Горы мира > Камчатка >

Автор: Алексей Серов, Королёв

Первое знакомство с районом Ганальские Остряки

10-12 августа 2014

Район Ганальские Остряки (или «Востряки») находится в Южной части Камчатки, в 100+ километрах от города Елизово. Вместе с грядой вулканов Ааг-Корякский-Авачинский-Козельский и Вачкажцом это один из наиболее доступных альпинистских районов в этой части Камчатки. В основном интересна стена Ганальских Остряков, на которую существует порядка десятка сложных маршрутов. Напротив нее стоит гора Юрчик, на которую есть два простых маршрута. Времени у нас было немного, поэтому основной интерес для нас представлял «обзорный» Юрчик.

После трехдневного выезда по рыбным делам в район реки Шануч, на обратном пути из Мильково мы заехали на пару дней на Остряки. Женя Есин, многократно бывавший на Камчатке и хорошо знающий здесь почти всё и везде, никогда не был на Остряках, я тоже в этой части Камчатки еще не бывал, так что нам было не сложно договориться завернуть на Ганалы на пару дней с целью разведать район. Ничего крутого лезть мы не планировали, снаряжение взяли с собой только базовое (что-то свое, что-то по знакомым в Елизово), весь набор состоял из двух пар кошек, двух беседок, 30 метров веревки статики и треккинговых палок.

Добраться сюда из Елизово в летнее время, когда уже сошел снег, не сложно. На трассе Елизово – Мильково нужно выйти на речке Вактан Малкинский, или, если есть свой транспорт 4х4, можно проехать по лесной дороге еще 3-5 километров (в зависимости от проходимости машины и состояния дороги).

Мы ехали из Мильково, в точке Вактан Малкинский свернули с трассы на узкую грунтовку. Километра два грунтовка для нашей Тойота Хайлюкс вполне по силам, грунт сухой и спуски-подъемы проходим без проблем. На третьем километре дорога становится сложнее, Женя меняет меня за рулем и лихо преодолевает проблемный ручей, пару крутых поворотов и несколько подъемов. Наконец, в роскошной роще каменной березы мы решаем поставить точку и запарковать наше транспортное средство в замечательных кустах шеломайника. Дальше пойдем пешком.

Придирчиво отбираем снаряжение в лучших традициях «fast and light». Ничего лишнего, кастрюля одна на двоих, палатка, снаряжение тоже по минимуму. Рюкзаки получились не тяжелые, что позволило нам быстро пробежать оставшиеся километра два до точки «Х», где нужно было искать тропу наверх. Здесь у нашего стремительного локомотива произошла небольшая заминка… В том месте где заканчивается очевидная людская тропа-дорога, мы с неудержимой энергией тыкались в различные ответвления, все из которых закончились так или иначе тупиком. В итоге было принято решение «идти напролом» и следующий час мы принимали самые невообразимые позы среди матёрого камчатского ольхового стланика. Морально к встрече с армиями стланика мы были готовы, и только на исходе часа появилось легкое чувство, что пора бы и вылезти из него. К нашему счастью, вскоре мы взобрались на косогор и подрезали хорошо пробитую тропу, которую, конечно же, пропустили где-то раньше конца тропы-дороги. Нашим последователям хочется передать следующее послание: место лагеря слева от дороги, справа старые бочки, в этой точке нужно искать начало тропы наверх.

Дальнейшее продвижение по тропе проходило без проблем, вскоре вышли на террасы, местами поросшие еловым стлаником, тропа затерялась в густой траве, но здесь дальнейший путь было просто найти, ориентируясь на стену Ганальских Остряков и рельеф.

Погода тем временем испортилась, пришли тучи, порывистый ветер и моросящий дождь, так что стена Ганал была наполовину скрыта в облаках. Мы, не желая долго мокнуть, дошли до первого плоского места, показавшегося нам «райским» и установили наш base camp. Хорошо растянув палатку камнями, мы устроились внутри в надежде, что катабатические ветра ночью нас не накроют. Место и вправду было по всем параметрам замечательным: плоская поляна в междуречье двух ручьев, напротив в двадцати метрах из косогора выбивались ключи с чистейшей водой, а вниз - вид на долину Вактана. Медведей пока было не видно, наверное, альпинизмом они не очень интересуются, им интереснее внизу, в кустах сочного шеломайника. Для безопасности у нас с собой была пара перцовых баллонов, впрочем, применять их не пришлось.

Нужно сказать, что место нашей стоянки находилось немного выше традиционного лагеря альпинистов (его мы нашли позже). В этом лагере из камней выложен «рыцарский» стол, есть очаг, место тоже хорошее, с водой и защищенное от ветра кустами елового стланика. Плюс самый лучший вид на стену Ганал. Так что лучше всего стоять, конечно, там, и не плодить лишние стоянки.

На следующий день утром погода немного улучшилась, дождя и ветра уже не было, верхняя часть стены Ганальских остряков была скрыта в плотном облаке, как и вершина горы Юрчик. Решив сделать день разведочным, мы вышли на простую единичку на Юрчик. Сам маршрут никаких сложностей не представляет, все идется ногами, местами простое лазание по разваленному гребню. Примерно на середине маршрута нырнули в облако, путь до вершины занял часа полтора. На вершине нашли покореженный триангуляционный знак и дощечку с надписью «Хабаровск» и неразборчивой датой, тура и записки не было.

В разрывах облаков иногда видна была соседняя долина и более сложный гребень, по которому проходит маршрут-двойка. Траверс манил, но видимости не было… Решили отказаться и спуститься по пути подъема. В общем, подводя итог для этой «единички», маршрут простой, в хорошую погоду доставит большое удовольствие, с вершины будет отличный обзорный вид на стену Остряков и на весь район.

Часа за полтора по довольно мерзким осыпям спустились с Юрчика на большие пологие террасы, после небольшой передышки решили подойти ближе под стену Ганал и посмотреть начало маршрута «С северо-запада» ЗБ (рук. Корбух И. 1981 г.). Под длинным широким и пологим кулуаром надели кошки и по плотному и приятному фирну минут за 40 вышли на небольшое седло. Выше уходит скальная часть маршрута, судя по виду, она вполне соответствует «тройке». С седла вида снова нет, плотная облачность по верхам. Глиссируя на кошках по раскисшему снегу, быстро съезжаем вниз и по огромному наклонному снежнику идем вдоль стены.

Уже на подходе к лагерю натыкаемся на небольшое глубокое озерцо, которое образовалось в яме рядом с ложем ручья. Вода голубая, вокруг поляны, в общем, Женя Есин, не долго думая, начал скидывать с себя одежду для купания. Я выбрал фотографирование окрестностей. Через час мы уже в лагере, пытаемся найти колбасу, которую я положил в карман палатки. Вместо колбасы в ткани внутренней комнаты присутствует аккуратная дыра, прогрызенная чьими то хищными зубками. Вскоре замечаем рядом с палаткой евражку, которая замечательно пролезает под хорошо растянутый тент. Пока нас не было, кто-то явно не терял времени даром…

Тем временем под вечер погода наладилась, мы нашли традиционный лагерь альпинистов с каменным столом, облака ушли от стены, обнажив частокол Ганальских Остряков и вершину Юрчика, где мы побывали днем. Почти все маршруты на стену хорошо просматриваются, особенно легко узнать вершины «Палец» и «Птица» в центральной части стену, немного левее вершина «Главная», высотой 2062 м., обозначенная на топокартах. В лучах заходящего солнца краски стены постоянно меняются, создавая очень яркую и запоминающуюся картину. Похоже, завтра погода подарит нам уникальный шанс посмотреть на стену поближе…

Утром встаем рано, погода «звенит», обещая отличный день. Ветра нет, солнечно, стена свободна от облаков. Выбираем для восхождения один из правых кулуаров, потом хотим уйти влево к вершине «Ключ». Снежник идется без кошек, местами обходим снег по осыпи, кулуар в основном осыпной и достаточно пологий. Выйдя на седловину, поворачиваем налево, обходим хорошо заметный большой жандарм , затем пересекаем еще один кулуар с крупной сыпухой. После этого места захотелось связаться, что мы и сделали. 30 метров веревки вполне хватает, чтобы идти с переменной страховкой. Лазание не сложное, но много развалюхи, скалы очень сильно разрушены и осыпаются часто от прикосновения.

За час обходим еще пару жандармов и вылезаем на небольшой пупырь под бастионом вершины «Ключ». Дальше видна вершина «Южная», на нее есть маршрут А.Биченко «По южному гребню» 2А . По стене на «Ключ» есть не законченный маршрут «Южный барьер» (Бенедык И., Чирик О., 2003 г.) На вершину «Ключ» принимаем решение не ходить, т.к. специального снаряжения с собой нет, да и в этот же день хотим вернуться обратно в Елизово.

Погревшись на солнышке на вершине и уничтожив упаковку сухофруктов, спускаемся к седловине по пути подъема, потом проходим дальше по хребту и спускаемся уже по другому кулуару – более пологому. С погодой очень повезло, хорошо виден весь район, гора Вактан по ту сторону реки Вактан Малкинский, острый гребешок горы Вактанка, другие вершины Ганальского хребта.

Спускаемся снова к озеру, купаемся в чистейшей и обжигающе холодной воде. Вода холоднющая, градусов 5, как в «Ванне Молодости» в Большой Каньоне в Крыму, или даже холоднее. Но в такой жаркий день это приятно, на берегу можно погреться на уже теплых от солнца камнях. Действительно, в хорошую погоду здесь райские места, купание после маршрута очень хорошо снимает усталость. Места уникальные, дикие и очень красивые, судя по всему альпинисты и туристы здесь бывают не часто, возможно 2-3 группы за сезон… Жаль, что нет традиции оставлять на вершинах записки, так мы бы могли узнать, кто и когда здесь был до нас и оставить свои записки нашим последователям.

После возвращения снимаем лагерь и по уже знакомому треку за пару часов спускаемся к машине. По пути находим место, где тропа наверх отходит от основной дороги, немного посмеялись над нашей «борьбой со стлаником» по пути наверх. Развилка неочевидна, так что нужно искать в условном месте «старый лагерь». Грунтовка сухая, так что на машине без проблем проезжаем участок до трассы. По трассе около часа до посёлка Сокоч, где делаем традиционную остановку, чтобы купить и съесть по паре знаменитых «сокочских» пирожков. Пироги эти отличаются своими размерами, больше двух-трех за раз съесть не могут даже голодные альпинисты. Цены тоже «камчатские», но пироги того стоят.

Подводя итог, нужно сказать, что район понравился. Он находится сравнительно недалеко от Петропавловска и Елизово, заброска простая. В Ганальских Остряках есть маршруты для опытных альпинистов, или сюда можно прийти на выходные познакомится с районом и совершить простое восхождение (на Юрчик, например). Все расположено очень компактно и стена в хорошую погоду отлично просматривается из лагеря. Порода достаточно сыпучая, скалы сильно разрушены, что нужно иметь в виду при подготовке снаряжения. Вообще к вопросу безопасности на восхождении нужно подойти очень серьезно, так как более сложные маршруты потребуют хороших навыков организации страховки на скалах, уверенного хождения в кошках по фирну и льду. Сотовой связи в районе нет.