Руководитель: А.Костогрыз, Донецк

Отчет о горном походе 4 к.с. по Джунгарскому Алатау в июле 2013. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

4.4. Перевал Рязанского клуба туристов (РКТ)

Номер по классификатору 2.21

Номер на схеме – хребтовке 157

Высота по классификатору 3480 м

Высота поGPS 3590 м

Тип склона ледово - скальный

Направление прохождения с юго-запада на северо-восток

Координаты поGPS 44°54&824214,9&8243 северной широты

79°23&824255,2&8243 восточной долготы

Расположен: в хребте Каратау, а именно, в его северном боковом отроге, разделяющем ледники Тронова и Безсонова (его западные камеры). Соединяет ледники № 269 (бассейн Мукана &8594 Коры) и № 274 (бассейн Коры).

Первопрохождение: сведений нет.

Дальнейшая история прохождений[1]:

1991 г., август Яртану Ю (Уртанс Юрш???), Латвия.

1991 г., август Маркин М.М., г. Барнаул. Сняли записку латвийцев.

1996 г. Борисов С.А., г. Новосибирск, сняли записку барнаульцев.

2011 г. Иванов С.В., г. Кокчетав (их записку сняла Терентьева Ю.М.).

2011 г., Терентьева Ю.М., г.г. Караганда и Талдыкорган (снятая нами записка).

2013 г., Русков П.А., г.г. Караганда, Алматы, Талдыкорган (прошли после нас, вернули нам корешок нашей записки).

Основные опасности: ледники № 269 и №274 – закрытые, возможны трещины. Скально-ледовый кулуар, 300м, 60&859430° на спуске камнепадоопасен.

Меры безопасности: движение в связках по закрытому леднику, движение по кулуару со страховкой, постоянное наблюдение за камнепадоопасными склонами,

Участки, определяющие категорию сложности: на подъёме – закрытый ледник – 20 - 25°. На спуске: скально - ледовый кулуар 60&186 - 30°, 300м, закрытый ледник 15°.

Возможные места ночлега: на подъеме – перед выходом на ледник № 269

на перевале – рядом с перевалом, на снегу (совершенно не комфортно, сильный ветер)

на спуске, после выхода из кулуара, на леднике № 274.

Прохождение: 15 июля 2013 г. Описание даётся от ледника № 269 до устья реки Южная. С перевала снята записка Терентьевой Ю.М., г.г. Караганда и Талдыкорган, 2011 г.

Погода во время прохождения: Облачно, после обеда дождь, снег.

15.07.2013

7:35 Выход. Поднялись по среднекаменистой осыпи (фото 22, 23) на край отрога, который ограничивает ледник 269, и увидели, что можно двигаться прямо по леднику.

Фото 22. Подъём к леднику № 269.

Фото 23. Подъём к леднику № 269.

Одели кошки, системы, идём дальше в связках по леднику № 269 (фото23а, 23б).

Ледник в основном открытый, встречаются закрытые участки. Трещин крупных заметно не было (фото 24). Крутизна ледника 20-25°. Движение начали в направлении перевала РКТ, которое определили по навигатору.

Фото 24. Подъём на перевал РКТ по леднику № 269.

Когда подошли к перевалу (фото25), оказалось, что, собственно, перевального взлёта возле перевала и нет. Перевальным взлётом можно считать тот подъём по леднику № 269.

8:38 Вышли на перевал. Точка20. На карте по GPS это перевал 157. Высота 3590. Ветрено, облачность сохраняется. Дождя нет. Записку снятую с перевала пришлось сфотографировать, она раскисла от влаги и развалилась на куски (фото 26). Не было уверенности, что её можно высушить и довезти домой.

Сам перевал – разрушенные скалы. Места для палатки нет. Если понадобится, то поставить палатку можно на леднике (фото 27), но дует очень сильный ветер.

Фото 25. Перевал Рязанского клуба туристов ( РКТ ) со стороны Ледника № 269.

Фото 26. Контрольная записка с перевала РКТ.

Фото 27. На перевале РКТ. Вид в сторону ледника Тронова.

На самой седловине небольшой снежный карниз (фото 27а). Начали спуск правее этого карниза, где увидели петлю. Кто-то уже там спускался, мы посмотрели, и увидели, что действительно приемлемый спуск (фото 27б). Организовали перильную страховку (фото 28, 28а). Верхняя часть кулуара и наши следы там показаны на фото 28б и 28в. У нас ушло на спуск с перевала РКТ по скально-ледовому кулуару 6 верёвок по 40 метров. Перила крепили: первую верёвку на петле, а остальные – на снежном якоре, состояние снега позволяло это делать, до льда не доставали. Все шли с верхней страховкой, якорь сдёргивали снизу. В пунктах перильной перестёжки самостраховка – на ледорубах.

Фото 28. Спуск с перевала РКТ на ледник № 274.

Внимание! Кулуар камнепадоопасен. Необходимо постоянное наблюдение за скалами и ложем кулуара.

Хронометраж спуска по кулуару:

9:10 Начало спуска

10:10 Преодолели первую верёвку

11:10 Преодолели вторую верёвку.

11:35 Преодолели третью верёвку.

11:55 Преодолели четвёртую верёвку.

12:08 Преодолели пятую верёвку.

12:35 Прошли шестую верёвку. Точка 21 – это чуть дальше окончания кулуара.

Трещин открытых не было, видны следы падающих камней. И даже по этому ледовому кулуару камни выбили жёлоб, от полуметра до метра глубиной. То есть, постоянно идут, по-видимому, камни. Но в то время, когда мы шли, падающих камней не было, хотя мы их наблюдали в стороне от нас. После шести верёвок перил ещё остался кусочек метров 60 такой же крутизны склон, 30°, который преодолели движением в 3 такта, и вышли на пологую часть ледника №274.

Теперь о крутизне ледового кулуара. В верхней части на первой верёвке градусов 55, может 60. Дальнейшая крутизна – от 40°, и постепенно до 30° в нижней части (фото 28г). Можно сказать, довольно крутой кулуар (фото 28д, 28ж, 29). Без перильной страховки нам показалось спускаться затруднительным, несмотря на то, что снег рыхлый, влажный, и ступени бились хорошо. Вообще говоря, и на перевале Петрова, и на перевале РКТ, состояние снега на склонах было таким, что их уже следовало оценивать с точки зрения возможности схода лавин. Мы это учитывали.

Фото 29. Перевал РКТ. Вид с ледника № 274.

После спуска по кулуару пошли в связках вниз по закрытому леднику № 274 (фото 28е), крутизна 15°. Пошёл небольшой дождь, затем снег. За 15 минут подошли к языку ледника (фото 29а). Технический привал, чтобы снять системы. Точка 22. Высота 3205.

От языка ледника пошли правым бортом ущелья вниз по широкому кулуару. Крутизна 20-25°. Внизу в камнях ручей. Иногда ручей на поверхности. Идём по осыпи среднекаменистой, иногда по снежным языкам (фото 30).

Фото 30. Спуск по снежно-осыпному кулуару в ущелье Кора.

Подошли почти к выходу из этого ущелья. Небольшой, метров 10 скальный сброс. Ушли направо на травянисто-осыпной склон, для того, чтобы спуститься траверсом направо к языку ледника Безсонова, чтобы перейти по нему реку Кору.

Пересекли Кору по языку ледника Бессонова. Остановились напротив входа в ущелье, из которого вывалились в долину реки Кора (фото 31). Дошли сюда от языка ледника № 274 за два перехода по 50 минут. Снег довольно быстро перешёл в дождь. Перешли реку Водопадную и в 16.25 пришли к месту нашего лагеря немного ниже устья р. Южной. Дождь не прекращается.

Фото 31. Путь спуска по снежно-осыпному кулуару в ущелье Кора.

16.07.2013 –ДНЁВКА! Заслуженная.

Утром сильная облачность, дождя нет. Иногда выглядывает солнышко. Температура воздуха 15.2°, холодный ветер. На солнце градусов 18 – измерить точно не удаётся, потому что солнце выглядывает редко.

13:00 Облачность уменьшилась, почти ясно. Температура поднялась до 30°.

В долине довольно мусорно, какие-то группы за собой не убирают. Долина богата на заросли лука. Лука много, а грибов мало.

15:00 Облачность. Заметили, что в долине преобладает западный ветер – найдено несколько кострищ, которые удобно спрятаны за кустами как раз в предположении, что ветер с запада.

Общее время 8 часов 50 минут

Направление прохождения с юго-запада на северо-восток

Координаты по GPS 44°57’22.0’’ северной широты

079°26’24.8’’ восточной долготы

Расположен: в Северном Центральном хребте, соединяет ледник № 279 (р. Южная) и ледник № 19 (р. Карабулак&8594р. Тастыбиень).

Первопрохождение: 1980 г., Тихонов В.С., Москва. Название дано группой Тихонова В.С. в 1980 году в честь рязанского турклуба "Альтаир".

Дальнейшая история прохождений[1]:

1986 г. Вуколов В.Н., экспедиция Казтурсовета

1987 г. Закалдаев Н.В., Симферополь. Сняли записку Вуколова В.Н.

1990 г. Петров Ю.А., г. Курган, турклуб "Заря"

1990 г. Доммес А., Ленинград. Сняли записку Петрова Ю.А.

1991 г. Гребенец А.Н., Талды-Курган. Сняли записку Доммеса А.

1992 г. Владимиров В.Б. Сняли записку Гребенец А.Н.

2009 г. Рузанов С. В., г. Караганда.

2010 г. Романов С., Савицкий В., г. Новосибирск (снятая нами записка). Они сняли записку Рузанова С.В.

Основные опасности: с юго-запада – закрытый ледник, возможны трещины, скальный кулуар, возможно падение камней, с северо-востока – крутой снежно-ледовый склон, бергшрунд, закрытый ледник.

Меры безопасности: движение в связках по закрытому леднику, на подъёме постоянное наблюдение за опасными склонами, на крутых участках движение на тормозах по перилам.

Участки, определяющие категорию сложности: закрытые ледники с обеих сторон, снежно-ледовый спуск 100 м, крутизна 40°-50°, бергшрунд. На подъёме – скальный кулуар 300 м, 35°-40°.

Возможные места ночлега: на пологой части ледников, а также на моренах ниже ледников с обеих сторон.

Прохождение: 17-18 июля 2013 г.

Описание даётся от устья реки Южной до восточной камеры ледника Аболина. С перевала снята записка группы туристов из г. Новосибирска (рук. Романов С. и Савицкий В. от 30.07.10).

Погода во время прохождения: дождь, снег.

17.07.2013

08:00 Позавтракали, но ещё не вышли. Пасмурно с просветлениями, дождя нет.

08:10 Выход (фото 32). Поднимались в висячую долину реки Южной по правому берегу, далеко от реки, выискивая проход по осыпям и траве, так как по зарослям арчевника пройти невозможно.

08:28 Технический привал, чтобы надеть накидки. Начался дождь, сплошная облачность, с запада надвигается гроза. Крутизна склона 25°. Нашли 4 огромных дождевика – это будет наш ужин. Практически вышли на выполаживание. Мокро и ветрено. За бортом 11°. Высота 3025.

Следующий переход практически целиком двигались по крупнокаменистой осыпи. Перешли на левый берег этой осыпи. Крутизна 15-20°. Только что прошли маленький снежничек. Топчем сапогами эдельвейсы.

Фото 32. Начало подъёма в ущелье реки Южная.

11:20 Технический привал на ориентирование. Последний переход – дождя не было. Здесь речка Южная красиво разливается на несколько озёр. Обошли разлив по левой стороне (орографически, справа по ходу движения, фото 33). Начался дождь.

12:15 Дождь закончился. Разлив реки. Вышли на большое ровное горизонтальное место (фото 34, точка 25). Есть места для палаток (песчаные). Большие бараньи красивые лбы. Старательно высушенные на днёвке ботинки пробыли сухими целых часа два. Высота 3210. Алексей со Смыком сходили на разведку, посмотреть, как лучше подойти к леднику и выйти на него. Температура воздуха 13°.

Фото 33. Ущелье реки Южная.

Фото 34. Ущелье реки Южная.

Поднялись на ещё одну ровную площадку, разлив реки. Есть места для стоянок, но более сырые.

Опускается туман. Мы поднялись до уровня бараньих лбов по крупнокаменистой осыпи. Дальше видно некоторое понижение. Внизу видно небольших два озера и ледник.

За час вышли к моренным валам перед языком ледника. Возможны не очень удобные ночёвки на этих моренных валах. Из точки 26 сделали фотографии дальнего плана (фото 35, 35а). Высота 3330. Подошли к леднику. Одели кошки и системы. Точка27 – начало ледника. По леднику поднимались без связок, он открытый (фото 35б). В верхней части ледник закрытый, с трещинами. Проходили его в связках (фото 36). Пошёл снег.

Фото 35. Перед выходом на ледник № 279.

Фото 36. Подъём по леднику № 279.

14.45. За час от начала ледника подошли к перевальному взлёту. Снимаем связки и кошки. Сильный снег, видимость ограничена. Пару сантиметров снега уже выпало. Точка 28 – начало перевального взлёта. Высота 3465. Крутизна ледника – 25°, в верхней части – выположение до 15°. На улице - 2° тепла. До вечера пережидали сильный снегопад. На перевал идти невозможно.

18:00 Облачность, снега нет. Иногда выглядывает солнце. Тут и остаёмся ночевать (фото 37).

Фото 37. Перевал ТК Альтаир.

общее время 6 часов 35 минут

протяженность 5 км

перепад высот 2781 м – 3502 м

Время движения с одновременной страховкой 45 минут

18.07.2013

Всю ночь временами шёл дождь, возможно снег. Утром небольшой снег. 5.5° тепла.

08:15 Выход (фото 37а). Снег, облачность.

08:45 Преодолели крупнокаменистую осыпь, 100 м. Крутизна осыпи 35-40°. За осыпью – снежник, 200 м, 30°. Двигались по снежнику 45 минут (фото 38, 38а). облачность, сильный снег крупными хлопьями.

10:15 Вышли на перевал. Сильный снег. Расставляем палатку пережидать снег. Пока расставляли, снег уменьшился. Появилась видимость. Точка 29 – перевал ТК «Альтаир» (фото 39, 39а, 39б, 39в).

Фото 38. Подъём на перевал ТК Альтаир.

11:15 Начали спуск с перевала. Погода разъяснилась, выглянуло солнышко. Закончился снег. На спуске – снежно-ледовый склон, 100м. Вначале 20 м – 30°, в средней части 40 м – 40-50° и в нижней части 40 м– до 40°. Перила, страховка – на снежном якоре. Третья верёвка, внизу, проходила по мосту над бергшрундом (фото 40, 41, 42).

Фото 39. На перевале ТК Альтаир. Вид на север.

Фото 40. Спуск с перевала ТК Альтаир.

Фото 41. Спуск с перевала ТК Альтаир.

Фото 42. Спуск с перевала ТК Альтаир.

12:50 Спустились. Передохнули и пошли в связках по закрытому леднику (фото 42а). Снова начался снег. Перекус. Опустился туман, пошёл сильный снег.

14:50. Чуть-чуть развиднелось, пошли дальше, пересекая ледник Аболина в направлении его восточной камеры (фото 42б, 42в, 42г, 43). Шли по закрытому леднику в связках. Снег проваливается, во многих местах по колено. Вышли на моренные валы к языку восточной камеры ледника Аболина (фото 44). Есть не очень удобные места для стоянок и вода.

Весь следующий переход пересекали крупнокаменистые разбросанные в беспорядке валы. В 16.55 стали на ночёвку у языка ледника (фото 45). Высота 3255. Точка 30. Палатку поставили на снегу, на камнях площадку не было возможности сделать.

Фото 43. Ледник Аболина. Переход в восточную камеру.

Фото 44. Ледник Аболина. Переход в восточную камеру.

Фото 45. Ледник Аболина. Переход в восточную камеру.

общее время 8 часов 40 минут

Высота по классификатору 3810 м

Высота поGPS 3847 м

Тип склона ледово-осыпной

Направление прохождения с севера на юг

Координаты поGPS 44°56’36.8’’ северной широты

079°28’29.8’’ восточной долготы

Расположен: в Северном Центральном хребте, соединяет ледник № 166 (р. Коржун) и восточную камеру ледника Аболина (№ 20), р. Карабулак&8594р. Тастыбиень.

Название:из [1] известно, что перевал известен так же под названием "Танюша". Это название впервые появляется на хребтовке из письма В.Бацких в отчете Смиренской Н.И. 1991 г., а затем на хребтовке из отчета Владимирова В.Б. в 1992 году.

Скорее всего, Академика Ильюшина и Танюша - один и тот же перевал.

Первопрохождение: 1982 г. Первопрохождение совершено группой под руководством Тихонова В.С. со стороны истока р. Коржун (лед №166). Далее группа ушла траверсом гребня в сторону перевала Аболина.

Дальнейшая история прохождений [1]:

1996 г. Мартынов А.Д. Сняли записку Тихонова В.С., но решили, что забрались на перевал Танюша.

2004 г. Милюшин В.С., г. Астана. Тур с запиской не нашли.

2006 г. Сборная Караганды, Чимкента и Кокчетава.

2009 г. Рузанов С.В. Поднялись на перевал Танюша. Радиально с лед. Аболина (снятая нами записка). Они сняли записку от 2006 г.

Обратите внимание! Рузанов С.В. оценивает этот перевал, как 2Б*. Основания для этого есть!

Основные опасности: с юга – ледник № 166, закрытый, возможны трещины, средне- и крупнокаменистая осыпь, возможно падение камней.

С севера – ледник Аболина (№ 20), закрытый, возможны трещины, на перевальном взлёте бергшрунд и трещины.

Меры безопасности: движение в связках по закрытому леднику, движение по осыпи с самостраховкой, постоянное наблюдение за камнепадоопасными склонами, прохождение бергшрунда и трещин по перилам (на зажимах) или же с попеременной страховкой, если позволяет участок.

Участки, определяющие категорию сложности: на подъёме – закрытый ледник – 20 - 25°, снежно-ледовый перевальный взлёт, 400 м, 40-50°, на отдельных участках до 60°, бергшрунд, трещины. На спуске – закрытый ледник 15-20°, средне- и крупнокаменистая осыпь, 250 м, 30-35°.

Возможные места ночлега: на подъеме – перед выходом на ледник Аболина (фото 45), на леднике перед перевальным взлётом

на перевале – на снегу, в небольшой мульде (совершенно не комфортно, сильный ветер)

на спуске – на леднике № 166, возле озера на камнях (ниже языка ледника).

Прохождение: 20 июля 2013 г. Описание даётся от языка ледника Аболина (его восточной камеры) до озера ниже языка ледника № 166 (исток реки Коржун). С перевала снята записка Рузанова С.В., г.г. Караганда и Талдыкорган, 2009 г. (радиально с лед. Аболина).

Погода во время прохождения: Облачно, холодный и сильный ветер, после обеда дождь, снег.

19.07.2013

08:00 Выход. Ясно, солнечно. Начали движение по леднику. На фото 46 показан наш путь с ледника № 19 до восточной камеры ледника Аболина и по его языку.

Фото 46. Путь перехода от ледника № 19 в восточную камеру ледника Аболина.

Ледник открытый, идём без связок. Через 12 минут количество снега увеличивается, дальше ледник закрытый. Одеваем связки. Крутизна 15°.

Снег периодически проваливается, в некоторых местах по колено. Во многих местах не проваливается. Снега у нас меньше, чем на фотографии из [12]. Подъём по леднику, крутизна 25°. Сначала по центру, потом перешли на правый борт ледника, чтобы по дуге подойти к перевалу (фото 46а, 46б).

За два часа перешли на правый борт ледника Аболина с места ночёвки. Дальше шли по леднику, по его правому краю, в направлении перевального взлёта. Крутизна 15-20°. Облачно, холодный ветер.

Ещё через час подошли к началу перевального взлёта (фото 47). Крутизна в начале 25-30°. Высота 3550. Точка 31.

Фото 47. Подъём на перевал Академика С.В. Ильюшина по леднику Аболина.

Фото 48. Подъём на перевал Академика С.В. Ильюшина по леднику Аболина.

Дальше шли по снегу. За час поднялись на 100 м. Редкие трещины проходили с попеременной страховкой (крепление на ледорубах). Крутизна 40-45°.

Спустя час подошли под верхний бергшрунд (фото 48). Точка 32.

Сильная облачность. Отсюда и до перевала по перилам на зажимах. При выходе на перевал две верёвки перил по 40 м, одна – 50 м. Крутизна первой верёвки – 50-60°, потом – выположение до 30° на перевал, но из-за трещин всё равно пришлось делать перильные верёвки. Крепление на ледобурах, до льда пришлось докапываться. На бергшрунде верхний край выше на 1,5-2 м. Лидер ушёл без рюкзака на ледорубе и ледовом инструменте, с нижней страховкой. Ввинчивались промежуточные ледобуры.

15:00 Группа вышла на перевал. Перевальная точка – разрушенные скалы, крупные блоки (фото 48а, 49, 49а).

Облачно с прояснениями. Высота 3830. Перекус (фото 50). Вышли чуть западнее самого перевала, на 65 метров. Тур пришлось некоторое время искать, но нашли. Точка 33 – это координаты тура на перевале Академика С.В. Ильюшина. Точка 34 – это место, куда мы вышли на перевал фактически.

Фото 49. Подъём на перевал Академика С.В. Ильюшина .

В 16:00 начали спуск с перевала. Пасмурно, снег. Вначале среднекаменистая осыпь, и только в некоторых местах крупные камни, затем крупнокаменистая осыпь до самого ледника, 30-35°, 250 м. Идти по крупным камням тяжело, много свежего снега, поэтому движемся медленно на самостраховке, наблюдаем за склонами.

За час опустились к леднику. Продолжает идти снег. Высота 3635. Точка 35. Ледник № 166 – закрытый (фото 51), движение продолжили в связках вначале по центру (фото 52), затем немного левее и снова направо, обходя крутой участок в конце ледника (фото 52а, 52б). Через час (от перевальной осыпи) подошли к языку ледника (фото 53). За ледником – озеро. Здесь остановились на ночлег, палатку поставили на камнях, как смогли, разравняли (фото 54). Точка 36. GPS показывает, что мы чуть ли не на середине ледника. Пасмурно. Холодно. Временами небольшой дождь.

Фото 50. На перевале Академика С.В. Ильюшина, вид на юг.

Фото 51. Перевал Академика С.В. Ильюшина с ледника № 166.

Фото 52. Спуск с перевала Академика С.В. Ильюшина по леднику № 166.

Фото 53. Перевал Академика С.В. Ильюшина от озера у языка ледника № 166.

Фото 54. Вид в сторону перевала Академика С.В. Ильюшина от озера у языка ледника № 166.

общее время 9 часов 55 минут

в том числе на ледорубах 4

на ледобурах 4

Перила на подъёме 130 м

4.7. Переход:Озеро у языка ледника № 166 – устье р. Коржун – устье р. Коржун № 4

Прохождение: 20-23 июля 2013г.

Погода во время прохождения: дождь, облачно

20.07.2013г.

06:00 Подъём дежурного. Всю ночь шёл дождь с кратковременными перерывами.

06:30 Подъём группы.

07:05 Позавтракали. Всё утро идёт дождь.

08:35 Выход.

09:00 В дождь добавили снега, получился снег с дождём. Высота 3240. От места ночёвки после перевала спускаемся вниз к ручью (фото 55). Идём вначале вдоль ручья. Затем, через небольшое время, минут 15-20, уходим вверх от ручья, потому что ручей течёт в скальных прижимах. Идём высоко над ручьём, метров 200, по травянистому склону. Ущелье поворачивает налево. Здесь заросли лука.

Дождь продолжается. По травянистому склону продолжали движение высоко над рекой. Прижимы с левого борта. Вниз к реке увидели спуск открытый тогда, когда уже увидели слияние рек. Спустились к реке.

11:15 Подошли к реке Коржун-4, ищем место для переправы. 10 минут разведка, 10 минут переправа вброд. Выкручиваем носки.

Фото 55. Истоки реки Коржун ниже озера у языка ледника № 166.

Через час привал, дождь усилился, спрятались под тентом от палатки. Иногда встречается сильно заросшая тропа. Идём левым берегом высоко над рекой. Травянисто-осыпной склон. Высота 2630. Дождь чуть-чуть уменьшился.

13:38 Подошли к Коржун-3. Перешли вброд. Рядом Коржун-2. Река бурная. Решили остаться здесь на ночёвку, дождаться утра, когда воды будет меньше.

общее время 5 часов

протяженность 10 км

перепад высот 3487 м – 2426 м

21.07.2013г.

5:30 Подъём команды. Всю ночь не было дождя, под утро начался. Утром пасмурно, дождь. Количество воды в реке увеличилось по сравнению с вечером. Долго бегали на разведку искали, продумывали, как перейти эту реку. Позавтракали. Способ перейти нашли, идём пробовать.

9:25 Выход. Высота 2550. Пасмурно с прояснениями.

9:43 Подошли к месту переправы. Точка39.

10:14 Переправились через Коржун-2 недалеко от устья. Здесь несколько островков, и река разбивается на три довольно крупных рукава. Каждый отдельный рукав – проходим. Воды ниже колена. Дно видно было. На среднем рукаве участники шли вброд со страховкой (выпуск с исходного и приём на целевом берегу, фото 56). С момента выхода до окончания переправы дождя не было. Потом стал моросить немного. Облачность с небольшими прояснениями сохраняется. После переправы – технический привал, чтобы выкрутить носки. Дождь усилился – не моросит, а полноценный дождь. Высота 2475.

10:25 Выход.

11:20 Привал. Вошли в зону леса (фото 57). Тянь-шанские ели, есть дрова, следы пребывания людей, лошадей. Есть грибы.

11:44 Пересекли два ручейка вброд, в первом набрали немного в ботинки воды. Через 40 минут вышли на широкую, травянистую, заболоченную долину (фото 58). Старая тропа иногда видна. Вернулась облачность, начался дождь. Подошли к точке слияния Коржуна и Кара-Арыка. Огромная треугольная поляна, на ней пасётся табун лошадей. Точка 40. Высота 2180. Поднялся очень холодный северный ветер. 8° тепла. Перекус. Поставили палатку, сидим, пережидаем дождь.

14:38 Чуть уменьшился дождь. Сделали радиальный выход правым берегом вверх по течению Кара-Арыка в поисках приемлемого места для переправы через Кара-Арык. Дошли до второго притока (Куркульдек).

Фото 56. Переправа через Коржун № 2.

Фото 57. Ущелье реки Коржун.

Фото 58. Ущелье реки Коржун.

Вдоль Кара-Арык есть дорога, очень много следов присутствия людей, нашли плот, каркас от машины, много поваленных деревьев. Но людей не было. Куркульдек очень бурный. Ближе к нему ущелье становится узким и более обрывистым. На левом берегу Кара-Арыка встречаются заросли леса. Примерно в 5 км от нашей стоянки дорога превращается в исчезающую заросшую тропу. Ущелье очень красивое, чем выше по течению, тем красивее. Кара-Арык намного крупнее Коржуна, очень крупная река, нет барашков, во многих местах не видно дна. Очень полноводная. Остались здесь на ночлег.

общее время 8 часов 30 минут

протяженность 10 км +9 км рад.

перепад высот 2426 м – 2153 м

22.07.2013г.

Сегодня у нас днёвка. В условиях непрекращающихся осадков уровень воды в Коржуне и Кара-арыке выше, чем допустимо для безопасной переправы вброд. Гарантии, что все члены группы при переходе через реку устоят на ногах, не было, поэтому руководитель принял решение вернуться в ущелье Кора через перевал Марата Галиева. Группа технически была подготовлена хорошо и пройти перевал 2Б было намного безопасней, чем переправиться через указанные реки.

23.07.2013г.

Вышли в 7.50. Облачно, небольшой дождь.

8:30 Подошли к разливу реки Коржун (главное русло). Попытались ещё раз найти место переправы на правый берег. Река в этом месте разделяется на 4 рукава. Переправились через первый рукав – течение чуть ниже колена. Второй рукав переходить не решились.

8:50 Поискали, подумали – от переправы отказались. Движение продолжили по левому берегу вверх по течению. Туман и холодно.

Дальнейший путь до Коржуна № 4 прошли в обратном направлении по пути нашего спуска и с теми же переправами, поэтому описание этого участка повторно не приводится. Единственно, что можно сказать, всё (в том числе и переправы) проходили гораздо быстрее из-за того, что уже знали, где и как идти.

17:28 Пришли к месту стоянки. Высота 3010. Сплошная облачность, холодный ветер, всё мокрое. Сегодня на одном из привалов нас целых 15 минут жарило солнце.

20:15 Отбой без разрешения.

общее время 9 часов 38 минут

перепад высот 2153 м – 3010 м

4.8. Перевал Марата Галиева

Номер по классификатору

Номер на схеме – хребтовке 304

Высота поGPS 3610 м

Тип склона скально – снежно – ледовый

Направление прохождения с востока на запад

Координаты поGPS 44°54’27.0’’ северной широты

079°27’56.1’’ восточной долготы

Расположен: в Коржун-Коринской перемычке, соединяет ледник № 170 (р. Коржун) и ледник Сапожникова, р. Водопадная&8594р. Кора.

Первопрохождение: 1991 г. Первопрохождение совершено со стороны лед. Сапожникова группой туристов из г. Целинограда под руководством Сердюкова А.А. Перевал оценен 2Б к.т., название дано в честь альпиниста из Целинограда, погибшего 7 октября 1990 года при восхождении на в. Манаслу в Гималаях.

Дальнейшая история прохождений [1]:

2007 г. группа туристов под руководством Землянского И.М., г. Новосибирск. Перевал пройден с востока на запад. Снята записка первопроходцев. Перевал оценен 2А к.т.

2008 г. группа туристов под руководством Бобрусова А., г.Талды-Курган. Перевал пройден с востока на запад, 2Б к.т.

2011 г. группа туристов под руководством Дороговой Ю., г. Калуга (снятая нами записка). Перевал пройден с запада на восток, в направлении первопрохождения, 2Б к.т. (44°54.45 с.ш. 79°27,94 в.д., 3620 м.)

Обратите внимание на категорию сложности перевала, которую ему давали при прохождении все эти группы!

Основные опасности: с востока – ледник № 170, закрытый, возможны трещины, средне- и крупнокаменистая осыпь.

С запада – ледник Сапожникова, закрытый, возможны трещины, на перевальном взлёте крупнокаменистая осыпь, в верхней части скалы, возможно падение камней.

Меры безопасности: движение в связках по закрытому леднику, движение по осыпи с самостраховкой, постоянное наблюдение за камнепадоопасными склонами, прохождение скал с перильной страховкой.

Участки, определяющие категорию сложности: на подъёме – закрытый ледник – 20 - 25°, снежно-ледовый перевальный взлёт, 200 м, 30°. На спуске –скалы, 60-65°, 120 м, крупнокаменистая осыпь, 40-45°, 200 м, закрытый ледник 15-20°.

Возможные места ночлега: на подъеме – вблизи реки Коржун

на спуске – на леднике Сапожникова и на мелкой осыпи, ниже языка ледника.

Прохождение: 24 –25 июля 2013 г. Описание даётся от устья р. Коржун № 4 до устья р. Водопадная. С перевала снята записка группы туристов из г. Калуги, рук. Дорогова Ю. Г. от 15.09. 2011 г.

Погода во время прохождения: 24-го июля облачно, после обеда дождь, снег.

25-го июля ясная и солнечная погода.

24.07.2013

06:00 Подъём.

Фото 59. Палатка покрыта льдом снаружи. Высота 3020.

Фото 59. Перед выходом на перевал Марата Галиева

07:50 Выход. С места ночёвки перешли на правый берег основного русла Коржуна по воде, и начали подъём по крупнокаменистой и среднекаменистой осыпи (фото 60, 60а, 60б) в направлении нашего перевала Марата Галиева. Крутизна осыпных склонов 25-35°, осыпные валы в беспорядке. Мы продвигались в направлении вершины, которую видели перед собой. За вершиной уже видно начало ледника и снежный взлёт.

Фото 60. Осыпи перед ледником № 170

Поднимались фактически в лоб, к видимому повороту в ущелье. Идти было тяжело, так как осыпные склоны в основном крупнокаменистые.

10:45 Подошли к языку ледника №170. Фото 60в, 61. Небольшой привал. Точка 41. Высота 3310.

Движение отсюда и до самого перевала по закрытому леднику с передовой связкой по левому краю ледника (фото 62, 62а, 63). В начальной части крутизна 30°, затем выположение до 20-25°. Под самым перевалом небольшой взлётик 30°.

12:35 Вышли на перевал (фото 64, 64а). Точка 42. Перевал – узкая седловина, сложенная крупными скальными блоками рыжего цвета.

13:15 Начали спуск с перевала. На спуске начался снег крупой.

Спуск – 60-65°, скальный. Навешивали перила. Крепления на петлях за выступы (фото 65, 66, 67).

Фото 61. Ледник № 170.

Фото 62. Перевал Марата Галиева.

Фото 63. Подъём на перевал Марата Галиева.

Фото 64. На перевале Марата Галиева.

Фото 65. Начало спуска с перевала Марата Галиева.

Фото 66. Начало спуска с перевала Марата Галиева.

Три верёвки по 40 метров, с выходом на крупнокаменистую осыпь, 40-45°, 200 м, которая шла до конца спуска с перевала на ледник Сапожникова (фото 67а, 68, 68а).

Наше движение было не прямо вниз к леднику Сапожникова, а траверсом вправо по крупнокаменистой осыпи (фото 69, 69а).

Идти тяжело. Сами по себе камни неудобные, ни о какой тропе нет даже и речи. Свежевыпавший снег уменьшил сцепление обуви с рельефом. Приходится идти медленно и осторожно.

16:40 Спустились к леднику Сапожникова. Высота 3415. Закончился снег, облачно, поднялся сильный ветер.

Дальше шли правым бортом по границе крупнокаменистой осыпи и снежника, и в зависимости от того, держал снег или не держал, выходили на снег. Фото 70, 70а.

В дальнейшем вышли на закрытый ледник, и точно так же, правым бортом, шли по снегу, без кошек, крутизна ледника 15-20°. Снега много, но разломы и трещины угадывались, шли в связках. Вообще и ледник Сапожникова и Безсонова – масштабные ледники, точнее крупномасштабные. Далёкие от классических форм кавказских ледников с их ступенями, ледопадами, бергшрундами. Здесь всё вперемешку. Хаос льда и снега, холмы и провалы, ямы и снова вздыбленные снежно-ледовые горы.

18:42 Подошли к языку ледника. 20-25°, открытый лёд. Точка 24. Из-под ледника выбегает речка, движемся правым берегом. Вода в реке очень грязная, но есть много ручейков с чистой водой.

Спустились к моренным валам, прошли некоторое время, минут 20, и в 18:55 стали на ночёвку на мелкогалечной моренной осыпи. Точка23. Фото 71.

Фото 67. Начало спуска с перевала Марата Галиева.

Фото 68. Спуск с перевала Марата Галиева.

Фото 69. Ледник Сапожникова со стороны перевала Марата Галиева.

Фото 70. Спуск с перевала Марата Галиева по леднику Сапожникова.

Следы пребывания людей на этом месте есть, по-видимому, это места ночёвок при выходе на перевалы в цирке ледника Сапожникова.

общее время 11 часов 5 минут

протяженность 7 км

перепад высот 3010 м – 3610 м – 3097 м

Время движения со страховкой 5 часов

В т.ч. попеременной или перильной 3 часа

Пунктов страховки на петлях 3

Перила на спуске 120 м

Фото 71. Место ночёвки ниже языка ледника Сапожникова.

25.07.2013

06:00 Подъём группы. Ясно, солнечно.

08:00 Выход. Спускаемся правым берегом реки Водопадной. Минут через 10-15 после начала спуска начинаются скальные прижимы, которые легко обходятся чуть выше по травянистому склону, 10-15°. Отсюда хорошо видны перевалы в отрогах Каратау на противоположном борту ущелья Коры (фото 72, 72а).

Фото 72. Вид из ущелья р. Водопадная на юг

Ещё через 15 минут – травянистый склон и скальные прижимы сменяются мелкой осыпью с большим количеством разбросанных вокруг средних и крупных камней. Осыпь сильно перемешана с почвой, растут кусты, трава. Крутизна склона 20-25°.

8:49 Спустились в долину Коры. Склон увёл нас чуть ниже по течению от точки слияния Коры и Водопадной.

Дальнейший путь до турбазы «Таубулак» в этом разделе не описывается, так как совпадает с подъёмом вверх по ущелью.

общее время 49 минут

протяженность 5 км.

перепад высот 3097 м – 2020 м

5 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

За 16 дней пройден технически насыщенный маршрут. Количество перевалов и их категории превысили минимальные требования к походу четвёртой категории сложности. Встречались разнообразные формы рельефа с преобладанием ледников на перевалах и осыпей на подходах. Некоторые перевалы односторонние по сложности и по рельефу. Как правило, по осыпям троп нет.

За время похода участники, у которых ещё не было такого похода, научились преодолевать более сложные формы рельефа и применять соответствующую технику страховки.

Те, кто в горах был только на Кавказе, должны рассчитывать здесь на несколько больший масштаб гор в целом, более суровые погодные условия.

Непрерывный дождь во время нашего похода, по словам местных жителей, продолжался практически непрерывно с мая месяца, и очень нетипичен для этих мест. Ни в одном из просмотренных нами отчётов, в том числе по походам в июле-августе, мы не нашли, чтобы у кого-то была проблема с таким количеством дождей.

Перевалы могут быть сложнее, чем классические перевалы соответствующих категорий на Кавказе.

Так же, как и на Тянь-Шане на встречу с людьми на маршруте можно не рассчитывать. Отсюда следует необходимость или, по крайней мере, настоятельная желательность средств связи через спутник.

Хозяйственная деятельность в ущельях после Советского Союза практически не ведётся, поэтому можно рассчитывать только на какие-то остатки троп, дорог, мостов.

В Текели и Талдыкоргане можно нанять машины для организации подъездов-отъездов с маршрута, организации забросок, но цены не стабильны и, возможно даже и субъективны.

Район привлекает своей нехоженностью и возможностью делать первопрохождения перевалов даже низких категорий сложности.

6 Список использованной литературы и других источников информации.

1. Библиотека отчетов о спортивных походах на основе архива Московского городского центрального туристского клуба. - http://wiki.tlib.ru/.

2. Высокогорные перевалы. – М.: Издательство «Прест», 2001 г. – http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/kavkaz.shtml

3. Карты и классификатор района, http://dw.school2.ru/doku.php?id=map:dzungaria:index, http://www.g-utka.ru/tsvetik/automaps/jungariaoro/Full/Perechen.htm

4. Отчёт о горном походе 3-й к. сл. по Джунгарскому Алатау, 2009 г., рук. Лысак А. В., г. Киев, http://www.tkg.org.ua/node/16893

5. Отчёт о горном походе 3-й к. сл. по Джунгарскому Алатау, 2010 г., рук. Ханкин В.В., г. Москва, http://geolink-group.com/tourclub/trips/2010vh3/index.html

6 Отчёт о горном походе 3 к. сл. по Джунгарскому Алатау, рук. Ан Ульяна, г. Новосибирск, 2009 г. - http://kedr.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=69bcaeb9-36ca-4069-b655-7125bca01b61

7. Отчёт о горном походе 3 к.с. по Джунгарскому Алатау, 2010 г., рук. Т. Большакова, г. Москва. - http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4895

8. Отчёт о горном походе 4 к.с. по Джунгарскому Алатау, совершенном группой туристов г. Перми, август 2004г. Руководитель группы Белоусов Денис Михайлович. - http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=2412.

9. Отчёт о горном походе 4-й к. сл. по Джунгарскому Алатау, 2008 г., рук. Иванов С.В., г.Кокшетау, http://fsttm.kz/sportpohod.htm

10. Отчёт о горном походе 4-й к. сл. по Джунгарскому Алатау, 2008 г. , Рук. – Бобрусов А. В.,.Талдыкорган, http://fsttm.kz/sportpohod.htm

11. Отчёт о горном походе 4-й к. сл. по Джунгарскому Алатау, 2012 г. , Рук. Русков П.А., г. Караганда, http://fsttm.kz/sportpohod.htm

12. Отчёт о горном походе 5-й к. сл. в районе Джунгарского Алатау, 2009 г.,рук. Рузанов С.В., г. Талдыкорган, http://fsttm.kz/sportpohod.htm

13. Отчёт о пешеходном путешествии 5-й к.с. Рук.Закалдаев Н.(г.Симферополь), 1987. – http://tlib.ru/doc.aspx?id=36246&page=1

14. Правила соревнований по спортивному туризму – г.Киев, Федерация спортивного туризма Украины, 2008 г.

15. Родина О.В. Топонимика Джунгарского Алатау // Приложение к отчёту о горном походе 2 к.с. по Джунгарскому Алатау. – Москва: 2011. - http://www.g-utka.ru/Marshruts/2011/2kc_Rodina/2011_Zoongar_2kc_Rodina_Kraeved.pdf

Приложение А. Организация питания и раскладка продуктов

Раскладка по продуктам составлялась нами не первый год по проверенной программе Outdoor Food Ration Calculator (версия 2.0.5.44). Удобство этой программы состоит в том, что есть возможность задавать параметры похода (категорию сложности, количество участников, продолжительность похода), создаешь меню «на свой вкус и цвет» и программа автоматически считает вес продуктов на человека, группу и рассчитывает на все дни. А также дает рекомендации по калорийности рациона, что немаловажно для спортивного похода.

Основные закупки продуктов и дальнейшая их расфасовка, и упаковка проводилась в г. Донецке. Основные, но не все, потому что летели самолётом, и приходилось учитывать ограничения на багаж.

Незначительная часть продуктов покупалась в Талдыкоргане. Цены сравнимы с нашими. Если бы не было ограничения на время, то можно было бы все продукты закупить в Талдыкоргане: всё, что куплено в Украине, могло бы быть куплено и там.

По итогам можно сказать, что раскладка была сбалансирована, люди голодными не были.