Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: А.Костогрыз, Донецк

Отчет о горном походе 4 к.с. по Джунгарскому Алатау в июле 2013. Часть 1

ОТЧЁТ

о горном туристском спортивном походе

четвёртой категории сложности

по Северному Центральному хребту Джунгарского Алатау,

совершённом с 10 по 25 июля 2013 года

Маршрутная книжка № 21/13

Руководитель группы Костогрыз А.Н.

E-mail: akostogryz@gmail.com

1 . Справочные сведения о походе

1.1. Общие сведения

Горный поход четвёртой категории сложности совершался с 10 июля по 25 июля 2013 года группой туристов из г. Донецка, г. Макеевки и г. Киева в Джунгарском Алатау по хребтам Северному Центральному, Каратау и их отрогам по маршруту: г. Талдыкорган – пер. Капальский извоз (н/к, 2420) – ущ. Кора – устье р. Южная – пер. Обходной (п/п, №87, 1А, 3352) – лед. Безсонова – пер. Академика Б.Н. Петрова (2Б, 3650) – лед. № 269 – пер. Рязанского клуба туристов (2Б, 3480) – лед. № 274 – устье р. Южная – лед. № 279 – пер. ТК «Альтаир» (2Б, 3860) – лед. Аболина – пер. Ак. С.В. Ильюшина (2Б, 3810) – лед. № 166 – ущ. Коржун – пер. Марата Галиева (2Б, 3620) – лед. Сапожникова – устье р. Южная – г. Талдыкорган.

Протяжённость пешеходной части маршрута 118.9 км. Группа была на активной части маршрута 16 дней, из них на высоте более 3000 м проведено 40 всего времени. За время прохождения маршрута было пройдено 6 перевалов, а именно:

1. Обходной (№87 по карте) (язык лед. Безсонова – нижняя западная камера лед. Безсонова) – 1А, 3352 м.

2. Академика Б.Н. Петрова (нижняя западная камера лед. Безсонова – лед. Тронова) – 2Б, 3650 м.

3. Рязанского клуба туристов (РКТ) (лед. № 269 – лед. № 274) – 2Б, 3480 м.

4. Турклуба «Альтаир» (лед. № 279 – лед. № 19) – 2Б, 3860 м.

5. Академика С.В. Ильюшина (лед. Аболина – лед. № 166) – 2Б, 3810 м.

6. Марата Галиева (лед. № 170 – лед. Сапожникова) – 2Б, 3620 м.

1.2. Состав группы

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Год рожд

Обязанность в группе

Разряд

Туристский опыт

1

Костогрыз

Алексей Николаевич

1951

Руководитель

МСУ

5Р, Северный Тянь-Шань

2

Попов

Юрий Васильевич

1979

Медик

2р.

3У, Северный Тянь-Шань

3

Смык

Сергей Николаевич

1986

Участник

3р.

3У, Северный Тянь-Шань

4

Майстренко Сергей Анатольевич

1981

Завхоз

2 альп

3У, Центральный Кавказ

5

Симонова Светлана Сергеевна

1976

Фотограф

2 альп

3У, Центральный Кавказ

Заявочные материалы рассматривались в Донецкой ОМКК.

Шифр МКК: 105-00-30552023.

Местонахождение отчёта: архив Донецкой ОМКК.

1.3. Физико-географическая характеристика района

Джунгарский Алатау расположен в восточной части Казахстана и имеет протяженность почти 400 км с запада-юго-запада на восток-северо-восток вдоль границы Казахстана и Китая между р. Или и оз. Алаколь.

Одним из первых исследователей-географов Джунгарского Алатау был русский путешественник Пётр Петрович Семёнов (Тянь-Шанский), который побывал здесь в своей экспедиции в 1856 году, совершил несколько восхождений и дал этой горной системе название, которым мы пользуемся по сей день. Удивительная книга об этом путешествии, основанная на дневниковых записях великого географа и карта экспедиции находится здесь: Путешествие в Тянь - Шань в 1856 - 1857 годах - Lib.ru: "Классика" (http://az.lib.ru/s/semenowtjanshanskij_p_p/text_0020.shtml).

По высоте и оледенению Джунгарский Алатау уступает лишь известным высокогорным районам: Памиру, Тянь-Шаню, Памиро-Алаю и Кавказу. Джунгарский Алатау располагается между Балхаш-Алакульской котловиной и Илийской впадиной, состоит из двух четко выраженных параллельных друг другу хребтов: Северного Центрального (СЦХ) и Южного Центрального (ЮЦХ). В центральной части СЦХ на юг вдоль границы с Китаем отходит Коксай-Бороталинская перемычка, связывающая СЦХ и ЮЦХ. На западе через Коржун-Коринскую перемычку СЦХ стыкуется с хребтом Каратау, имеющим самостоятельное значение. От северных и южных склонов хребтов почти геометрически равномерно отходят меридиональные отроги, отдельные из них (Аксуйский, Б. Усекский, Хоргосский и др.) достаточно велики и имеют самостоятельное значение.

Отличительная черта северных склонов СЦХ и южных склонов ЮЦХ - резкий ступенчатый рельеф. Ясно видны три главные ступени - высотные зоны: низкогорье (от 700 до 1600 м), среднегорье (от 1600 до 3100 м) и высокогорье (от 3100 до 4662 м).

Можно выделить три характерных типа рельефа высокогорья Джунгарии.

Первый из них – крутосклонный, сильнорасчлененный, со следами ледниковой обработки, распространен на северных склонах СЦХ, в хребте Тышкантау, в верховьях рек Б. Усёк, Кора. Здесь много морен, каров, цирков, троговых долин. Часты осыпи, каменные реки, конусы выноса лавин. Гребневая часть гор изобилует вершинами в виде пиков, игл, зубцов, башен с очень крутыми расщелинами, кулуарами, каминами. Водораздельные гребни изобилуют большими ледниками.

Второй тип рельефа – крутосклонный, сильнорасчлененный, без существенных следов оледенения, распространен на южных склонах СЦХ и ЮЦХ, в хребте Каратау, в отрогах Кокжота, Аксуйском и Айдаусайском. Этот тип обусловлен большой энергией эрозии и выветривания. Для склонов характерны мощные осыпи. Вершины имеют вид игл, зубцов, башен с отвесными или почти отвесными стенами. Типично отсутствие ледниковых форм рельефа: цирков, каров, трогов. Долины рек, как правило, V - образные, часты глубокие ущелья, каньоны.

Наконец, слаборасчлененный тип рельефа характерен для Кичик-Казанского отрога и гор западной части ЮЦХ. Это, в основном, слабовсхолмленные высокогорные плато с незначительным уклоном в сторону водотоков. В долины крупных рек такие плато обрываются, образуя отвесные конгломератные стены. Долины небольших рек пологи.

Общая протяженность СЦХ с запада на восток составляет около 250 километров. Средняя высота гребневой части 4000 м. Седловины лежат ниже соседних вершин на 200 - 400 м. В СЦХ, в верховьях реки Мал. Баскан, находятся три самые высокие вершины Джунгарского Алатау: пик Семенова Тян-Шанского (4662 м), пик Абая (4490 м) и пик Шумского (4442 м).

Хребет Каратау, имеющий самостоятельное значение, тянется параллельно СЦХ почти на 50 км, достигая максимальной высоты (пик 3919,7) в верховьях ледника Безсонова.

Общая протяженность ЮЦХ немногим превышает 100 км. В западной части ЮЦХ ограничен р. Коксай и носит название хр. Токсанбай. Средняя высота гор осевой части ЮЦХ - 3770 м. Высшая вершина хр. Токсанбай - пик 4030 в верховьях р. Улькенисы. Отроги северных склонов ЮЦХ короткие, не превышают 10 км. Южные отроги ЮЦХ длиннее, до 30 км и имеют самостоятельное значение. Вершины в этих отрогах нередко превышают 4200-4300 м. Наивысшая точка Южной Джунгарии - пик Панфилова (Ормекши) – 4370,4 м, расположен в хребте Тышкантау.

Оледенение.

Общая площадь оледенения хребтов Джунгарии - 1100 - 1200 кв. км, т. е. почти вдвое больше, чем на Алтае, и составляет 60 оледенения всего Кавказа.

Один из значительных районов оледенения Северной Джунгарии находится в истоках реки Кора. Его образуют крупные ледники: Тронова, Безсонова, Сапожникова. Другой значительный узел оледенения находится на северных склонах центральной части СЦХ. Здесь расположен самый длинный ледник Джунгарии – Абая (10,9 км длиной), а также ледник Джамбула и несколько более мелких ледников. Преобладающий тип ледников – долинные и каровые. Часто встречаются висячие ледники и ледники плоских вершин.

Район ЮЦХ также имеет достаточно большое оледенение. Самый крупный ледник – ледник Воейкова – расположен в верховьях реки Чижин, длина его 8,6 км. Другими крупными ледниками ЮЦХ являются ледники Панфилова, Хоргос, 50 лет Казахстана. Ледники южных склонов ЮЦХ в основном карового типа, иногда встречаются висячие ледники. Ледники северных склонов - долинного и карового типа.

Реки.

Источником питания рек Джунгарии являются атмосферные осадки, талые воды ледников и снежников, подземные воды. Главный паводок на реках высокогорья приходится на конец июня и обусловлен интенсивным таянием. Для верхнего течения большинства рек каньоны и прижимы не характерны. При выходе из высокогорья, наоборот, почти все реки текут в глубоких каньонах и теснинах и по низу практически непроходимы. Во многих местах через реки Джунгарии можно переправиться вброд на лошадях, лучшее время для переправы 9-12 ч. Некоторых мостов, отмеченных на картах, нет. За мостами раньше следили, так как было много чабанов, пасущих скот на альпийских лугах. Сейчас чабанов в горах очень мало. Смытые, разрушенные мосты никем не восстанавливаются.

Климатические особенности.

В природном отношении Джунгарский Алатау чрезвычайно своеобразен. Он как бы служит барьером, разделяющим горы Средней Азии и западносибирские хребты. На северных склонах достаточно выражен "сибирский" облик климата, растительности и животного мира. Южным склонам свойственны "среднеазиатские" черты, роднящие их с Тянь-Шанем и Памиро-Алаем.

Климат Джунгарского Алатау в целом резко континентальный, горный и для разных частей района различный. Так, верховья рек Кора и Кара-Арык и долина реки Казан отличаются сравнительно низкой и резкоменяющейся температурой воздуха. На южных склонах ЮЦХ теплее, а на северных склонах СЦХ погода более стабильна. Самым теплым временем года в Джунгарском Алатау является вторая половина июля - начало августа. Основная масса осадков приходится на май и конец августа. В начале сентября, как правило, устанавливается сухая прохладная погода, в конце сентября в горах ложится снег. Во время похода была замечена суточная периодичность в изменении погоды, характерная для Тянь-Шаня: в первой половине дня ясно, тепло, во второй половине дня пасмурно, дождь или снег (см. график похода). Преобладающее направление ветров западное и южное, они отличаются незначительными скоростями, редко превышающими 7 м/с.

Растительность и животный мир.

Растительность и животный мир Джунгарского Алатау разнообразны и зависят от рельефа, климата, гидрографической сети, высоты и т.д. В высокогорье преобладает травянистая растительность. Растет большое количество цветов, широко распространены лекарственные растения: золотой корень, эфедра, чабрец, зверобой. В среднегорье растут тянь-шаньская ель, пихта, карагач, береза, шиповник, барбарис, малина, арча. В лесах много грибов. Лес встречается в основном в виде островков или узких полос, занимающих небольшое пространство между альпийской зоной и степью. Во многих долинах леса нет совсем.

В лесу и альпийской зоне можно встретить архара, медведя, волка. На ледниках некоторые группы, видели следы крупной кошки, возможно снежного барса. Мы видели медведя в ущелье Коржун на противоположном от нас склоне. Есть змеи. На лугах много грызунов, это надо помнить при упаковке и размещении заброски с продуктами.

Население.

Постоянного населения в районе путешествия нет. Население занято пастбищным скотоводством, пчеловодством, в предгорьях – поливным земледелием. Среди чабанов преобладают казахи, в поселках русские, украинцы, немцы и др. Крупные населенные пункты: областной центр г. Талды-Корган (ок. 90 тыс. жителей), г. Текели (ок. 30 тыс. жителей), г. Сарканд, г. Джансугуров, Уш-Тобе - ж.д. станция, посёлки Капал, Арасан, Баласаз, Покатиловка, Аманбухтор.

В долинах многих рек есть брошенные стоянки чабанов. Высокогорная часть (выше зоны пастбищ) местными жителями не посещается, за весь поход на ледниках мы не встретили чьих-либо следов, троп практически нет.

Туристская характеристика.

Наиболее освоенными туристскими районами Джунгарского Алатау являются западная часть СХЦ и хребет Каратау. Здесь можно проложить маршруты I-V категорий сложности. Известны десятки перевалов 1А – 2Б категории трудности. Описано несколько перевалов 3А. Хуже освоены восточные районы СЦХ и весь ЮЦХ, включая отроги. В указанных районах имеется множество непройденных перевалов различной категории сложности. Не описано много вершин, ледников, долин рек.

Приведённое здесь описание взято из [6, 8].

1.4. ТопонимикаДжунгарии

В горных походах часто бывает интересно, каков смысл местных названий географических объектов, которые встречаются на нашем пути. Иногда понимание топонимов может быть очень полезным ещё на этапе подготовки к маршруту и несомненно помогает ориентироваться в ситуации на маршруте.

Пытливых и любознательных отсылаем к известному отчёту Закалдаева [13]. Информация о названиях находится на стр. 192, документ 5110-215, а также к отчёту о горном походе 2 к.с. на сайте ТК «Гадкий Утёнок» [15]. &8206

2 Организация похода

2.1. Общие сведения, идея похода

Джунгария, как район будущего похода, определилась неожиданно и без каких бы то ни было давних мечтаний о ней. Просто, когда руководитель открыл классификатор высокогорных перевалов [2], взгляд случайно упал на строку «Джунгария». Что это? Оказалось, отдельный горный район между Тянь-Шанем и Алтаем. Малохоженый район, с белыми пятнами на карте. По сведениям из отчётов, напоминающий и Тянь-Шань, и Алтай, и в то же время отличающийся от них. Никто из Донецка в спортивном походе по Джунгарии не был. Конечно, стало интересно поехать туда и внести свой вклад в туристское освоение района.

Карту и классификатор взяли в [3]. Оказалось, что в [2] внесены далеко не все пройденные и описанные в отчётах перевалы, особенно по ЮЦХ. Маршрут и тактику похода разрабатывали, основываясь на этих двух источниках.

Впоследствии, до похода и после него, в разговорах с товарищами чётко звучало: «А где это?». Практически никто не знал, что такое Джунгария, и где она есть. Это подогревало наш энтузиазм и заставляло тщательно изучать особенности организации и проведения горных походов в этом районе. При подготовке к своей «четвёрке» мы внимательно изучили отчёты [4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12], некоторые из них, как, например, [4] – весьма и весьма информативны. Очень много материала по перевалам Джунгарии собрано на сайте [1]. Материал систематизирован, имеет ссылки на фотографии и технические описания из разных источников. Приведены сведения, которые показывают, что по ряду перевалов нет согласованного мнения по месту их расположения.

Комплектация группы, оформление документов проводилось согласно [14].

Важную для нас информацию мы взяли из [12]. Руководитель этого похода Рузанов С.В. консультировал нас на местности, в ущ. Кора.

Перед группой стояли задачи спортивные и приобретения опыта движения по сложному снежно-ледовому рельефу, совершенствования владения техническими приемами со спецснаряжением, нахождения в высокогорье.

Группа была схожена. В той или иной комбинации участники имели уже совместные походы. Физическая и техническая подготовка к походу проходила по микрогруппам или индивидуально. Группа прошла предпоходную проверку на местности на скалах Хортицы 8-го июня.

Все члены группы были застрахованы в СК «Провiдна».

2.2. Новизна и оригинальность маршрута

Какой-то оригинальностью поход не отличается, хотя предполагалось. Планировали своим походом охватить оба центральных хребта Джунгарии. Конечно, подобные походы известны, но их всего несколько. Слишком уж масштабная это задача и трудновыполнимая, особенно на уровне походов 4-й и 5-й категории сложности.

А вот о новизне нашего маршрута говорить можно, по крайней мере, для Донецка. Да и в целом украинские группы там ходят мало. За последние годы на виду только поход Лысак А.В. [4]. Может быть, есть и другие, но нам об этом неизвестно. Что же касается перевалов, то по сведениям, которыми мы располагаем (из [1] и снятых нами записок) ситуация обстоит следующим образом:

1. Пер. Обходной, № 87, 1А – первопрохождение

2. Пер. Акад. Б.Н. Петрова, 2Б – наше прохождение восьмое

3. Пер. РКТ, 2Б – наше прохождение шестое

4. Пер. ТК «Альтаир», 2Б – наше прохождение десятое

5. Пер. Ак. С.В.Ильюшина, 2Б – наше прохождение четвёртое (сквозное).

6. Пер. Марата Галиева, 2Б – наше прохождение пятое

А ведь мы были в самом посещаемом районе Джунгарии, то есть, здесь ещё ходить и ходить, открывать и открывать. Чего и желаем тем, кто придёт после нас. Удачи!

2.3. Запасные варианты и маршруты сходов

Запасной вариант предполагал прохождение перевала Ольга, 2А к. сл. вместо перевала Академика Б.Н. Петрова, а также отказ от первопрохождения перевала 2А к. сл. между ледниками № 166 и № 161. Эти варианты позволяли выполнить заявленную категорию сложности всего похода.

Аварийные сходы в начальной части маршрута были возможны в любом месте вниз по ущелью Кора до турбазы «Таубулак».

С ледника № 19 и Аболина выход в посёлок Баласаз вниз по ущелью Тастыбиень.

После перевала Академика С.В. Ильюшина, в зависимости от ситуации, аварийный выход возможен был через любой из перевалов 1А-1Б (Ку, Востоковедов, Коржунский) и далее в ущелье Кора до т/б «Таубулак» или вниз по ущелью Караарык (Коксу) до посёлка Рудничный.

2.4. Обеспечение безопасности

Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась следующим комплексом мероприятий:

- тщательное изучение предстоящего маршрута руководителем по нескольким источникам. Сравнительный анализ информации

- ознакомление участников похода с маршрутом

- использование при подготовке к походу разных картографических материалов, сравнение и уточнение их

- неукоснительное соблюдение "Правил СТ" в части тактики, стратегии, технических приемов на маршруте и других параметров, обеспечивающих безопасность в походе

- использование современного тестированного специального снаряжения

- контроль над исполнением технических приемов со стороны более опытных участников

- темп движения всегда позволял сохранять визуальный и голосовой контакт внутри группы

- ежедневный самоконтроль и контроль со стороны медика группы над самочувствием участников. При необходимости оказывалась неотложная медицинская помощь.

Оптимальное распределение по связкам позволило дать больше возможностей лидерам, усилить взаимоконтроль и взаимопомощь, повысить скорость прохождения локальных препятствий и сохранить взаимодействие связок между собой.

Группа была зарегистрирована и состояла на учёте в МЧС Казахстана, оперативно-спасательный отряд г. Талдыкорган.

2.5. Подъезд к началу маршрута, выезд с маршрута, места отдыха, достопримечательности

Группа летела самолётом из Киева до Алматы и обратно.

В Алматы автобусы (микроавтобусы) до Талдыкоргана отправляются от двух автовокзалов, Саяхат и Сайран. Стоимость проезда примерно одинаковая, какой-то выгоды не заметили.

Автобусом №79 ехали от аэропорта до автостанции Саяхат. Там пересели на автобус №37 до автостанции Сайран. От Сайрана в Талдыкорган идут маршрутки. Автобусов нет (хотя в расписании автобусы и указаны, фактически их нет), только маршрутки. За 1200 теньге. Не взяли нас с рюкзаками. Такси оказалось дорого. Вернулись на Саяхат. А там маршрутки были дороже – 1400 теньге. Но время было потеряно, поехали оттуда. До Талдыкоргана ехали 4 часа.

В Талдыкоргане выяснили, что через Текели войти в Кору проблематично. Где-то, кажется на 4-й пасеке, разрушена дорога и обходить надо наверх по хребту. Наняли машину до перевала Капальский извоз (№ 105 по [3]) и с него уже спускались вниз до Коры и далее поднимались в её верховья.

Обратно выезжали машиной от турбазы «Таубулак» до Талдыкоргана.

В Алматы - автобусом на а/в Сайран. С этого автовокзала ездили отдыхать на Иссык-Куль, в Чолпон-Ату, 8 часов езды, в основном ночные автобусы, граница на полпути. Туда ехали в пустом автобусе, обратно – в переполненном.

Жильё в Чолпон-Ате сняли за 150 сомов, скромные условия проживания, а в основном цена – 300 сомов в сутки (и это – не люкс).

В Алматы место отдыха, где мы были, это парк 28-и героев-панфиловцев (16-й автобус от Сайрана). В парке красивый православный храм, действующий (точка 38). Там же недалеко большой рынок (называется «Зелёный рынок»). Экскурсионный объект – стадион «Медео», там тоже интересно, доехать можно городским автобусом.

Транспорт повышенной проходимости можно заказать в Талдыкоргане у Рузанова Сергея Викторовича, тел. +7 705 419 63 69, mail: ruzanov-s@mail.ru Штоппель Ларисы, тел. +7 701 950 22 30, +7 705 712 43 44, mail: djungaria_l@mail.ru.

Пропуска в погранзону и лесные билеты для нас оформила Штоппель Лариса.

Она же и заказала для нас газ. Нужное нам количество баллонов были куплены к нашему приезду.

Турбаза «Таубулак» имеет свой сайт, www.taubulak.kz, тел. 8 7282 24-44-67, 8 777 229 52 26, 8 701 329 82 58. Предоставляет транспортные, экскурсионные и туристские услуги по СЦХ. Директор базы Молодцов Владимир Геннадиевич.

На обратном пути ночевали в ТК «Джунгария» (Талдыкорган, ул. Акын-Сара – ул. Жансугурова) (точка37) .

2.6. Причины изменения маршрута

Заявленный маршрут (основной вариант) содержал 10 перевалов. Разумеется, в предположении благоприятных обстоятельств во время похода. Однако погода внесла свои поправки. Этим летом дожди и снег в районе шли почти непрерывно. По словам казахских спортсменов и жителей Талдыкоргана – это совершенно нетипично в такое время. Не помнят, когда бы ещё так заливали дожди.

Отказались от перевала Удобный. Лагерь лучше разбивать возле р. Южной, чем возле р. Водопадной. В условиях непогоды идти по Водопадной через перевал, чтобы попасть в верховья Южной? С тяжёлыми рюкзаками, потому что заброску к ЮЦХ не смогли сделать. Отказались и пошли прямо по Южной под перевал ТК «Альтаир».

Отказались от перевала между ледниками № 161 и № 166.

В условиях непрекращающихся осадков уровень воды в Коржуне и Кара-арыке выше, чем допустимо для безопасной переправы вброд. Решили вернуться в ущелье Кора через перевал Марата Галиева. Группа технически была подготовлена хорошо, и пройти перевал 2Б было намного безопасней, чем переправиться через указанные реки.

2.7. План похода

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Про-тяжён-ность

Способы передвижения

08.07.13-10.07.13

г. Донецк – г. Киев – г. Алматы –

г. Талдыкорган

Поезд, самолёт,

автобус

10.07.13

1

а) г. Талдыкорган – пер. Капальский извоз

б) пер. Капальский извоз – ущ. Кора

5 км

машина

пешком

11.07.13

2

м.н. (место ночевки) – устье р. Тюйте

20,4 км

пешком

12.07.13

3

м.н. – устье р. Южная

16,5 км

пешком

13.07.13

4

м.н. – пер. № 87 ( Обходной, п/п, 1А, 3295) – лед. Безсонова, западная камера

9 км

пешком

14.07.13

5

м.н. – пер. Акад. Б.Н. Петрова (2Б, 3650) – лед. № 269

6,5 км

пешком

15.07.13

6

м.н. – пер. РКТ (2Б, 3480) – лед. № 274 – устье р. Южная

5 км

пешком

16.07.13

7

Днёвка

17.07.13

8

м.н. – ущ. р. Южная – лед. № 279

5 км

пешком

18.07.13

9

м.н. – пер. ТК «Альтаир» (2Б, 3860) – язык лед. Аболина, восточная камера

5,5 км

пешком

19.07.13

10

м.н. – пер. Акад. С.В. Ильюшина (2Б, 3810) – озеро у языка лед. № 166

5 км

пешком

20.07.13

11

м.н. – устье р. Коржун № 2

10 км

пешком

21.07.13

12

м.н. – устье р. Коржун,

рад. выход к устью р. Куркульдек

10 км

9 км

пешком

22.07.13

13

Днёвка

23.07.13

14

м.н. – устье р. Коржун № 4

пешком

24.07.13

15

м.н. – пер. Марата Галиева (2Б, 3620) – ущ. р. Водопадная

7 км

пешком

25.07.13

16

м. н. – т/б «Таубулак»

5 км

пешком

26.07.13

м. н. – г. Талдыкорган

машина

27.07.13- 03.08.13

м.н. – г. Алматы –

г. Чолпон-Ата – г. Алматы – г.Киев –

г. Донецк

машина, самолёт, поезд

03.08.13

Прибытие в Донецк

Итого активным способом передвижения:

118,9 км

Расчёт пройденного расстояния выполнен с помощью программы OziExplorer с учётом соответствующих коэффициентов. Километраж при повторных прохождениях участков не указан во всех разделах отчёта.

Маршрут в полном объёме пройден всеми участниками.

3 График движения

Дни пути

Дата

№ уч. дневн. пере­хода

Участок пути

(от — до)

Про­тяжен­ность, км

Чистое время хода, час

Характеристика пути, природные препятствия, опасные участки

Метео­условия

Высота max, м

Высота ночёв­ки, м

№ фото

Примечания

1

10.07

пер. Капальский Извоз – ущелье Кора

5

1,5

грунтовая дорога

облачно

2420

1830

1

2

11.07

м.н. (место ночевки) – устье р. Тюйте

20,4

7

грунтовая дорога

дождь, облачно

2238

2238

3

12.07

м.н. – устье р. Южная

16,5

7

травянистый склон, местами тропа

дождь, облачно

2781

2781

6, 7, 7а

4

13.07

1

м.н. – пер. Обходной (№ 87)

9

4

травянисто-осыпной склон, откр. ледник, 20-25°, осыпь 30°, 250 м, снег 35°, 200 м

облачно

3494

8, 9, 10,

11,12

брод, самостраховка, наблюд. за кам.

2

п.т. (предыдущая точка) – западная камера лед. Безсонова

1,5

ср.-кам. осыпь, 30°, 100 м, осыпь, снег, закр. лед.

дождь,

снег

3494

13

самостраховка, наблюд. за кам.,

связки

5

14.07

1

м.н. – пер. Ак. Б.Н. Петрова

6,5

1.5

сн.-лед. кулуар 30-50°, 250 м

облачно

3656

3506

14, 15, 16, 17

поперем. страховка на ледорубах

2

п.т.– язык лед. Тронова

2

осыпь, 30-40°, 200 м, закр. ледник

дождь

18, 19, 20

связки

3

п.т. – лед. № 269

2

осыпь, 40°, 200 м, осыпи, снег, 15-20°

дождь,

снег

21, 22, 23

6

15.07

1

м.н.- пер. РКТ

5

1

закр. ледн., 20-25°

облачно

3638

2781

24, 25, 27

связки

2

п.т. – ледн. № 274

3,5

ск.-лед. кулуар, 60&859430°,

300 м

дождь, облачно

28, 29

Перила 6х40 м, сн. якорь, наблюд. за камнями

3

п.т. – устье р. Южная

3

закр. ледн., 15°, осыпи

дождь, снег

30, 31

связки

7

16.07

Днёвка

ясно

2781

8

17.07

м.н. – ущ. р. Южная – лед. № 279

5

5

тр.-ос. склон, 25°,осыпи, 20°, закр. ледн. 25&859415°

дождь

3502

3502

32, 33, 34, 35

связки

9

18.07

1

м.н.- пер. ТК «Альтаир»

5,5

2

ск. кулуар, 35-40°, 300 м

снег

3763

3340

36, 37, 38, 39

наблюд. за кам.

2

п.т. – ледн. № 19

1,5

сн.-лед., 40-50°, 100 м

облачно

40,41,42

перила, сн. якорь

3

п.т. – яз. лед. Аболина, восточная камера

2,5

закр. ледн., кр.-кам. морены

снег

43, 44, 45, 46

связки,одновр. стр.

10

19.07

1

м.н.- начало перев. взлёта

5

2

закр. ледн., 20-25°

ветер, облачно

3847

3487

47

связки, снег не держит

2

п.т. – пер. Ак. С.В. Ильюшина

4

сн.-лед., 40-50°, на «берге» - до 60°, трещины

облачно

ветер

48, 49, 50

поперем. стр., перила 2х40 м и 50 м

3

п.т. – оз. у языка лед. № 166

1,5

кр.-кам. осыпь, 30-35°, 250 м

снег, дождь

51, 52, 53

наблюд. за кам., связки

11

20.07

м.н. – устье р. Коржун № 2

10

3,5

тр.-ос. склон, реки, редколесье

дождь, снег

3487

2426

56

реки - вброд

12

21.07

м.н. – устье р. Коржун, рад. р. Куркульдек

10

9

5

грунтовая дорога, тропа

облачно

2426

2153

57, 58

13

22.07

Днёвка

облачно

2153

2153

14

23.07

м.н. – устье р. Коржун № 4

тр.-ос. склон, реки, редколесье

дождь, облачно

2153

3010

59

15

24.07

1

м.н. – пер. Марата Галиева

7

3,7

Крупнокаменистые осыпи 25-35°, закрытый ледник 20-30°.

облачно

3620

3097

60, 61, 62, 63, 64

передовая связка

2

п.т. – лед. Сапожникова

3,5

Скалы 120м, 60-65°, крупнокаменистая осыпь 40-45° 200м.

дождь, снег

65, 66, 67, 68, 69

перила, крепление на петлях

3

п.т. – яз. лед. Сапожникова

1,5

Крупнокаменистая осыпь, закрытый ледник 15-20°.

ветер

70, 71

на леднике связки

16

25.07

1

м.н. – т/б «Таубулак»

5

1

травянисто-осыпной склон 10-25°

ясно

3097

2020

72

километраж и время – до р. Кора

Итого активными способами передвижения пройдено 118,9 км

4 Техническое описание маршрута

Техническое описание составлено в хронологическом порядке. Описание каждого участка выделено в отдельную часть, которая начинается с того участка, на котором закончилась предыдущая. Всюду в данном отчете определяющие слова "левая", "правая" имеют орографический смысл. А эти же слова, но с префиксами ("налево", "направо" и т.п.) употреблены в смысле "по ходу движения".

Прохождение всех камнепадоопасных и технически сложных участков осуществлялось в касках. При прохождении всех перевалов группой применялось одно и то же командное снаряжение: основные веревки, 40 и 50 метров, карабины, ледобуры, расходные куски основной веревки. Не пригодились: скальные крючья.

Каждый участник имел необходимый набор личного специального снаряжения: страховочную систему, карабины, ледоруб, каску, кошки, ледобуры, тормозное устройство, зажим и пр.

Время движения указано общее, т.е. от выхода с места ночлега до прибытия к месту бивуака. Расстояние указали то, которое измерили по карте (в программе OziExplorer) и с учетом коэффициента 1,2. На фотографиях красной линией указан маршрут группы и направление движения, зелёным цветом показаны географические объекты.

Собственно техническое описание участков пути имеет двоякое происхождение: воспоминания руководителя, основанные на фотографиях и записях из диктофона и прямые или слегка отредактированные вставки из того же диктофона. Записи эти в основном надиктованы Штурманом группы (он же медик группы, он же «летописец») и имеют более эмоциональный оттенок и дневниковый стиль изложения. Внимательный читатель отчёта несомненно заметит разнокалиберность языка и стиля.

В таблице 1 приведены ссылки на информацию и её происхождение о местоположении перевалов и вершин, не входящих в нашу «нитку». Электронная версия отчета содержит дополнительный фотоматериал, который в ссылках по тексту имеет нумерацию из цифр и букв. Например, фото9А.

В тексте даны ссылки на точки из Приложения Ж.

Координаты GPS даны в стандарте WGS 84 в формате ХХ&186YY\'ZZ,Z" (северной широты, восточной долготы).

4.1. Переход: перевалКапальский Извоз – ущелье Кора – устье реки Южная

Прохождение: 10-12 июля 2013г.

Погода во время прохождения: дождь, облачно

10.07.13

В Талдыкорган приехали после обеда. С Рузановым С.В. и Штоппель Л. была предварительная договорённость о машине, поэтому искать и долго ждать не пришлось. Сделали дозакупки на рынке и в магазинах, отправили телеграмму, зарегистрировались в МЧС, выехали, и к 18 часам были уже на перевале Капальский Извоз (н/к, 2420, точка 1). Дорога к перевалу по верхнему плато довольно путанная и неоднозначная. Нет уверенности, что при необходимости обратно выходить пешком, можно правильно найти её. Воды заметно не было, хотя скотина изредка пасётся, значит, где-то пьёт. Леса там не было. Дальше мы предполагали уже идти пешком. Выгрузились из машины, и поскольку на перевале воды нет, то, хотя время и было позднее, мы решили спуститься вниз к Коре (фото 1). Когда спустились, прошли ещё немного вниз по ущелью до ближайшего приемлемого места ночлега (точка 2). Особенно не выбирали, уже темнело.

Итого:

Общее время 1 час 30 минут

Протяженность 5 км

Перепад высот 2420 м – 1830 м

Фото 1. Ущелье Кора с пер. Капальский Извоз

11.07.13

Вышли в 9:15. Подъём по ущелью по грунтовой дороге с незначительным набором высоты. Облачно, без дождя. Большого леса по правому берегу нет, но деревья есть, иногда редколесье, кустарники. К 14 часам подошли к турбазе «Таубулак» (точка3 , фото2). Турбаза работает, имеет свой сайт и активно рекламирует свои услуги: трансфер по району, спортивный и просто отдых в горах. От места нашей ночёвки сюда 15 км. Ниже турбазы красивый водопад Бурханбулак, который мы прошли, но не останавливались. Возле Таубулака отдохнули, перекусили, поговорили с людьми. Разница между GPS и картой – метров 200.

Фото 2. Турбаза Таубулак

Продолжили наш путь вверх по ущелью по дороге. Через час подошли к правому притоку Коры Тентебулаку (Чукурбулак). Здесь лес. Пересекли Тентебулак вброд. Есть ход по бревну, но мы не решились: вода бурная, а бревно тонкое. Чуть ниже бревна (30 метров) приток разливается очень широко, легко переходится вброд по грунтовой дороге, которая идёт прямо по воде. Кругом лесозаготовки (точка4).

После переправы та же дорога, местами заболоченная боковыми ручьями, редколесье. В 18:30 подошли к устью р. Тюйте, или, если быть точным, к первой тросовой переправе (точка 5). На самом деле, устье Тюйте несколько ниже, на левом берегу, и упоминается нами только для ориентировки по карте.

Итого:

Общее время 9 часов 15 минут

Протяженность 20,4 км

Перепад высот 1830 м – 2238 м.

12.07.13

6:00Подъём. Нам предстоит две навесных переправы через Кору. Обход прижимов по правому берегу возможен, как известно из отчётов, но очень непростой. Смотрели с левого берега. Не рекомендуем. Через реку натянуты стальные тросы (не измеряли, но показалось 8-ка или 10-ка). В хорошем состоянии. Переправы эти нанесены на карту, значит организованы давно и за ними присматривают и обновляют. Позавтракали и начали готовиться к переправе (фото 3). Таким образом получилось, что из своего снаряжения мы использовали только личное и верёвку сопровождения.

Фото 3. Подготовка к навесной переправе через Кору.

7:00 Очень много мух. Облачно. Еле-еле капает дождик. Высота 2225 (здесь и далее высота везде указана по барометру, если не сказано иное высоту по GPS можно узнать из координат точек).

8:40 Начали переправляться через первую тросовую переправу (фото4,5).

9:20Переправились на левый берег Коры.

9:30 Выход. Движемся левым берегом вверх по течению. Первые 5 минут была тропа, но потом она исчезла. Склон, заросший травой (фото6). Временами ёлки. Много мух.

10:15 Привал у ручья. Моросит небольшой дождь. Точка 6.

Ищем переправу. Вернулись с разведки. Переправу нашли, метров 500 вверх, как и предполагали. Хорошая тропа ведёт от нашей точки привала до самой переправы. Метров за 50 до переправы виднеется старая разрушенная переправа. Наш трос в хорошем состоянии.

Фото 4. Тросовая переправа через Кору.

Фото 5. Тросовая переправа через Кору.

Фото 6. Подъём по ущелью Кора.

11:37 Подошли ко второй тросовой переправе. Точка 7. Дождь идёт.

12:36 Переправились. Собрались. Выходим. Движемся дальше вверх по течению правым берегом Коры. От точки переправы тропа начинается перпендикулярно склону, идёт прямо вверх метров 50, небольшими зигзагами, временами заросшая, и теряется. Тропа идёт далеко от реки, так что речку и не слышно даже.

Проходим мимо небольшого озера. Есть места для стоянок. Облачно, вышло солнце, дождь закончился. Вернулись мухи. Дальше встречаем ещё несколько небольших озёр, встречаются заболоченные участки, вода в озёрах мутноватая.

Идём в стороне от речки, метров в 200-300. С противоположной стороны видим Каскабулак (левый приток Коры), его даже чуть слышно. Тропы нет.

13:08. Привал, рядом небольшое болотце, очень красивое, заросшее травой. По центру виднеется вода. GPS показывает, что мы на тропе. Точка 8. Высота 2380. На склоне ямы, холмы - в беспорядке.

Продолжаем идти правым берегом, вверх по течению. Характер местности не меняется. Может, становится чуть более пологим. Травянистый склон, иногда есть тропа, которая часто исчезает. Тропа заросшая.

15.20 Пересекли ручей Кара-Кош (правый приток). Продолжаем подъём. Много мелких ручейков и луж. Склон местами заболоченный. Тропы нет. Вдоль реки идти не всегда удобно. В основном проход по верху, по траве. Разной направленности холмы и травянистые гребешки. Часто приходится терять высоту, а потом её набирать. Облачно, на западе пасмурно.

18:20 Пересекли довольно крупный ручей, GPS показывает, что до ручья Безымянного ещё метров 300-400. Начался небольшой дождик, затем усилился. Технический привал, чтобы надеть куртки и накидки на рюкзаки. Скальные выступы перегораживают дорогу, приходится подниматься и опускаться. Местность приобретает менее пологий характер: камни становятся крупнее, подъёмы и спуски -круче, река - бурнее. Пока одевались, дождь закончился. Облачность ушла на восток, над нами из-за туч выглядывает солнце.

18:55 Пересекли ещё один довольно крупный ручей. GPS показывает, что это - Безымянный. Решаем, пойти ли верхом, или низом. Серёжа Майстренко сходил на разведку вниз. Решили обходить прижим поверху. Есть тропа, видна маркировка турами. Через полчаса вышли к локальному расширению долины (фото7). Дно долины плоское, широкое (некоторое время). Кора разливается на много более мелких потоков. Спускаемся на самое дно, ищем вдоль реки подъём. Снова начало моросить.

Фото 7. Разлив Коры возле р. Южная.

20:10 Пересекли первый из трёх обозначенных на карте ручьев (которые перед Южной). Здесь и ночуем. Точка 9. Алексей сходил на разведку вверх по течению. Высота 2705. На последнем переходе поднялись в пойму реки Кора. Здесь разлив, через который Кору можно переходить вброд. Поверхность поймы горизонтальная. Травянистый склон, кустарник. Широкая долина. До Южной немного не дошли, но здесь стандартное место стоянок (фото).

Итого:

Общее время 11 часов 30 минут

Протяженность 16,5 км

Перепад высот 2238м – 2781 м

Итого за 3 дня перехода:

Общее время 22 часа 15 минут

Протяженность 41,9 км

Перепад высот 2420м –1830 – 2781 м

4.2. ПеревалОбходной (№ 87)

Характеристика перевала

Номер по классификатору

Номер на схеме-хребтовке 87

Категория сложности

Высота по классификатору

Высота по GPS 3 295 м

Тип склона снежно - осыпной

Направление прохождения с севера на юг

Координаты по GPS 44°53’58.5’’ северной широты

079°25’04.7’’ восточной долготы

Расположен:в хребте Каратау, а именно, в его северном боковом отроге, разделяющем ледники Тронова и Безсонова (его западные камеры). Ведёт от языка ледника Безсонова в нижнюю западную камеру этого же ледника.

Первопрохождение: О перевале № 87 было известно из [3] только его место на карте и запись там же в классификаторе: «1А, из отчёта Закалдаева». Ни высоты, ни сведений о каких-либо прохождениях, ничего нет. Оно и неудивительно, перевал самостоятельного значения не имеет, ведёт от языка ледника Безсонова в его нижнюю западную камеру. Целесообразен, как тренировочный, акклиматизационный или, как в нашем случае, позволяющий после него идти на перевал 2Б.

В самом отчёте Закалдаева за 1987 год [13] ничего о перевале не говорится. В соответствующем месте (день 6-8 пути, документ 5110-080) говорится о выходе после перевала Валентины на левую морену(?!) ледника Безсонова и спуска по ней к языку ледника.

Фрагмент из отчёта Закалдаева [13].

Приведена также фотография 25, документ 5110-085, в сторону Южной и Водопадной, которая напоминает наше фото 12б в ту же сторону.

Левой морены у ледника Безсонова нет. Слева он ограничен разрушающимся отрогом (фото 9, 13). В каком месте этого отрога была группа Закалдаева в 1987 году – непонятно. Судя по приведенному фрагменту из [13], возможно, в самой его восточной оконечности.

Фото из отчёта Закалдаева[13].

Чьих-либо следов пребывания на перевале мы не обнаружили. Таким образом, есть основания полагать, что мы прошли этот перевал первыми или вторыми (после Закалдаева).

Основные опасности: на подъёме снежный склон может быть лавиноопасен.

На спуске осыпной склон, возможно падение камней.

Меры безопасности: постоянное наблюдение за камнеопасными склонами, оценка состояния снежного покрова.

Участки, определяющие категорию сложности:

Открытый ледник 20-25&186. Средне- и мелкокаменистая осыпь 250м, до 30&186. Снежно-осыпной перевальный взлет 200 м, 30-35&186. Спуск - среднекаменистая осыпь 100м, 25-30&186.

Возможные места ночлега: на леднике Безсонова, возле р. Водопадная. Прохождение: 13 июля 2013 г. Описание дается от устья реки Южная до нижней западной камеры ледника Безсонова. Записка, тур, другие следы пребывания людей на перевале не обнаружены.

Погода во время прохождения: с утра ясно, потом облачно, после обеда два часа шёл сильный дождь и снег.

13.07.13

7:00 Выход. Ясно. Пересекли р. Южную. Выше по течению нашли место, где её можно перепрыгнуть по камням. Дальше поднимались вверх правым берегом Коры. Травянисто-осыпной склон. Тропы нет.

8:17 Подошли к слиянию рек Водопадная и Коры. GPS показывает, что нам до Водопадной ещё 200 метров. Ищем место переправы. Переправились через Водопадную вброд. Продолжаем подъём правым берегом Коры. Осыпной склон, постепенно уходит трава. Впереди открылся ледник Безсонова (фото 8).

Фото 8. Верховья р. Кора

9:20 Подошли к языку ледника Безсонова. Кора выходит из-под ледника. Высота 2915. Точка 10. Перешли Кору по языку ледника с правого борта на левый (фото 9, 9а). Ледник открытый.

Фото 9. Язык ледника Безсонова

Дальнейшее движение по левому борту ледника, по его краю. Лёд ноздреватый, можно идти без кошек. Крутизна 20-25°. Затем ледник начинает выполаживаться, высота 3015, крутизна 10-15°.

Поворачиваем с ледника направо, начинаем подъём в направлении перевала №87 (фото 10). Высота 3075. Мелкоосыпной склон, слежавшийся, много среднего размера камней. Переменная крутизна до 30°.

Фото 10. Подъём на перевал Обходной (№ 87)

На подъёме встречаем довольно крупный снежник, обходим его по левому борту.

Подошли к горизонтальной части осыпи. Высота 3175. Точка 11. Метров через 200 начинается перевальный взлёт (фото 11). Снежник, 30-35°, метров 200. Предположительно безо льда. Подъём в касках, наблюдение за скалами справа. Падающих камней при прохождении не наблюдали. Снег проваливался умеренно, идти было удобно.

12:12 Вышли на перевал. С перевала и отрога, в котором он находится, прекрасно виден ледник Безсонова и перевалы, ведущие с него (фото 11а, 11б). Перевал Обходной (№ 87) - характерная седловина, среднекаменистая осыпь, разрушенные скалы (фото 12, 12а, 12б, точка 12). Высота 3295. По GPS до перевала №87 325 метров на восток. Сходили в том направлении по разрушенным скалам, но ничего не нашли, там почти окончание этого отрога. Вернулись на нашу седловину. Тура нет, делаем собственный тур, оставляем записку.

Фото 11. Перевал Обходной (№ 87)

Фото 12. На перевале Обходной (№87). Вид на перевал Академика Б.Н. Петрова.

Назвали перевал «Обходной», потому что через него можно обойти значительную часть ледника. Назвали не совсем удачно, потому что недалеко, в СЦХ, рядом с перевалом Хейердала есть уже перевал Обходной (№21), но на тот момент руководитель об этом не вспомнил, а потом уже «поезд ушёл». Вообще, придумывание названия поставило группу в затруднение. С непривычки, надо полагать.

За 40 минут спустились с перевала по среднеосыпному склону до ледника. Забираем направо, траверсируем левый склон ущелья по осыпи и снежнику (фото 13). Вышли на закрытый ледник. Связки. Начали движение ближе к центру. С запада надвигается облачность, капает небольшой дождь, который переходит потом в сильный дождь и сильный снег.

Фото 13. Спуск с перевала Обходной (№ 87).

Выглянуло солнце, облачность уходит на юго-восток. Снег закончился.

Дальнейшее движение – подъём на верхнюю ступень ледника. Вначале в направлении от левого борта к центру (20-25°), затем, выйдя на этот перегиб, увидели, что нужно двигаться направо, то есть, опять к левому борту, в обход понижений ледника. То есть, шли так, чтобы меньше терять высоту. Ледник полностью закрытый. Трещины не просматривались. Снег проваливался неглубоко, в основном сантиметров на 15-20. По дуге, обходя понижение, в котором мы заметили 2 озера (почти полностью скрытые снегом, только небольшая часть воды просвечивалась – так мы поняли, что это озёра). Так вот, обходя это понижение, мы по дуге подошли к перевалу Академика Б.Н. Петрова (фото 13а), и здесь, на относительно ровном участке ледника, остановились на ночлег в 15.00 (фото 13б, 14, точка 13).

19:00 Ещё не отбой, но уже дрыхнем.

Фото 14. Перевальный взлёт перевала Академика Б.Н. Петрова.

Итого:

Общее время 8 часов

Протяженность 9,0 км

Перепад высот 2781 м – 3295 м – 3494 м

Время движения с одновременной страховкой 48 минут

4.3. ПеревалАкадемика Б.Н. Петрова

Характеристика перевала.

Номер по классификатору 1.3

Номер на схеме - хребтовке 81

Категория сложности

Высота по классификатору 3650 м

Высота поGPS 3656 м

Тип склона осыпно – ледовый

Направление прохождения с северо-востока на юго-запад

Координаты поGPS 44°53’26.6’’ северной широты

079°23’55.3’’ восточной долготы

Расположен: в хребте Каратау, а именно, в его северном боковом отроге, разделяющем ледники Тронова и Безсонова (его западные камеры). Соединяет ледники Тронова и Безсонова (нижнюю западную камеру).

Первопрохождение: совершено группой под руководством Тихонова В.С. в 1982 году. Перевал назван в честь Б. Н. Петрова 1913-1980 гг. - вице-президента академии наук СССР, председателя совета "Интеркосмос".

Дальнейшая история прохождений[1]:

1991 г. Еникеев Р.Р., Уфа.

2006 г. Милюшин В.С., г. Астана, г. Талдыкурган. Сняли записку Сердюкова А.А.

2009 г. Пройден группой туристов из г. Талдыкорган под руководством Рузанова С.

2011 г.(?) Иванов С. В., г. Кокшетау.

2012 г. Русков П. А., г. Караганда (снятая нами записка). Группа Рускова сняла записку Иванова С. В., предположительно от 2011 г.

Основные опасности: с северо-востока возможны снежные лавины. При недостаточном количестве снега преодоление бергшрунда будет более трудоёмким с юго-запада возможно падение камней в осыпном кулуаре.

Меры безопасности: постоянное наблюдение за опасными склонами, движение с перильной и попеременной страховкой над трещинами, движение по осыпи плотной группой и под углом к линии вертикали.

Участки, определяющие категорию сложности: со стороны ледника Безсонова снежно-ледовый кулуар 250 м, 30°-50°, бергшрунд, трещины. Со стороны ледника Тронова средне-каменистая «живая» осыпь 200 м, 30°-40°, закрытый ледник.

Возможные места ночлега: на подъёме – это пологая часть ледника Безсонова. На перевале - одно место на мелких камнях. На спуске – на осыпи или снежнике правого борта ледника Тронова.

Прохождение: 14 июля 2013 г. Описание даётся от места ночёвки в западной камере ледника Безсонова, перед перевальным взлётом до ледника № 269.

С перевала снята записка группы туристов из Караганды и Казахской академии спорта и туризма, рук. Русков П.А., от 07.07.2012 г.

Погода во время прохождения:До обеда облачно, затем снег, дождь. После 16:00 облачно, но без осадков.

14.07.2013

7:25 Выход. Облачность чуть рассеивается. Выходим в кошках и связках. Через 10 минут подошли под перевальный взлёт. По снегу 10-15°. Начало перевального взлёта 30-35°. Точка 14. Весь склон усеян недавно сошедшими лавинами. Только что видели камнепад (не на нашем пути), вчера наблюдали лавину, но с другой стороны.

Поднимаемся по снежно-ледовому кулуару. Трещины и бергшрунд присыпаны снегом. Попеременная страховка (фото 15), точки крепления на ледорубах. При прохождении бергшрунда слышался треск льда или просевшего снежного моста. Неприятное ощущение.

Фото 15. Подъём на перевал Академика Б.Н. Петрова.

Возле скального выступа крутизна до 40-45 градусов. Идём по снегу. Снег мокрый. Ступени в средней части хорошо делаются, в верхней части плохо. Крутизна в средней части, где бергшрунд – 45-50 градусов, в верхней части опять выполаживается до 40-45 градусов. Перед самым перевалом выполаживание (фото 16).

8:55 Поднялись на перевал (фото 17, 17а).

Фото 16. Подъём на перевал Академика Б.Н. Петрова.

Фото 17. На перевале Академика Б.Н. Петрова. Вид на север.

Седловина относительно широкая, между двумя жандармами, разрушенные скалы, тур по центру. Точка 15. Есть даже место под палатку одно, из мелкой щебёнки. Спуск с перевала Академика Б.Н. Петрова по осыпному широкому кулуару. Среднекаменистая подвижная осыпь, (фото 17б, 18). Метров 200 спустились за 25 минут до ледника Тронова. Точка 16.

Фото 18. Перевал Академика Б.Н. Петрова со стороны ледника Тронова.

Дальше идём в связках, поворачивая направо по ходу ледника Тронова, в обход отрога. Открывается прекрасный вид на хребет Каратау и его перевалы (фото 18а, 18б). Облачность сохраняется целый день. Спуск правым бортом ущелья по закрытому леднику и осыпям (фото 18в, 18г, 19, 19а).

Фото 19. Спуск по леднику Тронова.

Выходим на открытый ледник (фото 19б), чтобы обойти хаотические моренные выносы, и доходим до поворота в ущелье к ледникам 268 и 269 (фото 19в). Отрог, который шёл справа, заканчивается. Точка 17. Фото 20. Высота 3105. Небольшой дождь.

Фото 20. Начало подъёма к леднику № 269.

Поднялись на моренный вал, закрывающий ущелье, ведущее к ледникам 268 и 269. Крутизна вала 35-40°, среднеосыпной склон, 100 м. Вышли на выполаживание (фото 21). Высота 3175. Точка 18. Видны уже оба искомых ледника. Перекус. Дождь усиливается. Сплошная облачность. Тучи очень низко.

Фото 21. Подъём к леднику № 269.

Дальнейшее движение в направлении ледника № 268 по среднекаменистой осыпи, крутизна 15-20°, по снегу, по моренным осыпям. Нельзя сказать, что какая-то упорядоченность там есть. Просто в беспорядке моренные валы, снежники. Двигались примерно по центру. Затем движение под ледником 268, возле его языка. Чуть-чуть потеряли высоту, и продолжили движение в направлении правой морены. Снизу долины ледник № 269 не виден – всё перекрывают моренные валы. Когда подошли вплотную к нему, оказалось, что он отгорожен от долины небольшим отрогом. Разрушенные скалы. Слева по ходу опять же моренные валы. Когда мы взошли на них, внизу увидели язык ледника № 269, и моренное озеро (фото 21а). Точка 19. Высота 3455. Пока стояли, прошёл небольшой снег с дождём. Холодно. Здесь и остановились на ночёвку в 15.15. Палатку поставили на снегу.

Итого:

Общее время 7 часов 50 минут

Протяженность 6,5 км

Перепад высот 3494 м - 3656 м – 3159 – 3506 м

Время движения со страховкой 3 часа 45 минут

В т.ч. попеременной или перильной 1 час 10 минут

Пунктов страховки на ледорубах 5

Часть 2 >>>>>>>>>>>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2021 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100