Руководитель: А.Мартьянов, Москва

Отчет о горном походе 1 с эл. 2 к.с. на З.Кавказе в июле 2013. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

4 день (18 июля). Перевал Уллу-Кёль Восточный (1А*, 3100) – спуск до т/б Глобус

Описание дается от оз. Уллу-Кёль до т/б Глобус через пер. Уллу-Кёль Вост.

3 ч 26 мин

7:00

Рассеивающийся туман

0.3-1.5

Слабый туман -> видимость 500—1000 м Дошли до перевала, погода быстро меняется. Видимость 200 м. Спуск по гребню, по сторонам не посмотришь. Иногда внизу просматривается река. Ближе к вечеру дождь прекращается, но туман по-прежнему прячет горы.

14:00

Дождевые облака, туман

Моросящий дождь, местами сильный

Пасмурно

0.3-1.5

Пер. Уллу-Кёль восточный (1А, 3330)

Расположение:с северо-запада на юго-восток, соединяет озеро Уллу-Кель (река Кичкинекол Уллукельский) с водоразделами рек Трехозерная (левый приток р. Нахар).

Определяющая сторона: северо-западная

Характер: снежно-скально-осыпной

Седловина перевала: тр.-ос. гребень, в нескольких метрах ниже седловины, с северо-западной стороны снежник.

Описание:

Рис. 4.1. Вид с оз. Уллу-Кёль на перевалы Уллу-Кёль восточный и западный, в. Уллу-Кёль Баши.

Подъём 5:30-6:00. В 7:50 выход. Путь к перевалу преграждает озеро. Его нужно обходить с востока (слева по ходу). (рис. 3.11) Ручей, вытекающий из озера, перепрыгиваем по камням с гимнастической страховкой (рис. 4.2), и далее практически вдоль самой воды идёт тропа (рис. 4.3), по которой мы в 8:23 выходим на гребень (рис. 4.4).

Рис. 4.2. Ручей вытекающий из оз. Уллу-Кёль.

Рис. 4.3. Тропа по восточному берегу оз. Уллу-Кёль.

Рис. 4.4. Подход к западному перевальному взлёту пер. Уллу-Кёль вост.

Озеро можно обойти и с запада, но этот путь дольше и более трудоёмкий, потому что придётся постоянно прыгать через моренные валы, которых не видно с места ночёвки. (рис. 3.11)

Вырезка из отчёта Зеленцовой Е.В 2010г (Описание обхода озера с запада):

«Выходим в 7:35. Подходя под перевал, обходим озеро Уллу-Кёль с запада. По тропе за 7-10 минут доходим от лагеря до ночевок у дальнего (западного) края озера и продолжаем идти в том же направлении сначала по тропе, затем – по пути, маркированном турами. Спускаемся с травянистой террасы, идущей над водой, ближе к берегу, траверсируем осыпной склон и подходим к западной оконечности озера (20 минут от лагеря). Чтобы пройти отсюда к подножью перевального взлета, можно идти двумя путями: 1) продолжая огибать озеро, повернуть влево, подняться по осыпному склону крутизной до 25?, выйти на участок с крупными камнями и пройти его, периодически применяя свободное лазанье 2) от озера подняться по снежному кулуару, крутизной до 20?, продолжая держать направление на запад. В верхней части выйти на морену и, пройдя по ней в том же направлении, спуститься на снежную террасу с небольшого осыпного склона (место спуска маркировано большим туром). Выйдя на террасу, повернуть влево по ходу и, по дуге огибая по снежникам зону крупных камней (практически проходя мимо перевала Уллу-Кёль Западный), подойти к моренному валу, выводящему под перевал (фото 59). Путь проходит, в основном, по горизонтальным снежникам, изредка пересекаем небольшие осыпные гряды (35 минут от привала у западной оконечности озера). Группа, разделившись, прошла обоими путями: группа под руководством Лёши Шабли – первым, группа, под руководством Зеленцовой Екатерины – вторым. Подойдя под вал, поднимаемся на него по осыпному склону крутизной до 20? (фото 60).»

Отдыхаем и через 23 минуты выходим к первому снежнику. (рис. 4.5)

Рис. 4.5. Пер. Уллу-Кёль вост. Западная сторона.

Снег довольно жёсткий. Нужно прикладывать усилия, чтобы ботинком пробивать в нём ступени. Делимся на 2 группы по 8 человек, надеваем обвязки и каски, берём ледорубы и в 9:20 все вместе начинаем подъём по снежному склону зигзагом, выбивая ступени. Подходя к скалам, крутизна склона увеличивается до 30 0, фирн становится ещё жёстче, бить ступени дальше трудно и не безопасно. Обе группы делают себе по станции на двух ледорубах и скидывают рюкзаки. Дальше на перевал возможны три пути: (на рис. 4.6 и рис. 4.7 показаны наши пути)

1) По скалам. Так двигалась половина нашей группы под руководством Михаила Дьяченко. Первая верёвка по фирну до скал и ещё одна по скалам до выполаживания, которого не видно снизу. Главный недостаток – неприятные разрушенные скалы. Это даже нечто среднее между осыпью и скалами. Сложно найти нормальную опору для точек. Камнеопасно.

2) По снежной перемычке. Так двигалась вторая половина нашей группы. Это наиболее простой путь. Одна верёвка. Сложность представляет прохождение самой перемычки. Скалы мокрые и скользкие. Чисто по снегу пройти не получается. Наверху, практически сразу после перегиба, есть небольшой скальный выступ у земли, на который можно накинуть петлю и закрепить верёвку. Лидер движется без рюкзака, остальные с рюкзаками по перилам с самостраховкой жумаром. С прусиком двигаться не рекомендую, будет неудобно на скалах. Пока ждём поднимающихся по перилам участников, с того же самого выступа вешаем ещё одну верёвку, но сбрасываем её чуть западнее. Таким образом, она обходит скальную перемычку, и лидер по снегу возвращается к рюкзаку, не занимая подъёмные перила. Для подъёма с рюкзаком эта новая верёвка не годится, т.к. в верхней части придётся пройти 3-4 метровую стенку плотного фирна, с врезающейся в него на перегибе верёвкой. Поэтому после спуска лидера верёвку вытягиваем обратно наверх.

3) Третий путь проходит правее по ходу. Можно обойти снежный карниз с запада. Здесь основной недостаток – нахождение под карнизом. В 2010 году при мне часть карниза обвалилась. С другой стороны, это, вероятно, наиболее пологий путь подъёма. Поэтому если группа в кошках, нет дождя и снега, и перевал не освещает солнце, можно быстренько забежать на него по этому пути. Описание можно найти в отчёте Сочиной 2013г.

Рис. 4.6. Вид на пер. Уллу-Кёль вост. (западная сторона) с в. Уллу-Кёль Баши.

Рис. 4.7. Финальный взлёт на западную сторону пер. Уллу-Кёль вост.

Итак, в 11:50 группа в полном составе на перевале. (точка пер. Уллу-Кёль вост.) Успеваем сделать пару фото (рис. 4.8 и рис. 4.9).

Рис. 4.8. Вид с пер. Уллу-Кёль вост. на восточную сторону пер. Уллу-Кёль нижний.

Рис. 4.9. Начало спуска с пер. Уллу-Кёль вост. на восток.

Погода быстро портится, туман закрывает путь спуска. В 12:05 начинаем спуск по травянистому гребню, уходящему на юго-восток и затем на восток. (его видно на картинке-рельефе в таблице с описанием перевала). Через 10 минут в тумане становится совсем не понятно куда идти. Немного ждём. Успеваем увидеть кош внизу справа по ходу. Это очень хороший ориентир, нам туда. Продолжаем идти по гребню, слева под гребнем виднеется озеро. По одной из тропинок уходим с гребня в сторону коша. (рис. 4.10)

Рис. 4.10. Спуск с пер. Уллу-Кёль вост. на восток. Начало тропы уходящей с гребня в сторону коша.

Набираем воду в одном из ручьев, отдыхаем. В 13:50 продолжаем движение, разделившись на две группы. Первая уносится вниз к р. Нахар готовить обед. Вторая спускается значительно медленнее. У Игоря сильно болят колени на спуске. Саша постоянно пытается подвернуть голеностоп. Тропа на спуск начинается сразу за кошем. Осторожно, собаки! В 14:50 первая группа спустилась к реке, и через 30мин подтянулась вторая. (точка Обед №4) Обедаем и немного спим на рюкзаках, пережидая дождь. Во время обеда подходят пограничники, бегло смотрят документы и говорят, что проверят их, когда мы будем проходить мимо их заставы 300м ниже по дороге. Её видно с места нашего обеда. В 17:15 выходим с места обеда, идём по дороге, 20 минут занимает проверка документов, и в 18:10 приходим к минеральным источникам (точка Минеральные источники). Чтобы попасть к источникам, нужно перейти реку по мосту. (рис. 4.11)

Рис. 4.11. Мост к нарзанам неподалёку от т/б Глобус.

Продегустировали три разных вкуса! Есть не только стандартная минеральная вода со вкусом ржавчины и неприятным запахом, но и просто газированная приятная минералка без запаха. От источников за 35 минут доходим до турбазы. (рис. 4.12) Привет хичинам и бане! (баня – 100р/чел)

Рис. 4.12. Т/б Глобус.

· Индивидуальные страховочные системы

· Ледорубы

· Каски

· Жумары (по одному на двоих участников)

· 3 основные верёвки (одна провешивалась по скалам, вторая - через снежную перемычку, третья использовалась для спуска лидера за рюкзаком)

· 2 петли 150см

Выводы и рекомендации:

Перевал Уллу-Кёль восточный не соответствует категории 1А*, что уже неоднократно упоминалось в отчётах других групп. Для подъёма по определяющей стороне без кошек требуется организация страховки. Прохождение перевала рекомендуется в походах 2-3 к.с. или 1 к.с. при хорошей технической подготовке группы. Перевал чётко односторонний. Западная сторона – красивый, довольно крутой в верхней части снежник. Восточная сторона - тропа по пологим травянистым склонам.

5 день (19 июля). Подъем по долине реки Джалпакол до актурских ночёвок.

Описание дается от т/б Глобус до Актурских ночёвок.

ЧХВ

8:00

Туман, пасмурно

0.3-1.5

Видимость плохая (менее 300 метров), к вечеру похолодало ->туман частично рассеялся

13:00

Туман, кучевые облака

Моросящий дождь

20:00

Рассевающийся туман

Описание:

Подъём 6:30-7:00. В 9:20 начинаем движение по дороге, моросит дождь. За 40 минут доходим до моста через реку Гондарай (точка Мост №1), отдыхаем. Здесь начинается подъём по дороге вдоль реки Джалпакол. За мостом две дороги уходят в лес, круто набирая высоту. Одна правее за домиком (рис. 5.1), другая левее.

Рис. 5.1. Начало подъёма по р. Джалпакол. Неправильная дорога, правильная – левее!

Мы начинаем двигаться по правой по ходу дороге, но вскоре дорога теряется, и мы, вернувшись к домику, в 10:20 уходим по левой дороге, это правильный путь. Дорога зигзагом поднимается по красивому лесу. (рис.5.2)

Рис. 5.2. Начало подъёма по р. Джалпакол.

Через две ходки в 11:30, набрав 250-300м, мы подходим к месту, где дорога пересекает реку Джалпакол. Река здесь разливается, и ещё до моста нужно аккуратно перейти ручей по очень скользким бревнышкам. (рис. 5.3)

Рис. 5.3. Подъём по р. Джалпакол. Первый мост.

Дальше дорога идёт по левому берегу реки. В 12:00 пройдя кош, по мосту возвращаемся на левый берег реки Джалпакол. (рис.5.4)

Рис. 5.4. Подъём по р. Джалпакол. Второй мост.

Отсюда должен открываться очень красивый вид на долину, но, к сожалению, мы в густом тумане. Движемся дальше вдоль реки, иногда теряя тропу, иногда снова находя её по турам, и в 13:30 доходим до слияния рек, приходящих из долин перевалов Северного и Южного Джалпаколов. Здесь у нас обед. (точка Обед №5) В 15:55 продолжаем подъём по тропе, обходя скалы справа по ходу. (рис. 5.5)

Рис. 5.5. Подъём к актурским ночёвкам от слияния рек сев. и юж. Джалпаколов.

В 17:40, перейдя ручей, встаём на холмике на ночёвку. (рис. 5.6)

Рис. 5.6. Актурские ночёвки. Место брода.

6 день (20 июля). Перевал Южный Джалпакол(1А, 3330) – спуск до а/л Узункол.

Описание дается от Актурских ночёвок до а/л Узункол через пер. Юж. Джалпакол.

3360 м

7:00

Солнечно, небо чистое

0.3-1.5

Видимость отличная. Ночью была хорошо видна яркая луна, трава замерзла к утру, погода улучшилась и была стабильной весь день.

13:30

Малооблачно

Малооблачно, небо голубое

0.3-1.5

Пер. Южный Джалпакол (1А, 3330)

Расположение:Соединяет южный исток р. Джалпакол и р. Мырды.

Определяющая сторона: северо-западная

Характер: снежно-осыпной

Седловина перевала: Травянисто - скальная седловина.

Описание:

Подъём 5:30-6:00. В 7:45 выходим по направлению к нашему перевалу (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Вид с Актурских ночёвок на начало подъёма к пер. Юж. Джалпакол со стороны р. Джалпакол.

Рис. 6.2. Подъём к пер. Юж. Джалпакол со стороны р. Джалпакол.

В 8:45 выходим на выполаживание, набрав 270м, здесь есть хорошие места для ночёвки. Переходим речку и движемся по направлению к первому снежнику (рис. 6.3).

Рис. 6.3. Подъём к пер. Юж. Джалпакол со стороны р. Джалпакол.

Надеваем каски, берём ледорубы и в 9:55 начинаем движение зигзагом по снежнику. Снег пологий и уже немного размяк, поэтому ступени не требуются. В конце снежника небольшой взлёт (рис. 6.5).

Рис. 6.5. Подъём к пер. Юж. Джалпакол со стороны р. Джалпакол. Красивый перешеек в конце снежника.

После перешейка траверсируем склон с чередующимся снегом и осыпями (рис. 6.6).

Рис. 6.6. Подъём к пер. Юж. Джалпакол со стороны р. Джалпакол.

Снежники достаточно крутые и всё ещё не освещены солнцем, поэтому снег на них жёсткий. Идём друг за другом, аккуратно выбивая ступени (рис. 6.7).

Рис. 6.7. Подъём к пер. Юж. Джалпакол со стороны р. Джалпакол. Фото для оценки крутизны траверсируемых снежников на подходе к перевальному взлёту.

В 10:55 подходим под перевальный взлёт (рис. 6.8). Далее возможны два пути:

1) В лоб. Между скалками по короткому осыпному кулуару. Так движется половина нашей группы под руководством Миши Дьяченко.

2) В обход справа. Двигаться вправо по ходу по снежнику вдоль скал до полки выходящей прямо на перевал.

Рис. 6.8. Пер. Юж. Джалпакол. Западная сторона.

В 11:10 начинаем подъём на перевальный взлёт, и в 11:21 обе группы уже на седловине. (точка пер. Юж. Джалпакол) Снимаем записку группы туристов города Уфы в составе 6 человек от 2008 года. Пока все фотографируются и едят шоколадки, я ухожу чуть севернее по скальному гребню до второй узкой скальной седловинки (рис. 6.9). Там нахожу вторую записку 2012 года: «Физкульт привет! Записки не было! Скорее всего этот перевал между перевалами Актур и Юж. Джалпакол».

Рис. 6.9. Вид с седловины пер. Юж. Джалпакол на север.

В 12:25 начинаем неприятный спуск с перевала плотной группой в касках. Осторожно, камнеопасно! (рис. 6.10 и рис. 6.11)

Рис. 6.10. Пер. Южный Джалпакол. Восточная сторона.

Рис. 6.11. Пер. Южный Джалпакол. Восточная сторона.

Отдыхаем на первом снежнике на выполаживании и уходим по направлению к озерам, которые видно с перевала (рис. 6.12).

Рис. 6.12. Вид с седловины пер. Юж. Джалпакол на восток. Показан наш путь спуска.

Где-то в районе этих озёр начинаются туры. Дальше нужно двигаться по ним и не пытаться найти альтернативный спуск! Вскоре тропа проходит между двух небольших озёр, которые не было видно с перевала (рис. 6.13).

Рис. 6.13. Спуск с пер. Юж. Джалпакол в долину Мырды. Пара небольших озёр, которые не видно с перевала.

После озёр логичным кажется спуск по основному кулуару, но тропа (туры) забирает немного левее. Это правильный путь (рис. 6.14).

Рис. 6.14. Спуск с пер. Юж. Джалпакол в долину Мырды. Финальный сброс к месту обеда.

В 14:05 обедаем на большом озере, которое можно найти на карте рядом с точкой (Обед №6) (рис. 6.15).

Рис. 6.15. Спуск с пер. Юж. Джалпакол в долину Мырды. Вид на два больших озера, обозначенных на карте рядом с точкой Обед №6.

Наконец хорошая погода после затянувшихся дождей! Светит яркое солнце, и вся поляна моментально покрывается ровным разноцветным слоем сырых вещей. Обедаем и отдыхаем до 16:44. (2 часа 40мин)

Дальше тропа за озером должна забирать левее, траверсируя склон и объединяясь с тропами, приходящими с перевалов Ц. и Сев. Джалпакол, уходить широким зигзагом вниз по травянистому склону. Мы начинаем двигаться по турам от озера вниз и вскоре теряем туры. В надежде снова найти тропу сбрасываем около 100м по травянистым склонам к ручью. Этого делать не надо! Там тропы нет и нет нормального спуска. Если вы потеряли тропу, вернитесь и найдите её. Мы же, не найдя тропу, продолжаем спуск по правому берегу ручья, потому что здесь достаточно удобно спускаться и без тропы. На выполаживании переходим ручей и спускаемся дальше по левому берегу. И постепенно подходим к последней ступени, спускающейся прямо в долину Мырды. Здесь крутой травянистый склон крутизной до 35 0 с выходами бараньих лбов (рис. 6.16). Общий перепад высоты около 200м. В 17:33 начинаем спуск со ступени. Где-то в середине спуска отдыхаем, придерживая рюкзаки, чтобы они не укатились. Огибая бараньи лбы, спускаемся к р. Мырды в 18:46.

Рис. 6.16. Неправильный спуск с пер. Юж. Джалпакол в долину Мырды. Последний крутой сброс.

Тропа вдоль левого берега р. Мырды в 19:25 приводит нас к мосту, около которого стоит избушка, больше похожая уже на магазин, чем на кош. Продают: «Айран. Чебурек. Сыр» (рис. 6.17).

Рис. 6.17. Кош в долине р. Мырды.

Перейдя реку по мосту, по набитой тропе, за 30мин спускаемся до поста пограничников. Около 20мин занимает проверка документов, и в 20:30 приходим в а/л Узункол. Сразу забираем сумки с заброской, ставим лагерь и идём праздновать дни рождения! 21 июля – день рождения сразу двух участников, Паши и Иры! (рис. 6.18) Решаем, что часть группы завтра пойдёт радиально на трезубец с Мишей, а часть останется отдыхать в а/л и пойдёт на скалодром.

Рис. 6.18. Отмечаем день рождения Паши и Иры в Узунколе!

· Ледорубы

Выводы и рекомендации:

Прохождение перевала рекомендуется в походах 1 к.с. в качестве простого пути из долины реки Джалпакол в долину реки Мырды или наоборот. Пожалуй, перевал красив при прохождении в обе стороны. А ещё это отличный повод посетить актурские ночёвки, необычное по своей красоте место.

7 день (21 июля). Радиальное восхождение на вершину Трезубец (1Б альп., 3433)

Описание дается от а/л Узункол до в. Трезубец и обратно.

5 ч 45 мин

42 08,657

21.07.2013 15:27

6:20

Туман, сквозь облака проглядывает солнце

0.3-1.5

Утром было солнце ->видимость отличная. По мере подъема стало пасмурно, боялись, что пойдет дождь. Спускались уже вновь по солнцу.

13:30

16(на Трезубце)

Пасмурно,

3.4-5.4

20:30

0.3-1.5

В. Трезубец (1Б альп., 3433)

Расположение:в северном отроге ГКХ, отходящем от узловой вершины Кругозор Мырды.

Характер: Скальная.

Описание:

На восхождение пошла только часть группы из 10 человек под руководством Миши Дьяченко. Остальные 6 вместе с руководителем остались в альплагере отсыпаться и лазить на скалодроме.

Описание восхождения:

Подъём 5:30 – 6:00, быстрый завтрак, сбор необходимого снаряжения и выход из лагеря в 7:50. Переходим по мосту р. Узункол. Уходим около 300м вниз по течению вдоль левого берега р. Узункол и выходим к месту разлива ручья, стекающего со стороны Трезубца. Перепрыгнув по камням два рукава ручья выходим к началу тропы ведущей на в. Трезубец. Тропа зигзагом круто уходит вверх по левому берегу ручья. Вскоре мощная тропа, несколько раз пересекая ручей, выводит нас из зоны леса. (рис. 7.1 и 7.2)

Рис. 7.1. Начало подъёма на в. Трезубец вдоль ручья, стекающего в р. Узункол.

Рис. 7.2. Тропа ведущая на в. Трезубец со стороны р. Узункол. Выход из зоны леса.

Продолжаем идти по тропе. Примерно на высоте 2850 в 9:50 выходим на широкий пологий участок, который хорошо видно на карте-схеме в начале описания дня. (место, где трек круто поворачивает на север). Отсюда начинается подъём к вершине Трезубец. (рис. 7.3)

Рис. 7.3. Подъем на в. Трезубец со стороны р. Узункол. Начало движения на север в обход скального гребешка.

Основная идея подъёма к вершине заключается в обходе скального гребня, который можно увидеть на карте-схеме в начале описания дня. Тропа обходит его справа по ходу. (рис. 7.4)

Рис. 7.4. Подъём на в. Трезубец со стороны р. Узункол. Тропа обходит скальный гребень справа по ходу.

В 10:50, набрав 200м от широкого пологого участка, обходим справа по ходу небольшой снежник и продолжаем путь по тропе. (рис. 7.5.)

Рис. 7.5. Подъём на в. Трезубец со стороны р. Узункол. Тропа в обход скального гребня.

В конце подъёма осыпь становится живой, надеваем каски. Набрав 300м от снежника в 11:50 выходим на небольшой явно выраженный пологий участок среди разрушенных скал (рис. 7.6), с которого первый раз становится видно вершину Трезубец. (рис.7.7)

Рис. 7.6. Подъём на в. Трезубец со стороны р. Узункол. Пологая площадка, не доходя 50м до скальной пробки.

Рис. 7.7. Подъём на в. Трезубец через скальную пробку.

На площадке перед пробкой надеваем обвязки. Пробку можно облезать слева или справа по ходу. На рис. 7.7 эти пути отмечены цифрами 1 и 2 соответственно. Мы шли по первому пути (рис. 7.8), группа Кати Зеленцовой – по второму.

Рис. 7.8. Подъём на в. Трезубец. Лидер проходит слева по ходу от скальной пробки.

Лидер обходит скальную пробку слева по ходу с гимнастической страховкой и петлёй, наброшенной на один из скальных выступов, крепит верёвку для подъёма остальных. Над пробкой есть пологий участок, на котором может собраться вся группа. Но мы, не дожидаясь остальных, продолжаем подъём по осыпному кулуару до узкой перемычки между восточной и западной вершинами. (рис. 7.9.)

Рис.7.9. Подъём на в. Трезубец. Осыпной кулуар после скальной пробки.

С перемычки между западной и восточной вершинами становится видно третью, самую сложную вершинку Трезубца: северную. (рис. 7.10)

Рис. 7.10. Северная вершина Трезубца.

Но мы не планируем подниматься на северную вершинку, так как такое восхождение не укладывается в категорию нашего похода. Договариваемся с группой Кати, которая поднимается параллельно с нами, что они начнут подъём сначала на восточную вершину, а мы на западную.

Подъём на западную вершинку представляет из себя несложное лазание сначала вдоль трещины и затем, перешагнув через гребешок, выход на вершину «с обратной стороны» по узкой полке. (рис. 7.11, красная (левая) линия)

Рис. 7.11. Подъём на западную вершину Трезубца. Красная (левая) линия – путь лидера. Синяя (правая) линия – перила для подъёма остальных.

Лидер поднимается на западную вершину с нижней страховкой и вешает на петлю перила для подъёма остальных. На вершине мало места, умещается не более 4 человек, поэтому осуществляем подъём по очереди. Через час после начала подъёма на скальную пробку все уже побывали на западной вершине, но группа Кати ещё не спустилась с восточной вершинки. Ждём их 20 минут до 13:30.

Подъём на восточную вершину осуществляем по уже провешенным Катиной группой перилам, которые, обходя вершину справа по ходу спиралью по узким полкам, выводят наверх. (рис. 7.12)

Рис. 7.12. Подъём на восточную вершинку Трезубца.

На восточной вершине места больше, но всё равно лучше не собираться там более 6 человек сразу. Погода быстро портится. Спускаемся назад до перемычки и вниз по осыпному кулуару, вешаем верёвку для спуска со скальной пробки по пути подъёма и в 15:20 спускаемся к небольшой полянке среди скал, где мы надевали обвязки. В 15:40, сняв обвязки, но оставаясь по-прежнему в касках, начинаем спуск в обход скального гребня. (рис. 7.13 и 7.14)

Рис. 7.13. Спуск с в. Трезубец в долину реки Узункол. Проходим мимо снежников, обходя скальный гребень.

Рис. 7.14. Спуск с в. Трезубец в долину реки Узункол. Обход скального гребня.

Обойдя гребень, выходим на основную тропу. (рис. 7.15)

Рис. 7.15. Спуск с в. Трезубец в долину реки Узункол. Выход на основную тропу на широком пологом участке.

Через 1ч 10мин после начала спуска с маленькой ровной площадки среди скал под пробкой (в 16:50), сбросив 830м, устраиваем перекус у реки. В 17:17 продолжаем спуск и, сбросив ещё 490м, возвращаемся в альплагерь в 17:54.

Использованное снаряжение:

· 2 основных верёвки (для подъёма на пробку и западную вершинку)

· 2 петли по 150см

· Протектор

· Жумары (по одному на двоих участников)

· Индивидуальные страховочные системы

Выводы и рекомендации:

Восхождение на две вершинки трезубца рекомендуется включать в маршруты походов второй категории сложности или походов первой категории при хорошей технической подготовке группы. Восхождение очень привлекательно возможностью опробовать технику работы на скалах в простых походах.

Описание скалодрома в Узунколе:

Проводив часть группы на восхождение, для начала мы хорошенько выспались и позавтракали в кафе. Потом надели обвязки, взяли верёвки и пошли искать скалодром. Скала находится на левом берегу р. Узункол ниже по течению от моста примерно 300-400м. Туда ведёт тропа. Но когда тропа входит в лес, её легко потерять. Нужное направление указывают неприметные таблички на деревьях. В лесу тропа спускается вдоль скал к самому берегу реки и приводит к низу скалодрома. Мы, заболтавшись, потеряли тропу и просто продолжили движение в направлении, где, как нам казалось, должен был быть скалодром. В итоге мы оказались над ним. Причём не просто наверху стенки, по которой все лазают, а наверху следующей ступени. Здесь мы и начали занятия с отработки техники дюльфера со сдёргиванием.

На самом скалодроме точки для верхней страховки удобно делать на деревьях. Только обязательно выносите карабин, через который проходит страховочная верёвка, к краю скалы, иначе верёвку выбирать будет просто невозможно. В правой части стены есть недлинный участок простых скал. (рис.7.16) Остальная часть выглядит очень внушительно, но можно найти места, где несложным лазанием получается попасть наверх. (рис. 7.17)

Рис. 7.16. Скалодром в а/л Узункол. Правая часть стенки.

Рис. 7.17. Скалодром в а/л Узункол. Основная часть стенки.

8 день (22 июля). Подъём к нижнему Доломитовому озеру.

Описание дается от а/л Узункол до нижнего Доломитового озера.

ЧХВ

8:00

Солнечно

0.3-1.5

Видимость весь день была отличная, к вечеру поднялся туман и налетели облака. Красивый красный закат.

14:00

Солнечно

Появились дождевые кучевые облака

3.4-5.4

Описание:

Подъём в 7:00-7:30. Выход в 9:18. Идём по дороге вверх по р. Узункол, не дойдя до пограничников, сворачиваем левее по ходу и переходим реку по мосту. Продолжаем движение по правому берегу р. Кичкинекол. Дорога выходит из зоны леса. Проходим мимо мост, по которому можно перейти на правый берег, но нам туда не надо. Продолжаем движение по левому берегу, и вскоре тропа приводит к домику с большим валуном, от которого начинается тропа. (рис. 8.1)

Рис. 8.1. Начало тропы ведущей к пер. Юж. Доломиты от р. Кичкинекол.

На самом деле необязательно доходить до валуна, как это сделали мы. Можно, не доходя до него 100-150м, пойти левее к самому склону, и начать подъём по многочисленным тропкам, которые в районе зелёного гребешка выведут на основную тропу.

Свернули на тропу в 10:26. Дальше просто набор высоты. Тропа петляет по травянистому склону. Иду и пытаюсь решить задачу которую нам загадал Саша Полянский. «У вас есть 100 этажный дом и 2 стеклянных шара. Шары можно бросать с разных этажей, и они будут либо разбиваться, либо нет. Если шар не разбился, его можно использовать снова. Вопрос: Какое минимальное количество бросков потребуется для того, чтобы гарантированно определить этаж, начиная с которого шары будут разбиваться? Нужно объяснить с каких этажей делать броски.» Ответ в конце дня!

Оставляем справа очень красивый водопад. (рис.8.2)

Рис. 8.2. Водопад на подъёме к пер. Юж. Доломиты.

В 11:40 вышли на выполаживание. (рис. 8.3)

Рис. 8.3. Подъём к озеру нижнее Доломитово.

Следуя по тропе, обозначенной турами, в 13:37 выходим к озеру нижнее Доломитово. Есть много готовых мест под палатки. У воды места заняты, поэтому встаём на гребне у западной окраины озера. Место очень красивое и очень ветреное! Воду берём из озера.

Рис. 8.4. Нижнее доломитово озеро. Вид на пер. Юж. Доломиты с северо-запада

Рис. 8.5. Красивое место для ночёвки на гребешке с запада от озера нижнее Доломитово.

Рис. 8.6. Слэклайн.

У нас полуднёвка. После обеда натягиваем слэклайн из расходной стропы. Никогда не используйте стропу в ролике для верёвки, он её рвёт даже при малых усилиях!

Ответ на задачу: «14. 1й бросок с 14 этажа, если шар разбился, бросаем второй шар с 1го этажа, со 2го и так далее до 13го этажа. Т.е. если шар разбился с 14 этажа, то нужно будет сделать ещё 13 бросков или меньше (всего 14 бросков или меньше). 2й бросок с 27 этажа (14+13). Теперь если шар разбился, будем бросать второй шар с 14го этажа, с 15го и так далее до 26. Таким образом, потребуется снова 14 бросков при худшем раскладе. Дальше алгоритм повторяется, если первый шар не разбился с 14 и 27 этажа, делаем бросок с 39 этажа (14+13+12), 50 этажа, 60, 69,77, 84, 90, 95, 99»