Руководитель: Е.Таранцева, Ростов-на-Дону

Отчет о горном походе 5 к.с. по Сванетии летом 2013 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

4.5. Перевал Кулак (2Б, 3550м)

Характер: снежно-ледово-осыпной

Ориентация: север-юг

GPS координата: 43°7,164'N 42°54,828'E

Перевал расположен в Южном отроге ГКХ, в отроге г.Кулак, ведет с ледника Килод на ледник Дзинал.

Описание дается: от «верхних Китлодских ночевок» до конца ледника Дзинал.

Набор высоты: 300м

Потеря высоты: 1000м

Пройденное расстояние: 12км

С перевала снята записка группы Волгоградского клуба туристов, поход 4к.с., под руководством Файзулина Рината от 2 августа 2013года.

8 августа 2014г

Проснулись в 4.30. Идет дождь. В 9.00 вышли с бивака на верх.китлодских ночевках(фото 5_1), дождь перестал. Продолжаем траверсировать осыпные склоны хребта, выходим в небольшую висячую долинку с ледничком(фото 5_3, 5_4). В ней на мореннах возможна ночевка. Пересекаем этот цирк ниже ледника и бараньих лбов, поднимаемся на крутой гребень боковой правобережной морены и траверсом по живым осыпям ниже скального склона выходим в 10.20 на «желтое»(рыжое) плечо гребня(фото 5_3), отделяющее эту висячую долину от цирка пер.Кулак, 3310, 1ч ЧХВ.

С это гребня нам нужно траверсом вниз попасть в перевальный цирк. Траверсировать сложно, так как по пути множество скальных кулуаров со стеночками. По одному из гребешком спускаемся немного ниже и выходим на безопасные осыпи, по ним поднимаемся в цирк перевала Кулак(фото 5_5, 5_7), 35м ЧХВ. Здесь есть несколько площадок, снег, возможно и вода.

С этого места теоретически кажется возможным проход с «желтой» перемычки гребня сразу траверсом скально-осыпного склона без потери высоты. Но это лишь наше предположение.

С площадок поднимаемся по снежникам под перевальный взлет. Перевальный взлет представляет собой широкий крутой снежно-осыпной кулуар протяженностью около 500м(фото 5_6). Внизу снег, крутизной до 35 &186, вверху очень живой и подвижный осыпной склон до 30 &186! В 12.40 поднялись на седловину перевала Кулак(фото 5_8), 3550м, 1ч 15мин.

На седловине была спусковая петля. В 13.00 начинаем спуск по крутому снежно-ледовому склону до 45 &186. 2 веревки перил(100м) хватает через бергшрунд до более пологой части ледника(фото 5_9,5_10). Первую веревку крепим на перевале за петлю и продергиваем, вторую крепим на ледорубе, сдергиваем через «ледорубный крест». Бергшрунд небольшой, в удобном месте забит снегом, 1ч ЧХВ.

Далее в связках идем по плато, прижимаясь вправо до зоны разломов на перегибе ледника(фото 5_11, 5_12).

На перегибе большие широкие трещины. Одну удается обойти справа по мосту(фото 5_13, 5_14). Далее отрыв, обхода не нашли. Выбрали место, где нет нависания, и спускаемся по перилам, 45м, до 90 &186(фото 5_15, 5_16). Веревку крепим на ледорубе, льда нет. Последний спускается без рюкзака на ледорубном кресте. Время 15.55, 1ч 30м ЧХВ.

Затем снова связками идем по правому борту ледника(фото 5_17), выходим в 17.00 на осыпи(фото 5_19), развязываемся, 50мин ЧХВ. По осыпям спускаемся на пологий лед.Дзинал.

В этот момент нами уже принято решение идти по запасному варианту через пер.Башиль 2А, вместо траверса вер.Башиль 3А.

Основные причины: отставание от графика на 2 дня не устойчивая погода, особенно по утрам и накопившаяся усталость. Такой маршрут требовал восстановления сил, не напряженного подхода под начало маршрут, желательно разведку или провеску части пути, и только тогда был вариант рано утром выйти и максимально быстро пройти траверс.

Далее идем по поверхностным осыпям лед.Дзинал до начала ледовых сбросов языка ледника. Здесь сильно забираем вправо и выходим на осыпи, по которым спускаемся к реке Твибер. По каменному хаосу, оставленному отступившим ледником доходим до правого притока с лед.Ирет. Поток очень мощный. Переходим его в брод рядом со слиянием рек, здесь более спокойное течение. Здесь же рядом на площадках в 19.30 останавливаемся на бивак, 2ч ЧХВ.

(лагерь 11 - 2540м).

Закрытый ледник и осыпи

Лагерь 11, 2540

8ч 10м

4.6. Перевал Башиль (2А, 3400м)

Характер: снежно-ледовый

Ориентация: запад-всоток

GPS координата: 43°8,773'N 42°51,944'E

Перевал расположен в южном отроге ГКХ в хребте Светгар, между вершинами Башиль-тау и Тоттау, ведет из ущ.р.Твибер с ледника Ирет на лед Лекзыр ущ.р. Местиачала.

Описание дается: от языка ледника Дзинал до погранзаставы на слиянии рек Чалаат и Местиачала.

Набор высоты: 860м

Потеря высоты: 1670м

Пройденное расстояние: 25 км

С перевала снята записка группы туристов «ВнеДорожники» (сборная городов Украины) , поход 3к.с. под руководством Мартынова Александра, от 6 августа 2013года.

9 августа 2014г

Цирк перевала Башиль – это висячая долина с ледником, который обрывается языком в ущелье лед.Дзинал. Слева и справа от ледника крутые бараньи лбы и сбросы. Заход в цирк осуществляем по правому борту(фото 6_1).

Выходим в 8.00. Поднимаемся в направлении бараньих лбов правого борта. Идем по наклонным полочкам(ложбине) и щелям между лбов. Через 40мин где-то на середине «лбов» встречаем площадки, есть вода, высота 2740м.

Далее забираем влево, и сразу попадаем на «туренную» тропу. По ней выходим на гребень морены. Эту морены снизу было не видно. Гребень морены упирается в небольшую скальную стеночку, но и здесь тропа удобно по полке заводит наверх. И вскоре по тропе выходим к нескольким площадкам над ледопадом(фото 6_2). 2930м, 40мин ЧХВ.

Траверсом выходим на ледник, одеваем кошки, связываемся. Впереди хорошо видна широкая седловина перевала Башиль. Идем по плато ледника(фото 6_3), обходя не многочисленные трещины, и подходим в перевальному взлету, 45мин ЧХВ.

Перевальный взлет – широкий снежно-ледовый склон крутизной до 30 &186 протяженность от 100 до 200м, есть трещины. Подъем осуществляем по левой, более короткой стороне склона, ближе к скалам. Нижнюю часть с трещинами обходим через вытаявшие полки бараньих лбов. Выше есть участки открытого льда. По ним поднимаемся одновременно в связках. Выше перегиба склон становиться пологим, по нему выходим на снежно-ледовую седловину пер.Башиль(фото 6_4) в 12.30, 3400м, 1ч ЧХВ. Тур слева на выходе скал.

Спуск с седловины начинаем с его правой части по пологому снежно-ледовому склону(фото 6_5). Направление движения – сначала по центру, а затем забирая под его правый борт. В месте слияния ледников, выходим на правобережную морену(фото 6_7). Поднимаемся на ее гребень на «верхние местийские ночевки» , здесь в 15.00 останавливаемся на обед, 3100м, 1ч 30мин ЧХВ(фото 6_8,6_9).

Продолжаем спуск в 17.00 по гребню морены. Слева грандиозный ледопад. В конце морены слева на бараньих лбах видны площадки «нижних местийских ночевок» с озерком(фото 6_10, 6_11). Морена заканчивается, мы по крутой живой осыпи и по снежникам спускаемся вниз к леднику(фото 6_12). Ледник открытый. Одеваем кошки и «бежим» вниз по пологому волнообразному леднику Лекзыр.

По пути потрясающий водопад, не менее 100м, который падает со скал прямо в ранклюфт и уходит под лед(фото 6_13, 6_14).

Когда ледник начинает заканчиваться и покрываться слоем камней, забираем ближе к левому борту.

Когда-то ледник Лекзыр занимал всю долину, и это место носило название «Лекзырский крест». Сейчас все ледники отошли, а на месте «креста» полный хаос камней и остатки «мертвого льда» в виде ледовых терриконов, покрытых слоем камней. Двигаться по этому рельефу очень сложно.

Ввиду этого добежать до ночевок нам не удалось. В 20.00 останавливаемся на бивак где-то на повороте долины прямо в середине «хаоса», 2ч 40м ЧХВ(фото 6_15). Площадки равняем с помощью сыпухи прямо на льду, из трещины берем мутную воду.

(лагерь 12 - , 2300)

Итого чистое ходовое время – 7ч 15мин

10 августа 2014г

Выход 8.15. Продолжаем движение по осыпям лежащим на льду, так же придерживаясь левого борта. Через 1ч признаки ледника заканчиваются, и мы выходим к осыпям у реки(фото 6_16). Продолжаем спускаться вдоль берега реки. Есть мета под палатку. Небольшой каньон с полосой бараньих лбов обходим слева сверху. За ним снова спускаемся к реке. Здесь есть хорошие площадки с травкой(фото 6_17), 30мин ЧХВ.

Здесь мы встречаем грузинских пограничников. Они первым задали вопрос: «А вы не голодные?». Пропуска наши смотреть не стали, поверили на слово. Очень позитивные и доброжелательные люди.

От этого места появляется тропа, маркированная турами. По тропе проходим завал из огромных камней, за ним еще одно хорошее место для бивака. И от сюда тропа начинает уходить сильно вверх в обход каньона и поросших лесом крутых бараньих лбов. На этом участке тропа с элементами свободного лазанья!

Далее тропа идет по осыпям в криволесье, постоянно теряется и «ветвится». По одной из тропинок спускаемся круто вниз к реке, уже ниже каньона. Затем вдоль реки по тропе до слияния с рекой Мурквам. Перед слиянием хороший хвойный лес и удобные полянки для бивака.

Во всех предыдущих отчетах говорилось о суровой переправе через реку Мурквам, поэтому мы спешили, чтобы успеть ее перейти как можно раньше. Но нам очень повезло, в этом году был через нее деревянный мост(фото 6_18). Он находится очень близко к устья самой реки Мурквам. Сразу за мостом обедаем в 13.00, 1940м, 2ч 30м ЧХВ .

От этого места тропа очень набитая. Встречаем гуляющих из поселка туристов в шортиках и тапочках. Тропа идет по лесу вдоль реки Местиачала(фото 6_19). В 16.30 приходим к мосту через реку, здесь погранзастава и наша заброска, 1ч 10мин ЧХВ.

На полянке среди сосен в междуречье Местиачала и Чалаат(фото 7_1) располагаемся на бивак. Место хорошее, в стороне от посторонних глаз, но рядом. Нас ни с дороги, ни стропы, ни с погранзаставы не видно.

Отсюда Швыркова Тоня уезжает домой, как и планировала, так как у нее отпуск только 2 недели.

(лагерь 13 - 1730м)

Итого чистое ходовое время – 5ч 10мин

М.н. – выход в цирк лед.Ирет

1ч 20м

Есть тропа

М.с. – пер.Башиль 2А

1ч 45м

Связками по леднику

М.с. – «верх.местийские ночевки»

М.с. – «лекз.крест»

Хорошая тропа

Лагерь 13, 1730

12ч 25м

4.7. Перевал Гульба + траверс вер.Гульба(связка 3А, 3740)

Характер: скально-осыпной

Ориентация: запад-всоток

Перевал и вершина расположены в южном отроге ГКХ в.Ужба Северная, путь через перевал ведет из ущ.р. Местиачала с ледника Зап.Чалаат на лед Гуль ущ.р.Гулича.

Описание дается: от погранзаставы на слиянии рек Чалаат и Местиачала до пос.Мазери.

Набор высоты: 2000м

Потеря высоты: 2200м

Пройденное расстояние: 22 км

С перевала Гульба снята записка группы Волгоградского клуба туристов, поход 4к.с. от 8 августа 2013года, руководитель не указан.

С вершины Гульба снята записка группы альпинистов г.Киева, под руководством Бычкова А от 5 августа 2010года, подн на вер по маршруту ЮВ гребня 3А..

11 августа 2014г

С утра отдыхаем и занимаемся разбором заброски. В этот день решаем немного подойти до зоны леса.

В 15.00 выходим от моста с пограничниками и идем вверх по ущелью Чалаат(фото 7_1) по набитой маркированной тропе, идущей по хвойному лесе. Эта тропа очень популярна среди отдыхающих туристов. Их на машинах подвозят из Местии до моста, далее они ходят на экскурсию к леднику. Поднимаемся по тропе, по пути встречаем непрерывный поток спускающихся с экскурсии туристов. Через 1ч ЧХВ неспешного хода к 16.20 выходим к последним полянам у границы леса. Здесь среди редких березок останавливаемся на ночлег(фото 7_2). Место очень живописное.

(лагерь 14 - 1800м )

Итого чистое ходовое время – 1ч

12 августа 2014г

Подъем в 5.30, выход в 7.30. С места ночевки идем вверх по ущелью среди морен по маркированной «турами» тропе к виднеющемуся впереди леднику Чалаат. Не доходя до языка ледника около 100м, уходим вправо по еле заметной тропке на боковые осыпи. По левобережным осыпям обходим крутой язык ледника и спускаемся на его пологую поверхность(фото 7_3). Затем пересекая его к правому борту по открытому льду, и выходим на осыпи на стыке ледника и склона.

Перед началом нижнего ледопада, там где ледник примыкает к бараньим лбам, уходим по осыпям резко влево на склон по руслу ручья. Далее траверсом вверх параллельно леднику как можно ближе к скалам, есть следы слабой тропы. По ней выходим к повороту ущелья. Здесь открывается панорама ледопадов Чалаат, высота 2320м, 2ч 20мин ЧХВ(фото 7_4, 7_5).

Отсюда траверсом по осыпям вниз к леднику, и выходим на него на пологую часть уже выше нижнего ледопада.

Выходим на лед, одеваем кошки. Впереди небольшой перегиб с трещинами. Эту зону разломов обходим у левого борта, лавируя между трещинами. Ледник открытый. Затем снова возвращаемся к правому борту. Здесь на поверхностной морене обедаем, 13.15, 2570, 1ч 20мин ЧХВ(фото 7_6).

С этого места отлично открывается вид на весь массив вершины Гульба(фото 7_7). Перемычка справа от вершины, так называемый перевал Гульба Северный, обрывается к леднику Чалаат очень крутыми скалами. Он явно не соответствует сложности 3А. Какого либо логичного и безопасного пути соответствующей сложности, мы не увидели. Скалы выглядят настоящими бастионами. Сложностью не менее 4Б-5А. Принимаем решение идти на пер.Гульба 2А, а с него делать траверс вершины Гульба с подъемом по альп.маршруту 3А по ЮВ гребню.

С обеда выходим в 15.30 по открытому леднику вдоль морен правого борта. Через 35мин ледник становится закрытым, связываемся, одеваем кошки и идем в направлении пер.Гульба. На седловину перевала ведет крутой до 35 &186 скально-осыпной «Y»-образный кулуар-склон, протяженностью до 500м(фото 7_8).

Максимально высоко поднимаемся по снежнику справа по ходу от кулуара. Затем переходим к него(фото 7_11). Поднимаемся по живому не устойчивой осыпи. На слиянии верхних кулуаров уходим в левый по ходу, он более широкий(фото 7_13). Через какое-то время уходим из кулуара еще левее по ходу на слабо выраженный гребень-контрфорс. Здесь более безопасней и удобней подниматься. По этому гребешку выходим на седловину перевала Гульба около 19.00, высота 3400, 3ч ЧХВ(фото 7_14).

На перевале возможности ночевок нет. Спускаемся около 15мин до первых пологих осыпей(фото 7_16), равняем площадки, ставим лагерь, 19.40, 3250м.

(лагерь 15 - 3250м )

Итого чистое ходовое время – 6ч 55м

13 августа 2014г

Отсидка. Весь день грозы и дожди.

14 августа 2014г

До 7 утра идет мелкий моросящий дождик. Но после 7 начинает небо растягивать. Около 8 утра принимаем решение о выходе на вершину. Вышли в 9.00.

К 10.00 пошли под скалы гребня левее левой седловины перевала(фото 7_15). На перемычку гребня выше 1го Жандарма поднимаемся по простым скалам и полкам одновременно(фото 7_17). Далее начинаем провешивать веревки.

1 веревка – траверс по гребню вверх под взлет 2го жандарма, простые скалы до 40 &186, но живые(фото 7_18, 7_19).

2 веревка – обходим крутой взлет жандарма траверсом справа, крутизна в бок до 40 &186(фото 7_20).

3 веревка – поднимаемся вдоль кулуара до плеча рядом с перемычкой гребня, крутизна до 40 &186 (фото 7_21, 7_22, 7_23).

Далее около 50 м пешком по полкам под следующий жандарм.

4,5 веревки – в обход 3го жандарма справа по скалам и полкам, крутизна в бок до 40-45 &186.

Далее снова пешком по полкам справа от гребня(фото 7_24).

6,7 веревки – обход справа 4го жандарма, очень сложный траверс(фото 7_25, 7_28), крутизна в бок до 60 &186. 7я веревка выводит на перемычку в гребне между 4м жандармом и предвершинным гребнем( фото 7_26)

8 веревка – прямо вверх по простым скалам выходим на локально плечо, крутизна до 40 &186(фото 7_27).

9,10 веревка – подъем вверх по гребню по простым разрушенным скалам до широкой осыпной полки, крутизна до 45 &186.

11,12 веревка – подъем вверх по крутому до 60 &186 склону-кулуару (фото 7_30) до выхода на узкий горизонтальный гребень. Очень много живых камней, очень камнеопасно! Эти веревки идем очень долго поочереди, чтобы не кидать друг на друга камни.

13 веревка – траверс «верхом» по гребню, далее небольшой спуск в кулар для обхода сложного участка.

14 веревка - выход из кулуара снова на гребень, и с него спуск на наклонную осыпную полку.

На ней делаем одну небольшую площадку, где-то 1,5х2м(фото 7_32). Вторую площадку сделать возможности нет. Размещаемся все в одной палатке, полусидя. Рядом есть маленький снежник. Площадка не устойчивая, все время ползет. -(, Палатку на ночь пристраховываем веревкой к скале, и сами также пристегиваемся самостраховками(фото 7_31). Благодаря снежнику удается полноценно покушать и напиться чаю.

Первая связка пришла на полку около 19.30часов, последний участник около 22часов.

(лагерь 17 - 3680м )

Итого чистое ходовое время –13ч (по последнему)

15 августа 2014г

Выход в 8.30.

15 веревка - с места ночевки прямо вверх по крутому до 60 &186 кулуару-щели выход на вершину Гульба 3705(7_33, 7_34, 7_35). Последний поднялся к 10.00.

Спуск идет по северному гребню, альп. сложность которого по классификатору 1Б.

Прямо с вершины дюльфер 8-10 метров(1 спусковая веревка) на очередную перемычку(фото 7_39). Последний спустился с нижней. Далее одновременно пешком по левой стороне гребня до перемычки(фото 7_37, 7_38).

2 сп.веревка – С перемычки крутой дюльфер 50м до 70 &186 вправо с гребня до осыпной полки. Веревку сдернули. Далее пешком по полке около 50м до выхода на гребень.

3 сп.веревка – дюльфер 8-10метров на очередную перемычку(фото 7_40). Последний с нижней.

Далее одновременно по гребню до очередного жандарма(фото 7_41).

4 сп.веревка – крутой дюльфер с нависанием 45м, до 90 &186(фото 7_42,7_43,7_44) , сначала на одну перемычку, а потом траверсом на следующую.

5 сп.веревка – далее еще одна веревка спуска(фото 7_45) на широкую перемычку. 13.20, 3605м, 4ч 50мин ЧХВ .

От этой перемычки вниз к леднику уходит крутой до 35 &186 заснеженный кулуар. Начинаем спуск по нему связками на «три такта»(фото 7_46). На пологое плато ледника спустились к 14.30, 3450м, 50мин ЧХВ

Далее связками идем вдоль его левого борта(фото 7_47) до выхода на полки бараньих лбов на уровне перегиба ледника. Здесь на большом камне свежая петля.

6 сп.веревка – спускаемся дюльфером по бараньим лбам до ровного ледника ниже ступени ледопада. По льду летят вытаивающие камни.

Далее уходим с ледника влево и по снежникам и осыпям выходим на каменистое плато над сбросами высокой ступени бараньих лбов(фото 7_48). Здесь около ручья в 16.30 останавливаемся на обед, 3200м, 1ч 40м.

Далее продолжаем траверсировать влево, пока не выходим на осыпи, спускающиеся слева от бараньих лбов. По ним спускаемся до характерного гребня левобережной морены ледника. По гребню начинается тропа. По тропе доходим до площадок в кармане морены возле «Камня памяти»(фото 7_50), высота 2950м, 50мин ЧХВ.

Далее по тропе доходим до большого чистого ручья(фото 7_51), вытекающего с цирка пер.Гульба, здесь на травке в 19.15 останавливаемся на бивак(фото 7_52, 7_53), 2820м, 20мин ЧХВ.

С места бивака потрясающий вид на Ушбу.

(лагерь 18 - 2820м )

Итого чистое ходовое время –8ч 30мин

16 августа 2014г

Выход в 7.50. С места ночевки переходим ручей и спускаемся по тропе по левому берегу реки. Тропа идет вдоль реки, а перед сужением ущелья резко уходит влево вверх(фото 7_54), траверсирует большую промоину, и выводит нас к кошу. Далее по хорошо набитой тропе спускаемся в широкую долину(фото 7_55, 7_57). Тропа переходит в дорогу. И по ней выходим к поселку Мазери около 11.00, 2ч 30м ЧХВ. Здесь находим дом, где мы оставляли заброску.

Этот дом известного грузинского альпиниста Гиви Циридиани, ровесника и соратника Михаила Хергиани. Останавливаемся на ночевку у них во дворе(фото 7_58).

На следующий день уезжает еще один участник нашей группы – Боровик Евгений, так как его трехнедельный отпуск также подходит к концу.

Остальная часть группы, несмотря на отставание от графика на 3дня решает продолжить маршрут.

(лагерь 19 - 1530м )

Итого чистое ходовое время –2ч 30мин

М.н. – гран.леса

Набитая маркированная тропа

Лагерь 14, 1800

М.н. – обход нижней ступени ледопада и выход на ледник

М.с. – под пер.взлетом пер.Гульба

Лагерь 17, 3680м.

М.н. – вер.Гульба

1 веревка до вершины

М.с. – перемычка гребня, с кот.начали спуск на ледник

3ч 20м

5 веревок на спуск по гребню

М.с. – обед на осыпях

1 вер по бараньим лбам

М.с. – ночевка на траве

1ч 10м

Осыпи, тропа по гребню морены

Лагерь 18, 2820м

М.н. – пос.Мазери

Тропа, дорога

Лагерь 19, 1530м

32ч

4.8. Перевал Квиш (2А, 3570м)

Характер: снежно-ледовый

Ориентация: запад-восток

GPS координата: 43°9,547'N 42°28,008'E

Перевал расположен в южном отроге ГКХ в хребте Долра, между вершинами Лдешт и Лейраг, ведет с лед.Зап.Квиш, ущ.Долра в ущ.Накра.

Описание дается: от пос.Мазери ущ.р.Долра до пос.Накра.

Набор высоты: 2040м

Потеря высоты: 2350м

Пройденное расстояние: 52 км

С перевала снята записка группы Севастопольского клуба туристов, поход 5к.с. под руководством Охримовича Н.Н. от 31 июля 2013года.

17 августа 2014г

Выход в 8.20. Идем по главной дороге поселка Мазери вверх. Поселок заканчивается, далее идем по дороге среди широких лугов(фото 8_3). В районе разрушенной турбазы по хорошему мосту переходим на правый берег реки Долра, 1ч ЧХВ.

В районе моста и на левой и на правой стороне отличные поляны среди соснового леса, очень живописно.

Далее идем по дороге правым берегом и вскоре начинается резкий подъем, дорога переходит в тропу. Тропа очень живописна, идет по густому сосновому лесу(фото 8_4). Через 1ч ЧХВ подходим к следующему мосту через р.Долра на левый берег(фото 8_5). Сразу за мостом – пограничники. Здесь развилка троп на Ушбинский ледник(фото 8_6). Есть хорошая поляна для бивака.

Мы продолжаем двигаться по тропе вверх по ущелью Долра левым берегом. Тропа круто набирает высоту, оставляя поток реки глубоко внизу. На этом участке от моста, мест для стоянки и чистой воды нет. Через 1ч 20мин выходим к границе леса и здесь в 14.00 возле первого ручейка останавливаемся на обед.

Далее тропа идет плавно вверх и вскоре выводит к разрушенным домикам у слияния рек Долра и Квиш(фото 8_8), 30мин ЧХВ.

Время 15.30.Решае переправляться через р.Долра сегодня, так как вода в реке не высокая. Переправляемся в широком месте(фото 8_9), место переправы отметили турами. Глубина потока в одном месте чуть выше колена, переходим по двое.

После переправы проходим еще около 20мин по тропе вдоль левого берега р.Квиш и возле чистого бокового ручья около 17.00 останавливаемся на ночевку на зеленых полянках.

(лагерь 20 - 2250м )

Итого чистое ходовое время –4ч 10мин

18 августа 2014г

Всю ночь идет дождь. Выходим в 8.20 под монотонный дождь. Идем вверх по ущелью по теряющейся среди травы и камней тропе. Через 1ч 40мин ЧХВ подходим к слиянию потоков с ледника Сев и Зап Квиш. Нам необходимо переправится через поток с ледника Сев.Квиш. Он очень бурный и мощный, особенно из-за не прекращающегося дождя. Долго выбираем место переправы.

В итоге выбрали место для переправы на широком разливе реки, около 10-15мин ходьбы вверх от слияния потоков, рядом с площадками под палатки. Для переправы организовываем перила. Вода очень высокая и мощная, сбивает с ног. Мокнулись практически все. Правда нужно сказать, что к моменту переправы, мы уже все и так мокрые.

Сразу напротив места переправы есть так же площадки. Ставим одну палатку, обедаем, отогреваемся. Дождь не прекращается. -(

Выходим в 14.15. По осыпям поднимаемся вдоль потока до языка лед.Зап.Квиш. Далее забираем вправо по ходу на боковые осыпи, лежащие на леднике. Живые камни. Вскоре с осыпей траверсом выходим на пологий открытый ледник, 1ч 30мин ЧХВ.

Далее по леднику в кошках в направлении хорошо видной седловины пер.Квиш(фото 8_10), 1ч ЧХВ. Дождь наконец-то стихает.

К перевалу с ледника ведет не крутой скально-осыпной склон до 30 &186. Поднимаемся где-то до половины склона(10мин) и обнаруживаем слева по ходу на бараньих лбах две маленьких площадки(фото 8_12). На них и ночуем. Это лучше, чем на перевале на снегу. -)

(лагерь 21 - 3450м)

Итого чистое ходовое время –4ч 40мин

19 августа 2014г

За ночь погода установилась. Утром ясно и холодно. Выходим в 7.30. С места ночевки поднимаемся по осыпи вдоль ручья под камнями на пер.Квиш(30мин ЧХВ).Потрясающий вид на Эльбрус(фото 8_12)

Седловина перевала – широкое снежно-ледовое поле, которое на запад обрывается крутым языком ледника. Спуск начинаем в 8.20 с правой стороны возле скал по ледовому склону крутизной до 45 &186(фото 8_13, 8_14). По пути несколько неприятных небольших трещин. Всего провесили 3 веревки перил, сдергивали ледовым самосбросом. Последняя веревка выводит на снег вправо под скалы, и далее по снегу спускаемся на плато лед.Лейраг в 10.20.

Следующую небольшую зону с трещинами обходим слева под склонами и спускаемся на пологий открытый ледника, засыпанный камнями, развязываемся(фото 8_15, 8_16).

Отсюда забираем сильно влево на осыпи и выходим на гребень левобережной морены(фото 8_17). Здесь есть площадки, но воды рядом не увидели, 50мин ЧХВ.

Далее идем по моренам левого борта ущелья вниз, по пути встречается множество площадок.

Долина обрывается ступенью бараньих лбов, их обходим слева по заросшим высокой травой моренам. Идти очень не удобно. Возможно где-то идет тропа, но мы ее не нашли. На пологой части ущелья, где уже начинается криволесье, в 13.30 останавливаемся на обед.

Выходим в 15.00, идем по кустам и траве и вскоре выходим на хорошую тропу, по которой уже через 20мин ЧХВ спустились к реке Накра(фото 8_18).

Далее идем левым берегом реки Накра по хорошей набитой тропе. По пути пересекаем один боковой приток, который из висячей долины падает очень красивым каскадным водопадом(фото 8_19), здесь есть несколько домиков, а так же мост на правый берег Накры. Мы идем далее также левым берегом реки. Второй крупный левый приток с очень мощным потоком переходим по свежему мосту, 2ч ЧХВ. От этого моста через 10 минут выходим к большому срубу в лесу(возможно пограничники, но никого не было), от него начинается дорога. По ней через 50мин выходим к мосту через реку. Переходим на правый берег, и пройдя еще минут 10 возле ручейка останавливаемся в 19.40 на ночевку(фото 8_20) .

(лагерь 22 - 1550м)

Итого чистое ходовое время –7ч 50мин

20 августа 2014г

Выходим в 7.35. Выходим по дороге и через 20мин пересекаем старый селевой поток и выходим к приюту. Еще через 30мин подходим к окраине поселка пос.Наки(Накра), здесь пограничники. Они забирают наш пропуск и желаю хорошего пути. Спускаемся еще ниже и около моста через правый боковой приток останавливаемся, 1230м. Отсюда нас забирает заказанная нами машина. Поход окончен(фото 8_21).

Итого чистое ходовое время –1ч 00мин

Пос.Мазери –мост на прав.бер.р.Долра

дорога

М.с. – мост на лев.берег, пограничники

Тропа

М.с. – слияние Долра и Квиш,

1ч 50м

Переправа через р.Долра

20м

Лагерь 20, 2250м

М.с. – до поток с лед.С.Квиш

2ч 20м

Переправа через поток Сев.Квиш

М.с. – выход на лед.З.Квиш

Осыпи

М.с. – ночевка на бар.лбах почти под пер.Квиш

Открытый пологий ледник

М.с. – пос.Наки

Дорога

19ч

5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Группой был пройден очень интересный, технически насыщенный и довольно напряженный маршрут в новом для нас районе. По своим препятствиям и километражу поход соответствует 5к.с.

Ввиду новизны района и отсутствие свежей информации, прохождение маршрутов в этом районе требует часто разведки путей движения. На что требуется время.

В целом можно оценить, что этот район хорошо подходит для походов 3-4к.с. Для походов 2кс – мало вариантов, придется часто спускаться глубоко в долины, что очень трудоемко. Для походов 5-6к.с. –не очень большой выбор определяющих препятствий без выхода на ГКХ, но они есть.

Определенную сложность при планировании нитки маршрутов составляет довольно небольшие размеры района и короткие крутые долины.

По пройденным препятствиям хотелось бы сделать выводы и дать следующие рекомендации.

Перевал Рокуэла Кента 1Б.

Для своей категории перевал очень интересен и разнообразен по рельефу. С одной стороны крутой снежно-осыпной кулуар, с другой стороны пологий ледник с трещинами. Но дополнительную трудность может представить спуск с лед.Нагеб далее вниз в ущ.Цаннер, хотя категорийности это перевалу не добавляет. Этот перевал удобно использовать в связке с пер.Новичков для выхода на лед Цаннер.

Перевал Новичков 1Б.

По своему расположению перевал отлично подходит для перехода с лед.Цаннер на лед.Нагеб и далее в связках с перевалами Рокуэла Кента1Б или Нагеб2А в ущ.Адиши. Но путь со стороны лед Нагеб очень сложен в ориентировке. А висячий перевальный цирк обрывается в долину р.Нагеб крутыми скальными сбросами. Переход с пологой части лед.Нагеб в цирк пер.Новичков идет траверсом по скально-осыпным полкам, и совершенно не виден ни издали, ни в близи. Этот путь требует тщательной разведки. Если идти без разведки, то можно попасть на очень крутые скалы. Т.е. на мой взгляд основную сложность пер.Новичков представляет поиск логичного и простого перехода с лед.Нагеб в перевальный цирк. Прохождение самого же перевала вполне соответствует сложности 1Б. С одной стороны скально-осыпной кулуар, с другой стороны крутой вверху, а потом более пологий снежник по осыпям. Еще один сложный участок – это спуск по конгломератному склону с травянистых террас на лед.Цаннер. Дальнейший спуск как с лед.Цаннер, так и с лед.Нагеб вниз по ущельям тоже представляет большую сложность, из-за каньонного характера долин. Поэтому рекомендую использовать этот перевал для перехода с ледников Нагеб и Цаннер, и дальнейшего движения к другим перевалам, без спусков по долинам.

Перевал Чюрлениса Западный + вер.Ляльвер.

Очень интересный технически и безопасный вариант прохождения участка Безенгийской стены. Подъем с юга на седловину пер.З.Чюрленис идет по снежно-ледовым склонам. Имеет два крутых участка. На первом мы провесили 3веревки перил. На втором мы ничего не провешивали, так как поднимались по глубокому раскисшему снегу. Однако при другом состоянии склона, на этом участке, возможно, понадобиться организация перильной страховки до 3-4 веревок.

Спуск с вер.Ляльвер идет по классическому пути по С гребню в пер.Ниж.Цаннер. Гребень скальный, имеет насколько разветвлений. При движении в условиях ограниченной видимости легко потерять правильный путь. При уходе в сторону сложность и протяженность маршрута возрастает. Нижняя часть маршрута - крутой сланцевый гребень, на котором нет возможности организовать страховку. Для более безопасного спуска можно двигаться по льду левее гребня, закрепляя веревки на ледобурах.

Дополнительную сложность этого перевала – значительная высота. Здесь довольно суровая погода! Необходимо иметь запас времени и хорошие ветроустойчивые палатки.

Эту связку можно рекомендовать группам в походах 5-6кс., идущих походы по территории Грузии. Также можно рекомендовать и связку пер.Восточный Чюрленис + Ляльвер.

Перевал Комарова 2А.

Это довольно логичный и простой путь с лед.Цаннер на лед.Китлод. С лед.Цаннер перевальный взлет – скально-осыпной кулуар. На лед.Кутлод – 1 веревка дюльфера по простым скалам через бергшрунд до плато ледника.

Однако если к прохождению перевала добавятся подъемы/спуски по долинам Цаннер и Китлод, то напряженность перевала значительно возрастет. Хотя опять таки как и например, пер.Новичков, категорийность перевала не изменится.

Этот перевал было бы удобнее идти с лед.Китлод на лед. Цаннер. Тогда неприятный осыпной перевальный цирк со стороны лед.Цаннер, удобно было бы идти на спуск.

Перевал можно оценить как интересная и не сложная 2А. Его можно рекомендовать группам в походах 3к.с как первое определяющее препятствие.

Перевал Кулак 2Б.

Перевал имеет односторонний характер. При подъеме с лед.Китлод основная сложность – это выбор пути движения от верх.Китлодских ночевок до перевального цирка. Здесь идет траверс склонов хребта с пересечением нескольких локальных гребешков. Основная сложность – траверс по живым осыпям и разрушенным скалам. На сам перевал также ведет крутой снежно-осыпной кулуар.

Техническая сложность прохождения перевала – это спуск на лед.Дзинал. Сначала крутой снежно-ледовый склон, крутизной до 45 &186 , 2 веревки перил хватает через бергшрунд до плато ледника. Далее перегиб ледника с ледопадом. Возможно, простой проход в нем есть, но мы не нашли. В итоге повесили 1 веревку перил с вертикального отрыва(45м, до 90 &186). Точка крепления была организована на ледорубном кресте, до льда не докопались.

Хоть перевал и односторонний, его сложность вполне соответствует простой 2Б. Его можно рекомендовать группам в походах 4кс как первое определяющее препятствие.

Перевал Башиль 2А.

Этот перевал можно назвать классической 2А. Он имеет длинные, но разнообразные подъемы и спуски. Основная техническая сложность – это подъем с лед.Ирет на перевал.. Здесь снежно-ледовый склон протяженностью до 300м, крутизной до 35 &186, есть трещины. На этом участке для групп 3кс необходимо в нижней части организовывать перила.

С другой стороны – пологий лед.Лекзыр с трещинами, но они все спокойно обходятся.

Перевал соответствует простой 2А и его можно рекомендовать группам в походах 3к.с.

Перевал Гульба + вер.Гульба 3А.

Подъем на пер.Гульба с лед Чалаат представляет собой довольно неприятный и протяженный скально-осыпной кулуар. А со стороны лед.Гуль – простые пологие осыпи.

Траверс вершины Гульба идет с подъемом по ЮВ гребню(альп.сложность 3А) и спуском по С гребню(альп. сложность 1Б).

ЮВ гребень – очень протяженный, имеет несколько жандармов и высокую вершинную башню. Простых участков при подъеме, где можно было бы идти одновременно или вообще без перил практически не было, всего не более 200м за весь маршрут.

Нами на маршруте было провешено на подъем 15 веревок, а на спуск – 6 веревок.

При подъеме по гребню нигде нет ни воды , ни площадок. Но в одной веревке от вершины был маленький снежник, а так же удалось сделать одну небольшую площадку для палатки на осыпи. Но площадка неустойчивая, скорее всего она со временем сползет.

Спусковой гребень, который по классификации 1Б, на наш взгляд явно сложнее и довольно протяженный. Мы бы его оценили как минимум 2А.

В целом траверс вер.Гульба можно охарактеризовать как достаточно сложное скальное техническое препятствие 3А. Особенно при прохождении в походном стиле с рюкзаками. Прохождение этого маршрута в туристских походах требует от участников хорошей скальной подготовки и выносливости. Его можно рекомендовать для подготовленных групп в походах 5-6к.с.

Перевал Квиш 2А.

Этот перевал имеет односторонний характер. Подъем со стороны лед.Зап.Квиш не представляет технической сложности. Однако с другой стороны с перевала на лед.Лейраг ведет крутой до 50 &186 ледовый склон с трещинами. Протяженность до плато ледника – около 150м(3 веревки).

Еще одна сложность это перевала – это наличие со стороны ущ.Квиш двух переправ вброд через реки( поток с лед.Сев.Квиш и река Долра). Эти переправы требуют повышенного внимания.

Перевал можно охарактеризовать как сложную(или сильную) 2А. При прохождении его в походах 3кс не рекомендуем его проходить первым техническим препятствием. Для походов 4кс и выше этот перевал будет хорошей разминкой.

6. Смета похода.

На момент похода курс 1лари = 21 рубль, 1 доллар = 31,5 рубль

Статья расхода

Сумма на группу

Кол-в уч-в в группе

Сумма на одного в рублях

Проезд Ростов-Тбилиси

14000руб

2000

Продукты, газ, аптечка, рем и другие расходы в Ростове

24400руб

2260руб

Проезд Невинномыск – Кропоткин-Кущевская-Ростов, рейсовым автобусом

2890руб

Итого стоимость на одного участника, в том числе

- транспортные расходы (Ростов-Тбилиси-Местия-заброска-Адиши, Наки-Тбилиси-Казбеги-Владикавказ-Ростов)

- Закупки в Ростове(продукты, газ, аптечка, рем и т.п.)

- расходы в Грузии(кроме трансферов) – ночевки в Местии, Адиши, Мазери, еда в дороге и прочее

7. ПРИЛОЖЕНИЯ

7.1 КАРТА-СХЕМА МАРШРУТА

7.2. ФОТОМАТЕРИАЛЫ

Перевал Чюрлёниса

Литовский поэт и художник Чюрлёнис. А так, все хорошо. Перевал Новичков опять же нашли.