Автор: Михаил Хоменюк, г. Москва

Властелин Неба

Окончание (Начало здесь)

5. Отчёт о восхождении на вершину Хан-Тенгри

Итак, у меня не осталось больше причин, откладывать поездку на Хан-Тенгри. Правда спина ещё болела и физическая форма была явно не очень, но полагать, что эти показатели в будущем существенно улучшатся не было никаких оснований. Я отчётливо понимал, что у меня имеется один шанс из тысячи добиться успеха, но всё же я надеялся этим шансом воспользоваться. С другой стороны объективная опасность этого предприятия была в сущности минимальной, так как весь маршрут провешен перилами, в базовом лагере присутствует спас-отряд, и на маршруте полно народа.

Я решил идти по более трудному пути с севера, опасаясь лавин на южном маршруте, которые делают этот простой путь неоправданно рискованным. Правда, в мае у меня произошёл финансовый кризис личного масштаба, но его удалось устранить стахановским трудом.

Прошлогодний мой напарник по Эльбрусу от этой поездки почему-то отказался, и других попутчиков не нашлось, но я рассудил, что еду я не на край света, а в международный альплагерь, и один я там по любому не останусь.

Ознакомившись с имеющимися предложениями, и вспомнив старую мудрость, о том, что скупой платит дважды, я остановил свой выбор на полном пакете услуг Международного альплагеря Хан Тенгри:

ПОЛНЫЙ ПАКЕТ УСЛУГ
(Алматы - БЛ на леднике - Алматы)

Включает в себя полный пансион в базовых лагерях и преференции
1. Встречи \ проводы в аэропорту или ж\д вокзале в Алматы
2. Трансферы Алматы - БЛ Каркара - Алматы
3. Регистрация в ОВИР (Казахстан \ Кыргызстан)
4. Отель (3*) в Алматы, 1 ночь (на въезде или при выезде)
5. Пограничный пропуск
6. Экологические взносы
7. Вертолетные чартерные полеты без ограничений веса багажа
8. Размещение в БЛ в просторных комфортабельных палатках на деревянных платформах с матрацами
9. 3-х разовое питание в БЛ без ограничения количества дней
30. Страховка местного персонала
31. Подтверждение авиабилетов

Стоимость полного пакета $1000

В стоимость полного пакета не входит:
1. Проведение спасательных работ (обязательно наличие страхового полиса)
2. Личное снаряжение и питание выше БЛ
3. Гид на восхождении*
4. Пользование Интернетом
5. Пользование спутниковым телефоном
6. Бар

Компанией руководит Заслуженный мастер спорта СССР Казбек Валиев, покоритель Эвереста в составе сборной СССР в 1982г, капитан сборной СССР и покоритель Канченджанги в 1989г., покоритель Дхаулагири по Западному ребру в 1988г., "Снежный Барс", организатор и руководитель четырех Гималайских экспедиций сборной команды Казахстана.

***

Все предварительные переговоры ограничились несколькими письмами по электронной почте, и парой контрольных телефонных звонков. Впоследствии я ни разу не пожалел о сделанном выборе. Организация и сервис на высшем уровне. Я чувствовал себя настоящим ВИП буржуем :)). Большое СПАСИБО всем сотрудника альплагеря!

В связи со своими финансовыми затруднениями, я окончательно определился и приобрёл билеты на самолёт только в конце июня. Лучше бы было приобрести билеты заранее по более выгодному тарифу. В результате своего замешательства обратно пришлось ехать на поезде, так как на самолёты оставались билеты только бизнес класса. Вылетел из Москвы 2.08. 2005 в 23-05. За последний месяц перед поездкой я до того запарился, что уже в аэропорту воткнулся головой в стеклянную дверь и больно ушиб лоб. :( После этого я посетил дьюти-фри и закупился маленькими пузырьками с виски и с текилой, чтобы не страшно было лететь. Самолёт сделал большой круг над огромной светящейся и пульсирующей Москвой, нырнул в ночное небо, и на рассвете приземлился в Алматы, в городе – сказке у подножия Пёстрых Гор (так переводится Ала-Тау).

В аэропорту меня встретили и доставили в штаб-квартиру альплагеря – уютный особняк в тихом районе Алматы. Там я познакомился со своими будущими спутниками Василием и Евгением. Они прилетели прошлым вечером и ночевали в комнате для гостей. В беседе выяснилось, что они люди серьёзные. Василий из Москвы совершил несколько походов по центральному Тянь-Шаню, и даже поднимался на пик Военных Топографов 6873 – третья по высоте вершина района после Победы и Хан-Тенгри. А Евгений из Тулы – КМС по альпинизму, но ходил в основном на Кавказе, где они в прошлом году и познакомились с Василием. Я в свою очередь скромно сообщил, что поднимался уже на два семитысячника. Не уточнив при этом, что было это 13 лет назад, и с тех пор мой организм успел дважды полностью обновиться, то есть во мне не осталось ни одной клетки, участвовавшей в тех славных восхождениях (существует теория, что все клетки организма обновляются в течение 7 лет). Упоминать здесь в Алматы, перед выездом на Северный Иныльчек, об успешном восхождение на Эльбрус было как то не уместно. Всё равно, что на экзамене по литературе заявить, что находишься под сильным впечатлением от недавнего прочтения сказки о Трёх Поросятах.

После закупки газовых баллонов и продовольствия для питания выше БЛ, нас посадили в большой комфортабельный джип и отправили в базовый лагерь «Каркара».

***

Базовый лагерь "Каркара" расположен в зоне альпийского леса на высоте 2200м на правом берегу реки Каркара. Находится недалеко от г.Алматы (280 км) и от г.Бишкека (435км.). Заброска через БЛ "Каркара" является кратчайшим путем на Тянь Шань и сэкономит Вам массу времени, денег и нервов. Размещение в кемпинговых палатках либо в юрте до 10 человек, или предоставляется место под палатку на территории лагеря с возможностью пользования туалетом, электричеством. Превосходная кухня домашнего качества в комфортабельном кафе (возможно диетическое и вегетарианское меню) с 10 утра и "до последнего посетителя" работает бар с караоке и летней площадкой. К вашим услугам русская баня, две большие душевые, оборудованные стиральными машинами.

Вертолет базируется на территории лагеря и совершает полеты в высотные базовые лагери практически через день.

Дорога пролегает по красивейшим предгорьям Тянь-Шаня. По дороге мы дважды пересекали границу Казахстан-Киргизия, но это не вызвало никаких затруднений благодаря заранее подготовленному сопроводительному документу. Только однажды киргизский таможенник заметил, что в машине очень вкусно пахнет дынями, на что наш водитель подтвердил, что действительно дынями пахнет очень вкусно, и мы поехали дальше. Где-то посредине между заставами, в чистом поле стоял шлагбаум непонятного назначения, где к нам подошёл весёлый солдат неизвестной принадлежности и потребовал документы. После их тщательного изучения он поинтересовался, почему в путевой лист не вписали Бестужева? Пришлось ему объяснить, что именем Бестужева названа улица, на которой я проживаю, а сам знаменитый декабрист Бестужев с нами не едет. :))

По приезде в Каркару на следующий день отправились акклиматизироваться на близлежащую вершину 3235 метров по моему альтиметру. По пути нас догнали три бодрых корейца, с которыми завязалась дружба на всю экспедицию. Я показал им как растёт дикий лук джусай, и они старательно выкопали одну луковичку трекинговой палкой, но были разочарованы скромным размером корнеплода. После этого мы трогательно поделились нашими сухпайками, изъясняясь на сильно ломанном английском.

Шли мы все каждый своим темпом, и мой темп оказался самым медленным, так как я от всех отстал. Видимо сказывалось ещё и то, что я всё лето усиленно ковал ключи счастья и практически не тренировался. На самой вершине, среди скромных альпийских цветов, обнаружились обглоданные останки горного барана, как памятник нелепому упрямству…

Следующим утром нас вертолётом забросили в базовый лагерь на леднике Северный Иныльчек.

***

Базовый лагерь "Северный Иныльчек"
, 4000м, расположен у подножия Северной стены пика Хан Тенгри. Служит комфортабельной базой для экспедиций на Хан Тенгри с Севера по наиболее безопасному и эффектному маршруту а также на "высокие пятитысячники" пик Карлытау (5450м), пик Баянкол (5791м), пик Казахстан (5671м). Лагерь оборудован большой палаткой-столовой с баром, большими современными кемпинговыми палатками, установленными на деревянных щитах с удобными матрацами, туалетом, сауной и душевой. Интернет-кафе, спутниковый телефон, радиосвязь. Спасательный отряд, врач.

По поводу высоты Хан-Тенгри. В старых картах и в «Классификации маршрутов на горные вершины» указана высота в 6995 метров. В некоторых современных источниках фигурирует цифра 7010 метров. С одной стороны 15 метров ничего не решают и погоды не делают, а с другой стороны Хан-Тенгри превращается из красивейшей вершины Тянь-Шаня в самый северный семитысячник мира. Конечно, такое поднятие можно легко объяснить с точки зрения теории движения литосферных плит. Или, например, проведением современных более точных топографических измерений, опровергших старые данные. Не утруждая себя поисками истины в этом вопросе я, как человек тщеславный, склонен считать высоту Хан-Тенгри 7010 метров. :))

По поводу названия. «Хан-Тенгри» в переводе означает «Властелин Неба» или «Властелин Духов». Долгие годы эта вершина с одной стороны возвышалась светлым рубежом на моём внутреннем небосводе, а с другой стороны закрывала собой горизонт. Написать рассказ и озаглавить его «Властелин Неба» в случае успешного завершения этой истории я решил ещё задолго до самой экспедиции, и теперь выполняю это решение.

Далее предлагаю вниманию читателя дневник восхождения, дабы возможно было составить представление о технических особенностях этого предприятия. Дневниковые записи буду сопровождать комментариями по ходу дела. :))

Там вообще очень красиво. Вокруг горы. Огромный ледник длиной 40 километров, в нижней части которого находиться легендарное озеро Мейцбахера. А напротив лагеря возвышается, закрывая пол неба, трёхкилометровая северная стена Хан-Тенгри. Утром солнце долго не выходит из за Хана. А по ночам там падают звёзды, ну и можно загадывать желания, только никому не говорить, пока не сбудутся. Как то ночью я заметил на гребне одной горы огонёк. Думал это светится палатка, но понял – это звезда. Чуть выше лагеря проходит граница с Китаем. Но никаких пограничников там нет. Дьюти-фри тоже нет, увы.

5.08. Перелёт из Каркары в базовый лагерь на леднике Северный Иныльчек. Размещение в базовом лагере.

6.08. Прогулка по леднику до высоты 4180м. Возвращение в Б.Л. к обеду. Высота Б.Л. 3930м.

Здесь и далее высота приводиться по данным альтиметра, встроенного в часы. Следует иметь ввиду, что альтиметр даёт погрешность в зависимости от погодных условий, так как вычисляет высоту по данным встроенного барометра. Обычно альтиметр даёт высоту примерно на 100 метров меньше реальной.

Расписание столовой: 8-30 – завтрак 14-00 – обед 20-00 ужин.

7.08. Выход в лагерь 1 после завтрака. Переход занял 3 часа 47 минут. Высота лагеря 1 4520 м.

Первые минут сорок уходит на пересечение ледника. Ледник относительно ровный, трещин по пути не встречается. Несколько раз приходиться перешагивать через ручьи, которые текут по поверхности ледника и прорезают в нём русла глубиной до трёх метров. Следует выбирать узкие места и быть осторожным. Говорили, будто одна туристка свалилась в такое русло, и только чудом удалось её оттуда выловить живой. Течение в таких ручьях очень мощное, а берега очень скользкие.

Далее подъём до бергшрунда по снежному склону. Крутизна склона постепенно увеличивается. Далее траверс влево и выход на гребень. Около трёх веревок крутых перил. Первая верёвка проходиться на жумаре, далее можно обойтись карабином. Говорить о длине верёвок трудно, так как по всему маршруту для перил используются верёвки различной длины и толщины, местами связанные между собой. Лагерь 1 расположен на первом выполаживание гребня. Палатки ставятся на каменистых площадках или на снегу. Места много. По границе камней и снега днём течёт крохотный ручеёк. Метров на 100 выше имеется ещё одна небольшая площадка, где можно установить около пяти палаток. Мы всегда ставили свой лагерь на нижних площадках. Первую ночь мы ночевали втроём в одной палатке.

8.08. Акклиматизационный выход до 4850м. с 9-00 до 11-30. Спуск в Б.Л. к 14-30. Успел на обед.

Подъём по крутому снежному гребню. Страховка на перилах жумаром или карабином. Гребень настолько крут, что присесть отдохнуть практически негде. Я немного не дошёл до первого скального пояса. Палатку мы оставили в лагере 1.

9.08. День отдыха. Ночью сильный снегопад. Весь день туман. Посетили баню. Баня представляет собой большую с деревянным полом палатку, разделённую на три части – раздевалку, моечную и парную. В бане хорошо. Тепло.

10.08. Выход в лагерь 1 у меня занял 2 часа 45 минут. Вышли после завтрака. Мне пришлось нести и ставить свою палатку, так как некоторые товарищи жалуются, что во сне я храплю и ворочаюсь. Лично я за собой никогда такого не замечал, но напротив, мне казалось, что сплю я как ангел. Хотя подобные нарекания мне приходилось слышать и прежде. Зато теперь я комфортно располагаюсь один в двухместной палатке BASK HURP. Спальный мешок Chinook Himalaya -25 комфорт, делает мой комфорт совершенным. Теперь я храплю и ворочаюсь в своё удовольствие.

В лагере 1 выпало много снега. Несколько палаток под тяжестью снега завалились. Зато теперь нет проблем с водой. Можно чёрпать талую воду из тентов завалившихся палаток. Когда снег и воду с тентов удалили, дуги заваленных палаток опять распрямились и палатки поднялись. Располагая свободным временем, из чистого баловства и свежего снега мы соорудили снежную бабу, обвешали её снаряжением и фотографировались. «И жизнь пуста как степь без женщин молодых» - писал поэт Л. Мелодинский, пародируя известного литератора И. Бунина. Все радовались и смеялись, как дети. :))

11.08. Переход в лагерь 2 занял у меня 9 часов 47 минут. С мягким знаком! Крутой снежный гребень местами с выходами скал. Снег не держит и едет под ногой, верёвки обледенели, жумар забивается льдом и проскальзывает. «Мать, мать, мать…» - нередко разносит привычное эхо. Василий, шедший метров на 50 ниже за мной, комментировал это словами забытой песни: «И вместе с ними, ругаясь матом, плывёт зелёный аллигатор…». Это сравнение было тем более уместно в связи с тем, что в базовом лагере я щеголял в красной австралийской майке с изображением крокодила. При подъёме я пользовался маленьким лёгким айсбайлем CAMP MICRO 1. Им очень удобно прочищать забившийся льдом жумар. Периодически он используется как точка опоры, а когда он не нужен его можно удобно повесить на объвязку. Более серьёзный инструмент нигде не потребовался. Высота лагеря 2 =5500 метров. По альтиметру 5320. Место представляет собой просторное и ровное снежное плато. Можно хорошо окопаться.

12.08. Восхождение на плечо пика Чапаева – пик Петьки как его прозвали в народе. Высота 6150 (5930 по альтиметру). Подъём занял 5 часов 45 минут. Прохождение крутых скальных поясов по перилам особых проблем не вызывает. Весь день плотный туман, снег, ничего не видно. Всё ради акклиматизации. Вторая ночёвка в лагере 2.

13.08. Спуск в базовый лагерь занял примерно 4 часа 30 минут. Палатки оставили стоять в лагере 2. Везде, где позволяло натяжение перил, встёгивал восьмёрку, в остальных местах на скользящем карабине. Успел на обед к 15-00. Объелся, как из голодного края.

14.08. День отдыха. Баня.

15.08 День отдыха. После ужина, в компании с алмаатинским гидом, а по совместительству восходящей звездой казахстанской рок-музыки, известным под псевдонимом Иван Алмазов, мы смотрели в палатке-столовой затяжной медитативный видеофильм про трудную жизнь мутантов из будущего. После полутора часов малопонятного развития острого сюжета таки настал кульминационный момент. Главный герой поднял очень большой пистолет и нацелил его в источник мирового зла. Шарахнул выстрел, и свет померк. И настала тьма. И всё погрузилось во тьму. Это на леднике Северный Иныльчек начальник Базового Лагеря Александр Иванович, по прозвищу Таракан, заглушил генератор электроэнергии. Мы включили фонарики и разошлись по палаткам спать.

16.08. Выход в лагерь 1 после обеда. К нашей тройке присоединился молодой корейский альпинист мистер Ли. Два его товарища идти почему-то отказались. То ли заболели толи что ещё. Вообще с корейцами у нас сложились тёплые дружеские отношения несмотря на языковой барьер, построенный из довольно скверного английского с обеих сторон. Тем не менее, мы дружили. Иногда корейцы угощали нас своими специфическими продуктами и энергетическими пилюлями. А иногда мы потчевали корейцев салом, русской водкой и казахстанским коньяком. Кстати сказать, казахстанский коньяк очень приличный. :))

17.08. Переход во второй лагерь. Второй раз идти уже легче.

18.08. Переход через пик Петьки (6150м) и спуск на седловину 5900м. Установка лагеря 3. Очень тяжело однако. Зная по опыту, что хожу я очень медленно, я вышел раньше всех из лагеря 2. Не доходя первого пояса скал, меня догнала группа из Кирова. Я охотно уступил им место лидера по тропёжке, пояснив, что хожу я очень медленно. Они подбодрили меня старой мудростью: «Кто понял жизнь – тот не торопится!», и я неторопливо продолжил движение, пропустив вперёд инициативную группу. Потом меня обогнал Женя. В нашей команде он был самым быстроногим. Отправился окапываться в лагере 3. Во второй половине дня всё окутал плотный туман. Под вершиной пика Петьки меня догнал мистер Ли. Дал попить тёплой воды из термоса. Надо подняться на пик Петьки с севера с полной выкладкой, чтобы понять, чего стоит глоток тёплой воды.

Потом был изнурительный спуск на седловину. В тумане всё смутно и странно. Тропу занесло свежим снегом, лишь вешки в тумане маячат. Идёшь, пристегнувшись к верёвке, в тумане присыпанный снегом… В лагере 3 мистер Ли любезно помог мне установить палатку. Василий вышел из лагеря 2 позже всех и в лагерь 3 пришёл последним.

По поводу штурмового лагеря мнения советчиков и консультантов разделились. Начальник БЛ Александр Иванович, по прозвищу Таракан, настоятельно рекомендовал установить лагерь 4 на высоте 6400, или на 6200, приводя в пример группу американцев, которые ходили из лагеря 3 за 24 часа. Аргументом против было то, что на 6400 очень мало места, и может оказаться, что просто негде будет поставить палатку. В настоящее время с нашей стороны там никого не было, но запросто там могли окапаться восходители с юга. Кроме того, наши предшественники предупреждали, что в случае непогоды зимовать на 6400 очень не уютно. Мы решили принимать окончательное решение утром по самочувствию и погоде. Но я, всё таки, заготовил с вечера воду на завтрак и на выход. Я, как и прежде, пользовался комфортом одноместного размещения.

19.08. Утром погода хорошая. Решили идти на штурм. Учитывая существенную разницу в темпе, изначально подготовились к автономному движению. Я вышел в 6-00. Вершина Хан-Тенгри возвышалась надо мной в морозной синеве. Вершинный массив пика Победы осветили первые лучи солнца, но остальные горы оставались в тени. Стоял, как мне кажется, абсолютный штиль. Через несколько часов подъёма морозную синеву неба разорвала ослепительная вспышка. Это Солнце появилось из за вершины Хан-Тенгри! Стало значительно теплее. Вскоре стало жарко, и мне пришлось снять куртку. Перед началом косого траверса в кулуар я нашёл на гребне удобное место, присел и устроил перекус. Внизу в долинах, и над массивом Победы уже клубились облака. Почему то не оставляла мысль, что это пробный выход, и в запасе есть ещё неделя. Но объективных причин повернуть назад не было. Я шёл медленно, но довольно легко.

При выходе из кулуара на «нож» я встретил Женю. Он уже спускался с вершины. Я продолжил подъём. Вскоре повстречал довольного мистера Ли. Он с победой шёл вниз. Погода портилась, но до вершины оставалось уже совсем не далеко.

Последний час по вершинной снежной шапке окончательно вымотал. Выйдя на верх я уже не нашёл в себе сил спуститься на несколько метров в сторону и вниз к вершинной треноге. Удовлетворился тем, что она уже была явно ниже. А ещё ниже простиралось сплошное море облаков. Примерно такое зрелище можно наблюдать из иллюминатора самолёта. Немного выше было снежное поле, но я вспомнил рассказы про большой карниз, висящий над восточным гребнем, и решил, что туда ходить не надо. Вдруг стало очень холодно. Я поспешно одел куртку. Сделал несколько снимков. Альтиметр зафиксировал высоту 6925м. Особого восторга я не испытывал. Предстоял ещё длительный спуск. На вершине я был в 19-23, и всё говорило о том, что спускаться придётся в темноте.

Где-то в начале вершинной шапки я встретил Василия. Он шёл наверх. Я не стал его отговаривать, понимая тщетность такой затеи. Просто пожелал удачи и продолжил спуск.

В кулуаре уже было темно и печально. Пришлось включить налобный фонарь, да выбирать, к какой верёвке пристегнуться, чтобы подольше не перестёгиваться. Но уже на гребне – о, чудо! – сбылось пророчество Михаила Михайловича из музея обороны Кавказа! 19 августа пришлось как раз на полнолуние. Вышла полная луна, облака рассеялись, и стало так светло, что можно было выключить фонарь. Остаток пути я спускался как настоящий лунатик. Только камни вокруг иногда принимали пугающие очертания погибших альпинистов, но я гнал от себя печальных призраков.

На 6400 натолкнулся на палатку команды из Кирова. Но они уже спали и не ответили на моё негромкое приветствие. Я продолжил спуск. На седловине лежала причудливая тень, в форме огромной, искусно прорисованной медвежьей морды. Было очень красиво однако. В лагерь 3 я спустился в 2-45. Таким образом восхождение продолжалось 20 часов 45 минут.

В палатке меня ждал утешительный приз – неведомо откуда взявшаяся туристка из Ростова, по имени Натали. Известный исследователь планетарных аномалий А.Б. Гурвиц сказал бы, наверное, что это наглядный пример материализации мыслеформ. Но, увы, я мечтал всю поездку познакомиться с очаровательной юной казашкой, а вовсе не с соотечественницей средних лет. На моё предложение попить чайку, Натали сообщила, что она не умеет пользоваться газовой горелкой. Мне пришлось довольствоваться жалкими остатками из моего и её термоса, так как кочегарить кухню в тесноте непредвиденного общежития уже не оставалось сил, но оставалось только удивляться, откуда берутся такие поднебесные скитальцы.

Вскоре спустился Василий.

20.08. Утром выяснилось, что Натали осталась на седловине одна и без палатки. Вразумительно объяснить, как она сюда попала, она не смогла, но спускаться вниз решительно отказалась. Изъявила твёрдое желание остаться в свободной гидовской палатке, в надежде подняться на Хан-Тенгри. Погода установилась прекрасная, но мы, помня, какая переменчивая штука эта погода, поспешили вниз. Правда сначала пришлось в третий уже раз подняться на пик Петьки, но зато природа подарила нам удивительно прекрасную панораму огромной горной страны! В лагере 2 шотландцы, пришедшие сюда на первую акклиматизацию, напоили меня чаем. Только теперь я вполне утолил жажду. СПАСИБО!

21.08. Спуск в базовый лагерь. Изумительная погода. Я неспешно дюльферял по перилам, часто отдыхая, любуясь великолепными пейзажами и греясь в лучах ласкового солнца. При входе в БЛ мне тожественно преподнесли блюдо с сочными ломтями дыни. Я сбросил рюкзак и отправился в бар пить заслуженное пиво. Понятно, что этот процесс затянулся до поздна. :))

22.08. День отдыха в базовом лагере. После завтрака я бродил по лагерю в состоянии полного физического истощения и душевной восприимчивости. Ниже палатки столовой, под крутым ледяным моренным склоном протекал довольно крупный ручей. Я спустился к ручью и на камень присел у воды. Недавно участок подмытого ледяного берега обвалился, и свежие отколотые ледяные глыбы белели подобно огромным кускам сахара. Как дитя я рассматривал цветные камешки у воды и сосульки висящие с берегов. Пил ледяную воду маленькими глотками. Погода стояла безветренная и солнечная, и огромная пирамида Хан-Тенгри величественно и равнодушно нависала над лагерем. При каждом взгляде на её заснеженные скальные бастионы я содрогался от беззвучных рыданий. Казалось невозможным, что ещё каких то три дня назад я сам шёл по этому гребню под этим небом, в этой вышине. В этом году Хан-Тенгри был благосклонен к восходителям, и только с северной стороны удалось подняться более чем семидесяти человек. Даже и мне удалось подняться, достичь вершины, и тем самым завершить один из этапов своей жизни. Я настолько углубился в свои переживания, что даже игнорировал приглашение Всилия расписать пулю. Раньше такого никогда не бывало. И только звон колокола, созывающего к обеду, прервал моё уединение.

Спустилась с высот скиталица Натали. Спустилась, достигнув вершины, команда из Кирова. После обеда наш маленький лагерь окутал туман, и пошёл снег огромными хлопьями, как в детстве. Вечером гостеприимные хозяева лагеря устроили нам прощальный пир. Разожгли костёр из обломанных досок, поставили мангал и жарили шашлык из мяса яка. А снег всё падал и падал огромными хлопьями, и в свете костра, видны были только лица сидящих вокруг, и уже не понятно было, в какой именно сказке мы находимся… Большое СПАСИБО!!!

На следующий день нас перебросили вертолётом в Каркару. Там мы катались в окрестностях лагеря на лошадках, а вечером отмечали завершение экспедиции прекрасным алмаатинским пивом в баре в компании с корейскими альпинистами, которые стали нам настоящими друзьями.

На следующий день я уехал на Иссык-Куль с командой из Кирова. Там купались мы в чистейшей воде этого замечательного высокогорного озера (высота поверхности озера Иссык-Куль более1600 м. над уровнем моря), катались на прогулочном катере, а я даже приобщился к дайвингу. :))

Потом я заехал в Алма-Ату, погулял по тенистым живописным улицам этого знакомого мне с детства города, посетил зоопарк, навестил старых друзей. Останавливался я в номере роскошной гостиницы Астана, любезно предоставленного мне международным альплагерем Хан-Тенгри (пункт 4 полного пакета услуг).

Ранним утром 30.08 меня проводили до ж.д. вокзала и в 5-50 я отправился в Москву на скором поезде, наслаждаясь попутно среднеазиатским колоритом за окном, и обществом соседа по купе – известного археолога, журналиста и фотографа. 2 сентября я прибыл в Москву ровно через месяц после начала этого приключения. Вот собственно и всё. :))

P.S. 19 августа на вершине Хан-Тенгри, я сдёрнул с шеи языческий амулет на счастье, и воткнул его в снег, в подарок Властелину Духов, а по возвращении в Москву 17 ноября крестился в Русской Православной Церкви, в храме Святителя Николая в Хамовниках.
Слава Богу за всё!!!

Отличный правдивый рассказ.

Михаил, здорово! Прекрасный рассказ, веселый - прочитал не отрываясь. Ссылку на него дала та самая Натали. С ней в компании ездили в мае в Непал, Женя в августе снова ездил на Иныльчек, но теперь уже на Южный. Будет время - напиши. basil_m@inbox.ru Вася.