Автор: Марина Попова, г. Красноярск
Фото: Денис Прокофьев

Жетонисты, кордалеты, Алтай!
XIV Жетон "Спасение в горах"

С огроменным опозданием, но все равно есть, что написать о поездке на "Жетон" в Актру в июне этого года.

А поехала на Жетон из Красноярска прямо толпа народа: кто-то хотел поехать позже на Чемпионат в Каравшин, кто-то давно желал пройти долгожданную шестерку, кто-то был в отпуске и решил, провести его с пользой. И, конечно, все хотели не только получить допуски и жетоны, а получить новые знания (и новые куртки).

Сборная "Школы ИТО" Новосибирск-Красноярск

Друзья и знакомые много рассказывали об альплагере в Безенгах: здесь все "заточено" под проведение сборов Жетона но мы поехали не туда, а отправились на Алтай. 13 часов и мы в Барнауле, после небольшой накладки погрузились с остальными будущими жетонистами в автобус и рано утром прибыли в альплагерь.

В Актру, конечно, может и мест отработанных меньше, но зато инструкторский состав собрался профессиональный.

Абсолютно каждый инструктор знал много и даже больше по изучаемому материалу, технические тонкости освещались качественно.

Самые первые практические занятия, учимся работать со снаряжением

Что понравилось на сборах: темы подаются по известному принципу "от простого к сложному", при этом обучение еще и разбито на модули внутри курса. То есть к азам, которые проходятся в первые дни (завязывание узла "Мунтера-мула", перенос нагрузки со страховочного устройства на станцию, вязание носилок и прочие-прочие "мелочи"), постоянно и непрерывно добавляется новый материал. Единственный недостаток состоит в том, что информация идет большими объемами, и пусть какая-то ее часть всем известна, нового все равно много.

И в первые дни ты просто не успеваешь осмыслить материал, все знания и все темы перемешиваются.
Но через пару-тройку дней входишь в рабочий режим, сдаешь экзамен по спасению в двойке (или не сдаешь, на этот раз право на пересдачу получило около 8 человек) и становится гораздо проще, жизнь налаживается!

Сдаю экзамен по спасению упавшего в трещину

Остальные модули кажутся проще первого, но зато добавляется работа с акьей, и заниматься начинаешь уже не в двойке, а отделением по 4-6 человек.

Просто героическое фото!

Много времени уделялось натяжению переправы, думаю, что за время УТС мы натянули переправу раз 8, причем каждый сумел отработать для себя все элементы. То же и про вязание носилок и про спуск с акьи - повторяли не один раз и не два. Есть уверенность, что эти знания не забудутся быстро и просто.

Да, часто не хватало снаряжения (карабины, веревки), но качество обучения от этого точно никак не пострадало. Инструкторы профессионально работали с тем снаряжением, что было на базе.
Видно, что программа продумана и отработана. Да и в лексиконе появились и устаканились новые слова типа «кордалет», «редирект».

Полтора отделения
А через 10 дней после окончания обучения стала очевидна и его полезность: мы командой уехали на сборы в Каравшин, в Киргизию. И, честно говоря, глядя на эти километровые стены, невольно думаешь: "Хорошо, что я и мои напарницы совсем недавно получили знания по спасению". На практике, естественно, нам эти знания и приемы не понадобились, лазили мы безаварийно. Но именно в таких удаленных районах на сложных маршрутах необходимо знать хотя бы тот "минимум", который дают на "Жетоне". И хорошо, если знания по проведению спасательных работ никогда не пригодятся, но знать это просто необходимо.

Счастливые и довольные жетонисты

Поэтому большое спасибо всем, кто занимается организацией и проведением УТС «Спасение в горах», знания нужные и полезные.