Руководитель: Е.Зеленцова, Москва

Отчет о горном походе 4 с эл. 5 к.с. по Сванетии (Грузия) в августе 2013. Часть 4

Фотоматериалы и схемы к отчету

Продолжение. Часть 3 здесь

Перевал Нагеб (1Б, 3700)

1Б 3700м

ледово-скальный север-юг

Расположен в западном отроге вершины Тетнульд, в хребте Угвир. Ведет с ледникаНагеб вверховья реки Твибер (р. Адишчала).

Прохождение:23-25 августа 2013 года. Описание дается от перевала Нагеб до селаЧвабиани. С перевала снята записка группы туристов Севастопольскогоклуба туристов (5 к.с., 8 человек, руководитель Охримович Н.Н.) от 14.08.2013.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки.

Погода вовремяпрохождения: 23 августа переменная облачность, днем погода портится, вечером сновараздувает. 24 августа - отсидка: практически весь деньдождь, ночью гроза 25 - с утра дождь, днем заканчивается, 26 - ясно, солнечно.

23.08.2013(продолжение) Поскольку времени еще много, а стоянки на перевале нельзяназвать очень комфортными (на самых хороших уже стоят группы), решаемспуститься хотя бы до «гнезда амарантов» (седловины вбоковом гребне, иначе называемой перевал Тюбмашар (1А, 3391). В 14:50начинаемспуск с перевала по мягкому снежнику в верхней части широкого кулуарасо скальными бортами (фото 13.1). Ниже выходим на осыпь правого бортакулуара и по «тропе» (осыпь, конгломерат до 30гр.)сбрасываем около 50 м,выходим на скальные полки справа по ходу([197], H = 3515 м),не уходя в сужение кулуара, где он круто падает в осыпной цирк (фото13.2, 13.3). На те жеполки можно попасть, сразу уйдя с осыпи вправо на скальные полки (естьвода иплощадка под 1 палатку),по которым надо спускаться широкими петлями, выбирая путь в обходкрутых стенок. Дальнейший спуск в направлении «гнездаамарантов» проходит по тропе, петляющей по скальным полкам иосыпи. Общая крутизна спуска не превышает25гр.. За 40 минут ЧХВ от перевала спускаемся к седловине Тюбмашар([AMARANT], H = 3390 м, фото 13.4). Ни одного амаранта не видно, также как и площадок или воды. Что ж, спускаемся дальше...

[«Амарант, или щирица (лат. Amaranthus) — широко распространённый род преимущественнооднолетних травянистыхрастений смелкими цветками, собранными в густыеколосовидно-метельчатыесоцветия. Относится к семейству Амарантовые.Известно около55—65 видов, которые произрастают в тёплых и умеренных областях» (Википедия)]

Спускаемся сперевала на запад по средне-осыпному склону с тропой, затем поснежникам к правому краю цирка, занятого валами крупноблочной морены наместе исчезнувшего ледника (фото 13.5, 13.6). В высоком скальном«заборе» справа по ходу виднеются несколько очень крутыхосыпных кулуаров, один из которых - перевал Рокуэлла Кента.Чувствуется усталость после длинного спуска, поэтому медленно, смногочисленными спусками и подъемами, преодолеваем мешанину морен, иудачно выбираемся к «языку» этого каменного глетчера уистока мощного ручья ([CAMP 23 24],H =2985 м, 70 минут ЧХВ от перевала). Рядом с большим камнем находимуютную площадку с крокусами, ниже в широкой травянистой чаше у рекиТвибер пасутся кони, есть следы коров. Усталые, но довольные,останавливаемся здесь на ночевку в 17:25.Моемся, стираем вещи. Вечером красивый закат, мягкий теплый вечер. Унас остается лишний день, обсуждаем, где его провести: в Местии, Мазери, Зугдиди или Тбилиси.

Часть группы ложится спать на улице под звездами. Около полуночи погода резкопортится: приходитгроза, сильный дождь продолжается до утра.

24.08.2013 Утровстречает нас мелким дождем и туманом. Завтракаем и расходимся попалаткам - время есть, нет необходимости идти под дождем. Временамидождь усиливается, приходит и уходит туман. К обеду погода в целомулучшается,появляется видимость, но идти вниз уже нет смысла: о хороших местахночевок по пути к автомобильной дороге нам ничего не известно.В середине дня мимо нас проходит один из маёвцев, остальные в туманетраверсируют травянистый отрог в сотне метров выше нашего лагеря.

Непогода заканчивается после обеда. Гуляем по окрестностям. Снизу, видимо из Адиши, подходит небольшая группа цивилизованных туристов и останавливается на лугах в отдалении.

Вечером, после захода солнца, с юга приходит мощный грозовой фронт.Засыпаем под непрерывное сверкание молний, сопровождающееся сильным ветром идождем. Постепенно грозовые тучи протаскивает в сторону вершины. Как же хорошо, что мы вчера спустились до травы.

25.08.2013 Сегодня нам нужно идти вниз, невзираяна погоду. Утром по-прежнему идет мелкий дождь, видимость периодическизатруднена. Завтракаем, собираемся по палаткам и под тентом, потом ещеоколо часа ждем улучшения погоды.Наконец намечается перелом. Собираем лагерь и, приготовившись мокнуть, выходим в 9:25.

Начало пути -вниз вдоль ручья и направо, к нижней части травянистого гребня,ограничивающего цирк справа (фото 13.7). Здесь гребень выполаживается,за угол уходятмногочисленные коровьи тропы. Сворачиваем на одну из них и с небольшимнаборомвысоты траверсируем окончание отрога. Правильнее было бы спуститься ещена 50 м ниже по высоте, там проходит самая торная тропа. Через 10 минутпосле выхода дождьпрекращается, облачность начинает подниматься и нашим глазамоткрываются удивительные виды засыпанных снегом склонов Сванетскогохребта и заснеженные скалы Тетнульда. Похоже, начинается осень...

Траверсировавотрог, попадаем в следующий, меньший, травянистый цирк.Внизу у ручья Мешхаштвиби хорошо видно начало дороги и развалиныкоша/изгороди(фото 13.8). Спускаемся к ним, перепрыгиваем ручей по камням и выходимнамагистральную тропу, практически дорогу ([202], Н =2785 м, 25 минут от места ночевки).Она идет несколько километров с локальными сбросами и наборами,траверсируя склонхребта, суммарный сбросвысоты незначителен (см. карту, трек. Фото 13.9).Через 7 минут проходим мимо ручья, еще через 15 минут выходим к кошу,рядом с которым озерцо([203]),и спускаемся вглубокую долинуручья, текущего из-под горы Сгимазук. Под намивидны башни Адиши, над которыми плывут клочья тумана и переваливаютчерезлесистые хребты - очень красиво. Продолжая движение по очевидной тропе,выходим в11:05 к проезжей грунтовой дороге ([204], Н = 2680 м), уходящей вверхпо склону к местустроительства горнолыжного курорта. Изумительный вид на Ушбу! Вседальние горыпокрыты свежим снегом, облачный фронт проходит и на дальних пиках ужепоявилось солнце, снег начинает таять и стекать лавинками. Надгромадными лесистыми долинами плывут и клубятся облака (фото 13.10).

По сильнопетляющей дороге проходим место, откуда уходит тропка в сторонуЖабеши ([ZHABESHI TURN]) и выходим на гребень, разделяющий долины рекМульхра и Адишчала. Идти не по дороге здесь практически невозможно:вокруг сплошные зарослирододендронов. Дорога расширяется, ее качество улучшается, навстречупопадаются конные туристы, затем мотоциклист, микроавтобус с туристами.Созваниваемся с Сосо и договариваемся о встрече завтра утром.

На картеобозначены несколько дорог или троп, спускающихся в сторону Чвабиани иЖабеши, стараемся не пропустить поворот, так как идти по дороге доперевала Угыр совсем не хочется, а спускаться по лесу напрямую хочетсяеще меньше.Через 45 минут спуска по дороге находим коровью тропу, уводящую пораспадку ручья внужную сторону ([206], Н = 2335 м). Ниже оказывается, что тропа торная,это - основнойпуть из Чвабиани наверх. Через 10-15 минут спуска по грязной тропе вгустом криволесье выходим на небольшую полянку с костровищем и ручьем([OBED 2508], H = 2195 м).Можно поставить палатку. Обедаем (12:55). В лесу вокруг много грибов и ягод. Внизу видны башни и красные крыши селения Чвабиани.

После обедавыходим в 14:37 и за 30 минут сбегаем к сосновой роще у неизвестногостроения (возможно, храма) над селением. Тропа идет по системе валов ирусел в большом конгломератном желобе, проходит мимо родника (фото13.11).Травянистая полянка испачкана коровами, но вполне ровная, ближе кдеревне вставатьнегде и ни к чему.Останавливаемся здесь на ночевку ([CAMP 25 26], H = 1825 м). Моемсяв теплом ручье рядом с поляной, идем в магазин за вкусностями. Ближе квечерунесколько деревенских жителей приходят забрать своих бычков. Ночьюоставшаяся частьстадамешает нам спать.

26.08.2013 Утром горы в облаках, которые затем рассеиваются. Пока собираемся,приходит здоровенный пёс и сидит с нами. Потом его забирает хозяин.Спускаемся по тропе вправо, затем по узкой деревенской улочке выходимна основнуюдорогу у верхнего края селения ([FINISH], H = 1615 м). Через 15 минутза нами приезжает Сосо.

Едем в Местию к пограничникам, в МЧС, в музей М. Хергиани, затем забираемнескольких попутчиков из Багвданари и едем вниз. С несколькимикороткимиостановками прибываем в Зугдиди около 16:00. По рекомендации Сосо идемв кафе - вкусно, но очень остро. После кафе едем на море в Анаклиа - это полчаса от Зугдиди. Потрясающий контраст: пальмы, отель, пляж. Людей, конечно, многовато, иморе посленепогоды мутное, но все равно несколько часов у моря - это здорово.Сосо привозит нас кпоезду за час. Погрузка, поезд - и мы в Тбилиси. Закидываем вещив знакомый хостел, моемся, перекидываем вещи, гуляем по городу, готовимомлет с помидорами, закупаемся вином и сувенирами и в 16:35 без проблем садимся в самолет.

Выводы,рекомендации: Перевал Нагеб в нашем варианте прохождения соответствуеткатегории 1Б. В сезон от «гнезда амарантов» почти всегдаесть тропа. С прохождением ледника Нагеб (через ледопад или через пер.Рокуэлла Кента) категория сложности станет обычной 2А.

Путь по тропе траверсом склона хребта с выходом в Чвабиани или Жабеши - очень удачный, красивый и простой вариант для завершения маршрута.

Приложение 1. Описание некоторых перевалов Сванетии

В июле 2013 г.группа туристов из ТК МГУ под руководством В. Кодыша совершала вСванетии поход 4 к.с. К сожалению, по ряду причин группе не удалосьреализовать маршрут полностью, однако были пройдены несколькоинтересных препятствий, описание которых приводится ниже.

Техническоеописание дано с разбивкой по дням. Километраж дан с учетомкоэффициента 1,2. Участки, пройденные радиально, учитываются скоэффициентом 0,5. Высоты даны по топографической карте, принеобходимости уточнены по GPS. Время указано чистоеходовое.

День 3. 15.07.2013

Долина р. Накра - пер. Щель (Оптимист)(2А, 3375, сн-лд-ск) - ледник ЛедештПеревал Щель (Оптимист)(2А, 3375, сн-лд-ск) соединяет ледник Накра Зап. иледник Ледешт.Ориентирован: северо-восток- юго-запад. Северо-восточная сторона - фирновая,юго-западная -скально-осыпная.Координаты поGPS - N 43°11,4159` E 42°28,3297`(WGS-84). Описания 90-х годовне соответствуют текущему состоянию. Общая протяженность пути: 9 км

Ходовое время: 7 ч. 10 мин.Перепадвысот: +1030м -125м. Ночевка на высоте: 3250 м

Утром ясно, вечером - туман. Выходим в 7:25.

Начинаемподъем по старым заросшим моренам ледника Накра Зап., постепенносмещаясь влево. Все сильно заросло кустами и высокотравьем, время отвременипопадаются остатки тропы, ведшей на пер. Донгуз-Орун. За час ЧХВвыходим на правую боковую морену. Отсюда видно, что проще было бы дойтивдоль реки до низа этойморены и подняться по ней. Далее подходим по морене до ледника НакраЗап. и поповерхностной морене поднимаемся (20 минут) на плоский слегка закрытыйледник без трещин (фото 14.1). Здесь надеваем кошки.

За 1 ч. 40мин. ЧХВ подходим под фирновый кулуар перевала Щель. Крутизна -25-30?. Движение начинаем вдоль левого по ходу края кулуара.Посередине высотыкулуара - бергшрунд. По центру есть снежный мост, по которому мыи пересекаем его. (Если мост протает - можно пройти по рантклюфтуи скальной полке вдоль левого походу борта.) За1 ч.15 мин. ЧХВвыходим на перевал (в 13:00).

Седловинаширокая, осыпь и разрушенные скалы. В 90-е годы на седловинузаходила правая ветвь ледника Ледешт. Сейчас ледник сильно отступил, иэта ветвькончается крутым ледовым лбом над перевалом, над которым мощные ледовыесбросы. На юго-запад к боковым моренам левой ветви спускаются бараньилбы. Спуск по ним нежелателен - много живых камней и трудно организовать страховку.

Спуск начинаемв 13:40. Вначале лазанием по разрушенным скалам спускаемся наосыпную полку (рюкзаки спускаем на веревке). По полке влево до краяльда. Отсюдаперила на ледобурах по краю льда (50 м, около 50гр.) в промытомкулуаре на стыке льда иразрушенных скал (фото 14.2). Камнеопасно! Постоянное наблюдение засклоном! Здесь лед кончается. Станция на ледобурах под прикрытиемскалы. Вторая веревка - косойдюльфер вправо-вниз по разрушенным скалам (ручей). Также камнеопасно.От конца второй веревки пологая осыпь, затем морены. На боковой моренелевой ветви - старыестационарные стоянки. Много площадок,ручьи. В 16:25 встаем на ночлег.

День 4. 16.07.2013

Подъем по леднику Ледешт на пер. Накринская Щель

Перевал Накринская Щель (иногда называют Ледешт туристский) (2А, 3675, сн-лд) соединяет ледник Ледешти ледник Квиш Северный. Ориентирован запад-восток. Обе стороны - снежно-ледовые.

Координаты по GPS - N 43°11,3091 E42°29,5081`(WGS-84). Общая протяженность пути: 7 км

Ходовое время: 2 ч. 40 мин.Перепадвысот: +425м Ночевка на высоте: 3675 м

Утром ясно, потом весь день туман, временами дождь.

Выход в 5:40. По склону морены спускаемся на открытый пологий ледник иначинаем движение вверх по нему. Вскоре ледник становитсязакрытым - связываемся. Садится туман. Путь виден на ближайшие 50-100 м. Крутизна 10-20гр.. Движение позакрытому леднику в связках и в кошках к забитой в GPS с карты точке верхнего краяхребта, разделяющего ледники Ледешт и Квиш Сев.В 9:30 подходим к этой точке.Хребетсейчас продолжается еще на 100 м, а здесь скальный гребешок, торчащий на 10 м изледника, хорошо закрывает от ветра. Рядом тур. Снимаем записку. В ней перевал называют Ледешт Туристский. Решаем ставить лагерь и ждать погоды.

День 5. 17.07.2013

Пер. Накринская Щель - ледник Квиш Сев. - р. Квиш - р. Долра. Общая протяженность пути: 16 км

Ходовое время: 7 ч. 40 мин.Перепадвысот: -1435 м Ночевка на высоте: 2240 м

Утром туман, позжеясно, затем пасмурно, временами дождь.

Выход в 7:00. В связках и кошках спускаемся по закрытому леднику. Верхнююступень ледопада обходим справа, затем выходим на центр ледника. В 9:10 подходим кверхнему краю последней ступени.

Делаемразведку вправо и влево. Слева - рваный лед, пройти можно, но со скаллевого борта летят камни. Справа начинается боковая морена.В 11:15 выходимна правый борт ледника. На покровной морене развязываемся и снимаемкошки. По покровной морене выходим на гребень правой боковой морены.Однако спускатьсядо конца побоковой морене не стоит - с нее очень крутой и длинный спуск поконгломерату к реке иброд через реку Квиш Сев. днем представляет серьезную проблему, а намнужен ее левыйберег. Поэтому по гребню проходим до места, где под боковой мореной изледникавыступают бараньи лбы.Здесь склон короткий и не слишком камнеопасный. Спускаемся с гребнянаискосок-вперед на бараньи лбы. По карману между мореной и лбамивозвращаемся назад к леднику. Отсюда, навесив 70 метров перил наледобурах по гладкому льду 45-55 гр., в 14:05 выходимна пологий язык ледника (фото 14.3).

Здесьначинается река Квиш Сев. Но она сразу же уходит в каньон междубараньими лбами. Поэтому траверсируем влево осыпную террасу над лбами,выходя клевому борту долины. Отсюда по травянисто-осыпному склону спускаемся в14:55 к реке ниже бараньих лбов. Вдоль реки идет слабая тропа. Затемона поворачивает налево в долину Квиша. Здесь, как оказалось, нас ужеждет пограничник с мулом. Он приехалпредупредить нас об отсутствии моста через Долру и помочь с переправой.Как выяснилось, пограничники не знают о снежном мосте через Долру вканьоне выше устья Квиша. Тропа вдоль Квиша уже неплоха, но временами теряется в высокотравье.

Пограничникпереправляет нас и рюкзаки через Долру чуть выше устья Квиша (фото 14.4)и уезжает вниз. В 18:20 встаем на ночлег на левом берегу Долры.

День 6. 18.07.2013

р. Долра - озеро под ледником Квамп. Общая протяженность пути: 7 км Ходовое время: 3:00

Перепадвысот: +660м Ночевка на высоте 2900 м.

Утром ясно. Днем и вечером - дождь, град.

Выход в7:20. Идемвверх по Бечойской тропе. Проходя мимо каньона, убеждаемся, чтоснежный мост на месте. Затем забираем вправо, начиная набирать высоту.Через 1 час 35 минут ЧХВ выходим на старую правую морену л. Квамп.Затем 50 минут поднимаемся по слабозаметной тропе по гребню морены.Выйдя на уровень озера, сворачиваем вправои, пересекая без проблем вброд р. Квамп, в 11:15 выходим на ровнуютеррасу у озера.Погода портится, начинается сильный дождь. Встаем на вынужденную ночевку. Мест для палаток здесь много.

День 7. 19.07.2013 Вынужденная дневка

Весь день сильный дождь. Временами с градом.

День 8. 20.07.2013

Озеро под ледником Квамп - мульда под перевалом Курсантов Южный Общая протяженность пути: 4 км

Ходовое время: 11 ч 45 мПерепад высот: +700м. Ночевка на высоте: 3600 м

Утром ясно, затем - низкая облачность. Видимость ограничена.

Выход в 5-45. Начинаем подъем. За 40 минут по моренам подходим под язык ветвиледника Квамп, стекающей с пер. Курсантов Южный.

Ледникоткрытый. Одеваем кошки и начинаем подъем по центру, смещаясь влево.Затем начинаем навеску перил на ледобурах. 100 м перил по ледовомусклону крутизной 35-50гр. (фото 14.5, 14.6). Затем по выполаживаниюнавесные переправы влево через 2продольные трещины (первый с двумя инструментами и без рюкзака) - 50 м.Еще 50 метров - траверс влево под стенкой и обход ее слева. Следующаяверевка - вверх по следующему выполаживанию под вторую стенуслева по краю большого разлома. Затемтраверс под стеной над разломом вправо до понижения в стенке и подъемна 7-метровуюстенку - 50 м (фото 14.7, 14.8).

Здесь ледопадкончается и начинается закрытое ледниковое плато. Отсюда до седловиныгруппа из Запорожья в 2012 году шла в связках. В 11:20 выходим наплато. Проходим его в связках и поднимаемся по центру, смещаясь чуть вправо (фото 14.9). В 12:50 выходим на второе плато.

Отсюданачинаем подниматься правее моренной осыпи в центре ледника. Глубинаснега на склоне оказывается небольшой (3-5 см), поэтому вновь начинаемвешать перилапо центру разорванного закрытого ледника, забирая чуть правее (фото14.10). Навесили 400 метров перил на ледобурах до выполаживания. Отсюдатраверсируем направо поперилам через трещины по снежным мостам 100 метров до мульды. Но этиверевки были уже необязательны. Всего подъем от 2-го плато занимает 5 часов 30 минут. В 18:40

выходим в мульду. В конце мульды осыпная седловина в боковом гребне. Воды нет.Опасаясь лавин и падения камней с бокового гребня, ставим палатки на снежном гребне, ограничивающем мульду снизу

День 9. 21.07.2013

Мульда под перевалом Курсантов Южный - пер. Курсантов Южный(3А, 3780, сн-лд) - л. Ушбинский

Перевал Курсантов Южный (3А, 3780, сн-лд) соединяет ледник Квамп иледник Южно-Шхельдинский.Ориентирован запад-восток. Обе стороны - снежно-ледовые. Координаты по GPS - N 43°9,3129`E 42°36,0582`(WGS-84).

Общая протяженность пути: 8 км.Ходовое время: 7 ч. 25 мин.Перепад высот: +180 м, -1080 м Ночевка на высоте: 2700 м.

С утра ясно,вовторой половине дня - пасмурно, дождь.

Выход в 7-30.Начинаем вешать веревки вверх от мульды. 150 метров перил наледобурах по крутому разорванному закрытому льду. Крутизна -35-40гр.. Над склоном - снежно-ледовое перевальное плато пер. Курсантов Южный.

Существует ещеодин вариант подъема из мульды на седловину - влево вверх. Тампуть положе и перила не требуются. Этим вариантом прошла группаГолубева в этом же году.

Существуют 2 варианта спуска по л. Южно-Шхельдинский - вдоль левого иправого бортов. По описаниям варианты примерно равноценны, но по правому борту описания только старые, по левому - 2012 года

Выбираемвариант слева.Спуск с перевала начинаем в связках внаправлении ГКХ. Некрутой закрытый ледник с трещинами. Подойдя ближе кГКХ, сворачиваем вправо, обходя слева верхнюю часть ледопада.Постепенно ледопад расширяется,отжимая насподскальную стену слева. В стене попадаются кулуары, по которым иногдалетят камни. Требуется наблюдение! Затем ледопад перекрывает спуск,смыкаясь со стеной. В 10:45начинаем вешать перила на ледобурах (фото 14.11). Сначала 100 м вдольборта. Выходим на сброс. Приходится вешать 50 метров перил вправо подмощную ледовую стену (опасность обвала льда) и из-под нее сразу вниз намощные ледовые перья. Отсюда 150метров перил вниз по сбросу, который здесь уменьшается и становитсяневертикальным,довыполаживания (внизу в 14:35, фото 14.12). Последний спускается ссамовывертом. Отсюда в связках по закрытому леднику, обходя справа зону разломов, выходим на ровный ледник (фото 14.13)

Теперь мы видим, что вариантспуска вдоль правого борта выглядит заметнопроще. Уже после похода прочитали свежую информацию альпинистов, которые прошлитам этим летом. Пишут, что там навешивается 1 - 1,5 веревки.

Поскольку намне нужно попадать на Ушбинские ночевки, а надо спуститься к языкуУшбинского ледника, на спуске постепенно забираем вправо. В 15:40спускаемся сязыка ледника на морены на левом берегу каньона реки, вытекающей изледника. В 16:00встаем на ночлегв кармане правобережной морены ледника Ушбинский.

День 10. 22.07.2013

л. Ушбинский- с. Мазери- р. Гуличала.Общая протяженность пути: 19 км Ходовое время: 5ч. 50 мин.

Перепадвысот: - 1140 м +270 м. Ночевка на высоте: 1830 м

Облачно, временами дождь.

Выход в 6:15.Спускаемся по правобережной морене,затем по зачехленному леднику ближе к правому борту. Перед выходом кязыкуначинаются туры. Под языком ледника есть площадки. Оттуда начинается маркированная тропа. Она идет траверсомправого склона (трава, кусты), обходя сверхускальные сбросы. Затем спускается прямо вниз к реке по крутому травянистомусклону.

Отсюда ужеидет мощная тропа к реке Долра. В 9:40 выходим к погранпосту наберегу Долры,около него - мост через Долру. На правом берегутропа постепеннопревращается в дорогу, Навстречу постоянно попадаются экскурсанты.Затемдорога вновь переходит по мосту на левыйберег. Сюда уже доезжают машины.

Наподходе кМазери нас встречает всетот же пограничник и вызывает по телефону родственника с угощением.

В 11:55 на входе в Мазери устраиваем обед и забираем свою заброскуиз «Гранд Отеля Ушба».

В 15:20 продолжаемдвижение. В центре села Мазери, зашколой поворачиваем налево. В 16:30 подходимк мостучерез Гуличалу. «Мост» - скользкоебревно, но рекалегко переходится вброд.Выше есть нормальный мост. Подъем по дороге, затем по маркированной тропе.

В 17:10 встаем на ночлег у мостана левом берегу Гуличалы.

День 11. 23.07.2013 Подъемпо р. Гуличала.

Общая протяженность пути: 10.5 км Ходовое время: 2 ч. 55 мин.

Перепадвысот: + 800 м Ночевка на высоте: 2630 м

Туман, вечером - дождь.

Выход в 6:30. Подъем по маркированной тропе. Маркировка плохо видна в тумане.По ошибке спустились к реке, пришлось возвращаться. Тропа набирает высоту, обходя каньон.

В 11:35 выходим к месту впадения притока с пер. Гуличала.Переходим приток, поднимаемся по тропе по его орографически правому берегу. В 11:47 встаем на обед на чистом ручье.

Начинается дождь. Находим площадки подпалатки. В 15:35 встаем на ночлег. На левом берегу притока тожеесть стоянки, там стоит украинская группа. Но чистая вода там далеко.

День 12. 24.07.2013

р. Гуличала - связка пер. ГуличалаВерхний (3300,ос) +пер. Гуль-1 (3321, сн-лд-ос) +пер. Гуль-2(3160,сн-лд-ск-ос)- р. Чалаат. Суммарная категория - 1Б. Пройденный вариант - 2А.

Перевал Гуличала Верхний (3300, ос) соединяетЛП р. Гуличала и р. Пишкуэри. Ориентирован запад-восток. Обе стороны - осыпные.

Координаты по GPS - N 43°5,8089`° E 42°40,7464`(WGS-84).

Перевал Гуль-1 (3321, сн-лд-ос) соединяет ледник Чалаати р. Пишкуэри. Ориентирован север-юг. Севернаясторона - снежно-ледовая,южная - осыпная.

Координаты по GPS - N 43°5,9751` E 42°41,1142`(WGS-84).

Перевал Гуль-2 (3160, сн-лд-ск-ос) соединяетледник Чалаат и правый притокр. Чалаат. Ориентирован запад-восток. Западная сторона - снежно-ледовая, восточная - скально-осыпная.

Координаты по GPS - N 43°6,5815`E 42°41,9169`(WGS-84).

Категория сложности связки - 1Б. Пройденный вариант соответствует категории 2А за счет спуска спер. Гуль-2 на север.

Общая протяженность пути:7 км Ходовое время: 8 ч. 25 мин. Перепад высот -1250 м +590 м Ночевка на высоте: 2070 м

Туман, временами - дождь.

Выход в 5:45. Начинаем подъем по травянистому склону, затем пологий осыпнойперевальный взлет с перепадомвысот 100-150 м. Всего 1 час 15 мин ЧХВ.

В 7:15 на седловине пер Гуличала Верхний. Седловина широкая, осыпная.

В 7:30 начинаем спуск по спусковым следам по осыпи. Затем траверсируем ту жеосыпь на седловину пер. Гуль-1. На перевале в 8:05. Перевал неправильно указан накартах. На самом деле это ближайшая к в. 3428 седловина. Седловина широкая,есть озерои места для палаток. Погода вновь портится, видимости нет. Ждем.

В 12:25начинаем движение к перевалу Гуль-2. Пологий закрытый ледник, идем всвязках (фото 14.14). В 13:00 на седловине пер. Гуль-2. Седловинаширокая, осыпная.Много мест под палатки. Вода - из снега на леднике.

В 13:50 начинаем спуск по скально-осыпному склону к руслу сухого ручья (ближек правому борту). Затем по его руслу через пояс бараньих лбов (фото 14.15). Ниже лбовспускаемся по траве вдоль левого берега сухого ручья. Затем в ручье появляется протяженный снежный мост, продолжаем спуск по нему.

На левомберегу начинается тропа, которая уходит траверсом влево. Тропа хорошая,но часто теряется в траве. Она подходит к сухому руслу ручья и, перейдя его, начинает резко набирать высоту.

Мы решилиспускатьсяпо руслу. Это оказалось ошибкой. Правильно было бы продолжать движениепо тропе с последующим спуском к языку л. Чалаат. Сначала спуск былудобен, потом в ручье появилось вода, берега стали круче, появилисьприжимы.Ручей заканчивается водопадом. Вешаем 1,5 веревки перил по скалам на деревьях (фото 14.16).

Под водопадом склон выполаживается. Здесь терраса с озером. В 20:20 встаем на ней на ночлег.

День 13. 25.07.2013

р. Чалаат - язык л. Чалаат - р. Местиачала. Общая протяженность пути: 5 км

Ходовое время: 3 ч. 25 мин.Перепадвысот-530м, +115 м Финиш на высоте: 1645 м.

Переменная облачность.

Выход в 5-55.Террасу от дна долины отделяют конгломератный склон 100 метров повысоте. На краю висит стационарнаяпетля из стального троса. Дублируем петлей накамне и вешаем 50 метров дюльфера. При сдергивании камень перебилверевку. Дальше спускаемся с самостраховкой ледорубом повыполаживающемуся конгломерату и травянистому склону. Спуск занял 1 час 15 минут (фото 14.17).

Затем по днудолины за 25 минут поднимаемся к языку ледника Чалаат. За 1 час 25 минут поднимаемся по правобережной морене на зачехленный ледник,пересекаем его и спускаемся по левобережной морене на левый берег реки Чалаат.

Здесь начинается хорошая маркированная тропа вниз по реке. За 25 минутспускаемся в долину р. Местиачала к мосту через нее. Перед мостомпогранпост. За мостом начинается автодорога в Местию.

К отчету прилагается обзорная карта маршрута, составленная на основе хребтовкиавторства В. Ляпина и крупномасштабные спутниковые снимки (источник - Bing maps), на которые нанесены трек и точки, снятые с помощью GPS-приемника Garmin eTrex 30. Файлы прилагаются к отчету.

Также к отчету прилагается высотный график, построенный по GPS-треку. Красные точки обозначают ночевки, зеленые - минимумы и максимумы высоты.