Руководитель: П.Камышанов, Москва

о горном туристском походе

третьей категории сложности

по Западному и Центральному Кавказу,

совершенном с 04 по 24 августа 2013 г.

Маршрутная книжка №

1/3-309

Руководитель группы

Телефоны

paulkam@mail.ru

1. Справочные сведения о походе

1.1 Общие сведения

Район похода

Западный и Центральный Кавказ (Архыз и Приэльбрусье)

Вид Туризма

Горный

Категория сложности

Третья

Маршрут

Пос. Архыз – р. Б. Дукка – пер. Айюлю (1А,2890) – пер. Клюковского (Раздельный) (1А,2731) - пер. Дорбун (1А*,2850) – р. Бурная – пер. Браконьеров (1А,2890) – пер. Аманауз (2А,3050) – пер. Торнау (2А,3300) – р. Аманауз – р. Псыш – р.Кышлаусу – пер. Холодовского (1А,2960) – пер. Кожухова (2А,3400) – пер. Иркиз(1А,2880) – Софийские озера – пос. Архыз – пос. Хурзук – р. Уллукам – пер. Хотютау (1Б,3546) – "Приют-11" – пер. Седловина Эльбруса (2А*,5416,радиально) - пос. Терскол

Протяжённость

Около 140 км

Продолжительность

Общая(от Москвы до Москвы): 25 дней

Активной части: 20 дней (в т.ч. 3 полудневки, 1 из них – переезд из пос. Архыза в пос. Хурзук)

Сроки похода

04 августа – 24 августа 2013 г.

Количество участников

1971

2ГУ Тянь-Шань

Завпит, медик

Все участники прошли поход полностью

2. Полезные сведения.

В основном все сведения о районе можно найти в многочисленных отчетах, поэтом остановимся на интересных, с нашей точки зрения, моментах, с которыми сталкивалась наша группа.

Про погранпропуска и взаимодействие с пограничниками.

В походах по Кавказу, в связи с пребыванием в погранзоне, особое внимание надо уделять понятию "погранпропуск".

Пропуск в погранзону включает в себя два понятия: собственно погранзона и "5-километровая зона".

В "погранзону" можно въехать легко и просто при наличии российского паспорта. А вот в "5-километровую зону" вас могут впустить только при наличии правильно оформленного погранпропуска. Строго говоря, эта зона не обязательно именно 5 км, ее граница определяется конкретным Пограничным Управлением Федеральной Службы Безопасности России (далее – ПУ).

1. Вам надо понять по территории погранзон каких регионов России проходит ваш маршрут. Хорошо, если это одна республика. Иначе у Вас будет дополнительная сложность – согласовать переходы между зонами ответственности разных ПУ. Надо понимать, что в каждом регионе ПУ свое и не всегда между ними налажено идеальное взаимодействие. Планируя маршрут, надо четко представлять, что в погранпропуске у Вас в явном и недвусмысленном виде будет запись "выход на пограничные вершины и перевалы запрещен". Так что не пытайтесь подставить МКК и КСС, вставив в маршрут или пересечение границы, или выход на пограничные вершины и перевалы. Случаи когда альпинистов и туристов нарушивших эти правила "вылавливали" и подвергали суровым административным наказаниям. имели место быть неоднократно…

Лирическое отступление: по слухам со стороны Грузии выход на пограничные перевалы и вершины все-таки возможен. Вообще хочется верить, что через какое-то время погранслужбы Кавказских держав договорятся и будут разработаны регламенты, которые позволят "людям гор", при оформлении должных документов, наслаждаться маршрутами, не оглядываясь на границы, идущие по хребтам, как это принято например в Альпах.

2. Контакты всех ПУ тут:

Поняв с каким ПУ надо взаимодействовать, туда надо позвонить, узнать кто занимается погранпропусками, связаться с ними...

Далее выяснить, как им можно переслать два заполненных документа: Заявление на получение погранпропуска и список группы. Эти документы надо направить за месяц до начала похода. Варианты отправки: электронная почта, факс, заказное письмо. По телефону же следует проконтролировать получение ваших документов и согласовать вопрос о месте вручения вашей группе погранпропуска. Либо это само погрануправление, либо застава, через которую вы будете въезжать в район.

3. Что было у нас. 2 погрануправления – в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

Какачаево-Черкесия. Так как не было полной уверенности, что мы сможем получить пропуска в ВОСКРЕСЕНЬЕ в Черкесске, что в ВОСКРЕСЕНЬЕ смогут выдать пропуска в Архызе, плюс то, что мы затянули с отправкой документов, мы связались с туристическим агенством "Вертикаль" и попросили их оформить нам пропуска.

Цена вопроса – 250 рублей за человека.

Документы мы отправили 17.07.2013, а подтверждение, что пропуска готовы получили 01.08.2013.

Пропуск в погранзону нам передали с водителем встречавшей нас машины.

Контакты:

Туристическое агенство "Вертикаль"

www.vertikal-mt.ru

Адрес: г. Черкесск, пр. Ленина 2, офис 2

Телефон: +7 (8782) 26-70-09

Факс: +7 (87822) 26-70-08

E-mail: info@vertikal-mt.ru, vertikal.mt@mail.ru

Еще одна причина, по которой мы оформляли пропуска через фирму, это экономия времени. Поезд приезжал в Невинномысск ночью в 2:22, а погрануправление начинает работать не раньше 9:00.

Примечание. В Архызе на погранзаставе в воскресенье пропуска, заказанные в погрануправлении с просьбой выдать их в Архызе, выдавали с 9-00 часов (как начался рабочий день). Там же нам пояснили, что можно у них заказать пропуска в погранзону, документы они примут, пропуска, когда они будут готовы, выдадут, но оформлять их будут все равно в Черкесске в погрануправлении и уйдет на это от 7 дней и более.

Кабардино-Балкария. Документы мы отправили по электронной почте с просьбой выдать пропуска руководителю другой московской группы, которая должна была путешествовать в Кабардино-Балкарии и с которой мы должны были встретиться на Эльбрусе. Пропуск наш ему не выдали, утверждая, что нужна личная явка руководителя. В конце концов, пропуск оказался на какой-то из застав. Но так как попуск на Эльбрусе, все равно, никому не нужен, мы не сильно об этом сожалели.

На всякий случай, адреса:

Пограничное управление ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике

69000 Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Доватора, д. 84"Б"

Телефон: 8(8782)200123

Пограничное управление ФСБ России по Кабардино-Балкарской Республике

360024 г. Нальчик, ул. Кабардинская, д. 192

Телефон: 8(8662)914356

Транспорт и заброски.

Транспорт от Невинномысска до Архыза мы заказывали также через туристическое агентство "Вертикаль". "Газель" (обычная маршрутка, даже номер маршрута не сняли) обошлась нам в 9000 руб. Если связываться с водителем напрямую, то получилось бы сильно дешевле.

На самом деле, мы заказывали машину не до самого Архыза, а дальше - до слияния рек Архыз и Дукка. Но на месте мы немного изменили наши пожелания. Вместо Дукки мы попросили водителя отвезти наши заброски сначала к спасателям (см. ниже), а затем - на погранзаставу в долине реки Псыш.

На погранзаставе нам разрешили оставить коробки в сарае с дровами. Однако предупредили, что служат на заставе "вахтовым" методом (пограничники сменяются каждые 2 недели), и ближайшая смена будет через 3 дня. Поэтому забирать коробки мы будем у других людей, но они "будут предупреждены".

Забирали коробки мы, действительно, у другой смены. И новая смена сказала, что им НЕ РАЗРЕШАЮТ оставлять коробки с забросками и чтобы "мы больше так не делали".

Когда оставляли заброску, нам сказали про перевал Аманауз. (смотри примечание к описанию за 08.08.2013).

Выезд из Терскола:

Нам дали телефон Владимира - 8-928-709-55-33.

Владимир в основном работает по перевозкам в Баксанском ущелье, но может организовать и перевозки в любое место КБР.

Переезд из Терскола в Нальчик нам обошелся в 3000. Сказали, что такая же цена при переезде из Терскола в МинВоды.

ПСО и МЧС.

Контакты ПСП в Архызе:

Оперативный дежурный ПСП Архыз: 8-928-396-47-87 или 8-963-286-12-67

ПСО Черкесск: 8-878-223-90-60

Начальник ПСП Архыз: 8-928-659-13-79 – Юрий Иванович

Архыз информ: http://vk.com/public41989780

Электронная почта: acsaut@gmail.com

Информация по телефону: 8-928-387-88-40 - Анатолий

На Эльбрус мы пришли через перевал Хотютау. И оказалось, что ПСО находится в поселке Терскол, и еще спасатели есть на седловине. А на "Приюте-11" они ПСП закрыли (домики стоят, но там никого нет). Так, что на Эльбрусе встать на учет не удалось.

Приют «Мария» на Эльбрусе.

Приют «Мария», располагается несколько выше «Приюта Одиннадцати». Мы заранее заказали места и довольно комфортно провели там две ночи.

Контактный телефон, которым мы пользовались: 8-928-717-95-88, Азрет.

Цена проживания – 500 рублей с человека за ночь.

3. Организация похода

Общая смысловая идея похода

1. Вспомнить, что такое Кавказ.

2. Посмотреть на Архыз, пока его совсем не убило строительство горнолыжных и туристических баз.

3. Провести отпуск в горах.

4. Повысить категорийный опыт участников.

5. Дать возможность получения участникам высотного опыта - 4200м и более.

6. Попробовать взойти на Эльбрус.

4. Заявленная и реально пройденная нитки маршрута

Дата День пути Заявленный маршрут Реально пройденный маршрут Комментарии

02.08 – 04.08

Москва – Невинномысск (поезд)

Невинномысск – пос. Архыз (автобус)

Заброска на погранзаставу (верховья реки Псыш)

Пос. Архыз – р. Архыз – р. Бол. Дукка

М.н. – оз. Семицветное – пер. Айюлю (1А, 2890) – озеро под пер. Айюлю

М.н. - оз. под пер. Дорбун

М.н. – пер. Клюковского (Раздельный) (1А, 2780) – оз. под пер. Дорбун

М.н. – пер. Дорбун (1А*,2850) – р. Бурная – пер. Браконьеров (1А, 2890) – оз. под лед. Аманауз

М.н. – пер. Аманауз (2А, 3050) – лед. Лабинский

М.н. – пер. Торнау (2А, 3300) – р. Аманауз

М.н. – р. Аманауз – слияние рек Аманауз и Псыш

М.н. – р. Псыш – р.Кышлаусу

9. М.н. – р. Кышлаусу – пер. Холодовского (1А, 2960 - ?) –Зеленые озера М.н. – р. Кышлаусу – пер. Холодовского (1А, 2960 - ?) –Зеленые озера

10. М.н. – цирка пер. Кожухова М.н. – низ цирка пер. Кожухова

11. М.н. – пер. Кожухова (2А, 3400) – верхние Спартаковские ночевки М.н. – пер. Кожухова (2А, 3400) – верхние Спартаковские ночевки

12. М.н. - р.Ак-Айры (р.София) – пер. Иркиз (1А, 2880) – Софийские озера М.н. - р.Ак-Айры (р.София) – пер. Иркиз (1А, 2880) – Софийские озера

13. М.н. – р. Кашха-Эчкичат – р. София – пос. Архыз М.н. – р. Кашха-Эчкичат – р. София – пос. Архыз

14. пос. Архыз – пос. Хурзук (погранзастава) (микроавтобус)Погранзастава – р. Уллу-Кам (Кубань) пос. Архыз – пос. Хурзук (погранзастава) (микроавтобус)Погранзастава – р. Уллу-Кам (Кубань)

15. М.н. – р. Уллу-Кам (Кубань) – нижние ночевки перевала Хотютау М.н. – р. Уллу-Кам (Кубань) – выше Ворошиловских кошей Из-за дождя пришлось встать на ночевку раньше.

16.

М.н. - пер Хотютау (1Б, 3546) – Эльбрусское озеро

17.

М.н. – "Приют-11"

18.

М.н. – восхождение на г. Эльбрус – "Приют-11"

М.н. – пер. Седловина Эльбруса (2А*,5416) –

"Приют-11"

На вершину поднялся 1 участник, 2 человека "не дошли до вершины минут 20", 2 человека не стали подниматься выше седловины.

19.

М.н. – поляна Азау

20.

Запасной день

Поляна Азау – г. Чегет – Поляна Азау

(прогулки по Терсколу)

пос. Терскол – Нальчик (микроавтобус)

24.08 - 26.08

препятствия

Способ передв.

02.08 – 04.08

Москва – Невинномысск (поезд)

Поезд

Невинномысск – пос. Архыз (автобус)

Заброска на погранзаставу (верховья реки Псыш) и ПСП

20 минут

281м -1620м

Пешком

пос. Архыз – пос. Хурзук (погранзастава) (микроавтобус)

3 часа 25 минут

Микроавтобус

14. Погранзастава – р. Уллу-Кам (Кубань)

1 часа 27 минут

Снежный склон

Канатка

18.

М.н. – пер. Седловина Эльбруса (2А*,5416) – "Приют-11"

10 часа

Поляна Азау – г. Чегет – Поляна Азау

(прогулки по Терсколу)

Пешком

пос. Терскол – Нальчик (микроавтобус)

Автобус

24.08 - 26.08

Нальчик – Москва (поезд)

Поезд

Итого

141 км

6. Техническое описание

В тексте техописания имеются ссылки на номера фотографий которые приведены далее. Фотографии пронумерованы по принципу ххуу-zzz, где ххyy – дата в формате месяц-день, аzzz – номер фотографии внутри этого дня.

Слияние рек Большая Дукка и Малая Дукка – долина реки Большая Дукка

затем дождь

Общая протяженность пути: 13 км

Ходовое время: 4 часа 15 минут

Перепад высот: (+ 614 м - 212 м)

День похода

Долина реки Большая Дукка – озеро Семицветное – перевал Айюлю (1А, 2890) - озеро под перевалом Айюлю

05.08.2013

Погода

Долина реки Большая Дукка – озеро Семицветное – перевал Айюлю (1А, 2890)

Тропа

Облачно

Общая протяженность пути: 8,56 км

Ходовое время: 3 часа 47 минут

Перепад высот: (+ 854 м - 157 м)

Хребет Габулу

3.3.1

Аюлю

ос-сн

р.Дукка (р.Архыз) - р.Белая (р.Псыш)

Сейчас строят хорошую асфальтовую дорогу из Архыза в сторону перевала Пхия. Погранотделение в поселке Архыз расположено на 2-м километре этой дороги (Фото 0804_001).

На 5 км от Архыза дорога разветвляется. Верхняя – вдоль реки Архыз, идет под пер. Пхия, нижняя - в ущелье реки Псыш и в ущелье реки София, по мосту. Идем по верхней, мимо Греческой поляны.

На 8-м км - Архызское поисково-спасательное подразделение

Еще через 2 км заканчивается асфальтовая дорога ("деньги кончились"). Дальше – грунтовка. Расстаемся с машиной. Отсюда начинается наш маршрут.

На Лунной поляне идет строительство горнолыжно-туристического комплекса. Как это выглядит можно увидеть в блоге http://timag82.livejournal.com/176676.html

За фермой (11 км) долина становится широкой и плоской.

На 18 км дорога опять раздваивается, поворачиваем налево, по мосту через реку Архыз, в ущелье реки Дукка. Второй мост, непосредственно через реку Дукка, - полуразрушен (Фото 0804_004), но пешком по нему пройти можно. Рядом с мостом есть брод, но легковые машины, в большинстве своем, в него не суются (Фото 0804_005).

Дорога идет по левому берегу реки Дукка. Доходим до места слияния рек Малая Дукка и Большая Дукка. Через Малую Дукку есть мост (Фото 0804_006).

Примечание. От реки Архыз до места слияния река имеет название Дукка (так обозначено на карте). Выше места слияния: левая (по ходу) – называется Большая Дукка, правая – Малая Дукка.

Перед мостом дорога раздваивается. Левая – это технологический съезд к реке, к тому месту, где построено какое-то гидротехническое сооружение (Фото 0804_008). (Если ошибетесь, то придется переправляться через реку, перебираясь через это сооружение и выходить на правильную дорогу. Несложно, но какое-то время потеряете). Правая (нужная - можно ориентироваться по столбам электропередачи) дорога подходит к кирпичному сооружению, и чуть дальше заканчивается (Фото 0804_007). Начинается тропа.

По тропе (все время идет по левому берегу реки Большая Дукка, до самого Семицветного озера) доходим до границы березового криволесья. Здесь встаем на ночевку (Фото 0804_009). На большой поляне, по краю которой протекает чистый ручей, много ровных площадок, следы костровищ можно насобирать дрова,. От места слияния Большой и Малой Дукки до ночевки 2 перехода по 40 минут и еще минут 15.

На следующий день (2-ой) движемся по тропе, которая идет по левому берегу реки Большая Дукка (Фото 0805_001). Верх долины "запирают" обрывы черных скал, ниже уступ, откуда сбегает ручей - исток Большой Дукки (Фото 0805_002). Через 2,5 перехода (40+40+15 минут) оказываемся наверху, у входа в цирк перевалов Айюлю и Олений (Фото 0805_003). У самого края цирка - озеро "Семицветное", подпруженное валом конечной морены. Есть места для палаток.

На перевал Айюлю можно выйти двумя способами.

Первый:

От озера идем вдоль ручья, стекающего с травянистого правого (орогр.) склона на второй уступ цирка с двумя небольшими озерами (Фото 0805_004).

За вторым озером поворачиваем налево-вверх и оказываемся на третьем уступе у края обширной "равнины" с моренными буграми и провалами. Огибаем ее справа по моренному валу, мимо обломков скал. Конец вала упирается в четвертый уступ наверху с широким скальным плато с цепочкой озер. Это верхняя ступень четырехступенчатой "лестницы" дуккинского цирка. Видна широкая плоская седловина перевала Айюлю (2890 м, 1А) (Фото 0805_008, Фото 0805_009).

Второй:

Огибаем озеро по берегу и двигаемся вверх по тропе, которая ведет на перевал Олений (Фото 0805_005, Фото 0805_006). Поднявшись к озеру напротив седловины перевала Олений (Фото 0805_007), сворачиваем налево и дальше двигаемся к седловине перевала Айюлю (Фото 0805_008, Фото 0805_009).

Мы выбираем второй вариант.

С перевала красивый вид на восток (Фото 0805_011, Фото 0805_012). Спускаемся сначала по осыпи и нагромождениям камней, затем по тропе до большого озера (Фото 0805_013). Начинаем огибать озеро справа, и, не дойдя до середины озера, находим площадки для ночевки. Площадки есть и у дальнего края озера, но они заняты. Спуск с перевала до озера (у сильных участников занял 17 минут).

День похода

Озеро под перевалом Айюлю – перевал Клюковского (Раздельный) (1А, 2731) – озеро под перевалом Дорбун

06.08.2013

0 час 40 мин

Общая протяженность пути: 3,75 км

Ходовое время: 1 часа 51 минута

Перепад высот: (+185 м -299 м)

Начинаем спуск, придерживаясь правого борта цирка. Находим тропу, которая ведет по холмам разделяющим цирк на две части (Фото 0806_007). Затем забираем вправо и обходим хребтик, разделяющий цирки перевалов Айюлю и Олений. Перед нами хребет, отделяющий нас от цирка перевала Дорбун. Движемся в направлении самой низкой точки в этом хребте (Фото 0806_001 -- Фото 0806_005).

Через 35 минут от начала движения с ночевки вышли к небольшому озерку и еще через 16 минут оказались под перевальным взлетом (60-70 метров по высоте, крутизна около 25 градусов) (Фото 0806_006, Фото 0806_009). Подъем на седловину по осыпи и травянистому склону занял 27 минут (Фото 0806_010, Фото 0806_011).

На седловине (Фото 0806_012) обнаружили записку, из которой следовало, что мы взошли на перевал Клюковского (Раздельный) (1А, 2731). Накануне на перевале побывало, по крайней мере, 2 группы.

Спускаемся по травянистому склону (перепад высот 60-70 метров, крутизна сначала 30-35 градусов, затем 20-25), забирая вправо. Затем движемся вдоль выходов скал, стараясь не терять высоту. Переваливаем небольшой хребтик и оказываемся у озера (с островком по середине) под перевалом Дорбун (Фото 0806_014).

С седловины до озера мы дошли за 40 минут (Фото 0806_020).

Следует отметить, что перевал самостоятельного значения не имеет. Однако сильно сокращает путь между цирками перевалов Айюлю, Олений и Дорбун.

У озера есть хорошо обустроенные площадки, но они, к нашему сожалению, заняты. На берегу около того места, где вытекает река – ветрено. Находим площадки у дальнего края озера – там ровно, не дует, только за водой ходить далековато. о:) (Фото 0806_021)

Вечером в гости пришел тур.

Примечание. На седловине перевала Дорбун (минут 40 от озера), которая представляет собой футбольное поле, можно легко поставить много палаток. Вода – в озерке, из-под снежника (Фото 0807_003, Фото 0807_004).

Дополнение. Описание первала Клюковского (Раздельный) из отчета А. Сафонова о горном походе 4 к.с. по Западному Кавказу в августе 2010 г.

Перевал Клюковского (Раздельный) 1А

ССЗ–ЮЮВ

Номер в классификаторе

Соединяет

Центральный и правый истоки р Белая (левый приток р. Псыш)

Характер

Кол-во точек страховки

Прохождение

09.08.2010 с севера

В следующем, более крупном и обрывистом гребешке четко видна довольно крутая, но зеленая седловина (азимут 160) (Фото 0806_009). Ориентируясь на нее, спускаемся с перевальчика на Ю, затем на ЮЮВ по пологим лужайкам и осыпям. Внизу у ручья – крупные обломки. Подъем на седловину короткий, но крутой – около 60 м/40-45° по траве с выходами скал.

Сама седловина узкая, скально-осыпная, мест под палатки нет (N43°27,746’/E41°06,847’/2780). (13:20)

По нашему мнению, перевал соответствует 1А к.т.

Спуск на Ю – крутой травяной склон 80 м/40°, который затем выполаживается (Фото 0806_015). Спускаемся серпантином плотной группой с самостраховкой ледорубом и в 14:10 выходим к ручью на лугах с высокой травой. Вскоре появляется тропа. Она идет левым бортом по лугам, постепенно забирая влево, к центральному истоку Белой.

День похода

Озеро под перевалом Дорбун – перевал Дорбун – река Бурная – перевал Браконьеров – озеро под ледником Аманауз

07.08.2013

Озеро под перевалом Дорбун – перевал Дорбун

Тропа по травянистому, затем осыпному склону

1,30

639 -18

2 час 36 мин

Перевал Браконьеров – озера под ледником Аманауз

тропа по осыпи и травянистому склону

1,84

20 -366

0 ч 40 мин

Облачно, вечером

и ночью - дождь

Общая протяженность пути: 8,11 км

Ходовое время: 4 часа 47 минут

Перепад высот: (+ 878 м -980 м)

Хребет Аркасара

Дорбун

1А*

ос-сн

р.Белая (р.Псыш) - р.Бурная (р.Б.Лаба)

3.2.5

Браконьеров

ос

р.Аманауз (р.Псыш) - р.Бурная (р.Б.Лаба).

Весной 1Б сн

Подъем на перевал Дорбун по тропе, которая начинается от озера. Если ночевать у края озера, ближнего к перевалу, то можно подниматься по самому пологому участку склона (смотри фотографии), Вверху тропы сходятся.

Седловина широкая, плоская – "футбольное поле". Мы нашли три тура: один по середине поля, два других по краям – у троп подъема и спуска.

Начало тропы на спуск (к реке Бурная) находится в левом (по ходу) краю седловины. Оно обозначено туриками.

Спуск в долину р. Бурная: сначала - 5 метров разрушенные скалы (направление движения налево - в сторону перевала Дурицкого), далее - осыпной склон (тропа), вправо вниз по старому ложу ледника, затем – вдоль ручья (в удобном месте переходим с правого на левый его берег).

С седловины перевала до слияния р. Бурной с ее притоком мы добрались за 2 перехода (14 минут – спуск, 40 минут по долине до слияния).

Переправляемся по камням на левый берег р. Бурной.

После переправы выходим на тропу, ведущую к пер. Браконьеров. По тропе взбираемся на крутой заросший рододендроном уступ правого ущелья, откуда сбегает ручей и оказываемся у входа в скалистый цирк с моренами и пятнами снега (50 мин.). В высокой перемычке хребта две седловины и пичок между ними. Левая - перевал Браконьеров, правая - перевал Воронцова-Вельяминова. По цирку движемся еще 40 минут, У ручья перед началом подъема, обедаем, есть место под палатки.

Склон перевала крутой (около 30°). Сначала идем прямо по крупной осыпи. Потом тропа уходит левее вверх, по более мелкой, поросшей травой, "сыпухе" и под скалками траверсом выводит на перевал (2 перехода – 66 минут). Можно также идти в лоб, если позволяет здоровье… По пути на перевал справа виден ледник, ведущий на перевал Воронцова-Вельяминова.

Седловина широкая.

Спускаемся по тропе вдоль левого борта цирка. Справа, в середине цирка остаются маленькие озера. Впереди вдали по левому склону виден – "Аманаузский кругозор". Справа – выход на край обрыва, откуда открываются красивые виды окрестных гор, языка ледника Аманауз и озера под ним. Возвращаемся на тропу и спускаемся в нижний цирк, куда спускается язык Аманаузского ледника. По пологим бараньим лбам и травянистым скатам выходим к озеру под языком ледника. Там много мест под палатки. Ночуем.

Спуск с седловины до озера занял 40 минут.

Около озера встретили горных козлов.

Фото 0804_001 - Погранзастава. 2 км. дороги из Архыза в сторону Пхии.

Фото 0804_002 - Погранзастава

Фото 0804_003 - Погранзастава

Фото 0804_004 - Информация о пограничной зоне

Фото 0804_005 - Схема расположения погранзаставы и поисково-спасательного подразделения

Фото 0804_006 - Мост через речку Дукка

Фото 0804_007 - Брод через речку Дукка. Рядом с мостом, чуть выше по течению

Фото 0804_008 - Брод через речку Дукка. Рядом с мостом, чуть выше по течению

Фото 0804_009 - Слияние рек Малая Дукка и Большая Дукка. Красным обозначен технологический съезд.

Фото 0804_010 - Кош выше слияния рек Малая Дукка и Большая Дукка

Фото 0804_011 - Кош выше слияния рек Малая Дукка и Большая Дукка. Конец автомобильной дороги.

Фото 0804_012 - Гидротехническое сооружение

Фото 0804_013 - Стоянки на границе березового криволесья

Фото 0805_001 - Вверх по долине реки большая Дукка

Фото 0805_002 - Подъем к озеру Семицветное

Фото 0805_003 - Общий вид на озеро Семицветное и перевалы Айюлю и Олений с перевала Дукка. Красным - подъем на перевал Айюлю

Фото 0805_004 - Нижний край озера Семицветного. Тропа на перевал Айюлю.

Фото 0805_005 - Нижний край озера Семицветного. Тропа на перевал Олений.

Фото 0805_006 - Озера Семицветноге Вид с тропы на перевал Олений.

Фото 0805_007 - Озеро под перевалом Олений, сам перевал и поворот нв перевал Айюлю

Фото 0805_008 - Выход к перевалу Айюлю от озера под перевалом Олений (долина реки Дукка).

Фото 0805_009 - Выход к перевалу Айюлю от озера под перевалом Олений (долина реки Дукка).

Фото 0805_010 - Группа на перевале Айюлю

Фото 0805_011 - Озеро под перевалом Айюлю (долина реки Дукка)

Фото 0805_012 - Озеро под перевалом Айюлю (долина реки Белая)

Фото 0805_013 - Вид с перевала Айюлю на юго-восток (долина реки Белая)

Фото 0805_014 - Перевал Айюлю. Юго-Восточный склон. (из долины реки Белая)

Фото 0805_015 - Перевал Айюлю. Юго-Восточный склон. (из долины реки Белая)

Фото 0805_016 - Перевал Айюлю. Юго-Восточный склон. (из долины реки Белая). Стоянки на берегу озера

Фото 0806_001 - Вид на хребет Аркасара и путь группы. (Фотография с Софийского хребта)

Фото 0806_002 - Участок хребета Аркасара с указанием перевалов

Фото 0806_003 - Боковой хребет с перевалом Клюковского (Раздельный). Вид от стоянок на озере под перевалом Айюлю

Фото 0806_004 - Боковой хребет с перевалом Клюковского (Раздельный). Вид от стоянок на озере под перевалом Айюлю

Фото 0806_005 - Боковой хребет с перевалом Клюковского (Раздельный). Вид от стоянок на озере под перевалом Айюлю

Фото 0806_006 - Боковой хребет с перевалом Клюковского (Раздельный). Вид от стоянок на озере под перевалом Айюлю

Фото 0806_007 - Боковой хребет с перевалом Клюковского (Раздельный). Вид от стоянок на озере под перевалом Айюлю

Фото 0806_008 - Подход под перевал Клюковского (Раздельный) со стороны перевала Айюлю. Северо-западный склон.

Фото 0806_009 - Подход к перевалу Клюковского (Раздельный) от перевала Айюлю

Фото 0806_010 - Вид в сторону перевалов Олений и Айюлю от перевала Клюковского (Раздельный)

Фото 0806_011 - Подъем на перевал Клюковского (Раздельный) со стороны перевала Айюлю. Северо-западный склон

Фото 0806_012 - Вариант подъем на перевал Клюковского (Раздельный) со стороны перевала Айюлю. Северо-западный склон

Фото 0806_013 - Вариант подъем на перевал Клюковского (Раздельный) со стороны перевала Айюлю. Северо-западный склон

Фото 0806_014 - Седловина перевала Клюковского (Раздельный)

Фото 0806_015 - Записка, снятая с перевала Клюковского (Раздельный)

Фото 0806_016 - Юго-восточный склон с седловины перевала Клюковского (Раздельный) (в сторону перевала Дорбун)

Фото 0806_017 - Спуск с перевала Клюковского (Раздельный) и выход к озеру под перевалом Дорбун

Фото 0806_018 - Юго-восточный склон перевала Клюковского (Раздельный) (со стороны перевала Дорбун)

Фото 0806_019 - Спуск с перевала Клюковского (Раздельный)

Фото 0806_020 - Спуск с перевала Клюковского (Раздельный)

Фото 0806_021 - Юго-восточный склон перевала Клюковского (Раздельный) (со стороны перевала Дорбун)

Фото 0806_022 - Выход с перевала Клюковского (Раздельный) в сторону озера под перевалом Дорбун

Фото 0806_023 - Озеро под перевалом Дорбун

Фото 0806_024 - Озеро под перевалом Дорбун. Тропы подъема на перевал Дорбун

Фото 0806_025 - Перевала Клюковского (Раздельный) с тропы подъема на перевал Дорбун

Фото 0807_001 - Озеро под перевалом Дорбун. Тропы подъема на перевал Дорбун

Фото 0807_018 - Подъем на перевал Браконьеров

Фото 0807_019 - Подъем на перевал Браконьеров

Фото 0807_020 - Подъем на перевал Браконьеров

Фото 0807_021 - Вид с седловины перевала Браконьеров в сторону подъема (долина реки Бурная)

Фото 0807_022 - Вид с седловины перевала Браконьеров в сторону подъема (долина реки Бурная)

Фото 0807_023 - Седловина перевала Браконьеров

Фото 0807_024 - Начало спуска с перевала Браконьеров (в сторону долины реки Аманауз)

Фото 0807_025 - Спуск с тропы к озеру под ледником Аманауз

Фото 0807_026 - Ледник Аманауз и озеро под ним

Фото 0807_027 - Перевалы Браконьеров и Аманауз. Желтым - спуск вдоль ручья Медвежий