Автор: Алексей Заводский, Москва

Трек до деревни Кянжин Гомба и обратно. Лангтанг. Непал.
Часть-1

Попробую написать о том, как я сходил в трек в национальном парке Лангтанг, попробую показать вам красивые снимки, а так же возможно получиться поделиться ещё и кое-какой полезной информацией. Повествование своё я предполагаю поделить на 3 части, а иначе очень длинно получится, а коротко писать вроде тоже не очень хорошо.
И так, поехали, часть первая!

День — 1.

Ночью плохо спал, откуда-то взялись комары, которых до селе не было и всю ночь они жужжали и кусались, а мазь от комаров я убрал в сумку которую благополучно оставил на хранение в гесте до моего возвращения. Кстати, хочу пару слов заметить о хранении вещей в гестах во время трека, ведь у всех у нас есть какие-то не нужные в треке вещи, которые просто так таскать по горам ой как не хочется. Я уже второй год подряд селюсь в Будданате, это спокойный буддийский райончик на северо-восточной окраине Катманду, разросшийся во круг огромной ступы. Снимаю комнату в Dawa Guest House, цена за сингл, как в том году, так и в этом неизменна и составляет 250 непальских рупий, плюс ко всему вещи на хранение я оставляю у них спокойно и безвозмездно. В Тамеле один знакомый бразилец в этом году поселился в сингл за 500 рупий и на его просьбу оставить вещи на хранение ему зарядили 50 рупий в сутки за один килограмм вещей. О как!

В том, что найти в Тамеле комнату дешевле чем за 500 рупий можно, я в этом уверен, а вот на счёт оставить вещи на халяву, тут может быть, что и не вариант. Так вот, спал я плохо, встал в 5:30 и не выспавшийся, на автобусную станцию приехал по сути с опозданием, так как автобус должен был отправляться в 6:30, а я приехал в 6:40, но оказалось, что автобус на самом деле отправляется в 7:00 и поэтому я не опоздал. А вот билетов на автобус уже не было, ну то-есть сидячих нет, а так платишь кондуктору и едешь стоя, не вопрос. Так я и сделал, заплатил и... И сел! Какой-то перевозбуждённый, тем фактом, что он в Непале, француз, узнав, что можно ехать на крыше, как делают многие местные, которым тоже не досталось билетов, а стоять впадлу, тоже захотел прокатиться на верхней палубе. С сияющими от счастья глазами, француз полез на крышу, а я с чистой совестью занял его место, все счастливы. Правда я думал, что долго он там не продержится, но оказалось я недооценил его возможности, но так даже лучше, всю дорогу я проехал сидя, хотя уже настроился на семи часовой переезд стоя. В Дунче мы прибыли во второй половине дня, но вроде ещё не вечером, апрокинув тарелку супа и осознав, что я ещё полон сил, я решил совершить не большой переход до соседней деревни. Переход оказался действительно не большим, меньше чем через полтора часа я был в месте под названием Туло Баркху (Thulo Bharkhu), тут я и остановился. От этой деревни трекинговая тропа с дороги сворачивала и начинала забирать круто вверх, сложные подъёмы я решил отложить до утра, да и до следующей деревни до темна можно было и не успеть. Деревня Туло Баркху ни чем таким не примечательна, есть лоджии, есть магазинчики, вокруг горы, снежных вершин не видно, а вот из Дунче, к слову говоря, видон сегодня был не плохой, снежные вершины как им и положено оскалились своими белыми клыками на вновь прибывших путешественников. Перед ужином прошёлся по улочке туда сюда, стрельнул пару кадров, потом поужинал вкуснейшей жареной картошкой с яйцом и завалился спать.

Полезности:

От Катманду до Дунче автобус идёт около 7 часов, отправляется в 7:00 с нью бас парка и билеты лучше покупать хотя бы за день. Билет стоит 250. От Дунче до Туло Баркху можно дойти за полтора часа. Комнаты бесплатно сдавать не хотят, просят хоть сколько- нибудь денег, я дал 50 рупий. Во всех остальных местах на треке комнату предоставляют бесплатно, но с учётом того, что питаться ты будешь у них, хотя бы пару раз за день.
  • Жареная картошка с яйцами — 165.
  • Овсяная каша — 135.
  • Чапати — 50.
  • Лимонный чай — 40.
  • Кофе — 65.
  • Бутилированная вода — 40.
  • Цены приведены в непальских рупиях (100$ = 7000 рупий).
  • День — 2.

Хорошо что утром я взял только кашу с чапати и кофе, так как каши была просто огромная тарелка и кофе здорова кружка, я еле всё съел, а ведь ещё хотел и омлет заказать.

Из Туло Баркху я вышел в 7:00 и потихонечку побрёл по тропе, иногда я останавливался, фотографировал, пил воду, одним словом ни куда не торопился, задачи дойти до какого-то определённого места у меня не было. Сперва я шёл один и ни кто мне не попадался, ни в одну ни в другую сторону, но потом видимо все проснулись, позавтракали и двинулись в путь и я стал достаточно часто встречать таких же трекеров как и я.

Большинство конечно идут с портерами, можно по пальцам пересчитать тех, кто тащит свои рюкзаки сами, но всё таки такие тоже мне попадались.

Тропа в целом была везде хорошая, местами конечно были крутоватые участки, но ни чего экстримального. В одном месте я догнал вереницу мулов с погонщиком, мулы были гружёные и шли не слишком быстро, но и обгонять их было не очень удобно, так как тропа не широкая и для обгона надо было выбирать места по шире. В общем я втёрся в пелотон и наверное часа два шёл вместе с ними. Через какое-то время догнали семью немцев: папа, мама и две дочки лет по 12, с ними шли трое портеров и у каждого по баулу, наверное, в двое больше моего рюкзака и у самих немцев тоже по рюкзаку, не большому, но всё таки, хотелось бы мне знать, что они там с собой понабрали. Так вот и они тоже втёрлись в вереницу с мулами и мы значит такой, не побоюсь этого слова, толпой движемся вверх. Мулы загружены под завязку, видно что и им тоже не легко приходится, дышат глубоко, ноздри раздуваются размером с кулак, иногда они даже останавливаются что бы перевести дух и потом не спеша, но уверенно начинают двигаться дальше. Идём мы значит, штурмуем подъём, напрягаемся, мулы тоже напрягаются и видимо один из них напрягся особенно сильно и с мощным тромбонным звуком выпустил газы, ну очень громко он это сделал))). В воздухе разлился далеко не самый приятный запах, немцы сморщились и зажали носы, а портеры, погонщик и я покатились со смеху))). Веселуха!

В целом же мой путь сегодня проходил следующим образом: сперва я набирал высоту, примерно с 1800 м. до 2300 м., потом сбрасывал, достаточно круто сбрасывал, с 2300 м. до 1600 м., а потом а5 вверх с 1600 м до 2400 м. Остановился я в месте под названием Лама отель (Lama Hotel) на дорогу до туда у меня ушло 9 часов, из них смело можно вычесть 2 часа на обед и другие не большие остановки, но всё равно, глядя на карту, мне кажется, что в первый день можно было пройти и поменьше, хотя вроде шёл я не быстро. Высота здесь 2420м. Лама отель это не какой-то отель, а так называется место, деревенька с лоджиями и возможностью купить что-то необходимое, например туалетную бумагу или прингалс с пивом, но будьте готовы к космическим ценам на эти товары первого потребления.

Ещё на лоджиях можно встретить наклейки разных горных клубов, приятно видеть знакомые буквы так далеко от дома:)

После ужина походил вокруг, а то ведь за 9 часов не находился, сходил к горной речке, она здесь под боком и немного поснимал бегущую, чистейшую, горную воду.

Вечером все, живущие в той лоджии в которой поселился и я, собрались в трапезной, по центру которой красовалась первостепенная причина того, что все собрались именно здесь — печка-буржуйка, может она не очень-то симпатична, но зато греет и это главное. Народу, надо заметить, собралось не мало, человек 15 европейцев, плюс их портеры, всего наверное человек 20-25, не мало для одной лоджии в это время года, сдаётся мне, что остальные сегодня пустуют. Сидя и печатая эти строки я решил заказать нечто, что находилось в меню в разделе «Beer», но имело странное для этого раздела название — Langtang Coffee. Я поинтересовался у местного что же это может быть, мне ответили, что это некое местное лёгкое вино с добавлением кофе. Я решил попробовать, оказалась странная штука, во первых оно было горячее, во вторых помимо кофе там было ещё и сливочное масло, по крепости я бы сказал, что тянет градусов на 6-8. В целом необычно, но вставляет нормально, во многом это обусловлено температурой и ещё сливочное масло даёт очень специфический рисунок вкуса и эффекта данного напитка. Забегая вперёд скажу, что я ещё брал пару раз этот напиток в других местах и сливочного масла там не было, то ли это какой-то уж очень специальный рецепт, то ли масло попало туда случайно)). Погревшись у печки и допив этот непонятный напиток я оправился на боковую.

Полезности:
  • Жареная картошка с сыром и овощами — 235.
  • Варёные яйца — 65 за штуку.
  • Овсяная каша — 150.
  • Тибетский хлеб — 100.
  • Чай с молоком — 65.
  • Langtang coffee — 100.
  • Бутилированная вода — 100.
  • На счёт воды. Воду из ручьёв пить можно, но я бы не рекомендовал это делать на высотах менее 4000 м., так как яки, которые пасутся как раз где-то до этой высоты, являются переносчиком очень не хорошей кишечной палочки и с их дерьмом она легко может попасть в воду, а с водой к вам в желудок. Ещё есть вариант купить в Катманду, специально продающийся для таких случаев, раствор хлора и капать несколько капель в воду из ручья. Я так делал в том году и всё было нормально, но сейчас в трек я ушел без этой штуки и поэтому пока вынужден покупать воду в бутылках.

День — 3.

Сегдняя шёл вообще не спеша, останавливался, разбирал штатив, фотографировал горные ручьи, пил чай, общался с другими треккерами.

Табор уходит в небо - портерам догнать его не под силу))

В результате дошёл до деревни Лангтанг за 6 часов. Сегодня дорога была только вверх, ни каких нахрен вниз, сперва достаточно круто вверх, затем полого вверх с участками равнины, а под конец а5 нормально так вверх. Набор высоты сегодня составил 1000 м., с 2420 до 3430 именно на такой высоте и находится деревня Лангтанг. По пути видел новорождённого телёнка, ну вот прям совсем только-только родился, думаю появись я на 15 минут раньше и смог бы воочию наблюдать чудо появления новой жизни. Когда я заметил его с мамой, он был ещё весь склизкий, а мама его вылизывала, а от туда у неё ещё свисала пуповина, кстати интересно как коровы с пуповиной поступают, они её перегрызают, то-есть они до туда могут дотянуться?

На подходе к Лангтангу меня выцепил один дед и сказал, что его лоджия самая офигенная и что бы я непременно поселился у него и проводил меня до неё. На самом деле не думаю, что они чем-то отличаются, абсолютно одинаковые каменные домики, с простейшими комнатами, по этому я не стал ходить и выбирать и поселился в той, в которую привёл меня этот дед. Закинув рюкзак в комнату, пошёл гулять по деревне. Деревня Лангтанг расположена прямо у подножья горы Лангтанг, высота вершины составляет 7200 м. Ущелье в котором находится деревня в этом месте расширяется и образует достаточно просторную долину, может по этому тут такой не слабый ветер, а может просто сегодня погода такая. Вся деревня состоит из одна-двух этажных каменных домиков, каменных заборов и каменных дорожек, одним словом абсолютно каменная деревня, просто каменный век какой-то)).

Если ты живёшь в Лангтанге и тебе, предположим, понадобился мешок картошки или, скажем, газовый баллон, то тебе придётся переть его сюда на своём горбу, ну или своей голове, это уже кому как удобней.

Живут в деревне преимущественно непальци, но есть и тибетци. Люди весьма колоритные, с выжженными солнцем лицами и глубокими рубцами морщин, а вот фотографироваться, в отличии от индусов, жители гор не любят, но некоторых всё таки можно уговорить.

Детей уговаривать не надо, они готовы на любую замануху.

Спать лёг рано, но спалось не очень хорошо, а утром не хотелось вставать, высота даёт о себе знать, первые дни на приличных высотах самые сложные. Завтра поднимусь до соседней деревни, она ещё на 400 м. выше и там уже остановлюсь на несколько дней и поделаю радиальные выходы.

Полезности:
  • Омлет из двух яиц с сыром — 220.
  • Картофельный суп — 170.
  • Макароны с сыром — 220.
  • Тибетский хлеб — 110.
  • Овсяная каша — 150.
  • Лимонный чай — 60.
  • Бутилированная вода — 120.
  • Зарядить любое устройство — 100.
  • Электричество в лоджиях берётся от солнца, весь световой день солнечные батареи заряжают аккумуляторы и вечером тусклые энергосберегающие лампочки радуют нас своим светом. А вот розетки в комнатах отсутствуют, заряжать что бы то ни было можно только у хозяев и за отдельную плату. Ради справедливости надо заметить, что даже осветительный свет в комнатах есть не везде, в некоторых лоджиях свет есть только у хозяев на кухне и в общей комнате с печкой для трапезы. Можно заметить, что не только окружающие горы становятся выше, но и цены в меню тоже от них не отстают, а иногда мне даже кажется, что цены тут выше чем горы.

День — 4.

Вышел сегодня чуть позже чем в предыдущие дни, где-то в 8 часов, так как идти мне сегодня не далеко, то место до которого я хочу добраться сегодня и остановиться там на несколько дней, находится всего в 2-3 часах ходьбы.
    Это по пути.

Деревня Кянжин Гомба (Kyanjin Gumba) находится на высоте 3870 метров и хотя от Лангтанга она отделена всего-то двумя часами ходьбы и 400 метрами высоты, но выглядит тут уже совсем всё по другому. Со всех сторон деревня окружена белыми пиками и это заставляет по настоящему почувствовать себя в высоких горах.

Я почти целый год ждал момента когда, вставая по утру и выглядывая в окно, я буду видеть снежные вершины и вот этот момент настал. Теперь мне хочется забраться ещё выше и с палаткой и выглядывая из неё видеть белые пики в непосредственной близости, но пока надо акклиматизироваться, а палатке с ледникам и звёздам с кулак придётся подождать, по меньшей мере ещё пару недель.

Большую часть пути прошёл сегодня в компании с одним местным мужиком, он сперва предлагал услуги гида, потом, поняв, что это меня не интересует рассказал две недавно произошедших истории. Обе истории без хэппи энда, первая про то, как десять дней назад сошёл камнепад и снёс два дома, в одном, как я понял ни кого не было, во втором был отец с двумя детьми, все трое погибли. Мы проходили это место и я своими глазами видел развалены двух домов, при этом я бы не сказал, что эти дома стоят в каком-то уж очень опасном месте, со стороны всё выглядит достаточно спокойно, тем не менее два дома и три жизни как и не бывало. Вторая история про то, как испанский горный гид полез в одиночку на какую-то из близлежащих гор. Внезапно испортилась погода, началась метель, больше испанца ни кто не видел, после улучшения погоды из Катманду прислали поисковый вертолёт, но ни тела и вообще ни каких следов испанца не обнаружили. Из этих двух историй я сделал следующие выводы: если высоко не лезть, то от туда сверху камень на голову свалится, а если лезть, то снегом заметёт.. Или не свалится и не заметёт, в любом случае шансы на выживание 50х50. Так что делать надо то, что считаешь нужным, а будет всё так, как ты этого заслуживаешь и ни как иначе.

Купил сегодня пол кило ячьего сыра, тут в деревне сырная ферма, купил, так сказать, от производителя. Сыр твёрдый и очень вкусный, особенно после того, как уже почти два месяца не ел нормального сыра, он кажется мега вкусный, надо будет купить ещё.

В деревне есть старый буддийский монастырь.

А неподалёку конечно же красуется ступа.

А во дворике, прямо напротив моей лоджии, уже не молодые японцы с портерами и гидами разбили палаточный лагерь.

Думал сегодня поснимать закат, по моим подсчётам белые вершины на юго-западе должны быть эффектно подсвечены лучами уходящего солнца, но не тут-то было. К вечеру набежали тучи, всё заволокло и пошёл снег, ни какого заката, ни каких эффектных снимков.
    Пошёл фоткать реку.

Полезности:
  • Китайская лапша с сыром — 250.
  • Картошка жареная с овощами и сыром — 250.
  • Варёное яйцо — 80 за штуку.
  • Сыр яка — 570 за килограмм.
  • Бутилированная вода — 150.
  • Лимонный чай — 70.
  • Ведро горячей воды — 0 рупий.
  • Про грячую воду из крана можно забыть, но есть возможность купить ведро горячей воды и весьма сносно помыться или постирать свои вонючие носки. Мне почему-то воду нагрели бесплатно, но не стоит обольщаться, такое бывает очень редко, обычно ведро горячей воды стоит от 100 до 200 рупий, в зависимости от расстояния до места где можно набрать дров.

Сыр яка очень хорош, во всяком случае для меня, он твёрдый, как пармезан примерно и имеет специфический привку, как например козий, но тут привкус другой. Если у вас будет возможность купить сыр яка, то я рекомендую этой возможностью воспользоваться, так как если вы любите сыр, то думаю сможете оценить этот по достоинству.