Руководитель: А.Макаров, Саранск

Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц.Кавказу в августе 2013. Часть 1

Отчет

о прохождении горного туристского спортивного маршрута

IV категории сложности по Центральному Кавказу,

совершенной группой туристов Республиканской общественной организации

«Федерация спортивного туризма Республики Мордовия»

в период с 3 по 16 августа 2013 года.

Маршрутная книжка: № 06-13 Г

Руководитель группы: Макаров А. А.

e-mail: flopen@yandex.ru

1.Паспорт спортивного похода

Проводящая организация

Республиканская общественная организация «Федерация спортивного туризма Республики Мордовия»

Республика Мордовия, г.Саранск, Промышленный проезд, д.1, ком.13, тел./факс 8(8342)23-38-76, turizmrm@gmail.com

Район проведения

Россия, Кабардино-балкарская республика, Центральный Кавказ, Эльбрусский район, г.Эльбрус и ее отроги

Вид туризма

Горный

Категория сложности маршрута

Четвертая

Протяженность активной части маршута, км

171,6

Продолжительность Общая

Продолжительность Ходовых дней

Сроки проведения

3-16 августа 2013 г.

Подробная нитка маршрута

пос. В.Баксан – д.р. Адыр-Су – пер.Грановского(2А, 3780) – лед.Башиль – пер.Голубева (2А, 3700) – ср.Кичкидарские ночевки – пер.Донкина(2Б,4073) – лед.Джайлык – пер.Седло Чегема(2Б, 3856) – лед.Чегем – пер.Фрешфильда(2Б,3980) – лед.Юном – д.р. Кулумкол – а/л Улу-Тау – д.р.Адыр-Су – лед.Гумачи – пер.Гумачи(2А, 3540) – ледн.Джанкуан – д.р. Адыл-Су –пос.Эльбрус – д.р. Ирик – д.р. Ирикчат – пер. Ирикчат (1Б*,3667) – г.Рыжий Бугор –Ачкерьякольский лавовый поток – траверс Северный полей Эльбруса – Северный приют– ур. скалы Ленца – пер.Седло Эльбруса (2А, 5300) – верш. Эльбрус Зап. – верш. ЭльбрусВост. – Приют 11 – Ледовая База – г.Терскол.

Пройденные определяющие препятствия

перевал Донкина (2Б, 4073м, ск-л)

перевал Фрешфильда (2Б, 3980 м, ск-л)

перевал Седло Чегема (2Б, 3856 м, ск-л)

перевал Седло Эльбруса (2А, 5300 м, сн-л)

вершина Эльбрус Западный (2А, 5642 м, сн)

вершина Эльбрус Восточный (2А, 5621 м, ск-сн)

перевал Гумачи (2А, 3540 м, ск-л)

перевал Грановского (2А, 3780 м, сн-л)

перевал Голубева (2А, 3700 м, сн-л)

Пройденные неопределяющие препятствия

перевал Ирикчат (1Б*,3667м, ос)

траверс северных полей Эльбруса (2А, л)

Адрес хранения отчета и материалов

Библиотека ФСТ РМ, Мордовский республиканский молодежный центр, г.Саранск, Промышленный проезд, д.1, ком.13

Выпускающая МКК

МКК Республики Мордовия 113-00-234210000

2.Общая информация. Географическая характеристика района, маршрут похода, заброски, заказ транспорта, погранзона.

Приэльбрусье – один из самых популярных районов среди горных туристов, альпинистов и горнолыжников. От западного Кавказа район отличается гораздо более сильным оледенением и большими высотами, а от “президиума Кавказа” Безенги – более стабильной погодой. Главной достопримечательностью, безусловно, является высшая точка Кавказа, белоснежный исполин Эльбрус. Район также характерен скалистыми хребтами с острыми гребнями, выдающимися вершинами, большим количеством осыпей и морен, повсеместно наблюдаются ледниковые формы рельефа: цирки, моренные гряды, ледниковые долины. Здесь расположена одна из крупнейших на Кавказе зон оледенения.

Развитая дорожная сеть, относительная близость медицинских и спасательных пунктов делают походы в Приэльбрусье достаточно безопасными, а сложная древовидная структура притоков Баксана и отрогов Эльбруса позволяет прокладывать самые разнообразные маршруты.

Хребет, на котором возвышается массив Эльбруса, можно рассматривать, как огромное плато, прорезанное глубокими долинами притоков Кубани и Терека, Малки и Баксана соответственно, плавно поднимающееся с севера на юг к передовому хребту. Речные долины врезаны вглубь плато на 800-1200 метров.

Из краеведческих объектов следует упомянуть музей обороны Кавказа на станции Мир Эльбрусской канатной дороги и музей гляциолога Тушинского на базе МГУ в Азау, а также Тырнаузского горно-обогатительного комбината.

С учетом всех требований, а также подготовленности группы был разработан следующий маршрут, который в последствие не был скорректирован от заявленного в связи с погодными условиями. Маршрут похода был линейным. Однако на маршруте был вариант изменения в зависимости от погодных условий. Общая идея похода состояла в прохождении «креста» Эльбруса. С точки зрения сложности и относительно большого состава группы можно считать этот маршрут одним из самых технически сложных из ближайшей истории мордовского горного туризма. Также было решено сдвинуть сроки маршрута на начало августа. Это было обусловлено утверждениями местных жителей, что ниаболее благоприятная погода сейчас устанавливается с первых чисел августа и держится около 2-х недель. При прохождении маршрута 3 к.с. в 2012 году,начавшегося 11 августа группа оказалась в очень тяжелых погодных условиях. Таким образом, можно предположить, что благоприятное погодное окно для маршрутов высшей категории сложности в районе Центрального Кавказа – первая половина августа.

Ключевым в данном походе должно было стать восхождение на обе вершины г. Эльбрус, сделав при этом полный крест с севера на юг и пройдя перевал Седло Эльбруса(2А, 5300 м.) с возможной ночевкой на седловине Эльбруса. Кроме того на экстренный случай мы были готовы к сидячей ночевке в нише фумаролы на седловине (Приложение А). Мы точно знали ее координаты и место где найти. Фумарола представляет собой полость во льду, оставшуюся после выхода сернистых газов, в которой можно укрыться в случае непогоды. В описаниях пишут, что там может укрыться в сидячем положении до 20 человек или комфортно поставить 1-2 палатки. Именно с этим расчетом у нашей группы были 3 маленькие палатки и, у каждой палатки имелась своя снеговая лопата, горелка и газ. Иными словами каждая из палаток была готова функционировать в автономном режиме несколько дней. Продукты и общественное снаряжение были распределены соответственно.

Нитка маршрута фактически пройденная (представлена красным цветом на карте в Приложении Б запасная – зеленым):

пос. В.Баксан – д.р. Адыр-Су – пер.Грановского(2А, 3780) – лед.Башиль – пер.Голубева (2А, 3700) – ср.Кичкидарские ночевки – пер.Донкина(2Б,4200) – лед.Джайлык – пер.Седло Чегема(2Б, 3856) – лед.Чегем – пер.Фрешфильда(2Б,3980) – лед.Юном – д.р. Кулумкол – а/л Улу-Тау – д.р.Адыр-Су – лед.Гумачи – пер.Гумачи(2А, 3540) – ледн.Джанкуан – д.р. Адыл-Су –пос.Эльбрус – д.р. Ирик – д.р. Ирикчат – пер. Ирикчат (1Б, 3520) – г.Рыжий Бугор –Ачкерьякольский лавовый поток – траверс Северный полей Эльбруса – Северный приют– ур. скалы Ленца – пер.Седло Эльбруса (2А, 5300) – верш. Эльбрус Зап. – верш. ЭльбрусВост. – Приют 11 – Ледовая База – г.Терскол.

Запасной вариант выхода с маршрута в случае неблагоприятных погодных условий на лавовом потоке:

Аячкерекольский лавовый поток – пер.Джикаугенкез – д.р.Субаши – д.р.Мукал – д.р.Мкяра – пер.Рос.Офицеров – верш.Кезгенбаши – пер.Ритенок – пер.Сылтран – оз.Сылтран-Кель – пос.Верх. Баксан.

За день до отъезда из Саранска группа зарегистрировалась у спасателей в Эльбрусском спасотряде, вначале позвонив по тел. 8(86638) 7- 14-89 и получив консультации по району и погодным условиям и отправив по электронной почтеmcomelbrus@yandex.ruкопию маршрутной книжки с ниткой маршрута и составом группы (приложение В). Сразу же после окончания маршрута группа была снята с учета в спасотряде. Председатель МКК согласно записи в маршрутной книжке также был извещен о начале и окончании маршрута. Промежуточный контроль нашей группы был пройден на а/б Уллу-Тау, мимо которой мы проходили на 6 день маршрута. Инструктор, выпускающий на маршруты группы альпинистов, дал рекомендации по восхождению и попросил всех участников группы заполнить анкеты, указав горный опыт.

Если нет возможности отметиться у спасателей в Терсколе, необходимо зарегистрировать группу в спасательном отряде в г.Нальчик. Нальчикский Поисково-спасательный отряд: 8(8662)42-24-56.

Трансфер из Мин.Вод до Верхнего Баксана был заказан через местных жителей в пос. Верхний Баксан, которые не первый год помогают в этом. Наш старый друг – Карней Моллаев (89287153056, korney-m07@mail.ru), директор фирмы, занимающейся турами по Ц.Кавказу, также оформил нам пропуска в погранзону. Данные для погранпропусков необходимо подавать за месяц до похода. Стоимость пропуска для нас – 80 руб/чел. Наши пропуска привез непосредственно водитель ГАЗели. Мы попытались оформить «бесплатные» пропуска в национальный парк «Приэльбрусье», но работники парка запросили с нас 250 руб/чел, однако в 2011 году они утверждали, что за ними необходимо просто заехать в офис парка(с.Эльбрус, ул.Лесная, 2, тел.: 8(86638)78-141, e-mail: elbrus-servis@inbox.ru). На практике это оказалось совсем не так. Необходимо отметить, что трансфер весьма дешевый - 500 руб/человека.

Погранзаставы находятся в долинах Адыр-Су (сразу после подъемника и выше а/б Уллу-тау) и Адыл-Су (около а/б Шхельда). При пограничной проверке необходимо всем участникам похода иметь оригинал паспорта руководитель также предъявляет маршрутную книжку и коллективный пропуск. Для ускорения прохождения данной процедуры мы советуем иметь с собой несколько экземпляров списка группы в распечатанном варианте (такой же, как в маршрутной книжке), чтобы отдать его пограничникам.

3.Высотный график движения группы

20,4

+1520

4 августа

Местийские ночевки –пер.Грановского– озеро 3070 м.

3070-3780-3070

9,6

+850

12 августа

Ачкерьякольский лавовый поток – траверс Северных полей Эльбруса – Северный приют

4200-3800

3800-4800

+1000

14 августа

скалы Ленца –пер.Седло Эльбрусаверш.Эльбрус Зап. – пер.Седло Эльбруса –верш.Эльбрус Вост. – Приют 11

10,5

Личное снаряжение, кг

Всего, кг:

7.Список аптечки и раскладка продуктов питания маршрута

Прежде всего, необходимо заметить, что данный набор аптечкиНЕявляетсястандартнымилирекомендуемымдля групп, отправляющихся в подобное путешествие. По крайней мере, три соображения учитывались при составлении такого набора: во-первых, мы не собирались болеть или получать какие-либо травмы, во-вторых, отдельные участники владели некоторыми методами немедикаментозного лечения, предпочитая их поеданию таблеток, и, в-третьих, раскладка, как и все снаряжение, была здорово ограничена по весу.

· Лейкопластырь - 1 рулон шириной 3 - 5 см

· Лейкопластырь бактерицидный - 3 упаковки. Лучше брать простой зеленый пластырь российского производства - похоже он более эффективен, чем импортный, хотя менее клейкий.

· Бинт эластичный - 1 шт, 3 метра.

· Бинты стерильные - 6 упаковок шириной 10 см. Две из них постоянно должны находиться у участников в карманах (или другом легкодоступном месте).

· Салфетки стерильные - 1 упаковка. Наиболее частое применение - для протирки очков, фотооптики (если нет специальной салфетки) и т. д. Следует напомнить, что однажды открытая пачка перестает быть стерильной.

· [Жгут кровоостанавливающий - 1шт. Легко делается из репшнура или стропы, поэтому в конце концов мы его не взяли.]

· Йод - 20 мл , зеленка 5 - в пластиковых карандашах. Не следует заливать йод в открытую рану, он все-таки предназначен для обработки кожи вокруг раны и мелких ссадин.

· Фурацилин - 10 табл. В отличие от предыдущего пункта, раствор фурацилина хорош для промывания открытых ран, а также полоскания горла. Может также применяться для промывания желудка при отравлениях, кто-то говорил, что его можно пить при инфекциях и воспалениях мочевых путей (цистит и пр.) - не знаю.

· Спирт - 50 мл. В данном случае не для приема внутрь (сами видите - мало) а для обработки ран (как и йод - вокруг раны) и стерилизации инструментов.

· Синтомициновая мазь 10 - 1 тюбик 25 г. Хорошее антисептическое средство для обработки гнойных ран, ожогов, трещин кожи и пр. Обладает сушащим действием.

· Финалгон (випросал или др.) - 1тюбик 20 г. Согревающее растирание. Полезно при ушибах, растяжениях (расширяет капилляры и периферические сосуды - не применять в первые 2 - 3 часа, так как может увеличить отек или кровоизлияние). Можно применять для снятия мышечной боли после нагрузок. Избегать попадания в глаза и на поврежденные участки кожи.

· Бутадион мазь - 1 тюбик 20 г. Противовоспалительная мазь, хорошо помогает при солнечных ожогах, воспалениях неинфекционного характера.

· Актовегин 20 желе - 1 тюбик 20 г. Стимулирует заживление царапин, ссадин.

· Крем от солнца - 50 г. Лучше использовать крем с фактором защиты не менее 15. Неприятной особенностью некоторых кремов является жжение при попадании в глаза (в жару очень хорошо течет со лба...).

· Баралгин - 10 таблеток + 2 ампулы. При необходимости содержимое ампулы можно выпить - действует быстрее и сильнее чем таблетки (ампулы не от головной боли, а при травмах, почечной или печеночной колике и прочих острых болях). Таблетки для скармливания головоболящим участникам встречных групп.

· Антибиотики - на 1 курс приема, как правило 5 дней. Мы брали Ципрофлоксацин (10 табл.) - очень хороший, не пенецилинового ряда. При лечении обязательно проводить полный курс, даже при исчезновении симптомов заболевания.

· Аспирин - 6 табл. Брали растворимый с витамином С.

· Нитки стерильные хирургические с иглой - 2 упаковки. Нужно обладать некоторой решимостью (а лучше - опытом) чтобы применять сие средство. Но при некоторых ранах это на порядок более (а то и единственное) эффективное средство чем бинты, жгуты и пр.

· ТОФФ + - снимает симптомы простуды, а также очень хорошо поднимает «на ноги».К сожалению не лечит, а только снимает симптомы, поэтому необходимо нормально лечение.

· Аскорбиновая к-та - 25 г. Хорошее средство для профилактики простуды (за несколько часов до появления первых симптомов), способствует также восстановлению после больших нагрузок. Кроме того, можно просто в суп и чай добавлять для подкисления.

Общий вес аптечки с упаковкой составил 950 г.Из указанного набора использовались следующие препараты: лейкопластырь обычный и бактерицидный, йод, синтомициновая мазь, бутадион, актовегин, аскорбинка, крем от солнца, ТОФФ+. Обычные таблетки аспирина были применены в качестве местного обезболивающего и после измельчения накладывались на мозоли.

Полная раскладка продуктов питания будет представлена в приложении С, т.к. имеет достаточно громоздкий вид. Весь поход был разбит на 3 условные части: 1) 3 дня – акклиматизация. В этот период нормы продуктов были искусственно занижены. Это связано с тяжелой горной акклиматизацией и с тем, что организм не может усвоить большое количество калорий. Для этого в первый блок был включен гематоген по вечерам, для лучшего усвоения потребляемых продуктов. 2) 8 дней - нормы обычного питания в горном походе. Основной период похода сопровождался обильной подкормкой в особо тяжелых моментах. Например: шоколад, козинаки, фруктово-ореховая смесь, колбаса, спортивное питание «Арена нон-стоп» 3) В заключительные 3 дня похода была установлена норма питания, существенно превышающая горный рацион. Это связанно с истощением организма и развитием аппетита («ямы») у участников похода.

Важным моментом экономии веса является замена тушенки и других консервов самодельными сублиматами. То же самое с рыбными продуктами. Сгущенное молоко было заменено на сухие сливки. Брали картофельное пюре быстрого приготовления и заранее насушенные дома овощи (лук, морковь, свекла, капуста). Открытием стали сушеные грибы (сначала приготовленные, а затем сушеные) и сушеный картофель для приготовления супов. В личное пользование брались только сахар и сухари.

8.Технический паспорт маршрута

День 1

3 августа

пос.Верхний Баксан – д.р. Адыр-Су – Местийские ночевки

Пройдено 20,4 км

ЧХВ 8 ч. 20 мин.

Набор высоты 1520 м

- м

Прибыв в пос.Верхний Баксан к 8:00 и забрав еще одного участника нашей группы, который перед маршрутом 4 к.с. провел маршрут 2 к.с. мы перераспределили заброску, еще раз проверили общественное и личное снаряжение, переоделись и в 9:00 начали движение вверх по д.р. Адыр-Су к подъемнику. Перед выходом на маршрут по сотовой связи о начале маршрута сообщили в Эльбрусский ПСО и начальнику МКК Республики Мордовия.

Дорога до подъемника начинается после перехода шоссе около автобусной остановки. Далее по асфальту вверх в сторону многочисленных кафе и сувенирных лавок. Т.к. Подъем людей на подъемнике запрещен совершаем «восхождение» по лестнице, идущей вдоль подъемника. Лестница, идущая в обход, закрыта из-за обвала.

Через 300 метров после подъемника проходим пограничный контроль. Нашу группу вносят в базу пребывания в приграничной зоне проверяют документы у каждого лично.

Далее движение продолжаем по дороге, ведущей к а/б Уллу-Тау против течения р.Адыр-Су. Крутизна 10-15 градусов, идем с трекинговыми палками. Набор высоты небольшой, ступенями. Темп движения: 30 минут – 5 минут. Часто останавливаемся просто так, чтобы поправить обувь, заклеить мазоли, подобрать комфортный тип одежды.

В 10:30 у одной из специально оборудованных площадок готовим завтрак, запланированный на этот день. Технической сложности движение по дороге не представляет. Планомерно набираем высоту.

В 14:00 готовим обед у развилки на а/л Уллу-Тау и разрушенный а/б Джайлык. Там стоит указатель – «Конные прогулки», реклама сообщает нам, что там есть кафе и баня. От подъемника до развилки – 4:20 ЧХВ.

В 15:00 выходим с обеда. Проходим мимо а/л Уллу-Тау не останавливаясь. По лагерю движемся, держась правой стороны и, почти сразу выходим на правый (орографически) берег реки Адыр-Су. Движемся по тропе, не переходя реку. Буквально через 300 метров движения выходим на пограничный пост. Нас просят повторно предъявить документы и пропуска в погранзону, а также маршрутную книжку. Рассказываю пограничникам о планах нашего движения. Проверка заняла около 10 минут.

Дальнейшее движение вдоль берега реки привело нас к правобережной морене, на которой расположены Местийские ночевки. По словам пограничников там есть домик с зеленой крышей. Быстро находим этот домик на другой стороне ущелья и делаем предположение, что это место ночевки не совсем удобно как отправная точка для начала движения на пер.Грановского. Начинаем подниматься на морену и искать более удачное место для ночевки. Темп группы существенно замедлился. Сказывается большой набор высоты.

Фото 1 – вариант движения к перевалу Грановского.

После поднятия на мореную ступень держимся левой стороны продолжаем движение по тропе, набитой по контрфорсу. Просматривается район перевала Грановского. Окончательно убедившись в том, что Местийские ночевки на другой стороне ледника и нам совершенно неудобно там разбивать лагерь начинаем искать бивак в моренном кармане слева по ходу движения (фото 2). Ночевки на камнях, ровное место в ручье есть вода

В 19:00 встаем на ночевку. Ветрено. Готовим на завтрашний день кошки, страховочные системы, веревки. В 21:00 – отбой.

Фото 2 – Место ночевки в моренном кармане и путь движения к перевалу Грановского.

Итоги дня:2 проверки пограничных документов, ночевка первого дня выше 3000, настораживающий ветер, приятная усталось. Подобный набор высоты не рекомендован физически не подготовленным группам.

День 2

4 августа

Местийские ночевки –пер.Грановского– озеро 3070 м.

Пройдено 12 км

ЧХВ 7 ч

Набор высоты 710 м

710 м

Подъем в 6:00. Моросит дождь. Завтрак. Выход в 7:45, пасмурно, однако видимость перевала Грановского есть.

С места ночевки в моренном кармане слева от перевала (3100 м) поднимаемся на гребень морены и продолжаем движение по камням. Средняя осыпь, около 300 метров. Далее морена становится поверхностной. Движемся по камням до конца морены.

В 9:40 вышли на ледник, и одели кошки, продолжили движение в сторону перевала в связках, пересекая ледник. Крутизна около 10 градусов, 300 метров. От места ночевки до выхода на ледник 1:40 ЧХВ.

Фото 3 – Вариант движения группы к перевалу Грановского со стороны а/б Уллу-Тау

На пути следования к перевалу отчетливо видны 2 бергшрунда. Оба бергшрунда обошли справа, прижавшись к скальному останцу. Здесь крутизна склона возрастает до 25-30 градусов, идем небольшими серпантинами.

Фото 4 – прохождение бергшрунда при движении на пер.Грановского.

После преодоления второго бергшрунда видим острый снежный гребень, который и выводит на перевал. Около 30 метров преодолеваем на «3 такта». При выходе на гребень открылась седловина перевала, которую до сих пор отчетливо видно не было.

Фото 5 – снежный гребень, выводящий на перевал Грановского.

При движении по гребню использовалась техника страховки с другой стороны гребня. Иными словами все участники страховали друг друга попарно: первый шел с правой стороны гребня, а второй – с левой. Это было сделано для того, чтобы при срыве одного из связки второй мог бы остановить падение, использовав противовес. От выхода на ледник до перевального гребня – 1 час ЧХВ.

В 11:20 вышли на перевал Грановского (фото 6). На седловине сильный ветер со стороны ледника Адыр-су Восточный.

Перевал Грановского (2А, 3780 м, сн-л) соединяет долины рек Адыр-Су и Башиль. Ведет с ледника Адыр-Су на ледник Башиль Центральный (западный). Перевальная седловина находится между жандармом Трезубец и вершиной Сарыколбаши. Седловина перевала (3:20 минут от места ночевки) широкая, снежная. Тур находится в левой части в камнях. Сразу за туром есть понижение рельефа, где можно спрятаться от ветра. Бивак на седловине невозможен, обзор крайне ограничен скальной грядой слева от жандарма Трезубец.

Фото 6 – на перевале Грановского. Из-за сильного ветра прячемся за седловиной.

Грановского

43 ° 11.025 " N

42 ° 52.029" E

На перевале долго не задерживаемся. Снята записка группы туристов из Турклуба «Сварог» г. Самары, совершавшей поход 3 к.с., рук. А. Старостина, 25.07.13г. В ответ закладываем свою записку и, сверившись с картой на наличие больших трещин, начинаем спуск.

Начинаем спуск в сторону ледника Башиль. Спуск осуществляем в кошках серпантином, держась левой стороны ледника. Ледник закрытый, широкий. Обходим трещины, выходим на середину ледника (30о, 400 м).

Еще дома при подготовке к походу было замечено, что спуск к месту ночевки (озеру 3070 м) возможен по 2-м путям: 1)в обход всего ледника Ц.Башиль и 2) в разрыв между скалами, между ж.Трезубеци вершиной 3532 м. на другой язык ледника. При плохой погоде было решено сократить путь движения к ночевке. Снова начинаем уклоняться влево ближе к скалам и искать проход в скалах для спуска. Вторая разведка оказалась удачной. Мы отчетливо видели и озеро, и путь спуска. Фотографий перевала со стороны спуска не имеется ввиду тумана и сложной метеорологической обстановки.

Для групп проходящих перевал в обратном направлении необходимо отметить затяжной подъем в обход по закрытому леднику Башиль, который может существенно увеличить ходовое время.

Фото 7 – Вариант спуска с перевала Грановского в разрыве между скалами.

Готовим в 13:30 обед (только суп) у одиноко стоящего пика (3532 м) в месте, защищенном от ветра.

Осуществляем спуск по снегу в 14:00 между этим пиком и вышестоящими скалами от ж.Трезубец. Угол наклона снежника 35-400. Вешаем две веревки (100 м). Станции организуем на ледорубах.

Далее проходим по пологому леднику (2:30 ЧХВ от перевала), выходим на морену снимаем кошки. Спускаемся траверсом вдоль хребта к «озеру 3070». Озеро в прямой видимости. В 16:30 на озере готовим чай. Стоянки на озере 3070 м наиболее оптимальные после прохождения перевала. Ровные песчаные площадки рядом с водой. От перевала до целевого бивака 3:40 ЧХВ.

Фото 8 – спуск по морене в сторону озера 3070 м

Около 18:30 пошел мокрый снег. Ужин готовим в тамбурах в 19:00. Игорь достал сюрприз – консервированные ананасы. Они пришлись очень кстати. Отбой около 21:00. Снег прекратился только к утру.

Итоги дня:группа почувствовала правильный подбор одежды для различных погодных условий. Прохождение относительно несложного перевала продолжило дальнейшую акклиматизацию. Необходимое снаряжение: кошки, ледорубы, страховочные системы, веревки.

День 3

5 августа

озеро 3070 м. –пер. Голубева– ср. Кичкидарские ночевки

Пройдено 9,6 км

ЧХВ 6 ч 40 мин.

Набор высоты 630 м

460 м

Подъем дежурных в 5:00, остальной группы в 6:00. Погода ясная, лежит снег. Выход группы в 7:40.

Начинаем движение в сторону перевала Голубева. Перевала не видно, однако на севере видна первая ступень ледника Сев. Башиль (фото 9), который и выведет нас в перевальный цирк. Ледник имеет 2 ступени. Крутизна склона при наборе высоты – 15-20 градусов, при переходе к следующей ступени 8-10 градусов. Вдоль правой по ходу движения стороны ледника Сев.Башиль имеется поверхностная морена. Подъем на ледник логичнее всего осуществлять по кулуару справа от вышеуказанного ледника.

Обходим озеро с левой стороны, выходим на морену. Путь слева от озера видится короче и логичнее, однако при наличии наледи там будет очень сложно пройти из-за обрывистого берега. Рекомендуем обойти озеро справа. Потеря по времени составит не более 10 минут.

Фото 9 – вид на ледник Сев. Башиль с места ночевки на озере 3070 м.

Далее идет спуск с морены по направлению к правой стороне ледника Башиль Западный. Спуск представляет собой каменистую крупную осыпь. Около 9:15 начинаем подъем по правой стороне, язык ледника и первая ступень остаются слева. К 11:10 пересекаем 1 и 2 ступени ледника по правой стороне. Двигались преимущественно по морене, без кошек. Выбор такого пути движения был обусловлен глубоким снегом, который шел всю ночь. Далее выходим на пологую часть ледника (3 часа от озера 3070м.) и продолжаем движение к перевальному взлету. Седловина перевала – широкая, осыпная. В центральной части виден снежник с карнизом.

Фото 11 – вид на пер.Голубева с 1-ой ступени ледника Зап.Башиль

Фото 12 – вид на пер.Голубева со 2-ой ступени ледника Зап.Башиль

Начинаем подъем на перевал Голубева (4 часа от места ночевки) примерно в 12:20, короткими серпантинами в плотной группе. На склоне мелкая галечная осыпь, под которой ледяная основа. Рекомендуем для малоопытных групп движение в кошках. Через 50 метров продолжаем движение по крупной осыпи (35-400, 150 м.) до снежного участка. Далее, выйдя на снежник поднимаемся «в лоб» около 50 метров, траверсируем влево на три такта (30 м.) вдоль снежного карниза и выходим на седловину перевала.

Фото 13 – перевальный взлет

Фото 14 – в ранклюфте на перевале Голубева.

Голубева

43 ° 12.633 " N

42 ° 52.671" E

В 13:00 вышли на седловину (4:30 ЧХВ от озера 3070 м). Седловина широкая, снежная. Тур должен быть в ранклюфте слева от низшей точки перевала, ближе к вершине 3753м. Однако из-за большого количества снега тур не нашли. Построили свой. В записки указали, что тур не найден и просим следующие группы при нахождении истинного тура переложить нашу записку в него. Ранклюфт также засыпан полностью.

Перевал Голубева (2А, 3702, ск-л) соединяет долины рек Башиль и Кулумкол. Перевал ведет с ледника Башиль Северный на ледник Юном. Седловина расположена между вершинами 3753 м и Орубаши. С перевала открывается вид на гряду, вдоль которой идет путь подъема на пер.Фрешфильда, видны средние Кичкидарские ночевки (где и планируем ночевать) и озеро 3219 м.

Коллективным решением готовим обед на перевале. Однако, погода начинает резко портиться. Выстраиваем из рюкзаков защитную стенку, немного окапываемся в снег, чтобы меньше дуло. Обедаем.

В 14:00 начинаем спуск в сторону ледника Юном. Одеваем кошки и отходим всей группой к правой по ходу движения стороне перевала, в противоположной стороне от ранклюфта (фирн, 30 метров).

Фото 15 – вариант спуска с пер.Голубева.

Устанавливаем станцию на ледорубах провешиваем первую веревку на виднеющиеся скалы (40о, 40 м). Расстояние до второй станции – 40 метров. Вторую станцию организуем на скалах (локальная петля+крюк гор., 30о, 50м.). Третью – на ледорубах (30о, 60 м.). Третья станция через 60 метров на ледорубах – для безопасного преодоления бергшрунда. Склон имеет крутизну 30-40 градусов и носит скально-снежный характер. После третьей веревки идет выполаживание до 10 градусов. Последний участник спускается без перил с двумя ледорубами. Спусковая сторона перевала является определяющей. Рекомендуем прохождение данного перевала именно с ледника Юном из-за скорости и удобства подхода.

Спуск с перевальной седловины до пологой части ледника – 1 час ЧХВ.

Дальнейшее движение по открытому леднику Юном совершаем по серединной части. При движении необходимо обращать внимание на правую по ходу движения морену. На ней видны средние Кичкидарские ночевки (на морене выстроены туры для обнаружения).

В 16:30 выходим на ночевки (3300м.). Там оборудованы места для 10-12 палаток, есть вода. Вода в реке, стекающей с ледника. За ночь не замерзает. От седловины перевала до средних Кичкидарских ночевок – 2 часа 10 минут, от начала ледника Юном – 1 час ЧХВ.

Встречаем связку альпинистов, интересуемся прогнозом погоды. Прогноз – положительный.

В 17:00 начинаем готовить ужин, и снаряжение для преодоления перевала 2Б. Необходимо выйти как можно раньше, чтобы преодолеть снежное плато, ведущее к перевалу Донкина по насту.

В 20:00 часы фиксируют отрицательную температуру, что дает шанс на солнечную погоду и успешное прохождение первого перевала 2Б.

Итоги дня:после прохождения перевала Голубева группа была готова к прохождению трех перевалов 2Б к.с. за три дня. По истечении трех дней все чувствовали себя бодро, однако не следует забывать, что акклиматизация на Кавказе проходит от 3-5 дней. Используемое снаряжение: кошки, ледорубы, веревки, страховочные системы, скальный крюк (1), расходная петля (1).

День 4

6 августа

ср. Кичкидарские ночевки –пер.Донкина– ледн.Джайлык

Пройдено 8,4 км

ЧХВ 8 ч.50 мин.

Набор высоты 960 м

1050 м

Общий подъем в 5:00. Погода: ясно, безветренно. Выход в 7:00.

По леднику Восточный Юном поднимаемся до Верхних Кичкидарских ночевок, расположенных на гребне морены, идущей от вершины Юномкаратау. Путь к Верхним ночевкам лежит по леднику Восточный Юном, вдоль левой стороны. Подойдя практически под цирк г.Юномкаратау необходимо подняться на морену слева. Крутизна подъема около 30 градусов, набор высоты – 60 метров. Подъем по крупной и средней осыпи. Верным ориентиром, как это не печально, является мусор, в обилии лежащий на склоне под ночевками. На Верхних Кичкидарских ночевках есть 3-4 места под палатки, вода на леднике Северный Юном. От ночевки до Верхних Кичкидарских – 1 час ЧХВ.

Одеваем кошки, обильно наносим крем от солнца и начинаем траверсировать ледник Северный Юном в сторону перевала Донкика (фото 16).

Фото 16 – вид на пер.Донкина от Верхних Кичкидарских ночевок. Главный ориентир – отдельный скальный останец (жандарм) слева от перевала.

Траверсируя вышеуказанный ледник дошли до крутого ледового сброса начинаем обходить его слева и набираем по леднику ближе к скалам слева по ходу к перевалу. Сделали перекус в 9:30. Отсюда хорошо видно перевал. В 9:50 двинулись в сторону перевала по снежному гребню, подошли к перевальному взлету (от ночевки – 2 часа 10 минут).

Фото 17 – вид на перевал Донкина.

Серпантином начали подъем на перевал. Место для подъема снежное, широкое. Ледник закрыт. Седловина перевала слева, ближе к скалам. На перевале есть место под 1 палатку. Воды нет, если только топить снег.

В 12:00 вышли на седловину перевала Донкина (4 часа от ночевок), съели перевальную шоколадку, начали готовиться к спуску. Необходимы скальные крючья, молоток, локальные петли, веревки, страховочные системы. Все основные станции организовывались на скальном рельефе. Есть много готовых станций, однако необходимо удостовериться в их надежности.

Перевал Донкина (2Б, 4073м, ск-л) находится между вершинами 4424 и Чегембаши. Перевал соединяет долины ледников Северный Юном и Джайлык. С седловины открывается хороший вид в сторону ледника Северный Юном: видна Кичкидарская пила, другие перевалы данного цирка. В сторону ледника Джайлык практически ничего не просматривается, т.к. седловина закрыта скальной грядой.

Для перевала определяющей стороной является склон от ледника Джайлык. Не рекомендуем прохождение перевала в обратном направлении из-за высокой камнеопасности. Прохождение перевала с определяющей стороны реально только в ранее время.

Фото 18 – на перевале Донкина

Донкина

43 ° 19.239" N

42 ° 53.204" E

Снята записка группы туристов турклуба «Альтаир» г. Рязань, совершавшей поход 4 к.с., рук. Петрищев, 25.07.13г.

Продублировав имеющуюся петлю и крюк прямо на седловине перевала в 12:30 начали спуск. Первые 3 участника спустились к петле, находящейся справа от кулуара спуска, немного за перегибом. Эта площадка реально для 2-3 человек. На несколько метров ниже с другой стороны есть нормальная накопительная площадка для всей группы (фото 19). Остальные спустились туда.1 станция (2 скальных крюка, петля) – 50 метров, крутизна склона до 45 градусов, склон снежный.

Фото 19 – Обзор станционных площадок после 1 веревки с перевала Донкина

Фото 20 – вариант организации станций при спуске с перевала Донкина

Вторая станция была организована на скальном рельефе и усилена нашим крюком. Перила второй веревки были перпендикулярны перевалу и проходили полностью через скалы. Такой путь был избран по наименьшему расстоянию до ледника.2 станция (1 скальный крюк, локальная петля) – 50 метров, крутизна до 60 градусов, склон скальный.

Третья станция была организована из локальной петли, наброшенной на скальный останец.От 3-ей станции до снега – 40 метров, крутизна до 60 градусов, на некоторых участках (3-4 метра) до 80 градусов. После выхода на снежник до выполаживания ледника оставалось около 15 метров, однако дорогу преграждал бергшрунд. Решили не искать снежных мостов, а сразу же провесить перила, организовав станцию на ледорубах, с последующим самосбросом.

Фото 21 – преодоление бергшрунда при спуске с перевала Донкина.

В общей сложности при спуске с перевала Донкина было провешено 4 веревки общей длинной 200 метров. Перила провешивались по максимально короткому пути. Все перила организовывались с самосбросом после прохождения последнего участника.

Спустились на пологую часть ледника в 17:00. От перевальной седловины – 3 часа 50 минут. Сбросили веревку, начали спуск по леднику Джайлык. Крутизна склона около 10 градусов. Ледник под свежим снегом. Дошли до крупных разрывов по центральной части ледника, связались, пересекли несколько крупных трещин по снежным мостам с одновременной страховкой, остальные удалось обойти, прижавшись к правой стороне ледника (фото 23).

Фото 22 – обход зоны трещин в связках при спуске с пер.Донкина

Фото 23 – место ночевке на поверхностной морене л. Джайлык, напротив пер. Седло Чегема

Пройдя зону трещин, развязались и пошли по пологому открытому леднику Джайлык на морену с левой стороны ледника. Нашли пологое место на поверхностой морене, расчистили под палатки. Место для ночевки по нашему мнению идеальное, потому, что располагалось непосредственно напротив перевала Седло Чегема, который предстояло идти завтра. Ниже по долине есть нормальные площадки, однако мы решили ночевать здесь, чтобы не сбрасывать высоту. Это место находится прямо под перевалом Абудеева (первопрохождение 2012 г, рук. Глебочкин Д.М., группа из г.Саранск, на обзорной карте номер 242). От перевальной седловины до места ночевки под перевалом Седло Чегема – 4 часа 50 минут.

В 20:30 ужин. Варим обед и сразу же второе блюдо, чтобы не таскать с собой лишние продукты, которые были запланированы. 21:00 отбой.

Итоги дня:практически по максимуму было задействовано специальное снаряжение. Групповая страховка была заменена на самостраховку схватывающим узлом из репшнура 7 мм, что существенно позволило повысить скорость прохождения перевала. Обед не варили. Грамотно спланированная подкормка позволила пройти день без особого внимания на голод. Впереди – Седло Чегема – ключевой перевал, как в техническом, так и в стратегическом плане маршрута.