Руководитель: М.Папазов, Ростов-на-Дону

Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц.Кавказу летом 2008 г. Часть 1

ОТЧЕТо горном туристском походе

четвертой категории сложности по Центральному Кавказу (Северная Осетия),совершенном группой туристов туристического клуба «Ковчег»

Южного Федерального Университета города Ростова-на-Дону.в период с 13.07 по 31.07 2008 года.

Маршрутная книжка № 45/08Руководитель группы: Папазов М.А mishapm@mail.ru

Город Ростов-на-Дону 2008г.

1. Общие сведения о походе:

Разрешение на проведение путешествия выдано МКК Ростовской областной федерацией туризма, шифр 161-00-5455542, находящейся по адресу 344029, Ростов-на-Дону, ул. 1-й Конной Армии 4, тел. 2423510. Маршрутная книжка № 45/08.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Общая продолжительность

Ходовых дней

Сроки проведения

горный

четвертая

13.07.08-31.07.08 г.

1.1. Нитка маршрута:г. Ростов-на-Дону – г. Владикавказ – пос. Ахсау - д.р. Билягидон – пер. Кедрина (2А, 3745) – д.р. Хазныдон – пер. Обходной (1Б,3616) + пер. Федоровского (2А ,3805)– лед.Нахашбита – пер. Мориса Тореза (2Б, 3898) + пер. Шести (2А, 3700) – пер. Рцывашки (1Б, 3581) – лед. Ю. Суган - пер. Гюльчи (2Б, 4035) – д.р. Харес – пос. Дзинага – д.р. Караугомдон – «Райская поляна» – д.р. Фастагдон – пер. Электрон (2A, 3500) радиально – лед. Караугом – лед. Гулар - пер. Вологата (2Б, 4041) – д.р. Сонгутидон – д.р. Кайсардон – пер. Родина (2А, 3935) - д.р. Цей – пос. Бурон – г. Владикавказ – г. Ростов-на-Дону.

1.2. Пройдено перевалов:

• 1Б – 2(Обходной, Рцывашки)
  • 2А - 5 (Кедрина, Федоровского, Шести, Электрон (радиально), Родина Сев.)
  • 2Б - 3 (Мориса Тореза, Гюльчи, Вологата)

1.3. Суммарный перепад высот:

• набор 11 696 м.
  • потеря 11 097 м.

1.4.Изменение маршрута и его причины:

Сквозное прохождение перевала Электрон из д.р. Бартуйдон в д.р. Фастагдон было заменено на радиальное его прохождение от Райской поляны по д.р. Фастагдон по нескольким причинам: Задержка по графику движения на момент подхода к перевалу на 2 дня и сход двух участников с маршрута в турбазе Дзинага - Семенова Сергея и Вадима Усенко, вследствие которого образовался некоторый перегруз в снаряжении, ликвидировать который было возможно только в ущерб безопасности группы. А, также учитывая сложность подходов по д.р. Бартуйдон и измотанности личного состава было принято решение о радиальном прохождении перевала Электрон во избежание дальнейшего отставания от графика по знакомому руководителю пути подхода по д.р. Караугомдон.

1.5. Сведения об участниках:

У-3 (Ц.Кавказ),

альп.-2Б

медик

Полностью маршрут прошли 3 участника:Клещенков Алексей, Кузнецов Сергей, Папазов Михаил. После первой части похода (от пос. Ахсау – до т.б. Дзинага) с маршрута сошли 2 участника:Семенов Сергей и Вадим Усенко (всего 5 человек в первой части похода). На второй части маршрута (от т.б Дзинага – до пос. Бурон) к группе присоединился шестой участник Попов Михаил (всего 4 человека во второй части похода).

1.6. Примечания по отчету и принятые сокращения:

Год многоснежный.Направления "левый" и "правый" для обозначениябортовдолин, ледников приводятся в орографическом смысле, если явно не указано иное. Направления движения – «налево», «направо» обычно указываются по ходу, если явно не указано иное.

Сокращения:вер. – вершина, гора. д. р. – долина рекипер. – перевал пос. - поселокр. – река лед. – ледник

2.Подготовка похода.

2.1. Общая идея похода:

Поход планировался как достаточно напряженный, насыщенный препятствиями спортивно-тренировочный, в целях приобретения опыта участниками и оценки их подготовки и освоения, редко посещаемого нашим клубом района (первый и единственный поход был проведен в 2002 году). В ходе проведения похода было выполнено задание Отдела высокогорных гидрометеорологических исследований Северо-Кавказского межрегионального территориального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Были проведены гляциологические мониторинговые исследования, включающие визуальные наблюдения и фотодокументацию состояния ледников и снежного покрова, а также фиксирование языков отдельных ледников с помощьюGPS. Материлы мониторинга, осуществленного в труднодоступных высокогорных районах Северной Осетии и Кабардино-Балкарии переданы Главному гляциологу СК УГМС Ильичеву Ю.Г.2.2. Заезд и выезд с маршрута, завоз забросок:До Владикавказа мы добирались поездом Ростов – Владикавказ. Маршрут был разбит на 2 этапа заброской оставленной в магазинчике, напротив входа на турбазу Дзинага.

Транспорт заказывали заранее из Ростова у Руслана Дзодзиева, руководителя турклуба Эдельвейс во Владикавказе.

Связь. В настоящее время в Дигории «Мегафон» работает ущелье Хареса до района базы Ростсельмаша, а также в Дзинаге, Ахсау, в долине Караугома вплоть до Райской поляны, причем в долине Хареса качество плохое, а на Райской Поляне - хорошее.2.3. Оформление пропусков в погранзону:

Маршрут похода проходил через пограничную зону в долине Харес выше а/л Таймази, в долине Караугом выше пос. Дзинага, в долинах Фастаг, Бартуй.Пограничников встретили только в пос. Дзинага.В Северной Осетии, в отличие от КБР и КЧР, процедура оформления пропусков чревата большими задержками, по этому заказ пропусков осуществляли заранее, так же как и трансферт через Руслана.

2.4. График движения:

ледник Юж. Белаг – пер. Кедрина (2А) - д.р. Хазныдон

3575-3745-2425

8,4

д.р. Хазныдон – пер. Обходной (1Б)

2425-3616

пер. Обходной – пер. Федоровского (2А) – лед. Нахашбита

3616-3805-2970

лед. Нахашбита – западная ветвь лед. Нахашбита

2970-3415

западная ветвь лед. Нахашбита – пер. Мориса Тореза (2Б) + пер. Шести (2А) – лед. Вост. Рцывашки

3415-3898-3700-3350

8,4

лед. Вост. Рцывашки – пер. Рцывашки (1Б) - Гюльчи (2Б)

3350-3581-4035

пер. Гюльчи (2Б) – д.р. Орсдон

4035-2514

10,2

д.р. Орсдон – турбаза Дзинага

2514-1400

22,2

турбаза Дзинага – «Райская поляна»

1400-2007

«Райская поляна» – пер. Электрон(2А) – «Райская поляна»

2007-3500-2007

3,6

лед. Сонгути – устье р. Кайсардон

3880-2088

устье р. Кайсардон – пер. Сев. Родина (2А)

2088-3935

пос. Бурон –г. Владикавказ – Ростов н/Д

ИТОГО:

3. Техническое описание маршрута:

День 1. (13.07.08).

Прибыли во Владикавказ в 9:18, минут через 10 встретились с Асланом - водителем заказанной маршрутки, зарегистрировались МЧС, где нас предупредили, что обязательно по окончанию маршрута необходимо им отзвониться и сняться с учета, а то они нас будут с вертолетом спасать J. Как раз к этому времени Руслан привез нам оформленный пропуск. И мы выехали из Владикавказа в направлении Дигорского ущелья. Приехали мы как раз на Хетаг – осетинский праздник, так что водитель спешил отвезти нас и вернуться обратно. Без происшествий поехали до Ахсау (высота 1375 м), выгрузили рюкзаки, заброску завезли и оставили в небольшом магазинчике через дорогу от турбазы Дзинага (хозяйку магазина зовут Ольга). Вернулись в Ахсау к порядком уже разомлевшей группе и, устроив второй завтрак, в 13:50 начали подъем по долине реки Билягидон. Дорога переходит с берега на берег по капитальным мостам (всего их 4 штуки). Примерно через 20 минут после выхода из поселка миновали поляну, на которой разбивали лагерь 6 лет назад. Первый привал возле второго моста (40 мин). После последнего - 4-го моста дорога начинает круто подниматься по левому (орограф.) борту долины, долина выполаживается через 2 ходки (1ч 15мин) и идти, наконец, становится легче. Пересекаем довольно крупный ручей, за которым находится сосновая рощица и можно поставить палатки (кругом следы хозяйственной деятельности – расчистка дороги). Пройдя 1ч 15мин подходим к броду – дорога уходит на правый берег реки, вместе с загадочной пластиковой трубой тянущейся от самого поселка (как нам сказали с лечебной водой). Продолжаем движение по левому берегу, вдоль границы леса, без тропы – тропа, очевидно, идет ближе к борту долины и через 20 мин. выходим к последним стоянкам в сосновом лесу (высота 2230 м) (N42 57.969 E43 38.751). Где и становимся на ночевку. (набор высоты за день 885 м )

ИТОГО: ЧХВ= 4 часа 4 мин

День 2. (14.07.08)

Подъем 7:00, выход 8:45. Низкая облачность. Пройдя вдоль границы леса, выходим на тропу. Почти сразу после выхода переходим небольшой, но довольно глубокий поток, уложив через него бревно. Далее идем по лугу вдоль сильно расширившегося в этом месте русла реки. Через 3 ходки (1 ч 45 мин) луга уступают место осыпям, поднявшись вдоль реки, ориентируясь по турам и выходим к ступени, с которой широким потоком с лева от нас низвергается водопад. Подъем (начало подъема N42 57.113 E43 37.029) на ступень идет по правому берегу, правого (по ходу) потока по осыпи вдоль самой воды. В верхней части поток, закрыт снежником. Затратив 1ч 10мин и набрав 200 метров высоты, выходим в первый моренный цирк, и перейдя по снежнику на центральную морену выходим на стоянки в 13:25 (N42 56.973 E43 36.784),устраиваем обед в надежде, что видимость улучшится. Выйдя после обеда, сильно забираем в лево, хотя нужно было продолжать идти по сединой морене (фото1.) , дождавшись небольшого прояснения, возвращаемся на путь истинный. Погода портится окончательно и поэтому, дойдя первых стоянок (1ч 20 мин) перед началом подъема во второй мореный цирк, ставим лагерь. (набор высоты за день 700 м )

ИТОГО: ЧХВ = 5 часов

День 3 (15.07.08)

Всю ночь идет дождь, заканчивается он только утром. Подъем 6, выход 8:45. Низкая облачность, периодически из долины накатывают волны тумана. С центральной морены уходим на левобережную, по которой идет слабая тропа. Через 50 минут подъема выходим во второй моренный цирк (фото2.). Правое (по ходу) понижение в цирке приводит нас к ночевкам «Семь братьев» (45мин) (N42 56.686 E43 36.041). От «Семи братьев» движемся налево по центральной морене. После центральной морены движемся дальше по снегу. Через 1,5 ходки (1ч 13мин) подходим под самое правое (орограф.) понижение и начинаем подъем по снегу (20&186) в цирк перевала Кедрина. Во время подъема, из долины поднимается плотный туман, видимость резко падает, снова начинается дождь, на этот раз с крупой. Поднявшись за (2ч 30мин) под ледник Юж. Белаг разбиваем лагерь на морене (фото3.). К вечеру туман немного рассеялся, и стала видна вершина Айхва и наш перевал – Кедрина (фото4.). (набор высоты за день 645 м)

ИТОГО:ЧХВ= 5 часов 18 мин.

День 4. (16.07.08).

ПеревалКедрина(2А, 3745 поGPS, координаты: N42 56.689 E43 34.339)

Характер:снежно-осыпной/скальный.Экспозиция склонов:запад – восток.Расположен:в Белагском отроге Суганского хребта в северном плече вершины Айхва и ведет с ледника Южный Белаг (д.р. Белягидон) на ледник Айхва (д.р. Хазныдон).Описание дается:от пос. Ахсау (д.р. Белягидон) до поляны Хазны (д.р. Хазныдон).Набор высоты:2400 м.

Потеря высоты:1150 м.

Пройденное расстояние:26,6 км.

Определяющие участки:подъем на перевал по скальному гребню.Возможные опасности:при подъеме на перевал - движение по закрытому леднику, живая осыпь, скалы. На спуске – снежный склон, движение по закрытому леднику.Меры безопасности:попеременная страховка на разрушенных скалах и провеска перил по скальному гребню, движение в связках по закрытому леднику.

С перевала снята записка группы туристов, из «г. Калининграда и г. Москвы», совершавших поход 4 к.с., руководитель Ким В.В. от 16.08.07 г.

Подъем 5:00, выход 7:00. Ледник Южный Белаг полностью закрыт снегом, движемся, придерживаясь центральной его части в связках по направлению к перевалу (фото5.). Подходим к перевальному взлету высотой 140 метров через 45 мин, представляющему собой в верхней части снежный кулуар, поднимающийся слева направо, ограниченный с права скальным ребром (35&186-40&186) и обрывающимся в низ скальной стенкой. Поднимаемся, по осыпи с участками разрушенных скал крутизной около 35&186 (фото6.), справа от скальной стенки с попеременной страховкой и траверсом с набором высоты налево выходим к началу кулуара, разделенному надвое скальным выступом (30 мин). Под ним организуем первую станцию. Провешиваем 3(х50м) веревки перил по скальному гребню (фото7.) (по снегу решаем не подниматься т.к. за ночь он не подмерз, да и во многих местах имеются пустоты), ограничивающему кулуар и по снежнику в верхней части кулуара выходим на перевал Кедрина (2А). Подъем на перевал занимает у нас 3 часа. Перевальная седловина довольно узкая (фото8.), тур обнаруживаем не сразу, хотя он рядом с нами - в левой части седловины у скал со стороны спуска, но на него не сразу обращаешь внимание. Спускаемся с перевала на ледник Айхва по снежному склону крутизной до 30&186 и протяженностью около 70 метров (фото9-10.). Дальше в связках спускаемся по закрытому леднику, трещины легко обходятся, придерживаясь правой части ледника (фото11.) (по центру расположен небольшой ледопад) к выполаживанию, где сходятся пути спуска с пер. Сев. Белаг, Ц. Белаг и пер. Кедрина. На правобережной морене делаем привал (55 мин). Спускаемся далее к слиянию двух ветвей ледника Айхва (спускаться довольно трудно т.к. снег очень глубокий, часто проваливаемся по колено). Обходим слева центральную морену и подходим к конечной морене ледника (35 мин). Далее спускаемся по центру морены (слева скальные сбросы и водопад), затем по снежникам до места слияния потоков с лед. Северный Галдор и Айхва (30 мин), обедаем. Перейдя по снежному мосту на левый берег р. Хазныдон начинаем спуск к поляне Хазны (фото12.). Через ходку (40 мин) появляется слабая тропа, которая периодически теряется между камней. Иногда встречаются расчищенные места под стоянки. Спустившись (30мин) до потока стекающего с лед. Хазны проводим разведку и с грустью выясняем, что перебраться через него удобнее всего по снежникам расположенным выше. Потратив еще 50 минут, через нагромождение камней выходим на обширную поляну Хазны. Ставим лагерь.

Проводим не большую разведку начала подхода на пер. Обходной (1Б).

(набор высоты за день 200 м сброс высоты 1150)

ИТОГО: ЧХВ = 8 часов 40 мин

День 5. (17.07.08).

Перевал Федоровского (2А ,3805 поGPS, координаты:N42 59.381 E43 30.950) через перевал Обходной(1Б, 3616 поGPS, координаты:N42 59.345 E43 31.368).

Характер:снежно-осыпной.

Экспозиция склонов:перевал Обходной: север- юг.

перевал Федоровского запад – восток.

Расположен:Ц. Кавказ, район Суган, в Псыганском отроге Суганского хребта, соединяет долины р.Хазныдон и р.Псыгансу (лед.Нахашбита).

Описание дается:от поляны Хазны (д.р. Хазныдон) до ледника Нахашбита.Набор высоты:1205 м.

Потеря высоты:835 м.

Пройденное расстояние:10 км.

Определяющие участки:подъем на пер. Обходной по крутому снежному склону, подъем на пер. Федоровского по осыпному склону, спуск с пер. Федоровского по осыпному склону с выходом на ледник Нахашбита.Возможные опасности:при подъеме на перевал Обходной возможно падение камней с боковых скал, при подъеме и спуске с пер. Федоровского - мелкая и средняя живая осыпь.

Меры безопасности:при прохождении снежного склона пер. Обходной – наблюдатель, прохождение пер. Федоровского по осыпи плотной группой.

С перевала снята записка группы туристов: пер. Обходной - т/к Романтик, из г. Одесса, совершавших поход 4 к.с., руководитель Галишов Т. от 09.08.2007 г.

пер. Федоровского – клуб путешественников «Надежда» из г. Костромы совершавших поход 3 к.с., руководитель Кулагин Евгений от 04.08.2007 г.

Подъем 5:30, выход 7:50. Спускаемся до конца поляны Хазны, ко второму (по ходу) селевому выносу он более крупный и меньше задернован (фото13.). Поднимаемся по селевому выносу (фото14.) в направлении заросшего травой отрога ограничивающего вынос справа (по ходу), на склоне хорошо различим серпантин, поднимающийся по крутому травянистому склону. Подойдя под начало серпантина (1ч 30 мин), устраиваем привал и запасаемся водой (небольшой ручеек текущий прямо из склона). Тропа (очень широкая, но сильно заросшая), набрав около 300 метров, через 1ч 35мин приводит нас на правобережную морену, где и теряется. Далее движемся по правобережной морене, а затем вдоль правого (орограф.) борта долины по осыпям перемежающимися со снежниками (фото15.), за 1ч 45мин выходим в цирк перевалов Обходной и Зюзина. Обедаем на срединной морене в 10 минутах ходьбы от начала подъема на пер. Обходной, находящийся в гребне правого борта (орограф.) долины с права по ходу от треугольной вершины (фото16.). Перевальный взлет представляет собой 160 метровый снежный склон крутизной 25-30&186 в верхней части преходящий в кулуар также забитый глубоким снегом. Поднимаемся, стараясь держаться подальше от вытаявших участков осыпи – возле них снег проваливается очень сильно. Затратив 1ч 20 мин на подъем, выходим на перевальную седловину. Тур находится в левой части седловины. За туром возле выхода не больших скал, находим одно место под палатку, расчищаем место под вторую палатку и становимся на ночевку. (набор высоты за день 1016 м)

ИТОГО: ЧХВ=5 часов 55 мин

День 6. (18.07.08).

В середине ночи начинается сильный дождь с крупой, продолжающийся до 9 часов. Подъем 10:00, выход 12:15. Облачно, сильный ветер. Идеи по закрытому лед. Вост. Шевченко в направлении перевала Федоровского (фото17.), под перевальный взлет подходим через 35мин. Перевальный взлет (фото18.), представляет собой скально-осыпной склон крутизной до 40oи протяженностью около 100 м. В верхней части, которого находится снежный карниз, обходим его с лева. Поднимаемся осторожно плотной группой, т.к. камни живые и легко сходят. В 14:00 были на перевале, подъем занял у нас ровно 1 час (фото19.). Седловина перевала покрыта снегом, тур находится слева на скалах. Спускаемся с перевала по крутому осыпному кулуару, высотой 320 метров, придерживаясь правого его борта (фото20.), в нижней части кулуар сужается и представляет наибольшую камнеопасность. За 65 мин спускаемся на ледник Западный Шевченко (фото21.), закрытый снегом, обедаем на морене. После обеда движемся сначала по снежникам, затем начинается спуск по крупной и средней осыпи, идем по центральной части долины. Крутизна некоторых участков склона – до 35o. Выходим на ледник Нахашбита (фото22.) по снежнику (1ч 30 мин). Пересекаем открытую часть ледника Нахашбита (20 мин) и на срединной морене в 18:50 ставим лагерь (набор высоты за день 190 м сброс высоты835 м).

ИТОГО:ЧХВ = 4 час 30 мин

День 7. (19.07.08).

ПеревалМориса Тореза (2Б* ,3898 поGPS, координаты:N42 59.033

E43 27.409)

Характер:снежно-ледовый.

Экспозиция склонов:запад – восток.

Расположен:Ц. Кавказ, район Суган, в северном отроге Суганского хребта, отходящего от вершины Узловой Суган, между вершинами Узловой Суган на юге и пиком Днепровской правды на севере, ведет с западной ветви лед. Нахашбита на востоке на восточную ветвь лед. Сев. Суган на западе.

Описание дается:от ледника Нахашбита до ледника Северный Суган.Набор высоты:928 м.

Потеря высоты:400 м.

Пройденное расстояние:8,4 км.

Определяющие участки: подъем по западной ветви лед. Нахашбита через ледопад, подъем на перевал по снежно-ледовому склону крутизной до 45o(перильная страховка), спуск с перевала по западному снежно-ледовому склону на ледн. Сев.Суган (движение в связках с попеременной страховкой)

Возможные опасности:закрытые трещины на ледниках Нахашбита и Сев. Суган при прохождении ледопада (западной ветви лед. Нахашбита) есть вероятность падения камней.

Меры безопасности:наблюдение за склоном, связки, перильная страховка.

Тур не нашли(по уточненным данным тур должен находиться на скалах с права).

Подъем в 8, выход задерживаем до 12. Спускаемся со срединной морены и движемся по открытому леднику Нахашбита в направлении левобережной морены. Возле впадения западной ветви ледника Нахашбита (фото23.) выходим на левобережную морену (здесь она более низкая и пологая). Далее поднимаемся по морене до выполаживания западной ветви ледника, за которым начинается ледопад. Выходим на осыпь между левым бортом ледника и скалами (60 мин). Левая (орограф.) часть ледника не так разорвана в отличие от правой, но на верху ледник покрыт большим количеством камней, которые почти постоянно катятся по нему и подъем по этому пути крайне опасен. Но если подняться на бараньи лбы, прямо под скалами, есть полка, которая позволяет обойти камнеопасный подъем по леднику и выходит практически на следующую ступень западной ветви ледника Нахашбита (фото24.). Подъем на полку идет по крутой осыпи и простым скалам (в дождь на этом участке может понадобиться навеска перил). Поднимаемся на полку за 25 мин. Полка заканчивается осыпью лежащей на леднике (фото25.). Далее можно подняться по открытому леднику, с лева от осыпи, практически не опасаясь камней. Одеваем кошки, связываемся и, набрав около 50 метров высоты, минуем камнеопасный участок. Продолжаем подъем по левому борту ледника, вдоль скал обходя трещины. Смещаемся не много вправо, чтобы обойти трещины и выходим на пологую срединную часть ледника, дальнейший путь подхода на перевал и перевальный взлет просматриваются полностью. Ледник закрытый, снег сильно подтаял, по этому трещины проходим очень осторожно с попеременной страховкой через ледобуры. Выйдя на второй мореный островок (1ч 55мин), (N42 58.893 E43 28.492) у левого борта ледника разбиваем лагерь (фото26.). На леднике дует сильный ветер – растягиваем дополнительные штормовые оттяжки на палатках. (набор высоты за день 450 м).

ИТОГО: ЧХВ =5часов 50 мин

День 8. (20.07.08).

Подъем в 4:00, выход 6:10. Продолжаем движение в связках вдоль левого борта ледника по жесткому фирну в направлении перевального взлета (фото27.). За 2 ходки (1ч 20мин) подходим под перевальный взлет и начинаем подъем по переметному леднику. В верхней части ледник сильно разорван: слева (по ходу) - сераки, нависающие над подъемом, справа же разорвана средняя часть ледника, образующая ледопад. Между ними - ледовая полка идущая от центра ледника слева направо, к седловине перевала. Подниматься начинаем по центральной части ледника слева от ледопада по 30-35&186 снежному склону, постепенно смещаясь налево. Через метров 200 подъема ледопад, вдоль которого мы поднимаемся, сменяется ледовым склоном крутизной 40-45&186, уходящим слева направо (фото28.). Вешаем 2(х50м) веревки вертикальных перил по льду (фото29.), смещаясь вправо, чтобы максимально уйти из-под сераков и выходим на полку крутизной 40-45&186, покрытую глубоким снегом. Провешиваем 3(х50м) веревки горизонтальных перил направо и в 10:50, затратив на подъем 3 часа, выходим на перевал Мориса Тореза – обширное ледниковое плато (фото 30), покрытое снегом. Пересекаем (связки, кошки) его с юго-востока на северо-запад, ледник постепенно понижается. Дальнейший спуск осуществляется по центру (крутизна склона на некоторых участках достигает 25-30o) в обход крупных разломов льда или с использованием снежных мостов с попеременной страховкой (снега много поэтому большинство трещин закрыты, а те, что открыты, преодолеваются без проблем по мостам). От центральной части восточной ветви ледника Сев. Суган, смещаемся к его левому краю (фото31.) (справа ледник сильно разорван). Последний участок спуска с восточной ветви ледника Сев. Суган - склон крутизной 25oсо сбросом высоты около 200 метров, выводит на пологую, открытую часть ледника (фото32.) рядом с пер. Осыпной и Западный Суган (1ч 40 мин).

ПеревалШести (2А ,3700)

Характер:снежно-ледовый-скальный.

Экспозиция склонов:северо-востокюго-запад.

Расположен:Ц. Кавказ, район Суган, соединяет долины рек Рцывашки и Псыгансу, ведет с ледн. Сев.Суган на ледн.Вост. Рцывашки.

Описание дается:от ледника Сев. Суган до ледника Вост. Рцывашки.Набор высоты:200 м.

Потеря высоты:450 м.

Пройденное расстояние: 5 км.

Определяющие участки: пологий закрытый ледник на подъеме,спуск с перевала по скальному кулуару на лед. Вост. Рцывашки.

Возможные опасности:при прохождении спускового кулуара возможно падение льда и камней по кулуару, при выходе на ледник Вост. Рцывашки – ледовые обвалы, закрытые трещины.

Меры безопасности:движение в связках по закрытому леднику, перильная страховка, наблюдение за склоном.

С перевала снята записка группы туристов из г. Харькова, совершавших поход 4 к.с., руководитель Никифоров К.В. от 24.07.2007 г.

Начинаем подъем по западной ветви ледника Сев. Суган (ледник закрытый - связки) придерживаясь левого борта – там ледник более пологий (около 10&186). Пройдя 1 ходку (47мин) устраиваем привал на участке открытого льда (фото33.), темп движения не высокий т.к. снег к моменту спуска на западную ветвь ледника сильно раскис. Слева замечаем группу из 6 человек поднимающихся по снежно ледовому склону на гребень, разделяющий восточную и западную вервь ледника Сев. Суган (пер. Боковой Суганский (2Б) он же Боковой). Ледник в дальнейшем сильно сужается - левый борт покрыт мощной мореной. Далее движемся, смещаясь влево (по ходу) и подойдя к морене, продолжаем движение вдоль нее (перевал Шести от сюда еще не виден). Пройдя вдоль морены (53 мин), обедаем под прикрытием большого камня (фото34.). Чуть дальше морена образует «подкову», в «середине» которой на склоне выложены 4 площадки под палатки и есть маленькое озерцо. Перевал Шести - седловина между переметным ледником слева и моренными валами и скалами справа. Спуск с перевала идет по скально-осыпному кулуару (300 м). К кулуару ведет широкая ледовая мульда с практически вертикальной ледовой стеной слева, справа она ограничена мореной. Перевальный тур находится справа на большом камне, расположенном возле начала мульды. Над кулуаром нависает ледовая стенка высотой около 5 метров. Сверху на льду лежат камни, которые, вытаивая, могут падать в кулуар (лучше проходить его утром тогда камнеопасность меньше). Спустившись по осыпи вдоль мульды, максимально быстро уходим левее самого кулуара и по разрушенным скалам (укрываясь за выступами от возможных камней) спускаемся примерно на 50 метров к бараньим лбам. Здесь находится спусковая петля - бросаем первую спусковую веревку. Спуск идет по бараньим лбам с лева от кулуара (фото35, 36), поэтому он довольно безопасен от камней и льда, падающих по кулуару. Большую опасность представляют камни, сброшенные при движении или скинутые веревкой (все петли находятся на полках достаточно защищенных от падения камней). Спуск проходит по кулуару только один раз - в конце 2-й веревки, где, нужно спустившись в кулуар снова уйти налево – на широкую полку на бараньих лбах, с которой хорошо виден район пер. Рцывашки (фото38.). В середине спуска погода портится и начинает сыпаться крупа. Всего на спуск, занявший 4 часа, было провешено 5(х50м) + 1 (х25м) веревок, последняя веревка - по отвесу приводит на полку между ледопадом и кулуаром, на которой может собраться вся группа. Далее нужно спускаться по леднику Восточный Рцывашки. Начало спуска по фирну крутизной 25&186, с многочленными кусками льда упавшими с ледопада (в течение спуска несколько раз наблюдались обвалы льда), далее ледник выполаживается. Спускаемся в связках с максимально возможной скоростью, минуем скальный кулуар, наблюдя, что бы на нас из него ни чего не высыпалось, переходим несколько трещин заваленных снегом, перешагивая через них и выходим на пологую часть ледника Восточный Рцывашки (фото37.). До темноты спуститься на морены под ледником мы не успеваем – поэтому разбиваем лагерь на пологой части ледника, засыпанной снегом (45 мин). (набор высоты за день 483 м (на пер. Мориса Тореза) +200 м (на пер. Шести) сброс высоты 400 м (с пер. Мориса Тореза) +450 м (с пер. Шести))

ИТОГО: ЧХВ = 10 часов 10 мин

День 9. (21.07.08).

ПеревалРцывашки (1Б ,3581 поGPS, координатыN42 58.496 E43 25.006)

Экспозиция склонов:северюг.

Расположен:Ц. Кавказ, район Суган, соединяет лед. Рцывашки и лед. Юж. Суган

Описание дается:от ледника Вост. Рцывашки до ледника Юж. Суган.Набор высоты:250 м.

Потеря высоты:300 м.

Пройденное расстояние:3 км.

Определяющие участки: закрытый ледник на подъеме,спуск с перевала по широкому осыпному кулуару.

Возможные опасности:падение камней при спуске по кулуару.

Меры безопасности:движение плотной группой по осыпному склону.

С перевала снята записка группы туристов «Московского городского центрального туристического клуба» из г. Москвы, руководитель Ляпин от 27.06.2007 г.

Подъем в 7, выход 9:30. От места ночевки, на леднике, спустившись по центральной части ледника на 150 м (фото39.), по закрытому леднику крутизной около 20-25&186, траверсом уходим налево (по ходу) и поднимаемся по снегу вдоль скал, с лева от срединной морены. Выйдя на ледник, движемся от правого борта к центру и через 2 ходки (1ч 35мин) набрав 200 метров, выходим на пологую, верхнюю часть ледника (фото40.). До перевальной седловины, 40 мин хода. Перевал находится в западной части цирка и хорошо просматривается с подходов. Перевальный взлет представляет собой простые сильно разрушенные скалы крутизной 15-20o, выстой около 40 метров. Перевальная седловина - скальная, тур с права на большом камне, есть места под 3 палатки. С перевала хорошо виден наш следующий перевал Гюльчи (фото43.). Спуск (плотной группой) с перевала идет по довольно широкому до 20&186, осыпному кулуару (сброс высоты 300 м) (фото41.), между сильно разрушенных скал. Примерно на середине спуска кулуар заканчивается, уходим немного влево на осыпной склон, по которому идет хорошо заметная тропа. Потратив на спуск 36 мин, выходим на пологую, закрытую снегом часть лед. Юж. Суган (фото42.). Пройдя вверх по леднику около 300 м (20 мин), обедаем на свободной от снега поверхностной морене.

ПеревалГюльчи (2Б ,4035 поGPS, координатыN42 57.931 E43 26.167)

Характер:снежно - ледовый – скальный.

Экспозиция склонов:запад - восток.

Расположен:Ц. Кавказ, район Суган, южнее вершины Суган, ведет с лед. Юж. Суган на лед. Доппах.

Описание дается:от ледника Юж. Суган до турбазы Дзинага (д.р. Караугомдон).Набор высоты:600 м.

Потеря высоты:2200 м.

Пройденное расстояние:35 км.

Определяющие участки:на подъеме - преодоление ледопада лед. Юж. Суган (преодоление ледовых стен и трещин по снежным мостам) спуск по скально-осыпному кулуару, переходящему в крутой снежный склон.

Возможные опасности:закрытые трещины на ледниках, при прохождении ледопада возможны ледовые обвалы, опасность падения камней на спуске по кулуару.

Меры безопасности:движение в связках, наблюдение за склоном, перильная страховка.

С перевала снята записка группы туристов «Адлерского т/к Серпантин» г. Сочи, совершавших поход 4 к.с., руководитель Каменев С. А. от 11.09.2006 г.

Поднимаемся по пологой части ледника Юж. Суган (фото43.), слева направо в направлении левого борта (орограф.), ледник закрытый встречаются трещины (связки, кошки). Подходим к началу подъема на первую ступень ледопада, левая часть ледника более пологая и менее разорванная, чем центральная часть - собственно и образующая ледопад. Поднимается по снежно-ледовому склону крутизной 20-25&186, по возможности двигаясь по открытому льду между трещинами и участками глубокого снега. Через 1ч 5мин, набрав 160 метров, поднимаемся на плато над первой ступенью ледопада (высота 3661 м, координаты: N42 58.023 E43 25.517). Со скал левого борта периодически сходят небольшие лавины или происходят ледовые обвалы. Перед началом подъема на вторую ступень ледопада видны следы крупного ледового обвала. Поэтому дальше движемся по середине, между краем ледопада слева и скалами справа, стараясь не приближаться к ним. Обойдя, справа крупную трещину, в плотную подходим ко второй ступени ледопада (фото44.). По широкой ледовой полке движемся по направлению к правому борту ледника, проходя трещины с попеременной страховкой. Средняя крутизна склона около 25&186, отдельные короткие участки до 40-45&186 (фото 45). Преодолев засыпанный снегом грандиозный разлом, выходим на длинный, пологий ледовый гребень, покрытый снегом, по которому и движемся дальше, постепенно приближаясь к скалам правого борта. Преодолев несколько крупных трещин по мостам, движемся по правому краю ледника, через 2ч 30мин от начала подъема, оказываемся в широком заснеженном (набор высоты от первой ступени ледопада около 180 м) цирке перевала Гюльчи (фото46.), ограниченном отрогами вершин Суган-тау и Ложный Суган. слева над цирком нависает громадный ледник (видны следы ледовых обвалов). Обширное фирновое плато пересекаем за 1ч 10 мин с северо-запада на юго-восток. Седловина перевала – широкая, заснеженная, тур находится на скальном выступе в северной ее части. Не доходя около 100 м (фото47.) до перевала становимся на ночевку. (набор высоты за день 250 м (на пер. Рцывашки) + 600 м (на пер. Гюльчи) сброс высоты 300 м (с пер. Рцывашки))ИТОГО: ЧХВ = 8 часов 6 мин

День 10. (22.07.08).

Подъем 7:00, выход 9:00. Спускаемся по самому левому кулуару (фото48.), в котором обнаружились спусковые петли (спуск начали в 9:30). Кулуар скально-осыпной разделен небольшим выступом надвое, спускаемся по правой части кулуара т.к. она менее камнеопасна. Провесив 4 (х50м) веревки по скалам выходим на снег крутизной около 30-35&186, покрывающий всю нижнюю часть кулуара (фото49.). Далее по снегу на три такта спускаемся до ледника Допах (фото51.) постоянно наблюдая за склоном на случай падения камней. Спуск с перевала до ледника занимает у нас 5 часов, сброс высоты около 360 м. Далее движемся по пологому леднику, обходя широкие трещины, пересекая ледник (фото50.) в восточном направлении (к левому борту долины). Выйдя на левобережную морену (2 часа) ледника, устраиваем обед. Во время обеда начинается мелкий дождь, который к счастью быстро закончился. В 16:50 начинаем спускаться вниз по левобережной морене вслед за украинской группой стоявшей здесь лагерем, сначала по снежникам, когда же они заканчиваются, продолжаем спускаться по осыпи. В тумане, который волнами накатывал из долины, спускаемся ниже, чем следовало вдоль ручья, пропустив удобный путь, выводящий на левый борт долины. Приходится забираться на него по неудобной крутой осыпи. Примерно через 1 час хода осыпь заканчивается и, нагнав украинскую группу, выходим к небольшому ручейку, текущему по мелкому сланцу. Вскоре сланец заканчивается, и мы попадаем в поросшую травой каменистую долину. Где украинцы разбивают лагерь. Мы же идем дальше, вскоре начинают попадаться заболоченные участки, пройдя 2 часа (в последнюю ходку появилась слабая тропа) разбиваем лагерь, (N42 55.677 E43 28.944 высота 2514 м.) перед началом спуска к слиянию рек Орсдон и Харес (фото52.). На противоположной стороне ущелья Хареса, напротив бивуака располагается массив Лабоды. (сброс высоты за день 1521 м)

ИТОГО: ЧХВ = 9 часов

День 11. (23.07.08).

Подъем 6:00, выход 8:40. Продолжая двигаться по тропе, спускаемся в широкую местами заболоченную долину р. Харес. Тропа идет по левому борту долины мимо развалин кошей, выше пологой заболоченной части долины – урочища Чафандар. К 11 часам тропа перешла в грунтовую дорогу, которая серпантином спускается к водопаду (фото53.). Дальше плавно теряя высоту по дороге к 14 часам спускается к мосту напротив турбазы «Таймази». Только здесь появляется устойчивая связь. Все тут же хватаются за телефоны. Становимся на обед. Заканчиваем обедать в 15:00 идем в низ по долине Хреса. Возле моста через Харес встречаем нашего 6-го участника Попова Михаила, с которым созвонились, как только появилась связь, пропустившего из-за ангины первую часть похода. Приехавшего два дня назад в Дзинагу. К турбазе Дзинага подходим в 18:40. В небольшом магазине прямо напротив входа на турбазу забираем заброску. Воспользовавшись предложением Ольги - хозяйки, ставим палатки во дворе под соснами. Пока дежурные кромсают вытащенную из заброски капусту на борщ, развешиваем и перераспределяем продукты и снаряжение т.к. утром во Владикавказ уезжают, Вадик Усенко у него заканчивается отпуск, и Серега Семенов, у которого простуда и сильно растерты ноги. (сброс высоты за день1114м)

ИТОГО:ЧХВ = 9 часов 20 мин

День 12. (24.07.08).

Подъем 6:00, выход 8:35. Минут за 25 подходим от турбазы до поселка Дзинага. В поселке идем по верхней дороге оставляя погранзаставу ниже. Когда дорога заканчивается и переходит в тропу (1ч 5 мин от турбазы), останавливаемся, собираю паспорта, чтобы пойти отметится у пограничников, но идти далеко не приходится - от заставы к нам идет наряд пограцов – это наша первая и единственная встреча с пограничниками. После проверки документов, идем по тропе вдоль реки Караугомдон, сначала она идет возле самой воды, затем обрывистый берег выполаживается и тропа идет по сосновому лесу (есть поляны под палатки) с зарослями земляники на полянах, что сильно снижает темп движения J. Минуем небольшой боковой приток, прорезавший себе глубокое ложе в конгломерате. Мост, ведущий на левый берег реки мы пропустили, так как с тропы он не виден. Ориентиром служит, каменистая (окатанные камни) прогалина (скорее всего это временный водоток, поросшая по краям лиственными деревьями). Нужно спустится по ней до реки, прямо к мосту (N42 51.500 E43 41.910). До нее от дороги около 3 ходок (2-2,5 часа). Нам же приходится возвращаться почти на ходку в низ. Дальше поднимаемся по левому берегу (есть хорошие места под стоянки), через 50 мин подходим к крупному лавиннику, за которым течет большой ручей. Тропа теряется под снегом, отыскиваем ее на подъеме вдоль русла ручья. Переходим его по камням, возле камня помеченного синей краской. Далее по тропинке поднимаемся в карман левобережной морены, далее по карману морены, затем по мосту переходим реку Фастагдон и выходим на Райскую поляну (1ч 30 мин). (набор высоты за день 607 м)

ИТОГО: ЧХВ = 7 часов 2 мин

День 13. (25.07.08).

ПеревалЭлектрон (2А ,3500 поGPS, координатыN42.82958 E43.65288)

Экспозиция склонов:западвосток.

Расположен:Ц. Кавказ, район Дигория, соединяет лед. Зап. Цагардор и лед. Вост. Цагардор.

Описание дается:радиально от “Райской поляны” д.р. Фастагдон.Набор высоты:1439 м.

Потеря высоты:1439 м.

Пройденное расстояние:8,4 км.

Определяющие участки: закрытый ледник Вост. Цагардор и осыпь на подъеме и спуске.

Возможные опасности:падение камней, закрытые трещины.

Меры безопасности:движение плотной группой по осыпному склону, движение в связках по закрытому леднику.

С перевала снята записка группы туристов из «г. Калининграда и г. Москвы», от 22.08.07.

Подъем 6:30, выход 8:40. По мосту переходим на левый берег реки Фастагдон, тропа идущая вверх по ущелью довольно сильно заросла и иногда теряется в зарослях. Через ходку (40 мин) лес заканчивается, уступая место густой траве. Еще через 30 мин подходим к скальным прижимам, обойти их снизу по воде не решаемся, начинаем подниматься на них примерно посередине, возле небольшого ручейка стекающего со скал. Затем по полкам, поросшим травой, спускаемся обратно к реке. Далее тропа становится слабой и постоянно теряется в высокой траве. Проходим мимо огромного валуна (50 мин), под выступом которого находится площадка, закрытая с одной стороны каменной стенкой. Через 2 ходки (1ч 20 мин) делам привал на выложенных камнем площадках, совсем рядом есть еще одна стоянка. Проходим еще 30 минут и перейдя через поток, стекающий из под ледника Вост. Цагардор (фото 54.), поднимаемся по правому (орограф.) берегу потока (встречаются оборудованные места под палатки). Как раз напротив места нашего подъема, на противоположном борту долины Фастагдон, находится ледник Харисдор, ведущий на пер. Фастаг (фото55.). Через 1 час выходим к языку ледника Вост. Цагардор, обедаем. Ледник, закрытый крутизной от 10&186 до 30&186, движемся сперва по центру (фото56.), затем уходим вправо т.к. левая его часть, более крутая свободно от снега с нее периодически наблюдаем падение камней. Далее уходим на лево и продолжаем подъем уже вдоль правого борта ледника через 65 минут выходим к перевальному взлету. Подъем сначала по осыпи, затем по снегу до седловины перевала (фото57.) занимает 55 минут набор высоты 200м. Тур расположен под скалами слева. Спуск с перевала на ледник Зап. Цагардор (фото58.) – ровный, крутой снежный склон, бергшрунд, про который говорится в описании, скрыт под снегом. Спускаемся с перевала по пути подъема, со скальных прижимов спускаемся по веревке (фото59.) повесив ее на вбитых скальных крюках. В 19:38 возвращаемся на райскую поляну. (набор высоты за день1439 м сброс высоты1439 м)

ИТОГО: ЧХВ = 9 часов 20 мин

День 14. (26.07.08).

Перевал Вологата (2Б ,4041 поGPS, координатыN42.80603 E43.77203)

Характер:снежно-ледовый-скально-осыпной.

Экспозиция склонов:западвосток.

Расположен:Ц. Кавказ, район Дигория, соединяет лед. Верхн. Уларг – лед. Сонгути – лед. Гулар

Описание дается:д.р. Караугомдон от “Райской поляны” до слияния р. Согутидон и р. Кайсардон.Набор высоты:2034 м.

Потеря высоты:1953 м.

Пройденное расстояние:23,4 км.

Определяющие участки: крутой снежно ледовый склон и осыпь на подъеме, крутой снежный склон с бергшрундом на спуске и закрытый ледник.

Возможные опасности:падение камней, закрытые трещины на леднике, ледовые обвалы при движении по лед. Сонгути.

С перевала снята записка группы туристов МГТУ им. Баумана, г. Москва, совершавших поход 4 к.с., руководитель Зотов А.Д. от 16.09.2007 г.

Подъем 7:00, выход 9:20. От поляны поднимемся вверх по долине Караугомдона. Тропа идет по гребню левобережной морены. Пройдя 3 ходки (2ч 5 мин) находим приемлемое место для спуска на Караугомский ледник (фото60.). Спуск по осыпям на ледник занимает 30 минут. Далее пересекаем практически ровный в среднем течении ледник от левого борта к правому в направлении поляны “Микелай” за 50 минут. Поднявшись на поляну по не большому оврагу (30 мин) в 14:20 останавливаемся на обед (фото61.).

Начинаем подъем на хребет ограничивающий лед. Гулар справа, по сухому руслу ручья. Через 45 мин. набрав 250 м, выходим, на выполаживание с небольшим ручейком (фото62.), стекающим с крутых бараньих лбов, здесь можно разбить лагерь. Продолжаем подниматься, обходя бараньи лбы сева, далее по осыпям и моренным валам подходим к конечной морене (фото63.) ограничивающей цирк пер. Вологата (3ч 15мин). Из-за начавшегося дождя разбиваем лагерь готовых площадках (N42.80707 E43.75274), не дойдя 600 метров до песчаных стоянок в цирке. На ночевках наблюдается дефицит воды, был не большой снежник, на наличие которого рассчитывать сильно не стоит, воду смогли найти с большим трудом в небольшом ручейке, текущем под камнями на морене выше лагеря, на стоянках в цирке трудностей с водой быть не должно. (набор высоты за день 1306 м)

ИТОГО: ЧХВ=7 часов 50 мин

День 15. (27.07.08).

Подъем 6:00, выход 8:20. За 25 минут доходим до стоянок (N42.80861 E43.75947), в цирке останавливаемся, одеваем системы. От стоянок поднимаемся вверх по осыпи, оставляя с права бараньи лбы. Набрав 100 м выходим на обширный снежник под языком безымянного ледничка (фото64.), и уходим направо и продолжаем подъем уже по бараньим лбам (они ограничивают безымянный ледник слева (орограф)). Повесив 30 м перил в небольшом кулуаре, выходим за 2 часа (набор высоты 180м) на верхнюю, пологую часть бараньих лбов (фото65.), по которым подходим под начало перевального взлета (30 мин) (точка начала подъема: N42.80827 E43.76737) . От ночевок в цирке до перевального взлета 380 м набора высоты. Одеваем кошки, связываемся. Поднявшись около 180 м по снежному склону (фото66.)крутизной 35-40&186, выходим с попеременной страховкой на скально-осыпную полку с права (фото67.), ведущую к нашему перевалу. Траверсом с попеременной страховкой проходим по полке на право 150 м и выходим на седловину перевала Вологата (2ч 30мин). Седловина (фото68.) расположена в южном отроге горы Саудорхох, в понижении справа от вершинки. Тур находится с права на скалах.

Спускаемся с перевала (фото69.) 20 м по осыпи слева от снежника, потом на крутом снежном склоне провешиваем спусковую веревку (50 м) на ледорубах. В нижней части спуска находится бергшрунд засыпанный снегом (фото70.), его преодоление не представляет трудности. Спустившись (40 мин) на пологую часть лед. Сонгути (фото71.), связываемся (ледник закрытый) и уходим к левому борту ледника на осыпи (1 ч), возле вер. Сайудорхох. Пообедав, решаем остаться здесь на ночевку (N42.80677 E43.78136). (набор высоты за день 728 м сброс высоты 161 м)

ИТОГО: ЧХВ = 7 часов 21 мин

День 16. (28.07.08).

Подъем 5:00, выход 7.10. Идем по плато ледника Сонгути к его центру (фото72.). Ледник преимущественно закрытый (фото73.), встречаются трещины. В центре ледника Сонгути, где сходятся его восточная и западная ветви (40 мин), и начинается ледопад Сонгути, есть свежие следы ледовых обвалов с висячих ледников на склонах хребта, подпирающего Караугомское плато. Проходим их как можно быстрее и выходим на восточную ветвь ледника. Петляя между трещин, в 9:05 выходим (1 ч 5 мин) к широкой седловине в гребне , через которую переметный ледник Сонгути перетекает в ледник Уларг (пер. Снежинка ?? N42.79726 E43.82188 высота 3611 м). Хорошо виден весь наш путь по леднику (фото74.) Устраиваем долгий привал в мульде между скалами и ледником. На выступающей скалке, чуть выше по склону есть подобие тура, но он пустой, свою записку не оставляем. Левая часть ледника Уларг спадает вниз небольшим ледопадом, а его правая часть гораздо положе. Поэтому от гребня, разделяющего ледники Сонгути и Уларг, движемся по косой вправо, обходя ледопад по большой дуге (фото75.). Обойдя ледопад, возвращаемся в центр (фото76.), здесь уже снега. Через 1ч 30 мин достигаем конца ледника. Поднявшись на правобережную морену ледника Уларг, траверсируем правый склон (примерно в середине траверса есть кусок тропы, теряющийся возле морены) и спускаемся в карман правобережной морены (N42.81603 E43.81966) лед. Сонгути (фото77.) к зеленым лужайкам и небольшому озеру (40 мин). (с гребня морены хорошо видны участки троп расположенные ниже нашего пути: зеленый и желтый пунктир, см фото 77) Есть места под палатки. Обедаем. Далее 55 мин идем по гребню правобережной морены, иногда появляются признаки слабой тропы. После окончания правобережной морены спускаемся по руслу крупного ручья к р. Согутидон (1 ч). Сначала идем по осыпям, затем добавляется густая кустарниковая растительность и березовое криволесье. Троп нет, иногда встречаются отдельные туры, но проследить от них тропу не получается. Спуск очень тяжелый, часть пути удается пройти вдоль берега. И только где-то через 1ч долина начинает расширяться, что несколько облегчает путь, позже выходим на тропу. Еще 1 час ходьбы и мы, продравшись через заросли берез, достигаем устья р. Кайсардон. (видимо, набитая тропа идет по левобережной морене, так как в дальнейшем на левом берегу видна старая дорога, а ледник Сонгути можно спокойно перейти в его пологой части) Реку решаем переходить утром, разбиваем лагерь (N42.85258 E43.84589) на песчаной площадке между березняком и галечным валом (фото78.). Долина р. Сонгутидон ниже впадения в нее реки Кайсардон покрыта галечниками – след селевых потоков из долины р. Кайсардон. Вода в реке очень мутная, поэтому берем воду из Сонгутидона в небольшой заводи. (набор высоты за день 150 м сброс высоты 1792 м)

ИТОГО: ЧХВ = 7 часов 51 мин

День 17. (29.07.08).

Перевал Родина Северная (2А ,3935 поGPS, координатыN42.80565 E43.84947)

Экспозиция склонов:запад-восток.

Расположен:в Цейском хребте между вер. Тур-хох и Укртуре и ведет с лед Зап. Кайсар (ущ. р .Кайсардон, р. Сонгутидон) в д.р. Цей.

Описание дается:от слияния р. Согутидон и р. Кайсардон. до Цейской поляны.Набор высоты:1847 м.

Потеря высоты:1935 м.

Пройденное расстояние:24км

Определяющие участки: осыпь, закрытый ледник и крутой снежно ледовый склон на подъеме, крутой снежный склон и осыпь на спуске.

Возможные опасности:падение камней, закрытые трещины на ледникеЗап. Кайсар.

С перевала снята записка группы туристов т.к. «Ориентир», г. Мозырь (Беларусь), совершавших поход 5 к.с., руководитель Радивончик М. Н. от 28.07.2008 г.

Подъем 6:00, выход 8:05. Переправляемся на правый берег р. Кайсардон, долго ищем брод, наконец, через 40 собираемся на правом берегу реки. Пройдя не много выше по течению, начинаем подниматься по крутому травянистому склону, пока не попадаем на широкую тропу (30 мин), хорошо видную с места ночевки. Сейчас она постепенно зарастает. Тропа идет высоко над рекой по склону (45 мин). Вскоре тропа выводит в пологую долину выше водопада и, спускаясь к реке, теряется (20 мин). Продолжаем подниматься вдоль речки. Впереди видны три гребня огромных морен (фото79.). Подходим к началу средней морены (35 мин), и далее поднимаемся, по карману между левой (по ходу) и средней моренами (фото80.). Через 50 мин подъема, набрав 240 м, выходим на пологий гребень средней морены (фото81.). За 45 мин выходим к слиянию восточного и западного истока р. Кайсардон, разделенные очень высокой срединной мореной. Переходим реку по камням и поднимаемся вдоль западного притока к языку лед. Зап. Кайсар. Не доходя языка ледника, обедаем (35 мин) на площадках возле большого камня (N42.82918 E43.84690). Продолжаем движение, под ледником также есть хорошие песчаные площадки (20 мин). Обходим бараньи лбы слева и выходим на ледник Зап. Кайсар (25 мин), почти весь закрытый снегом (фото82.). Поднимаемся на 260 м по серединной поверхностной морене до выполаживания (35 мин). Дальше по закрытому леднику в связках поднимаемся до поворота ледника, за которым начинается цирк перевалов Родина (1ч 30мин). Набор высоты составляет 370 м. Наш перевал Сев. Родина – левая по ходу широкая снежная седловина (фото83.). К ней ведет снежно-ледовый склон до 35&186 (30 мин) высотой 150 м. В 20:00 поднимаемся на седловину пер. Сев. Родина (1 ч). На седловине есть две площадки, на одной из них ставим палатку (фото 84.) и выкладываем не большую ветрозащитную стенку. (набор высоты за день 1847 м)

ИТОГО: ЧХВ = 8часов 36 мин

День 18. (30.07.08).

Подъем 4:00, выход 6:15. С перевала вниз ведет снежно-осыпной 500 метровый кулуар (фото85.). В средней части он сужается. Начинаем спускаться вдоль левого борта кулуара. Вешаем на выступе петлю и провешиваем 50м перил т.к. начало спуска покрыто льдом с тонким слоем снега сверху. Далее в связках спускаемся по снежнику к правому борту кулуара и выходим на небольшой осыпной гребешок. Спускаемся, забирая вправо и выходим на широкий снежный склон (фото86.), ведущий на пологое снежное плато небольшого ледничка. На левой стороне перевального цирка на осыпном гребне есть несколько площадок (1ч 45мин), на которых устраиваем отложенный до лучших времен завтрак (фото87.) (N42.79911 E43.85146). Ущелье р. Оракхом - короткое и крутое, при протяженности 2,7км сбрасывает около 1500 м высоты, средняя крутизна ущелья около 35&186 (фото88.). На всем пути спуска до д.р. Цей нет ни одного пологого участка, только стабильно одной крутизны осыпные склоны. Также на всем протяжении спуска практически нет воды, так что следует запастись ей заранее, особенно если идти по ущ. Оракхом на подъем. Через 1ч 50 мин мы достигаем широкой долины р. Цей (фото89.). Пройдя поперек долины, выходим на тропу. По тропе, идущей по живописному лесу, выходим к началу асфальтовой дороги (1ч 30 мин). На обеде доедаем последний кусок колбасы. Глаза у участников как-то подозрительно блестят, и разговор крутится вокруг темы: «Что я сделаю, когда приеду…» только, что копытом не бьют, тогда же решаем «добежать» до Бурона сегодня, благо, что времени достаточно, а погода не располагает к долгим посиделкам. Переобувшись в кроссовки, идем дальше. Через 15 минут ходьбы переходим по мосту на правый берег реки Цейдон. К Бурону подходим примерно в 19:35 останавливается перед поселком в небольшой рощице. (сброс высоты за день1935м до Цейской поляны)

ИТОГО: ЧХВ = 10часов 15 мин

День 19 (31.07.08).

Утром отзваниваюсь дежурному во владикавказское МСЧ, что бы они сняли нас с учета. Потом идем в поселок узнать на счет транспорта, довольно быстро находим машину, которая едет во Владикавказ. Поездка занимает около 1,5 часов. Билетов на поезд, как и ожидали, нет, домой едем на автобусе Владикавказ-Ростов отходящем в 18:40.