Руководитель: А.Новосёлов, Москва

19,9 км

440 м

290 м

Подъём дежурных в 4:30, группы в 5:00. Выходим в 7:00 из альплагеря Вертикаль-Алаудин (высота 2640) {camp 0,2 a/c Vertical-Alaudin} по дороге вниз по течению реки Чапдара (Фото 3.1) (Фото 3.2)
. Через час переходим реку Пасруддарья у впадения в неё Чапдары (Фото 3.3) (Фото 3.4)
. Дорога продолжает идти между лугов по левому берегу. Ещё через час проходим большой людный кош напротив устья реки Бодхона. В 10:10 (3:10 часа от альплагеря), на восточном краю поляны при впадении реки Имат, дорога переходит по мосту на правый берег (высота 2350) (Фото 3.5)
{bridge Pasruddar\'ya Imat}. Тут расположена застава лесника.

От моста идём по дороге вверх по течению Пасруддарьи, по её правому берегу сворачиваем вместе в долину Имата. Через 40 минут, чуть не доходя до больших развалин, дорога заканчивается, подходя к мосту (Фото 3.6)
{bridge Imat}. По орографически правому берегу тропа скоро оборвётся. Переходим на левый берег, по нему – широкая набитая ишачья тропа. Параллельно с нами поднимается караван ишаков, погонщики говорят, что направляются в долину Сурхоб, там большое поселение. Тропа уходит на траверс склона сильно выше реки (Фото 3.7)
. По сторонам травянисто-осыпной склон, невысокая арча. Тени очень мало, а становится жарко. По пути есть ручеёк (или родничок) – через полчаса после моста {spring Imat}. Ещё через полчаса переходим русло пересохшего ручья, у которого мы планировали пообедать (он обозначен на карте) – приходится идти до следующей реки. Через полчаса после пересохшего ручья на развилке троп берём левее по ходу (правее – в долину Сурхоба) {turn Imat}. Через 10 минут после развилки выходим к мосту через Сурхоб {bridge Surxob}. Его берега обильно поросли деревьями, останавливаемся в их тени на обед в 12:32 (2:20 часа от устья Имата) (Фото 3.8)

В 16:00 выходим с места обеда у мостика через Сурхоб. Переходим по нему на правый берег, сразу после моста выходить правее чтобы попасть на тропу. Тут она идёт сначала по пологим лугам, потом через лес. Через 50 минут выходим к большому населённому кошу, рядом с ним есть мостик (Фото 3.9) (Фото 3.10)
. По карте тропа переходит на орографически правый берег Имата, поэтому мы по мостику переходим. На самом деле, по орографически левому берегу до устья Жёлтой есть вполне приличная тропа. На нашем же левом берегу она слабая и теряющаяся (Фото 3.11)
. Переходим небольшой ручеёк, текущий с перевала Болгарский {ford stream Bolgarskij w}. Вскоре тропа спускается к полянам напротив впадения Жёлтой в Имат (Фото 3.12) (Фото 3.13)
. Встаём тут на ночёвку в 17:47, дошли за час от верхнего моста у коша (4:10 от устья Имата) (высота 2790) {camp 3}.

2 июля, день 4

4:00

4:40

6:59

6,0 км

970 м

0 м

Подъём дежурных в 4:30, группы в 5:00, выход в 6:33. С места ночёвки на правом берегу Имата ниже устья Жёлтой (высота 2790) {camp 3} проходим немного вверх по течению, выше слияния рек. Переходим их вброд по отдельности, брод несложный – глубина до середины голени (Фото 3.15)
. При этом один из участников теряет очки, их поиск занимает некоторое время. Всё это занимает чуть больше часа.

В 7:37 начинаем подниматься по каньону реки Жёлтой, он проходится по орографически левому (правому по ходу) берегу (Фото 3.14)
. На самом деле, самый простой путь – обход сильно правее по ходу и выше, по травянисто-конгломератному склону но мы этого не знали. От устья Жёлтой поднимаемся по её левому берегу, по еле заметной тропе на конгломератно-травянисто-осыпном склоне. Идём вверх и траверсом, сразу правее первого слева скального откола. После него поднимаемся метров 30 по крайне живой осыпи двумя плотными группами (Фото 3.16)
. Продолжаем траверс с небольшим набором высоко над рекой Жёлтая по орографически левому борту (вышли на него за час от реки Имат). Склон конглометратный, крутизной около 30 градусов, постепенно переходит в среднюю осыпь (Фото 3.17)
. Постепенно каньон раскрывается, река поднимается. Через полтора часа (2:20 от Имата) выходим с траверса на дно долины у слияния истоков реки Жёлтая, разделённых травянисто-осыпным горбом (высота 3120).

Поднимаемся вдоль орографически левого истока Жёлтой – большого мутного ручья. Склон травянистый, усеянный камнями, крутизной градусов 10-15 ближе к ручью крупная осыпь (Фото 3.18)
. В 11:21 (3:24 от реки Имат) останавливаемся на обед у ручья – самого левого истока Жёлтой (высота 3380). Вода в нём очень мутная и не отстаивается, чистую находим в маленьком ручейке дальше от борта долины. Как только встали на обед, начал моросить дождь, в дальнейшем он периодически прекращался и начинался снова.

В 14:49 продолжаем подъём по орографически левому краю долины реки Жёлтая, по пологому травянистому, с камнями, склону (Фото 3.19)
. Ручья выше нет. Периодически начинается дождь. Проходим справа по ходу большое плоское поле-«аэродром» под перевалом ЦС по Туризму – широкой травянисто-осыпной седловиной. За ним в хребте – вершина Собор, видимая со всей долины и действительно похожая на двухкупольный собор. С её юго-восточного плеча в долину выступает скально-травянистое ребро. По осыпи и обходим его и заворачиваем за него направо (1,5 часа от обеда, 2,5 часа от слияния истоков Жёлтой). За плечом – малоприятный подъём по конгломерату крутизной градусов 25 градусов в кармане между склонами хребта справа по ходу и левобережной мореной ледника Жёлтый справа (Фото 3.20)
. Подходим к снежнику, поднимаемся по нему, пересекая справа налево, и выходим на гребень морены. Открывается вид на перевалы, к этому времени погода проясняется. Морена очень широкая, на ней много ровных мест, есть вода в небольших озерцах-лужах около снежников. Встаём тут на ночёвку в 17:00 (3,5 часа от слияния истоков Жёлтой, 6 часов от реки Имат), высота 3760 {camp 4}.

3 июля, день 5

5:06

6:55

7:52

3,8 км

360 м

0 м

Подъём дежурных в 4:30, группы в 5:00. В 6:30 выходим с места ночёвки на левобережной морене ледника Жёлтый (высота 3760) {camp 4}. Идём на юго-запад, по моренному гребню и по краю конгломератно-осыпного обрыва вдоль правого по ходу движения борта долины (Фото 3.21) (Фото 3.22)
. Подъём к перевалу Зард – поворот направо по второму выносу серой осыпи. Немного, метров на сто, проскочили поворот – пришлось вернуться. Под нижнюю осыпную часть взлёта подошли за час от ночёвок. За полчаса поднимаемся по живой осыпи крутизной градусов 30 до удобной небольшой площадки под скалами (к 8:03, полтора часа от места ночёвки), высота 3900 (Фото 3.23) (Фото 3.24)

Под скалами юго-восточного взлёта перевала Зард надеваем обвязки. Разведываем начало подъёма. Налево траверсом по небольшой полочке можно пройти метров 20 пешком. Потом можно подняться ещё метров 20 по совсем простым скалам с осыпью над пятном снега. Обнаруживаем здоровенный двухголовый скальный выступ. На нём делаем станцию (R1), вешаем вниз первую верёвку, так с рюкзаком подлезать сюда несколько некомфортно (Фото 3.25) (Фото 3.26)

Выше R1 скалы уже достаточно крутые, выпускаем лидера с нижней страховкой. Вторую верёвку начали вешать в 9, через час после подхода к техническому участку. Она идёт правее, по разлому (Фото 3.27)
. Лазание умеренно сложное, скалы рельефные: выступы, щели, ступеньки. Её верхняя станция R2 на большом выступе со старыми дюльферными петлями. Левее него наклонная осыпная полка, тут может расположиться несколько человек. Камни самопроизвольно не сходят, но периодически летят из-за неаккуратных движений участников. Они уходят мимо нижней станции, но перильную верёвку мы повредили – то ли камнями, то ли о какой-то перегиб.

Через 2,5 часа после подхода к техническому участку выпускаем лидера с нижней страховкой вешать третью верёвку. Она идёт от R2 сильно левее, скалы по-прежнему простые и рельефные (Фото 3.28)
. Верхняя станция R3 – на большом камне, увешанном старыми петлями, под огромной плитой. Облезая этот камень, выходим на осыпной склон, по которому метров 40 до седловины (уже без перил, полого) (Фото 3.29)
. Первый выходит на перевал около 11 (3 часа после подхода к техническому участку).

В 12:44 (4:40 от начала технического участка, 6:15 от места ночёвки) группа собирается на перевале Зард, высота 4000 (Фото 3.30)
{pass Zard}. Седловина широкая, осыпная, на северо-восток плавно спускается к леднику Сурхоб. Устраиваем обед, вода из снежников.

В 13:47 выходим с обеда на седловине перевала Зард. Спускаемся на северо-запад на морены ледника Сурхоб (Фото 3.31)
. Пологие валы морен чередуются со снежниками. Постепенно заворачиваем левее, на запад, в сторону следующего нашего перевала Гусева-Мухина Восточный, выходим на закрытый ледник (Фото 3.32) (Фото 3.33)
. Некоторое время шарим в разные стороны по моренам в поисках места ночёвки. Наконец, встаём на последних (ближайших к перевалу Гусева-Мухина Восточный) моренах, высота 4120 (Фото 3.34) (Фото 3.35)
{camp 5}. Ставим лагерь в 15:25 (полтора часа от перевала Зард). Вода – из многочисленных текущих по леднику ручьёв. Погода начала портиться ещё когда мы были на перевале как только встаём на ночёвку начинается град, переходящий в метель после 18 опять прояснилось.

Перевал Гусева-Мухина В.

04.07.14

подъём с севера, траверс к пер. Седло Ганзы

ГХВ

ночевки перед перевалом – начало взлета

зачехлённый ледник 5°-10°

0:20

начало взлета – разрыв ледника

закрытый ледник, от 15° до 45°, в верхней части неширокие трещины

4:00

разрыв ледника – перевал Гусева-Мухина В.

закрытый ледник, 30° выполаживание над изломом, около 15°

6:00

перевал Гусева-Мухина В. – ночёвки на траверсе к пер. Седло Ганзы

снежно-осыпной участок

1:40

необходимое снаряжение:

личное: каска, ледоруб, кошки, обвязка, спусковое устройство, подъёмное устройство, карабины - не менее 5 на человека, ледобур

групповое: основная верёвка – 1 на 2-3 человек, петли станционные/кордалеты – 1-2 на верёвку, ледобуры – 2-4 на верёвку.

выводы и рекомендации

Перевал Гусева-Мухина – несложное, но протяженное техничное препятствие категории 2Б. Рекомендуется для прохождения группам, совершающим походы от 4кс, возможно даже в качестве первого перевала 2Б. Пригодятся навыки попеременной страховки в связках-двойках.

Самостоятельного значения перевал фактически не имеет, как правило проходится в связке, особенно с перевалом Седло Ганзы. Представляет собой наиболее безопасный и, возможно, простейший способ подъёма на данный хребет с востока.

4 июля, день 6

11:15

3,2 км

450 м

50 м

Утром подъём дежурных в 4:30, группы 5:00 С места ночёвки на морене лд. Сурхоб (высота 4120) {camp 5} выходим в 6:30. Погода ясная, солнечно. Снег плотный, смерзшийся. Маршрут подъема хорошо просматривается из цирка (Фото 4.1) (Фото 4.2)
: в верхней части перевала находится протяженный ледовый разрыв, который, однако, можно обойти по правому или левому борту как правило, это делается, прижимаясь вправо. Перевальная седловина находится слева по ходу движения, поэтому, обойдя справа этот разрыв, необходимо траверсировать склон в обратном направлении, т. к. справа нависает снежный карниз. Таким образом, подъем можно условно разделить на три участка: крутой подъем к разрыву ледника, затем траверс вправо, к выполаживанию выше разрыва, и, наконец, траверс в обратном направлении, к седловине.

Из лагеря выходим в 6:35 и за 20 минут подходим к началу перевального взлета. Тут надеваем кошки и вяжемся в связки. В 7:35 выходим на перевальный взлёт (Фото 4.3)
. Это начало первого участка подъема – необходимо подняться под ледовый разрыв. Здесь склон становится более крутым (15-30 о), местами проступает открытый лед, но чаще всего его покрывают 15-20 сантиметров снега, снегом забиты все трещины. Тактика прохождения: поочерёдно выпускаем лидера с нижней страховкой и вешаем перила, станции на ледобурах (Фото 4.4)

Первая связка поднимается выше для организации станции. Довольно долго провозились с первой станцией, также слишком много времени ушло на подготовку второй станции. У третьей станции обнаружили неширокие забитые снегом трещины (20-30 см шириной). Крутизна склона увеличивается до 45°, виден ледовый излом. В этом месте склон достигает максимальной крутизны. Выпускаем лидера с нижней страховкой с третьей станции (Фото 4.5)

Тем временем погода резко испортилась – пришло большое облако из долины. Видимость снизилась до 50 м, резко похолодало. Начался сухой град – за несколько часов выпало около 30 см осадков.

Четвертую станцию организовали довольно быстро, прямо под ледовым разломом, использовав веревку на полную длину (60 м) (Фото 4.6) (Фото 4.7)
. Следующий участник начинает траверс ледового склона направо по ходу движения. Склон в этой части крутой, до 45°, снега мало нет, лед твёрдый. Пятая станция была организована чуть выше ледового разрыва (около 13:00, 5,5 часов от начала технической работы). Видимость по прежнему 50 м. Выше пятой станции начинается выполаживание (около 15°), плотный снег. Однако из-за плохой видимости было непонятно, насколько далеко находится перевальный взлет. Решили собраться на плоской площадке выше 5-й станции (на 6-й станции). Видимость по-прежнему 20-50 м, идет снег, ветрено. Начали движение в противоположном направлении, налево, к перевальной седловине. Из-за плохой видимости решили продолжить движение до седловины по этому некрутому участку с организацией перил (Фото 4.8)
. Снег довольно глубокий, забиваем ледорубы. Через две станции наконец-то стали видны скалы над перевалом. Пологий траверс – 4 верёвки (всего на 10). Вся группа собралась на перевале только в 17:00 (высота 4510) (Фото 4.9)

Оставили записку, продолжили движение по гребню. От седловины, находящейся в юго-западном плече вершины Боксеры, сначала поднимаемся на гребню на юго-запад, на узловой вершинке поврачиваем на основной гребень, под прямым углом налево. Изначально планировалось заночевать на пер. Седло Ганзы, однако из-за плохой видимости (20-100 м) и усиливающегося ветра со снегом мы не смогли надежно определить спуск на седловину перевала и остановились на гребне на небольшой площадке выше перевала. Ставим тут лагерь в 18:10, высота 4520 {camp 6 Sedlo Ganzy\' n crest}. В этом месте оказался относительно плоский участок размером 100 на 30 м, где мы разбили лагерь. К 19:00 ветер окончательно утих, снег закончился.

Перевал Седло Ганзы

Спуск по снежному скально-снежному склону, 20-25°

0:10

спуск с пер. Седло Ганзы к ручью

В начале некрутой спуск (15°-20 °), затем более крутой участок 20 о-35 о, в конце выполаживание

1:15

скальный пояс

спуск к ночёвкам под пер. Седло Ганзы «у трёх больших камней» (3880)

обледеневший скальный участок 30°-35°(2 веревки)

отвесный скальный участок (150 м, крутизна от 70° до 90°), далее выполаживание 30°-15°

7:30

ночёвки под пер. Седло Ганзы «у трёх больших камней» (3880) – р. Сувтор (до 3350)

осыпь, ниже трава, тропа местами, до 20°

1:25

р. Сувтор (3350) – р. Казнок (3070)

тропа траверсом конгломератно-травянистого склона до 30°

1:10

р. Казнок (3070) – ночёвки под каньоном пер. ВАА (3250)

хорошая тропа, полого

1:00

необходимое снаряжение:

личное: каска, ледоруб, кошки, обвязка, спусковое устройство, карабины - не менее 5 на человека

групповое: основная верёвка – 1 на 2-3 человек, карабины – 8-10 на верёвку, крючья – 10-15 шт, скальный молоток, желательно закладки – комплект, кордалеты/петли станционные – 1-2 на верёвку, репшнур расходный, рации – желательно 1 на верёвку.

выводы и рекомендации

Определяющим техническим участком спуска/подъема на пер. Ганза являются бараньи лбы перед дол. р. Казнок. Здесь потребуется скальное снаряжение. На подъем нужны хорошие навыки скалолазания. Сложность участка с бараньим лбами – 2Б, далее идет сравнительно комфортный подъем к седловине.

5 июля, день 7

9:20

2,7 км

640 м

Подъём дежурных в 5:30, группы в 6:30. Вышли из лагеря на гребне северо-западнее перевала Седло Ганзы (высота 4520) в 8:10 {camp 6 Sedlo Ganzy\' n crest}. Начали спуск косым траверсом к пер. Седло Ганзы (Фото 4.10)
. Траверс от стоянок к перевалу довольно простой, некрутой (около 15°, до 30 градусов) осыпной склон завален снегом (Фото 4.11)
. Обычно в это время года седловина перевала скальная, однако из-за пришедшего днем ранее сюда циклона он был весь покрыт снегом. Перевальная седловина довольно плоская, под снегом угадывались расчищенные стоянки под 2 палатки. Отсюда открывается прекрасный вид в долину и на вершину Большая Ганза.

В 8:40 начали спуск с пер. Седло Ганзы в дол. р. Казнок. Осыпные склоны сейчас завалены снегом, без кошек за 15 минут, держась несколько левее сбегаем до начала спуска в перевальный цирк, откуда открывается вид на п. Кальгаспорный (Фото 4.12)
. Левая часть взлёта тут перегорожена крупными скальными обломками выходим правее них. Здесь на осыпном склоне лежит свежевыпавший снег, рыхлый, глубокий (местами по колено) под снегом – небольшие смерзшиеся скользкие скальные обломки. Из-за этого и из-за крутизны склона (до 30 градусов), пришлось надеть кошки. Начинается довольно крутой спуск протяженностью 200-300 м, переходим на движение в три такта (Фото 4.13)
. Потом склон выполаживается, спускаемся в цирк (Фото 4.14)
. После спуска оказались среди валунов, чуть выше выходит из под земли ручей (Фото 4.15)
. Сняли кошки, продолжили движение в долину вдоль ручья.

К 9:30 спустились к небольшому замерзшему водопадику, в 100-200 м от места, где мы сняли кошки. Надеваем обратно кошки и обвязки. Лед натечный, и несмотря на то, что спустить надо было всего 5 метров (3 вертикально вниз), пришлось организовывать станцию – на большом камне сняли, обойдя без рюказака чуть правее (Фото 4.16)
. Ниже пешком переместились к протяженной полке (50 м от водопадика), по центру которой находится большой камень. Ниже на поверхность выходят некрутые монолитные плиты. Исходя из отчетов, здесь можно пройти без организации перил. Спуск некрутой, всего около 15-20 градусов. Однако сейчас плиты покрыты наледью, поэтому провешиваем веревку, сделав станцию на большом камне (Фото 4.17)
. Она доходит к виднеющейся ступеньке перед бараньими лбами («бастиону»), правее ручья. Верёвку сняли с нижней страховкой.

Поискав некоторое время варианты спуска с бараньих лбов, нашли старую станцию на двух крючьях с обрывком веревки, слева по ходу на краю бастиона (Фото 4.18)
. Усилив дополнительно забитыми крючьями станцию, начали спуск с бараньих лбов. С верхней станции просматривается небольшая полочка 30-ю метрами ниже, которая находится ближе к водопаду. Однако еще ниже (50 м), вертикально вниз под бараньим лбом (если спускаться с края бастиона, правее, в долину), находится более удобная полка с небольшой пещерой. В этом месте каждый участник сделал замечательный отвесный дюльфер к пещерке. Это самый сложный участок, при подъёме он обходится орографически левее, ближе к ручью. Путь при этом оказывается непрямым и требует двух верёвок.

Возле этой пещерки находится неширокая горизонтальная трещина, которая отлично подходит для организации станции. 50 метрами ниже находится еще одна небольшая полка, а еще через 40 м начинается выполаживание. Спуск между этими станциями имеет крутизну 50°-70°. (Фото 4.19) (Фото 4.20)
. Все 3 верёвки с бастиона снимаем сдёргиванием. Когда первые участники уже закончили прохождение технического участка, а последние ещё были на бастионе, погода испортилась: село облако, пошёл снег.

Полностью группа собралась ниже (17:30), у трёх больших скальных останцов, которые расположены в 300-400 м от нижнего края скального пояса, высота 3880 {camp 7 Sedlo Ganzy\' sw up}. Здесь были обнаружены выровненные стоянки на 2 палатки. Идет сильный снег, который, однако, совершенно прекратился к 19:30.

6 июля, день 8

1:51

2:35

3:35

7,3 км

180 м

810 м

Утром подъём дежурных в 4:30, группы в 5:00. С верхних ночёвок под перевалом Седло Ганзы с юго-запада («у трёх больших камней», высота 3880 {camp 7 Sedlo Ganzy\' sw up}) выходим в 6:55. Спускаемся по осыпи примерно вдоль ручья, держимся правее. Местами небольшие скальные выходы, их надо угадывать сверху и обходить. За полчаса сбрасываем метров 200, к слиянию истоков реки Сувтор (Ганза Западная), тут есть родники и стоянки. Появляется травка, на обоих берегах начинается тропа. Если впоследствии планируется спуск вниз по долине реки Казнок, следует идти по левому берегу. Мы же по этой долине планируем подниматься, поэтому идём по правому. За час сбрасываем ещё больше 300 метров вдоль ручья, по пологому травянисто-осыпному склону, местами тропа (высота 3350).

Дальше многочисленные овечьи тропы уходят траверсом склона направо, траверсом. Характер склона – трава на конгломерате, крутизна – до 30 градусов. Идём по тропам, постепенно сбрасывая высоту. При этом мы фактически срезаем поворот из Сувтора на Казнок, обходя его выше по склону. За час (к 9:30) спускаемся к Казноку чуть ниже ручья с ледника Малой Ганзы.

Вдоль реки, по её левому берегу, идёт явная тропа, по ней идём вверх по течению. За 40 минут доходим до каньона ВАА – под ним берег прорезан широким конгломератным прочёсом. Пробуем найти ночёвки на входе в каньон, но их там нет. Зато чуть выше по течению Казнока есть идеально ровные травяные полянки прямо на берегу реки {camp 8}. На 4 полянках можно уместить до 8 палаток. Останавливаемся тут на обед и ночёвку в 10:30.

Перевал ВАА (через каньон)

соединяет

р. Казнок (/Хавзак/Арх) – оз. Алаудин (Мутные)

категория

2Б (через каньон, иначе – 1Б)

высота

разведка нижней части каньона, её обработка: провешивание 3 верёвок

несложные скалы

4:05

ночёвки под каньоном на берегу р. Казнок – начало технической части маршрута

осыпь, плотный снег (кошки) до 25°

0:40

прохождение 3 заранее провешенных верёвок до нижней широкой полки

несложные скалы

провешивание 2 верёвок от нижней широкой до верхней полки

скалы, простые, если лавировать по полкам

прохождение верёвок, сбор на верхней полке

то же

провешивание 4 верёвок от верхней полки до пещерки

скалы средней сложности

4 ч

провешивание 1 верёвки от пещерки на траверс орографически левого борта каньона

скалы, пологие лбы с полочками

1 ч

прохождение верёвок, провешивание 2 траверса орографически левого борта каньона, до выхода на его дно под снежником

простой траверс: пологие лбы, разрушенные скалы, мягкий конгломерат

4 ч

прохождение верёвок, сбор на дне каньона

то же

2 ч

подъём по снежнику к месту ночёвки

плотный снег (кошки), до 35°

0:55

(ЧХВ 0:10)

снятие 3 верёвок траверса орографически левого борта

простой траверс: пологие лбы, разрушенные скалы, мягкий конгломерат

2,5 ч

подъём от выхода из каньона на пер. ВАА

осыпь средняя и мелкая от 10° до 30°, местами живая, местами снежники

2:30

Спуск с пер. ВАА к стоянкам у Мутных озёр

осыпь и снег, от 10° до 30°

1:35

необходимое снаряжение:

личное: каска, ледоруб, кошки, обвязка, спусковое устройство, подъёмное устройство, карабины - не менее 4 на человека

групповое: основная верёвка – 1 на 2 человек (втч желательно 1 динамическая), карабины – 8-10 на верёвку, петли/кордалеты – 1-2 на верёвку, крючья в ассортименте – ок. 15шт, закладки – комплект (ок. 10шт), желательно френды – комплект (4-6шт), оттяжки – 4-6шт, желательно протекторы, рации – желательно 1 на верёвку.

выводы и рекомендации

Перевал ВАА через каньон – весьма сложное, как технически, так и тактически, препятствие категории 2Б. Вероятно, пройден нами и описанный далее способ прохождения не оптимален (на нижней широкой полке следует перейти ручей). В любом случае прохождение требует не менее 5 верёвок по скалам разной сложности (мы повесили 12). Участники должны обладать навыками движения и организации точек и станций скальном рельефе.

Необходимо иметь достаточное количество снаряжения. Для организации точек у нас было 4 френда, 10 закладок, 15-20 крючьев, 10 петель – этого хватило точь-в-точь. Карабинов было 8-10 на человека, включая групповые так как иногда забывали передавать вперёд всё, к концу дня у лидеров закончились совсем, из усов вынимали. Рации! У нас было две и этого недостаточно, через многочисленные перегибы орать было очень утомительно желательно иметь рацию на каждой станции (по количеству верёвок плюс одна), хотя бы через одну.

Настоятельно рекомендуется предварительная разведка и обработка маршрута (возможно, если бы у нас было больше времени на разведку, мы нашли бы более оптимальный путь). Скалы при правильном выборе маршрута движения почти везде несложные, монолитные. Ближе к руслу они более заглаженные, преобладают лбы дальше от русла – более рельефные, преобладают полки. Вероятно, при маршруте с переходом ручья, переправа может представлять трудность, особенно в начале лета, при высокой воде. Утром с 7 до 8 часов несколько раз пролетали небольшие камни сверху.

Рекомендуется для прохождения группами, совершающими походы от 4 к. с., не в качестве первого препятствия 2Б, не в качестве первого скального препятствия.

6 июля, день 8

(продолжение, начало см. пер. Седло Ганзы)

После обеда 6 июля выходим для разведки и обработки начала маршрута по каньону пер. ВАА. В 13:45 выходим из лагеря на берегу р. Казнок (высота 3250) {camp 8}. Из-под каньона к реке тянется прочёс, в верхней части закрытый плотным снегом (вероятно, лавинные выносы) (Фото 5.1)
. Поднимаемся по осыпному склону вдоль него, потом спускаемся в него и идём по снегу. Подход занимает 15 минут.

Слева по ходу, ближе ручью, скалы очень заглаженные. Поэтому, а также согласно описанию, выбираем маршрут правее по ходу. От верхней части снежника поднимаемся правее белых гладких плит по осыпи. Метров через двадцать попадаем в пещерку (R0). Тут может поместиться несколько человек с рюкзаками, оставаясь прекрасно защищёнными от потенциальных камней.

Скалы представляют собой нагромождение бугров, небольших плит и лбов, довольно много трещин и полочек. Крутизна – градусов до 45, при грамотном выборе маршрута (с хорошими полочками и зацепками) и без рюкзака вполне комфортно идётся без страховки. От пещерки выше и правее по ходу, под коричневой с чёрными подтёками угловатой глыбой, находим большую полочку (комфортно размещаются несколько человек) (Фото 5.2)
. В камне рядом старая «морковка», забиваем в щели рядом ещё несколько крючьев и делаем первую станцию (R1) (Фото 5.3)

Выше рельеф такого же типа и по-прежнему несложный, но мы уже довольно высоко, поэтому организуем нижнюю страховку лидера. Справа маршрут ограничен более крутыми скалами, стоящими стеночками в пару метров. Следующую станцию (R2) делаем на большом камне справа, рядом старые дюльферные петли (Фото 5.4)

Далее поднимаемся между пологими, но очень гладкими лбами слева по ходу и более крутыми, хотя и расчленёнными, скалами справа. Маршрут простой, травянисто-осыпная «дорожка». На выступе делаем третью станцию (R3) (Фото 5.5)

Слева по ходу от нас – широкая полка. По описанию примерно в этом месте должна быть широкая полка, по которой следует подойти и перейти ручей (и далее подняться по противоположному, орографически правому берегу). Однако ближе к ручью начинаются более гладкие и наклонные плиты, без страховки туда вылезать не хочется. Становится сомнительно, что это действительно нужное место, по описанию должно проходиться пешком. К тому же, выше видна ещё одна полка. В любом случае, контрольное время движения вверх (17:00) фактически вышло, пора возвращаться, разбираться с полками придётся завтра.

Провешивание 3 верёвок с разведкой маршрута заняло 3 часа. Спускаемся по верёвкам, оставляя их (полчаса). Спускаемся в лагерь по пути подъёма (10 минут).

7 июля, день 9

18:35

1,8 км

510 м

0 м

Подъём дежурных в 4:00, группы в 4:30, выход 6:05, начинаем подход к каньону перевала ВАА. Поднялись по осыпи вдоль прочёса под каньоном, потом спустились в него на снег. С утра он смёрзся, приходится надеть кошки. В кошках поднимаемся к верхнему концу снежника у осыпи под пещеркой – началу технической части маршрута. Подъём сюда от лагеря, включая надевание кошек, занял от получаса до часа.

В 6:40 начинаем проходить провешенные с вечера верёвки (см. предыдущий день). Надо отметить, что путь лидера при провешивании (лавирование по более простому рельефу, предпочтительно по полочкам) как правило, отличается от оптимального пути при подъёме по перилам (напрямую, предпочтительно по пологим, пусть гладким плитам). Примерно с 7 до 8 утра несколько раз сверху пролетали камни они были небольшие, но стреляли чуть не с вершины, с огромной скоростью, рикошетя на лбах. Впрочем, они проходили чуть в стороне от траектории нашего движения, а мы своевременно залегали. Если сход камней – следствие вытаивания, то их стоит всегда ждать в это время впрочем, виноваты могут быть и горные козлы.

Примерно за 2 часа, к 9 утра, первые проходят все три провешенные с вечера верёвки. Опять оказываемся на нижней широкой полке и начинаем искать дальнейший путь. Точно определить наше расположение на склоне по единственной фотографии в описании не удаётся. Полка, на которой мы находимся, не позволяет подойти к ручью без страховки, поэтому предполагаем, что это ещё не правильная полка. Пробуем подняться выше.

От станции на полке (R3) выше и чуть ближе к ручью начинается лабиринт из полок, лавируя по которому можно легко подняться выше. Маршрут подъёма потом опять отходит чуть дальше от ручья, оказывается фактически над R3. Выше обнаруживается ещё одна полка, решаем подниматься на неё. От нижней широкой полки до верхней полки организуем 2 верёвки перил. Всей группе с рюкзаками лучше жумарить, чем петлять по лабиринту полочек, между которыми иногда ещё и приходится чуть подлезать. Посреди склона станция (R4) на большом плоском выступе. На полке станция (R5) тоже на огромном камне/выступе. Разведка и провешивание этих 2 верёвок занимают около 2 часов, закончили в 11 утра (с утра до верхней полки 3+2 верёвки за 4 часа).

С верхней полки можно просто подниматься правее по ходу (от ручья) по широким присыпанным осыпью полкам. Однако, этот путь, скорее всего, ведёт в тупик, прерываясь посреди склонов ближайшей вершины. Сама верхняя полка имеет ширину от четверти до двух метров, большая часть – около метра. На ней может собраться вся группа. Полка длинная, тянется почти через весь склон и позволяет сильно приблизиться к ручью. Однако ближе к руслу она сужается и исчезает. Таким образом, указанного в описании простого пути через ручей мы опять не нашли. Зато увидели противоположный берег и поняли, что, даже если мы туда попадём, подниматься будет весьма непросто. Также понимаем, что выход из каньона уже не очень далеко.

Решаем продолжать подъём по орографически левому берегу, держась ближе к ручью (левее по ходу движения), чтобы не пропустить выход из каньона. На краю верхней полки делаем станцию на крючьях (R5’), выпускаем лидера с нижней страховкой (Фото 5.6)
. Начали работу около 13:00, через 2 часа после достижения полки. Ближе к ручью скалы более крутые и заглаженные, лидеры реально лезут и организуют промежуточные точки страховки. Первая верёвка выводит на небольшую полку (тесно на ней может поместиться вся группа), станция на закладках (R6). Полка находится на уровне огромного светлого лба с трещинами, хорошо видимого ещё снизу и образующего изгиб каньона.

От полки R6 выше левее, станция на крючьях (R7) (Фото 5.7)
. Тут мало места, троим тесно, поэтому накапливается только один человек (для коммуникации).

Дальше самый сложный участок: почти 60 метров, лазание средней сложности с фрагментами сложного. Местами гладкие плиты с мизерными зацепами, очень страшно по ним в ботинках лезть. Скалы прочные, места под крюки находились с трудом, под закладки не находились. Станция на большом камне в верхней части большой (может находиться несколько человек) покатой (самостраховку хочется) полки (R8) (Фото 5.9)

От покатой полки, выйдя левее, увидели, что каньон начинает понемногу раскрываться. Тем не менее, выбирая более простой путь, вынуждены ещё немного подняться. Начало маршрута ниже камня R8, налево по ходу. Траверс простой, косой вверх, 25 м, идётся ногами, промежутки не клали. Приводит в пещерку под высоким, коричневым с чёрными подтёками, лбом (Фото 5.8)
. Это место тоже можно рассмотреть ещё снизу. В пещерке станция на френдах (R9). Тут тоже могут находиться на больше 3-4 человек, поэтому больше одного стараемся не накапливаться.

Пещерка R9 находится как бы в верхней части перегиба: придя в неё по «переднему» склону, из неё можно дюльфернуть по «внутреннему». После этого наконец стал виден конец маршрута – выход из каньона в перекрытую снежником долину ручья (Фото 5.10) (Фото 5.11)
. От верхней полки R5’ до пещерки R9 4 верёвки вешали 4 часа, времени уже около 17:00. До последнего момента мы были готовы развернуться (КВ 18:00), но, увидев выход, решили, что дойти до конца будет теперь логичнее и проще, чем возвращаться.

Спустившись метров из пещерки 5-10, уходим траверсом и чуть-чуть вверх по полочкам и пологим лбам. Рельеф несложный, идётся ногами, на верёвку 1-2 промежутка. Но проблема с точками: трещин под закладки нет, даже по крючья найти трудно. Наконец обнаруживается большой округлый выступ, на который можно накинуть петлю, подстраховав от соскальзывания закладкой (R10). За выступом полочка-закуток в скалах, где могут собраться 3-4 человека. От пещерки до этого места вешаем около часа, перила организованы около 18:00 (5 верёвок за 5 часов от верхней полки).

Тут происходит задержка. Все пять имеющихся у нас верёвок были повешены, дожидаемся, когда принесут снятую нижнюю. При этом на станциях мало места, поэтому двигаться вперёд всей группе не получалось – некуда. Кроме того, на участке R5’ – R10 станции разделены перегибами, находятся вне видимости, слышимость плохая. На пять-шесть станций у нас всего две рации, остальная коммуникация голосом – неудобно. В результате вешать дальше начинаем только около 19:00.

От станции на выступе R10 рядом (50-100м) виден выход из каньона. Прямо под станцией ещё скальный обрыв, надо пройти траверсом. Траверс простой, сначала по пологим скалам, потом по конгломерату со скальными выходами. В принципе тут можно ходить без страховки, но в конце напряжённого дня, с рюкзаком и возможно в темноте (последние участники на 3-4 верёвки ниже, подойдут нескоро) этого делать не стоит – вешаем перила. С точками на этом участке проблема, так как он состоит из чередующихся: конгломерата (точку не сделать), монолитных заглаженных скал (трещин мало и мелких, крюк не входит), разрушенных скал (крюк отлично входит и выходит вместе с породой). Удаётся всё же найти несколько щелей в не очень разрушенных скалах чтобы не перегружать точки, траверс приходится сделать сильно провисающим. Одна верёвка образует 2 участка траверса и спуск на дно каньона (как выяснилось, преждевременный). Около 20:00 начинаем проходить эту верёвку, ещё светло.

Внезапно выясняется, что от конца 11й верёвки участники не готовы уходить без страховки. Приходится последний её участок перевесить с дюльфера на траверс, станция опять на крючьях в полуразрушенных скалах (R11). Дальше начинаем вешать ещё одну верёвку. Опять траверс конгломерата, местами небольшие скальные выходы, в одном из них промежуточная точка. Конец верёвки выходит на дно каньона в самом начале проходимой части. Станция – петля на большом камне, подстрахованная крючьями (R12). Всего провешивание трёх верёвок траверса из пещерки R9 на выход из каньона R12 заняло 5 часов, закончили около 22:00 (Фото 5.12)

Окончание технической части маршрута R12 – площадка у ручья. Ниже ручей начинает уходить водопадом в каньон, выше лежит снежник крутизной градусов 30. Размер площадки позволил бы поставить на ней 1-2 палатки вплотную, но во-первых для этого надо очень долго равнять среднюю осыпь, во-вторых окружающий рельеф таков, что любой случайный камень сверху пройдёт через эту площадку (впрочем, за почти двое суток в этой части ни одного камня не прошло). Первые участники, закончившие прохождение перил, выходят на разведку вверх по снежнику (он плотный и смёрзшийся, надеваем кошки). На его верхнем краю, перед переходом на осыпь, обнаруживается более пологий участок, где можно быстро выровнять площадку. Борта каньона в этом месте уже раскрылись широко, поэтому камням сходить особо неоткуда. Впрочем, над площадкой для ночёвки мы всё же выстроим стенку из рюкзаков.

К 24:00 заканчиваем прохождение технической части. Последние 3 верёвки не снимаем, так как они идут траверсом и последнему участнику пришлось бы идти без перил или организовывать сдёрг несколько раз – в любом случае это лучше отложить на утро. Собравшись на площадке под снежником, поднимаемся по нему, строим площадку над ним и ложимся спать, время 25:30 (высота 3760) (Фото 5.13)
{camp 9}.

8 июля, день 10

2:36

2:52

3:57

4,5 км

380 м

600 м

Подъём группы в 9:00. Три человека встают пораньше, в 8:00 и в 9:00 выходят снимать три оставленные вчера на склоне каньона перевала ВАА верёвки. Со свежими силами и при свете траверс оказывается простым, спокойно идётся ногами снимаем, принимая последнего на страховке. Сняв перила, возвращаемся в лагерь в 11:30.

Выход в 12:25. От места ночёвки над верхним краем снежника над каньоном перевала ВАА начинаем подниматься по конгломератно-осыпному склону, на север (Фото 5.14)
. Вчерашний день оказался значительно длиннее и напряжённее, чем планировалось. Поэтому сегодня ни на какие вершины и траверсы мы не пойдём, хотим как можно проще перевалить к Мутным озёрам, на днёвку. Ближайший к нам перевал – Мазалат (1Б), сначала предполагаем пройти его. За один переход поднимаемся к кулуару, ведущему к перевалу (Фото 5.15)
. Начинаем подниматься по кулуару он крутой, узкий, виляющий, скалы обильно присыпаны осыпью – есть риск спустить из-под ног камни, которые пойдут находящихся ниже участников. Местами уступы, на которые надо забираться простым лазаньем. Пройдя так первые метров тридцать, понимаем, что триста метров в таком режиме будут слишком утомительны и потенциально опасны. Разворачиваемся и решаем идти параллельный перевал ВАА – он хоть и расположен чуть дальше, но лучше описан и безопаснее. Попытка влезть в кулуар перевала Мазалат – второй переход (50 минут от выхода).

От кулуара перевала Мазалат выходим к перевалу ВАА, направление на восток (Фото 5.16)
. Траверсом живой средней и мелкой осыпи и конгломерата спускаемся на дно цирка. Тут осыпь менее подвижная, лежат снежники – идти проще. Если бы мы не пробовали пройти Мазалат, следовало, скорее всего, свернуть раньше и идти вдоль ручья южнее осыпной гряды, мы же движемся севернее. Впереди и правее по ходу показывается широкий снежный взлёт «второй седловины перевала ВАА» (6868). За два перехода (1 час) подходим под южный взлёт перевала ВАА – первую явную седловину в хребте слева.

Южный взлёт перевала ВАА – широкий склон, сложенный мелкой и очень подвижной осыпью, в верхней части местами небольшие скальные выходы (Фото 5.17)
. 100 метров набора на перевал заняли один переход, 30-40 минут идти просто, но утомительно: под ногами всё едет. На седловину перевала ВАА выходим в 14:55, (5 переходов, 2,5 часа от ночёвки над каньоном), высота 4140 (Фото 5.18)

Седловина широкая, осыпная. Есть тур, но без записки. При желании можно поставить много палаток, даже есть небольшие стеночки. Воду можно брать из снежников, в середине дня под ними можно найти ручейки. Открываются хорошие виды на окружающие горы: на массив Чимтарги и Энергии и Алаудинскую долину на северо-западе, на массив Замка и Пайхамбера на западе, на «вторую седловину» и Малую Ганзу за ней на юго-западе (Фото 5.19)

На седловине перевала ВАА устроили обед до 16:30. С седловины начинаем спуск на север по снежникам (Фото 5.20)
. Держаться следует правее, чтобы обойти сбросы (Фото 5.21)
. По мере спуска снежники постепенно сменяются осыпями (Фото 5.22)
. За три перехода (полтора часа) спускаемся с перевала на «аэродром» восточнее Мутных озёр, отделённый от них крупноосыпной грядой (Фото 5.23)
. Тут сколько угодно места для палаток. Есть ручей, текущий из ближайшего снежника, а поэтому чистый, но пересыхающий на ночь. Поле галечное, поэтому, в отличие от песчаных стоянок у самих Мутных озёр, здесь не пыльно. Встаём на ночёвку в 17:57, высота 3540 {camp 10, 11}.

Днёвка на Мутных озёрах

0 / 2*3,3км

0 / 540м

сброс высоты

Подъём около 7:00. Сегодня днёвка, проводим её на стоянках на осыпном «аэродроме» восточнее Мутных озёр, за крупноосыпным валом {camp 10,11}. В 9:00 часть группы выходит, что бы забрать заброску, закопанную чуть выше озера Пиала. Начав обходить вал, минут через 5 выходим на тропу, ведущую с Мутных озёр вниз по долине. Тропа хорошая, явная. Однако идти лучше в ботинках, так как есть один довольно неприятный спуск. До заброски добираемся за 50 минут, за 10 минут укладываем её в рюкзаки. Обратный путь занял от часа до полутора (на явной тропе позволили себе растягиваться), к 11:30 все вернулись в лагерь. Остаток дня мылись, стирались и отдыхали.