Автор: Михаил Вершинин, Красноярск

Плато Путорана - неизвестная Сибирь

Рассказ об экспедиции 2014 года
Часть 1.

Увлечённость пейзажной фотографией дала мне возможность не только снимать, но и поближе познакомиться с одним из самых труднодоступных, малопосещаемых и в то же время удивительно красивых мест на земле - плато Путорана. Вдвойне приятно, потому что это - край, в котором я живу. Плато расположено на северо-западе Среднесибирского плоскогорья, за Полярным кругом, на северо-западе Красноярского края. Сильно расчленённый горный массив на севере и западе обрывается крутым уступом, в то время как южная и восточная части плато характеризуются пологими склонами. Максимальная высота плато - 1701 метр над уровнем моря. Название Путорана в переводе с эвенкийского означает "озёра с крутыми берегами". Площадь плато сравнима с территорией Великобритании. На плато расположен Государственный Путоранский природный заповедник, признанный ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия человечества. Здесь много мест, куда не ступала нога человека.

Осенью этого года мне посчастливилось путешествовать с Дмитрием Сакашем. Он настолько увлечён Севером, что вот уже более двадцати лет каждый свой отпуск проводит там. По своим чертежам Дима построил лодку длиной 8 метров, которую держит в Туруханске.

17 августа из Красноярска вылетаем в Туруханск.
Погода дождливая. Кто бы мог подумать, что полтора месяца дождь будет нашим постоянным спутником, не считая трёх солнечных дней.

В этот же день готовим лодку к отплытию. Проходим 2-3 часа вниз по Енисею.

Через 100 км от Туруханска, в месте слияния реки Курейки c Енисеем, проходит Полярный круг.

На следующий день, пройдя 230 километров от Туруханска, прибываем в посёлок Светлогорск. Здесь на Курейке стоит паровоз 1881 года выпуска, являясь своеобразным памятником строительства железной дороги Салехард - Игарка, известной также как "Мертвая дорога". Дорога строилась при Сталине силами заключенных ГУЛАГа, но так и не была достроена. Дневники Г.Е. Елаго, техника Енисейской экспедиции Желдорпроекта НКВД СССР, свидетельствуют, что в августе 1944 года участники экспедиции были в районе Курейки, где до революции отбывал ссылку Сталин.

Ливень. Перевозим лодку с Курейки на водохранилище

Перед отплытием заливаем 260 литров бензина, из расчёта на 1000 километров пути.

На четвёртый день нашего путешествия проплываем Курейское водохранилище, далее - по реке Курейке. По левому её притоку, реке Энде, заходим к Борису Чевычелову на гидропост.

Буквально перед нами у Бориса в гостях были волки. Шкура одного из них была ещё тёплая.

Борис более 25 лет на этом посту. Интересно было послушать его рассуждения. Для него время исчисляется не годами, а построенными банями. Вот в третьей по счету мы и парились. Хочу отметить безлюдность этих мест: мы встретили только сотрудников двух гидропостов и отшельника Игоря Фокина.

Борис с лайкой

Возвращаясь, заметили: нас не встречает лаем молодая собака. По догадкам Бориса, волки могли прийти и отомстить за своего соплеменника. Это Север!

Рассвет на Энде

Борис оказался гостеприимным хозяином. На следующий день проводил к ягодному месту, а во второй половине дня показал водопад на Энде и учил меня рыбачить на спиннинг.

Дима остался собирать голубику и бруснику

На следующий день проходим Малый Дюпкун и в начале озера Дюпкун находим место для ночёвки

Отличное место для лодки, прибой не будет долбить её о камни

А чей это дом стоит? Как будто общий дом

Одна из изб Игоря Фокина становится хорошим приютом на двое суток.

Везде порядок, каждая вещь на месте

25 лет назад Игорь Фокин приехал из Москвы в составе туристической группы и остался здесь жить. Похоже, плато Путорана действительно обладает особой, невероятно притягательной силой, влечёт к себе. Мегаполис Игорю оказался не по душе. Batut nuoma ir pardavimas Vilniuje ir Kaune u ger kain: batutunuoma.com

Ещё одна изба Фокина

Над избой есть водопад

Поднимаемся ещё выше

Вечер на Дюпкуне

Утро выдалось очень ветреным. Первая попытка выхода на озеро была неудачной, волны стали заливать корму.

Дима излучает спокойствие, разворачиваем лодку в маленькой бухте, и выход носом оказывается благополучным.

Набегают тёмные тучи, но нам попутный ветер

К обеду немного светлеет

Вечером оказываемся на кордоне Государственного Путоранского природного заповедника. Здесь никто не живёт уже пять лет.

Три дня льёт дождь

С кордона плаваем к устьям рек и делаем радиальные вылазки

Такая погода способствует пейзажной съёмке

Чтобы снять хороший кадр, приходится приложить немало усилий. Но иногда стоит полностью довериться интуиции, шестому чувству, и не ставить задачу - обязательно снять красиво, даже не думать о съёмке. В этом случае красота сама находится случайно, как говорится, попадает в объектив. И я оказываюсь вовремя в нужном месте. От таких мгновений получаю незабываемое удовольствие.

Правда, эти удачи длятся, как правило, мгновения. Тогда я не чувствую времени, не понимаю, где я и что со мной происходит. В этих экстремальных условиях мой организм полностью мобилизуется, сознание находится в изменённом состоянии. Ведь нужно успеть найти удачную точку съёмки, увидеть передний план, выстроить кадр, достать из рюкзака аппаратуру, поставить штатив, установить фотоаппарат, тросик, сделать правильные настройки в камере - и всё это под зонтиком, потому как мелкий дождь с ветром заливают объектив. Нещадно кусает гнус, он мелькает перед объективом и садится на линзу, найдя там сухое, безветренное место. Сложность добавляет покрытый насквозь промокшим мхом курумник. Конечно, в этом случае нужно спешить, ведь уходит неповторимый свет, цвет, уходит удивительное состояние природы. Но спешить медленно!

Этот снимок сделан через четыре минуты после предыдущего. Дождь усилился, накрывая всё пространство белой пеленой. Ушёл свет! У этой фотографии совсем другое настроение. Всего четыре минуты, но какая разница между ними! Мне казалось, прошло не меньше получаса. Для меня время остановилось.

Водопад на реке Гагарья-1

Дождь наполняет реки и водопады

Водопад на реке Гагарья-2

На то, чтобы добраться до какого-либо водопада, уходит целый день

Пробираясь сквозь плотный кустарник

Вброд через ручьи и мелкие реки

Уходим на Стрелку - место слияния Курейки и Яктоли

Здесь, в охотничьей избушке, в основном и базируемся. Дима давно облюбовал это место

Когда под ногами твёрдая земля, я чувствую себя гораздо лучше, чем в лодке

А на воде у меня кручина...

Позади почти 700 километров!