Руководитель: Н.Потребич, Долгопрудный

Отчет о горном походе 3 к.с. по Ц.Кавказу в августе 2013. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

V. Техническое описание маршрута.

10.08.08

день 0

г. Нальчик – пос. Булунгу (Верхний Чегем)

Часть группы добиралась до Нальчика на поезде, который прибывал утром. Другая часть группы летела самолётом, прилетающим днём. Участники, прибывшие утром, ждали остальных на базе а/л Безенги в Нальчике, зарегистрировались в КСС, купили на рынке часть недостающих продуктов.

Примерно в 15:00 погрузили вещи в Газель, приехавшую нас забрасывать, и поехали в аэропорт Нальчика за оставшейся частью группы. В 15:50 группа в полном составе выехала из аэропорта Нальчика.

В 18:05 прибыли на нужное место - немного дальше посёлка Булунгу (он же Верхний Чегем), не доезжая 1 км до заставы пограничников. Четыре человека пошли на заставу регистрироваться, два человека пошли искать место для лагеря. Оставить у пограничников заброску не получилось - сказали не положено. В этом момент проезжала мимо машина наверх. Отправили на ней двух человек до слияния р. Гара-азусу и р. Башиль-азусу, чтоб прикопать там заброску.

Лагерь поставили в 20:00 немного выше п. Булунгу, на правом (орографическом) берегу р. Булунгу-су. Два человека, разобравшиеся с заброской, вернулись только в 21:30, также удачно воспользовались попутным УАЗиком. Сотовая связь работает, поэтому проблем найти наш лагерь у ребят не было.

11.08.08

день 1

пос. Булунгу - р. Булунгу-су

8.4 км

+ 1350 м

4 часа 40 минут

Подъём в 06:30, выход в 7:45, погода ясная, высота 1650 м.

Спускаемся вниз, переходим по мосту в пос. Булунгу на правый орографический берег р. Булунгу-су. Начинаем подниматься по дороге, которая переходит в чёткую тропу (фото 1). По левому берегу также виднеется тропа, но моста через реку выше пос. Булунгу мы не нашли. Возможно, что есть мост или река бродится выше слияния р. Булунгу-су и р. Кору (мост упоминается в описаниях, но при беглом осмотре виден не был) (фото 2) .

Поднимаемся до слияния рек Булунгу и Кору. Уходим налево по ходу по правому берегу р. Булунгу-су (фото 3). Поднимается высоко на берег по травянистым склонам и идем траверсом хребта по скотским тропам. Возможно движение вдоль самой реки. По пути движения пересекаем ручей и выходим на террасу долины. На террасе пересекаем разлившийся на несколько проток ручей из-под перевала Илипсир и сразу переходим по камням на левый берег реки Булунгу-су. Идем вдоль реки, местами есть тропа. Справа по ходу стекает ручей из-под перевалов Ракит. Недалеко от слияния встаем на обед. Обедаем с 12:50 до 14:05.

После обеда продолжаем подниматься по травянисто-осыпным склонам в сторону левого кармана морены. Река тут местами уходит под камни.

Встаём лагерем в 15:15 на последних зелёных площадках. Высота 2990 м. Часть группы сходила на разведку в сторону нашего перевала Коргашиль (1А, 3417) (фото 4). Как оказалось, Андрей З. себя нехорошо чувствует, то ли отравился, то ли началась горная болезнь из-за резкого набора высоты.

12.08.08

день 2

пер. Коргашиль Сев. (1А, 3417) – р. Кору – лед. Ю.Булунгу

5.5 км

+ 815 м

-310 м

4 часа 5 минут

Подъём в 05:50, выход в 7:25, ясно. Андрей З. чувствует себя не очень хорошо, соглашается идти разгруженным. Разгружаем его, и идём на пер. Каргашиль Сев. (1А, 3417).

От места ночевки идем по левому карману морены по левому берегу ручья, стекающего из-под перевала. За переход подходим под перевальный взлет (фото 5). Подъём на перевал по травянисто-осыпному склону (150 м, 20 град.) технической сложности не представляет, идем в касках с самостраховкой палками. По центру седловины снежный карниз, обходим его справа по ходу.

Перевал Коргашиль Северный (1А, 3417, по GPS 3421) расположен в Коргашильском хребте северо-западнее вершины Коргашиль (3910). Соединяет долины р. Булунгу (истоки) и р. Кору (истоки) (фото 6, 7). Пройден нам с северо-востока и юго-запад.

Выходим на седловину перевала в 08:30. Перевальная седловина широкая осыпная, есть места под палатку. Снимаем записку группы г.Волжского/Волгограда под руководством Волгина В.П. (ВГТК) от 23.07.2013. Делаем перевальное фото (фото 8). Уходим с перевала в 9:00. Спуск с перевала - травянисто-осыпной склон (300м, до 35 град в нижней части). В нижней части спускаемся вдоль ручья (фото 9).

Далее движемся по моренным валам в направлении цирка перевалов Тютюргу. При движении по моренным валам приходится несколько раз сбрасывать/набирать высоту, переходить ручьи и р. Кору. Вода в ручьях и в реке мутная.

Обедаем с 12:15 до 14:00 на зелёных стоянках (Тютюргинские ночевки) около речки (фото 10).

В 14:20 поднимаемся на моренный вал справа по ходу, тут есть песчаные ночёвки. Часть группы уходит вверх на разведку на наличие возможных мест под ночевки (фото 11). Находим четыре места на осыпях в цирке перевалов Тютюргу напротив ледника, ведущего на наш перевал. Ночевки на левом берегу ручья, ручей мутный. В 16:30 все вместе выходим с песчаных ночёвок, в 17:05 доходим до найденных при разведке стоянок (фото 12).

Высота примерно 3450 м. Ночью идет дождь и гроза.

МЕСТА ДЛЯ НОЧЛЕГОВ: со стороны р.Булунгу в начале левого кармана морены зеленые площадки, площадки на перевальной седловине (вода из-под снежника), терраса на 30 м ниже седловины в сторону р. Кору (может быть подтоплена), со стороны р. Кору можно поискать зеленые площадки перед перевальный взлетом.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНАРЯЖЕНИЮ И СТРАХОВКЕ: при прохождении пер. Коргашиль Сев. из личного снаряжения необходимы каски и палки.

13.08.08

день 3

лед. Ю.Булунгу – пер. Тютюргу Вост. Центр. (1Б, 4850) – лед. В. Тютюргу – р. Тютюргу – р. Гара-аузусу – т/б Чегем

11.2 км

+ 380 м

- 1770 м

7 часов 15 минут

Ночью была гроза, с утра накрапывает дождь, низкая облачность. После небольших размышлений завтракаем, собираемся и выходим в 8:00.

Прямо по течению реки отчетливо видна седловина перевала Тютюргу Западный (1А). Перевалы Тютюргу Восточные расположены слева по ходу. Самих седловин из цирка перевала не видно (фото 13). Они скрыты за перегибом небольшого ледника, ведущего к перевалам. На перегибе ледника скально-осыпные выходы, обходятся слева по ходу движения.

В 08:20 доходим до ледника, надеваем кошки и каски, начинаем подъём по следам шедшей до нас группы. Прошел кратковременный град. Идём друг за другом по фирну, держит он не очень хорошо, периодически первый участник проваливается примерно по колено. В 08:40 делаем привал на осыпи справа по ходу движения. Здесь течёт ручей, можно набрать воды. Погода улучшается, дождь прекращается, выглядывает солнце. От места привала движемся вправо по леднику вдоль осыпей в направлении перевала Тютюргу Восточный Нижний (фото 14). Не дойдя до ледовой полки перед перевалом, уходим по следам влево в лоб по снежному склону левее пологой снежной вершинки. После перегиба склона – снежно-осыпное плато, тут возможны ночевки на снегу. Перевал прямо по ходу (фото 15), выходим на него в 09:55. Погода окончательно проясняется.

Перевал Тютюргу Восточный Центральный (1Б, 3858 м., по GPS 3853 м, сн-ск-ос) соединяет долину Булунгу с ущельем реки Тютюр-Су (Гара-Ауз-Су – Чегем) через отрог от Каргашильского хребта от узла вершины Джорашты Северная (4279 м). Пройден нами с северо-востока на юго-запад.

Снимаем записку группы туристов г.Уфа ТК БГМУ “Vitalis” под руководством Чеганова С.А. от 9 августа 2013 г. (6 чел, 3 кс). Делаем перевальное фото (фото 16).

В 10:40 уходим с седловины перевала. Спуск с перевала - осыпной кулуар. В верхней части идём по средне-крупной осыпи плотной группой в касках (фото 17). Двигаемся серпантином, на поворотах собираемся. Затем вышли на очень подвижный мелко и среднеосыпной склон. Камни, которые разгоняли участники, летели почти до самого ледника не останавливаясь. Поэтому решили спускаться кусками по одному, собираясь в безопасном месте (фото 18). Ниже, где кулуар стал пошире, спускались по два-три человека параллельно, разными путями, так получалось быстрее. Собирались в безопасном месте. Перед выходом на морену ушли по осыпям вправо и спустились по последнему участку по одному.

В 12:05 спустились на морену (фото 19) и вышли на ледник. Ледник открытый и пологий, пошли по нему вниз (фото 20). С ледника ушли вправо на осыпи и обойдя отрог по моренным валам пошли в сторону ручья с перевала Тютюргу Западный. Рядом с ручьем на тропе на моренном гребне встали на обед. Обедаем с 13:00 до 14:00. В это время начался дождь с градом. Немного спускаемся по тропе и оказываемся на зеленых ночёвках. Ниже река справа по ходу движения уходит в глубокий каньон. От ночевок тропа (помечена турами) спускается по травянисто-осыпному склону на зеленые площадки без воды. Отсюда прямо по ходу травянисто-осыпные выступы, обрывающиеся бараньими лбами, тропа обходит их слева.

Обойдя все обрывы спускаемся в пологую широкую долину р. Тютюр-су. Погода опять улучшается, выглядывает солнце. Среди травы теряем тут тропу, и уходим на правый берег потока из-под пер. Тютюргу Западный (фото 21). Перед слиянием с р. Шаурту река опять уходит в каньон, находим тропу, идём высоко по ней по правому берегу. Около слияния тропа спускается к реке. Тут находится брод и начало тропы в сторону лед. Шаурту.

Тропа сначала идет вдоль реки, а потом уходит в лес и траверсом склона через некоторое время выводит на дорогу в долине р. Гара-аузусу. На развилке мы в 17:00. Часть группы идёт за нарзаном, часть остаётся кушать чернику. В 18:00 продолжаем путь в сторону т/б Чегем. В 18:30 ставим лагерь недалеко от зданий турбазы. На турбазе много гуляющих компаний. Высота 2120 м.

МЕСТА ДЛЯ НОЧЛЕГОВ: Тютюргинские ночевки на скотоперегонной площадке (3180 м), песчаные площадки на левому берегу (3300 м), расчищенные площадки среди осыпей на левом берегу в цирке перевала (3450 м) на ледовой полке перед перевалом Тютюргу Восточный Нижний, на снежно-осыпной площадке перед перевалом Тютюргу Восточный Центральный пологая часть ледника Тютюргу Восточный, ночевки на моренном гребне около ручья из-под перевала Тютюргу Западный, зеленые ночевки в долине р. Тютюр-су.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНАРЯЖЕНИЮ И СТРАХОВКЕ: при прохождении перевала. из личного снаряжения необходимы каски, кошки, солнцезащитные очки, ледорубы и палки. Спуск в долину р. Тютюргу камнеопасный, необходимо очень аккуратно двигаться плотной группой, либо двигаться по одному.

14.08.08

день 4

т/б Чегем – р. Гара-аузусу – р. Башиль-азусу – т/б Башиль – бывшая погранзастава

12.1 км

+ 235 м

- 270 м

3 часа 25 минут

Завтрак 08:00, выход в 09:50, погода ясная.

Спускаемся по дороге вдоль р. Гара-аузусу по правому берегу (фото 22). Незадолго до слияния река уходит в каньон и дорога переходит на левый берег реки. Доходим до слияния р. Гара-азусу с р. Башиль-аузусу, поворачиваем налево, идём по дороге по правому берегу р. Башиль-аузусу. Мост через р. Башиль-азусу и дорога вниз в пос. Булунгу немного выше слияния. В 11:35 подошли к заброске, закопанной недалеко от слияния рек. Забрали заброску, пошли дальше по дороге к т/б Башиль. Много земляники, малины и грибов.

В 14:00 пришли на турбазу. На турбазе есть охранник и много отдыхающих компаний. Там нам предложили переночевать за 200 руб. с человека. Вежливо отказались и пошли дальше. Сразу за турбазой по навесному мосту перешли на левый берег Башиль-аузусу. Идём по дороге, прошли заброшенный домик (бывшая погранзастава) и встаём рядом с нежилым кошем, около чистого ручья, в 14:45. Полуднёвка. Отдыхаем, раскидываем заброску по людям.

Вечером встречаем группу из МАИ, которая идёт 4ку, завтра собирается, как и мы подойти к пер. Грановского.

15.08.08

день 5

бывшая погранзаставав – р. Башиль-аузусу – лед. Башиль – моренное озеро

9.3 км

+ 990 м

4 часа 15 минут

Подъём в 06:00, выход в 07:45, погода ясная.

У Жени поднялась температура, но решили идти. Идём по тропе по левому берегу Башиль-аузусу (фото 23). Встречаем пограничников, отмечаемся у них. Река уходит в каньон, тропа круто поднимается по лесу. После того как она выходит из леса влево есть почти незаметное ответвление, там стоит заборчик. Это ответвление ведет некоторое время по лесу и выводит к мостику через реку, по этому мостику переходим на правый берег. Советуем сначала проверять целостность моста.

После моста поднимаемся по тропе по лесу, среди зарослей рододендрона. Пересекаем ручеек и выходим на выполаживание. Идем по травянистым склонам, тропа временами теряется. Спускаемся к притоку, пересекаем его и идем вдоль реки. Подошли к травянисто-осыпным полям, тут тропа постоянно теряется, временами помечена турами. Пересекли ручей из-под перевала Бодорку.

Ледник Башиль обрывается вниз ледовыми обвалами (фото 24). Обход слева по ходу по морене, сверху осыпных обрывов. Идем в касках. Морена выводит на засыпанной осыпями ледник. Движемся в направлении ручья из-под ледника Северный Башиль. Выходим на открытый некрутой ледник и идем по нему в направлении левобережной морены. Последняя часть ледника сильно разорвана, но есть безопасные проходы. Подходим к ручью, стекающему с бараньих лбов (фото 25).

Начали подъем вдоль ручья. Травянисто-осыпной селевой склон. Тропы как таковой нет. Идем перебежками зигзагом. Слева ручей сливается водопадом. Поднимаемся на террасу, и у родничков и встаем на обед. Открывается вид на северную ветвь ледника Башиль и язык ледника Сев. Башиль. Чуть выше есть оборудованные места под палатки. Обедаем с 13:50 до 15:15.

После обеда поднимаемся немного выше по течению, тут туром обозначен брод через ручей из-под ледника Северный Башиль. Бродим по одному в касках с самостраховкой палками, рюкзаки расстёгнуты (фото 26). Прямо по ходу высокая морена, подниматься на ее гребень, за ним расположено озеро. Проходим по гребню в сторону нашего перевала и встаем лагерем в 16:00.

16.08.08

день 6

Моренное озеро – лед. Башиль Центр. – пер. Грановского (2А, 3759) – лед. Адырсу Вост. – р. Адырсу – а/л Уллу-тау

11.7 км

+ 690 м

- 1450 м

6 часов 10 минут

Целью этого дня является прохождение перевала Грановского (2А, 3759). От места ночевки движемся по тропе по левобережной морене ледника Башиль. Теряем тропу и траверсом спускаемся на открытую часть ледника (фото 27). Одеваем кошки, системы и каски. Открывается вид на перевал Башильауз (2А, 3490), ведущий на ледник Лехзыр, на вершины Сарыкол-баши и Кара-Кая.

Подъем в цирк перевала возможен двумя путями. Первый и классический путь подъема лежит по основной поверхности ледника Башиль, огибающего скальный гребень, отходящий от перевала Грановского. Второй путь подъема проходит по ледопаду, спускающегося из цирка перевала через скальный гребень. К ледопаду ведет пологий левый отросток ледника. Он открытый и без широких трещин. Мы пошли по первому варианту.

Идем по основной части ледника Башиль Центральный (западная ветвь). Подходим к первому ледопаду. Его можно обойти как справа, так и слева. Связываемся, оставляем отросток ледника справа по ходу и движемся по левому краю ледопада вдоль скального гребня. Большая часть трещин открыты и обходятся. Поднимаемся в цирк перевала Башильауз, он прямо по ходу (фото 28). Цирк снежный пологий, возможны ночевки.

Из цирка перевала Башильауз ледник поворачивает вправо вдоль скального гребня. Ледник разорван и крутой. Обходим ледопад справа по ходу, вдоль гребня (фото 29). Трещины закрыты. В верхней части ледопада уходим влево по крутому ледовому склону и выходим на пологую часть ледника. Тут часть ледника обрывается вправо по ходу через скальный гребень вниз (второй путь подъема). После прохода ледопада идем серпантином по леднику 15-20° и через 10 минут движения выходим в цирк перевала. Есть закрытые трещины. Седловина перевала однозначно просматривается.

Перевальный взлет представляет собой крутой фирновый склон (до 40°) протяженностью около 200 м (фото 30). Движемся серпантином. В верхней части взлета уходим вправо по ходу на осыпи. Снимаем кошки, развязываемся. Проходим несколько метров по осыпям и выходим на скально-осыпную перевальную седловину. Тур находиться на осыпях ближе к вершине Сарыкол в северной части седловины. Возможно поставить палатку на снегу, воды нет. Спуск с непосредственно самой седловины в сторону долины Башиль-аузусу представляет скальный обрыв, выводящий на отросток ледника.

Перевал Грановского(2А, 3759, сн – лед) расположен в хребте Адырсу между вершинами Адырсу и Сарыкол. Соединяет ледники Адырсу и Башиль (северная ветвь), расположенные в верховьях долин Адырсу (р. Баксан) и р.Башильаузсу (р. Чегем) соответственно. Пройден нами с юга на север. Впервые перевал пройден альпинистами под руководством Грановского в 1929 году.

Из долины реки Адырсу перевал виден с ледника Адырсу Вост. Из долины реки Башильаузсу начинает просматриваться на пологой части ледника Башиль Северный. Перевал расположен в основном гребне хребта Адырсу. Снимаем записку группы туристов г.Москва ТК МАИ под руководством Титова Юрия от 16 августа 2013 г. (6 чел, 4 кс). Делаем перевальное фото (фото 31).

Спуск в сторону Адырсу крутой снежно-ледовый склон, перетекающий в ледник. Сначала движемся по снежно-ледовому ребру крутизной 25°, разделяющий ледник на две части (фото 32). Спуск в долину производится справа. Идем в связках и кошках. Снега очень много и он раскис, поэтому решаем не подрезать склон и повесить веревку через бергшрунд. Доходим до конца гребня и на скалах с помощью расходной петли вешаем веревку 50 м (фото 33). Спускаемся дюльфером, бергшрунд часть группы пересекает слева по ходу в сужении трещины по пробке, другая часть пробует свои силы в перепрыгивании трещины. Последний участник спускается со второй сдергивающей веревкой (фото 34).

Спускаемся на пологую закрытую часть ледника. Здесь просматривается путь подъема на перевал Серова (2А, 3740), ведущий на ледник Башиль Северный. С ледника уходим на снежники и правобережные осыпи ледника и движемся по ним. Тут развязываемся, снимаем кошки и ручья встаем на обед (фото 35).

Нижняя часть ледника представляет собой неровную открытую поверхность с большим количеством вымоин. Слева по ходу расположены ночевки (хижина). Возможно движение по пологому леднику до его языка. Мы же уходим по осыпям в сторону гребня левобережной морены. Тут встречаются следы тропы и туры. Но путь неоднозначен и неудобен, быстрее бы было по леднику. Открывается вид на перевалы Гумачи (2А, 3540), Гарваш (2Б, 3710), вершины Лацга, Уллутау, Чегеттау, Чотчат Южная, ВИАтау, на другие ветви ледника Адырсу, а также просматривается путь к перевалу Украина (2Б, 3660) и к вершине Гумачи. По осыпям выходим на начало гребня морены. Тут продолжаем спускаться по хорошей тропе. В кармане морены течет ручей. Морена выводит нас на Местийские ночевки. Тут есть несколько зеленых мест под палатки, ручей.

Пересекаем ручей, вытекающий из кармана морены. Тут тропа разветвляется, правая поднимается на продолжение гребня морены, а левая по осыпям спускается на террасу реки. Уходим по левой тропе. Пересекаем несколько ручьев. После террасы река уходит в каньон, который мы обходим сверху. После обхода по осыпям спускаемся к ручью. На противоположном берегу реки Адырсу находится ледник Гумачи, обрывающийся бараньими лбами. После ручья пологая тропа за 15 минут выводит к а/л Уллу-тау.

МЕСТА ДЛЯ НОЧЛЕГОВ: моренное озеро, левобережная морена ледника Башиль, Местийские ночевки, ночевки на конечной морене ледника Адырсу, терраса реки Адырсу, а/л Уллу-тау. Возможны некомфортные ночевки на пологой поверхности лед. Башиль, на перевальной седловине, а также на пологой поверхности ледника Адырсу.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНАРЯЖЕНИЮ И СТРАХОВКЕ: при прохождении перевала из личного снаряжения необходимы страховочные системы, жумары либо другие фиксирующие устройства для подъема или тормозящие устройства для спуска, кошки, каски. Из общественного снаряжения необходимо веревки для связок, веревки на спуск/подъем через бергшрунд (в некоторые года это возможно пройти в связках без провешивания веревок), расходная петля.

17.08.08

день 7

дневка

0 км

0 м

В этот день устраиваем дневку в а/л Уллу-тау. Сходили прогулялись до Нового Джайлыка, пособирали грибов и ягод.

18.08.08

день 8

а/л Уллу-тау – р. Адырсу – верхние Гумачинские ночевки

3 км

+ 710м

1 час 50 минут

Целью этого дня является подход под перевал Гумачи (2А, 3540). Идет дождь, но так как планируется только подход, то решаем выдвигаться. Тропа в сторону перевала идет по левому берегу реки Адырсу. Мост через реку расположен выше а/л Уллу-тау, рядом с палатками пограничников. Отмечаемся у них и по тропе вскоре подходим к первому левому притоку. Тропа первое время поднимаемся вдоль него, потом пересекает и начинает подъем серпантином вдоль бараньих лбов среди рододендрона. После подъема выходим на ровные зеленые площадки выше бараньих лбов. Это нижние Гумачинские ночевки (фото 36).

С ночевок по тропе выходим на гребень левобережной морены лед. Гумачи. Ледник Гумачи в нижней и средней части представляет собой каскад ледопадов со сбросами (фото 37). В самой нижней части ледника можно перейти к Чегетским ночевкам, здесь он пологий, но закрытый и с трещинами. Ледопады обходятся по левобережной морене. Доходим до конца гребня и дальше поднимаемся по тропе по осыпям вдоль склона. Ледник в этом месте обрывается вниз бараньими лбами с водопадом. Встаем на верхних Гумачинских ночевках – выровненные площадки под палатки на осыпях. Было место под 3-4 палатки. Через час после нас пришли пограничники (учения) и выровняли еще большое количество мест.

Весь день и ночь с небольшими перерывами шел дождь. Выше вдоль склона недалеко от ночевок периодически сыпало.

19.08.08

день 9

Лед. Гумачи – пер. Гумачи (2А, 3540) – лед. Джанкуат – р. Адылсу – а/л Джантуган

10.4 км

+ 540 м

- 1285 м

7 часов 10 минут

Целью этого дня является проход перевала Гумачи (2А, 3540). Утром низкая облачность, накрапывает дождь. Пограничники говорят, что обещают улучшение погоды, поэтому решаем идти на перевал. Выход в 8.30.

От места ночевки траверсом по осыпям спускаемся на ледник. Здесь мы одеваем кошки и системы. Ледник открыт, лавируем между трещин. Проходим без проблем небольшой ледопад и выходим в верхнюю часть ледника в цирк перевалов Гумачи и Украина.

В верхней части ледник разделяется на две части скальным выходом. Подъем к перевалу возможен обоими рукавами, представляющими собой ледопады. Левый (орогр) рукав более короткий и выводит прямо к седловине. Он крутизной до 40&186 и требует провешивания нескольких веревок. Правый рукав ледника более пологий, но длиннее. Он выводит прямо на седловину перевала Украина (2Б, 3660), пересекающего ГХК и выводящий на ледник Лехзыр. На перевал Гумачи (2А, 3540), не доходя до седловины нужно свернуть вправо по ходу и вдоль склона вершины Гумачи выйти в цирк нашего перевала. Мы идем более простым вторым вариантом.

Перед ледопадом связываемся. Облака опять начинают затягивать, но путь подъема успеваем просмотреть. Движемся сначала ближе к левой части (орогр) ледопада по крутому леднику без трещин (фото 38). При появлении разломов начинаем уходить левее по ходу. Трещины проходим по снежным мостам, обрывы обходим. Вовремя не ушли налево и вышли к большому разлому (фото 39). Решаем провесить веревку через него. Один участник без рюкзака пролезает наверх с нижней страховкой и вешает перила на двух ледобурах, предварительно расчистив под них место. После разлома ледник становится более пологим, трещины закрыты (фото 40). Доходим до скальных выходов на склоне в. Гумачи. Налево по ходу лежит путь на перевал Украина. На перевал Гумачи отсюда резко направо вдоль склона вершины Гумачи. Идем по раскисшей тропе по пологому закрытому леднику (фото 41). По нему до перевала 10 минут хода. Перевального взлета нет.

Перевал Гумачи(2А, 3540, сн – лед) расположен в хребте Адылсу между вершинами Гумачи (1Б альп, 3900 )и Чотчат Южная. Соединяет ледники Гумачи (Адырсу, западная ветвь) и Джанкуат, расположенные в верховьях долин Адырсу и Адылсу соответственно. Пройден нами с востока на запад. Назван по одноименной вершине.

Из долины реки Адырсу сама седловина перевала видна непосредственно перед ним, после ледопада, а путь подъема просматривается из многих мест долины Адырсу. Из долины реки Адылсу перевал начинает просматриваться в цирке перевала на леднике Джанкуат. Перевал расположен в основном гребне хребта Адылсу.

Перевальная седловина перевала Гумачи (2А, 3540) представляет собой осыпной гребень. В сторону ледника Джанкуат гребень круто обрывается скальными выходами и осыпями, а в другую сторону плавно без перевального взлета перетекает в ледник Гумачи. Тур расположен в центре седловины. Есть места для палаток, вода в небольшом озере, водопадом стекающее в сторону ледника Джанкуат. Над водопадом памятная табличка.

Облака разбежались, светит солнце. На запланированную вершину решили не идти, так как еще один участник заболел и температурит. Погода неустойчивая, поздний выход и раскисший снег. Следы на вершину есть. Также видны следы на перевал Джантуган Восточный / Оптимальный (2Б). Снимаем записку группы туристов г.Уфа ТК БГМУ “Vitalis” под руководством Чеганова С.А. от 16 августа 2013 г. (6 чел, 3 кс). Делаем перевальное фото (фото 42).

Спуск в сторону ледника Джанкуат представляет собой скально-осыпной кулуар. Он начинается от камня с петлей слева походу от тура. Для спуска необходима веревка, на подъем не обязательна (фото 43). Обязательны каски! После спуска по веревке дюльфером движемся по осыпям к леднику. Здесь надеваем кошки и связываемся. В цирке перевала в южной части находиться перевал Джантуган Восточный (Гумачи Ложный) (2Б, 3480), соединяющий ледник Джанкуат с ледником Лехзыр.

Движемся в связках по пологому закрытому леднику, пересекая цирк справо-налево по направлению к Джантуганскому ледопаду, ведущему к перевалу Джантуган Западный (2Б, 3460) и к вершине Джантуган (фото 44). Здесь на перегибе ледника широкие трещины сужаются и их можно пересечь. Спустившись с перегиба, движемся слева-направо. Дальнейшая часть ледника сильно разорвана (фото 45). Движемся, распутывая лабиринт трещин. Уходим налево. Пересекаем без проблем все трещины по ледовым мостам и спускаемся на нижнюю пологую открытую часть ледника.

С пологой части ледника уходим на левобережные осыпи, местами насыщенные водой (фото 46). Развязываемся, снимаем кошки и системы. Движемся по осыпям. Пропускаем тропу, ведущую по гребню морены на Зеленую гостиницу, и в итоге спускаемся по осыпям к реке к виднеющейся тропе. Тут движемся первое время по турам, пересекаем несколько потоков ручьев, дальше идем по набитой тропе левого берега реки Адылсу. Проходим мимо строений и выходим на ночевки Зеленая гостиница. Тут пустынно, воды нет (несколько лужиц). Решаем спускаться дальше до ближайших пригодных ночевок.

Тропа от Зеленой гостиницы идет по левому берегу реки Адылсу. Она огибает морену с озером и спускается на зеленую террасу реки. Здесь немного выше тропы камень с памятными табличками. Проходим тут мимо пограничников, пропуска не спрашивают. После террасы река уходит в каньон, а тропа переходит на правый берег по мосту. Здесь она идет вдоль зажима и иногда приходиться перелазить через большие камни. После каньона тропа уходит в лес и идет там траверсом. Находим заросли малины. Через некоторое время тропа спускается на дорогу. По дороге доходим почти до а/л Джантуган. Встаем у поворота дороги на Очаг и начало тропы на перевал ВЦСПС. Тут зеленые площадки, ручей.

МЕСТА ДЛЯ НОЧЛЕГОВ: а/л Уллу-тау, нижние Гумачинские ночевки, ночевки на левобережной морене лед. Гумачи, перевальная седловина пер. Гумачи (2А, 3540), ночевки на левобережной морене лед. Джанкуат, Зеленая гостиница. Возможны некомфортные ночевки на пологой поверхности лед. Джанкуат и Гумачи.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНАРЯЖЕНИЮ И СТРАХОВКЕ: при прохождении перевала из личного снаряжения необходимы страховочные системы, жумары либо другие фиксирующие устройства для подъема или тормозящие устройства для спуска, кошки, каски. Из общественного снаряжения необходима одна веревка на подъем (спуск) на перевал и может понадобиться на ледопаде.

20.08.08

день 11

а/л Джантуган - р. Адылсу – а/л Шхельда – р. Баксан – пос. Эльбрус - р. Ирик – р. Ирикчат

15.9 км

+ 1060 м

- 510 м

5 часов 35 минут

Поскольку основную часть маршрута прошли с опережением графика и не все участники хотели подниматься на Эльбрус, было принято решение прогуляться радиально на перевал Ирикчат. Подход к нему должен был занять два дня и один день спуск.

Утром собираемся и в 8:10 начинаем спуск по вдоль реки Адылсу. Сначала идем по тропе по сосновому лесу вдоль альплагеря Джантуган (учебно-спортивной базы МГТУ им. Баумана). Проходим мимо моста на противоположный берег, на Джантуганскую поляну. Ниже альплагеря выходим на дорогу по травянистому склону хребта Адылсу. Примерно через 2 километра от лагеря дорога начинает серпантином спускаться к мосту через реку. Перед началом спуска около дороги стоит пушка, покрашенная в неестественный зелёный цвет. Неизвестно, насколько она дееспособная, но ствол вполне поддаётся наведению. После фотосессии у пушки продолжаем спуск к реке, переходим на другую сторону и идём по дороге мимо альплагеря Шхельда. К 9:10 подходим к пограничному КПП. Пограничники долго пытаются связаться с погранзаставой в Булунгу, которая нас регистрировала при входе в погранзону. Через некоторое время им дают добро и нас пропускают. На всё про всё ушло минут 20-30. Продолжаем спуск вниз, выходим на дорогу в долине р. Баксан. Уходим по дороге направо и переходим мост через р. Баксан, идём по дороге вниз по течению.

К 11:00 доходим до посёлка Эльбрус. Здесь почти в каждой многоэтажке есть продуктовый магазин. Заходим в один из них и закупаемся. Проходим по дороге через пятиэтажные дома, гаражи, а затем одноэтажные дома и переходим по мосту на левый берег реки Ирик. Долина реки Ирик в нижнем течении представляет собой каньон, который обходится по левому склону реки. Оставляем позади ещё несколько домов и около линий электропередач выходим на тропу, поднимающуюся серпантином вверх по травянистому склону. Набрав достаточно высоты, она уходит по направлению к реке и идет над скальным массивом каньона. Примерно через 40 минут ходового времени доходим до большой поляны на склоне. Поляна расположена с правой стороны от тропы и на ней есть большое количество мест для палаток. В нижней её части оборудована "мойка" из пластиковой трубы у ручья, после дождя она даёт довольно хороший напор. В 50 метрах ниже поляны находится нарзанный источник.

Выше поляны тропа раздваивается, верхняя тропа (основная) сначала идёт мимо размытых песчаных останцев, а затем выходит на ровную часть долины и входит в лес. Нижняя, по которой идём мы, сильно разбита и местами прерывается из-за осыпей, но в конце концов сходится с верхней и дальше идёт по травянистому склону в 50-100 метрах от реки, иногда заходя в лес. Часто останавливаемся, чтобы поесть малину — её здесь много. Тропа пересекает несколько оврагов с ручьями. Пройдя один из них, останавливаемся в 13:50 на обед и стоим до 15:30. Постепенно спускаемся всё ближе к реке (фото 47). За один переход доходим до места слияния рек Ирик и Ирикчат. Тут расположен разрушенный кош. Наш перевал расположен в верховьях долины Ирикчат. От коша нужная нам тропа, не пересекая рек, уходит круто вверх, поднимается в висячую долину Ирикчата. В долине тропа пологая, она пересекает несколько ручьев и приводит к следующей ступени реки. Перевал виден после поворота реки. Поднимаемся на вторую ступень долины и становимся на ночевки на зеленых площадках у ручья. От коша 2,5 перехода.

На участке посёлок Эльбрус — река Ирикчат встретили большое количество туристских групп (около десяти).

21.08.08

день 11

р. Ирикчат – пер. Ирикчат (1Б, 3640) – р. Ирикчат – р. Ирик - нарзаны

17.1 км

+810 м

-1680 м

7 часов

Перевал Ирикчат находится на восточных склонах Эльбруса. Соединяет верховья Ирикчата с верховьями Малки. Ведет с ледника Ирикчат на ледовое плато Джикаугенкёз. При сквозном прохождении имеет сложность 1Б.

Цель — радиальный подъём на перевал Ирикчат и затем спуск обратно в долину р. Ирикчат.

Встаём в 6:20, собираемся, завтракаем и в 7:50 продолжаем подъём к перевалу Ирикчат. Тропа идет по зеленой террасе реки до вала конечной морены ледника Ирикчат. Здесь тропа поднимается вдоль самой реки в небольшом каньоне. После вала выходим на левобережную морену ледника. Тропа идет по ее гребню. Тропа достаточно разбита, так как основа ее – глина – размокла.

Перевал Ирикчат(рад 1А, 3640, сн-ос) расположен на восточных склонах Эльбруса, в Ачкерьякольском лавовом потоке. Соединяет верховья Ирикчата (река Ирик, река Баксан) со снежной долиной Джикаугенкез (река Малка). Группа поднялась на перевал радиально с юга.

Перевал представляет собой длинный пологий гребень по правую руку от ледника (фото 48). Непосредственно перевальный взлёт идёт сначала по осыпи, а затем серпантином по тропе, необходимости в специальном снаряжении нет. К 11:00 поднимаемся на перевал. Отсюда открывается красивый вид на восточную вершину Эльбруса и на кратер. Гребень заканчивается Рыжим Бугром, через который идёт путь на ледник и дальше к лавовому потоку. По лавовому потоку возможен подъем на вершину Эльбрус Восточная. Около часа отдыхаем и фотографируемся (фото 49).

У руководителя появляются признаки горной болезни, поэтому быстро спускаемся до конца ледника, обедаем с 13:00 до 14:45 (фото 50). Продолжаем спуск, доходим до долины реки Ирик и идём по долине вниз. На этот раз идём по верхней тропе, также с периодическими остановками у малинников. К 18:00 становимся на ночёвку на поляне у нарзанов. Примерно с 16:00 и до самой ночи идёт дождь.

Вечером решаем, что делать дальше. В итоге группа делится на две части — Дима Истомин младший, Андрей Заболотных и Женя Васильев на следующий день уезжают в Москву, а остальные едут в Терскол, чтобы попробовать подняться на Эльбрус по классическому маршруту.

22.08.08

день 12

Нарзаны — пос. Эльбрус — пос. Терскол — ст. Гарабаши — скалы напротив приюта одиннадцати

3.5 км

+400 м

-180 м

1 час

Утром просыпаемся рано, делим снаряжение — всё лишнее отдаётся уезжающим (фото 51). Из общественного снаряжения оставили одну палатку, 4 спальника, еды на три дня, 4 полных перекуса (изначально рассчитанных на 7 человек каждый), три баллона газа, две горелки, аптечку, ремнабор и треккер.

В 8:00 начинаем спуск вниз. В посёлке Эльбрус разделяемся — уезжающие садятся в автобус в сторону Тырныауза, остальные ловят машину в сторону Терскола. Через некоторое время удалось договориться с водителем газели за приемлемую цену. Газель не пассажирская, с багажным отделением. Доезжаем на ней до Терскола и договариваемся с водителем, что может быть снова с ним свяжемся после восхождения. Обедаем в кафе у нижней станции канатной дороги и едем наверх.

Билет на одного человека от станции Азау (2350 м) до станции Мир (3450 м) стоит 600 рублей. Здесь дополнительно берут залог в 300 рублей за магнитную карточку. На этом участке параллельно работает две канатные дороги — одна гондольная, с маленькими вагончиками, но отправляющимися часто, а другая, маятниковая, с двумя большими вагончиками, отправляющимися гораздо реже. От Мира до станции Гара-Баши (3800 м), верхней станции канатной дороги, идёт кресельный подъёмник, стоимость подъёма составляет 200 рублей. Рюкзаки приходится везти в руках — чтобы перевезти рюкзак на отдельном кресле, нужно заплатить работнику, который следит за посадкой пассажиров. До приюта "Бочки" можно также добраться пешком — по дороге, идущей вдоль канаток.

Чуть выше станции Гара-Баши находится приют "Бочки", в котором можно снять комнату на время восхождения. Поблизости стоит большое количество ратраков, которые могут за отдельную плату довезти туристов вплоть до начала "косой полки" на высоте примерно 5000 м. На удивление, поднимающихся на ратраках оказалось в итоге гораздо больше, чем поднимающихся пешком. Здесь мы узнаём у туристов прогноз погоды на следующее утро. На вершине ожидается ветер до 35 м/с и температура около -15 градусов. Тем не менее, на этот раз мы решаем подниматься.

Ледник начинается чуть ниже верхней станции канатной дороги. Подъём от верхней станции канатки до высоты 5000 представляет собой дорогу строго вверх по склону, с наклоном до 25-30 градусов, хорошо укатанную ратраками и проходящую через два характерных ориентира — скалы, на которых находится приют одиннадцати и пост МЧС (примерно 4000-4100 м), и скалы Пастухова (4700-4800 м). Дальше, на высоте примерно 5000 метров, тропа поворачивает в обход восточной вершины и выходит на так называемую косую полку. Сюда ратраки уже не ездят. От косой полки тропа выходит к седловине между двумя вершинами (5300), откуда начинается подъём непосредственно на одну из вершин (западная — 5642 м, восточная —5621 м). Западная вершина наверху представляет собой большое плоское поле с небольшим бугром около 4 метров высотой — собственно вершиной. Тропа от Бочек до Западной вершины промаркирована вешками с яркими оранжевыми флажками. Для восхождения необходимы кошки, палки, тёплые вещи. Для дополнительной страховки можно взять с собой ледоруб. На крутом участке под западной вершиной кем-то были навешаны перила, в которые можно было встегнуться при наличии обвязки и карабина, но в принципе этот участок может быть пройден и без страховки. Опасным может считаться участок маршрута между 5000м и 5300м — косая полка, особенно при спуске. Сама тропа здесь не представляет технической сложности, но на фоне большой высоты и усталости человек может раньше времени повернуть вниз и выйти к скальным выступам — так называемым трупосборникам — рискуя упасть и травмироваться, или даже погибнуть. Участок ниже скал Пастухова в летнее время и в ясную погоду к 13-15 часам сильно раскисает.

По дороге, укатанной ратраками, доходим до скал чуть выше приюта одиннадцати (фото 52), на противоположной стороне от него, и находим относительно безветренное место под палатку. На этом участке специальное снаряжение не нужно, хотя палки нам очень помогли. Высота стоянки 4100 м. Обедаем и пытаемся заснуть перед завтрашним восхождением.

23.08.08

день 13

скалы напротив приюта одиннадцати — Западная вершина Эльбруса — Азау — спортивная база Динамо

14 км

+1540 м

-1940 м

3 часа 50 минут

Весь вечер и ночь пытаемся заснуть. Из-за холода и высоты это оказывается довольно сложно. Поднимаемся в 1:00, собираемся, завтракаем и в 2:20 выходим. Рюкзаки максимально облегчены. Снаряжение: кошки, палки, еда, тёплые вещи, рюкзак, пенка. Один участник взял с собой ледоруб. Примерно через 30-60 минут вверх стали проезжать первые группы туристов на ратраках. Параллельно с нами шла одна пешая группа из трёх человек. Другие пешие группы начали выходить на подъём примерно в 4 часа утра.

Поскольку в эту ночь поднималось большое количество групп, было решено, что каждый будет идти в своём темпе. Вначале довольно слабый, при наборе высоты ветер стал усиливаться, и уже на скалах Пастухова (4800) стал пронизывающим. Из-за холода, а также из-за недостаточной акклиматизации к такой высоте, два участника вынуждены были сойти и вернуться в лагерь.

До вершины дошли два участника — Саша Шварцберг (был на вершине в 8:00, в лагере — в 10:00) и Дима Истомин старший (был на вершине в 9:30, в лагере — в 12:30) (фото 53).

Пообедав, решили спускаться вниз. К 16.00 спустились на поляну Азау. Поймали машину и доехали до базы отдыха Динамо. Весь следующий день провели здесь, а 25 августа на автобусе доехали до Нальчика, откуда частично на самолёте, частично на поезде, вернулись в Москву.

VI. Материальное оснащение группы.

Материальное обеспечение включало обеспечение специальным снаряжением, личным снаряжением, бивуачным снаряжением, аптечкой, ремнабором и питанием.

Специальное снаряжение:
- основная веревка (Tendon 10 мм) 50 м.

- основная веревка (Tendon 9 мм) 40 м.

- страховочные системы с блокировкой 7 шт.

- карабины 28 шт

- жумар 7 шт.

- спусковое устройство (reverso, ATC) 7 шт.

- кошки 7 шт.

- ледорубы 7 шт.

- прусик 7 шт.

- расходные петли - 3 шт.

- лав. лопата - 2 шт.

- коврик пенополиуретановый

- штормовой костюм

- рюкзак

- спальник (всего 5 шт – 1 кокон + 4 состегивающихся одеяла)

- фонарик электрический

- газовая горелка 3 шт + 3 экрана

- газ 14 баллонов по 450г

- кан 3 л и 4л.

Продукты питания расфасованы по виду, равномерно по весу среди участников. Использовали сублимированное мясо “Гала-гала” и “Каша из топора”. “Каша из топора” дешевле в полтора раза, качеством не уступает “Гала-гала”.

Меню каждого дня представляло собой 3-х разовое питание(завтрак, обед или перекус и ужин) + карманное питание.

· На завтрак – каша на сухом молоке с печеньем, небольшой кусочек сыра и чай(немного больше 1\\4 от общего числа ккал в день ).

· Обед(в дни без перевалов) состоял из сублимированных супов + лапша + сухари и чай.

· Перекус- чай + сухари + колбаса + сыр + сухофрукты + шоколадка + халва.

· На ужин (составлял примерно 1/2 от общей калорийности) ели крупу/макароны/ картофельное пюре + мясо/сыр(мясо по Лебедеву или сублимированное) + чай + сладкое (халва, щербет, ирис, казинаки, печенье).

· "Карман"- карамельки.

В среднем на человека в день вышло 2900ккал (560 г.).

VII. Смета похода.

Сумма: от 11000 (поезд) до 17250 (самолет) руб на человека

VIII. Итоги, выводы и рекомендации.

1) Поход пройден по запланированному маршруту за исключением в. Гумачи, от которой решено было отказаться из-за неустойчивой погоды и плохого самочувствия одного из участников. Все задачи, поставленных перед группой, были выполнены, а именно: пройден красивый поход третьей категории сложности на Центральном Кавказе с посещением основных долин района (Баксан, Адылсу, Адырсу, Башиль-аузусу, Гара-аузусу (Чегем)). Были пройдены классические перевалы 2А – Грановского и Гумачи.

2) Центральный Кавказ имеет все возможности для оставления забросок. Многие компании, занимающиеся трансфером, могут помочь доставить часть груза в определенные альплагеря и турбазы. Но все же неплохо идти несколькими группами и начинать в разных местах, что создает условия для оставления заброски. Мы воспользовались вариантом закольцевать первую часть маршрута. Это позволило разгруженными пройти первые 5 дней, акклиматизироваться, пройти простые перевалы и на основную часть маршрута выдвинуться уже подготовленными и акклиматизированными. В конце похода желающие смогли подняться/попытаться подняться на Эльбрус.

3) Погода в течение похода была неустойчивая. Подъем на два перевала начинали в условиях ограниченной видимости и дождя, но в процессе подъема погода улучшалась. В целом большую часть похода погода была хорошая.

4) В наш год было относительно много снега, но очень сильно зависело от экспозиции склона. Особенно много снега было при спуске с перевала Грановского в сторону а/л Уллу-тау.

5) Почти все участники похода переболели. У одного участника температура была скорей всего связана с горной болезнью. При спуске вниз все прошло. У других скорей всего с каким-то вирусом, бродящим внутри группы. Как с этим бороться не понятно.

Фотографии похода

Фото 1. Вид на долину р. Булунгу-су – Кору.

Фото 2. Вид на долину р. Кору выше слияния с р. Булунгу-су

Фото 3. Вид на долину р. Булунгу-су (Ракит) выше слияния с р. Кору.

Фото 4. Верховья р. Булунгу-су. Цирк перевала Каргашиль Сев.

Фото 5. Перевальный взлет пер. Каргашиль Сев.

Фото 6. Вид с перевала Каргашиль Сев. в сторону р. Булунгу-су.

Фото 7. Вид с перевала Каргашиль Сев. в сторону р. Кору.

Фото 8. Группа на перевале Каргашиль Сев.

Фото 9. Вид на перевал Каргашиль Сев. со стороны р. Кору

Фото 10. Вид на зеленые ночевки и подъем в цирк перевалов Тютюргу

Фото 11. Цирк перевалов Тютюргу

Фото 12. Ночевки в цирке перевалов Тютюргу. Вид на перевал Каргашиль Сев.

Фото 13. Вид на подъем из цирка на перевалы Тютюргу Восточные со стороны р. Кору

Фото 14. Путь на перевалы Тютюргу Вост. Нижний и Центральный после перегиба ледника со стороны р. Кору

Фото 15. Седловина перевала Тютюргу Вост. Центральный со стороны р. Кору

Фото 16. Группа на перевале Тютюргу Вост. Центральный

Фото 17. Начало спуска с перевала Тютюргу Вост. Центральный в сторону лед. В.Тютюргу

Фото 18. Участок спуска по одному с перевала Тютюргу Вост. Центральный в сторону лед. В.Тютюргу

Фото 19. Перевальный взлет перевала Тютюргу Вост. Центральный со стороны лед. В.Тютюргу

Фото 20. Вид на перевальный взлет перевала Тютюргу Вост. Центральный с ледника В.Тютюргу

Фото 21. Долина р. Тютюргу

Фото 22. Долина р. Гара-аузусу

Фото 23. Долина р. Башиль-аузусу

Фото 24. Язык ледника Башиль

Фото 25. Язык ледника Башиль и вид на ручей, стекающий из под ледников Башиль Северный и Центральный

Фото 26. Брод потока из-под ледника Башиль Северный

Фото 27. Вид на ледник Башиль Центральный с левобеережной морены (моренное озеро)

Фото 28. Подход под второй ледопад на леднике Башиль Центральный. Цирк перевала Башильауз.

Фото 29. Обход второго ледопада на леднике Башиль Центральный.

Фото 30. Взлет перевала Грановский со стороны ледника Башиль Центральный.

Фото 31. Группа на перевале Грановский (2А, 3759).

Фото 32. Спуск по гребню с перевала Грановский (2А, 3759) в сторону ледника Адырсу Вост.

Фото 33. Спуск с гребня с перевала Грановский (2А, 3759) в сторону ледника Адырсу Вост.

Фото 34. Спуск с перевала Грановский (2А, 3759) в сторону ледника Адырсу Вост.

Фото 35. Ледник Адырсу Вост и вид на перевал Грановского (2А, 3759)

Фото 36. Альплагерь Уллу-тау с нижних Гумачинских ночевок

Фото 37. Язык ледника Гумачи

Фото 38. Нижняя часть ледопада ледника Гумачи перед перевалом Гумачи (правая ветвь)

Фото 39. Разлом ледопада ледника Гумачи перед перевалом Гумачи (правая ветвь)

Фото 40. Верхняя часть ледопада ледника Гумачи перед перевалом Гумачи (правая ветвь)

Фото 41. Участок пологого ледника Гумачи перед перевалом Гумачи (правая ветвь)

Фото 42. Группа на перевале Гумачи (2А, 3582)

Фото 43. Спуск с перевала Гумачи (2А, 3582) в сторону ледника Джанкуат.

Фото 44. Спуск по леднику Джанкуат.

Фото 45. Спуск по леднику Джанкуат. Зона разломов.

Фото 46. Вид на ледник Джанкуат с конечной левобережной морены ледника.

Фото 47. Тропа в долине р. Ирик.

Фото 48. Перевальный взлет перевала Ирикчат со стороны р.Ирикчат.

Фото 49. Группа на перевале Ирикчат.

Фото 50. Ледник под перевалом Ирикчат со стороны р.Ирикчат.

Фото 51. Группа в конце маршрута у пос. Эльбрус.

Фото 52. Подъем на ночевки Приют 11. Вид на Эльбрус.

Фото 53. Вид с вершины Эльбрус Западная (5642).