Люди и горы > Денис Урубко >

Автор: Денис Урубко, Рязань

Канченджанга, как шаг в проекте 8000-new

Весной 2014 года состоялась международная экспедиция на вершину Канченджанга с Северной стороны. Группа из пяти человек планировала акклиматизироваться по пройденному другими командами Северному Гребню. А затем совершить попытку прохождения нового маршрута в альпийском стиле по Северной стороне горы. Здесь писалось о планах.
В проекте участвовали Алекс Чикон (Испания), Адам Билецкий (Польша), Артем Браун (Россия), Дмитрий Синев (Россия) и я (Россия). Наша команда готовилась достаточно кропотливо, каждый знал, что предстоит, чего ожидать, как будем действовать. Собирались в Непале частями :) Кто-то прилетел раньше, кто-то позже. Работали с местным треккинговым агентством «СевенСаммит».

11 апреля мы стартовали из Катманду. Дорога автобусом заняла два дня в поселок Тапледжунг. В пути ночевали в гостинице, где царила жара и насекомые.
13 апреля проехали на джипах до окончания дороги в поселке, и на следующий день вышли в треккинг. Поднимались по долине с отдыхом в поселке Гунза. Небольшая группа портеров (как выяснилось позже) решила срубить все деньги, поэтому грузы тащили в три ходки из Тапледжунга в Базовый лагерь. А мы удивлялись, почему нет того-другого.

20 апреля прибыли в Базу на высоте 5130 в местечко Панг-Пема. Это травянистая терраса на правом (орографически) берегу ледника Канченджанга. Денек провели в подготовке, разведали спуск на ледник и начало морен. На следующий день прошли семь километров ледника Канченджанга, отыскали безопасный проход через скальный пояс слева, и в кармане морены на высоте 5700 установили Лагерь-1. Обходя зону падения сераков со склона, продвинулись через несложный ледопад, и на серединной морене установили Лагерь-1+ у отметки 6000. На первом этапе команда не имела возможности продолжить работу выше ледника из-за отсутствия снаряжения. Это был один из просчетов в тактике. Лишь через неделю прибыла вторая часть каравана из Тапледжунга.

28 апреля дошли до Лагеря-1+, провесили веревки до 6250. Весной 2014 года ситуация на склоне Канченджанги выдалась крайне опасной. Пояса сераков на всем протяжении стены «подались» вперед, нависли. Просматривавшиеся по фотографиям проходы оказались под ударами, не предоставляя возможности быстрого «пешего» передвижения. В связи с этим команда приняла решение стандартной обработки маршрута по более сложной технической линии. Это потребовало очень большого объема работы и большого количества снаряжения.

Команда поднялась до высоты 6800, установив Лагерь-2 в бергшрунде. В итоге получилась пробуксовка в работе, потеря ступени акклиматизации. Вызвано все усталостью, непониманием, плохой погодой. Возникло ощущение упадка, в работе прослеживался пессимизм. К тому же, начало сказываться отсутствие необходимого количества перильных веревок.

Тем не менее, после того, как прибыла последняя часть груза, 08 мая мы обработали маршрут до 7050, достигнув Северного гребня, где установили Лагерь-3. Здесь провели две ночевки, прогулявшись до 7150. Теперь стенная часть маршрута на всем протяжении была провешена перильными веревками. Полученная акклиматизация давала возможность задуматься о штурме вершины. К тому же, подгоняло упущенное во время первого и второго выходов время.