Автор: Татьяна Мышковец, Санкт-Петербург

На Эльбрус первый раз

Решение пойти на Эльбрус пришло внезапно, впрочем, все самые правильные решения у меня всегда появляются спонтанно и неожиданно, без каких-либо предпосылок. Я никогда не думала про то, что я полезу на самую вершину этой огромной ледяной глыбы. Никогда.. до января этого года.

В горах выше 1600м до этого мне бывать не приходилось, опыта восхождений соответственно тоже не было ни какого. Возможно, правильней было бы постепенно набирать высотный опыт, но я решила проверить себя высотой сразу на 5642.

Друзей-альпинистов у меня нет, и в связи с отсутствием подобного опыта я присоединилась к группе с инструктором. Первую часть нашего похода опишу кратко – начало нашей акклиматизации проходило в горах в районе поселка Верхний Баксан: за несколько дней прошли по живописнейшим местам, промокли с ног до головы под дождем, прыгали по огромным мокрым камням в тумане с минимальной видимостью, на солнышке позагорали тоже.. в общем – было здорово! Кавказ богат чудесными пейзажами. Зелень деревьев отлично сочетается со снежными шапками высоких гор!

Подъем на Эльбрус у нас был запланирован с южной его стороны и мы, как и большинство тех, кто восходит с юга, пользовались канатками. Но даже, казалось бы, такой ничего не обещающий подъем, у нас не прошел без приключений – во время подъема от станции Мир до Гара-Баши креселка ломалась два раза. И это притом, что часть нашей группы уже сидела в этих самых креслах. К тому же где-то гремела гроза, шел мокрый снег и дул страшно-холодный ветер. Я садилась на этот ничего хорошего не обещающий подъемник в последних рядах, после того, как его два раза починили, слабо веря, что он не сломается и в третий раз. Долго не забуду этот подъем - где-то погромыхивада гроза, в руках у меня металлические палки, а на руках нет перчаток, окоченевшими пальцами вцепилась в эти палки..внизу огромные камни, вокруг все в тумане, ничего не видно! Красота, одним словом! Очень порадовали желтые таблички, закрепленные на столбах на протяжении всего подъема: «С кресел не прыгать».. а так, блин, хотелось!!

видимость часто бывает такая

В первую ночь на склонах Эльбруса мы ночевали чуть выше станции Гара-Баши. Вечером был чудесный закат. Точнее самого заката я не видела, но краски неба, в которые окрасилось небо после захода солнца были потрясающие.

первый раз Эльбрус я увидела таким

На следующий день мы подняли себя и все вещи к Приюту 11, разбили там лагерь, сходили до скал Патухова и решили, что пока погода позволяет ночью попытаемся подняться!

Подъем в час..сборы..я долго мучилась со своими прокатными ботинками (будь они неладны, оказались мне большие размера на полтора), раза 3 или 4 я их пыталась перешнуровать, для полноты счастья – шнурок еще порвался. Пока я собиралась вся группа убежала. Я вышла предпоследняя в 2.30. После меня оставался только инструктор. Сразу скажу – мы все шли в своем темпе, кто по отдельности, кто по парам.

И вот начался подъем. Тропу на вершину найти нетрудно – она единственная, заблудиться невозможно. До начала косой полки тропа наезженна ратраками – маршрутками, которые поднимают всех желающих до начала косой полки. Темно и ничего не видно. Впереди и сзади идут фонарики, кто – не видно, видно только свет во лбу. Где-то впереди вершина, на которую нужно зайти, но ее не видно, с трудом различим лишь силуэт. Слышу, что кто-то слушает Высоцкого, какую песню — не помню, это и не важно, важно, что это был Высоцкий и это меня тогда прям очень подбодрило.

Когда встретила Тиму и Сашу с нашей группы, они сказали мне, что мы уже идем 2 часа – я очень удивилась, потому как не заметила этого времени. Дальше идем уже вместе с ними, если не рядом, то в пределах видимости. Когда дошли до скал Пастухова, началась метель, не сказать, чтобы очень сильная, но прямо в лицо. Где-то здесь больше половины воды в бутылке, которую брала с собой, превратилось в лед. Дальше чтобы утолять жажду ела снег..снега в этот день я съела столько, сколько не съела наверно за все свое детство, причем в детстве он не казался мне настолько вкусным.

Идем дальше, уже на горизонте первые нотки рассвета, дышать еще нормально, но набор высоты дается нелегко. И я уже чувствовала, как организм потихоньку теряет силы.

Светает быстро. На часах 6.00..впереди — Гора — легендарный и гордый исполин, на одну из вершин которого еще предстоит подняться..на востоке медленно начинает вставать солнце, на западе постепенно вырастает пирамидальная необъятная тень Эльбруса... а за спиной открываются просто сумасшедшие виды на Главный Кавказский хребет.

первые нотки рассвета

Ушба

Донгузорун

Я сидела, забыв про мерзнущие пальцы и на руках, и на ногах и встречала новый день.

Как я уже писала, высоко в горах ранее я не бывала и не знала, как поведет себя организм на высоте. В принципе на протяжении всего этого похода ранее я чувствовала себя отлично, и даже на высоте 4050м (Приют 11) спала хорошо. Никаких признаков горной болезни у себя не наблюдала, что меня, конечно же, не могло не радовать. Но дойдя до начала косой, я почувствовала, что меня уже потихоньку начала накрывать горнячка.

Когда я ступила на тропу на косой полке, я поняла, почему меня предупреждали быть там осторожной – узкая тропа, снег рыхлый, шаг влево – оступишься, в первые секунды не успеешь задержаться – будешь лететь дальше своего крика и ничего хорошего не вспомнишь потом.

Тут высота дала о себе знать окончательно: меня начало шатать, все в глазах двоилось, по голове, такое ощущение, что ежесекундно ударяли кувалдой — так она раскалывалась, и тошнило жутко. С постоянным набором высоты все эти ощущения усиливались. Косую полку я шла долго с постоянными остановками – уже на обратном пути я осознала насколько она длинная и насколько там крутой подъем. Дышать там было уже очень тяжело.

Когда я дошла до седловины, многие уже возвращались обратно. Мне же было уже как-то совсем нехорошо.

Пока валялась в седловине, смотрела на крутой склон западной вершины, наблюдала, как медленно там ползут люди, понимала, что сейчас и я так же поползу. И поползла. Мы с Тимой вместе поползли (Саша отстал от нас в начале косой полки, он со второй попытки поднялся на вершину через один день).

После седловины на западную вершину тропа круто уходит наверх, и этот подъем дался мне действительно нелегко. Ко всему прочему, снег там очень рыхлый и даже кошки не всегда помогают задерживаться. Скорость очень низкая, частые привалы, каждый шаг дается с большим трудом.

Люди шли уже из последних сил, вот эти две фотографии наглядно демонстрируют, как некоторым тяжело дается восхождение.

Когда я выползла на ровное вулканическое плато после натянутой веревки – я просто упала там с мыслями, что обратно я не дойду – я просто вспомнила весь пройденный путь, и это был пик горнячки, накрывшей меня - так плохо мне кажется не было никогда в жизни. Не могу сказать точно, сколько я там валялась, но я даже успела подремать. Я лежала и думала, что больше я не смогу сделать ни шага вперед и вверх, что сейчас я встану и пойду обратно – мне было все равно, что до вершины остается совсем чуть-чуть – мозг очень плохо соображал.

Что заставило меня встать и пойти дальше? Я просто вспомнила смс-ку сестры, полученную в Терсколе перед подъемом наверх «Удачи!! Я в тебя верю!!»..то, что происходило у меня в голове в тот момент – это даже не объяснить.. я просто на секундочку представила себе как я вернусь домой и скажу ей (и всем!!), что я 500 метров не дошла до вершины. Кто-то в меня верит, а я тут валяюсь как тряпка! Я просто встала и пошла..и я помню каждый шаг – каждый шаг к вершине..

И вот он – последний подъем..шаг..вздох..вздох..шаг..еще один..вершина..нет эмоций – вообще – ВООБЩЕ НЕТ ЭМОЦИЙ – нет радости, нет осознания того, что я стою на самой высокой точке России, что я-таки сделала то, о чем мечтала последние месяцы..только усталость и опустошение – моральное и физическое. Вообще, человек я очень впечатлительный и эмоциональный, и тот факт, что я не почувствовала ничего, поднявшись на вершину Эльбруса – для меня необычен, мягко говоря. Хотя я читала в отчетах о восхождениях, что такое часто бывает. Просто я и подумать не могла, что у меня тоже так будет.

На вершину мы вышли примерно в 12.20. – там был невероятно сильный ветер, что я думала, что нас всех сдует. И кстати уже не было толпы людей и тем более очереди на вершину. С нашей группы нас собралось там четверо – мы с Юрой - инструктором (он догнал меня незадолго до того места, где заканчивается веревка) и Оля с Сашей – ждали нас на вершине.

С вершины я сделала не очень много фоток. Хотя вокруг было солнечно и ничего не предвещало того, что погода испортится, но надо было уже идти вниз. Погода там может поменяться мгновенно.

за несколько метров до вершины

Спуск занял около 2 часов – вниз – не вверх все ж..шлось легко и со сбросом высоты потихоньку уходила и горнячка, после косой полки ее как не бывало. Я даже смогла поесть. Вместо чая в термосе у меня был чифир – ночью в темноте погорячилась с заваркой – пить его было невозможно, но зачем чай.. кругом же столько вкусного снега!!

косая полка, спуск

Когда спустилась к нашему лагерю, усталости как таковой не было, силы еще были. Я поняла, что физическая подготовка конечно важна на восхождении, но гораздо большее значение на скорость передвижения и успешность восхождения (естественно кроме погоды!!) имеет как сильно на тебя повлияет высота..я так как не была на таких высотах ранее – не знала – как организм будет себя вести..теперь знаю..а еще я теперь точно знаю силу таких простых слов: «я в тебя верю!».
Спуск вниз у нас был запланирован на следующий день. Вечером был шикарный закат

А ночью я встала, чтобы сфотографировать «убегающие фонарики»

На утро двое участников нашей группы с инструктором остались на склоне, чтобы на следующий день еще раз попробовать зайти (им это удалось), а мы спустились в Терскол.

Вместо послесловия..

Это восхождение я вряд ли когда-то забуду. Возможно, потом будут еще другие восхождения, возможно на более высокие (или даже более низкие – это не важно) горы, но это первое своё в жизни восхождение и те чувства, которые я испытала, я буду долго вспоминать с особым трепетом!
Это маленькая победа над собой и большая проверка себя!
Да, было тяжело! Но это несомненно того стоило!
Рассвет с высоты 5000м и звездное небо Эльбруса – виды действительно впечатляющие!
И я еще вернусь! На Эльбрус! Теперь у нас с ним отношения – на всю жизнь!

Красиво!

Хороший, добротный отчет. Автору не откажешь в художественном отражении действительности. Но, этот же отчет, размещенный на сайте у Владислава, понравился мне больше. Он более насыщен событиями и фото. Хотя, это наверное, дело вкуса.

Молодчина.

Молодчинка! И описание и фотографии, - высший класс. Новых Вам вершин и удачи в горах.