Руководитель: М.Голубев, Москва

Отчет о путешествии по Ц.Кавказу в июне 2014

Отчет о путешествии по Центральному Кавказу в июне 2014

Нитка маршрута:

Р. Черек Балкарский - р.Шиле - пер. Шиле (н/к, 2611) + Соухауз (1А по факту, 2976) (связка, 1А) - р. Чайнашки - р. Туранашки - пер. Пастуший (1А-, 3244) - оз. Гийбашкёль - пер. Яков (1А+, 3394) - верховья р. Коштансу - пер. Балкарский (1Б, 3460) - р. Думала - р. Черек Балкарский - сел. Безенги.

Нитка маршрута

Сроки
: 20-27 июня 2014.
Километраж: около 60 км.
К.с. маршрута эквивалентна спортивной н/к с элементами 2 к.с.

Участники:

Голубев Михаил, опыт 5ГУ, 4ГР - руководитель
Вороненко Дмитрий, опыт 5ГУ, 2ГР
Марданов Ильдар, опыт пик Ленина, 2 дан по карате(!).

Идея похода заключалась в прохождении в течение внезапно появившегося временнОго недельного "окна" долины и перевала Шиле, о которых ничего не было известно, а также перевалов Пастуший и Яков, которые ранее проходить не довелось, как и красивое озеро между ними. Планировался также пер. 9 мая, но от него на месте отказались.
Также данный маршрут был выбран исходя из невозможности успеть оформить погранпропуска, и их ненужность в тех местах. (в долине Черека Безенгийского можно находиться вплоть до а/л Безенги только по паспорту, а также в ущелье Мижирги, чем мы и воспользуемся по окончании похода)

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

1. Р. Черек Балкарский - р.Шиле -
пер. Шиле (н/к, 2611) + Соухауз (1А по факту, 2976) (связка, 1А) -
р. Чайнашки

20 июня

На заранее заказанной у Бориса Саракуева (bezonec@list.ru) легковой машине с газовыми баллонами на борту доезжаем от жд вокзала Нальчика до "скальных ворот" Безенгийского ущелья - где почти смыкаются массивы Скалистого хребта, и еще около 10 км выше (не доезжая около 6 км до села Безенги). В этом месте есть мост через Черек Безенгийский, где старт маршрута.
Изначально планировалось пройти путь, отмеченный на карте ниже пурпурным:

Но, начав идти по этому пути, вскоре увидели "пролаз" в Скалистом хребте, и он не понравился:

Планировавшийся проход на "яйлу" Скалистого хребта (за вершину Иткая)

Это было предсказуемым, т.к. предварительное изучение космоснимков показало, что тропа, после горизонтального траверса, видимого на фото выше, заросла. А крутизна склона в верхней части, перед выходом на плато, была неизвестна, и, скорее всего, очень большая.
Так что этот проход еще ждет своих "зановооткрывателей" (на карте генштаба тропа есть, но когда эту карту делали?). Смысл этого прохода в посещении пологой северной части массива Иткая с дальнейшим её обходом (и вполне простым на неё восхождением), по неизведанной долине к перевалу Соухауз. И с небольшим радиальным выходом к обозначенному выше озеру. В Гугле оно смотрится так:

Потаенное прозрачное озеро

Т.е. похоже на чистейшее карстовое, наподобие Голубых озёр, расположенных в 10 км восточнее в схожих по геологии местах. Но в отличие от них, расположенное в совершенно диких и глухих местах.
Ну а мы идём по запасному пути, в долину Шиле к одноименному перевалу.
Общий вид этого пути - на Фото 1:

Фото 1. Общий вид долины Шиле, фото Казима Мокаева

Идем от моста по грунтовой дороге вверх вдоль Черека, до каких-то огородов, за которыми овраг с чистой рекой Шиле. В лесочке (жарко, высота 1300) у воды делаем обед - после попытки пройти по изначальному варианту время уже 13 часов.
Река Шиле легко бродится в тапочках, по колено. На левом берегу крутой 5-м взлет борта оврага, и пологий склон со слабой тропкой. Идем по ней параллельно реке, которая всё глубже уходит в каньон под нами. Подходим к поясу скал справа походу. Снизу обхода справа не видно, идем слева по звериной тропке. Она кончается, и по довольно крутой траве обходим пояс скал до относительного выполаживания. Выше равномерный 20-25-градусный травянистый склон. Идем вверх в поисках идущей на карте тропы, и находим ее. От места обеда около 1,5 часов ЧХВ. Подъем по жаре изматывающий. Наш путь к тропе не рекомендуем! На Фото 1 синим обозначены более простые пути, верхний из которых и вовсе начинается в сел. Безенги - сразу по отличной тропе.
Мы же вышли на некую нижнюю траверсирующую склон тропу - тоже неплохую. Но она вывела на широкую террасу со слабым родником и заболоченным озерцом, и закончилась.
На Фото 2 - еще один вид на начало подъема в долину Шиле:

Фото 2. Начало подъема в дол. Шиле

Синим обозначены более правильные пути. Верхний из них проходит мимо поляны с озерцом и родников - для тех, кто уверен, что успеет дойти к вечеру в среднюю часть долины, о которой далее.
Также можно пройти из с.Безенги мимо башни по верхней тропе.
Мы же решили ставить лагерь на поляне с родником. Хоть озерцо и заболочено, есть и сухие уютные поляны:

Фото 3. Первая ночевка - у поляны с родником и болотистым озерцом

Как видно, на противоположном борту долины (за глубоким каньоном) находится скала с несколькими большими пещерами. Вход в одну из них наполовину закрыт кладкой с проёмом для входа.

21 июня

Тропа, которая привела нас к озерцу, далее пропадала. Судя по карте, и тому, что просмотрели вчера утром во время радиалки, выше есть другая тропа. Идем к ней вверх по тр. склонам крутизной около 20 гр. (Фото 4).

Фото 4. Начало подъема от родниковой поляны к верхней тропе

За 40 мин. выходим на тропу - широкую, но немного заросшую. Отличный вид на массив Каракая в Скалистом хребте (Фото 5).

Фото 5. Вид на Каракаю с места выхода на верхнюю тропу

Тропа идет высоко на левом борту долины Шиле и примерно за час ЧХВ полого выводит в район слияния истоков реки (Фото 6, 7). На тропе в зоне леса есть два небольших ручейка, рядом с каждым из которых есть площадки для палаток.

Фото 6. Долина Шиле, выход по тропе выше зоны леса

Фото 7. Слияние истоков р. Шиле

Оба истока реки Шиле чистейшие, переходятся по камням. На стрелке рек возможен бивуак. Делаем тут обед.
В этом месте тропа потерялась - идем по травянистым склонам примерно там, где на генштабовской карте нанесена тропа. Выйдя на травянистый гребешок, правее которого (по ходу) очень крутой сброс к речке, поднялись по нему до выполаживания, где нашли довольно заросшую тропу, которая траверсирует ор. правый борт ущелья между крутыми тр. склонами, уходящими в каньон справа, и скалами массива Иткая слева. Эта тропа точно соответствует генштабовской карте:

И хорошо видна в гугл-Земле:

Фото 8. Путь подъема на пер. Шиле с запада

Фото 8 крупнее. Пунктиром отмечен путь, читающийся на космоснимке

Путь от места обеда до перевала занял около 2,5 часов ЧХВ (с 1878 м до 2611 м по жаре без воды с тяжелыми стартовыми рюкзаками - несли железо, кошки и т.д.).
По пути нет воды. Площадки есть в месте перехода травянистого гребешка через выполаживание на траверс тропы ("поворот" на Фото 8). Ниже этого места, метрах в 15 по высоте, просматривался участок, похожий на заболоченный - возможно, там можно добыть воду. Но это место следует считать скорее аварийным местом для бивуака.

Вид на массив Каракая с подъёма на пер. Шиле

Сама тропа от "поворота" заслуживает отдельного описания. Главное - хорошо, что она есть! Левый борт ущелья непроходим - крутой, заросший кустами и рододендронами в нижней части. По дну проход вряд ли возможен: скорее всего, много водопадов без обхода.
Тропа зарастает, хотя и читается - как протяжённая непрерывная узкая "полочка" на крутом и очень крутом травянистом склоне. После участка осыпного выноса (Фото 8), а особенно дальше, между скальными поясами, "есть куда падать" крайне сильное! По сути тропа проста, но психологически совсем наоборот. Расслабиться можно, только когда тропа переходит с траверса склона в широкий травянистый выполаживающийся кулуар. Впрочем, на тропе есть пара мест, у выступающих с нижней стороны скал, где можно бросить рюкзаки и отдохнуть.
Крайне не рекомендуем проходить перевал (тропу) в обратном направлении, особенно в дождь, который может пойти (это же горы) внезапно. Также под вопросом проходимость тропы зимой. Как на пологом выделяющемся элементе рельефа, даже при сухих окружающих склонах, тропа может быть заснежена, а оттого скользкой.
На Фото 9, 10, 11 - некоторые участки тропы:

Фото 9. Вид при подъёме к "повороту" на начало траверса тропы

Фото 10. Немного выше

Фото 11. Выход с траверса тропы на нормальные склоны под перевал Шиле

Перевал Шиле представляет собой широкое травянистое с выходами крупных камней поле. Красивый вид в западном направлении был несколько закрыт облаками:

Вид почти с пер. Шиле на запад

Тура не нашли. За день, с учётом локальных наборов-сбросов высоты, подъём составил около 1200 м. Запасы воды (не менее литра на человека с обеда) давно закончились. Время 17 часов - не поздно. По карте

Карта района перевалов Шиле (N 428б) и Соухауз (N 428)

- до ручья рукой подать, а ровных площадок сколько угодно.
...Надежды были тщетны. Там, где на карте ручей (т.1) был сухой овраг. Долина просматривалась на 1,5-2 км ниже в монокль - овраг и там был сухой. Это значит, что маловероятно наличие воды где-то в этих местах. Идти дальше по маршруту пер. Соухауз - авантюра. Возвращаться некуда. Вся надежда на снежники на горе Соухаузкая - должно же с них течь! (но балка, в которую с них течёт - приток "нашего" сухого оврага: похоже, талая вода сразу под стеной уходит в морены). Но что делать - идем в сторону этой балки. Тем более я (М.Г.) в январе 2011 г. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4928
видел там натёки льда.
Однако и в балке русло ручья оказалось пересохшее. А ведь на скалах Соухаузкаи столько снежников!

Где же вода? Делаю получасовую разведку в сторону скал (пить уже хочется очень сильно).

Фото 12. Большой и малый водопады на северных склонах г. Соухаузкая

Русло ручья по мере подъёма вдоль него всё сухое и сухое. А по стенам вершины стекают водопады, дразня шумом падающей воды. Левый по ходу из них, крупный, падающий вертикально ниже огромного скального пальца - распыляется в воздухе и уходит в камни морены. Да и подходить туда опасно, может что-нибудь прилететь. Последний шанс - водопадик правее по ходу. Кажется, вода не сразу уходит в камни, а метров 20 течёт среди них. Так и есть. Вода обнаружена! (жадно напился)
В 5 минутах хода ниже шикарные травянистые лужайки. Правда, крутые скалы горы Соухаузкая как бы нависают над этим местом (фото не передает) - в воображении рисуется крупный обвал, который может добить досюда. Но следов обвалов никаких нет - тихие мирные морены уже несколько сот лет как заросли травой, и лужайки свободны от камней, даже принесенных зимними лавинами. Почти бегом возвращаюсь к спрятавшимся от сильного ветра за огромным валуном товарищам, надеваем рюкзаки - и вперёд, минут 15-20 спуск по крутому склону в балку и подъем по ней в сторону водопадов на лужайку. Гонец со всеми имеющимися бутылками (их много, как раз для такого случая) за 10 минут ходит и возвращается с чистейшей водой - попить, для ужина и для завтрака. Нет предела блаженству! :)

22 июня

Ночью был дождь, с утра густой туман и моросящий дождик. Выходим около 12 часов, когда осадки прекратились, а видимость немного улучшилась.
По некрутому травянистому склону обходим С-З скальный отрог массива Соухаузкая и выходим на вчерашнее широкое слабонаклонное травянистое плато с выходами крупных камней, расположенное между перевалами Шиле и Соухауз. Идем в тумане, из-за чего забираем несколько левее, к осыпям под Соухаузкаей. Возвращаемся правее. Облачность опустилась, открылся перевал и ясное небо (Фото 13).

Фото 13. Район пер. Соухауз с севера

Пройдя мимо ручейка среди крупных камней (знать бы вчера, что тут есть вода и площадки!), выходим по некрутым тр.-ос. склонам право-вверх на широкую осыпную седловину (Фото 14). В турах записку не нашли. Фотографируемся (Фото 15).

Фото 14. Отрог г. Соухаузкая с пер. Соухауз

Фото 15. Группа на пер. Соухауз

Дальнейший план был пройти траверс хребта с пиками Майских туманов, Просветления к пер. Чегетджар. Но сильный ветер и нестабильный верхний край сплошной облачности немного ниже вершин хребта вынудили идти в долину Чайнашки вниз, по тропе. Сначала она очень хорошая, идет траверсом склона влево с небольшой потерей высоты (Фото 16).

Фото 16. Начало спуска с пер. Соухауз

Входим в облачность. Видимость 20 м. Но хорошая тропа уверенно ведет далее, начиная локальными серпантинами сильно сбрасывать высоту, но в общем направлении сильно влево (Фото 17).

Фото 17. Тропа перед входом в облачность

За 40 минут от перевала дошли до большой поляны с огромными камнями, где раньше, судя по всему, был кош. Тропа теряется. В ходе разведки находим какую-то тропу, она сильно увела далее влево, но руководитель помнил, что правильна тропа должна идти куда-то вниз. В Гугле видно ложную тропу:

В этих местах далее обнаружили еще немалоложных троп - их натаптывает крупное стадо яков, обитающих в тех местах. Вкупе с видимостью 15-20 метров это заставило нас идти вне троп в общем направлении сначала вниз-влево, потом вниз-вправо. Дождя не было, но из-за густого тумана трава была мокрой, обувь промокла насквозь. Как назло не встретилось ни одного места, годного для палатки хотя бы у крошечного ручейка (логично было ждать, пусть и всю ночь, видимости). Так что пришлось поблуждать, пока наконец не вышли ниже нижней границы облачности и не сориентировались (Фото 18).

Фото 18. Выход из облаков

Мы оказались не сильно в стороне от правильного пути, но на другой стороне заболоченной, всей в крапиве и борщевиках, балки/ущелья. Пересекать не хотелось, пошли по правой сухой стороне, надеясь выйти к большому кошу (Фото 18 выше).
Подошёл чабан с сыном, они пасли отару овец. Посоветовали не спускаться к кошу, а потом еще и от него на дорогу, а срезать путь траверсом вправо. Через непроходимое на вид крутое ущелье там оказывается есть хорошая овечья тропка. По ней и вышли к другим, нежилым двум кошам у крупного чистого левого притока р. Чайнашки (Фото 19).

Фото 19. Путь к месту ночевки

Нашли ровную поляну у этого притока, где и заночевали (Фото 20).

Фото 20. Место ночевки у правого притока Чайнашки

2. Р. Чайнашки - р. Туранашки -
пер. Пастуший (1А-, 3244) - оз. Гийбашкёль -
пер. Яков (1А+, 3394) -
верховья р. Коштансу

23 июня

Немного вниз по грунтовке, и мы вышли на основную грунтовую дорогу, идущую в этом месте по левому берегу Чайнашки. Около 2 часов ЧХВ, и мы выходим к кошу на слиянии рек Чайнашки и Туранашки (Фото 21), где делаем обед.

Фото 21. Кош на слиянии Чайнашки и Туранашки

Далее по правому берегу Туранашки преодолеваем её устьевую ступень по ячьей тропе мимо крутого участка реки, почти водопада (Фото 22), и выходим в ровную пологую травянистую висячую долину Туранашки. От коша 30 минут.

Фото 22. Устьевая ступень р. Туранашки

В долине густой туман. Идем около часа по ней, до места, где река выходит из-под морены. Есть ли выше вода, не ясно. Еще через 15 минут небольшой ручеек. Запоминаем это место и идем с надеждой выше, т.к. время всего 15.30, хорошо бы подойти поближе к перевалу, раз уж сегодня в таком тумане на него идти нет смысла. Но разведка оказалась тщетной, воды в долине всё нет и нет (от последнего ручья шли минут 25) (она есть в районе озерца под перевалом, что мы узнаем на следующий день, но туда идти еще 50 минут). Так что возвращаемся и под начинающимся дождем в 16 ч ставим палатку у запомненного ручейка.

24 июня

Утром погода позволила выйти лишь в 10.30, когда появилась видимость, и перестал дождь.
За 10 минут поднимаемся к хорошей тропе, явно бывшей геологической дороге, которая заходит в долину через отрог из долины Чайнашки (так что сюда можно попасть и таким способом).
По тропе вверх минут 20 до развилки. Влево дорога уходит вниз, а вправо продолжается вверх. Надо было идти по нижней, т.к. ответвление от нее чуть позже идет снова вверх по долине, обходя завалы крупных осыпей. Наш же вариант вывел к старой штольне и оборвался. Пришлось траверсировать неприятную осыпь для выхода на правильную, нижнюю дорогу (Фото 23).

Фото 23. Пер. Пастуший с севера

Впрочем, как видно на фото, она уже была не нужна, т.к. закрыта снегом. И выводила в сторону, к озерцу. Нам же нужна верхняя тропа, к которой поднялись по крутому тр.-ос. склону. Тропа траверсом с небольшим набором высоты выводит на пер. Пастуший (Фото 23).
Седловина - неширокий землистый участок среди разрушенных скал гребня. Записки не было. Судя по следам и мусору, перевал ходят на лошадях и/или пограничники.
Хороший вид на озеро Гийбашкёль был частично скрыт облачностью.
В один момент удалось сфотографировать озеро целиком (Фото 24).

Фото 24. Озеро Гийбашкёль

Спуск с перевала возможен по пологой тропе влево и обходя озеро с дальнего берега, либо прямо вниз, там тоже есть тропа, похуже, но короче. В районе длинного узкого полуострова есть ручей, а на самом полуострове - выровненные площадки.
Следующий перевал Яков был скрыт туманом. Но учитывая его к.т. 1А и явную тропу на осыпи, которая уходила в сторону перевала, идём.
Путь можно проиллюстрировать на фото другого года (Фото 25).

Фото 25. Пер. Яков с севера

При большом количестве снега в наших условиях перевал оказался на пределе для 1А. Тропа скоро ушла в снег крутизной до 30 град., пришлось обходить по очень живой осыпи под скальное ребро. Обход ребра справа по разрушенным скалам в рантклюфте между ребром и снежником. По верхнему краю снежника траверс на широкий слабовыраженный ск.-ос. контрфорс, ориентир - металлический штырь. От него вверх по серпантину местами смытой тропы под крутой снежный склон с карнизами. Обход слева по ходу до прохода между карнизами. Верхние 5 м - 50-60-градусные скалы, причем нужно пролезть наискосок под большим надувом - быстро (Фото 26):

Фото 26. Верхняя часть подъема на пер. Яков

В обратном направлении тут будет необходима веревка.
Седловина широкая среднеосыпная. Сняли записку группы из г. Волжского, рук. О.Родина, 16.07.2013 (Фото 27):

Фото 27. Записка с пер. Яков

Спуск с перевала по пологой осыпи вправо-вниз до начала тропы. Сначала она идет прямо вниз левее снежника, затем серпантинами выводит на травянистые выполаживающиеся склоны, и теряется в районе большой поляны, в левой части которой находим место для палатки у ручейка (Фото 28, 29).

Фото 28. Спуск с пер. Яков

Фото 29. Место ночевки

Снова приходится рано вставать на ночевку - дальнейший траверс (тропы) по склонам верховий р. Коштансу под пер. Балкарский скрыт туманами.

3. Верховья р. Коштансу -
пер. Балкарский (1Б, 3460) -
р. Думала - р. Черек Балкарский - сел. Безенги

25 июня

С места ночевки под пер. Яков траверсируем по хорошей, видимо, ячьей тропе травянистые склоны северных истоков р. Коштансу к началу подъёма на пер. Балкарский (Фото 30):

Фото 30. Общий вид пути из-под пер. Яков на пер. Балкарский

Река Коштансу остаётся далеко внизу (Фото 31):

Фото 31. Река Коштансу

Начало траверса:

Фото 32. Начало траверса

И завершение:

Фото 33. Завершение траверса и общий вид подъёма на пер. Балкарский

Финиш тропы-траверса вывел на завалы крупной осыпи, преодоление которой небыстрое. За осыпью выполаживание верховьев долины, много мест для палаток у чистой воды. И вид на предстоящий перевал (Фото 34):

Фото 34. Пер. Балкарский с востока

Путь к перевальному взлету очевиден, отмечен на Фото 34.
В верхней части подъема участок разрушенных скал, выше которого снежник крутизной до 30 град., перед самой седловиной выполаживающийся ск.-ос. склон (Фото 35):

Фото 35. Седловина пер. Балкарский с гребня выше него

Открывается прекрасный вид на вершину Коштантау и ледник Думала (Фото 36):

Фото 36. Вид на г. Коштантау с пер. Балкарский

Спуск с перевала по крутой, 30-35 град., неприятной средней осыпи с выходами скал и пятнами снега - сначала вправо-вниз (Фото 37) около 300 м, чтобы обойти снежник, а ниже него крутые скалы с кулуарами, затем в общем направлении вниз до пояса скал.

Фото 37. Начало спуска с пер. Балкарский на запад

Через пояс скал по зеленым полкам есть относительно простой проход (Фото 38):

Фото 38. Выход через пояс скал к дну цирка

Левее пояса скал есть очень крутой осыпной склон с сужение в виде кулуара. По идее можно спуститься там, но выглядело очень неприятно.
От перевала до выполаживания около часа с остановками-разведками.
Далее путь по дну 1,5-километрового по длине каменного глетчера - всё это небольшое боковое ущелье долины Думала засыпано камнями 1-3-метровой величины, нередко "живых", что очень замедляло продвижение. По карману правой стороны было то же самое. Лишь подойдя ближе к правобережной морене л. Думала, нашли путь правее нашего каменного глетчера, по травянистому склону. Из-под перевала сюда шли 1,5 часа ЧХВ - т.е. по 500 м за получасовой переход!
Вопреки ожиданиям, в кармане правобережной морены л. Думала не оказалось ни воды, ни ровных полян - всё завалено крупными глыбами. Взбираемся на морену, и по тропке на ее гребне или правее, на ее внешнем склоне, доходим до удобного спуска в район озер у окончания языка л. Думала (Фото 39).

Фото 39. Путь с каменного глетчера к оезрам у окончания л. Думала

Там есть хорошая травянистая поляна, но вода в основной реке очень мутная. Ниже языка ледника эта река втекает в большое, также мутное озеро, и вытекает из него тремя мощными, но с очень медленным течением, потоками. Сверху было заметно, что с другой стороны этих потоков есть более-менее чистый ручей из зеленоватого озерца. Пора было ставиться. Пришлось со всеми имеющимися бутылками бродить три потока - почти по пояс, но благодаря очень медленному течению, слабых.
Ниже в долине, как потом узнаем, примерно в 20-30 минутах спуска есть чистые ручьи и полянки - рекомендуем ночевать там. Мы же были настолько измотаны каменным хаосом пройденной боковой долинки после перевала, что идти дальше не хотелось, да и время нераннее.

26 июня

Решаем не идти следующий перевал, 9 мая - не прельщал почти километровый набор высоты, в нижней половине равномерно крутой. Решаем спускаться по долине Думала.
Согласно картам, тропа идет левым берегом. Но осмотр долины сверху показал, что и правый берег как минимум проходим, да и не хотелось еще раз бродить реку.
Обойдя вал свежей конечной морены, спускаемся вдоль р. Думала по пологим тр. склонам с камнями до выполаживания долины (Фото 40).

Фото 40. Начало супска от языка ледника в долину Думала

Пасутся лошади, ниже коровы, а также стадо пугливых яков.
Через 2,5 км ровной широкой долины начинаются прижимы из крутых тр. или ос. склонов. Река небродимая. Зато в обход прижимов или прямо по ним есть коровьи тропки, по которым несложно идти. Встречаются расширения долины, с родниками и хорошми площадками.
В итоге за 2 часа ЧХВ доходим до чистейшего правого притока Думалы - р. Кючмессу, за которой начинается хорошая тропа. По ней через 2 км - до мостика на левый берег, на луг у стрелки рек Думала и Укюсу. У родника на этой поляне делаем обед, в процессе которого решаем дальше не идти - по хорошей тропе к вечеру были бы в с.Безенги, а что там делать? А здесь, чуть выше, река Укюсу образует в каньоне устьевой ступени шикарный водопад (Фото 41), и вообще горы без цивилизации - почему бы не сделать полудневку, раз есть время.

Фото 41. Водопад р. Укюсу

27 июня

Возвращаемся по мостику на правый берег р. Думала и спускаемся по хорошей тропе вдоль нее до второго моста. От него тропа набирает высоту, обходя большие прижимы, и затем очень высоко над глубоким ущельем полого спускается к будке на "мысу" в хребте, разделяющем думалу и Черек Безенгийский. От будки тропа поворачивает влево и серпантинами выводит к дому (Фото 42). От него грунтовая дорога к мосту через Черек к основной дороге, ведущей в альплагерь Безенги. Спуск занял 1,5 часа общего времени. По дороге 6 км до с.Безенги.

Фото 42. Выход из дол. Думала в дол. Черека Безенгийского

По пути погранзастава. До альплагеря Безенги и в ущелье Мижирги и севернее пропуска не нужны, въезд по паспорту РФ. У нас проверили паспорта и выпустили.
В оставшееся время нашли в с.Безенги машину и доехали за 2000р в альплагерь Безенги, где погуляли 2 дня. Но это другая история.
Из а/л Безенги на той же машине, на которой заезжали, уехали в Нальчик, поход завершен.