Руководитель: Л.Кудоярова, г.Северск

Продолжение. Часть 2 здесь

4.9.2. Дневник похода.

02 -03.08.13

Переезд из Томска в Бельтир был осуществлен на заранее арендованном микроавтобусе.

И 2 августа продираясь сквозь толпы празднующих свой профессиональный праздник десантников, наш навьюченный сверху рюкзаками автомобиль отбыл в страну горных хребтов, снежников, рек и озёр, именуемую Горный Алтай.…

На выезде из Новосибирска, стоя в пробке, услышали вопрос проезжающего водителя: «Чего, на уикенд поехали?». Эта фраза стала лейтмотивом всего похода. На уикенд!

Еще из автомобильной части пути запомнилась только ночевка, где то в поле, посреди которой нас разбудил странный грохот, причина которого выяснилась утром. Оказывается, мы спали неподалеку от железнодорожных путей местного значения. Да еще, пожалуй, дождь, который в принципе напоминал о себе весь поход.

3 августа в 22-20 водитель Вова выгрузил, нашу изнывающую от долгого сидения, великолепную семерку за поселком Бельтир, и оставил нас наедине с темной Алтайской ночью…

04.08.13

Встали в 6 утра, начали варить молочную рисовую кашу и, сворачивать лагерь. В 7-30 около нас на дороге остановился УАЗ-санитарка, водитель которой, уговорил нас доехать с ним до озер на реке Аккол. Мы решили не отказываться, и нам хорошо, и алтаец заработал. Времени на сборы было отведено мало, и завтрак в это время уже не вписывался. Посему котел с кашей был снят с горелки, и бережно перевезен до конечной точки нашего автомобильного маршрута, не расплескать кашу было задачей не из лёгких, ибо дорожка вверх на плато та еще, машину мотало на ухабах и вверх и вниз и, в стороны. К слову сказать, дорога вполне живописна, встретили на пути старую систему ирригации, для подвода воды на поля.

В 9ч мы и каша таки доехали до озера, и с аппетитом позавтракали в этом живописном месте. Но вот пришла пора взгромоздить наши мешки себе на плечи и отправиться непосредственно в горное путешествие пешим порядком. За пару ходок доходим до ручья Верхний Туро-Оюк, здесь сейчас база, но в данный момент она оказалась пуста. Водопад Верхний Тура-Оюк стекает по живописному ущелью, образуя каскады, вокруг из деревьев только лиственницы. Поднимаемся дальше по тропе, которая идёт левым орографическим берегом реки Аккол, местами заболочена.

По дороге встречаем группу новосибирцев, немного переговорив с ними и поделившись первыми впечатлениями, идём далее вверх по долине. Берег реки становится осыпным, двигаемся, выбирая оптимальный путь прохождения. Осыпь средняя и крупная, хорошо слежавшаяся, порой встречаются туры. Вскоре видим Софийский ледник, который затянут облаками, на переднем плане проглядывается одинокая вершина Ксения, все остальное семейство вершин укутано туманом.

В 13-30, находим удобное место, и встаем на обед. Вода в Акколе мутная, но мы люди привычные, так что это никого не шокировало, никак не повлияло на аппетит, и суп харчо быстро погряз в наших бездонных желудках. Немного отдохнув в 14-40, двигаемся далее, приближаясь к леднику. Через пару ходок, выходим к озеру Софийскому. Попадаются хорошие стоянки, есть дрова. В 16-10, обходим озеро, и недалеко от него, метров в 300, встаем на ночлег на хорошем ровном месте.

Пока готовился ужин, Паша и Дима ушли к леднику, разведать оптимальный путь подъема на ледник завтра.

Запоминающимися моментами этого вечера стали: открытие гитарного сезона, а так же закат над Софийским ледником.

05.08.13

Подъём в 5-30. Погода плохая, из-за дождя и тумана пришлось задержать выход.

Дождавшись окончания осадков, вышли в 8-25. За час дошли до ледника, по мере приближения к леднику планы относительно передвижения по нему и его ледопаду стали меняться, так как открылись новые виды, которых вчера не разглядели. Центральная часть ледника сильно изорвана ледопадом, слой снежного покрова на нем тонкий, мостов почти нет. Поэтому было решено перейти на другой берез реки по нижней части ледника, и по примыкающей к леднику моренной гряде, выйти к рантклюфту, где ледник мало разорван, чтобы обойти ступень ледопада слева по ходу. На моренном гребне идет хорошая тропа, хотя подъем на нее был крут и утомителен. Далее, спускаемся с морены на ледник, и на границе осыпи со льдом, встаем на обед, так как время к этому уже располагало, и что удивительно, погода на время обеда установилась хорошая.

Пообедав, пересекаем правую камеру ледника, идем без кошек и связок, ибо рыхлый лед и небольшой уклон позволяют это сделать, ледник открытый, трещины хорошо обходятся. Вскоре наш путь преграждает ледниковая река, здесь надеваем кошки для лучшей устойчивости, и по снежному мосту переходим эту водную преграду. Пройдя правую камеру ледника, выходим к рантклюфту. Здесь уже частично закрытый ледник, склон становится более крутой, посему надеваем системы и двигаемся связками. Распутывая трещины, выходим на открытую и пологую часть ледника, выше ледопада и, пройдя еще немного, ввиду плохой видимости из-за тумана дальнейшего пути к перевалу Туманному, что неудивительно, решаем ставить лагерь прямо на леднике. Великолепный чай с лепестками роз и сгущенным молоком был достойным завершением этого первого полноценного ходового дня.

06.08.13

Проснулись в 5-30, ледник весь в тумане, в 7-00 встали, когда начало немного раздувать туманное покрывало. Когда наш прием пищи вошел в «чаепительную» фазу, из-за склона ледника стали появляться и появляться люди. Необычное такое явление для восьми утра на туманном леднике. Когда они подошли на расстояние разговора, оказалось что мы присутствуем на международной встрече, ребята прибыли из «мати городов русских», из Киева. Поговорив с нами и связавшись в связки, они двинули далее, их примеру чуть погодя последовали и мы. Далее следовало долгое шатание по леднику, распутывание трещин, просветы тумана и погружение в него. Во время редких просветов почти видим пик Брат, но подниматься на него при такой видимости опасно и нет смысла. Через пять часов ледниково - туманного блуждания, наконец, выходим к седловине, в правой его части в мульде наблюдаем красивейшее озеро насыщенного синего цвета. Огибаем его слева по ходу движения и, в 13-20 выходим на перевал, где и застали киевлян. После традиционной флаговой церемонии на седловине, начинаем спуск. Начало пути спуска подглядели у киевлян, склон осыпной, осыпь живая, двигаемся плотной группой, подстраховывая друг друга на трудных участках. В 14-45 потратив час, спустились до пологой части на леднике. Немного отойдя от перевального взлета, встали на обед, накрапывает дождь. Даже в условиях столь нерадушного приема нашей делегации мы сумели создать уют за обедом, клетчатая скатёрочка расстеленная на плоском камне, сразу одомашнила этот уголок Горного Алтая, в котором находятся перевалы: Туманный и Беспросветный. Дальнейший спуск был столь же не приятен, как и спуск с самого перевала, осыпь поверх ледяного склона, которая предательски едет под ногами, как то не придавала оптимизма. Покончив с зачехленным ледником выходим на моренный вал, осыпь средняя и крупная плохо слежавшаяся. Внизу наблюдаем киевлян, которые скинулись под вал и, судя по всему, решали встать на ночлег, к моменту, когда мы к ним спустились, у них уже высился шатер палатки типа «зима».

Поделившись впечатлениями о спуске, отошли от их лагеря метров 300, найдя хорошие стоянки у большого камня, встаем на ночевку. Откушав еды и отпив киселя, отправились в соседний лагерь, прихватив гитару. Начавшийся дождь загнал всех под тент, который имелся у украинцев.

Международная встреча на вполне себе высоком уровне, (около 3-х тыс. над уровнем моря) прошла в теплой атмосфере, гвоздем программы стали песни группы «Сплин».

07.08.13

Подъем в 5-30, наконец-то не надо откладывать выход, потому как тумана нет и, с неба ничего не валится. Пока собираемся, как и день назад через наш лагерь браво маршируют киевляне. Их путь, как и наш, лежит на перевал Безымянный, и далее наши пути расходятся. В 9ч подходим под перевальный взлет, киевляне уже почти у седловины. Наши украинские спутники избрали путь слева кулуара по осыпному склону. Мы же выбрали путь прямо по кулуару, который был завален снегом. Снег хорошо держит, ступени формуются легко, меняя направляющих за 50 минут наш «паровозик» вышел на седловину. Погода стоит хорошая солнечная, но сопредельная сторона перевала находится в тени. Спуск начинаем по правому борту кулуара, затем спустившись метров 50, выходим на малоприятный участок, где осыпь обледенела, после вчерашнего ливня и ночного мороза, решаем перейти к небольшому карману у левого борта (относительно движения), там надеть кошки и спускаться по центру кулуара по снегу. После того как кошки были водружены на наши ноги спуск поначалу шел хорошо, но через метров 30, фирн стал очень плотный и бить ступени стало невозможно. Пришлось спускаться в три такта, на передних зубьях кошек, учитывая то, что перевал носит категорию 1А, сей способ передвижения выглядел весьма необычно.

Спустившись и переведя дух от такого коварного перевала 1А, двигаемся по направлению к перевалу Черноморец.

Погода продолжает радовать, припекает.

Подойдя почти под перевальный взлет и на пологой части ледника, решаем встать лагерем, и штурм перевала оставить на завтра. После обеда сходили к перевалу, набили ступеней по снежной части перевала.

Далее следовала снежно - осыпная часть, причем левая орографическая часть была с небольшим покровом снега и льда, а правая представляла осыпной склон в чистом виде, в надежде, что за ночь все подмерзнет, решаем что завтра пройдем по снегу. Спустились в лагерь и, уничтожив ужин, погрузились в крепкий сон.

08.08.13

Подъем в 5-00, вопреки ожиданиям погода опять повернула на прежний путь, низкая облачность, но перевал пока виден. За 1 ходку подошли под перевал и в 7-20, начали подъём. Первая часть по натоптанным ступеням прошла нормально, далее на снежно-осыпной части, которая вопреки нашим ожиданиям не подмерзла за ночь, было решено вешать перила и подниматься по осыпной части, которая как оказалось, находится сверху льда Осыпь живая и ушедший забойщиком Дима, периодически постреливает в нас камнями. До скальной «пробки», по которой течет небольшой водопадик и, которая является ключевым участком перевала, повесили две веревки. Погода ухудшается, начинается дождь, туман сгущается. От скальника вверх провесили еще две веревки, так как скалы и осыпь с участками льда. Далее у седловины начинается относительно легкая осыпная часть склона, можно подняться аккуратно без перил. В 12-30, последний участник вышел на седловину, вся группа насквозь промокшая. Перевал затянут облаками. Было решено поставить палатки и в случае улучшения погоды пойти далее, но погода решила нам не давать возможности продолжать путь. Только к вечеру появились небольшие просветы, которые всего лишь давали нам возможность полюбоваться прекрасным озером, расположенным на седловине. Все время до сна было посвящено просушке вещей теплом собственных тел.

09.08.13

Погода этим утром так и не улучшилась, поэтому встали чуть позже, в 6-00, вышли в 8-15,в тумане, видимость небольшая все же есть. Сперва идем без кошек и связок, по осыпной части седловины на которой мы собственно и ночевали, затем при выходе на ледник естественно облачаемся во все причиндалы и, спускаемся двумя связками по направлению к подножию перевала Девяти. Затем поворачиваем налево. Сперва идем без особых проблем, но по мере приближения к ледопаду, ледник становится более изорванным и снежный покров сверху истончается, и приходится проводить разведку для выбора оптимального прохождения среди трещин. Проходим левым краем ледопада, распутывая трещины. Слева по ходу движения в моменты просвета в облаках открывается во всем великолепии вершина Ольга. В 11-00 спустились на центральную морену Талдуринского ледника, улучшившаяся погода дала насладиться красивейшим ледопадом. Сфотографировались на его фоне. Погода улучшилась, встаем на обед, во время которого досушиваем вещи, так и непросушенные на Черноморце. На обеде принимаем решение сделать тайник, оставить в нем вещи и продукты, потому как выход на Иикту у нас радиальный, тащить все питание и газ туда ни к чему. В 14-45 обустроили свой небольшой схрон, в шутку поступало предложение обложить его носками б/у, дабы отпугивать зверьё. Перешли на левую часть Талдуринского ледника, где сначала поднимаемся без кошек и связок, склон достаточно пологий и открытый. Затем неподалеку от места где склон начинает повышать градус, надеваем кошки, а так же связываемся, так как неподалеку уже начинается закрытый ледник.

Закрытую часть прошли распутывая трещины, в некоторых случаях проходили по снежным мостам. При выходе на открытую часть ледника нас накрыло дождем. Достали полиэтилен и накрылись им, бездействие рождало разные мысли, о том как жить дальше. Анализировали обстановку нестабильности погоды, постоянное закрытие вершины облаками. На склонах вершины достаточно свежего снега, высокая лавинная опасность, видны следы свежих лавин. Вопрос восхождения на вершину Иикту решили оставить на утро, в зависимости от погоды. После дождя, немного еще пройдя по леднику, встаем лагерем, выбрав относительно пологое место на леднике и, понаблюдав радугу над долиной Талдуры, затем поужинав, ложимся спать. Утро вечера мудренее

10.08.13

Подъем в 6-00, вершина Иикту закрыта облаками. Пока готовили завтрак и собственно его уничтожали, приняли решение сделать радиальный выход на седловину перевала Тронова, в цирке которого мы находимся. Ледник закрытый и рваный, поэтому сразу от лагеря идем в связках. Пройдя немного, слышим грохот сошедшей лавины со склонов Иикту. Путь на перевал Тронова представляет собой небольшие снежные валы, через некоторое время выходим на перевал. На перевале находим кучу дров, пакетики с чаем, тура не находим, складываем свой. Другая сторона осыпная, насколько нам было видно, вполне приятный для прохождения склон. По возвращении назад снег уже малость подтаял, и некоторые снежные мосты на трещинах давали осечку, пару раз проваливались ноги. Придя в лагерь, собираем палатки и уходим в низ, по своим же следам. За время нашего спуска с ледника замечаем на склоне Иикту свежий след сошедшей доски, как раз на пути предполагаемого подъема. В 12-50 вернулись к схрону, и встали там, на обед, погода улучшилась, но над Иикту постоянно висит какая то туча. После обеда продолжаем спуск с Талдуринского ледника, идем в кошках, потому как крутизна склона приличная и нередко встречаются трещины, через которые можно перешагнуть.

Спустившись с ледника, выходим в долину реки, на левый орографический берег, и вдоль него продолжаем спуск. Пройдя одну ходку, находим отличную стоянку, встаем лагерем.

Вечером устраиваем небольшие постирушки, находим небольшое количество дров для костра, конечно же, звенит гитара, которая скучала, пока мы таскались по ледникам.

11.08.13

В 6-00 встали, погода стабильно не жаркая, но нам почти от лагеря предстоит большой набор высоты и подход под перевал Южное плечо Металлурга, поэтому погода нам нравится. В 11-20 за три часа одолели травянистый склон и вышли к моренным валам. У текшего рядом ручья запаслись луком, и по распадку валов стали подниматься далее. Пройдя ходку по распадку, нашли еще один ручеек на слегка заболоченном участке под небольшим снежником, и в 11-45 встали на обед. Закинув в свой организм энное количество калорий, вскарабкались на моренный вал, в подножии которого и происходило это сокращение калорий в наших рюкзаках. Выходим наверх моренных валов, видим впереди террасу, выше которой находится наш перевал. Подойдя к террасе и осмотрев ее крутые склоны, обходим ее справа по ходу движения в угол, и начинаем подъем там, где лежит снег. Почти у самого верха, снег становится раскисший, переходим на осыпной участок. Преодолев несколько неприятных мест, выходим на террасу. Погода совсем портится, начинается мелкий дождь, на террасе хорошие площадки для ночевок, имеется вода. Перевал виден хорошо, но пик Металлург за пеленой тумана. Набор высоты за день был приличный, что немного нас утомило, все это вкупе с плохой погодой быстренько загнало нас в палатки и засунуло в спальники, а затем и погрузило в крепкий сон.

12.08.13
Туман, ночевавший чуть повыше, за ночь решил посмотреть, что за люди там, внизу копошатся и, спустился к утру к нам на террасу. Поэтому подъем в 5-30 не состоялся и был перенесен на час. Вышли из лагеря в 8-30, покричав в шутку –«Ёжик! Лошадка!». Начинаем подъем на перевал, за одну ходку подошли к перевальному взлету, и затем стали карабкаться наверх. Особых проблем с подъемом не возникало, иди себе да иди, по средней, плохо слежавшейся, сыпухе.

Седловина в 9-55 встретила сильными порывами ветра, тур был посередине седловины, но записки в нем не было. Так как на предыдущем перевале записку тоже не нашли, то появилась версия об орудующей на Алтае банде грабителей записок. О траверсе с перевала по гребню на пик Металлург пришлось так же забыть, плотный туман выше перевала окутывал весь подъем и эту вершину. Кулуар на спуск делится как бы на 3 части скальными возвышениями. Мы выбрали среднюю часть, кулуар состоит преимущественно из мелкой не слежавшейся осыпи, поэтому спускаемся плотной группой, глиссируя. Спуск, в принципе, был достаточно комфортен, но не дай Бог идти здесь на подъем, участнику нашего похода Паше как-то это довелось сделать, тогда они назвали этот перевал «Велосипед», ибо буксование на этой осыпи напоминало кручение педалей. Быстро спустившись на «лифте», подошли к моренным валам. Сперва, шли по распадку по достаточно крупной осыпи, затем вышли на сам вал и с него спустились на травянистую террасу, у левого края которой тёк ручей. Встали на обед. В 13-40 покончив с поеданием перекуса, двинулись вниз. Перейдя ручей, по осыпному склону, спустились к реке Атбажи, и далее шли вдоль нее до озера. Реку перешли по камням, перед озером, которое образуется в результате дамбы из моренных валов.

Далее перешли опять на правый орографический берег, сделали это еще на дамбе и пошли вдоль него, берег слегка заболочен. Вскоре началась зона леса, преимущественно кедрач и лиственница, стали искать место для стоянки. Чуть пройдя по зоне леса, нашли неплохое место, с оборудованным костровищем около реки. Пока шли, успели нарвать грибов, преимущественно маховики и маслята. Ужин получился на славу, рис с печенью и грибами, это открывало нашу гастрономическую программу, так как впереди нас ждала днёвка с восстановлением сил и жировой прослойки.

13.08.13.
Проснулись, когда смогли…, торопится некуда. Днёвка.

Позавтракав, стали заниматься всяческими бытовыми делами – стирка, мойка.
Затем была послана команда за пополнением провианта, изымать у местной природы грибы. Оставшиеся в лагере, не сидели, сложа руки, а заняли их собиранием жимолости. Обед порадовал авторским борщом от руковода. Потом следовало какао. Питьё и яства все поступали и поступали в наши организмы и, безусловно, радовали, не радовало только то, что мы видели вниз по реке. Северо-Чуйский хребет принял эстафету у Южно-Чуйского, и натягивал на себя мохнатую шапку туч и тумана. Но когда ты сидишь в тепле и сухости, пожираешь всякие вкусности, то всякие видения предвещающие неприятности, как то не особо впечатляют. К вечеру вершины Северо-Чуйского окончательно погрязли в тумане, а мы немного попев и попив компота с добавлением жимолости, подгоняемые брызгами дождя, пошли почивать в шатры.

14.08.13
Утро привычно хмурое. Встали в 6-00 и, периодически поливаемые дождиком, в 8-25 вышли в путь. Спускались вниз по реке, есть хорошая тропа. Иногда попадаются места с оборудованными стоянками.

За два часа без особых проблем в 10-20 спустились к реке Иолдо-Айры, и по бревну с натяжением страховочных перил, перебрались на правый орографический берег. Чуть ниже по течению был прижим, поэтому спускаться вдоль реки было невозможно, сразу от переправы карабкаемся наверх по осыпному склону. До нас кто-то уже ходил, читаются следы. Забравшись на высокий берег, вскоре вышли на дорогу. По ней в 11-10 спустились на Карагемскую поляну, которая являла собой полное безлюдье и запустение. Надежды найти или купить соль, которой у нас было уже мало, рассыпались как карточный домик.

Время для обеда еще ранее и мы пошли далее. Вдоль реки имеется тропа. В 13-40 перешли вброд левый Карагем, и на его берегу встали на обед. Погода устанавливается хорошая. Место обеда довольно живописное, взору предстают водопад с одной стороны и заснеженные вершины с другой. Само русло с участками высохших деревьев, выглядит тоже весьма необычно. Похлебав супчику, двигаемся дальше. По заросшему кустарником междуречью Правого и Левого Карагемов, выходим к тропе Правого Карагема, и вдоль него поднимаемся вверх. Две ходки проходим близко к реке в кустарнике, затем выходим на высокий берег, и идем верхом. Еще ходка и, после переправы по бревну ручья с водопадом, находим прекрасную поляну с оборудованной стоянкой. Время было к вечеру, решаем встать на ночлег. Наше новое место обитания порадовало обилием грибов, прямо на месте под палатку росло семейство рыжиков. Так же поверг нас в удивление завхоз Миша, после ужина, когда все сидели у костра и орали песни, в угли вдруг посыпались блестящие предметы. Оказалось это завхоза заначка, картофель, завернутый в фольгу, для удобства запекания. Отведав столь необычного для похода кушанья, и находясь в крайнем изумлении, мы уснули.

15.08.13.
Проснулись в 6-00 и, позавтракав, мы под мелким моросящим дождём двинулись вверх по реке. Дождь был не очень сильным, но трава и кустарник были очень сырыми, эта же участь через некоторое время постигла и нас. Тропа довольно хорошая, есть по пути и стоянки. За 3 ходки по тропе, дошли до моренного вала, где тропа обозначена турами, осыпь средняя и хорошо слежавшаяся. Поднявшись на него, вышли к озеру Абыл-Оюк. Пройдя вдоль озера, на противоположной стороне встали на обед. Дождь перестал сыпать. Нашли там какие-то дрова. Дежурные проявили упрямство, и стали кипятить воду под чай на дровах. Дело шло со скрипом, и остальная часть команды успела подремать, развесив мокрые вещи для просушки по кустам. Заметили, что на время приема пищи погода устанавливается хорошая, но как только мы начинаем двигаться вперед, начинает идти и дождик. В этот момент Костя обнаружил, что забыл свой ледоруб на месте ночевки, и обратил внимание только сейчас, так как поднимался с палочками. Решили, что он с Мишей, оставляет рюкзаки, накрыв тентом, и налегке бегут к месту ночевки за ледорубом. Мы же, продолжаем подъем. По довольно пологому участку, на котором попадались осыпные и травянистые отрезки, выходим к началу подъема в цирк перевалов Маашей-Абыл-Оюк и Надежда. Дождь усиливается. Поднимались по старому моренному валу. Решили встать лагерем на нем и уже принялись готовить площадки для палаток, но Лариса, ушедшая чуть выше, нашла уже готовые места. Форсировав ручей, отделявший нас от готовых стоянок, в 16-20 стали устанавливать лагерь. Неподалеку от нас начинается ледник Университетский, с подъемом на наш перевал, который закрыт полностью облаками. Идет дождь. К 19 часам подошли Костя с Мишей, к этому времени был готов ужин.

16.08.13.
Утро выдалось туманным. Затем пошел дождь, затем град. Погода радовала разнообразием осадков. Готовили в палатке, перещеголяв древних римлян, если те только кушали лёжа, то мы и готовили лёжа. К обеду стало ясно, что никуда мы сегодня точно уже не двинемся. Где-то в четвертом часу стало проясняться, но вскоре с долины Правого Карагема опять поднялся туман и все затянуло. Кто-то читал книжку братьев Стругацких, кто-то писал дневник, кто-то играл в нарисованные карты. После ужина наступил очередной вечер удивлений, Юра достал свою заначку, это была вобла. Напрасно подождав пива, скушали и без пенного напитка с не меньшим удовольствием.

17.08.13.

По обыкновению выглянув в 5-30 из палатки, и узрев опять сплошной туман, упали спать дальше. В 6-30 небесный светофор зажег голубой свет, сменив грязно серый. Поспешно собравшись в 8-45, ринулись к леднику, истосковавшись по движению. За одну ходку подошли под ледник. Пологую часть ледника прошли без связок и кошек, затем перед небольшим взлётом, надели всю сбрую и связались, ледник пошел закрытый и с трещинами. Распутывая трещины, за одну ходку подошли к перевальному взлету. Погода опять начала портится, Паша достал гостинчик, переданный ему провожающими. На свертке было написано, что бы его вскрыли в видимости Иикту, погода тут же услужливо на некоторое время подраздула нам вдали треугольничек вершины Иикту. В свертке оказалась сырокопченая колбаса. Подкрепившись колбаской, стали забираться выше на перевал. Погода совсем испортилась, в тумане, подсыпаемые снежной крупой, поднимаемся все выше.

На перегибе появились трещины, засыпанные рыхлым снегом, которые не видно, и которые зондируются на каждом шагу. Фразы, идущей впереди связки, вызывали странные чувства:

- Кто его знает, я вот совсем ничего не вижу, но идти как то надо. Я пополз.
- Воо, там, где опа вроде кончается, так вот, она там совсем не кончается, так что аккуратней.

Так мы где ползком, где шагом со страховкой, но преодолели это коварный участок и далее по рантклюфту, в 13-15 вышли на плато у седловины перевала. Зная, что спуск гораздо сложнее и длиннее, было ясно, что спускаться сегодня мы уже не будем, тем более после свежего снегопада и теплого дня, это еще и опасно. Поэтому ставим лагерь. Тщательно прощупав место на отсутствие трещин, поставили палатки. Погода нас иногда радовала окошками, во время которых мы успевали полюбоваться вершинами Маашей-Баши и пиком Эйнштейна. Дима и Миша сходили на разведку, нашли тур и принесли записку. Вечером собрались в палатке и распределили, кто, за что отвечает в завтрашней технической работе на перевале. Ввиду неустойчивости погоды работать нужно было быстро и слаженно. К вечеру небо прояснилось и похолодало.

18.08.13
Подъем в 5-30, Ночь была морозная. Ввиду вчерашних барахтаний в снегу, ботинки почти у всех были сырые, естественно за ночь обувь замерзла в кость. Газовые горелки тоже плохо отреагировали на понижение температуры, поэтому завтрак готовился дольше. Седловина порадовала шикарным видом. Мы думали, что наконец-то наступила ясная погода, но как оказалось, когда мы подошли к краю перевала, что все облака просто спустились вниз, и над их пеленой возвышались только вершины хребта.

Начинаем работать на спуск. Вешают веревки Паша, Юра и Миша, по очереди меняя друг друга. Затем идут Лариса и Артем. Костя и Дима, меняя друг друга, собирают базы и спускают веревки, спускаясь в три такта с нижней страховкой. Снега на склоне много, поэтому почти все базы делаем на ледорубах и лопатах. Буры использовались всего 2 раза. Провесили 18 веревок. По мере спуска через облака, погода начала портится. Со склонов Маашей – Баши периодически грохочут лавины. Видимость ухудшается. После восемнадцатой веревки, где крутизна склона уменьшается, встаем в связки и уходим вниз. Спустившись с перевала, выходим на полузакрытый ледник. Погода в конец распоясалась, снег повалил крупными хлопьями. Идем по леднику, распутывая трещины, или переходя их по снежно-ледовым мостам. Во время небольшого прояснения видим впереди на морене под перевалом Нижне-Шавлинский до боли знакомый оранжевый шатер киевлян. До них еще далеко, да и нам туда не надо, но, все же прокричав несколько раз хором – «Киев, привет!!», идем далее искать себе пристанище. Путь держим на озеро, виденное нами сверху. Пройдя ледник, вышли на моренный вал, рядом с озером. Разведка показала, что на берегу негде ставить лагерь, да и, к сожалению очень много мусора там. Идем по морене вдоль кромки ледника, и чуть спустившись, находим возле ручья достаточно ровные площадки под палатки. 17-20 встаем лагерем, с неба продолжает сыпать снег.

19.08.13.
Проснувшись, первый раз в 6-00, видим традиционную хмарь за бортом палатки, просветы в непогоде начались только в 7-00. Во время утреннего чаепития, как обычно увидели подходящих к нашему лагерю украинцев. Мы были рады встрече с ними, отчасти просто потому, что ребята хорошие, отчасти потому, что мы надеялись разжиться у них солью. Как выяснилось, они к нам питали симпатии так же по этим двум пунктам, и если у нас просто по раскладке вышел небольшой пробел в плане соли, то у них соленосец совершил роковую ошибку и рассыпал этот незаменимый продукт в рюкзаке. Пути наши разошлись, на этот раз уже навсегда, в рамках этого похода, их путь лежал на перевал Тамма, мы же шли к перевалу Больших спортсменов. Пройдя ходку, ощутили, что погода начала налаживаться, пришлось делать остановку, дабы снять теплые вещи. По моренному валу вышли в долину Маашей. Встретили туриста из Бийска, который заверил нас, что погода отныне будет стоять хорошая и, научил, как отпугивать дождь. По его словам, однажды он смотрел передачу о том, как племя в Африке призывает дождь. Во время дождя аборигены, выносят на улицу всю посуду, и вроде как дождь начинает идти и наполнять посуду. Бийчанин решил действовать методом от противного, и во время дождя посуду переворачивает. Поблагодарив его за столь своеобразный метод борьбы с ненастьем, следуем далее. Встали на обед возле реки Маашей. Во время обеда снова стали появляться тучи и чуть забрызгало дождем, но перевернутые тарелки и кружки вмиг отогнали небесную влагу, так что метод работает. Спускаемся далее вдоль реки Маашей, грибы в долине просто одичали и бросались под ноги в несколько рядов. Вскоре вышли к водопаду с ущелья, уводящему в цирк Больших спортсменов. Поднимаемся вверх по почти высохшему правому по ходу руслу ручья. Подъём довольно крутой, по мелкой и средней плохо слежавшейся осыпи, по руслу выходим на осыпной склон и уже по нему выходим в распадок двух моренных валов . Пройдя через распадок, выходим на небольшое тундровое плато, заросшее карликовой березкой перед ригелем. Встаем на ночлег.

20.08.13

Встали в 6-00, обнаружили ясное небо, собрались и двинулись в путь. Без всяких проблем поднялись на ригель, и затем уйдя вправо по ходу движения вышли на моренный вал, с него увидели голубую гладь озера. Движение далее шло по левой орографической стороне ущелья по крупным курумам, виден перевал Счастливый. Подошли под моренный вал за которым начинался ледник. Преодолев бесконечные перегибы моренного вала, выходим на ледник, наконец то виден наш перевал. Увиденное, нас впечатлило. Крутой снежный кулуар, по которому постоянно, что–то летит. На небольшом совете было решено отказаться от прохождения перевала, и выходить обратно по долине Маашей. Перекусив на леднике, двигаемся обратно. Решили пройти не левым берегом озера, а правым, больших курумов на правом берегу меньше. Выйдя к озеру, решили встать тут лагерем, прекрасный вид на цирк перевала Счастливый, торопиться уже особенно было не куда, так как за оставшиеся два дня мы гарантированно выходим в Чибит. Вечером часть команды эксплуатировала гитару и собственные голосовые связки, а часть игральные карты, которые были изготовлены во время «славного Абыл-Оюкского сидения».

21.08.13
Подъём в 6-30, начинаем понемногу привыкать к ясному небу с утра. Отзавтракав и собрав свой немудреный скарб, уходим по пути пройденному вчера. Всё тот же ригель, всё то же тундровое плато, моренный распадок, сухое русло. Сваливаемся в долину Маашей.

За одну ходку доходим до большого галечного пространства, которое раньше было дном озера. Ближе к концу бывшего озера встаем на обед, погода стоит хорошая, загораем. Обед наш растягивается на 3 часа, к моменту выхода наблюдаем группу туристов идущую навстречу. При встрече оказалось, что это ребята из коммерческой фирмы «Алтай-поход», начинают свое путешествие по долине Маашей и к Шавле. Наш вопрос о соли был решен более чем эффективно, вместе с белым ядом нам были выделены шоколад, рулька, орехи, хлеб и кетчуп. Видимо мы выглядели весьма жалостливо. Немного оторопев от такого аттракциона неслыханной щедрости, мы были не в силах отказаться от этих благ. Поблагодарив ребят, расходимся своими маршрутами.

Перевалив дамбу, которая раньше запирала озеро Маашей, спускаемся далее по реке. Путь пролегает то у самой воды, то обходя прижимы, проходит поверху. Русло реки покорежено тем напором воды, который проходил во время гибели озера Маашей. Стали попадаться оборудованные стоянки, а так же места с безумным количеством грибов. В 17-10 найдя отличную стоянку, встаем на ночлег, часть команды вернулось к местам наиболее интенсивного произрастания грибов. Вечер был отмечен обжорством, а так же явлением двух израильтян, которые впервые в России, но сразу же приехали на Алтай. Пролетавший немного ранее военный самолет, породил шутку о двух агентах «Моссада»

22.08.13
Проснулись опять таки в 6-30, как обычно, за два часа сварили, откушали, собрались и двинулись в путь. За час дошли до реки Каракабак и, перейдя по бревну поток, по хорошей тропе спускаемся далее вниз вдоль реки. По пути встречаем плакат, который обещал лепешки, творог и прочие вкусности чуть далее у зимовья.

К полудню доходим до зимовья, мечта о свежих лепешках разбивается вдребезги об абсолютно нежилые домики, людей нет, кормить нас некому, но выскакивает с визгом крупный черный кабан, и к счастью бежит в обратную от нас сторону. От зимовья начинаем подниматься вверх по дороге на плато, покидая долину Маашей.

Вдоль дороги растет несметное количество земляники, это в прямом и переносном смысле подслащает горечь о несостоявшихся лепешках. Поднявшись на плато Ештыкол, подходим к реке Карасу, с целью пообедать, но к сожалению от реки там только название и русло. Воды нет, пришлось нам довольствоваться водой из лужи, профильтровав ее. После обеда долго и нудно двигаемся по заболоченному плато. В 17-00 выходим к истокам ручья Орой и, найдя хорошее место, встаем лагерем. Место весьма людное, рядом стоит семейство из Уфы с двумя собаками, одна из которых своими размерами напоминает собаку Баскервилей, правда внешне белая и пушистая. Чуть поодаль расположилась московская команда, которая спустилась с Шавлинских озер и угостила нас пюре и банкой кукурузы. Мы этому были очень рады, потому как на утренний завтрак у нас уже не было продуктов.

23.08.13
Проснулись в шесть утра, позавтракав и собравшись, двигаемся вниз по Оройской тропе, которая как обычно обезображена конскими копытами. Созвонившись с водителем, знаем, что он нас уже ожидает в Чибите. За два часа спускаемся к мосту через Чую, немного потеряв наличных за проход по мосту, переходим на другой берег и еще за два часа по дороге, пыля ботинками, доходим до поселка Чибит.

Наступает пора, облачится в постпоходные одеяния, придать рюкзакам транспортный вид, засунуть себя и их в автомобиль, и предварительно совершив набег на местный магазин, отбыть восвояси.