

Вечером погода испортилась, всю ночь шел снег.

Таким образом, всего за третий стенной день мы провесили 13 веревок (с 26-й по 38-ю, 620 м перил), одну из которых - внутри палатки. 3 веревки (27-я, 28-я и 36-я) были преимущественно ледовыми, остальные - скальными. На скалах часто встречались заснеженные или покрытые натечным льдом участки, поэтому весь день работали в кошках. Трудными для прохождения оказались веревки 29-я (перелаз через Ледовый), 30-я (Трухлявый), 32-я (Гнездо), замысловатой была также 37-я (к месту ночевки на Зубе). Весьма экзотической оказалась и сама ночевка - на натянутой, как струна, веревке внутри палатки, с торчащими из спальников жумарами. Этот непростой день запомнился участникам наверняка не меньше, чем два предыдущих...

20 августа мы вышли с места ночевки только в 1000. Поздний выход был обусловлен спецификой обстановки. Мы опасались в потемках уронить что-нибудь в пропасть, да и климат не благоприятствовал. К тому же подниматься осталось не так много, и мы были уверены, что и так успеем сегодня взять перевал. Так что с приходом утренних сумерек был объявлен общий подъем, завтрак опять готовили внутри - в тесноте, да не в обиде. Потом с особыми предосторожностями сняли палатку - надо было без потери страховки отстегнуть ее от перил, разобрать дуги, ничего не упустив вниз и не затоптав кошками. После чего вернулись во вчерашний грот с сосульками.

39-ю веревку мы закрепили на паре ледобуров в гроте. Оттуда провесили 50 м косого микстового спуска ( 50 - 55o) в направлении наклонной полки, выводящей в предвершинный кулуар.

ГСН: обход вершинной башни пер. Терскей; начало 39-й веревки
Одной веревки как раз хватило до этой полки, станцию сделали на скальном выступе.

40-я веревка (50 м) шла траверсом по кривой полке направо в кулуар. Погода была плохая: мокрый снег, густой туман, отчетливая видимость где-то на полверевки. За ночь подсыпало 10 - 15 см свежего снега. Из-за этого непонятно, что за рельеф под ногами: то ли скала покрыта снегом, то ли натечкой, то ли щебенкой.

ГСП: траверс полки в обход вершинной башни пер. Терскей; 40-я веревка
Идти можно было только в кошках. Веревки хватило до входа в кулуар, в этом месте оказался фирн, станцию сделали на ледорубе.

41-я и 42-я веревки (100 м, 50 - 60o) пошли на подъем по узкому кулуару, зажатому между крутыми скальными бортами.

ЕС: предвершинный кулуар пер. Терскей; 41-я веревка
Уже через несколько метров после нижней станции фирн закончился, и начался твердый лед. Снег на льду не держал, а только мешал кошкам. Зато можно было надежно страховаться за ледобуры. Как раз перед концом 41-й веревки встретился трудный участок микста: крутой лоб (5 м, 65o), лед на скалах тонкий, буриться в удобных местах не получалось. Обойти лоб по скалам тоже не удалось, не нашлось подходящих трещин для страховки. В результате таки проскреблись по ледовому ручейку правее скального выступа. Выше выступа лед опять был хороший, там и закрепили перила. 42-я веревка шла уже по голому льду и упиралась в стену вершинной башни в гроте с нависающим потолком и капающими сосульками, очень похожем на вчерашний. Только этот грот был еще более неудобный, пол под углом 35o, стоять приходилось в откидку на ледобурной станции.

43-я веревка (50 м, 50 - 55o) повернула от грота направо и пошла справа от вертикальной стены по голому льду в направлении характерного заснеженного плеча, ответвляющегося от этой стены. Со стороны казалось, что там перевал, но на самом деле плечо перевалом еще не было. Последние 7 - 8 м на этой веревке с ледобурной страховкой нужно было взобраться по выкручивающемуся надуву из плотного снега. К счастью, надув не был совсем вертикальным, и наверху на плече можно было надежно закрепить перила за скальный выступ.

44-я веревка - последняя подъемная на пер. Терскей - траверсировала 50 м до перевальной седловины по несложным гребешкам и полкам из разрушенных скал. Страховка была на выступах.

На перевал лидер поднялся в 1330, еще час подходили и собирали веревки остальные участники. На седловине был тур, и в нем записка, напоминавшая смерзшуюся жеваную бумажку. Мы посчитали, что это должна быть записка первопроходцев - группы т/к "Планета", г. Ростов, под рук. Елены Таранцевой от 7.08.2006

Записка с пер. Терскей
, прошедшей перевал, как и мы, на подъем. Так оно и оказалось. Однако в настоящий момент никак нельзя было развернуть бумажку, не повредив. Поэтому мы спрятали записку, чтобы просушить и прочитать ее позже в палатке. Писать и класть в мокрый снег свою, чтобы она превратилась в такой же бесформенный комок, мы не стали. Погода из вообще плохой становилась еще более худшей. Было ясно, что где-то рядом с седловиной надо ставить палатку и пурговать. В этом случае мы вполне могли написать записку в сухой палатке и занести ее в тур на следующий день.

В 1430 начали спускаться вниз на плато Кичеборду. В отсутствии видимости повесили на спуск одну веревку, уходящую в молоко по довольно крутому снегу (45-я веревка, 50 м, 40o). Там, в тумане между трещин как раз оказалось выполаживание.

ГСН: пер. Терскей со стороны верхнего плато Кичеборду

ГСН: пер. Терскей со стороны верхнего плато Кичеборду; на дальнем плане стена Огуз-Баши
В этом месте в 1545 мы остановились и запурговали до утра, координаты: N 42o09.876', E 78o25.921' высота 4630 м. Чисто теоретически, идти было можно, но куда - не видно совершенно. В теплой палатке мы, подобно детям капитана Гранта, высушили и смогли прочитать записку ростовчан, а также запечатали свою, чтобы отнести ее на перевал завтра.

Таким образом, за четвертый день мы прошли 6 веревок на подъем (с 39-й по 44-ю, 300 м перил) по заснеженным скалам, по льду и по смеси того и другого. Весь день шли в плохую погоду (снегопад, отсутствие видимости). Тем не менее темп движения был хороший, в середине дня мы уже поднялись на перевал. Пройдя на спуск одну веревку (50 м перил по снегу), мы запурговали на плато, так как в молоке совершенно не было видно, куда идти дальше.

21 августа с утра перед самым выходом мы одной связкой налегке вернулись на седловину пер. Терскей,

ГСП: Федор и Лена у тура на пер. Терскей
чтобы положить в тур свою записку. Подниматься без рюкзаков и в условиях хорошей видимости было гораздо сподручнее, так что снова навешивать перила не потребовалось. Совершив сей ритуал, в 700 мы отправились вдоль плато Кичеборду

ГСН: пик Огуз-Баши, вид с подъема на пик Каракол; стрелкой показан спуск с пер. Терскей
в направлении пика Каракол.

Итак, подъем на пер. Терскей оказался несколько более протяженным, чем мы предполагали. Он потребовал времени на целый день больше запланированного, и три ночевки на стене вместо запланированных двух. Могли ли мы пройти этот перевал быстрее? Что ж, попробуем оценить возможность наверстать время.

Когда мы пурговали под Елкой 13 и 14 августа, мерзкая погода в принципе позволяла двигаться вверх по долине. Если бы мы так и поступили, то на день раньше могли бы начать подниматься на пер. Терскей. Правда, в этом случае у нас с самого начала была бы мокрая одежда и снаряжение. Мы полагали, что штурм в неблагоприятную погоду самого сложного препятствия всего похода не отвечает нашим целям.

15 августа мы встали на ночевку сравнительно рано. В принципе мы могли в этот же день ценой напряженных усилий пройти 3 ледовых веревки (в условиях большей камнепадоопасности вечером) и подняться в верхний цирк. Но не успевали бы сделать необходимый предпровес на скалах. Без предпровеса мы на следующий день позже подошли бы к камнеопасному месту обхода 1-го бастиона и, скорее всего, не смогли бы безопасно его преодолеть. То есть, гипотетически мы могли бы здесь выиграть один день, но ценой больших усилий (набор высоты 1200 м за день), ущерба для безопасности и неудобной первой стенной ночевки.

16 августа вторую половину дня мы потратили на предпровес. Если бы мы вместо этого с ходу полезли на стену, то подошли бы к подножию 1-го бастиона во время камнепадов. Пришлось бы как-то укрываться от них в неудобном и все равно не вполне безопасном углу стоянки Гамми. Тут шанс выиграть ходовой день был бы еще менее предпочтительным: ценой напряженной работы (за день 700 м набора высоты и 13 перильных веревок) и проблемы с безопасностью в районе места ночевки. Где-то до бастиона удобной ночевки не было, и нам об этом было заранее известно.

17 августа мы и так неплохо поработали, пройдя по скалам 10 веревок. Планировали еще сделать предпровес, и время было, но помешали начавшиеся камнепады в соседнем кулуаре, с некоторой вероятностью на подходе ко 2-му бастиону попасть под рикошет. Гипотетически мы могли бы в этот день без захода на верх 1-го бастиона, не ночуя там, сразу штурмовать 2-й бастион. Опасный кулуар мы бы проскочили, но наверняка потеряли бы время, обрабатывая ключевой участок, и замыкающая часть группы могла бы не успеть вовремя уйти наверх. Нет, это место все-таки надо проскакивать поутру! Кроме того, и далее на протяжении 10 веревок нет удобного места для ночевки, а 20 ТАКИХ веревок за день - для нашей группы все-таки малореально...

18 августа мы и так работали весь день. Если бы мы вовремя не остановились на ночевку в удобном месте на "Заборе", то сидячая где-то неподалеку в районе "Ледового" была бы гарантирована.

19 августа мы реально могли бы, не ночуя на "Зубе", ценой большого напряжения к наступлению темноты подняться на перевал. Это мы теперь знаем "задним числом" - если ко времени подхода к верхушке "Зуба" чисто арифметически прибавить время, потраченное на следующий день на прохождение траверса и предвершинного кулуара. Но в тот момент еще не было известно, сколько еще веревок до седловины, где темнота нас нагонит, насколько удобно и безопасно окажется остановиться там или продолжать подъем в темноте, да и погода портилась стремительно. Короче можно сказать, что тут мы слегка перестраховались. Но, в конечном счете, все делалось в целях безопасности! Кроме того, надо отметить, весь подъем на пер. Терскей проходил в соответствии с заранее рассчитанным темпом движения, строго по намеченной линии, абсолютно контролированно, с запасом прочности.

Таким образом, на пер. Терскей было навешено всего 45 веревок (2200 м перил), из них 44 на подъем и 1 на спуск. Пожалуй, для перевалов такого типа логично было бы ввести специальный термин "веревал" - перевал, требующий провешивания НЕМЕРЕНОГО количества веревок. Большая часть перил (35 веревок) навешена на скалах. Лидер работал без рюкзака. Многие скальные веревки были трудны для прохождения: 4-я, 8-я, 10-я, 15-я, 16-я, 17-я, 18-я, 23-я, 29-я, 30-я, 32-я, 37-я требовали замысловатого лазания. На подъем нам потребовалось 4 полных рабочих дня и 3 ночевки на стене. Две из трех ночевок были на достаточно просторных площадках, но верхняя - на жандарме "Зуб", на очень ограниченной площадке и с жумарами на нагруженных перилах внутри палатки - развлекла экзотикой. Проходить этот перевал на спуск считаем нецелесообразным, во всяком случае, по описанному пути. Ведь чтобы сдернуть со скал такое немереное количество веревок, никакого расходняка не хватит! Можно рассматривать прохождение спуска по кулуару Гор. Но нам кажется: когда кулуар Гор пройдут в рамках туристского маршрута, это будет не вариант пер. Терскей, а совершенно отдельный новый перевал - по характеру между ними вообще нет ничего общего.

Чем наша линия подъема на пер. Терскей отличается от ростовской, и какая лучше? В нижней половине стены они идут далеко одна от другой, по различным контрфорсам, и впервые встречаются на жандарме "Забор" (где ночевали и ростовчане, и мы).После "Забора" ростовчане поднимаются на жандарм "Ледовый" в лоб по скальному гребню, а мы - слева по миксту, и там наши пути снова пересекаются. Вскоре после этого жандарма ростовчане отклоняются направо и по полкам, пересекая ряд локальных кулуаров, достигают большого предвершинного кулуара. Мы от "Ледового" продолжаем движение по гребню и в конце концов также оказываемся в середине большого предвершинного кулуара. Здесь у нас получается третье "место рандеву". Дальше группа Таранцевой сразу сворачивает по снежно-ледовому ручейку направо на плечо, откуда выходит к седловине, где строит тур. Наша группа идет по большому кулуару до самой вершинной башни, затем под ее стеной к тому же самому плечу, только левее, и выходит к туру.

Наверное, обе линии сопоставимы. Нам кажется, что наш контрфорс несколько более длинный, возможно, чуть более сложный технически. Возможно, также и чуть более безопасный, так как все время идет по гребню и не пересекает практически никаких кулуаров. Но такие нюансы отчасти субъективны. Ростовчане поднялись на перевал быстрее и провесили несколько меньшее количество веревок - может, их путь проще или короче, а может, их группа была сильнее нашей. Сопоставляя фотографии, можно обратить внимание, что в 2006 г. ростовчане поднимались по более "сухим" скалам. Мы в 2013 г. в верхней части стены встретились с гораздо более заснеженными скалами и с большим количеством натечного льда. В любом случае пер. Терскей - это супер-3Б, заслуживающий многообразия хороших маршрутов! Это 3Б с прецизией, в духе лучших традиций, настоящая "изюминка" для мотивированной, технически подготовленной группы! Одна из наиболее сложных классифицированных троек-Б, но при этом, благодаря гребневому характеру, при правильном прохождении совершенно безопасная в любой сезон!

Короткое видео, наглядно иллюстрирующее напряженную работу группы на пер. Терскей, можно посмотреть по адресу:

Пер. Траверс Каракола (3Б, 5281)

Этот необычный перевал был впервые пройден горными туристами в октябре-месяце далекого 1996 года в рамках похода 6 к. с. под рук. Георгия Сальникова (http://nmr.nioch.nsc.ru/ters96h/). Мы ожидали, что такой шикарный перевал будет регулярно проходиться и в других "шестерках". Но, к некоторому нашему недоумению, информация о повторном прохождении этого траверса никак не появлялась, хотя радиальные восхождения на пик Каракол с запада совершались многими группами. В представленном походе траверс Каракола очень логично вписался в нитку выбранного маршрута. Кроме того, мы хотели посмотреть, как он выглядит в августе по сравнению с октябрем. По завершении мероприятия мы предполагали, что сделали второе туристское прохождение этого перевала. Однако после публикации анонса о нашем походе на сайте Risk.ru в комментариях к этому посту "засветились" участники еще двух туристских групп, которые, оказывается, тоже проходили траверс Каракола - соответственно в 2006 и 2010 г. Описания прохождения траверса ни одна из групп почему-то не обнародовала, и более того, по непонятным причинам обе группы держат эту информацию в секрете (см. по адресу http://www.risk.ru/users/gsalnikov/200403/ комментарии не раскрывающих свою личность юзеров с никами abrikos и aleksandr). Таким образом получается, что наша группа представляет всего лишь второе документированное туристское прохождение пер. Траверс Каракола.

Местонахождение:
траверс главного хребта Терскей Алатоо с запада на восток от Западного плеча Каракола (верхнего плато лед. Кичеборду) до седловины пер. Металлург непосредственно через вершину пика Каракол в зависимости от конкретного варианта прохождения может связывать долины рек Айланыш (приток р. Джетыогуз), Онтор (приток р. Каракол), Кичеборду или Чонборду (притоки р. Сарычат). Высота по Классификатору: 5281 м.

Категория сложности:
3Б.

Ориентация:
запад - восток.

Характер:
комбинированный (лед - скалы), преимущественно ледовый.

Определяющая сторона:
перевал двусторонний восточная сторона более сложная и соответствует 3Б, западная соответствует 3А.

Направление прохождения:
с запада на восток, на спуск (фактически траверс) по более сложной стороне.

Время подъема:
5 часов (от верхнего плато Кичеборду).

Время спуска:
3 дня.

Фактическое время прохождения:
22 - 25 августа 2013 г. 3 ходовых дня, плюс один день отсидки в непогоду.

Ночевки:
в локальных мульдах на восточном гребне Каракола.

Навешено перильных веревок:
33 по 50 м (8 на подъем, из них 6 по льду и 2 по скалам 25 на спуск, фактически траверс, по льду).

Перепад высоты (по GPS):
подъем 400 м, спуск 800 м.

Первое туристское прохождение:
группой секции горного туризма Спортклуба НГУ, г. Новосибирск, под рук. Георгия Сальникова 7 октября 1996 г. (http://nmr.nioch.nsc.ru/ters96h/node15.html).

Пик Каракол (5281) является высшей точкой всего хребта Терскей Алатоо. В массиве Каракола насчитываются три вершины: северная (наивысшая), центральная и южная. Между ними находится широкое пологое фирновое плато, позволяющее ходить между всеми этими вершинами просто пешком в связках. С запада главный хребет Терскей Алатоо стыкуется с северной вершиной массива, с востока - с центральной вершиной южная остается в стороне. Таким образом наиболее простой путь траверса массива Каракола с запада на восток проходит непосредственно через северную и центральную вершины. По альпинистской классификации и западный, и восточный гребни Каракола имеют категорию 4Б. Все остальные альпинистские маршруты на Каракол гораздо сложнее и в данном отчете не рассматриваются. Пройденный нами участок по западному гребню представляет собой примерно половину всего пути до вершины от ледника. По этому маршруту, соответствующему туристской категории 3А, часто совершают радиальное восхождение на пик. Пройденный участок по восточному гребню существенно более сложен (туристская категория 3Б) и посещается гораздо реже. Он соответствует определяющей части, а вместе с пер. Металлург - и полному альпинистскому маршруту на пик Каракол по восточному гребню. Описание траверса дается от верхнего плато лед. Кичеборду до седловины пер. Металлург.

21 августа, сразу после торжественного закладывания записки в тур на седловине пер. Терскей, в 700 мы отправились вдоль верхнего плато Кичеборду в направлении пика Каракол. К подножию горы подходит закрытый ледник с двумя лбами, пересеченными бергшрундами, с общим набором высоты около 150 м.

ГСН: пик Каракол, вид с верхнего плато Кичеборду
Трещины нижнего лба не страшные и забиты снегом, вопросов с их прохождением не возникает. На верхнем лбу два широких разлома от борта до борта ледника. Первый проходится по мосту справа по ходу, второй - по мосту слева по ходу. В верхний цирк под сам пик Каракол мы поднялись в 1130, координаты: N 42o10.281', E 78o27.565', высота около 4950 м.

Существуют два варианта подъема на вершину пика Каракол из верхнего цирка, оба комбинированные (лед - скалы).

ГСН: подъем на пик Каракол: красная линия - путь группы по гребню, синяя линия - альтернативный путь в лоб через "горловину"
Один из них начинается по ледовому склону крутизной около 40o с характерной горловиной посередине и выводит на седловинку между северной и центральной вершинами массива. Именно здесь поднималась группа группа под рук. Г. Сальникова в октябре 1996 г. В тот раз потребовалось провесить 7 веревок по голому льду, а перед седловинкой еще 2 веревки по залитым натечным льдом разрушенным скалам. Этот путь более прямолинейный и в октябре, когда все камни вморожены в лед, и совсем нет снега, совершенно безопасный. В летнее время камни могут вытаивать и создавать опасность камнепадов в районе горловины, а при наличии снега на ледовом склоне может повышаться лавиноопасность. Поэтому чаще ходят не в лоб по ледовому склону, а по более безопасному пути - по гребню главного хребта через северную вершину. Именно здесь и мы решили подниматься в этот раз.

Выходить на вершину после обеда, на ночь глядя, большого смысла не было. Поэтому время с 1400 до 1800 мы использовали для предварительного провешивания имеющихся у нас четырех веревок. Первую мы повесили через бергшрунд на фирновую седловину западного гребня,еще три - по ледовому гребню прямо вверх. Как только мы вышли с обеда на предпровес, сразу же налетел запердон (буран с мокрым снегом, плохая видимость). Но, несмотря на непогоду, мы довели предпровешивание до конца. Чтобы наутро найти веревки, если их, не дай бог, заметет снегом, участники временно пожертвовали две ярко-красные хобы и привязали их к нижнему концу перил.